Урокпоизо

«Сказочная птица»

Тип урока: урок-фантазия.

Цели урока:

    Познакомит с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистики, о холодных и теплых цветах.

    Развивать фантазию и умение стилизовать формы животного мира в декоративные.

    Развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения коллективного творческого задания.

    Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору.

    Воспитывать чувство красоты и бережного отношения к птицам.

Оборудование: слайды, рисунки, картина М. Врубеля «Царевна Лебедь», незаконченное изображение сказочной Жар-птицы .

- Для учителя: шаблоны перьев, листы бумаги, краски, кисточки, клей, салфетки.

-Для учащихся : краски, кисточки. салфетки.

ТСО: слайды «Птицы в искусстве».

Литературный ряд: различные издания сказок.

Задание: расписать перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы.(коллективная творческая работа)

План урока

1. Проверка организации рабочих мест.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Введение в тему. Беседа.

4. Практическая работа.

5. Физминутка.

7.Итог урока.

Ход урока

    Организация учащихся к уроку.

Сели красиво, улыбнулись друг другу.

Проверили готовность к уроку.

Смочили краски.

Сегодня нам предстоит интересная работа, и нам необходимо разработать наши пальчики.

Они вежливые и умеют здороваться друг с другом:

Здравствуй, брат!

Здравствуй, брат!

Я, братишка, тоже рад!

(Одноименные пальчики в ритм приговорки постукивают друг друга)

А ещё наш кулачок умеет превращаться в яркое солнышко:

Солнышко, поскорей

Всех ребяток обогрей!

Этот лучик золотой,

Этот тоже не простой,

Этот теплый,

Этот светлый,

Этот самый маленький.

(Пальчики разжимаются и сжимаются в кулачок)

II. Сообщение темы и цели урока.

-Мы слышим как поют птицы. А почему раньше их не было слышно?

(д. Они улетали зимовать в жаркие страны)

-А каких птиц вы знаете?

(Дикие и домашние.Снегири, синицы, и т.д.)

-Хорошо. Скажите, чем похожи птицы друг на друга?

(У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.)

-А чем отличаются они друг от друга?

(Цветом, размером, формами, оперением.)

-Вспомните, попугаев, которых вы видели на выставке в музее . Опишите их. какие они? (Яркие. красивые.)

-Какую пользу приносят птицы людям?

(Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред

урожаю на огородах и в саду.)

-Как человек должен относиться к птицам?

(Бережно, любить их, заботиться о них)

Отгадайте, что это за птица:

Не сидит она на месте

На хвосте разносит вести. (Сорока)

Зимой на - ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.. (Снегири)

По ночам летает

На охоту.

Днём не видит

Да и спать охота. (Сова)

Молодцы!. Не только отгадки знаете, но и рисовать птиц умеете.

(Показ рисунков птиц. Гуси-Лебеди из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

-А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

Целый круг и половинка,

Может это будет свинка,

Может ящерица, или

Нет, пусть это будет филин.

Итак, тема нашего урока «Сказочная птица» слайд 1

В народе говорят: “Птицы – вестники весны”. “Птицы весну на крыльях принесли”. Сегодня я пришла не одна – я принесла волшебную птичку. Она поможет нам нарисовать сказочную птицу.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и у других народов мира.

Слайд 2

– Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло принесла. Народные мастера и сказители любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы- гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.

В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи

Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу – солнцу. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые. Чтобы весна быстрее пришла, придумывались песни, поговорки, заклички.

Жаворонки прилетите,

Весну – красну принесите.

Надоела нам зима,

Пусть приходит к нам весна.

-Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей.

-Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ сказочной птицы.

(-Царевна- Лебедь «Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин, Слайд 3

Жар птица «Конёк-Горбунок» П.П. Ершов

-«Финист- ясный сокол»

Птица Феникс в восточных сказках

Сказка о золотом петушке

Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» и др.

-Какая из сказочных птиц вам больше нравится и почему? ()

Беседа по картине: «Царевна-Лебедь»Врубель М.А.

Перед вами, ребята, картина Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь», написанная маслеными красками.

Врубель- русский художник, в творчестве которого большое место занимала сказка, фантазия, народное творчество. Художник любил фантазировать, умел реальное превратить в фантастическое.

Царевна-лебедь - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В этом образе воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству.

Бледное лицо царевны с большими печальными глазами полно грусти..

Последние лучи заходящего солнца скользят по свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают нежно-розовые блики на бледное серо-лиловое оперение сказочной птицы, мерцают в драгоценных камнях на пальцах и в кокошнике прекрасной грустной девы.

-Скажите, а в каких тонах(холодных или тёплых) выполнена картина? (Холодных)

Эта картина овеяна сказочностью и выполнена в холодных тонах.

-Понравилась вам она?

- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства .

Демонстрация слайдов: «Птицы в искусстве»

В искусстве образ птицы счастья можно встретить :

В вышивке, ()

В резьбе по дереву,

В народных промыслах гжели- посуда, хохломы, городецкой росписи- разделочная доска, пермогорской росписи и.т.д.

- А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке:

Вот индюк в дымковской игрушке,

А вот птицы - свистульки филимоновской игрушки.

Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.).

Вывод : Мы,ребята, сейчас посмотрели как народные мастера, художники в разных видах искусства сказочной птицей украшали полезные вещи в быту (одежду, посуду, игрушки, шкатулки прялки и т д)

--А это образ птицы с девичьим лицом - птица Феникс.

-Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. - Ребята, сегодня я обращаюсь к вам за помощью. Я уверена, что вы сможете мне помочь. Но сначала, отгадайте мою загадку.

Птица чудная она.

Вся из пламени-огня.

Крылья плавно поднимает,

Хвост как веер распускает,

Глазки яхонтом горят –

Удивительный наряд.

Побеждает темень, мрак.

Туче черной – первый враг.

А перо той дивной птицы

Вмиг желание исполнит,

Людям счастье принесет.

Правильно, Жар-птица.

(Открываются створки оформленной доски)

Ребята, я уже говорила вам, что тема нашего сегодняшнего урока: «Сказочная птица». И Жар-птица у нас в гостях неспроста: вы ей поможете, а она покажет вам все волшебство цвета.

А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?

(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).

Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.

Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.

Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.

Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.

3. Вот и мне захотелось нарисовать Жар-птицу.

Вдохновение тотчас же посетило меня и, пока я только делала наброски, оно также быстро меня покинуло. Я осталась у незаконченного шедевра.

Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим нашу волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.

Перед вами лежат шаблоны перышек. Обратите внимание, что не у всех шаблоны одинаковые. У одной группы маленькие, у другой чуть больше, а у третьей еще больше.

Распишем для нашей Жар-птицы перышки.

Ваша задача – раскрасить эти перышки и украсить их декоративными блестками . После того как будут готовы перышки, ими будем украшать птицу. Но перышки будем наклеивать не как попало: маленькие – на туловище и основание крыльев, средние – на крылышки, большие – на хвост.

Но прежде чем начнем раскрашивать перышки, узнаем о некоторых секретах и волшебстве цвета.

На какую птицу похожа Жар-птица?

(на павлина) слайд

Показываю перо из павлиньего хвоста.

Посмотрите какую красоту создала природа!

Какого перышко цвета?

(зеленый, синий, фиолетовый)

Ребята, какие основные цвета вы знаете?

(красный, синий, желтый)

4. Практическая работа

Молодцы. Сегодня с помощью этих трех цветов мы получим другие. Краски мы будем смешивать. А как я вам сейчас покажу.

Существуют несколько способов получения цветов. Одни способы называются естественными , другие – механическими.

1. Перед вами чистые листы бумаги. Нанесите две линии кисточкой двух цветов, одна линия – красная, вторая – желтая. Линии проводите рядышком, кисточка с краской должна быть влажной, краска – погуще. Теперь проведите между этими линиями чистой, без краски, влажной кисточкой. Кисточку отложите, затем, взяв в руки лист наклоните бумагу так, чтобы краски перетекали одна в другую. Способ называется – вливанием (естественный) . Обратите внимание, какие причудливые узоры получаются.

2.Следующий: на одну сторону листа нанесите несколько капелек синего, на другую желтого цветов, лист сложите пополам, прогладьте лист ладошкой в разные стороны, откройте и увидите, что получится.

3.Следующий: краски красного и синего цветов накладываем рядышком, кисточкой смешиваем эти два цвета.

Какой способ вам больше всего понравился?

Теперь скажите, какие цвета у вас получились при смешивании?

(оранжевый, зеленый, фиолетовый).

- Вот эти цвета, ребята, называются дополнительными .

Сколько всего цветов у нас получилось? 6

- А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?

(красный, желтый, оранжевый)

Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая. Давайте сравним настоящий огонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.

Какого цвета язычок пламени?

(ответ учащихся)

- Да, красного, желтого, оранжевого , но можно заметить и синие искорки. Поэтому для основного фона мы будем использовать красный, желтый, оранжевый цвета, а синеватые блики будем дополнять декоративными блестками.

Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

5. Физминутка :

Птицы летят

Крыльями шумят

Прогнулись над землей,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

И очень бесшумно

На место садятся.

6. Самостоятельная работа учащихся.

А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.

Пед. Рисунок.

- Внимание, ребята, те кто будет украшать перья хвоста птицы: внимательно рассмотрите перо, украшающее павлиний хвост.

На что оно похоже?

(На деревце с пушистыми веточками)

Оно состоит из основной оси, от которой в стороны отходят пушистые «отросточки.»

Синий глазок на кончике перышка заменим блёстками.

Средние и маленькие пёрышки:

После наложения основного фона(тампоном),\\\ можете тонкой кисточкой нанести узоры, чтобы краше было и наклеить блёстки.

Кто уже выполнил, подходите к птице и крепите перышки.

7. Итог урока.

Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.

Всем за урок -5

– Чем, ребята, вы помогли Жар-птице?

А что нового вы узнали с ее помощью?

Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю!

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

Добрее сердцем и теплее душой.

Молодцы! Наш урок окончен, можно убирать рабочие места.

1001 идея интересного занятия с детьми


План-конспект урока по изобразительному искусству

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА»

Преподаватель изобразительного искусства МОУ ДОД «Детская школа искусств» пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской обл. Носкова Ольга Сергеевна

Предмет (направленность): изобразительное искусство.

Возраст детей: 7-8 лет

Место проведения: класс


Вид занятий: вводное занятие


Цель:
Оборудование урока: а) Для учителя. Интерактивная доска, проектор, компьютер, работы учащихся для демонстрации нетрадиционных техник, магнитная доска, магниты, б) Для учащихся. – эскиз «Мир искусства» формат А3 – 2 шт., краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные, кисти, баночки для воды на партах, тряпочки, палитры.
Использование классной доски: тема урока – «Путешествие в мир искусства»

План и ход урока:

    Организационная часть - 2 мин.

    Сообщение учебного материала- 10 мин.

    Самостоятельная работа учащихся -20 мин.

    актуализация знаний 3-4 мин.

    Завершение урока и задание на дом - 2 мин.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к изобразительному творчеству.
Задачи: 1) Образовательная: познакомить с видами изобразительного искусства, нетрадиционными материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства; научить правильно, готовить рабочее место и пробудить интерес к изобразительному творчеству. 2) Развивающая: развивать внимание, наблюдательность. 3) Воспитательная: воспитать чувство к прекрасному, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе.

Ход урока 1. организационная часть Здравствуйте, юные художники! Меня зовут Ольга Сергеевна. Я приехала к вам из города «мир искусства». Там живут художники. Это те люди, кто умеет и любит фантазировать и придумывать. Тот, кто в своем воображении создает целый мир, может себя так называть. А вы хотели бы стать художниками? Но так уж устроен этот мир, что всему на свете надо учиться и чтобы стать художником мало этого просто захотеть. Учеба дело не простое, она требует от нас терпенья, внимания, времени и сил. Но ведь вы не боитесь трудностей? Тогда я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в великий и загадочный Мир искусства. Наш урок так и называется «Путешествие в мир искусства». Прежде чем отправиться путешествовать, давайте определим, что же мы хотим узнать и достичь, иначе наше путешествие просто не имеет смысла? Как много вы хотите узнать! Но к сожаленью мы не сможем узнать сразу обо всем. Сегодня мы попытаемся раскрыть лишь некоторые тайны мира искусства. Познакомимся с видами искусства. А результатом нашего путешествие будет очень необычный рисунок! Думаю, теперь мы готовы. Садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку.
2. Сообщение нового материала Жил-был художник. Каждый день он видел моря и леса, поля и горы. Видел красоту неба, синеву моря и бескрайность полей. Они звали художника взять кисти в руки и рассказать об их красоте всему миру. Художник нарисовал множество картин, в которых показал, как удивительна окружающая жизнь. Нужно только внимательно вглядываться в предметы, природу, людей - и тогда волшебный мир красоты откроется. Этот художник передавал красоту природы на холсте при помощи красок. Он писал свои картины «живо» как в жизни. Такого художника называют – живописец. А вид искусства, который объединил его произведения – живописью. Живописью называют такой вид искусства, в котором картины пишутся красками: масляными, акварельными, гуашевыми. А его сосед – художник любил рисовать только карандашами, фломастерами, углем, мелками. Звали его - графист. А вид искусства, к которому относятся такие картины – графика. Графикой называют произведения, выполненные линиями, штрихами, точками. Рядом с друзьями жил скульптор. А вы знаете кто это? Это художник, который старается передать красоту животных и людей с помощью глины, гипса, камня. А как назовем вид искусства? Скульпту́ра - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. А на другой улице жила народная мастерица. Однажды увидев морозные узоры, она сотворила кружево. Посмотрите, как причудливо перевивается ниточка, составляя узор. Это вологодское кружево – народный промысел. Все народные промыслы мы относим к декоративно-прикладному искусству. Это еще один вид искусства. В этом городе жили и другие художники. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры. Город строили и украшали красивыми зданиями, мостами строители и архитекторы. И город назвали – Мир искусства, потому что искусство-это и есть мир. Красиво изображенный художником, архитектором, мастерами ДПИ. Этот мир очень большой и разный! Давайте закроем на минутку глаза и представим, как выглядит город «Мир искусства» Но как в любой сказке у нас тоже должен быть отрицательный герой. Давайте это будет злая волшебница. Ей очень не нравилось, что этот город красивый, яркий, и что в нем живут прекрасные художники и мастера. И однажды она решила забрать из мира искусств все краски. В один миг город превратился из красочного в черно-белый. Вот таким он стал. Я предлагаю вам раскрасить город. А с помощью чего мы сможем это сделать? Перед вами находятся различные материалы, выберите из них те которые вам подойдут для раскрашивания рисунка.
(Детям предлагаются различные материалы: краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные).
Вы правы. Но давайте посмотрим на рисунки, расположенные на стенде. Эти работы выполнены ребятами. Можно ли их назвать обычными? А что в них особенного? Они выполнены в разных техниках и с применением различных материалов:…. Такие техники называются нетрадиционными техниками рисования. Потому что они отличаются от обычного рисования.
2.2. вводный инструктаж Так как наш город «Мир искусства» тоже не обычный. Давайте его раскрасим с помощью этих нетрадиционных материалов. А как давайте подумаем вместе. (показ на стенде с опорой на детские работы) - Как мы можем применить для рисования мятую бумагу, губку? (для печати). - Спичечные коробки - тоже для печати, получается геометрические отпечатки. Пленку можно раскрасить краской, а затем осторожно приложить к рисунку и отпечаток останется на нем. Очень удобно таким образом рисовать траву и небо.
Я не буду раскрывать вам всех секретов. Вы можете использовать все, что находится у вас на столах.
Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством. Сейчас мы этим и займёмся. - для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку; - чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука. - кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика. - Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть тряпочкой. Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге их можно и нужно смешивать.

3. Практическая работа 4. актуализация А пока наши работы сохнут, немного повторим: -В каком необыкновенном мире мы сегодня побывали? - какие вы запомнили виды искусства? - покажите мне предмет или рисунок, который соответствует такому виду искусства как живопись… Скульптура Графика ДПИ - а наши рисунки к какому виду отнесем? ПОЧЕМУ? - вы узнали что-нибудь новое для себя на этом уроке?
Расположение работ на доске.
Вот такой мир искусства у нас получился. Вы сами стали полноправными жителями города – художниками, теперь вы знаете как разнообразен Мир искусства. Мы познакомились с видами искусства и некоторыми техниками нетрадиционного рисования.
5. заключительная часть Я хочу подарить вам на память цветики-семицветики. Если вам понравился урок то нарисуйте ему улыбку, а если нет – грустное лицо. Эти цветы обладают волшебной силой творчества и принесут вам счастье и удачу. Они будут основной для вашего любого творческого замысла. С помощью цветка вы сможете творить прекрасное. Вот и закончился наш урок. Но путешествие в Мир искусства на этом не закончилось. А захотите ли вы его продолжить будет зависеть от вас.

А мне пора с вами прощаться, у меня еще много дел в Мире искусства.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе Б.Неменского «Разноцветные краски».

Сергазина Бибигуль Жусуповна
Учебное заведение: КГУ "ПДЦСО" акимата СКО г.Петропавловск
Краткое описание работы: Учить детей рисовать нетрадиционными способами, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисованием пальчиками). Закреплять умения детей рассказывать стихотворение по опорной схеме. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать

Текаева Виктория Юрьевна
Учебное заведение: Детский сад "Нұр бөбек"
Краткое описание работы: Воспитывать у детей, при рассматривании предметов быта, устойчивый интерес к изобразительному искусству народа Казахстана. Вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на прямоугольнике.

Малолетова Виктория Александровна
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ШПК"
Краткое описание работы: называть изображение на картине, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ, обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), воспитывать заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.

Кошкина Татьяна Владимировна
Учебное заведение: МКОУ"Школа-интернат N 4"
Краткое описание работы: В своей работе, мы с детьми вспоминаем времена года и закрепляем понятие-зима. Что зимой идет снег, покрывает землю, что снег белый(закрепляем понятие- белы цвет) Зимой мы отмечаем Новый год и встречаемся с Дедом Морозом.Учимся делать аппликации зимнего леса.

Крылосова Ольга Анатольевна
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 266"
Краткое описание работы: Данная практика по изготовлению осенней поделки, направлена на развитие мелкой моторики, закрепление навыка работы с крупой, пластилином. Закрепление характерных особенностей и признаков осени.

Межина Нелли Дмитриевна
Учебное заведение: МБДОУ Звёздочка комбинированного вида СП д/с №148
Краткое описание работы: В контексте интегрированного занятия по развитию речи и рисованию закрепляются навыки осознанного употребления слов в соответствии со смыслом высказывания; закрепляются умения детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей ИЗО. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения ИЗО в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока ИЗО должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по ИЗО являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков изобразительного искусства бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям ИЗО перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по ИЗО на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по изобразительному искусству на нашем сайте Вы найдете разработки по МХК , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Конспект урока по ИЗО.

Тема: Палитра художника.

Цель: познакомить уч-ся с теплыми и холодными цветами, их ассоциациями в природе, познакомить с понятием «палитра», материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства; выполнить палитру в форме бабочки; формировать навыки и умения организации рабочего места; развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусству; прививать интерес к предмету;

ОБОРУДОВАНИЕ : картинки «Палитра художника», образец бабочки.

ХОД УРОКА.

1.ОРГ. МОМЕНТ.

Прозвенел звонок, Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать.

Ребята, какое сегодня число?

Какой день недели?

Какой по счету день?

Какое сейчас время года? Молодцы.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Ребята, сегодня у нас будет урок на тему «Палитра художника». Я принесла иллюстрации, давайте их рассмотрим.

Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.

Вы хотите научиться рисовать? (ответ уч-ся). Я вам в этом помогу.

Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

    Я в руке своей держу радуги кусочек. Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

    Как толь в акварель уткнусь я хвостиком Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

    Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

    Чёрный Ивашка, деревянная рубашка Где носом проведёт, Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Давайте их приготовим.

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, ещё живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево, металл, глину, кость, камень, бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.

Живописью называют произведения, созданные красками.

Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создаёт образы героев, изображает действие, пишет картины природы.

Чтобы создать множество оттенков (разновидность цвета) художник пользуется палитрой (небольшой кусочек бумаги или картона, доски или стекла на которых смешивают краски)

Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся.

Чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.

Кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сейчас давайте с вами на листочке смешаем краски. У нас получились необычные цвета, теперь будем их наносить на бумагу, так чтобы получилась бабочка. Создание палитры в виде бабочки, путем смешивания красок.

Теперь возьмем новый чистый листочек и сложим его попалам, разогнем и на одной стороне нанесем разные цвета красок, чистую половину наложим на окрашенную. Разогнем, и у нас получилась необыкновенная палитра!!!

4. ИТОГ УРОКА.

Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в нашем классе стало светло от ваших работ! Молодцы!

Какая тема была на нашем уроке?

Что вы сегодня рисовали?

Ребята, вы сегодня на уроке старались, трудились. Мне понравились ваши рисунки. Вы все молодцы.

План – конспект урока

по изобразительному искусству

Преподаватель МБУ ДО « ДШИ»

п.Восток,Красноармейского р-на

Приморского края.

Гордеева

Анжелика Владимировна.

Дата___18.01.2016год .____

Вид занятий Рисование с натуры в третьем классе.

Тема урока Рисование с натуры предметов быта (вазы) комбинированной формы.

Цель урока Развитие пространственного мышления и образного воображения. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Оборудование урока

а) Для учителя. Натурная постановка. Наглядные пособия в виде учебного материала, показывающих последовательность построения изображения. Доска, мел.

б) Для учащихся. Мольберт, бумага А-3, карандаши, резинка

Оформление классной доски

Схема последовательности построения изображения.

План урока

    Организационная часть- 2-3 мин.

    Сообщение новых знаний -08-10 мин.

    Практическая работа учащихся – 20-27 мин.

    Сообщение задания на дом –2-3 мин.

Ход урока

    Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.

    Изложение учебного материала.

Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы.

Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов.

Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. На что похожа форма вазы?

Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Задаю ученикам вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?

Объясняю общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напоминаю, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.

Учащиеся приступают к работе.

    Самостоятельная работа учащихся.

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

    Подведение итогов.

Выбираю хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.

    Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщаю учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предлагаю дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичною по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов,) Давая задание на дом, показываю на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.

Список использованной литературы

1.Анциферов Л.Г., Анциферова Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ изобразительных отделений ДШИ. М.,2003.

2.Барышников А.П. Перспектива –М.,1955

3.Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта.М.,Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

Рисунок 1,2,3,4

МЕТОДИКА УРОКА

Методика урока состоится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке тематических положений, как:

Триединство задач

Каждый урок включает в себя воспитательные, образовательные и творческие задачи.

Опорные понятия

Включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя, от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.

Основные понятия

Это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия учитель не даёт в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.

Планирование времени на уроке

Распределение времени на уроке зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу решает сам учитель. Если урок – беседа, то время урока распределяется следующим образом:

Изложение нового материала – 25-30 мин.

Самостоятельная работа учащихся – 10-15 мин.

Если урок носит практическую направленность, то на беседу отводится 10-15 мин., а на практическую деятельность 25-30 мин.

Активность учителя на уроке

Уроки изобразительного искусства требуют от учителя постоянной активной работы: во время бесед, показа произведений искусства, самостоятельной работы учащихся, анализа детских работ, на протяжении всего урока. От активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.

Психологическая сторона урока

Развитие внимания учащихся, мышления, речи, воображения, творческих способностей.

Эмоциональная сторона урока

Развитие умения радоваться,смеяться, грустить, волноваться, сопереживать, Развитие доброжелательности в оценочных суждениях.

Х од урока

В урок включают беседу с детьми, носящую всегда проблемный характер, работу с учебником, учебно-дидактические игры, практическую работу, ее оценку. Урок строится по усмотрению учителя исходя из его творческих возможностей, опыта, с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока.

Слайд-фильм

Использование на уроке слайдов с произведениями искусства и музыки можно объединить в слайд-фильм – подборку из 10-12 произведений на одну тему, выстроенную созвучно по настроению с музыкальным произведением. Слайд-фильм показывают детям без пояснения учителя. Во время его демонстрации учитель может сфокусировать изображение или размыть его, использовать цветной фильтр для усиления эмоционального воздействия отдельных кадров. Желательно иметь кроме целого изображения еще и фрагменты произведения, чтобы можно было рассмотреть детали, обратить внимание на главное.

Для того чтобы после просмотра слайд-фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.

Работа с учебником

Впервые для уроков изобразительного искусства по программе Б.М.Йеменского для начальной школы выпущены учебники, рассчитанные на каждого ученика. Они построены так, что каждая глава соответствует программе одной учебной четверти, а каждый разворот его имеет доступный возрасту текстовый и зрительный материал для уроков. Учебник богато иллюстрирован как репродукциями картин выдающихся художников, так и детскими рисунками для внимательного рассматривания, погружения ребенка в мир искусства, отражающего эстетический аспект жизни. Практические задания расширяют возможности детского творчества, дают повод к самостоятельной работе на уроке и дома.

Учебник ни в коем случае не должен заменять учителя на уроке! Он является только подспорьем в работе и может быть использован по усмотрению учителя во время беседы, объяснения темы или практического задания.

Практическая работа учеников

Практическая работа детей связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе. Это могут быть упражнения, наброски, зарисовки, эскизы и длительная работа с материалом. Живопись, графика, лепка, бумажная пластика дают возможность попробовать свои силы в разных видах искусства, освоить элементарные приемы работы, выявить свои возможности и способности.

Коллективные и групповые работы

Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ. Сначала каждый ребенок рисовал только на своей половине листа. Сразу стало видно, что нет единства изображения. Надо было научить видеть работу другого, соподчинять свою часть работы с работой товарища.

Некоторые работы, такие, как конструирование, итоговые работы за четверть в виде панно, вообще невозможно сделать в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и др. Такие работы требуют совместного труда всех мастеров (Изображения, Украшения, Постройки). Это работа индивидуально-коллективная, когда одну часть (постройку, зарисовки) дети делают индивидуально, а потом из них монтируются большие панно, макеты (наклеиваются на большой лист с подрисовкой и т.д.).

Есть еще один вид групповой и коллективной работы, когда сразу целая группа детей делает одну большую работу (декоративные панно, декорации к спектаклю). Это самый трудный вид деятельности. Здесь нужно уметь видеть работу не только соседа, а всей группы, согласовывать свою работу с другими, находить единое композиционное решение коллективного замысла. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд – все сразу. Так исподволь формируется чувство коллективизма, ответственности не только за свой участок работы, но и за общий труд – качество, необходимое человеку в дальнейшей жизни.

Оценка деятельности детей. Устные ответы

При оценке устных ответов учитываются:

–активное участие в беседе;

–умение найти нужное, выразительное слово;

–умение высказывать свое суждение;

–умение делать выводы;

–использование в беседе домашних наблюдений.

Оценка практической работы

Обязательные упражнения можно не оценивать, некоторые упражнения, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность, оцениваются. Практическая работа более крупного плана оценивается по нескольким показателям:

а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки).

Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы. Из лучших работ детей можно организовать выставку. Часть работ (самые выразительные) можно использовать в качестве дидактического материала. Школа не готовит художников. Оценивается включение в творческий процесс, а не продукт его, и все-таки качество детских работ может быть показателем работы учителя.

Отдельно оценивается трудолюбие – это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа лаборанта, роль главного художника и т.п.).

Задание на дом

Это задания по поиску материала и домашние наблюдения. Их можно давать в любое время на уроке, записать очень кратко на доске и в дневнике. Все практические работы дети выполняют в классе. Дома они могут сделать творческую работу по своему желанию. Этому чрезвычайно способствует наличие рабочей тетради – приложения к учебнику.

Методы работы на уроке

    Словесные:

слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.

    Наглядные:

коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства; использование домашних наблюдений.

    Интегрированные:

сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.

    Практические:

показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника.

    Творческие:

исследование, поиск, творческая работа.

6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроках

1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала.

2. Работа с учебником.

3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии.

4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.

5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.

6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.

7. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования – из бумаги, картона, коробок.

8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик). [Резьба по дереву, вышивка, макраме – в дополнительном образовании.]

9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки).

10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и прите ли, уподобление образам и др.