Ответ оставил: Гость

Барбос и жулька а.- собачонка и лев л.толстого

Ответ оставил: Гость

Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моём почтении и преданности». однажды генералы проснулись - глядь, а они лежат на берегу и ничего нет ни на одном, ни на другом, кроме ночной рубашки да ордена на шее. генерал, который служил учителем каллиграфии, был немного умнее другого. он предлагает пройти по острову и поискать еды. но вот куда идти? генералы не могут определить, где запад, где восток. остров изобилен, тут есть всё, но генералы мучаются голодом, а добыть ничего не могут. находят лишь «московские ведомости», где, как назло, описываются роскошные обеды. от голода генералы чуть не друг друга. бывший учитель каллиграфии придумал: надо найти мужика, который и будет о них заботиться. «долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след». смотрят, под деревом спит лентяй-мужик. увидел он генералов, хотел бежать, но они намертво вцепились в него. мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; покопался в земле и добыл картофеля; потёр два куска дерева друг о друга - и получил огонь; сделал силок из собственных волос - и поймал рябчика. и столько наготовил еды, что генералы даже подумали, не дать ли и «тунеядцу» кусочек? прежде чем лечь отдохнуть, мужик по приказу генералов вьёт верёвку, и те привязывают его к дереву, чтоб не убежал. через два дня мужик так наловчился, что «стал даже в пригоршне суп варить». генералы сыты и довольны, а в петербурге тем временем скапливаются их пенсии. сидят генералы да почитывают «московские ведомости». но вот они соскучились. мужик построил лодочку, устлал её дно лебяжьим пухом, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл. «сколько набрались страху генералы во время пути от бурь и ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - того ни пером описать, ни в сказке сказать». но вот наконец и петербург. «всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да весёлые! генералы напились кофе, наелись сдобных булок, поехали в казначейство и получили кучу денег. однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина

Ответ оставил: Гость

Какое влияние оказывает истинное искусство на человека? способно ли оно нравственно его преобразить? над этими вопросами нас заставляет задуматься автор текста. г. и. успенский в данном тексте размышляет о роли искусства. он рассказывает о том, как случайно зашёл в лувр, увидел статую венеры милосской. он долго, как завороженный, смотрел на неё, ощущая в себе неподдельную радость. что-то необычное происходило с ним в тот момент. после этой встречи г. успенский сильно изменился. автор считает, что искусство нравственно способно преобразить человека. я полностью разделяю точку зрения автора в том, что искусство способно творить чудеса. мы должны больше времени уделять тому, что нас окружает, ведь вокруг столько прекрасного, но часто, находясь в себе, мы не замечаем этого. в рассказе а. и. «тапёр» главный герой юра азагаров своей блистательной игрой на фортепиано заинтересовал а. г. рубинштейна. в конце этого рассказа читатель понимает, что у юры в жизни всё складывается хорошо любви к искусству. теме искусства посвящено одно из стихотворений анны ахматовой «уединение». по мнению поэтессы, любовь к прекрасному может исцелить человека, вывести его из круга обступивших интересов и страстей, подавленности и уныния. и к прекрасной мудрой жизни. так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен, и стройной башней стала западня, высокою, среди высоких башен. прочитав статью, я поняла, как велика роль искусства, которое способно сделать наш мир добрее и лучше. ведь, как сказал великий ф. достоевский, «красота спасёт мир».

Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области, Почётный работник общего образования РФ.

Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения

Урок 1. Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы

!

Александр Блок

Тип урока: изучение нового материала - «открытие» учащимися новых знаний.

Методы работы: лекция с элементами беседы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, групповая

Цели урока:

1)образовательные:

2) развивающая:

    развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, составлять опорные таблицы, делать выводы;

3 ) воспитательная :

Оборудование : учебник литературы для 10 класса. Часть 1. Авторы: В.Сахаров, С.Зинин. Москва «Русское слово», 2007; репродукции картин русских художников: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» В.Г. Перова, «Не ждали» И.Е. Репина, «Побеждённые. Панихида» В.В. Верещагина, «Берёзовая роща» И.И. Левитана;

Использованные технологии: здоровьесбережения, технологии проблемного изучения

Ход урока

I . Самоопределение к деятельности. Организационный момент

    Знакомство с классом .

    Знакомство со структурой учебника .

Учебник состоит из двух частей. В книге даётся глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, развёрнутый биографический материал, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.

Однако вы должны понимать, что никакой учебник или справочник не может заменить само художественное произведение. Только прочитав произведение, вы можете составить СВОЁ личное мнение о прочитанном. В учебнике есть задания, помеченные звёздочкой * – это задания для углублённого изучения какого-то вопроса или повышенной сложности и носят индивидуальный характер. В учебнике много репродукций картин, рисунков, которые тематически перекликаются с произведениями русской классической литературы.

    Требования к учащимся : чтение текстов произведений, записи в рабочих тетрадях, портфолио достижений (участие в предметных конкурсах и олимпиадах); накопительная оценка (выполнение индивидуальных и групповых заданий: презентации, доклады и т.п.). Тексты наизусть – обязательно для всех!

II . Постановка учебной задачи. Работа по теме урока

1. Слово учителя. Вступительная беседа

Тема нашего вводного урока:«Русская литература XIX века».

Наша задача - выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века, литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Обзорные лекции предполагают конспектирование, поэтому сегодня мы с вами будем также развивать умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать основные положения лекции и т. п.

В 8-9 классах вы изучали произведения, написанные в первой половине XIX века.

    Назовите основные произведения, изученные вами в 8-9 классах.

(«Капитанская дочка», «Ревизор», «Недоросль», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»)

Программа 10 класса предполагает знакомство с произведениями второй половины XIX века. И самое первое произведение – это роман И.А.Гончарова «Обломов».

2. Работа с эпиграфом. Прочитайте. В конце урока сделаем вывод:

    Почему Александр Блок сказал, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

3. «Открытие» учащимися новых знаний. Конспект основных положений лекции. Составление таблицы

Периодизация русской литературы XIX века

Общая характеристика периода

Развитие основных литературных жанров

I четверть

Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов - рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод - романтизм.

Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия.

Литература 30-х годов

Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».

Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике.

Литература 40-50-х годов (1842-1855)

Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе.

Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Литература 60-х годов (1855-1868)

Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский)

Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков.

Литература 70-х годов (1869-1881)

Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова

Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.

Литература 80-х годов (1882-1895)

Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.

Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев

Литература 90-х годов (1895-1904)

Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.

Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

III. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Первичное закрепление.

    Докажите справедливость утверждения А.Блока, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век

    Дайте краткую характеристику основных этапов исторического развития России.

(Развитие идей дворянской революционности. Кризис крепостничества. Подъём демократического движения. Развитие капитализма в России. Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей.)

IV. Домашнее задание. Комментарий

Учитель. Дома внимательно прочитайте ваш конспект. Обратите внимание на основные этапы исторического развития России и русской классической литературы . В лекции встречались понятия, которые вам, возможно, незнакомы.

1). Д/З: стр. учебника – 141 . Основные понятия : славянофильство и западничество, «физиологический» очерк, «чистое искусство», антинигилистический роман, народничество, «почвенничество».

В справочной литературе найти толкование этих понятий и записать кратко в тетради.

Цель нашего вводного урока - не только выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века. Не менее важная цель – это определения уровня литературного развития каждого учащегося. И определить это позволит небольшая анкета, на вопросы которой вы ответите дома.

2). ВСЕМ: вопросы анкетирования:

    Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по 5-балльной системе.

    Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

    Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

3).ВСЕМ: подготовиться к беседе по 1-10 гл. романа «Обломов».

4). И/з: подготовить сообщение или презентацию «Очерк жизни и творчества Гончарова» (учебник: стр. 176-184)

V. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)

Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Где можно применить новое знание?

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения - авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события - это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: "У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной".

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего - это роль учителя».

Общее и отличное в представителях «Золотого века»

Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта - это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» - это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

Жанр Когда и где возник

Типы произведений

Представители Основные черты

Классицизм

XVII век, Франция

Ода, трагедия, эпопея

Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).

Преобладает национально-историческая тематика.

Преимущественно развит жанр оды.

Присутствует сатирическая направленность

Сентиментализм Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России , наиболее полно оформился в Англии Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер»)

Субъективность в оценке событий мира.

На первое место поставлены чувства, переживания.

Немаловажную роль играет природа.

Выражается протест против испорченности высшего общества.

Культ духовной чистоты и нравственности.

Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.

Романтизм

Конец XVIII — первая половина XIX века , Европа, Америка

Рассказ, поэма, повесть, роман

А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),

Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.

Субъективное преобладает над объективным.

Взгляд на реальность через «призму сердца».

Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.

Тяготение к фантастике, условности всяких норм.

Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.

Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.

Реализм XIX в., Франция, Англия. Повесть, роман, поэма

Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),

Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»).

В центре литературного произведения - объективная реальность.

Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.

Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.

Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.

Идеалом является сама действительность.

Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений - сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров - высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» - басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться - в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Реализм

Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки. Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев. Основная тема данного направления - быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.

Совокупность всех литературных произведений представляет собой развитие мирового словесного общества. Исторически сложилось множество национальных литератур, которые этот процесс обусловили. Так или иначе все литературные произведения имеют общие свойства. Все они результат творческой работы писателя, поэтому обладают общими образами, эстетической значимостью, истинной формой воплощения, но при этом, в связи с особенностями культурного развития той или иной страны, литературные произведения оказываются специфическими у каждой нации.

Особенность русской литературы в том, что в ней отразилась тесная связь с принятым в 988 году христианством. Многовековое взаимодействие с догматами православной веры не могло не отразится на сознании русских писателей. Важнейшая нравственно-философская проблематика, русский высокий этический пафос связан с наблюдениями писателей над соотношением понятий нравственности и святости. Из этой главной особенности вытекают более частные:

Русская литература имеет высокие духовные основания - древнерусскую литературу, которая базировалась на духовных явлениях, принципах

С 18 века русская литература тесно взаимодействовала с мировой философской идеей. Но при этом русские писатели переосмыслили важнейшие идеи мира, сближали их с принципами человеколюбия, поиска идеала

Русская литература глубоко философична. М.В. Ломоносов, Н. Карамзин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой

Русская литература всегда стремится к подчинению в виде добра

Западно-европейские писатели воспринимали русскую литературу как святую.

Н.В. Гоголь в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями» указал на истоки святости русской литературы. По мнению писателя, она заключается в лиризме наших поэтов («лиризм - это что-то близкое к библейскому»). «Наши поэты видели всякий высокий предмет в его законном прикосновении к верховным источникам лиризма (Богом), одни сознательно, другие бессознательно, потому что русская душа вследствие своей русской природы уже слышит это как-то само собой»


Периодизация русской литературы

1период - древнерусская литература начинается с 11 века и заканчивается 17 веком

2период - 18 век-эпоха просвещения

3период - 19 век-эпоха золотого века, классическая эпоха

4период - конец 19-начало 20 века называют серебряным веком

5период - 20 век с 1918 до 80х годов

6период - конец 80х, 90е начало 21 века

Литература Древней Руси

Древнерусская литература - это духовная основа русской литературы. Она возникла как результат христианизации Руси. В связи с принятием христианства Русь приобщилась к культурным и мировоззренческим основам Византии, получила литературу и письменность.

Самые первые литературные памятники в Древней Руси носили переводной характер. Первыми стали Евангелие и Псалтирь.

Остромирово Евангелие (1056-1057гг) переведено дьяконом Григорием для посадника Остромира в Новгороде.

Кроме того очень часто переводили исторические хроники, жития святых Антония Великого, Андрея Первозванного, сборники рассказов о святых - Патерики. Кроме того богословские сочинения. С течением времени появились и оригинальные произведения.

Особенности древнерусской литературы

Древнерусская литература основывалась на системе религиозных …. в основе этой системы лежал религиозный символический метод

Высокая духовность. Центральной темой можно считать ….

Тесная связь с историей

Рукописные произведения. Поэтому встречаются варианты.

Все произведения писались по определенным канонам, правилам. Каждый книжник ориентировался на предыдущее произведение.

Исходя из канонов складывались жанры древнерусских произведений:

Развитие древнерусской литературы шло по пути постепенной трансформации западной системы под влиянием усиливающимся ….. к внутреннему миру человека.

Оригинальные произведения древнерусской литературы «Повесть временных лет», условно первым оригинальным можно назвать «Слово о законе и благодати» Иллариона, написанное 1037-1050 годами.