Проблема изгоев общества в произведениях М. Горького

Тема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе ещё со времён А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. С каких только сторон не пытались её рассмотреть! «Маленький» человек вызывал у читателя и сочувствие, и жалость, и уважение, и даже насмешку.

М.Горький, на мой взгляд, также не обошёл эту тему стороной, ведь он сам был когда-то «маленьким» человеком. С 10 лет будущий писатель был вынужден работать, однако он смог вырваться из нищеты и стать полноценной личностью и известным писателем. За это время Горький хорошо изучил жизнь низов, бедняков и изгоев современного ему общества. Он видел весь ужас их существования и сам в какой-то степени прочувствовал его.

Мне кажется, что лучше всего тему «маленького» и «лишнего» человека Горький раскрыл в своей пьесе «На дне». Здесь он показывает жизнь босяков во всей её «красе». Мрачная ночлежка, в которой они живут, похожа на пещеру: «Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны». Население ночлежки достаточно разнообразно: здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду; и Пепел, жаждущий правильной жизни; Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; Барон, вспоминающий своё старое барское прошлое. Раньше у каждого из них было определённое положение в обществе, свои мечты и надежды, однако в результате все они скатились на самое дно жизни.

Как раз здесь-то и заостряется тема «маленького» и «лишнего» человека! Все эти босяки – «маленькие» люди, потому что они бедны, забиты более влиятельными и богатыми людьми. А «лишние» они потому, что абсолютно не нужны современному буржуазному обществу, непригодны для переустройства России. Каждый из обитателей ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, чтобы изменить свое плачевное положение, не может или не хочет в силу трагического стечения обстоятельств. Они уже…привыкли к такому существованию и менять его не собираются, предпочитая просто роптать на свою судьбу. А буржуазному обществу нужны другие люди – деловые и решительные.

Создавая свою пьесу, Горький стремился обратить внимание читателя на острые социальные проблемы и на то, каким мрачным и безнадёжным может быть существование человека. Драматург подчёркивал, что жизнь требует коренных изменений и что только после них слово «человек» будет звучать действительно гордо! Поэтому мы можем абсолютно точно утверждать, что в творчестве М.Горького не просто возможна тема «маленького» и «лишнего» человека, но она была в нём на самом деле и даже приобрела особенное, новое звучание.

Человек в пьесе М.Горького "На дне".
Человек! Это великолепно!
Это звучит... гордо! Че-ло-век!
М.Горький
Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней в первую очередь объясняется тем, что писатель подробно и достоверно изобразил жизнь людей, оказавшихся на "дне". Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали.
Горький в своем произведении побуждает современников поразмыслить над тем, что лучше для человека "дна": горькая правда или сладкая ложь? Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Человек и его предназначение занимают чуть ли не главное место в разговорах ночлежников.
В своей драме писатель осуждает существующий строй, жертами которого стали обычные люди. Костылев - хозяин ночлежки нагло высасывает последние копейки обитателей этой "дыры" за одну проведенную здесь ночь. Перед нами предстает мир отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство втоптано в грязь "сильными мира сего". Однако, как утверждает Сатин, человек - хозяин своей судьбе, и в том, что ночлежники оказались в таком бедственном положении виноваты и они сами. Если бы Актер не начал пить, он не потерял бы работу и не опустился бы до такой степени.
Среди людей "дна" трудно встретить кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. С точки зрения Луки, есть "люди", а есть "человеки", как есть земля неудобная для посева... и есть урожайная земля". Все обитатели ночлежки всего лишь люди, поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, - смерть. Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существоваения. Только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще молоды и могут вырваться из-под власти обстоятельств. По мнению Луки, они способны обрести веру в Бога, а значит, достойны надежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки заслуживают только жалости. И Лука жалеет их, не понимая, что его обман губительно сказывается на всех.
На мой взгляд, антиподом Луки в вопросе отношения к человеку является Сатин. Он объявляет человека единственным законодателем, определяющим собственную судьбу. Воля каждого сильна. Человек свободен в своих поступках. Он в состоянии самостоятельно достигнуть благодати, надо только верить в себя, а не в Бога, не в "праведную землю", не во что-либо еще. Жалеть себя или кого-то другого бессмысленно, поскольку никто, кроме самого человека не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил собственную волю? Если для верующего Луки "блаженны нищие духом", то для атеиста Сатина "блаженны сильные духом".
В то же время у Сатина зреет мечта о свободной жизни, чистой, честной, светлой, но он не хочет работать, понимая, что в существующем эксплуататорском обществе прожить честным трудом невозможно. Вот почему он смеется, когда Клещ в порыве отчаяния и бессилия заявляет, что он вырвется со "дна" жизни и станет нормалным человеком, надо только работать. Сатин ненавидит и презирает людей, которые "слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми". Он обличает Луку во лжи, но понимает, что старик был "мякишем для беззубых", понимает - ложь утешительная подобна лжи хозяев. Поэтому он говорит:"Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека".
Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбежал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единственный сюжетный ход, который позволяет судить об авторской позиции, полагать, что сам автор на стороне Сатина.
Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в милосердии Бога и не надеясь на самого себя, кончает жизнь самоубийством. Но, как мне кажется, самоубийство - одно из проявлений свободы воли. Смерть Актера означает для Горького победу сатинского взгляда на чаловека. Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел настоящую веру в себя.
Пьеса "На дне" сильна не столько своими ответами, сколько вопросами, вырастающим из самой гущи жизни, из самых насущных человеческих потребностей. Осюда и основной мотив пьесы - противоречие между ложью хозяина и свободой Человека. И вопрос этот прозвучал как надежда для тех, кто отчаялся и смирился со своим положением.

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. «Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась. .. как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...» Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: «Работы нет... силы нет... Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!»

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Косты лева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит - гордо!» Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

В пьесе показаны "униженные и оскорбленные", выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди - жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни рвущаяся к любви Настя, ни мечтающий о честном труде Клещ, ни жаждущий правильной жизни Пепел, ни Барон не смогут. Реальная правда этих людей - безысходность. "Работы нет… силы нет… Вот - правда. Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!"

В страшном мире ночлежки красиво, торжественно, но декларативно и отвлеченно звучат слова Сатина о человеке. Это не реальная правда, а то, чем должен быть человек. Это его неосуществленные потенции. "Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга. Человек! Это великолепно. Это звучит гордо!" Слова Сатина резко контрастируют с действительным положением человека. Сатин выступает как резонер, выражающий авторскую мысль.

Еще одну правду о человеке несет Лука. Горький именно в его образ заложил основную проблему пьесы:

"Что лучше - истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?" Это философский вопрос, ответить на который однозначно не просто.

Лука утешает всех, говорит каждому то, о чем мечтает, что хочет услышать человек. Это дает надежду, на какое-то время окрыляет. Хотя Горький подчеркивал, что ложь во спасение - зло, но судил он с точки зрения пролетарской целесообразности. Зло - потому что сеет иллюзии, ослабляет человека, не поднимает его на борьбу. Но объективно образ Луки оказывается носителем гуманистической идеи. Ведь то, что произошло в ночлежке после ухода Луки (смерть Анны, самоубийство Актера, тюрьма Пепла), произошло бы неминуемо и без Луки. К этому вели закономерность и логика жизни. Но хотя бы перед смертью люди благодаря Луке почувствовали, что есть надежда - не для них, так для других, таких же.

Пьеса "На дне" хотя и заканчивается трагически, но сознание обитателей ночлежки пробуждено - и это главный итог появления Луки.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Правда о человеке в пьесе «На дне» М. Горького уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Пьеса М. Горького "На дне" (1902). Эта драма стала результатом жизненного опыта и философских исканий писателя. "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский", - отмечал автор в интервью в 1903 г. Основной конфликт пьесы М. Горького "На дне". Драматургический конфликт пьесы М. Горького "На дне" строится
    1. Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек - это звучит гордо, на фоне нищенской жизни ночлежки звучат искусственно, декларативно и отвлеченно. Это идеальная правда о человеке, не имеющая никакого отношения к действительности. 2. Каков итог появления Луки в ночлежке ("На дне" М. Горького)? Лука всех утешает, внушает каждому какую-то надежду. Хотя бы перед смертью люди смогли увидеть свет - свет надежды. То, что произошло после
    Человек - вот правда! М. Горький. На дне Пьеса "На дне" была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа. Главными философами ночлежки в пьесе являются Сатин и Лука. Философия Сатина - веселый цинизм, восприятие жизни как игры, поскольку сам
    1. Система персонажей пьесы М. Горького "На дне". 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького "На дне". 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького "На дне".) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького "На дне". 5. Пьеса М. Горького "На дне" как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького "На дне". 7. Социальное и философское в драме М. Горького "На дне".
    Человек, человеческие отношения, место человека в мире - эти темы всегда волновали умы русских писателей. Какими должны быть отношения между людьми? На этот вопрос по-разному отвечают два великих русских писателя - Федор Михайлович Достоевский и Максим Горький. Идеи Достоевского, изложенные в романе «Преступление и наказание»,- это идеи христианские. Носителем авторских идей выступает Сонечка Марме-ладова. Позиции Горького в споре о Человеке с большой буквы четко проявляются в пьесе «На дне», где «проводником»
    Носитель философии "утешительной лжи" в пьесе М. Горького "На дне" (1902). В системе персонажей пьесы М. Горького "На дне", ставшей попыткой автора найти ответ на вопрос о смысле жизни человека, его назначении и возможностях, одним из наиболее спорных является странник Лука. Само имя героя вызывало у читателей, зрителей и исследователей творчества М. Горького неоднозначную трактовку. С одной стороны, возникает ассоциация с евангелистом, что поддерживается христианской философией странника, с другой стороны
    Ни один герой не смог вырваться со дна на поверхность: повесился Актер, Пепел - в тюрьме, погибает Анна, все остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени, поэтому действие Луки полезное? вредное? свелось лишь к анестезии чужой боли. Зритель видел, что Лука искренне любил людей, хотел им добра, но - увы - не знал верных путей к всеобщему счастью. Искренняя и бескорыстная ложь гораздо опаснее и вреднее лжи корыстной и
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу,который навеет
Человечеству сон золотой!

Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В
творчестве Горький искал освобождения от нелёгкого гнёта реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле
человека. Между тем всё самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он - смысл бытия. “Он создал даже
Бога”,- утверждал писатель.
Стараясь постигнуть нелёгкую истину о предназначении человека,о том, какое место он занимает в окружающем мире,Горький
пишет свою пьесу “На дне”.
“На дне”является социально-философской драмой.Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев,в их действиях и
развитии сюжета,но главная особенность драмы как рода литературы -конфликт,острое столкновение между героями по очень
существенному и значительному для них поводу.
Тема пьесы - сознание и рассуждения о своём предназначении – людей, которые подошли к последнему пределу, оказались “на
дне” жизни. Упасть ниже невозможно - обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И всё
же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг
с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.
Каждый из них имеет своё прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата
человеческой сущности, определённости настоящего, надежды на будущее, встаёт необыкновенно остро.
Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберёт под крышей грязной и
неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора
Василия Пепла,молодого сапожника Алёшку и Настю,не имеющую средств к существованию,а потому вынужденную зарабатывать их
на улице,бывшего барона и спившегося актёра.
Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь.Они настолько привыкли друг к другу,что говорят сразу всё,не ожидая
ответа,живут,почти не замечая окружающих.Анна,доживающая свои последние дни,не видит сочувствия и понимания даже от
собственного мужа.Барон живущий за Настин счёт,грубо вырывает у девушки книгу,которую она читает.Сентиментальные романы
и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, её собственная жизнь так далека от
судьбы героини. “На дне”.
Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о
его чести: «Значит,продаёт,Ну,здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг….”
Впрочем,”привилегированные”лица - Максим Иванович Костылев,содержатель ночлежки,его молодая жена Василиса Карповна,её
дядя,пятидесятилетний полицейский Медведев,мало чем отличаются от своих жильцов.Жестокая и властная Василиса мечтает
избавиться от своего мужа,благосклонность она проявляет к Василию Пеплу,который не отвечает взаимностью.Василий
испытывает симпатию к сестре своей хозяйки,Наташе,девушке молодой и доброй.Их дядя,полицейский Медведев,ищет
расположения торговки пельменями.Казалось,ничего не может изменить раз и навсегда заведённый порядок,но обстановка
меняется с появлением Луки.
“Доброго здоровья,народ частной!”-приветствует он обитателей ночлежки.
В этот мир неопределённости и хаоса бедный странник Лука принёс свою правду о назначении человека,он утверждал,что
жалость и уважение по отношению к ближнему - это единственно верный жизненный принцип.Одним своим присутствием Лука
сумел утешить и подбодрить умирающую,всеми забытую Анну.Он внушил пьющему актёру мысль о спасительной лечебнице,где бы
он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве.Лука подаёт идею Василию Пеплу- бежать в
Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную,лучшею жизнь.Но Лука,этот “лучик света”,очень скором исчез из тёмного и
непроглядного царства человеческих пороков.После его исчезновения ещё более обострились существующие конфликты.
Социальный конфликт,изображённый в драме,имеет несколько уровней.Первый между хозяевами и обитателями ночлежки,но он
оказывается лишенным динамики,не развивается активно на протяжении всей пьесы.Это происходит потому,что Костылевы в
общем плане ушли не так далеко от своих жильцов.Второй- личная драма в прошлом каждого героя,из-за которой он оказался
на дне жизни,в грязной ночлежке,перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц.Существует и третий
конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом,Василисой и Наташей.
Люди,фактически смирившись со своим положением,вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами,они начали по-другому
осмысливать собственное положение и предназначение.Наряду с истиной Луки в произведении представлены ещё две правды о
человеке -они звучат в словах Сатина и Бубнова.Мысль первого заключается в том,что всё подвластно человеку и всё должно
происходить по его воле.Он создал жизнь,создал всё,что его окружает,а потому -его положение на Земле особенное.Истина
Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности:человек – ничем не выдающееся существо, он не может
ставить перед собой высоких целей,и тем более достигать их.
В сознании каждого из героев это противоречие встаёт настолько остро,что трагедия неизбежна,и она происходит -Василий
Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того,чтобы устроить новую жизнь,но ему уготовлен путь каторжника. Костылев
убит, Наташа попадает в больницу. Актёр оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его
остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на
краю бездонной пропасти, а на её дне.
Как же предотвратить “падение”человека, можно ли не допустить бедственного положения,сделать так,чтобы то изначально
хорошее,заложенное в каждом человеке росло и крепло,помогая ещё не сформировавшейся личности стать достойной,найти своё
место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова,заимствуя жалость Луки и уважение
Сатина,общество может воспитать настоящего,достойного человека,заслуживающего сочувствия и понимания уже потому,что он
родился.