Понятия литературного героя и характера тесно связаны между собой, они оба представляют собой основные элементы любого литературного произведения.

Литературный герой

Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.

Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических .

Во многих определениях литературного героя упоминается и характер , а точнее - то, что фиктивная личность в прозе и поэзии называется и литературным героем, и характером. Также понятие героя тесно связано и понятие образа, и можно встретить определение героя, как художественный образ человека в литературе.

Характер

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер - это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок . Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

Прежде чем приступить к классификации и перечислению черт характера, необходимо понять, что же такое характер. По-гречески «характер» – это отличие, примета, знак. С точки зрение психологии характер – это некий набор личностных свойств, которые определяют действия человека в различных ситуациях и формируют его как индивидуальность.

Есть такая древняя поговорка: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Это изречение кратко и емко отражает место, которое занимает характер в жизни и судьбе человека. Поэтому так важно знать о том, какие бывают черты характера у людей, чтобы научиться разбираться в их влиянии на разрешение разных, а особенно конфликтных ситуаций.

Классификация черт характера

Условно черты характера можно разделить на три основные группы:

  • эмоциональные;
  • волевые;
  • интеллектуальные.

По направленности воздействия черты также разделяются на следующие подгруппы:

  • отношение к внешнему миру – людям и обществу;
  • отношение к себе лично;
  • отношение к деятельности – обучению и труду.

Самые основные черты характера, особенно те, которые относятся к эмоциональной группе, формируются в раннем детстве – на этапе становления психики ребенка и зависят от множества факторов. Не последнюю роль играет природная предрасположенность человека, на которую оказывают влияние наследственные признаки и темперамент. Но основное воздействие оказывает окружение.

Именно в детстве закладываются положительные и отрицательные черты характера человека в процессе приобретения им опыта взаимодействия с внешним миром. Затем, на протяжении всей жизни продолжается формирование отдельных черт, и могут появляться новые. И если вначале этот процесс происходит на бессознательном, рефлекторном уровне, то с обретением осознанности, и в зависимости от ее уровня, у человека появляется выбор. Когда этот выбор осознается, открывается возможность для преобразования характера, что иначе принято называть личностным ростом.

Основные черты характера

На сегодня существует несколько сотен определений различных черт характера. Причем они могут уживаться в одной личности в самых разных сочетаниях. В зависимости от направленности воздействия такие черты могут иметь как позитивные, так и негативные последствия их влияния. Поэтому очень трудно утверждать со стопроцентной уверенностью, что вот это – плохие черты характера, а это – хорошие. В большинстве случаев имеет смысл говорить о неких совокупностях свойств, которые в определенной ситуации могут оказать большое влияние на последствия решения тех или иных проблем, определяемые как позитивные или негативные, что опять же будет в определенной степени субъективным мнением.

И все же попробуем составить перечень основных черт характера, формирующихся на ранних стадиях развития и потому относящихся скорее к эмоциональной группе, условно разделив их не на плохие и хорошие, а, скажем, на позитивные и негативные черты характера человека, как это принято считать с общественно-моральной точки зрения.

Негативные черты характера

Злость. Это эмоциональная черта, которая может выражаться в негативном отношении любой направленности – к себе, людям и даже к работе. Если это не периодическая, а постоянная реакция, скорее всего ее корни находятся в глубокой детской обиде.

Гордыня. В религии такая черта даже считается одним из тяжких грехов. Потому что человек, в котором это качество проявлено очень сильно, теряет способность к адекватной оценке и правильным решениям. Такой человек в итоге приносит вред и окружающим, и себе.

Эгоизм. Эта отрицательная черта, которая концентрирует и порождает целое множество других. По сути, она может стать квинтэссенцией всех неблаговидных черт характера, но, как правило, оказывает негативное влияние в направлении отношения к другим людям, тогда как по отношению к себе субъективно считается позитивной.

Ревность. Эта черта характера связана с эгоизмом и гордыней, поскольку предполагает наличие чувства собственничества и оказывает разрушительное воздействие не только на других, но и на себя, поскольку ревность – слепа и потому способна толкать на очень плохие поступки.

Жадность. Может иметь разные формы : жадность к славе, деньгам, вещам, еде, удовольствиям и т.п. Толкает человека на неблаговидные поступки и вызывает отторжение окружающих.

Зависть. Человек, одержимый завистью причиняет вред, прежде всего себе. Ведь, как говорится, зависть – съедает изнутри, точит как червь. Может принести также большой вред объекту зависти, если обладатель такой черты вознамерится каким-либо способом восстановить кажущееся неравновесие в свою пользу.

Жестокость. Эта черта в любой форме приносит только разрушения и страдания тем, на кого будет направлена. Психологи считают, что она является проявлением безволия. Можно добавить, что часто жестокий человек руководствуется страхом и неуверенностью в себе.

Позитивные черты характера

Считается, что все черты характера имеют свой антипод. Поэтому давайте посмотрим, какие бывают черты характера, являющиеся противоположными тем, которые перечислены выше.

Доброта. В отличие от злого человека, с добрым хочется общаться. Доброта подразумевает также такие черты как бескорыстие и участие. Не потому ли добрых людей так часто пытаются использовать для своих целей те, у кого преобладают негативные черты характера? Подумайте об этом.

Смирение. Некоторым не нравится это качество, поскольку почему-то считается рабским. На самом деле это очень хорошая черта, которая может творить чудеса – например, останавливать разрушительные конфликты, сводить на нет распри и бесполезное выяснение отношений.

Альтруизм. Это полный антипод эгоизма. Эгоисту никогда не понять альтруиста, а вот альтруист поймет, выслушает, простит и даже поможет. Удивительная черта, которая является исчезающим видом, а зря.

Доверие. Пожалуй, оно является самым точным антиподом ревности, хотя некоторые утверждают, что ее антипод – любовь. Но именно доверие, а не доверчивость – тот спасительный мост между любящими людьми, который способен соединить их и дать истинное счастье общения друг с другом.

Щедрость. Если она распространяется по всем направлениям, это будет уникальная личность. Эта черта характера – благословение для окружающих, и если она от всего сердца, то и для своего обладателя.

Доброжелательность. Несмотря на то, что эта черта связана с добротой, она относится скорее к внешним проявлениям в отличие от зависти, которая всегда тайная. Доброжелательность благословляет и притягивает, если она искренняя и является чертой характера, а не показухой.

Милосердие. Одна из лучших черт характера человека. Можно смело утверждать, что на милосердии, как одной из форм вселенской любви, зиждется этот мир. Развивая эту черту, человек обогащается духовно.

Другие черты характера

Существует множество других черт характера, которые могут относиться к эмоциональным, волевым или интеллектуальным. Они вырабатываются уже в период взрослой жизни и основываются на жизненном опыте. Так появляются любознательность и вдумчивость, решительность и самостоятельность. При этом сильные стороны характера могут усиливать как позитивные, так и негативные черты. Например, напористость в сочетании со злостью может привести к разрушительному воздействию, а в сочетании с добротой – к спасению другого человека. Не зря говорят, что, сколько людей, столько характеров и на самом деле, даже зная многие свойства характера конкретного человека, невозможно на сто процентов предсказать его поведение в конкретной ситуации.

Можно ли изменить черты своего характера

Менять свои черты имеет смысл только в позитивном направлении. Ведь в конечном итоге все позитивные черты ведут к созиданию и совершенствованию, а негативные к разрушению и уничтожению. Но для этого необходимо сначала прийти к осознанию того, что негативные черты действительно имеются, и тем самым усложняют жизнь индивидуума. А это удается очень немногим.

Прежде чем начинать составление суждения о чертах характера того или иного человека, нужно иметь четкое представление о том, какими вообще бывают свойства людской натуры. Начнем действовать по списку черт характера человека и согласно четкой градации, разделив характер по принципу черного и белого, то есть на положительные и отрицательные его особенности.

Отрицательные свойства человеческой природы

Часто отрицательным качеством человеческой натуры называют авантюризм. И действительно, чрезмерное увлечение различными авантюрами ни к чему хорошему не приводит – в лучшем случае, человек распыляет свою жизнь на погоню за несбыточными мечтами и реализацию сумбурных проектов.

Однако, здоровый авантюризм обязательно присущ и успешному бизнесмену – без него невозможно новаторство в предпринимательской деятельности и соответственный коммерческий успех. Если пойти по этому пути, то можно выделить и другие, в принципе отрицательные черты характера, которые обязательно нужны успешному человеку.

Вот они: авторитарность (решение лидера не должно оспариваться), азартность (стремление зарабатывать необычными способами, умение рисковать), а также алчность (опять же желание стяжать финансовый успех) и некая беспринципность, без которой в большом бизнесе не обойтись. Однако здесь будет важен некий баланс, который не позволит удачливому деловому человеку превратиться в законченного негодяя.

Однако оставим в стороне бизнес и перейдем к качествам характера обычных людей.

Какие же бывают отрицательные черты характера человека?

  • Начнем с гордыни, которая во многих религиозных течениях вообще рассматривается как смертный грех. Человек, обуянный гордыней, думает, что мир существует только ради него и все делается по его прихотям и ради его удовольствия. Такой гордец способен причинить много боли своим близким и так и не найти своего места в жизни;
  • Нельзя назвать положительным качеством людского нрава и чрезмерное властолюбие. Стремление указывать окружающим что и как им делать не вызывает симпатии;
  • Эгоизм и тщеславие тоже черты отрицательные – концентрация на своих нуждах и излишняя похвальба своими, зачастую, сомнительными достижениями раздражает и делает общение с человеком такого склада крайне затруднительным;
  • Ревнивец способен отравить жизнь любимому человеку, превратить уютное семейное гнездышко в очаг скандалов и даже дойти до преступления, поэтому завышенная ревнивость в характере считается одним из самых плохих его свойств;
  • Избавиться стоит от обидчивости и зависти. Зависть способна подтачивать душу изнутри, вынуждать желать другим людям плохого – поэтому-то и появилось устойчивое выражение «завидовать по-черному». Обидчивость плоха тем, что человек уходит внутрь себя, упиваясь чувством обиды, и совершенно не ищет путей к решению конфликтной или проблемной ситуации;
  • Жестокость и мстительность считаются двумя самыми негативными свойствами человеческого нрава. Жесткость – обратная сторона еще одной отрицательной черты характера – безволия. Человек пытается восстановить свое утраченное статус-кво путем насилия и причинения боли окружающим его людям;
  • К отрицательным качествам людской природы также относят: бездушие, расточительность, скупость, мнительность, злобность, самоедство и похотливость.

Положительные свойства характера

Какие черты характера человека считать положительными? Одним из важнейших хороших качеств людской натуры есть определенность, то есть такая черта характера, при которой человек всегда знает к чему стремиться и что для достижения цели ему нужно сделать.

Он не распыляется на малозначительные и несущественные факторы, а идет прямо по выбранному пути:

  • Трудолюбие – тоже крайне важное положительная особенность в природе человека. Без трудолюбия мало чего можно достичь в жизни: ведь все важные ее вехи требуют регулярного и тщательного приложения усилий;
  • Разумная бдительность также необходима каждому из нас - ведь именно она поможет делать правильные выводы из самых сложных жизненных ситуаций и научит своевременно предупреждать возникновение проблем самого разного рода;
  • Выносливость – качество характера, без которого сложно обойтись в современной жизни – ведь она полна стрессов, конфликтных и спорных моментов. Умение выдерживать все испытания жизни и быть готовым продолжать свой путь – весьма и весьма ценный навык;
  • Очень полезна в жизни доброжелательность. Отношение к посторонним людям с вниманием и теплотой, искренняя забота о них без желания наживы и награды – украшают человека, делают его достойной личностью;
  • Внимательность полезна не только в карьере и учебе – это качество поможет сберечь здоровье и даже жизнь человека. Важно развивать это качество в себе с самого детства – внимательная личность чаще всего успешна во всех жизненных сферах;
  • Важно и нужно проявлять смелость в суждениях и поступках, ведь сколько упущений делают люди, боясь выразить свое мнение открыто или проявить свой талант;
  • Способность к состраданию, по мнению многих философов, способна спасти мир. Нельзя равнодушно проходить мимо чужих страданий и не протягивать руку помощи нуждающемуся в ней;
  • Стоит также учиться и решительности – она поможет принимать самые сложные и важные решения в ситуациях, когда любое промедление губительно;
  • Необходимо воспитывать в себе и уважение к другим людям и научиться уважать себя. Без уважения невозможно обеспечить нормальную рабочую обстановку в офисе, нельзя также создать по настоящему уютный и любящий семейный круг;
  • Обязательна в человеке душевная щедрость – умение отдавать свои силы, чувства, таланты и способности другим, делиться с ними радостями и возможностями;
  • Важны для полноценного существования личности в обществе нежность и жизнерадостность. Проявление трогательной заботы о ближнем, искренний интерес к проблемам других выводят стандартное общение на новый, более высокий и гармоничный уровень, а умение радоваться жизни в любых ее проявлениях поможет преодолевать кризисы и замечать красоту окружающего мира;
  • Люди не должны забывать и о чести: нельзя ронять свое достоинство в грязь, унижать свою собственную личность ложью или низменными стремлениями. Важно учиться быть честным не только с окружающими, но и самим собой – тогда большинства ошибок можно будет избежать;
  • Умение быть благодарным – великолепнейшее и, к сожалению, крайне редкое положительное качество человеческой природы – а ведь именно оно позволяет окружающим и самому человеку осознать ценность своей жизни и талантов.

Напоследок, хотелось бы отметить и такое положительное свойство людской натуры, как смирение. Смирению учат и призывают к нему различные религиозные и философские течения и это неспроста: ведь именно смирение помогает человеку осознавать свои ошибки, не зацикливаться на неразумной и ограничивающей кругозор гордыне, а признав поражение, начинать двигаться дальше.

Смирение – высшая добродетель и неоценимое качество не только характера, но и души человека.

Важно помнить, что любые качества характера человека всегда отражаются на его лице и внимательный психолог в состоянии сделать правильные выводы о личности просто бросив беглый взгляд на человека.

Характер человека и черты его лица находятся в тесной взаимосвязи, неспроста даже очень красивый человек со злобной душой быстро перестает быть привлекательным для окружающих, а добрый и теплый взгляд способен украсить даже самую неприглядную внешность.

Более подробно эту связь рассматривает особая наука – физиогномика, которую применяют и в психологии, и в криминалистике.

Современные кадровые агентства также не чураются этой науки – она позволяет сделать набор квалифицированного персонала наиболее эффективным.

Люди не похожи друг на друга. Каждый имеет собственную модель поведения в обществе. Кто-то легко сходится с людьми, находит общие темы, располагает собеседника к общению. Другой человек долго приглядывается к окружающим, тщательно отбирает объект общения, обдумывает ход беседы и так далее.

Все зависит от характера. Характер – это и есть модель поведения человека, его реакция на мир, внутреннее состояние. Характер складывается в результате наследственных качеств и воспитания.

Человек живет в обществе людей и немалую роль играет его отношение к окружающим. От этого зависит качество жизни общества, его цивилизованность.

Общительность, доброта, отзывчивость. С грубым, равнодушным, циничным человеком трудно и неприятно общаться.

Чтобы жить, каждый должен трудиться, добывая тем самым средства к существованию для себя и своей семьи.

Определенные свойства характера помогают преуспеть в этом.

Чтобы добиться успеха, надо обладать некоторыми талантами – творческим мышлением, упорством, трудолюбием, смелостью в принятии решений. Ценят людей инициативных и добросовестных. В коллективном труде важно доверять сотрудникам. Исполнительность – ценное качество.

Характер можно изменить, потому, что на него оказывает влияние среда общения.

Например, человек необязательный, относящийся к данным обещаниям легко, может превратиться в ответственного работника, если на службе от его решений и действий зависит успех предприятия и жизни других людей. Особенно ярко это проявляется в профессиях пожарных, врачей, судий, там, где решаются судьбы и жизни людей.

Кречмер дал оригинальную классификацию характера человека по типу телосложения:

Пикники – крепыши в определенной стадии ожирения. Черты лица непропорционально частям тела, мелкие. Они общительны, позитивны, щедры. К отрицательным чертам характера можно отнести склонность к депрессии в трудной жизненной ситуации.

Астеники – худые высокие индивидуумы с удлиненным лицом. Это замкнутые некоммуникабельные люди. Они предпочитают одиночество, нередко бывают грубые, жадные, упрямые. Но именно астеники обладают развитым умом и талантом к науке.

Атлетики – физически развитые и привлекательные, но не эмоциональные люди. Среди них встречаются и добрые, и злые.

Негативные черты характера

Есть люди, которые пытаются заработать сомнительными способами. При этом от обмана страдают люди, доверявшие обманщику, на которых ложится ответственность за результат недобросовестного поведения.

Успехи и неудачи человека во многом зависят от того, какое место в обществе он вам для себя отводит. Если он ведет себя уверенно и спокойно, это вызывает уважение и симпатию. Располагает к себе человек, который адекватно реагирует на конструктивную критику, ведет себя с достоинством.

Человек должен беречь и ценить то хорошее, что он имеет

Скромность, как известно, тоже является одним из самых достойных черт личности.

Взаимовыручка только тогда является добром, если она идет от чистого сердца, без ожидания возмездного действия. Человек должен беречь и ценить то хорошее, что он имеет. Нельзя требовать и ожидать от жизни невероятного везения, ничего не предпринимая для достижения больших результатов. , но без скупости.

Роль воспитания в становлении характера

Большую роль в формировании характера человека играет. Ребенок с детства берет пример с родителей. Если они ведут себя неправильно по отношению к близким, к работе, к политике, ребенок все это впитывает и усваивает неправильную модель поведения. Со временем эта модель превращается в характер.

Взрослея, человек внедряет в свое поведение взгляды, привитые ему отцом и матерью. Ребенок должен воспитываться в открытых, простых и логичных для его понимания представлениях о жизни. Если взрослые говорят одно, а поступают противоположно, ребенок теряется в понятиях и становится лицемерным. Сначала он не может понять такую ситуацию. Но, поскольку взрослые не объясняют ему доходчиво, почему они лгут, он принимает такую модель поведения и тоже приучается ко лжи.

Темперамент и характер

Эти понятия родственны, но не идентичны. Темперамент связан с психикой человека. Это его врожденные особенности. Многообразие типов личности формирует в обществе особые личностные взаимосвязи. Если характер формируется в среде общения, то с особым темпераментом человек рождается. Его можно угадать в человеке с самого раннего возраста по поведению.

Выделяют 4 типа темпераментов:

Меланхолики – это ранимые нервные люди. Они трудно сходятся с людьми, не любят посвящать в свои проблемы. Они часто впадают в депрессию, если не помочь справиться с этим состоянием, меланхолик может совершить самоубийство. Такие люди подвержены влиянию среды. Если вокруг меланхолика добрые люди – он чувствует себя прекрасно. Таким темпераментом часто обладают ученые, художники, писатели. Такие дети не любят шумных игр.

Холерики общительны, подвижны, любознательны. Энергию ребенка – холерика надо направить в правильное русло. Он должен посещать спортивные секции, танцевальные кружки. В противном случае его активность может найти выход в плохих необдуманных поступках. Холерики – прирожденные лидеры, они стремятся выделиться из толпы, вести за собой. Они обладают определенным упорством, бывают жадны, некоторые стремятся к быстрым нечестным заработкам. Холерики склонны к перевоплощениям, среди них много талантливых лицедеев. Склонность к притворству проявляется с детства.

Сангвиники – уравновешенные спокойные люди. На них можно положиться – в трудной ситуации они всегда найдут выход. Они не боятся трудностей, редко подвергаются вредным привычкам. Они во всем руководствуются здравым смыслом. Сангвиники не любят одиночества, любят общаться с людьми, у них хорошее чувство юмора. У них почти нет негативных черт характера.

Флегматики психически устойчивы. Их сильные стороны – ум. Сдержанность, хладнокровие. Они не любят резких перемен в жизни.

В характере должна быть золотая середина. Следует отличать в оценке человека:

  • бережливость от жадности,
  • скромность от замкнутости,
  • сдержанность от равнодушия.

Конкурс Копирайта -К2
Слово «герой» («heros» - греч.) означает полубог или обожествленный человек.
У древних греков героями были либо полукровки (один из родителей бог, второй – человек), либо выдающиеся мужи, которые прославились своими деяниями, например, военными подвигами или путешествиями. Но, по любому, звание героя давало человеку массу преимуществ. Ему поклонялись, в честь него слагали стихи и прочие песни. Постепенно-постепенно понятие «герой» перекочевало в литературу, где и застряло до наших дней.
Теперь в нашем понимании героем может быть как «муж благородный», так и «негодный», если он действует в рамках художественного произведения.

С термином «герой» соседствует термин «персонаж», и часто эти термины воспринимаются как синонимы.
Персоной в Древнем Риме называли маску, которую актер надевал перед выступлением – трагическую или комическую.

Герой и персонаж – это далеко не одно то же.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ - это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.

ПЕРСОНАЖ – это любое действующее лицо в произведении.

Слово «персонаж» характерно тем, что не несет в себе никаких дополнительных значений.
Взять, например, термин «действующее лицо». Сразу видно, что оно – должно действовать= совершать поступки, и тогда под это определение не подходит целая куча героев. Начиная от папы ПеппиДлинныйЧулок, мифического капитана дальнего плавания, и кончая народом в «Борисе Годунове», который, как всегда, «безмолвствует».
Эмоционально-оценочная окраска термина «герой» подразумевает исключительно положительные качества=героизм\геройство. И тогда под это определение не попадет еще больше народу. Ну как, скажем, назвать героем Чичикова или Гобсека?
И вот литературоведы с филологами бьются – кого же называть «героем», а кого «персонажем»?
Кто победит, время покажет. А пока мы будем считать по-простому.

Герой – это важное для выражения идеи произведения действующее лицо. А персонажи – это все остальные.

Чуть попозже поговорим о системе персонажей в художественном произведении, там будет речь о главных (героях) и второстепенных (персонажах).

Cейчас отметим еще пару определений.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока.
Лирический герой - образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.
Лирический герой - не автобиографический образ автора.
Нельзя говорить «лирический персонаж» - только «лирический герой».

ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП - это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды в определенное время. В нем соединяются две стороны - индивидуальное (единичное) и общее.
Типическое - не означает усредненное. Тип концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей - социальной, национальной, возрастной и т.д. Например, тип тургеневской девушки или дамы бальзаковского возраста.

ПЕРСОНАЖ И ХАРАКТЕР

В современном литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа, его внутренний облик, то есть то, что отличает его от других людей.

Характер состоит из многообразных черт и качеств, которые соединяются неслучайно. В каждом характере есть главная, доминирующая черта.

Характер может быть простым и сложным.
Простой характер отличается цельностью и статичностью. Герой либо положительный, либо отрицательный.
Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе противопоставления «плохой» - «хороший». Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Пример – Швабрин и Гринев в «Капитанской дочке»
Сложный характер - это постоянный поиск героя самого себя, духовная эволюция героя и пр.
Сложный характер очень трудно обозначить «положительным» или «отрицательным». В нем присутствует противоречивость и парадоксальность. Как в капитане Жеглове, который чуть было не упек бедного Груздева в тюрьму, но с легкостью отдал продуктовые карточки соседке Шарапова.

СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Литературный герой – персона сложная и многоплановая. Имеет два облика – внешний и внутренний.

На создание внешнего облика героя работают:

ПОРТРЕТ. Это лицо, фигура, отличительные особенности телосложения (например, горб у Квазимодо или уши у Каренина).

ОДЕЖДА, которая тоже может отражать определенные черты характера героя.

РЕЧЬ, особенности которой характеризуют героя не меньше, чем его внешность.

ВОЗРАСТ, который определяет потенциальную возможность тех или иных действий.

ПРОФЕССИЯ, которая показывает степень социализации героя, определяет его положение в обществе.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. Сведения о происхождении героя, его родителях\родственниках, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно осязаемый реализм, историческую конкретность.

Внутренний облик героя складывается из:

МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ, которые наделяют героя ценностными ориентирами, дают смысл его существованию.

МЫСЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЕЙ, которые намечают многообразную жизнь души героя.

ВЕРЫ (или отсутствие таковой), которая определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви.

ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПОСТУПКОВ, которые обозначают результаты взаимодействия души и духа героя.
Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать. Художественная рефлексия позволяет автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЖА

Итак, персонаж – это вымышленное одушевленное лицо, обладающее определенным характером и уникальными внешними данными. Автор эти данные должен придумать и убедительно донести до читателя.
Если автор этого не делает, читатель воспринимает персонажа как картонного и не включается в его переживания.

Разработка персонажа - процесс достаточно трудоемкий и требует навыка.
Самый действенный способ – это выписать на отдельный лист бумаги все качества личности вашего персонажа, которые вы хотите предъявить читателю. Прямо по пунктам.
Первый пункт – внешность героя (толстый, худой, блондин, брюнет и т.п.). Второй пункт – возраст. Третий – образование и профессия.
Обязательно ответьте (прежде всего, себе самому) на вопросы:
- как персонаж относится к другим людям? (общителен\замкнут, чуток\черств, уважителен\груб)
- как персонаж относится к своему труду? (трудолюбив\ленив, склонен к творчеству\к рутине, ответственен\безответственен, инициативен\пассивен)
- как персонаж относится к самому себе? (имеет чувство собственного достоинства, самокритичен, горд, скромен, нагл, тщеславен, заносчив, обидчив, застенчив, эгоистичен)
- как персонаж относится к своим вещам? (аккуратен\неряшлив, бережен к вещам\небрежен)
Подбор вопросов не случаен. Ответы на них дадут ПОЛНОЕ представление о личности персонажа.
Ответы лучше записать и держать их перед глазами в течение всей работы над произведением.
Что это даст? Даже если в произведении вы не будете упоминать о ВСЕХ КАЧЕСТВАХ личности (для второстепенных и эпизодических персонажей это делать не рационально), то все равно, ПОЛНОЕ понимание автором своих героев передастся читателю и сделает их образы объемными.

В создании\раскрытии образов персонажей огромную роль играет ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.

Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой и эмоциональной нагрузкой.
Яркая деталь заменяет целые описательные фрагменты, отсекает лишние и заслоняющие суть дела подробности.
Выразительная, удачно найденная деталь - свидетельство мастерства автора.

Особо хочется отметить такой момент, как ВЫБОР ИМЕНИ персонажа.

Согласно Павлу Флоренскому, «имена – суть категории познания личности». Имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность человека. Они образуют особые модели личностного бытия, которые становятся общими для каждого носителя определенного имени. Имена предопределяют душевные качества, поступки и даже судьбу человека.

Бытие персонажа в художественном произведении начинается с выбора его имени. Очень важно, как вы назовете своего героя.
Сравните варианты имени Анна – Анна, Анка, Анька, Нюра, Нюрка, Нюша, Нюшка, Нюся, Нюська.
Каждый из вариантов кристаллизует определенные качества личности, дает ключ к характеру.
Определившись с вариантом имени персонажа, не меняйте (без нужды) его по ходу вашей вещи, ибо этим вы можете сбить восприятие читателя.
Если по жизни вы склонны называть друзей и знакомых уменьшительно-ласкательно-пренебрежительно (Светка, Машуля, Ленусик, Димон), в писательской работе контролируйте свою страсть. В художественном произведении употребление таких имен должно быть оправдано. Многочисленные Вовки и Таньки выглядят ужасно.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Литературный герой – лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть он порожден общественной средой и межличностными отношениями.

Вряд ли в вашем произведении будет действовать всего один герой (хотя и такое случалось). В большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей.
Первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения).
Второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения).
Третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения)
Эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру или СИСТЕМУ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Персонажей разделяет степень авторского внимания (или частота изображения в произведении), предназначения и функции, которые они исполняют.

Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (герои) всегда в центре произведения.
Главный герой активно осваивает и преображает художественную реальность. Его характер (см. выше) предопределяет события.

Аксиома – главный герой должен быть ярким, то есть его структура должна быть прописана досконально, никакие пробелы не допустимы.

ВТOРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ находятся хоть и рядом с главным героем, но несколько позади, на заднем, так сказать, плане художественного изображения.
Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются, чаще проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным раскрыться и обеспечивают развитие действия.

Аксиома – второстепенный персонаж не может быть ярче главного.
В противном случае он перетянет одеяло на себя. Пример из смежной области. Фильм «Семнадцать мгновений весны». Помните девицу, которая приставала к Штирлицу в одной из последних серий? («Про нас математиков говорят, что мы ужасные сухари…. А в любви я Эйнштейн…»).
В первой редакции фильма эпизод с ней был гораздо более длинным. Актриса Инна Ульянова была так хороша, что перетянула на себя все внимание и исказила сцену. Напомню, там Штирлиц должен был получить важную шифровку из центра. Однако уже никто не помнил про шифровку, все упивались яркой клоунадой ЭПИЗОДИЧЕСКОГО (совершенно проходного) персонажа. Ульянову, конечно, жаль, но режиссер Лиознова приняла совершенно верное решение и вырезала эту сцену. Пример для обдумывания, однако!

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ГЕРОИ находятся на периферии мира произведения. Они могут вообще не иметь характера, выступать в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующих группировки («красные»- «белые», «наши» - «фашисты»).

Интересна теория деления персонажей ПО АРХЕТИПАМ.

Архетип – это первичная идея, выраженная в символах и образах и лежащая в основе всего.
То есть каждый персонаж в произведении должен служить символом чего-либо.

По классике, архетипов в литературе семь.
Так, главный герой может быть:
- Протагонистом – тем, кто «ускоряет действие», настоящим Героем.
- Антагонистом – полностью противоположным Герою. То бишь, Злодеем.
- Стражем, Мудрецом, Наставником и Помощником – тем, кто содействует Протагонисту

Второстепенные персонажи бывают:
- Закадычным другом – символизирует поддержку и веру в Главного героя.
- Скептиком – подвергает сомнению все происходящее
- Разумным – принимает решения, основываясь исключительно на логике.
- Эмоциональным – реагирует только эмоциями.

Для примера – романы Роулинг про Гарри Поттера.
Главный герой – несомненно сам Гарри Поттер. Ему противостоит Злодей – Волан-де-Морт. Периодически появляется профессор Дамблдор=Мудрец.
А друзья Гарри – разумная Гермиона и эмоциональный Рон.

В заключении хочется поговорить о количестве персонажей.
Когда их много – это плохо, так как они начнут дублировать друг друга (архетипов-то всего семь!). Конкуренция среди персонажей вызовет раскоординацию в сознании читателей.
Самое разумное – тупо проверить своих героев по архетипам.
Например, у вас в романе три старушки. Первая веселая, вторая умная, а третья – просто одинокая бабка с первого этажа. Задайте себе вопрос – что они воплощают? И поймете, что одинокая старушка – лишняя. Ее фразы (если таковые вообще есть) вполне можно передать второй или первой (старушкам). Этим вы избавитесь от лишнего словесного шума, сконцентрируетесь на идее.

Ведь «Идея – тиран произведения» (с) Эгри.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213010300586
рецензии

Романтический отсвет – это только одна из граней характера героини. Машенька – вся земная. Чуткая, отзывчивая, она может и защитить память своего отца, и понять непростые отношения, сложившиеся в семье матери. Эта хрупкая девочка знает цену дружбе и отстаивает свое человеческое достоинство.

В финале произведения перед главными героями встает вопрос, с кем быть Машеньке – с матерью или дедом. Потеря Машеньки для любой из сторон непереносима. “Семейное дело” автор поворачивает так, что оно перестает быть личным делом героев.

Внутренний драматизм времени, переданный в масштабах семьи, – вот что привлекает художника. И хотя в пьесах Афиногенова нет видимых примет эпохи реконструкции, напряженность и страстность идейно-нравственных исканий его персонажей, их непримиримость к людям, ведущим себя недостойно, их преклонение перед человеком, отдающим свое сердце “временам на разрыв”, с безукоризненной точностью определяет пафос 30-х годов.

Близка “Машеньке” по глубине психологического раскрытия характера, проникновению во внутренний мир героини одна из лучших пьес Алексея Арбузова “Таня” (1938).
Героиня драмы Таня, поглощенная любовью к мужу до полного самоотречения, отказывается от всего в жизни: бросает учебу в медицинском институте, расстается с друзьями. Она существует только для Германа, дышит его дыханием. Однако первый жизненный удар (Герман полюбил другую женщину, сильную, волевую) не сломил ее. Таня уходит от мужа, даже не сказав, что ждет ребенка. Всю свою любовь, так же самозабвенно, она отдает маленькому сыну Юрику. И снова удар судьбы – потеря ребенка. После смерти сына Таня видит единственный смысл жизни в работе. Она завершает учебу в институте, едет в Сибирь – на прииски. В окончательной редакции (1946) финал пьесы углублен, образ Тани стал внутренне более интересным. Потеря мужа, смерть сына, годы учебы и нелегкой работы, сомнения, разочарования в себе, радость от сознания своей полезности людям, горькая память о прошлом, всепрощающая любовь к Герману – через все это проходит героиня, обретая жизненно важный стимул – способность любить и быть счастливой.

Ряд неожиданных, может быть, даже не вполне оправданных, но по-своему выверенных ситуаций углубляют драматизм пьесы, например появление молодой счастливой супружеской пары Грищенко в доме Тани в момент, когда у нее умер сын; выезд на прииск “Роза” к больному ребенку, который оказался сыном ее бывшего мужа, и др. Эти сцены по контрасту еще глубже передают остроту поворотов в судьбе героини, выявляя сложность, противоречивость жизни.

(No Ratings Yet)

Черты характера главного героя пьесы “Машенька”

Другие сочинения по теме:

  1. Байрон справил огромное влияние на английскую и мировую литературу своих пор и следующих времен. Он предоставил романтизму особой действенности, соединив...
  2. Байрон оказал огромное влияние на английскую и мировую литературу своего времени и последующих времен. Он предоставил романтизму особой действенности, соединив...
  3. Сочинения по литературе: Роль внутреннего монолога в создании характера героя. Центральное место в драме “Гроза” занимает образ Екатерины. Главное, что...
  4. Необычным для самого драматурга оказался образ главного героя, Сергея в пьесе Арбузова “Иркутская история”. В отличие от персонажей ран­них пьес...
  5. Цель: учить учеников давать собственную оценку поступкам и поведению действующих лиц, отличать главных персонажей от второстепенных, совершенствовать умение выразительно и...
  6. Сочинение по русскому языку 10 класс. Над романом “Евгений Онегин” Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до...
  7. Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в...
  8. Одинокость главного героя трагедии становится очевидной. Появление Розенкранца и Гильденруля только усиливает разочарование. По литературоведческой традиции, эти персонажи рассматриваются как...
  9. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Учитель. “Брехт начал работу над пьесой, когда в газетах появилось сообщение о расщеплении...
  10. Грубость языка и действий Простаковой – не грубость Фонвизина, а яркая деталь ее жизненного облика. “Простонародность” сцены драки учителей глубочайшим...
  11. Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В нем выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. С...
  12. Цель: развивать навыки анализа драматического произведения, углубить понятие о трагедии как литературном жанре, совершенствовать навыки характеристики литературного образа, воспитывать...
  13. В рассказе “Человек в футляре” А. П. Чехова показана судьба учителя греческого языка гражданина Беликова. Вначале этого произведения приводится внешний...
  14. Образ Георга-первый у Зегерс образ коммуниста, данный развернуто, в комплексе поступков и внутреннего развития. В воспоминаниях его друга, Франца Марнета,...
  15. “Весь мир находился в руках победителей римлян. Они владели и морем, и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего...
  16. Довлатов лукавит, называя рассказы “Зоны” “хаотическими записками”: образ главного героя превращает их в главы целостного произведения. Жанр “Зоны” генетически связан...
  17. “Преступление и наказание” – это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений....

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта - хорошо с Василием; где бы он не появился - в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:

теркин литературный поэма

И усевшись под сосной,

Кашу ест, ссутулясь.

“Свой?” - бойцы между собой,

“Свой!” - переглянулись.

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна.

Уважение к вещи, как к плоду труда

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить.

Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит:

На -ко, дед, бери, смотри.

Будет резать лучше новой,

Зря инструмент не кори.

Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью):

Я работник,

Я бы дома в дело вник.

  • - Дом разрушен.
  • - Я и плотник.
  • - Печки нету.
  • - И печник…

Простота героя

Простота героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера.

В поле зрения А.Т. Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.