1. Высшая степень искусства говорить - уменье молчать

2. Слово - великое оружие жизни

3. У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их

4. Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности

5. Человек - это величайшая скотина в мире

6. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову

7. Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу

8. Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется

9. Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви

10. Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена - несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного

11. Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности

12. Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один

13. Женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою

14. Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий

15. Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить

16. Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать

17. Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его

18. Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению

19. Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают

20. Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто

21. Самое умное в жизни - все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни

22. Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя

23. Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким

24. Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами

25. Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости

26. Мужчина слушает ушами, женщина - глазами, первый - чтобы понять, что ему говорят, вторая - чтобы понравиться тому, кто с ней говорит

27. Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила

28. Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу

29. Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое

30. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь

31. Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь

32. Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели

33. Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма

34. Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях

35. Смерть - величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи

36. Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно

37. Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет

38. Жить значит быть любимым. Он жил или она жила - это значит только одно: его или ее много любили

39. Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде

40. Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять

41. В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений

42. В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них

43. Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть

44. Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов

45. В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много

46. Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими

47. Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?

48. Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины

49. Счастлив, кто может жену любить как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя как мужа

50. Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными

51. Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него

52. Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде

53. Было бы сердце, а печали найдутся

54. Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя

55. Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться значит прощать

56. Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти

57. Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается

58. Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой значит хотеть стать ничем

59. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство

60. Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным

61. Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным

62. Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья

63. Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта

64. Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто

65. Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный

66. Прямой путь - кратчайшее расстояние между двумя неприятностями

67. Я слишком стар, чтобы стареть: стареют только молодые

68. Старики не родятся, а только умирают и, однако, все не переводятся

69. Красивые женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы

70. Как ей не быть умной, возясь всю жизнь с такими дураками

71. Он глуп оттого, что так красив, и не был бы так красив, если бы был менее глуп

72. Женятся на надеждах, выходят замуж за обещания

73. В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить

74. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков

75. Часто бранят сочинение писателя только потому, что сами не умеют написать так

76. Чтобы быть полезным людям, нужно ничем не пользоваться от них

77. Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая о себе, а не вспоминать о них, когда понадобиться напомнить о себе

78. Чтобы иметь право жить, надо приобрести готовность умереть

79. Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким

80. Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают

81. Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами

82. Прежде чем требовать, чтобы другие были достойны нашей любви, надобно заслужить их любовь

83. Простейший способ не нуждаться в деньгах - не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно

84. Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности

85. Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров

86. Справедливость - доблесть избранных натур, правдивость - долг каждого порядочного человека

87. Старость для человека, что пыль для платья - выводит наружу все пятна характера

88. Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными

89. Вера в жизнь посмертную - тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть

90. В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их

91. Воображение - на то и воображение, чтобы восполнять действительность

92. В правду верят только мошенники, потому что верить можно в то, чего не понимаешь

93. Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им

94. Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели

95. Есть люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают

96. Он слишком умен, чтобы быть счастливым, и слишком несчастлив, чтобы быть злым

97. Когда кошка хочет поймать мышку, она притворяется мышкой

98. Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда

99. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла

100. Худая посадка между двух стульев - очутиться между своими притязаниями и способностями, казаться слишком великим для малых целей и оказаться слишком малым для великих

101. Каждый новый русский царь начинал с того, что отвергал предшественника

102. Бесцельным надо признать не только то, что не достигает цели, но и то, что хватает через цель

103. Вера в жизнь посмертную - тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть

104. В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их

105. Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели

106. Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда

107. Когда не поймешь, добрый ли человек или злой, можно смело сказать, что он – несчастный

108. Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперником

109. Мудрено пишут только о том, чего не понимают

110. Гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком

111. Фанатизм во имя порядка готов внести анархию

112. Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти

113. В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события – мысли

114. Обряд - религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни

115. Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей

116. Прежде их соединял хотя бы пол, а теперь только потолок

117. Человек работал умно, работал и вдруг почувствовал, что стал глупее своей работы

118. Мужчина занимается женщиной, как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему процессы, которые сам же и производит

119. Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животные

120. Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках

121. Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует

122. Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага

123. Театральные слезы отучают от житейских

124. У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером

125. Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести

126. Не будем смешивать театр с церковью, ибо труднее балаган сделать церковью, чем церковь превратить в балаган

127. В России центр на периферии

128. Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки

129. Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления

130. Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры

131. Счастье не действительность, а только воспоминание: счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний

132. Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу

133. Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их

134. Робкий, но не трусливый

135. Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу. Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни

136. Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования

137. Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее

138. Ее отказ приятнее иного согласия

139. Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает доставляя менее грубое развлечение

140. Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей

141. Повесе, чтобы соблазнить женщину, нужно больше тонкого понимания людей, чем Бисмарку, чтобы одурачить Европу

142. Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде

143. Ученые диссертации, имеющие двух оппонентов и ни одного читателя

144. Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ

145. Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями

146. Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума

147. Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу

148. Искусство любят те, кому не удалась жизнь

149. Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух

150. Нет ничего бесцельнее, как судить или лечить трупы: их велено только закапывать

151. Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя

152. Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить

153. Пролог XX века - пороховой завод. Эпилог - барак Красного Креста

154. Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает

155. Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым

156. Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых

157. Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего

158. Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум

159. Славянофильство - история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции

160. Русская интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям

161. Народники так умно рассуждают об основах своей жизни, что кажется, то, на чем они сидят, умнее того, чем они рассуждают о том

Устное высказывание. ДокажитеУстное высказывание. Докажите следующие тезисы.

1. Чтобы правильно писать безударные личные оконачания глаголов, нужно уметь определять спряжение глаголов.

2. Чтобы правильно писать безударные окончания существительных, нужно уметь определять склонение и падеж существительных.

3. Чтобы правильно писать безударные окончания прилагательных, нужно

Постройте аргументацию, опровергавшую приведенные тезисы. 1. Бесполезно искать смысл жизни. 2. Современному человеку не обязательно уметь грамотно писать.

3. Литература ХlХв. давно устарела и не имеет ценности для современного человека. 4. Человек должен заботится только о себе.

Подтвердите ил опровергните тезисы (ЕГЭ)

1)человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
2)в чем жизнь? в чем ее смысл? в чем цель? ответ только один:в самой жизни.
3)годы детства- это прежде всего воспитание сердца.
4)искусство создает хороших людей,формирует человеческую душу.
5)народ умирает, когда становится населением.а населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Помогите объяснить разницу в синтаксическом строении и в значении предложений. Он не сдаст экзамен. – Ему не

сдать экзамен.

Тут всякие ходят . – Ходят тут всякие !

Знатоки считают: осетровые рыбы утратили свой вкус . – Осетровые рыбы, считают знатоки, утратили свой вкус .

Дед в тулупе и валенках сидит на завалинке. – Дед, в тулупе и валенках, сидит на завалинке .

Царица стала хохотать. – А царица – хохотать...

Задание 7. Найдите в отрывке как можно больше средств художественной выразительности.

Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «Стихотворения в прозе»).

Задание 8. Какие ошибки допущены в текстах? Укажите тип ошибки, объясните, в чем она заключается, исправьте текст.

Я приведу его дословные слова.

Сделав еще один выстрел, волк убежал в кусты.

Героями пьесы Горького «На дне» являются бомжи.

Ему представилась возможность поработать за границей.

По достижению четырнадцати лет гражданин должен получить паспорт.

Задание 9. Укажите, в каких словарях данные слова могут стоять рядом. Приведите как можно больше вариантов ответа. Если можете, укажите авторов и точные названия словарей каждого типа. Объясните назначение этих словарей.

Осудить, обсудить.

Задание 10. Как Вы знаете, при написании задания «С» ЕГЭ по русскому языку нужно аргументировать определенную позицию примерами, желательно из художественной литературы. Подберите аргументы (по 1-2) из произведений русских или иноязычных писателей к следующим тезисам:

«Заговори, чтобы я тебя увидел! » (высказывание приписывается древнегреческому философу Сократу).

«Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой » (Нора Галь, знаменитая российская переводчица).

Обратите внимание: примеры должны содержать описание действий, слов, характеров персонажей произведений, а не только цитаты (высказывания) писателей о языке!

В каком предложении нет ошибок? 1. Она долго вглядывается в темноту, но ни кого не видит.

2. Никто не мог ни подтвердить, ни опровергнуть алиби подозреваемого.
3. Вдруг, в соседней комнате раздался подозрительный шум, но, войдя туда, я никого не заметил.
4. Не у кого ни возникало сомнений в его невиновности.
5. Несколькими часами ранее, некто позвонил мне на мобильный.

Пояснительная записка к интеллектуальной игре, посвященной 175-летию со дня рождения В.О.Ключевского.

Цели:


    Развитие познавательной активности учащихся.


    Расширение кругозора учащихся.


    Развитие умения принимать решения самостоятельно и группой.

Оборудование: мультипроектор, маршрутные листы, карточки с заданиями.

Участники игры: команды детей, участников летней смены в пришкольном лагере "Академия. Лицеист" МБОУ ЛСТУ № 2 г.Пензы

Ход игры

1. Перед началом игры ребята знакомятся с биографией В.О.Ключевского, выступают с докладами о творчестве выдающегося историка, посещают музей В.О.Ключевского.

2. В игре участвуют 4 команды, в которые объединяются дети разного возраста (от 12 до 15 лет) из числа обучающихся в лицее.

3. Перед началом игры команде выдается маршрутный лист, в котором место работы станции обозначены цифрами. Чтобы определить нахождение каждой станции, команды должны разгадать, какие кабинет или рекреация скрываются за цифрами. Указание на это содержится в подсказке 1а, 2а, 3а, 4а.

4. Если команда не справляется с первой подсказкой, она вправе попросить вторую (1б,2б,3б,4б).

5. После того как кабинеты и рекреации "расшифрованы", команды отправляются по маршруту.

6. Время прохождения каждой станции 10 минут.

7. Задания на станциях:

"Биография" - 20 вопросов, касающихся жизни и творчества В.О.Ключевского. Требуется дать ответ: верно или неверно представленное суждение.

"Фотозагадки" - 18 фотоснимков, среди которых учащиеся должны определить те, что относятся к экспозициям музея В.О.Ключевского, и дать им названия.

"Афоризм" - 15 афоризмов Ключевского, которые нужно продолжить, основываясь на представлении о мировоззрении историка, его отношении к жизни и людям.

"Викторина" - 10 вопросов, касающихся суждений Ключевского, высказанных по разным поводам (материал взят из сети интернет "Мысли и афоризмы В.О.Ключевского" - http://1001viktorina.ru/cat/p671_myisli_i_aforizmyi_v.o.klyuchevskogo)

8. Количество баллов:

"Биография" - 20 вопросов - 3 балла; 15 вопросов - 2 балла; 10 вопросов - 1 балл.

"Фотозагадки" - из 18 фотоснимков нужно отобрать 12. относящихся к музею В.О.Ключевского. 12-11 снимков - 2 балла; 10 - 6 - 1 балл.

"Афоризм" - 15 афоризмов - 3 балла; 10 - 2 балла; 5 - 1 балл.

"Викторина" - 10 - 9 вопросов - 3 балла; 8-7 - 2 балла; 6-5 - 1 балл.

9. Команды возвращаются на исходную точку. В маршрутных листах указано количество баллов, присвоенных за выполнение заданий на каждой станции. Баллы суммируются. Принимается во внимание оценка действий каждой команды, данная консультантами (консультанты, работающие на станции, могут добавить от себя по одному баллу за четкость, слаженность командных действий).

10. Награждение победителей.

Прекрасно помню день окончания войны. У нас об этом узнали уже вечером. Я с соседской девчонкой Валькой катался во дворе на качелях. А проще сказать - на доске, привязанной веревками к дереву. Вдруг из соседних домов стали выбегать люди с криками: «Победа! Победа!» - обниматься, целоваться. Валька спрыгнула, и доска с размаху шарахнула меня по голове. Я упал. Очевидно, ненадолго потерял сознание. Очнулся - встать не могу, крикнуть не могу, сказать ничего не могу. Вижу, что все бегают, радуются. Понимаю, что произошло необыкновенное событие, а сам лежу и воображаю, что я раненый разведчик. Никто меня так и не подобрал, я сам отлежался и встал. Так и совпал у меня День Победы с небольшим сотрясением. Война была испытанием для народа. И я считаю, мы его выдержали на отлично. В трудной ситуации люди всегда сплачиваются. А сейчас мы двоечники. Представить себе, чтобы человек в военное время мог кончить жизнь самоубийством, оставив ребенка на произвол судьбы, - невозможно, а сейчас это происходит сплошь да рядом. Это страшно представить! Голодай, мой полы, делай, что хочешь, но корми ребенка. После войны в городе появилось много пленных японцев. В первое время их сопровождали конвоиры, потом они ходили строем уже без конвоя, так, по привычке, и почему-то всегда пели. К ним никто не проявлял неприязни. Думаю, они к нам тоже не питали особо недобрых чувств. Пленные что-то строили недалеко от нашего дома и, бывало, проходили через наш двор. Мы жили на первом этаже, и как-то летом один из японцев увидел в окно у нас в комнате пианино, а на нем скрипку. Он познакомился с матерью и рассказал, что тоже играет на скрипке, показал фотографию жены и детей. После этого, проходя мимо нашего дома, он всегда здоровался. Мать иногда давала ему сухари. Чита никогда не была заштатным провинциальным городом. В нем не умерла старая культура: жило много сосланных людей, не со времен декабристов, конечно, а много позже. И это были очень образованные люди. Ох, если бы, как сегодня, я все эго тогда понимал по-настоящему. Я убежден, что все хорошее, что есть в человеке, закладывается в детстве. Именно детство «программирует» душу. Думаю, что и все доброе, что есть в моей душе, идет от моих дорогих родителей. Я очень благодарен им за то, что они пытались приобщить меня к настоящему высокому искусству. Отец, например, как-то повел меня на фильм «Рим - открытый город». Дети до шестнадцати лет на него не допускались, а тогда за этим следили строго, но его-то в городе знали все, и он «по блату» провел меня в кинотеатр «Пионер». Я сидел обалдевший и плакал от восторга. А сейчас, к сожалению, дети порой приобщаются к фильмам, которые и взрослым-то смотреть не стоит. Душу формирует и детский сад, и семья. Но прежде всего школа! Я в первый класс пошёл в 1943-м. Зима, война... Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав. Кусок хлеба А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина - личного! Открывалась дверь - и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки. С чем уж они были, не помню, но они казались нам самыми вкусными на свете! Мы их ели, прихлёбывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории. Это называлось - воспитание! Это называлось - забота! Забота о следующем поколении. С этого начинается воспитание любви к Родине - когда ты чувствуешь заботу Родины о себе. А сейчас я слушаю все эти рассуждения - платное образование, элитные школы… Я вообще не понимаю, что это такое - элитные ученики. Что такое элитные собаки или лошади - понимаю. А элитных людей не знаю - знаю образованных. Интеллигентных знаю. Попытка заместить один класс другим - интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, - рождает расслоение, а с ним одичание душ, которое мы получили. Островский в своё время сказал: «Без театра нет нации». Перефразируя его, скажу: без культуры нет нации. Как можно было убрать из школьной программы часы литературы и русского языка? Сейчас спохватились! Вернули сочинение в экзамены. И вдруг выяснилось, что за эти годы, пока детей натаскивали на ЕГЭ, они разучились письменно формулировать мысли. То есть разучились анализировать, размышлять! Теперь опять что-то пытаются подкорректировать, там добавить, тут убавить. Нельзя так! Нужно один раз, не стесняясь, сказать: «Извините нас! Мы хотели как лучше, а получилось как всегда!» Убрать ЕГЭ. Вернуть экзамены в том виде, в каком они испокон веков существовали в нашей школе. У современных детей спросите: «Вы знаете, где Байкал?» Тебя пошлют… куда подальше. И что возле Красной площади памятник стоит маршалу Жукову, они тоже не знают. Гадают, что это за генерал такой может быть… Когда свою собственную историю мы начинаем забывать, мы получаем то, что имеем сегодня. Юрий Мефодьевич Соломин. Отрывок из интервью.