Блокбастер «Прометей» - знаковый кинопроект не только для режиссёра картины Ридли Скотта, но и для всех любителей голливудского кино. Во-первых, с этим фильмом британский постановщик вновь обратился к жанру, который сделал его знаменитым: все мы отлично помним (1979) и (1982), уже ставшие классикой. Во-вторых, «Прометей» крепко связан со вселенной культового киносериала про Чужих, который оставил заметный след в массовой культуре. Так что, с какой стороны не подступись, «Прометей» обещал стать событием в мире кино и во многом оправдал ожидания. В мировом прокате фильм выступил достойно, заработав свыше $400 млн. при бюджете $130 млн. Представители студии «XX Век Фокс» остались довольны финансовыми показателями и уже выступили с заявлением по поводу продолжения, которое выйдет на экраны не ранее 2014-2015 года. Так что Ридли Скотт получит возможность дать ответы на все вопросы, которые задал в «Прометее». Кроме того, картина не прошла незамеченной в профессиональном сообществе и удостоилась сразу нескольких номинаций на престижные кинопремии. «Прометей» выдвинут на соискание премии «Оскар» и BAFTA за лучшие визуальные эффекты, также картина Ридли Скотта претендует на три награды VES Award и приз Гильдии художников.

Трейлер фильма «Прометей», подогревавший зрительские ожидания предстоявшего зрелища.

Ридли Скотт всегда славился умением снимать красивые, зрелищные фильмы со стильным видеорядом. Мы составили хит-парад зрелищных сцен блокбастера «Прометей», которые останутся в памяти у каждого, кто их посмотрит, благодаря режиссуре и качественным спецэффектам. Статья содержит сюжетные «спойлеры».

Сцена самопожертвования Создателя

Открывающий эпизод фильма знакомит зрителя с Инженерами или Создателями, как их называют герои фильма в русском переводе. Пришелец жертвует собой, чтобы зародилась жизнь на нашей планете.

Создателей сыграли актёры в пластическом гриме на основе трёхкомпонентного силикона, но в кадрах с распадом персонажа на части исполнителя подменили трёхмерной моделью, которую анимировали на компьютере.


Кадры из фильма «Прометей»


Воплощением эффектов разложения занималась новозеландская студия Weta Digital («Хоббит: Нежданное путешествие»), опираясь в своей работе на концепты художника-иллюстратора Невилла Пейджа и съёмочные материалы. Чтобы кожа виртуального персонажа получилась столь же прозрачной, как силиконовый грим, специалисты по визуализации воспользовались техникой подповерхностного рассеивания, заранее просканировав фрагменты силиконового грима. Техника подповерхностного рассеивания имитирует физические свойства распространения света в полупрозрачных сплошных телах, придавая им более реалистичный внешний вид. Кадры с эффектом эрозии кожи были сняты за счёт совмещения трёхмерной модели сосудистой системы с симуляцией, за основу которой взяли физические повреждения плоти и разрывы капилляров, выполненные специалистами студии Weta Workshop.

Демонстрационный ролик студии Weta Digital, которая работала над сценой самопожертвования Создателя. В трейлер вошли кадры с виртуальной моделью инопланетянина.

Сцена с голографической картой-моделью Вселенной

В наш хит-парад не могла не попасть визуально изысканная сцена с моделью Вселенной, которую запускает с пульта управления Создателей андроид Дэвид. Воплощением эпизода занимались художники студии Fuel VFX. В своей работе они сделали ставку на инструменты композитинга программы Deep Image и технологию симуляции жидкости. Дизайн виртуальной звёздной карты с планетами так же был разработан специалистами этой компании.

Кадр из фильма «Прометей». Голографическая модель Вселенной


На площадке актёр играл свою роль с бутафорией вместо голографической карты. Тем не менее, Ридли Скотт и оператор-постановщик Дариус Вольски («Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца») включили проекторы и музыкальные композиции группы Pink Floyd для создания соответствующего настроения.

Некоторые планы с моделью Вселенной и звёздной картой визуализировались от одной до двух недель и содержали до 100 миллионов полигонов.


Демонстрационный ролик, который знакомит с процессом работы студии спецэффектов Fuel VFX над моделью Вселенной для блокбастера «Прометей» Ридли Скотта.

Сцена извлечения при помощи кесарево сечения


Беременная инфицированным зародышем героиня (Нуми Рапас) решается на операцию кесарева сечения, чтобы извлечь плод. Сложная для постановки сцена предварительно была превизуализирована на компьютере. Ридли Скотт, будучи режиссёром традиционной школы кино, захотел снять кадры на площадке с использованием аниматронных механизмов и муляжей. Только хирургические инструменты и медицинский лазер было решено сделать на компьютере в студии Weta Digital. Художники по пластическому гриму изготовили муляж тела героини, который уложили на хирургический стол. Актриса села в кресло, просунув голову в отверстие в столе. Так что, в кадре настоящими были только её шея и голова. Кукловоды разместились под столом и с пульта управления раскрывали в нужный момент бутафорский живот. Медицинский аппарат с рукой-краном и крюком кинематографисты также спроектировали и построили, но позднее хирургические инструменты, по желанию режиссёра, художники заменили на компьютере. Ридли Скотт захотел придать им более современный внешний вид. Крупные планы внутренней поверхности живота во время операции - компьютерная графика.

На площадке прибор доставал из муляжа живота силиконовую куклу монстра в плаценте. Но в некоторых кадрах, где существо вело себя агрессивно, специалисты по визуальным эффектам подменили муляж компьютерной моделью создания.


В кадрах с прибором, вбивающим скрепки в плоть героини, которые стягивают разрез, зрителю показывают инструменты и скобы, так же сделанные средствами компьютерной графики.

Фрагмент из фильма «Прометей». Героиня Руми Рапас делает себе операцию и извлекает инфицированный зародыш. Сцена великолепно смотрится на большом экране благодаря блестящему сочетанию физических и компьютерных эффектов.

Сцена боя Создателя и Чудовища

Кадр из фильма «Прометей»


В заключительном эпизоде фильма Создатель вступает в схватку с огромным существом с щупальцами (предок фейсхаггеров, откладывающих зародышей в фильмах про Чужих - прим. авт.), которое получилось путём скрещивания ДНК человека и субстанции чёрного цвета из контейнеров в форме урн, найденных под куполом на планете LV-223. Внешний облик кальмарообразного монстра придумал художник-иллюстратор Айван Манцелло.

По эскизам Манцелло макетчики вылепили скульптуру из глины в натуральную величину, послужившую великолепным образцом для трёхмерщиков, которые должны были создать пугающего вида существо в графике.


Скульптура гигантского фейсхаггера. В фильме фигурирует трёхмерная модель существа


Тварь смоделировали и анимировали кудесники Weta Digital, после чего интегрировали её в кадры с актёром Йеном Уайтом в гриме Создателя. При этом основная сложность заключалась в проработке и визуализации мышц чудовища, которые напрягались и расслаблялись. Аниматорам и художникам требовалось придать им эластичность и через натяжение кожи передать внутреннее напряжение и усилия, которые прикладывал монстр в борьбе с Создателем.

Демонстрационный ролик студии Weta Digital, который наглядно показывает трёхмерные модели чудовища и предка Чужого.

Падение Джаггернаута - корабля Создателей

В кульминации фильма ворота инопланетного купола разъезжаются, и на поверхность поднимается огромный космический корабль в форме подковы известный как Джаггернаут.

Дизайн судна был придуман при участии российского художника-иллюстратора Алексея Кожанова, который смоделировал модель в трёхмерном редакторе, после чего ею занялись специалисты британской студии MPC.


Кадр из фильма «Прометей» ДО и ПОСЛЕ пост-обработки


Кадры столкновения «Прометея» с Джаггернаутом – 100% компьютерная графика. Взрыв и разрушения реализовали при помощи внутристудийного движка для симуляций в сочетании с плагином Pixelux Digital Molecular Matter. Сцену с катящимся по инерции кораблём на героинь снимали на площадке в Исландии. В действительности, Шарлиз Терон и Нуми Рапас убегали от поднимавших пыль квадрациклов. Позднее специалисты по компьютерной графике интегрировали в сцену компьютерную модель Джаггернаута и сымитировали в графике огонь и взрывы.

Демонстрационный ролик студии MPC, который знакомит с процессом создания сцены столкновения и падения Джаггернаута.

24 февраля станет известно, удостоится ли «Прометей» премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты или уступит одному из конкурентов, среди которых - , "«Белоснежка и охотник»":http://сайт/movies/15186383.

Что именно сделал Инженер (Космический жокей) в самом начале фильма?

Урок киноанатомии от EMPIRE: публичное вскрытие мифологии «Прометея»

«Это самопожертвование», - подтвердил Ридли Скотт , комментируя версию, по которой Инженер выпил черную жидкость, разрушившую его изнутри и «засеявшую» его ДНК, чтобы запустить процесс зарождения жизни. Поступок Инженера, по словам Скотта, «равен, по сути, акту творения».

Это Земля?
Да. И нет. В книге «»Прометей«: искусство фильма» сценарист Деймон Линделоф задается вопросом: «Что, если к зарождению жизни на Земле причастны инопланетяне?» Сам Скотт не скрывает, что вдохновлялся теориями Эриха фон Деникена. Однако недавно Скотт заметил: «Это могла быть какая угодно планета. Инженер просто выполняет функции садовника в космосе».

Значит, Инженеры не раз посещали нашу планету на протяжении земной истории?
По словам Скотта, после первоначального сева «эмиссары» бывали на Земле неоднократно. В книге «»Прометей«: искусство фильма» художник-постановщик Артур Макс пишет, что Инженеры, поклоняясь гигантской голове, поклонялись самим себе: «Играя роль Бога во вселенной, они много раз прилетали на Землю и проводили генетическое обновление людей - как нашей физиологии, так и нашего интеллекта».

Зачем Инженерам оставлять на Земле намеки на то, как долететь до далекого храма, ну или «склада с оружием»?
Это непонятно. Но с последнего визита эмиссаров прошло 2000 лет, и за это время предназначенный для приема гостей развлекательный центр вполне мог превратиться в обширный храм смерти.

Получается, что «приглашение» было аннулировано?
Это если считать, что людей куда-то приглашали; Шоу (Нуми Рапас) не слишком склонна верить своим находкам. Согласно другой теории, оставленные на Земле карты - это своего рода система оповещения Инженеров о том, что человечество достигло стадии межзвездных перелетов. Примерно как в фильме «2001 год: Космическая одиссея» .

Что на уме у Дэвида? Он всего лишь слуга Вэйланда или у него есть собственные мотивы?
Линделоф предполагает, что Дэвид - главным образом марионетка Вэйланда, но внутри этой машины может иметься нечто вроде души, на что намекает игра Майкла Фассбендера . Поэтому Дэвид - самый интересный герой фильма.

Не Дэвид ли выбирает Землю как цель карательной экспедиции, поместив ее голограмму на пульт управления?
Вряд ли, хотя в реплике «иногда для того, чтобы сотворить, нужно уничтожить» кроется мучительная двусмысленность. Скотт ясно дал понять, что уничтожить Землю решили сами Инженеры. Посчитали нужным…

Если Шоу - археолог, откуда она знает столько всего о вскрытии (в сцене с изучением головы Инженера)?
Она не простой археолог, а космический. Из будущего.

Если Инженеры нас породили, почему они решили нас убить? И что именно повлияло на их решение 2000 лет назад, еще до того, как мы начали губить свою планету?
В одном из вариантов сценария нам хотели сообщить, что Иисус Христос был Инженером, последним эмиссаром, посланным с целью ограничить расширение Римской империи. «И знаете что? - говорит Скотт. - Они его распяли». Выходит, что стремление уничтожить Землю - это, хм, возмездие за распятие.

Какое значение имеет фреска, на которой изображены напоминающее Чужого создание и Инженер, который вроде как рожает?
Предполагаем, что появление на фреске Чужого - это всего лишь «дань Гигеру и его изображениям Чужих, без которых фильма не было бы. Герои смотрят на фреску и коротко обсуждают ее. Но что на ней изображено - непонятно». Появившаяся в Интернете теория (за авторством ЖЖ-юзера Cavalorn) гласит, что на фреске изображены созидательная (Инженер «порождает» мир) и разрушительная (Чужой) стороны технологии черной слизи.

Что это за черви, которых нам показывают, когда люди входят в зал с сосудами?
Возможно, это все, что осталось от созданий, истребивших Инженеров двадцать столетий тому назад? А когда экипаж «Прометея» вновь пробудил слизь, червяки превратились в «хаммерпедов», гадких белых змеенышей.

Почему Дэвид добавил черной слизи в напиток бедного Холлоуэя (Логан Маршалл-Грин)?
По приказу Вэйланда, сообщает Линделоф. «Я мог бы побиться об заклад, - говорит он MTV.com, - что во время разговора с Вэйландом тот отдал некий приказ, заставивший Дэвида подмешать в шампанское Холлоуэя черную слизь. И можно было сказать наверняка, что вскоре после этого Холлоуэй займется сексом с Шоу».

Почему Холлоуэй видит маленького червяка в своем глазу?
Не исключено, что это первая стадия мутации, как и большие черви в зале с сосудами. Они как раз могут быть глазными червями Инженеров, ведь те были крупнее землян.

Как «работает» черная слизь? Первый Инженер с ее помощью породил жизнь, Файфилда (Шон Харрис) она превратила в зомби, Холлоуэй от нее заболел, его тело начало деформироваться, через Холлоуэя слизь проникла в Шоу, и внутри нее вырос похожий на кальмара монстр…
Не факт, что вся черная слизь в фильме функционирует одинаково. По уже упомянутой теории Cavalorn"а, слизь воздействует на организм по-разному в зависимости от психического и эмоционального состояния «хозяина». Инженер, будучи бесстрастным «садовником», имел власть над слизью и заставил ее творить. Ну а мы, непросвещенные люди, движимы разрушением. Любопытно, что на ранних набросках слизь превращала Файфилда в нечто, куда больше похожее на Чужого. Иначе говоря, конечная цель черной субстанции в ее разрушительном режиме - это создание Чужих из последующих фильмов. (Может быть, «ирокез» Файфилда тонко намекает на длинную голову Чужого?)

Почему на голограмме, которую включает Дэвид, Инженеры в панике бегут по коридору? Куда делось то, что их испугало?
Можно предположить, что Инженеры бежали от мутировавшей черной слизи, которая перешла в ком-то из них в разрушительный режим (см. выше). А потом… странным образом исчезла.

Почему, когда люди бегут прочь от пирамиды, чтобы спастись от бури, они видят, что грузовик уже уехал? Кто ведет этот грузовик?
Книга «»Прометей«: искусство фильма» учит нас, что «вездеход» сам по себе не поедет - нужно, чтобы его кто-то вел. Мы можем предположить лишь, что шофером был один из охранников, которым Шоу велела не брать оружие. А может, это космическая магия.

Почему автоматическая медкамера предназначена для мужчин, если она установлена в спасательном модуле, принадлежащем Викерс (Шарлиз Терон), женщине?
Потому что на самом деле это медкамера не для нее, а для Питера Вэйланда. Не тупите.

Правда ли, что Викерс - андроид (способный заниматься сексом)? Уж очень она похожа на Дэвида.
Нет, но их с Дэвидом кое-что связывает. «Между ней и этим героем есть загадочная, трудноуловимая связь, - сказала Терон нам на съемочной площадке. - Все дело в ДНК, в том, что гены Викерс были использованы, чтобы создать Дэвида». Линделоф отмечает, что физическое сходство между Викерс и Дэвидом - вовсе не совпадение. «Разве можно придумать лучший способ унизить дочь, чем создать ее аналог мужского пола?»

Зачем Питер Вэйланд отправился на другую планету? Чтобы найти там источник вечной молодости? Или встретить «Бога»?
Ни то, ни другое. Или и то, и другое. И, поскольку Вэйланд предпочел сохранить свое присутствие на корабле в тайне, ясно, что он любит сюрпризы.

Зачем снимать Гая Пирса в роли столетнего старика, если в фильме нет сцен, в которых он молодой?
Это для нас загадка. Разве только потому, что куда более молодой Вэйланд появляется в рекламном ролике «Конференция TED 2023»? Очень может быть, что вырезанные сцены с более узнаваемым Гаем Пирсом появятся в грядущей режиссерской версии.

Если тварь в финале - это Чужой, почему он не очень-то похож на Чужих с планеты LV-426 в других фильмах серии?
Потому что это не Чужой. На съемках его называли Священником из-за того, что его голова формой напоминает митру. Есть мнение, что это предшественник Чужого, существо, которое породит Чужих в будущем. ДНК этого создания объединяет гены человека, Инженера и гигантского «трилобита» с щупальцами. На эскизах к фильму мы видим, как оно злонамеренно направляется к потерпевшему крушение кораблю…

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Инженеры, также известные как пилоты, космические жокеи или Mala"kak являются древнейшей внеземной жизнью. Возраст данной цивилизации насчитывает миллиарды лет, но четкое происхождение неизвестно. Они обладают самыми передовыми технологиями в галактике. Одна из технологий делает их мастерами генной инженерии, зарождение жизни на различных небесных телах.

ВНИМАНИЕ!!! В связи с новой информацией полученной из фильма "Чужой: Завет"


- данная статья редактируется!!!

Биология и внешний вид

Как видно в фильме "Прометей", инженеры представляют из себя бледно-белых, с видимыми венами под кожей, человеко-подобных гуманоидов с темными ("мертвыми") глазами. Ранее считалось что у данного вида имеются телепатические способности, но ученые корпорации Weyland-Yutani выяснили, что это не так.

Инженер встречается в заброшенном корабле на Ахеронте в био-шлеме, который напоминал некое дыхательное устройство. С центральной части шлема отходила трубка подсоединенная к груди. Рот на шлеме присутствовал у начала данной трубки, по его бокам находились две челюсти (или "клыки чужого"), в фильме "Прометей" стало видно что это просто часть костюма. Руки располагались вдоль тела по бокам, нижняя часть тела существа была скрыта.

Характеристика

В принципе "инженеры" выглядят почти также как и человеческие существа, за исключением размеров тела, глаз и волос. У них нет волос на теле, бровях и ресницах, губы такие же бледные как и остальная кожа на теле, а глаза почти полностью черные. Их рост дает им огромное преимущество в силе перед человеком. Их поведение почти неизвестно, единственный пример появления живого "инженера" только в фильме "Прометей".

За это короткое время мы узнаем, что "инженеры" готовили курс на Землю и планировали использовать в качестве оружия различные опасные организмы находящиеся в грузовом отсеке инопланетного корабля. По неизвестным причинам организмы вырвались из под контроля и уничтожили всю команду его кроме одного "инженера", который каким-то образом оказался в крио-сне.

О родной вселенной "инженеров" нет информации, но они, как нам известно, способны колонизировать миры похожие на их собственный, проводя процесс терраформирования и создание атмосферы пригодной для дыхания. Их технологии и знания о космосе являются невероятно продвинутыми, о чем свидетельствует фильм "Прометей". Также стало понятно что "Инженеры" крайне враждебны для человека.

Письменность и язык

Письменность "инженеров" поразительно схожа с месопотамской клинописью, которую можно найти на Ближнем Востоке, а их иероглифы идентичны тем, что находятся в Египте, Центральной Америке и в других областях Земного шара.

Отношение к ксеноморфам и другим расам

Мало что известно об этом. Основные теории с их связью с "чужими" рассказывались Ридли Скоттом в комментариях к первым двум "фильмам о чужих". Говорилось что "инженер" на корабле чужих был "смертник", и что они использовали их в качестве биологического оружия для противостояния неизвестного нам врага в "древней войне". Существует ряд доказательств: Чужеродные яйца должны были использоваться в качестве бомб на планете врага, а затем "ксеноморфы" будут продолжать уничтожать население.

В начале фильма "прометей" видно, что "инженер" оставленный на планете, видимо был ответственным за создание человеческой расы. Он принес себя в жертву, выпив химическое вещество, которое его полностью растворило и внесло его ДНК в экосистему планеты и начало сложные процессы с окружающей средой и микроорганизмами. Таким образом ДНК Человека и ДНК Инженера практически идентичны (это предположение, ибо без научного знания и понимания генома человека наверняка сказать сложно). Причины по которым этот "инженер" совершил свой "ритуал" неизвестны, хотя складывается ощущение, что его раса не одобряла этих деяний. Десятки кораблей перевозящих груз в виде боеприпасов с черной жидкостью предназначались для запуска на Землю, для распространения инфекции и дальнейшего уничтожения человечества. Но из-за инцидента с грузом и потерей над ним контроля корабли надолго остаются неподвижными, а практически весь экипаж гибнет. Экипаж USCSS Prometheus выяснил, планета которую они исследовали является лабораторией для проектирования и разработки оружия, есть теория что здесь же были созданы и "ксеноморфы" (возможно даже из черной слизи).

Экипажем "Прометей" также было отмечено, что "инженер" на LV-223 был мертв в течении 2000 лет. Фанаты фильма предположили, что более 2000 лет назад "инженеры" были в хороших отношениях с людьми, но произошло некое событие в результате которого они стали враждебными по отношению к человечеству. Это объясняет наскальные рисунки "приглашающие" человечество найти их.
Также есть вариант, что "инженеры" создали жизнь на Земле для образования "питательной среды" для прото-ксеноморфов в военных целях.

Статья была перенесена со старого сайта.

Название

Создание

В сценарии Дэна О’Бэннона (самая первая версия сценария) герои должны были забрать череп пришельца с собой и много позже единственный выживший персонаж забирал его на спасательную шлюпку. Пришелец в этом варианте был безымянным и ни его природа, ни связь с Чужими не раскрывалась. Споры Чужих персонажи находили не в отсеке корабля, а в расположенном неподалёку пирамидообразном строении . В следующем варианте, который написали продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл, брошенный корабль был, наоборот, земным звездолётом и скелет, который персонажи находили внутри, принадлежал человеку, но именно его в этом сценарии впервые называли «Космический Жокей». Споры Чужих, как и в предыдущей версии, были не в корабле, а в расположенном неподалёку цилиндрическом строении. В этом варианте выяснялось, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой - опытным экземпляром наступательного биологического оружия. Между тем, сценарий не приводил больше никаких объяснений насчёт того, откуда взялись яйца (были ли они найдены на той планете, или же Чужих создали генетики), куда делся весь персонал с полигона, почему их разводили в цилиндре и зачем Чужого вообще пытались доставить на Землю путём заражения.

Изначально обликом пришельца и заброшенным кораблём занимались Рон Кобб и Жан Жиро. Вступивший в проект Ганс Гигер (которого изначально наняли для разработки облика Чужого) придумал на основе своих раннее сделанных картин (которые не имели отношения к фильму) свой облик Космического Жокея и его корабля, сделав их биомеханическими. Для отделки большей части декораций и элементов внутренней части интерьеров корабля и камеры с яйцами Чужих он использовал сухие кости вместе со штукатуркой и вручную раскрасил аэрографом все декорации помещения с Жокеем . Вероника Картрайт описала работу Гигера как «эротическую … это большие вагины и пенисы … всё дело в том, как Вы собираетесь в какой-то утробе или что … это вроде висцеральные » .

Создание отсека с умершим инопланетянином, которого съёмочная группа прозвала «Космический жокей», оказалось проблематичным, так как 20th Century Fox не хотела тратить деньги на дорогие декорации, которые появлялись бы только в одной сцене. Но съёмочной группе удалось убедить студию, что эта сцена важна, чтобы поразить зрителей и убедить, что это не кино категории B . Чтобы сэкономить деньги, была создана только одна стена, и кресло с фигурой «пилота» находилось на диске, который поворачивался для кадров с разных планов . Кроме того, согласно задумке авторов, инопланетный пилот в кресле должен был быть огромным по сравнению с людьми, но тогда он не влез бы в павильон. Ридли Скотту пришлось пойти на хитрость и использовать в качестве замены актёрам двоих своих сыновей и сына одного из операторов, на которых надели уменьшенные версии скафандров. По сравнению с ними Жокей действительно выглядел гигантским .

Новеллизация

Сам Жокей в новеллизации не появляется, вместо него команда находит сам передатчик сигнала и пустое яйцо Чужих (Космический Жокей отсутствовал в окончательном варианте сценария, но Ридли Скотт сумел настоять на создании его декорации).

Чужие

В вырезанной из прокатной версии «Чужих » сцене его корабль спустя 57 лет находит семья колонистов Джорден, однако, неизвестно, нашли ли они самого Жокея. Между тем в новеллизации Фостера, во время заседания комиссии, Рипли упоминает о Жокее, хотя в новеллизации первого фильма Жокей не присутствует.

Чужие против Хищника: Реквием

Череп Жокея присутствует в фильме «Чужие против Хищника: Реквием ». Он висит наверху в комнате трофеев в кадре, где Хищник обрабатывает череп Чужого .

Прометей

По сюжету Жокеи (в этом фильме они называются Инженерами) в древности посетили Землю и, используя свой генетический код, дали начало человеческой ДНК. После этого Жокеи иногда посещали Землю и со временем превратились для древних землян в своего рода богов, но через некоторое время Жокеи перестали прилетать на Землю. К концу XXI века археологи по всей Земле находили изображения того, как люди поклоняются Жокеям, указывающим на некое созвездие. Анализируя изображения, учёные приходят к выводу, что это LV-223 - один из трёх естественных спутников гигантской газовой планеты , вращающейся вокруг звезды ζ2 Сетки в составе двойной звезды Дзета Сетки . В 2089 году организуется экспедиция корабля «Прометей» к LV-223. На планете обнаруживается что-то вроде аванпоста Жокеев, в котором они хранили некое страшное биологическое оружие в жидком виде. Также расшифровка голограмм показывает, что Жокеи хотели доставить это оружие на Землю, но оно вышло из под контроля и убило всех Жокеев на базе (проникло в их организм и взорвало им мозги). Между тем, главный руководитель экспедиции Питер Вейланд, будучи очень старым, одержим идеей того, что Жокеи явно располагали секретом бессмертия, и приказывает своему подчинённому, андроиду Дэвиду, поэкспериментировать с жидкостью оружия. Тот заражает жидкостью одного из членов экспедиции Чарли Холлоуэя, который затем занимается сексом со своей любовницей Элизабет Шоу, у которой через несколько суток в утробе целиком созревает некое кальмароподобное существо с повадками Лицехвата. Шоу удаётся удалить существо из себя путём кесарева сечения, но вскоре оно разрастается до гигантских размеров.

Параллельно обнаруживается, что на базе лежит в анабиозе живой Жокей, и Вейланд хочет его разбудить. Элизабет Шоу начинает подозревать, что биологическое оружие явно предназначалось для уничтожения человечества, и что даже после того, как замысел с ним сорвался, раса Жокеев явно рассчитывала, что люди расшифруют их древние послания и прилетят на эту базу, чтобы разбудить оставшегося Жокея. Когда Жокея будят, Шоу прямо спрашивает у него, почему их раса хотела уничтожить человечество, но её перебивает Вейланд с требованием открыть ему секрет бессмертия. Неожиданно Жокей приходит в дикую ярость и убивает всех, кроме Шоу, которой удаётся сбежать с базы. Жокей же садится в один из кораблей на базе и готовится взлететь, но корабль через некоторое время таранит «Прометей» (все на нём погибают), и он падает на поверхность. Жокей, однако, выживает и после схватки с Шоу оказывается схвачен кальмароподобным монстром (который пережил крушение «Прометея»), и тот заражает его на манер Лицехвата. После этого с Шоу выходит на связь искорёженный андроид Дэвид (который переводил Жокею их речь и первым попал ему под руку, но продолжил функционировать) и сообщает, что на базе есть ещё корабли Жокеев и он, если Шоу ему поможет, сможет ими управлять. После этого Шоу решает разыскать родную планету Жокеев, чтобы окончательно узнать у них правду об их отношении к человечеству. В краткой сцене после титров показано, как из Жокея вырывается существо, похожее на Чужого .

Фильм не раскрывает причин ненависти Жокеев к человечеству, но Ридли Скотт в DVD-комментариях рассказал, что во время написания сценария рассматривалась идея, что Жокеи разгневались на человечество за то, что они убили одного из их представителей - это намекало на то, что Иисус Христос на самом деле был одним из Жокеев, но затем Скотт посчитал это «слишком очевидным», и в итоге этот вопрос остался открытым. Также в одной из вырезанных сцен выясняется, что название родины Жокеев в большинстве древних земных языков обозначало рай .

Создание

Роль последнего живого Инженера на LV-223 сыграл Иэн Уайт , давний фанат вселенной Чужого и Хищника , который уже участвовал в фильмах по ней - он играл Хищника Шрама в фильме «Чужой против Хищника » и Хищника Волка в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » .

Актёр Дэниел Джеймс сыграл Инженера, принёсшего себя в жертву ради создания жизни на планете в открывающей сцене фильма. Джон Лебар исполнил роль голографического изображения одного из пилотов корабля Инженеров, которое видят герои в одной из сцен.

Диаконом заменили Жокея-Ксеноморфа - разновидность Чужого огромного роста и с миндалевидными глазами, вырезанную из первоначального сценария «Прометея» .

Чужойː Завет

Родная планета Жокеев с их неким городом (очевидно, единственным населённым пунктом на планете) кратко показана в одной из сцен фильма «Чужой: Завет » . Всё население погибает, когда андроид Дэвид распыляет над городом ту самую чёрную жидкость, найденную на планете LV-223 .

В книгах

Aliens versus Predator

В фильме «Прометей» трупы и голограммы Инженеров выглядят похоже на пилота из «Чужого», но потом выясняется, что привычный внешний вид - это биоскафандр, который во время перелётов в космосе работает ещё и как противоперегрузочный костюм (видимо, корабли Жокеев не оснащены какими-либо стационарным оборудованием, призванным компенсировать возникающие в полёте перегрузки), и под которым скрывается внешность, похожая на европеоида с правильными строением черепа и лица. Пропорции и строение тела сходны с человеческими. Рост около 2.5 - 3 метров. Имеют сильно развитую мускулатуру. Цвет кожного покрова белый, вокруг глаз серый. Высокая переносица тонкого и прямого носа. Ногтевая пластина красноватого цвета. Склера глаз серая, радужная оболочка чёрная. Волосяной покров и соски отсутствуют на всем теле и лице. Внутренние органы предположительно похожи на человеческие. По физическим способностям в несколько раз превосходят человека. Продолжительность жизни неизвестна, но, вероятно, намного больше, чем у человека.

В фильме «Чужой: Завет» на родной планете Жокеев живёт раса неких гуманоидных существ, похожих на Жокеев из «Прометея» , но всё же имеющих внешние отличия (у них другие цвета кожи и глаз). Фильм не даёт никаких пояснений, являются ли эти существа Жокеями или же они являются какой-то их разновидностью. В быту они носят длинные плащи с капюшонами и имеют деление по половому признаку (женские особи отличаются от мужских в основном лишь тем, что ниже ростом, но их головы тоже лишены какого-либо волосяного покрова).

Технологии

В технологическом отношении их цивилизация на много лет опередила человеческую. Основа технологий - биомеханика, нанотехнологии и биотехнологии . Долговечность их технологий исчисляется тысячелетиями, что наглядно продемонстрировано в фильмах «Чужой» и «Прометей».

Планеты

  • Земля - там они зародили жизнь и воздействовали на развитие человечества.
  • LV-426 - там разбился их корабль, пилот, будучи инфицированным Чужим, погиб, но успел запустить сигнал предупреждения об опасности.
  • LV-223 - там находилась их база, где они разрабатывали биологическое оружие.
  • LV-1201 - там находилась ещё одна их база, где был некий артефакт, способный держать Чужих на расстоянии.
  • Родная планета - её название и местоположение неизвестны. В вырезанной сцене «Прометея» андроид Дэвид говорит Элизабет Шоу, что когда он спросил Инженера, откуда тот прибыл, тот произнёс слово, которое на большинстве древних земных языков означает «рай». Сама по климату очень похожа на земное лето, но неизвестно бывает ли на ней смена времён года и охватывает ли климат планету целиком. Большую часть года идут частые дожди с грозами.

Взаимоотношения с другими расами

Чужие

В комментариях издания на DVD Ридли Скотт высказывает предположение, что корабль Космического жокея был кораблём-бомбардировщиком, а яйца Чужих на его борту были оружием, с помощью которого они боролись с неизвестным врагом .

Люди

Как показано в фильме «Прометей» , Космические жокеи, или Создатели, как именуют их в этом фильме, создали жизнь на Земле и влияли на становление основных человеческих культур, посещая древние цивилизации по всему земному шару. Однако, по какой-то причине, Создатели решили уничтожить человечество, распылив по всей Земле опасный патоген. Однако на базе, на которой он содержался, произошла утечка этого патогена, из-за чего погибли почти все создатели, кто там был, и миссия была, по неизвестной причине, отложена.

Хищники

Отношения с Хищниками точно не известны, но в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » на корабле Хищника можно заметить голову в шлеме Космического жокея.

Когда я позавчера посмотрел кинофильм "Прометей", то сначала, как и многие зрители, был несколько озадачен количеством нестыковок и просто непонятных мест в сюжете. Однако, обдумав увиденное, нахожу, что многие моменты в фильме, которые кажутся ляпами, вполне логичны - с допущениями относительно научной фантастики, конечно. А так как в блогах и на форумах идут оживленнейшие обсуждения сюжета фильма и показанных в нем сцен, то решил перечислить основные вопросы обсуждений и дать ответы на них с моей точки зрения.

1. Что делал белый инопланетянин в начале фильма? Выпил какую-то жидкость, распался на части. Из его ДНК появились люди? Но ведь одной ДНК, попавшей в воду, для появления организма мало?

Инопланетянин (эту расу в фантастике принято называть Space Jokeys, поэтому дальше я буду называть представителей этого вида "жокеями") выпил жидкость, которая использовала его организм для создания новых форм жизни: показывают, как сначала распадается ДНК жокея, потом собирается новая ДНК и создаются клетки. Похожий принцип был и в основе действия черной жидкости из ваз на планете LV-233, куда прилетел корабль "Прометей": она вызывала мутацию организма и преобразовывала его в новое существо. То есть в воду на Земле попала не одна ДНК, а части организма жокея, которые были преобразованы в новые организмы. Кто именно появился в результате этого - только люди или еще и другие существа, в фильме прямо не говорится. Судя по тому, что ДНК насекомых, млекопитающих и человека совпадают более чем на 90%, то возможно, что жокей дал начало всем живым существам на планете.

2. Если жокеи, как видно из древних рисунков и росписей, общались с людьми и показывали им, где находится планета LV-233, на которую в итоге отправился "Прометей", то почему LV-233 оказалась военным объектом, а жокеи собирались уничтожить человечество?

Прямо об этом в фильме не говорится, поэтому остается только анализировать и строить предположения.

Сначала я задумался - почему фильм назван "Прометей"? В этом должен быть какой-то смысл. Фильм, в котором поднимаются такие важные вопросы, как поиски бога, смысла жизни, веры и т.п. не может быть назван в честь обычного космического корабля. Даже простой фантастический триллер (я имею ввиду "Чужой" 1979 года) было бы нелепо назвать "Ностромо". Прометея вскользь упоминает Вейланд в приветственном слове, но это это выглядит слишком недостаточным для выбора названия для фильма.

Кто такой Прометей? Вейланд был не совсем прав, говоря в своем приветственном слове, что Прометей хотел, чтобы люди стали равными богам и поплатился за это. Прометей, титан из древнегреческой мифологии, на самом деле знаменит двумя вещами: 1) он создал людей; 2) он любил людей и вопреки воле богов дал им огонь, за что был наказан. Несмотря на то, что он не погиб и был в итоге прощен, Прометей в массовой культуре является символом самопожертования ради людей.

Ничего не напоминает? Конечно, жокей-одиночка в начале фильма и есть Прометей, пожертвовавший собой ради жизни человечества. Тогда название фильма сразу обретает смысл. И тут важно то, что земной Прометей, из мифологии, находился в оппозиции богам. Так как мифы - это отголосок общения людей с жокеями-"богами", из этого можно сделать вывод, что жокей в начале фильма сделал свое дело вопреки мнению остальных жокеев и их верховной власти.

Возможно он был диссидентом или преступником, оставленным на Земле в наказание (если бы это был специальный эксперимент, то рядом были бы жокеи-наблюдатели; да и очень у него скорбный вид был). Его единомышленники или родственники узнали о сделанном и взяли над человечеством "шефство", что и отображено на древних рисунках. Однако 2000 лет назад (интересно, что для дня X выбрано время пришествия Иисуса Христа) остальные жокеи узнали об этом. "Богам" было запрещено являться на Землю (обратите внимание, что все найденные изображения общения людей с жокеями - древние, до нашей эры, более поздних нет), а жокеи решили людей уничтожить как результат незаконных действий.

Таким образом, ситуация, изображенная на рисунках, переменилась. Планета, на которую указывали "добрые" жокеи, была превращена в военную базу и на ней стали готовить карательные экспедиции.

Впрочем, была ли это военная база, как предположил капитан "Прометея" - еще вопрос. Ведь после катастрофы первого корабля жокеев показывают, как Шоу с Дэвидом довольно оперативно, без всяких эксцессов, взлетают на другом корабле. Это означает, что ничего опасного там не было. Может быть, это просто космодром, перевалочный пункт.

3. Робот ли Викерс (героиня Шарлиз Терон)?

Вопрос поднимается в связи с тем, что прямого ответа на вопрос "Вы робот?" который капитан задает Викерс, в фильме не дается. То, что Викерс называет Вейланда отцом, можно трактовать по-разному: так как Вейланд был главой корпорации, делавшей андроидов, то андроид может называть Вейланда отцом.

Я думаю, что Викерс человек. Дело в том, что одна из ключевых сюжетных линий фильма - это треугольник Вейланд-Дэвид-Викерс. Вейланд имеет дочь (Викерс), однако не любит ее, и любимым ребенком для него является Дэвид, которому он завидует из-за бессмертия Дэвида. Викерс же, и это видно, ревнует отца к Дэвиду (какой у нее взгляд, когда в начале Вейланд называет Дэвида почти сыном!). Этим и объясняется то, что она порой держится, как робот - чтобы быть такой, как Дэвид.

Если бы Викерс была андроидом, то этот треугольник теряет смысл. Более того, становится непонятным, зачем вообще на корабле два андроида, зачем было скрывать присутствие Викерс от Вейланда.

Есть и другие сигналы: Викерс была членом совета директоров корпорации Вейланда (немыслимо для андроида), в начале фильма Викерс то ли в поту, то ли в какой-то слизи отжимается от пола, чтобы восстановить форму после сна в криокамере - андроид явно не спал бы в камере, как видно на примере Дэвида.

4. Как это земной андроид Дэвид так легко разбирался в инопланетных знаках, кодах открытия дверей, управлении кораблем?

Из-за влияния жокеев на древние человеческие цивилизации часть культуры жокеев отразилась в культуре этих цивилизаций. Учитывая мощь искусственного интеллекта Дэвида (степень развития которого под влиянием закона Мура за 70 лет мы просто не в состоянии представить), который анализировал все имевшиеся у него данные и данные, поступающие в момент исследования инопланетного корабля, нет ничего удивительного в том, что мозг Дэвида мгновенно находил решения.

5. Почему Дэвид по сути занимается вредительством, давая ученому, Холовею, выпить жидкость из инопланетной вазы?

Дэвид, несмотря на свою независимость и пикировки с Холовеем, не был самостоятельным - он подчинялся Вейлнаду, который находился в криокамере и давал оттуда инструкции Дэвиду (см. эпизод, когда Викерс зажимает Дэвида и требует передать, что сказал Вейланд). Вейланда интересовало одно - продолжение своей жизни. Найденная в вазах жидкость от "богов" могла быть омолаживающей. Ясное дело, перед такими перспективами никакие нормы морали остановить Вейланда не могли. Так как Холовей, по сути, уже был не нужен, жидкость и опробовали на нем, как на подопытной крысе.

Не исключаю, что любопытство и пытливость ума Дэвида тоже оказали влияние здесь. Например, Вейланд приказал опробовать жидкость на ком-то, а Холовея выбрал Дэвид - задав ему вопрос "На что вы готовы пойти, чтобы получить ответы?"

Позднее отношение к членам экипажа как к расходному материалу для опытов было продемонстрировано и на забеременевшей инопланетным организмом Шоу.

6. Что за идиотское поведение ученых (!) на чужой планете? Снимают шлемы, лезут руками к инопланетным явно агрессивным змеям...

Действительно, снятие шлема на чужой планете выглядит странно - когда даже на Земле европеец, поехавший в Азию, рискует протянуть ноги от какой-нибудь инфекции или укуса насекомого. Справедливости ради, нужно отметить, что отсутствие шлема никому не навредило, а шлемы не спасли - когда на потерявшихся геолога и биолога напала змея, они были в шлемах.

Что касается полезшего к змее биолога... Да, выглядит дико. Но нужно учитывать, что, как говорят в самом начале, на корабль набрали фанатиков. И биолог тоже был фанатик. Такому лезть ко всяким тварям - обычное дело. Вот, например, о его коллеге, известном австралийском ведущем передач о животных Стиве Ирвине:

"В Восточном Тиморе он спасал крокодила, который попал в бетонную трубу, и не было никакого способа вытащить его оттуда. Поэтому Ирвин нырнул внутрь вместе с животным. Крокодил схватил его мёртвой хваткой, в результате была вновь вспорота та же рука, и на этот раз разорвалось сухожилие. "

И это только один эпизод из многих случаев получения травм от всяких агрессивных животных. В итоге Стив Ирвин погиб, получив смертельный удар ската-хвостокола в область сердца.

Так что биолог в фильме - не ляп, они в самом деле такие бывают.

7. Почему покусанный змеями геолог не стал вынашивать Чужого или другой организм, а пришел к кораблю и напал на экипаж?

Геолога не кусала змея. Когда он порезал ее, ее кровью прожгло шлем, геолог упал лицом в черную жидкость, от чего и мутировал.

8. Почему такое разнообразие монстров при одном источнике - жидкости из ваз? То змеи, то кальмары, то зомби? Почему в одном случае размножение через откладывание эмбриона внутрь через рот, в другом случае - половым путем?

Возможно, связано с "исходным материалом": на червей действие одно, на человека - другое. Но вообще черная жидкость, как нам говорят в фильме - это биологическое оружие. Для биологического оружия не важна стабильность результата, т.е. чтобы эффект был строго один и тот же. Главное, чтобы оно выводило противника из строя и заражение передавалось дальше - а это черная жидкость делает прекрасно.

9. Как это Шоу после того, как ей разрезали живот и зашили обратно, спокойно бегает по кораблю?

Явно не стоит судить медицину 2093 года сегодняшними критериями. Например, если бы люди, жившие 70 лет назад, увидели бы простые для сегодняшней медицины вещи - те же антибиотики - он бы тоже сказали, что это нереально. Так что вполне допустимо, что через 70 лет у нас очень эффективные заживляющие и восстанавливающие препараты - вероятно именно такой колет себе Шоу в плечо во время операции и в ногу после нее. Да и бегала Шоу не очень-то спокойно - ее постоянно крючило от боли.

10. Почему оставшийся в живых и проснувшийся жокей набросился на прибывших к нему землян и убил их? Мог бы поговорить с ними, объяснить... Они же все-таки, так сказать, дети жокеев!

Во-первых, если жокеи решили уничтожить человечество, то то, что появившимся практически у них дома людям жокеи не обрадуются - вполне закономерный результат. Кто знает, какая у них там политика была? Уж если нацисты во Вторую мировую войну культивировали уничтожение людей без всяких разговоров, то от инопланетных существ можно ожидать того же.
Во-вторых, жокей набросился на них не сразу. Он некоторое время явно оценивающе наблюдал, как они ссорятся. Разъярился он только после того, как Дэвид ему что-то сказал. Да и то сначала он как будто даже нежно погладил Дэвида по голове, как бы говоря - "Хорошие вы получились, засранцы". Может быть, жокей окончательно понял, что эти червяки хотят его использовать, и решил быстрее от них избавиться, чтобы начать свою миссию.
В-третьх, не стоит идеализировать отношение жокеев к людям. Даже если я не прав, говоря в начале поста о жокее-Прометее и "незаконном" создании людей, то жокеи вовсе не обязаны относиться к людям, как к своим детям. Люди, например, выводят коров, но многие ли из нас хотят с коровами дружить? Наоборот, мы в основном любим коров исключительно в виде котлет и стейков. Жокеи, разумеется, людей не ели, но презрительное отношение к людям вполне вероятно.

11. Почему в такую важную экспедицию набрали каких-то раздолбаев, почему отсутствует дисциплина, субординация, почему у них нет плана, охраны, контроля проносимых вещей и т.п.?

Вейланд был фанатиком своего дела и на корабль набрали таких же фанатиков. Если бы это был классический инвестиционный проект - вот вложены конкретные деньги конкретных лиц, вот бизнес-план, вот меры по контролю за его осуществлением, вот такая-то планируемая доходность - конечно все было бы иначе. Но это была личная авантюра Вейланда, поэтому он и организовал все это соответственно.

Фанатики презирают бюрократию (в том числе и всякие инструкции по технике безопасности), это доходит до бравады (один биолог в обсуждении фильма писал, что у них считается лохоством работать с материалом в перчатках).
Они ценят импровизацию, в результате которой рождаются вещи, до которых обычным порядком переть и переть.
Кроме того, Вейланд жил последние дни и поэтому нужно было форсировать события. Например, то же испытание черной жидкости: сколько бы времени потратили на исследования обычным путем и испытания? А тут подлили Холовею - и готово.

Вопросы, на которые у меня нет ответов:

1. Назначение помещения с огромной человекоподобной головой, где стояли вазы. Этот вопрос в обсуждениях почему-то не затрагивают. В фильме говорят - "Это могила". Но эти слова больше похожи на эмоции, реальных признаков могилы, кроме разве что отдаленно похожей на памятник головы, нет. Лаборатория для экспериментов? Но почему тогда в ней земляной, нестирильный пол? Почему туда в момент опасности бежали жокеи? Это некое спасательное помещение? Жидкость начинает вытекать при появлении рядом человекоподобного существа, то есть достаточно попасть туда даже раненым, потерять сознание - жидкость доберется до тела. Однако то, что жидкость действует на жокеев как "живая вода", то есть совсем иначе, чем на людей, выглядит нереально, т.к. генетически люди и жокеи почти одинаковы.

2. Стремительный рост кальмара без какого-либо питания (часто обсуждаемый ляп). Внутри Шоу он за несколько часов вырос до пары-тройки килограммов, то есть должен был взять у нее соответствующее количество питательных веществ, но она этого не почувствовала. После операции он остался в медблоке один и совсем без питания вымахал до 3 метров в высоту.

Update 08.06.2012 : В комментариях дали ссылку на интервью Ридли Скотта, где он говорит об одном из вариантов сценария, в котором жокеи решили уничтожить людей 2000 лет назад потому, что разочаровались в своих "детях" - люди занялись агрессивными войнами (Римская империя). Создатели дали людям еще один шанс - отправили к ним своего эмиссара, но люди распяли его (так появилась история об Иисусе Христе). После этого было принято окончательное решение об уничтожении человечества.