При соборовании помазывают елеем. Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13).

Скорее всего, использование масла, отраженное в этом отрывке, было символическим актом. В библейские времена практика помазания маслом часто являлась свидетельством одобрения Бога. Есть несколько факторов, которые поддаются этому мнению. В Новом Завете есть контекстная информация, которая связывает чудесное исцеление с помазанием масла.

«И изгнали многих демонов и помазали маслом много больных и исцелили их». Это может быть основной стих, который проливает свет на Иакова 5. Кроме того, помните, что не все христиане в первом веке обладали даром исцеления. Было бы естественно, что старейшинами поместных церквей были те, кому был предоставлен дар в их соответствующих собраниях.

По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески – Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Что о помазании масла сегодня?

Если это мнение будет правильным, и по мнению этого писателя это будет наиболее осуществимым, тогда действие помазания маслом не будет подходящим сегодня по той простой причине, что чудесные дары не доступны церкви в этом веке. Почему же некоторые из них сегодня стремятся осуществить помазание масла в современную церковную практику? Может быть, некоторые очень искренни, желая исполнить волю Господа, но не понимая природу этого отрывка.

С другой стороны, может случиться так, что несколько человек в церкви сегодня просто ищут какой-то новый опыт. Устали от того, что они воспринимают как «традиционное» служение Богу, они ищут роман. Можем ли мы стремиться приблизиться к Писанию с уважительной, но разумной манерой.

Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде – благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных – в Таинстве елеосвящения, произнесением слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших”

Джексон, Уэйн. Помазание маслом - Джеймс 5: сайт. Это различие практически постоянно наблюдается как на иврите, так и на греческом языке. Некоторые переводы Библии не учитывают эту тонкую разницу, но переводят все эти слова в «помазание». Протрите маслом. В странах Ближнего Востока было принято тереть тело маслом, что и. а. это служило для защиты мест, подверженных сильным солнечным лучам. Масло также поддерживало эластичность кожи. Обычно использовалось оливковое масло, и парфюм часто добавляли к нему.

Как правило, масло применяли после купания. Эстер была дана массажное лечение маслом мирры в течение шести месяцев и бальзамом в течение шести месяцев, прежде чем предстать перед королем Ахашверошем. Вы также протираете тело человека, готовившись к похоронам с маслом.

Как елей есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует праведника, благословенного Богом (Пс 51.10; 127.3; ср Сир 50.10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир 24.14,19-23). Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Зах 4.11-14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих – царя и первосвященника, к-рые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения.

После того, как Иисус послал 12 апостолов по два, они смазывали многих, которые исцеляли их. Исцеление болезни происходило не из-за самого масла, а для работы Бога через действия Святого Духа. Смазывание масла маслом было признаком доброты. Главы людей из Ефрема хорошо угостили заключенных иудейских солдат, смазав их и вернув в Иерихон в соответствии с советом пророка Одеда. Иегова сказал, что в знак своего неудовольствия он будет следить за тем, чтобы в него не было масла. Не трение вашего тела маслом было признаком траура.

Потирая голову гостя маслом, он считался актом гостеприимства и вежливости, поскольку слова Иисуса говорят о женщине, протирающей его ноги ароматным маслом. Иисус наставлял своих учеников омачивать головы и умывать лица во время поста, чтобы не появляться как пост, а не как лицемерные еврейские религиозные лидеры демонстрируют свое благочестие и самоотречение, чтобы произвести впечатление на других.

Елеопомазание – начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь».

Джеймс указывает, что уместно «очищать» людей, которые психически больны и нуждаются в помощи образно во имя Иеговы. То, что он ссылается на психическое заболевание, очевидно из его замечаний: «Он призвал пожилых людей собрания», и «если он совершил грехи, он будет прощен». Иисус также использует символ, когда он советует собранию в Лаодикии «купить у него глазную маску, чтобы опустить глаза, чтобы она могла видеть».

Помазание. Если человек был помазан маслом, они наливали масло на головы и позволяли им стекать на их бороды и на воротник их одежды. В библейские времена, как евреи, так и неевреи использовали для церемониального помазания правителей и, таким образом, подтвердили свою официальную инаугурацию. Самуил помазал царя Саула после того, как Бог указал, что Саул был его избранником. Давид был помазан королем в трех отдельных случаях: однажды Самуил, позже люди Иудеи и, наконец, все племена. Аарон был помазан после назначения Первосвященника.

Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо (Притч 5.3; Пс 108.18; Притч 27.16); главным же обр. в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро – прекрасный символ любви (Песн 1.2), дружбы (Притч 27.9) и счастья братского единения (Пс 132.2). Елей – также символ радости, ибо от него, как и от радости, у ч-ка блистает лицо (Пс 103.15). Поэтому возлить Елей кому-либо на голову – значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Пс 22.5; 91.11; Лк 7.46; Мф 26.7).

Впоследствии некоторые из масла помазания и жертвенной крови были распылены на одежду Аарона и его сыновей, но только на голове Аарона было налито масло. Священные предметы также были помазаны. Иаков взял камень, на котором лежала его голова, когда у него был вдохновенный сон, поставил его как столп и помазал его, тем самым отметив это место священным; и он назвал место Вефилем, что означает «дом Божий». Спустя короткое время Иегова подтвердил помазание камня. По повелению Иеговы Моисей помазал скинию и обложку ее в пустыне Синайской, указывая, что они были священными вещами.

Елей царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Пс 44.8); это – внешний знак Избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа, овладевающего избранником (1 Цар 10.1-6; 16.13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ. Елей сообщает христианину многообразную благодать Духа Святого, Который соделал Иисуса Помазанником в абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. (В Евр. 1.9 ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяется Пс 44.8).

Иногда человек считался помазанником, потому что он использовался Богом, даже если на их голове не было никакого масла. Например, когда Иегова дал указание Илии помазать царя Азаила над Сирией, Ииуя, царя над Израилем, и пророка Елисея вместо него. В библейском отчете также показано, что один из сыновей пророков, слуга Елисея, на самом деле помазал Ииую буквальным маслом, чтобы этот царь был над Израилем. Однако нет никаких записей о том, что Хасаэль или Елисей были помазаны маслом. Моисей назывался Христом или Помазанником, хотя он не был помазан маслом, потому что Господь назначил его своим пророком и представителем, как лидера и освободителя Израиля.

Таинство Елеосвящения, именуемое по-гречески «елей молитвы», описано св. апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Как явствует из приведенного отрывка, таинство елеосвящения преследует двойную цель: не только телесное исцеление, но и прощение грехов. То и другое взаимосвязано, ибо человек есть единство тела и души, и потому не может быть резкого и строгого различия между телесными и духовными скорбями.

Другим примером является персидский царь Кир, о котором Исаия предсказал, что Иегова будет использовать его в качестве помазанника. Кир на самом деле не был помазан маслом агентами Иеговы, но поскольку Иегова использовал его для определенной задачи, его можно было называть помазанником.

Закон, который дал Иегове Моисею, содержал рецепт масла помазания. Это был особый состав выбранных ингредиентов - мирра, ароматная корица, сладкий запах калама, кассия и оливковое масло. Любой, кто подготовил эту смесь и использовал ее для каких-либо обычных целей или для любого несанкционированного использования, совершил капитальное правонарушение. Таким образом, в метафорическом смысле подчеркивалась важность и святость инаугурации, подтвержденной мазью святым маслом.

Здесь речь идет не об обычном помазании елеем (маслом), которое практиковалось у евреев как обычное лечебное вещество, а об особом церковном таинстве, так как целебные свойства здесь приписываются не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами.

В церковном обиходе применяются различные вещества. Рассмотрим, что такое елей и как его используют.

Иисус из Назарета выполнил многие из пророчеств Еврейских Писаний, доказывая, что он был помазанником Иеговы и вполне можно назвать Мессией или Христом - названиями, которые передают эту идею. Он не был помазан литеральным маслом, но с духом Иеговы. Таким образом, Иегова использовал его в качестве короля, пророка и первосвященника, поэтому его называли Помазанником Иеговы. Иисус Христос является единственным в Библии, который получил помазание для всех трех служения: пророка, первосвященника и царя.

Причастники. Он был непосредственно помазан Иеговой, а не маслом, но со Святым Духом, а не для земного царства, но для небесного, связанного с положением небесного первосвященника. Подобно Иисусу, его последователи ноги, которые помазаны духом и помазаны Святым Духом, также могут называться помазанниками. Подобно тому, как Аарон был помазан непосредственно к главе священства, но не каждое масло его сыновей было налито индивидуально на голову, поэтому Иисус был непосредственно помазан Иеговой, и его собрание духовных братьев принимает их помазание как группу людей через Иисуса Христа.

Елей - это освященное масло, обычно оливковое, имеющие примеси различных благовоний.

Свойства елея

Елей с давних пор считается целебным. Это символ радости, благодати, а также оживления. Во времена монархии, когда человек всходил на престол, священнослужитель возливал священное масло на голову царю или королю. Елей символизирует прочность. Сам обряд помазания указывал на то, что любая власть дается свыше.

Чистейший материал света, взятый из мира невинного растения, поэтому всегда освящается. В то же время лечебное средство, облегчающее боль ран, масло в христианском символизме означает сначала милость Бога. Однако частое использование масла в христианском богослужении основывается на древней памяти борцов, которые помазали себя маслом перед боем. Масло используется для помазания при крещении и в порядке крещения, для умирания, для посвящения священников и для коронации царей. С этим связано двойное значение этого, частично связанное с передачей божественной мягкости помазаннику, а частично - усилением тяжелой борьбы и борьбы.

Елей и сейчас широко используется в обрядах христианской церкви. Его принято возжигать у святых икон. Также он применяется во время благословения хлебов. Церковное масло наряду с пятью хлебами, пшеничными зернами, а также вином благословляется, как полезное и целительное. Таким елеем помазываются верующие во время утренней или всенощной молитвы.

В греческой церкви масло как средство достоинства имеет наибольшее значение. В Вербное воскресенье масло для всей империи варится в большом котле самим патриархом или его заместителем, взволнованными диаконами с кипарисовыми ветвями и истощенными перламутром и заполненными кувшинами, в которых он отправляется по всей империи.

Здесь мы видим, какое значение имеет сила благословения, распространяемая в освященном масле. Эта же идея также выражается в Католической церкви вечными лампами, которые, горевшие перед Святым Святым, никогда не должны выходить и постоянно наполняются маслом. Это, однако, связывает еще более глубокую идею, а именно свет, вытекающий из масла, мудрость, которая течет от любви. Уже в пророке Захарии 4 есть прекрасная картина мудрости, рожденной в вечной любви: подсвечник между двумя оливковыми деревьями.

Елей используют при помазании больных с целью их излечения. Кроме этого, масло освящают специальной молитвой и используют для помазания ребенка или взрослого человека, который приступает к обряду Крещения. Также елей принято возливать на усопших.

Масла, освященные у икон, а также на мощах, часто продаются в церковных лавках. Они служат напоминанием о посещении святыни и молитвах. Такое масло наносят на больные места. При этом нужно читать молитву святому, у иконы которого оно освящено. Елей нужно хранить в специальной посуде, которая продается в магазинах при храме или обычном чистом флаконе. Самое подходящее место для такого масла - рядом с иконами. Елей способен сохранять прозрачность и свежесть на протяжении многих лет.

Иоанна 11: 4, где сравниваются два свидетеля оливковых деревьев. Дверь святого святых храма Соломона была из оливкового дерева. В частности, однако, Мать благодати сравнивается с масляным деревом, в котором содержится много нефти для всех человеческих ран. Если божественная благодать проявилась после потопа в удовлетворении элементов, и Бог вступил в новый завет мира с Ноем, чей знак стал радугой, нефтяная отрасль, которую голубь принес Ною обратно в ковчег, также означает мир, что соответствует более древнему языческому символизму; ибо даже с римлянами нефтяная отрасль была признаком мира.