Произведение Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” является прекрасным примером того, как следует прописывать образы в произведении, дабы произвести на читателя максимальный нужный вам эффект. Некрасов прекрасный писатель, который в своём произведении смог передать все те мысли, что хотел, не отходя от повествования произведения. Стоит выделить персонажа Попа в произведении “Кому на Руси жить хорошо”.

Поп – обычный священнослужитель в церкви, в котором нет практически ничего внешне примечательного, но, однако характером и внутренним миром он весьма и весьма отличается от своих коллег по цеху. А отличается он следующими чертами.

Характером он довольно уникальный персонаж, так как не входит в контраст с остальными персонажами, явно выделяясь на их фоне, что даёт читателю возможность анализировать его отдельно от всех остальных представленных в произведении персонажей. Он достаточно самостоятелен, мыслить широко и открыто, не загоняя себя в рамки, хоть и является представителем религии, для которых, кстати, свободомыслие совсем не свойственно, что делает Попа весьма отличительным персонажем только по данной причине. Также он достаточно смелый и добрый человек, готовый помочь кому угодно и когда угодно, кто бы это ни был, он всегда придет на помощь человеку, если этот человек нуждается в помощи.

Весь характер Попа строится на желании помогать окружающим, делать для них добро, однако, так как он является человеком религии, то, соответственно, религиозные каноны играют для него также немаловажную роль. Он яростно защищает идеалы православия, никому, не позволяя пошатнуть его веру. Он считает, что каноны православия являются единственно верной религией, которую стоит принимать на веру, так как она корректирует поведение человека в нужную государству сторону, в сторону подчинения, однако он даже не против данного факта, а напротив активно поддерживает данную политику, так как считает, что Русь развалится без содействия православия и без того, во что можно будет верить.

Я считаю, что именно данную мысль пытался донести до нас Некрасов через образ Попа в своём произведении "Кому на Руси жить хорошо".

Сочинение Поп в произведении Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым после отмены крепостного права. Её вся суть состоит в том, что крепостные, мечтавшие жить свободно, теперь не знают, что им делать. Для помещиков такая реформа подобна смерти. Например, одного из персонажей, князя Утятина, обманывают, что крепостное право не отменили, потому что если он узнает правду, то его хватит удар. Некрасов в этой поэме изображает отношения разных людей к данной реформе. Писатель хочет выяснить в своем произведении кому же на Руси жить хорошо? Для этого он ввёл персонажей крестьян, которые ходят и расспрашивают у различных людей их мнения.

Так крестьяне встретили попа, и спросили, счастлив ли поп. Он ответил, что не имеет ни богатств, ни покоя, ни чести. А в этом, по мнению попа, и заключалась счастье. Поп говорит о том, что крестьяне счастливы не бывают: либо не урожайность, либо довольно много урожая, но обязательно приключится какая-нибудь другая беда. Также Поп выражает своё несчастье в том, что у него нет покоя. Что ему приходится идти в любое время, как позовут, то на похороны человека, то на рождение младенцев, и болит у него душа за страдания человеческие. Да и образование священнослужителям получить довольно-таки тяжело.

Образ Попа достаточно многообразен. Например, сначала он представляется нам как человек, которому приходится эксплуатировать крестьян, забирать последнее. С другой стороны, ему жаль крестьян, ему небезразлично мнение народа. Именно Поп затронул тему о девушках крестьянках, которые работают не покладая рук. Но как же относится простое сословие к попу? К духовному сословия крестьяне всегда относились неуважительно. Поп рассказывает, как иронизирует народ над поповским богатством, что крестьяне пускают сплетни о взятках от помещиков и сбор с народа последних грошей. Как-то старуха дала ему последние медные пятаки и поп взял их, так как если он не возьмёт, то ему не на что будет жить. Но также он понимает, что старуха и сама нуждалась в них. Сам поп служит в сельской местности, руководит большим храмом.

С образа попа мы видим жизнь всего духовенства и интеллигенции того времени. Им не помогает государство, над ними насмехается народ, хоть и зовёт священников в любое угодное для крестьян время. С отменой крепостного права, все богатые помещики, подававшие на жизнь, разбрелись по разным сторонам. А на подаяния крестьян им живётся тяжко.

Несколько интересных сочинений

  • Черты классицизма в произведении Горе от ума

    Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью.

  • Образ и характеристика Федора Подтелкова в романе Тихий Дон Шолохова

    Одним из самых ярких и центральных персонажей в произведении «Тихий Дон» считается казак красной гвардии Федор Подтелков. Федор был выносливым и уверенным, также храбрым большевиком

  • Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний.

    Щоб зрозуміти сенс свого життя, потрібно спочатку розібратися в собі самому. Життя - театр, життя – гра, життя – поле бою, - багато письменників саме такими метафорами охарактеризували своє і не тільки – життя людей

    Кажуть, що доля кожної людини написана ще до її народження. І зростаючи, людина живе як по сценарію, не маючи змоги щось змінити в своєму житті. Але я вважаю, що кожен сам майстер свого майбутнього.

Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.

Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.

Вопрос

Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?

Ответ

Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать

Как ни на есть – доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?

«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?

Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом

Вопрос

В чем, по мнению попа, заключается счастье?

Ответ

«Покой, богатство, честь».

Вопрос

Почему сам поп считает себя несчастливым?

Ответ

Дороги наши трудные.
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые.
И в половодье вешнее -
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни, -
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Аминь!.. Теперь подумайте.
Каков попу покой?..

Вопрос

Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Ответ

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!»
Нелюбо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда!..

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.

«Сельская ярмонка»

После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.

Ответ

Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.

Вопрос

Вопрос

Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?

Ответ

Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).

Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).

«Счастливые»

Вопрос

Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».

Ответы учеников

Вопрос

Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.

В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Досыта не едавшие,
Несолоно хлебавшие,
Которых вместо барина
Драть будет волостной. –

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.

Задание

Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.

Ответ

Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,

Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину...

Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть. Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.

Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.

Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)

Вывод

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вопрос

Какие помещики выведены в поэме?

Ответ

В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко». Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.

Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.

Вопрос

Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?

Ответ

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.

При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.

Вопрос

Ответ

Вопрос

Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?

Ответ

Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

Н.Скатов. Некрасов.

И.А.Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Широкая дороженька,

Березками обставлена,

Далеко протянулася,

Песчана и глуха.

По сторонам дороженьки

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землей;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые,

У речек, у прудов…

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

Невесело глядеть!

«Недаром в зиму долгую

(Толкуют наши странники)

Снег каждый день валил.

Пришла весна – сказался снег!

Он смирен до поры:

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда ревет.

Вода – куда ни глянь!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,

А время уж не раннее -

Подходит месяц май!»

Нелюбо и на старые,

Больней того на новые

Деревни им глядеть.

Ой избы, избы новые!

Нарядны вы, да строит вас

Не лишняя копеечка,

А кровная беда!..

С утра встречались странникам

Все больше люди малые:

Свой брат крестьянин-лапотник,

Мастеровые, нищие,

Солдаты, ямщики.

У нищих, у солдатиков

Не спрашивали странники,

Как им – легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Солдаты шилом бреются,

Солдаты дымом греются -

Какое счастье тут?..

Уж день клонился к вечеру,

Идут путем-дорогою,

Навстречу едет поп.

Крестьяне сняли шапочки.

Низенько поклонилися,

Повыстроились в ряд

И мерину саврасому

Загородили путь.

Священник поднял голову,

Глядел, глазами спрашивал:

Чего они хотят?

«Небось! мы не грабители!» -

Сказал попу Лука.

(Лука – мужик присадистый,

С широкой бородищею.

Упрям, речист и глуп.

Лука похож на мельницу:

Одним не птица мельница,

Что, как ни машет крыльями,

Небось не полетит.)

«Мы мужики степенные,

Из временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Окольных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож.

Идем по делу важному:

У нас забота есть,

Такая ли заботушка,

Что из домов повыжила,

С работой раздружила нас,

Отбила от еды.

Ты дай нам слово верное

На нашу речь мужицкую

Без смеху и без хитрости,

По совести, по разуму,

По правде отвечать,

Не то с своей заботушкой

К другому мы пойдем…»

– Даю вам слово верное:

Коли вы дело спросите,

Без смеху и без хитрости,

По правде и по разуму,

Как должно отвечать.

«Спасибо. Слушай же!

Идя путем-дорогою,

Сошлись мы невзначай,

Сошлися и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

А я сказал: попу.

Купчине толстопузому, -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Пахом сказал: светлейшему

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю…

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь -

Колом ее оттудова

Не выбьешь: как ни спорили,

Не согласились мы!

Поспоривши – повздорили,

Повздоривши – подралися,

Подравшися – одумали:

Не расходиться врозь,

В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с женами,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда спору нашему

Решенья не найдем,

Покуда не доведаем

Как ни на есть – доподлинно:

Кому жить любо-весело,

Вольготно на Руси?

Скажи ж ты нам по-божески:

Сладка ли жизнь поповская?

Ты как – вольготно, счастливо

Живешь, честной отец?..»

Потупился, задумался,

В тележке сидя, поп

И молвил: – Православные!

Роптать на Бога грех,

Несу мой крест с терпением,

Живу… а как? Послушайте!

Скажу вам правду-истину,

А вы крестьянским разумом

Смекайте! -

«Начинай!»

– В чем счастие, по вашему?

Покой, богатство, честь -

Не так ли, други милые?

Они сказали: «Так»…

– Теперь посмотрим, братия,

Каков попу покой?

Начать, признаться, надо бы

Почти с рожденья самого,

Как достается грамота

поповскому сынку,

Какой ценой поповичем

Не грешен, не живился я

С раскольников ничем.

По счастью, нужды не было:

В моем приходе числится

Живущих в православии

А есть такие волости,

Где сплошь почти раскольники,

Так тут как быть попу?

Все в мире переменчиво,

Прейдет и самый мир…

Законы, прежде строгие

К раскольникам, смягчилися,

А с ними и поповскому

Перевелись помещики,

В усадьбах не живут они

И умирать на старости

Уже не едут к нам.

Богатые помещицы,

Старушки богомольные,

Которые повымерли,

Которые пристроились

Вблизи монастырей,

Никто теперь подрясника

Попу не подарит!

Живи с одних крестьян,

Сбирай мирские гривенки,

Да пироги по праздникам,

Да яйца о святой.

Крестьянин сам нуждается,

И рад бы дать, да нечего…

Основные положения рассказа учителя 1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого.

Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

2. История создания поэмы и ее композиция.

Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам. Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год. Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге. Литературный критик В.

В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно». Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка.

В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва.

События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма.

Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем Указания на временную последовательность частей. Однако в современных публикациях главы располагаются по времени их написания. Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?») 2.

Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число Семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.) 3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? 4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской? Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1.

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка» 1.

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников?

Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Выводы. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся авторский замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

Реальный мир персонажей поэмы привлекает читателя. Странники ищут счастливых среди тех, кто находится рядом с ними. Одними из таких людей являются священнослужители.

Образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» схож с действительностью, но есть в тексте и созвучие с известными сказочными персонажами.

Первый встречный

Из семи спорящих мнение, что счастлив поп, принадлежит Луке. Имя мужика означает свет. Имя Лука дают людям, которые видят во всех положительное начало. Лука вселяет веру в божественное предназначение человека. Почему автор решил показать попа первым? Ответ можно искать в реальной жизни крестьянина. Рождение, смерть, праздники на Руси начинались с попов. Они сопровождали все главные события жизни человека любого сословия. Попы отвечали за связь земного с небесным, реального с потусторонним, материального с духовным.

Жизнь попа

Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд. Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи. Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.

Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся». Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:

«Нет сердца, выносящего … предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль…».

Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Терпение. Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать. Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Смелость. Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Отрицательные черты священнослужителей

Среди поповского сословия встречаются разные характеры. В большинстве они отрицательны, поэтому и относится к ним народ с таким пренебрежением. Живут попы за счет чужого труда. Они как купцы берут в дом слуг, заставляют их работать на свою семью.

Какие черты наиболее типичны для священников:

  • цинизм;
  • тунеядство;
  • стяжательство;
  • жадность;
  • грубость;
  • обжорство.
Такими, в основном, были высшие церковные круги. Странники встретили обыкновенного сельского служителя церкви. Рассказ его о счастье автор сравнивает с исповедью, судом над жизнью своих. Больно понимать, что живешь на слезах и боли мужика. Странно, но понятно, что нет в рассказе денег, которые получил поп на крещении младенцев, венчании. Рождение чаще проходит на жатве, во время работы, некогда звать священника. А свадьбы в поэме еще несчастнее.

Встречается на страницах поэмы еще один поп – Иван. Он герой рассказа Матрены. Из его слов можно понять, что нечем заплатить народу за ритуалы священные:

«… за свадебку, за исповедь должают по годам».

Иван равнодушен, жесток и циничен. Он шутит над горем матери, не видит греха в истязании тела малыша на глазах у страдающей женщины. Он пьет с властями, ругает нищий приход. Нет сочувствия в попе Иване.

Что же для попа счастье? Доверие людей к религии, покорность, смирение. Но все это уходит в далекое прошлое. Изменилась жизнь. Народная бедность, исчезновение класса помещиков подорвали поповское благополучие. Чувства священника противоположны. Ему жалко мужика, но где брать деньги. Сочувствием к народному горю сыт не будешь. Сословие попов разнородно. Не все сострадали, большинство лицемерно и жестоко обирали крестьян, верящих в необходимость религиозных ритуалов.