Точно установить, когда была написана картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», давшая название целому направлению в живописи — импрессионизму, — и что конкретно на ней изображено, помогли исследования, проведенные американским астрономом, профессором физики Дональдом Олсоном из Университета штата Техас . Тем самым ученый реабилитировал имя великого живописца, косвенно обвиненного многими искусствоведами в некоторой неадекватности. Результаты своей работы Олсон опубликовал не в научном журнале, а в каталоге выставки парижского музея Мармоттан-Моне «Impression soleil levant, l"historie vraie du chef-d"oeuvre de Claude Monet» («Впечатление. Восходящее солнце». История шедевра Клода Моне»), которая будет проводиться с 18 сентября 2014 года по 18 января 2015 года.

На полотне, как известно, изображена гавань в Гавре, написанная художником из окна его номера в гостинице «Адмиралтейская». Рядом с подписью стоит дата — 1872.

Однако многие видные историки живописи до сих пор были уверены, что Моне ошибся и что на самом деле картина была создана позже, весной 1873 года, в документально подтвержденный период его пребывания в Гавре. Больше того, некоторые весьма влиятельные эксперты утверждали, что на самом деле на картине изображен не восход солнца, как утверждается в ее названии, а закат.

Получалось, что Моне перепутал и год, и время суток, то есть был немножечко не в себе, что, впрочем, свойственно многим гениям.

Дональд Олсон решил разобраться с этими нестыковками и проанализировал картину, применив методики, помогавшие ему в охоте за звездами. Для начала он изучил карты Гавра, изданные в XIX веке, и более четырехсот старинных фотографий города. Одна из этих фотографий, на которой наиболее четко был изображен фасад отеля, дала ученому возможность точно идентифицировать окно, из которого открывался вид на гавань, совпадающий с тем, что изображен на картине. Исходя из этого он установил, что солнце расположено там, где оно должно находиться через 20-30 минут после восхода.

Затем он занялся кораблями, запечатленными на картине. Гаврская гавань довольно мелководна, и большие парусники могли входить или выходить из нее только во время приливов, в течение всего нескольких часов в период самой высокой воды. Создав с помощью компьютера график тогдашних приливов и отливов, астроном вычислил 19 возможных дат написания «Впечатления», когда приливы и расположение солнца соответствовали изображенному на картине. Это могло произойти в конце января и середине ноября 1872 и 1873 годов.

Далее в ход пошла погода. Олсон сопоставил метеорологические наблюдения с полученными датами. Поскольку в указанные периоды для Нормандии характерна плохая погода с ветрами, дождями и штормами, а спокойные и туманные ночи редки, количество возможных дат ему удалось уменьшить с девятнадцати до шести. Чтобы еще больше сузить возможности поиска, исследователь занялся дымом, поднимающимся из корабельных труб, и установил по нему направление ветра: он шел с востока. А когда он сопоставил направление ветра с метеозаписями, то отбросил еще четыре даты, когда ветер не был восточным.

В итоге осталось два варианта - 13 ноября 1872 года и 25 января 1873 года. Из них ученый выбрал ноябрьскую дату.

Сделать такой выбор ему помогло эссе историка, искусства Жеральдин Лефевр, опубликованное в том же каталоге выставки. В этом каталоге теперь утверждается, что картина «Впечатление. Восходящее солнце» представляет собой вид, открывавшийся из окна комнаты в юго-восточном крыле гостиницы в 7 часов 35 минут утра 13 ноября 1872 года. Клод Моне был вполне адекватен и не ошибся ни в дате, ни во времени суток. Олсон отмечает также, что, несмотря на туманность и принципиальную размытость картины, она поражает точностью изображенных на ней деталей.

Клод Моне, ставший основателем импрессиониста, написал полотно “Впечатление. Восходящее солнце” в 1872 году. На картине изображен старый порт Гавр. Картина писалась в порыве вдохновения, когда восходящее солнце с каждой минутой окрашивает небо в новые цвета. У художника было не более десяти минут, чтобы успеть создать очертания матч, прорисовать воду, обозначить солнце и добавить переливы солнечных лучей. Он торопился передать все оттенки небосклона, пока дневное светило не добавило новых цветовых переходов.

Клод Моне, вспоминающий о создании полотна: “И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки.”

История у картины действительно необычная. Именно эта работа послужила толчком для развития нового художественного направления в живописи. В 1874 году данное творение было представлено на независимой выставке, однако усилия Моне оценили не все. Журналист Луи Леруа назвал художников импрессионистами (что в переводе означает выпечатленщики), высмеяв представленные полотна. Но разгромный текст не расстроил творца, вместо этого Клод Моне и его единомышленники стали продвигать новое направление, взяв название для собственной группы из статьи Луи.

Холст был размещен в музей Мармоттан, где до сих пор хранятся многие полотна Моне. В 1985 году картина была украдена, вернули ее на место спустя 5 лет - в 1991 году.

Моне, как и многим импрессионистам, присуща зацикленность на цветовой гамме полотна. Художник много времени уделял цветовой составляющей картины, хотя многие посетители выставки даже не догадывались об этом. “Впечатление. Восходящее солнце” выполнена с минимальным количеством оттенков - промозглое утро в синеватых тонах, да солнце, подернутое дымкой холодного воздуха. Дневное светило могло бы стать ярким акцентом на картине, но и оно выглядит мрачным, окутанным в оковы отступающей ночи.

Французский импрессионист специально показал порт минималистичным и холодным, именно таким его видели местные жители - небо плавно перетекало в глубокое море, солнечный круг с отливом на воде, смутные очертания палуб причаливших кораблей.

Однако минимальный набор цветов не сказался на атмосфере самого полотна. Оно выглядит насыщенно и живо, идеально передает картину того раннего времени суток, позволяет почувствовать прохладный чистый воздух, да шум волн.

  • Изначально Клод Моне считал эту работу очередной картиной, которую не удастся продать.
  • После неудачной выставки многие посетители требовали вернуть им потраченные деньги. А картину Моне сравнивали с обоями в зале, утверждая, что они выглядят красочнее и живописнее, нежели работа импрессиониста.
  • Небо и вода настолько похожи в работе, что если картину перевернуть, то они с легкостью заменят друг друга. Отражения на воде смогут стать новым небом, а небосклон отлично подойдет на роль холодной воды.

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872
Impression, soleil levant
холст, масло. 48 × 63 см
Музей Мармоттан-Моне, Париж. Викисклад

Кликабельно - 1600px × 1245px

Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.

Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвел туда свет. Это кардинальным образом изменило не только живопись, но и культуру в целом. Само мировоззрение было перевернуто. Люди стали иначе смотреть не только на искусство, но и на окружающий их мир.

Сюжет

«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.

Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.

Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.

Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.


«Женщины в саду», 1866—1867. Редкий пример картины Моне с людьми
Викисклад

Контекст

Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.

Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.


«Бульвар Капуцинок», 1873
Викисклад

Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».

Судьба художника

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.

«Водяные лилии», около 1915-го

Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьезному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.

Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».

К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашел себе учителя и единомышленников.

Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжелым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провел остаток лет.


Водяные лилии в Музее Оранжери
1926. Масло, Холст. Артхив

За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 13 ноября 1872 г. 7 часов 35 мин утра. Музей Морматтен-Моне, Париж

Если вы любите , вы обязаны знать картину, благодаря которой это направление в живописи получило свое название. Это картина “Впечатление. Восход солнца”, на которой изображен порт города Гавр (Франция).

Конечно, и до Моне техника импрессионизма встречалась на полотнах других художников. Например, нарисовал свою в этой технике. Однако название она получила именно благодаря картине Моне “Впечатление”.

Выставка, вошедшая навсегда в историю живописи

Клод Моне выставил эту картину наряду с другими художниками (, , , и др.) на организованной им же выставке в 1874 году.

Картины настолько не вписывались в представления о классической живописи у публики 19 века, что та ехидно отмечала, что “в наброске для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже” или “теперь пишут, как видят: даже не подготавливают холстов”. В общем, это была обычная негативная реакция людей на нечто совершенно новое и нестандартное.

На этой же выставке Моне показал свою знаменитую картину “Бульвар Капуцинок”. О ней читайте в статье

Журналист Луи Леруа, написав саркастичный отзыв о выставке, назвал представленных на ней художников “впечатленцами” как раз по названию картины Моне “Впечатление”. По-французски “впечатление” будет impression. Так что в русском языке название закрепилось на иностранный манер – импрессионисты.

Тогда такое сравнение публике показалось смешным и запоминающимся – оно так и закрепилось за подобной техникой в живописи.

Загадочная дата создания

Теперь вернемся на 2 года назад, когда Моне писал эту картину. Я обратила внимание, что в интернете в большинстве источников указывается дата написания картины “1872-1873 гг.” Хотя на самой картине Моне поставил дату “1872 г.” (см. в левом нижнем углу на фрагменте картины).
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. Фрагмент. 1872 г. Музей Морматтен-Моне, Париж.

Я не могла понять, зачем прибавляют еще один год? Ведь художнику виднее, когда он создавал свое творение!

Оказывается, долгие годы искусствоведы считали, что Моне был несколько не в себе, поставив неверную дату на картине – ведь документально было известно, что в порту Гавра (Франция) он был в 1873 году.

И только в 2014 году профессор физики Дональд Олсон доказал, что картина была написана все-таки в 1872 году, как и указал Моне.

Более того, Олсон смог установить число и даже время написания картины с точностью до минуты, проанализировав положение солнца, возможность захода больших парусников в порт только во время прилива, направление ветра (по дыму) и данные о погодных условиях (туман) того времени.

Рождение новой техники в живописи

Исследование Олсона мне кажется очень даже уместным – ведь время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.

Так, для сравнения, писал картину один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!

Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.

Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.

Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.

Порт Гавра на картинах Моне

Моне потом еще не раз писал порт Гавра. Большинство этих работ находятся в частных коллекциях. Я нашла лишь две картины, которые можно увидеть каждому желающему в музеях (“Музей в Гавре” и “Вид на старую гавань в Гавре”).
Клод Моне. Порт в Гавре. Ночной эффект. 1873 г. Частная коллекция.
Клод Моне. Музей в Гавре. 1873 г. Лондонская национальная галерея.
Клод Моне. Вид на старую гавань в Гавре. 1874 г. Художественный музей Филадельфии
Клод Моне. Лодки в порту Гавра. 1882-1883 гг. Частная коллекция.