Каждый человек должен интересоваться прошлым своего народа. Не зная историю, мы никогда не сможем построить хорошее будущее. Поэтому давайте поговорим о том, как жили древние крестьяне.

Жилье

Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами. То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.

Пища

В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.

Одежда

Одежда, которую носили крестьяне средневековья, очень отличалась от периода античных веков. Обычной одеждой крестьян была льняная рубашка и штаны до колена или до лодыжки. Поверх рубашки надевали еще одну, с более длинными рукавами, - блио. Для верхней одежды использовали плащ с застежкой на уровне плеч. Обувь была очень мягкая, пошитая из кожи, а твердой подошвы и вовсе не было. Но вот сами крестьяне ходили чаще босиком или в неудобных башмаках с деревянной подошвой.

Правовая жизнь крестьян

Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:

  • Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной. Владение на земли было общим на едином праве.
  • Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами.

Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году. Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок. Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства. Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы:

  • Государственные крестьяне, которые зависели от господаря;
  • Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала.

У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала. Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян.

В следующих веках появлялись различные группы крестьян, которые были зависимы от феодального лада и его жестокости. То, как жили крепостные крестьяне, просто приводило в ужас, ведь не было у них никак прав и свобод.

Закрепощение крестьян

В период 1766 года Григорием Гике был издан закон о полнейшем закрепощении всех крестьян. Никто не имел права перехода от бояр к другим, беглецы быстро возвращались на места полицией. Весь крепостной гнет усиливался налогами и повинностями. Налогами облагали любую деятельность крестьян.

Но даже весь этот гнет и страх не подавил дух свободы в крестьянах, которые восстали против своего рабства. Ведь иначе крепостное право трудно назвать. То, как жили крестьяне в эпоху феодального лада, не сразу было забыто. Безудержный феодальный гнет остался в памяти и не давал еще долгое время крестьянам восстановить свои права. Долгой была борьба за право на свободную жизнь. Борьба сильного духа крестьян увековечилась в истории, и поражает своими фактами до сих пор.

Крестьянин:

1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.

Бесселендеевка состояла всего из двадцати двух душ крестьян. (Тургенев. Чертопханов и Недопюскин. )

2. Представитель низшего податного сословия в дореволюционной России.

Словарь русского языка. Москва. «Русское слово». 1982.

* * *

Крестьянин XVI века был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому. Первоначально право это не было стеснено законом; но самое свойство поземельных отношений налагало обоюдное ограничение как на это право крестьянина, так и на произвол землевладельца в отношении к крестьянину: землевладелец, например, не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, как и крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Из этих естественных отношений сельского хозяйства вытекала необходимость однообразного, законом установленного срока для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Судебник Ивана III установил для этого один обязательный срок - неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю, следующую за этим днём. Впрочем, в Псковской земле в XVI веке существовал другой законный срок для крестьянского выхода, именно Филиппово заговенье (14 ноября).

* * *

Свои и чужие наблюдатели, дивившиеся величию деяний преобразователя [Петра I], поражались огромными пространствами необрабатываемой плодородной земли, множеством пустошей, обрабатываемых кое-как, наездом, не введённых в нормальный народно-хозяйственный оборот. Люди, вдумывавшиеся в причины этой запущенности, объясняли её, во-первых, убылью народа от продолжительной войны, а потом гнётом чиновников и дворян, отбивавших у простонародья всякую охоту приложить к чему-нибудь руки: угнетение духа, проистекшее от рабства, по словам того же Вебера, до такой степени омрачило всякий смысл крестьянина, что он перестал понимать собственную пользу и помышляет только о своем ежедневном скудном пропитании.

В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.

* * *

Тотчас по смерти Петра прежде других заговорил о бедственном положении крестьян нетерпеливый генерал-прокурор Ягужинский; потом в Верховном тайном совете пошли оживленные толки о необходимости облегчить это положение. «Бедное крестьянство» стало ходячим правительственным выражением.

Заботили, собственно, не сами крестьяне, а их побеги, отнимавшие у правительства рекрутов и податных плательщиков. Бежали не только отдельными дворами, но и целыми деревнями; из некоторых имений убегали все без остатка; с 1719 по 1727 г

Числилось беглых почти 200 тысяч - официальная цифра, обычно отстававшая от действительности.
Самая область бегства широко раздвигалась: прежде крепостные бегали от одного помещика к другому, а теперь повалили на Дон, на Урал и в дальние сибирские города, к башкирам, в раскол, даже за рубеж, в Польшу и Молдавию. В Верховном тайном совете при Екатерине I рассуждали, что если так пойдет дело, то до того дойдет, что взять будет не с кого ни податей, ни рекрутов, а в записке Меншикова и других сановников высказывалась непререкаемая истина, что если без армии государству стоять невозможно, то и о крестьянах надобно иметь попечение, потому что солдат с крестьянином связан, как душа с телом, и если крестьянина не будет, то не будет и солдата.
Для предупреждения побегов сбавляли подушную, слагали недоимки; беглых возвращали на старые места сначала просто, а потом с телесным наказанием. Но и тут беда: возвращенные беглецы бежали вновь с новыми товарищами, которых подговаривали рассказами о привольном житье в бегах, в степи или в Польше.
К побегам присоединялись мелкие крестьянские бунты, вызванные произволом владельцев и их управляющих. Царствование Елизаветы было полно местными бесшумными возмущениями крестьян, особенно монастырских, Посылались усмирительные команды которые били мятежников или были ими биваемы, смотря по тому, чья брала. Это были пробные мелкие вспышки, лет через 20-30 слившиеся в пугачевский пожар.

В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.

* * *

А. Смирнов. Василиса Кожина - партизанка, крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии. 1813.

А. Смирнов. Герасим Курин - руководитель крестьянского партизанского отряда в 1812 году. 1813.

Адриан ван Остаде. Крестьянская семья. 1647.

Крестьянка с васильками.

Алексей Гаврилович Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи.

Архип Иванович Куинджи. Голова крестьянина - украинца в соломенной шляпе. 1890-1895.

Валентин Александрович Серов. Крестьянский дворик в Финляндии. 1902.

Василий Григорьевич Перов. Крестьянин в поле. 1876.

Василий Григорьевич Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х.

Василий Максимович Максимов. Крестьянская девочка. 1865.

Василий Максимович Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875.

Венцеслас Холлар. Крестьянская свадьба. 1650.

Владимир Маковский. Крестьянские дети. 1890.

Евграф Романович Рейтерн. Крестьянка из Вилленсхаузена с уснувшим ребенком на руках. 1843.

И. Ламинит. Русские крестьяне. Гравюра по рисунку Е. Корнеева. 1812.

Иван Иванович Шишкин. Крестьянка с коровами. 1873.

Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784.

Илья Ефимович Репин. Две женские фигуры (Обнимающиеся крестьянки). 1878.

Илья Ефимович Репин. Бородатый крестьянин. 1879.

Илья Ефимович Репин. Крестьянский дворик. 1879.

Илья Ефимович Репин. Два украинских крестьянина. 1880.

Илья Ефимович Репин. Крестьянская девочка. 1880.

Илья Ефимович Репин. Украинский крестьянин. 1880.

Илья Ефимович Репин. Старый крестьянин. 1885.

Илья Ефимович Репин. Портрет крестьянина. 1889.

Илья Ефимович Репин. Голова крестьянина.

Константин Маковский. Крестьянский обед в поле.

Михаил Шибанов. Крестьянский обед. 1774.

Ольга Каблукова. Столетняя царскосельская крестьянка с семьей. 1815.

Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина.

В XVII в. происходит переход к культуре «Нового времени», расширяются связи с Европой. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. В ходе об­мирщения культуры развивается светская культура, происходит отход от религиоз­ности, усиливается внимание к человеческой личности. Однако православная церковь сопротивлялась нововведениям. Она опасались проникновения «латинства» – «западной заразы», которая поколеблет православную веру и «русскость».

Общественно-политическая мысль. Создаются исторические сочине­ния о Смуте: «Временни́к » Ивана Тимофеева , «Сказа­ние » Авраамия Пáлицына , «Иное сказание » Ивана Катырёва-Ростовского . Авторы причину Смуты ви­дели в пресечении династии Рюриковичей. Роль определяющей силы в событиях они отдавали «про­видéнию» (воле Бога).

Обоснование принципов абсолютизма про­явилось в трактате «По­литика » хорвата Юрия Крижанича (1618–1683) – сторонни­ка идеи славянского единства под эгидой Московского государства. В 1659 г. прибыв в Москву, он предложил программу пре­об­разований, но «за некое глупо слово» был сослан в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1676 г. он покинул Россию.

В XVII в. появились русские вольнодумцы, ориентированные на Запад. Князь И. А. Хворостинин отступился от православия, был сослан в монастырь, затем бежал в Польшу, где написал «Словеса дней и царей». Он уверял, что «на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем»; «московские люди сеют землю рожью, а живут все ло­жью». «Это был своеобразный русский вольно­думец на католической подкладке, – пишет В. О. Ключевский, – проникшийся глубокой антипа­тией к византий­ско-церков­ной чёрствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, – отдалённый предок Чаадаева».

Подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин , сбежав в Швецию, написал сочинение «О России в царствование Алексея Михайло­вича». Он критически (но не всегда объек­тивно) описывал москов­ские порядки: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отве­чают, потому что царь жалует многих в бояре не по ра­зуму их, но по породе, и многие грамоте не учёные…».

Устное народное творчество. Сказки, исторические песни создавали образ идеального царя. Любимым героем народа был С. Разин.

Летописание. В 1630 г. написана последняя лето­пись – «Новый летописец », охватившая события от смерти Ивана IV до конца Смуты.

Литература. В XVII в. возникли новые жанры: сатира, драма, по­эзия. Появились вымышлен­ные персонажи.

Бытовые повести : «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». В «По­вести о Горе-Злосчастии » молодой человек, ушедший от родителей, терпит лишения и раскаивается в мона­стыре. «Повесть о Тверском Отроче монастыре » рассказывает о страданиях отрока, у которого князь отнял невесту.

Биографические повести: «Повесть об Улиании Осорь­иной ». Её автор – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин.

Автобиографические повести: «Житие прото­попа Аввакума, им самим написанное ». Аввакум повествует о церковном расколе XVII в., на примере полной страданий собственной жизни говорит о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его эмоциональный рассказ написан простым языком.

Сатирические повести : «Служба кабаку», «Азбука о голом и небога­том чело­веке», «Сказа­ние о куре и лисице» имеют обличительный характер. «По­весть о Ерше Ер­шо­виче» и «О Шемякином суде» высмеивают неправедный и корыст­ный суд. Мелкую рыбёшку Ерша, спорившего с сыном бояр­ским Ле­щом, судьи – «господа Осётр, Белуга и Белая рыбица» – су­дили «по мзде» и признали виновным, после чего «плюнул Ёрш судьям в глаза». Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который тайком показывал ему обёрнутый в платок камень. В «Калязин­ской челобитной » и «Повести о бражнике » критиковалась церковь, высмеивались нравы духовенства.

Переводная художественная литература : «Повесть о Бове-королевиче», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».

Силлабическое стихосложение стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. Белорусский просветитель, писатель и поэт Симеон Пóлоц­кий (1629–1680), приглашённый в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, сочинял силлабические стихи (сборники «Верто­град многоцветный » и «Рифмологион »). Силлабическая поэзия была тяже­ловесна, помпезна, в ней идеализировалось самодержавное прав­ление. Полоцкий – автор пьесы «О Навуходоносоре царе », комедии «Притча о блудном сыне ». Ученики и продолжатели Полоцкого – Карион Истомин , Сильвестр (Симеон) Медведев .

В XVII в. для царя выпускалась рукописная газета «Ку­ранты ».

Книгопечатание. В сер. XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако её не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В 1-й пол. XVII в. было издано свыше 200 книг – богослужебные книги, официальные документы, учебники. По-прежнему широко распространены были рукописные книги.

Просвещение. Развитие торговли, промышленности, государст­вен­ного аппарата содействовало рас­про­странению просве­щения. Вышли в свет «Грамматика» М. Смотрицкого (1629 г.), букварь Кариона Истомина , печатная таблица умножения – «Считание удобное» (1682 г.). «Азбука» В. Бурцева тиражом 2.400 экзем­пляров разо­шлась в один день. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». В 1672 г. в Москве откры­лась первая книжная лавка.

В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев (1626–1673) открыл школу при Андреевском монастыре, пригласив из Киева 30 учёных монахов. В 1640-е годы учёный Епифаний Славинéцкий († 1675) открыл школу в Чудовом монастыре. В 1665 г. Симеон Пóлоц­кий открыл школу в Заиконоспасском монастыре. В 1680–1681 гг. по инициативе патриарха была открыта школа при Печатном дворе (Типографская школа).

В 1687 г. при царевне Софье два грека, учившиеся в Италии, братья Лих ý ды (Иоанникий Лих ý д , 1633–1717 и Софро­ний Лих ý д, 1652–1730) – открыли в Москве при Заиконоспасском монастыре первое в России высшее учебное заведениеСлавяно-греко-латинскую академию по образцу европейских университетов. Преподавались на греческом и латинском языках грамматика, риторика, «пиитика», логика, фило­софия, богословие, физика, славянский, греческий, польский и латинский языки. Академия предназначалась для людей «всякого чина, сана и возраста», готовила ду­ховенство и чиновников. После ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия пришла в упадок.

Медицина. Медицинские знания основывались на народных «лечебниках» и «травниках», «Фармакопее» («Фармакологии») Ивана Венедиктова . У царя Михаила Фёдоровича появилась собственная медицинская служба. Известно, что он носил очки. В Аптекарском приказе готовили фармацевтов и врачей, в 1654 г. здесь обучались 30 стрель­цов для «лечбы» (лечения) ратных людей. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труд западноевропейского учёного анатома XVI в. А. Везалия «О строении человеческого тела». Везалий одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытия умерших. В России это запрещалось церковью. Ф. М. Ртищев на свои средства строил больницы и богадельни.

Научные знания. В XVII в. шло накоп­ление научных знаний. В России умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. «Книга сошного письма» содержала сведения по геометрии. Опубликовано 500 наименова­ний печатных книг, в том числе труды по военному делу – «Устав ратных, пушечных и других дел» Онисима Михайлова (1621 г.). Были известны свойства взрывчатых веществ (пороха).

Географические сведения были зафиксированы в «Книге большому чертежу», атласе Рéшетова , «Описании новых земель, сиречь Сибир­ского царства», «Чертёжной книге Сибири» С.У. Рéмезова , «Чертеже городам русским и шведским до Варяжского моря». В 1675–1678 гг. Н.Г. Спафáрий (1636–1708) в ходе путешествия описал Китай. Была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника, но преобла­дал предрассудок о Солнце, вращающемся вокруг плоской Земли.

Исторические сочинения. Записной приказ занимался сбором исторических материалов. Историче­ские сочинения написали Ф. Грибоедов , типограф­ский «справщик» (редактор) Поликар­пов и автор «Скифской исто­рии » Андрей Лызлов . Монах Киево-Печерского монастыря Инно­кентий Гизель создал «Синóп­сис » (обозрение), в котором доказывал закономер­ность воссоединения Украины с Россией.

Зодчество . Происходило об­мирще­ние архитектуры – отход от церковной строго­сти и аскетизма. Возник нарядный, праздничный «московский стиль», или «узóрочье ». Посадские храмы строились на средства купцов и посадских людей, в них проявились светские настроения: москов­ские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богоро­дицы в Путинках (1649–1652 гг.), ярославские церкви Ильи Пророка , Иоанна Златоуста в Коровниках , Иоанна Предтечи в Толчкове .

Зодчий Бажéн Огурцов построил «пряничный» Теремнóй дворец Москов­ского Кремля (1635–1636 гг.), возвёл на Спасской башне каменный шатёр, а часовщик-англичанин Х. Галовей установил кремлёвские куранты. Кремль с шатровыми завершениями башен из оборонительного сооружения превратился в парадную резиденцию царей. В селе Коломенском возведён деревянный за­городный дворец царя Алексея Михайло­вича: 270 комнат и 3 тыс. окон. (В XVIII в. он был разобран из-за ветхости, восстановлен в 2010 г.). В 1670–1680-х гг. построена резиденция ростовского миторополита – Ростовский кремль . В г. Иванове сохранились постройки XVII в. – Успенская деревян­ная церковь и каменное здание – Щуд­рóвская палатка владельцев села князей Черкас­ских.

Патри­арх Никон противостоял обмирщению зодчества. Он запретил шатровые храмы, требовал строить тра­диционные 5-главые соборы крестово-купольного стиля. Никон возвёл соборы Новоиерусалимског о монастыря под Москвой и Ивер­ского монастыря на Валдае.

В конце XVII в. под влиянием Западной Европы возни­к на­рышкинский стиль, или «московское барокко» . Характерные черты: устремлённость ввысь, мно­гоярусность, сочета­ние краснокирпичной кладки с белокаменной отделкой (церковь Покрова в Фил я х 1690–1693 гг., построена дя­дей Петра I – Л.К. Нарышкиным ).

Крепостной зодчий Яков Б у хв ó стов возвёл Успенский собор в Рязани. В 1690-х гг. М.И. Чоглоков построил Сýхареву башню в Москве.

Живопись. В иконописи сложились два направления: годуновская и строгановская школы. Годуновские иконы архаичны, выполнялись по заказу Бориса Годунова, по образцам живописи Андрея Рублёва. Стрóгановская школа назва­на по фамилии заказчиков – купцов Строга­новых. Черты строгановской иконописи: миниатюрное письмо, выпи­сывание деталей на малой площади, грациозное изящество поз, обилие золота и серебра (иконописцы Прокопий Чирин , Истома Савин и др.).

Ху­дожник «царский изограф» Симон Ушаков (1626–1686), стремясь к реализму и светскости, писал иконы так, «как показывает зеркало». Икона «Спас неруко­творный » представляет собой живое, одухотворённое лицо Христа. Икона «Насаждение древа государства Всероссийского » изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, поливающих дерево, на ветвях которого укреплены медальоны-портреты московских князей и царей. Стремление к реализму позволило Ушакову впервые в русской иконописи изобразить обнажённое жен­ское тело – библейскую Вирсавию.

Фресковая живопись стала более светской, праздничной (роспись церкви Троицы в Никитниках). Артель костромских и ярославских художников Гурия Никитина (Кинешемцева ) (1630-е–1691) и Силы Савина создала яркие фрески ярославского храма Ильи Пророка.

Процесс обмирщения выразился в стремлении к реа­лизму в иконах и портретах. Возникла парс ý на (от слова «пер­сона») – портрет, сочетающий приёмы и́конописи и свет­ской живописи. Писались парсуны на дере­вянных досках, как иконы, но на них изобража­лись светские люди («Князь Скопи́н-Шуй­ский », «Царь Фёдор Иоаннович »).

В кон. XVII в. живописцы переходят от парсуны к европейскому портрету на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Вырос уровень резьбы по дереву.

Театр . Популярностью в народе пользовались представления скоморохов – бродячих артистов. Скоморошьи «игрища» продолжали языческие традиции. В 1648 г. царская грамота запрещала «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». Их предписывалось ломать и жечь. За ослушание велено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и ско­морохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать».

При царском дворе находилась Потешная палата – театр-балаган с шутами и карликами. В 1672 г. Алексей Михайлович открыл придворный театр. Все роли в пьесах исполняли мужчины. Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты («Артаксер­ксово действо», «Юдифь»), светские комедии и балетные спектакли. Использовались запад­ные музыкальные инстру­менты: оргáны, скрипки. После смерти царя театр был закрыт.

Быт . Жилище . Богатые и бед­ные жилища очень отличались друг от друга. Богатые дома имели расписные потолки и стены, ковры, гра­вюры, зеркала, люстры. Основным типом бедного русского жилища был срубный дом – изба. Иностранцы отмечали некомфор­табельность избы: отопление «по-чёрному», ма­ленькие оконца и двери, отсутствие кроватей, освещение лучиной, содержание в избе зимой молодняка скота, дымный и спёртый воздух. «Что каса­ется построек этой страны и образа жизни этих людей, – писал Г. Айрман – побы­вавший в России в 1669 г. в составе шведского по­сольства, – их жилища можно скорее сравнивать со стойлами для скота и свиней, чем с домами...»

Домашний быт соответствовал «Домострою». Семейные разводы были запрещены церковью. За XVII в. известны лишь два решения церков­ного суда о разводе. Велась борьба с курением: людей, уличённых в куре­нии, секли кнутом и ссылали в Сибирь.

Одежда была тяжёлая, меховая, с длин­ными рукавами. Алексей Михайлович издал указ о запрете европейской одежды и стрижки: чтоб никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев и шапок с иноземных образцов не носил…». Преследовалось бритьё бороды – «за блудоно­ский образ». Фёдор Алексеевич, наоборот, запретил яв­ляться во дворец в русской одежде, при­казал сменить её на европей­ские кафтаны. Традици­онные русские одежды, по его мнению, были «приличны женскому платью и слу­жилому, и дорожному времени не потребны».

Питание . Еда оставалась традиционной. Народ пил квас, мёд, пиво. В богатых домах имелись привозные вина, пряности, фрукты. В 1638 г. в России появился чай – дар московскому царю от монгольского хана.

Развлечения . Царь и знатные люди были заяд­лыми охотниками. Алексей Михайлович составил пособие по соколиной охоте – «Урядник: новое положение и устроение сокольничья пути ». Чтобы прокормить цар­ских соколов и кречетов, крестьяне несли «голуби­ную повинность», при кречатне содержалось более 100 тыс. пар голубей.

Таким образом , русская культура XVII в. развивалась под влиянием со­циальных конфликтов, изменений в общественно-экономической жизни, расширения связей с западноевропейскими странами. Начинается развитие новой, светской культуры.

Культура и быт русского народа в 17 веке подверглись качественной трансформации. По восшествии на престол царя. Петра I, в Россию стали проникать веяния западного мира. При Петре I расширилась торговля с Западной Европой, установились дипломатические отношения со многими странами. Несмотря на то, что российский народ был представлен в своем большинстве крестьянством, в 17 веке образовалась и стала формироваться система светского образования. Открылись школы навигационных и математических наук в Москве. Затем стали открываться горные, кораблестроительные и инженерные школы. В сельской местности стали открываться церковно-приходские школы. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Университет в Москве.

Совет

Чтобы оценить происшедшие изменения в жизни народа после реформ Пера I, надо изучить исторические документы этого периода.

Крестьяне


Немного про крестьян

Крестьяне в 17 веке были той движущей силой, которая обеспечивала свою семью пропитанием и отдавала часть своего урожая на оброк для барина. Все крестьянство было крепостным и принадлежало к богатым крепостным помещикам.


Крестьянский быт

Прежде всего, крестьянский быт сопровождался тяжелой физической работой на своем земельном наделе и на отработке барщины на землях помещика. Крестьянская семья была многочисленной. Количество детей достигало 10 человек и все дети с малых лет приучались к крестьянской работе, чтобы скорее становиться помощниками отцу. Приветствовалось рождение сыновей, которые могли стать для главы семьи опорой. Девочки считались «отрезанным куском» так как в замужестве они становились членом семьи мужа.


В каком возрасте можно было вступать в брак?

По церковным законам в брак могли вступать мальчики с 15 лет, девочки с 12. Ранние браки и были причиной многодетности в семьях.

Традиционно крестьянский двор был представлен избой с соломенной крышей, а на подворье строились клеть и хлев для скота. Зимой единственным источником тепла в избе была русская печка, которую топили по «черному» Стены и потолок избы были черными от сажи и копоти. Маленькие оконца затягивались или рыбьим пузырем или вощеной холстиной. Вечерами для освещения использовали лучину, для которой делали специальную стойку, под которую помещали корытце с водой, чтобы обгоревший уголек лучины падал в воду и не мог стать причиной пожара.


Обстановка в избе


Крестьянская изба

Обстановка в избе была скудной. Стол посреди избы и по станкам широкие лавки, на которых на ночь укладывались домочадцы. В зимние холода в избу переносили молодняк скота (поросят, телят, ягнят). Сюда же переселяли домашнюю птицу. Готовясь к зимним холодам, крестьяне конопатили щели бревенчатого сруба паклей или мхом, чтобы меньше сквозило.


Одежда


Шьем крестьянскую рубаху

Одежду шили из домотканого полотна и использовали шкуры животных. Ноги обували в поршни, которые представляли собой два куска кожи, собранные вокруг щиколотки. Поршни носили только осенью или зимой. В сухую погоду обували плетенные из лыка лапти.


Питание


Выкладываем русскую печь

Пища готовилась в русской печи. Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива. Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины. Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо. Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу. Наиболее зажиточные крестьяне заводили фруктовые сады.


Развитие России в 17 веке краткое содержание других презентаций

«Культура и быт 17 века» - История Отечества. Масляные краски. Задание на урок. Живопись. Культура и быт 17 века. Архитектура. Жанры в русской литературе. Новый стиль. Выпуск книг. Образование. Деревянная архитектура. Развитие науки.

«Русская культура 16-17 века» - Развитие русской культуры. Новый стиль. Живопись. Портрет царя Алексея Михайловича. История о великом князе Московском. Появление книгопечатания было неизбежно. Поступательное движение. Специфика человеческой деятельности. Образование и книгопечатание. Общественно-политеческая мысль. Символ объединения русских земель. Первые парсуны. Свадьба в Кане. Сближение культового и гражданского каменного зодчества.

«Быт России в 17 веке» - Престольная палата. Семья купца. Быт дворян. Купеческий дом. Крестьянская изба. Сцена из жизни русских царей. Быт и обычаи крестьян. Свадебный поезд. Быт горожан. Поэт. Девичник. Сословный быт 17 века. Царские хоромы. Домашний быт русских царей. Рябушкин.

«Мануфактуры 17 века в России» - Государственная промышленность. Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян. Экономика феодальной России. Специализация промыслов. Крупное производство. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Голландец Андрей Виниус. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Мануфактура. Типы и виды мануфактур. Посадское население. Крепостное хозяйство. Широкий сбыт.

«Русский быт 17 века» - Курная изба - это изба с печью без дымохода. Зимняя одежда богатых людей была из меха. Зимой надевали шубы и разнообразные по форме шапки-в зависимости от достатка. Жизнь женщин протекала дома. Одежда крестьян и горожан. Входила в моду заграничная мебель. Быт бояр и дворян. Обеспеченные люди жили в деревянных и каменных хоромах. Окна затягивались бычьими пузырями. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Мужчина сверху надевал штаны, зипун и кафтан.

«Сословия России в 17 веке» - Основные сословия российского общества в XVII веке. Привилегия. Соборное уложение 1649 г. Посадские ремесленники. Общество. Владельческие крестьяне. Белые слободы. Духовенство. Посадские люди. Повинности крестьян. Крестьянство. Дворянство. Дворяне. Соборное уложение. Городское население. Феодалы. Сословный строй российского общества. Иерархия российских сословий. Купцы. Суд о крестьянах. Бояре. Иерархическое феодальное общество.