Литературная игра – викторина

«По страницам книг и мультфильмов»

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся; расширять кругозор детей; прививать любовь к чтению художественной литературы; развивать чувство ответственности и умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, аудиозапись песен из мультфильмов.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя и ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы

Проверить, как внимательно вы читаете книги, хорошо ли запоминаете их названия,

А начнем мы нашу игру с разминки, чтобы вы в процессе игры могли быстро и

четко давать ответы.

Конкурс 1: каждому классу дается карточка со скороговоркой. Команда готовится 1 минуту, а затем

хором произносит её. Если ошибок нет, то получают фишку.

    Дед Данила делил дыню:

дольку – Диме, дольку – Дине.

    Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап!

    Боря Ире дал ириску,

Ира боре – барбариску.

    Мама Милу мыла мылом.

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

Не сердись, дочурка Мила!

5. Мышка – под книжкой

С книжкой под мышкой.

Книжка – под мышкой

Мышка под книжкой.

    Зимним утром от мороза

На заре трещат морозы.

    В живом уголке

Жили ужи да ежи.

У ежа – ежата,

У ужа – ужата.

    Кошка Крошка на окошке

Кашу кушала по крошке.

Конкурс 2: в этом конкурсе мы проверим, хорошо ли вы знаете персонажей сказок.

    Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

    Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)

    Как звали папу Буратино? (Папа Карло)

    Кого боялись 3 поросенка? (волка)

    Девочка, которая спала в цветке? (Дюймовочка)

    Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)

    Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф. Наф-Наф)

    Кого воспитывали волки, медведь, пантера? (Маугли)

    Как звали брата Аленушки? (Иванушка)

    Кого подкарауливал волк у дома бабушки? (Красную Шапочку)

    Как звали владельца волшебной лампы? (Алладин)

    Пантера, друг Маугли? (Багира)

    Кто совершает полет в ступе? (Баба-Яга)

    Кто убежал от бабушки и дедушки с окна? (колобок)

    Как звали девушку у семи гномов? (Белоснежка)

    Мальчик, сделанный из полена? (Буратино)

    Кто ходит по цепи днем и ночью? (кот)

    Исполнительница желаний бабки? (золотая рыбка)

    Медвежонок, который ходил в гости по утрам? (Винни-Пух)

    Девочка. Попавшая в страну Зазеркалье? (Алиса)

    Что тащила целая семья из земли? (репку)

    Сколько было козлят у козы? (семеро)

    Кого не догнали три медведя? (Машу)

    Кто поймал волшебную щуку? (Емеля)

    Кому подставил поп свой лоб? (Балде)

    Перечислите героев из сказки «Бременские музыканты» (осел, собака, кот, петух)

    Черепаха, которая помогла Буратино? (Тортилла)

    Кого спас от паука комар? (муху Цокотуху)

    Самый добрый доктор? (Айболит)

    В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учится ему лень. (Незнайка)

Конкурс 3: отгадайте, к какому произведению эти иллюстрации. (показываются рисунки детей

или иллюстрации художников, сделанные к различным произведениям)

конкурс 4: узнайте, из какого произведения данные строки и кто автор.

    «Мы с тобой одной крови – ты и я» («Маугли» Киплинг)

    «Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»

(Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)

    Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Князь у синя моря ходит

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

    «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным».

(сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

    «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.»

(сказка «Цветик-семицветик» В.Катаев)

    «Сивка-бурка, вещий каурка. Встань передо мной, как лист перед травой!»

(П.Ершов. «Конек-горбунок»)

7. «Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

8. «Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас.» (Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)

Конкурс 5: отгадайте, кому принадлежат эти вещи? (показ рисунков в крупном размере)

    Золотое яичко (курочка Ряба)

    Хрустальная туфелька (Золушка)

    Цветик – семицветик (Девочка Женя)

    Золотой ключик (Буратино)

    Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

    Разбитое корыто (старуха)

    Красная шапочка (Красная Шапочка)

    Сапоги (кот в сапогах)

Конкурс 6: музыкальный. Дети должны отгадать, из какого мультфильма та или иная мелодия или

песня. (включается фонограмма)

Конкурс 7: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок.

Итак, какие слова надо произнести, чтобы:

    Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)

    Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

    Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

    Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

    Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)

    Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)

Конкурс 8: проверим, знаете ли вы пословицы. Я начну, а вы закончите пословицу.

    Больше дела, …… (меньше слов)

    Возьми книгу в руки, так и не будет ….(скуки)

    Век живи. Век …..(учись)

    Терпенье и труд всё …..(перетрут)

    Дружба крепка не лестью, а правдой и …..(честью)

    Книга – лучший …(друг)

    Кто не работает, тот …(не ест)

    Любишь кататься - люби и ….(саночки возить)

    Недаром говорится, что дело мастера …(боится)

    Слово не воробей: вылетит - …(не поймаешь)

    Ученье – свет, а неученье - …(тьма)

    Поспешишь – людей ….(насмешишь)

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и показали свои знания. А это значит, что вы много читаете и хорошо учитесь. Я желаю вам дальнейших успехов в учебе и много интересных книг, которые несут знания.

Литературная викторина для учащихся начальных классов «Бросай-ка»

Литературная викторина с ответами для младших школьников

Ведущий : Добрый день, мальчики и девочки! Начинаем нашу викторину «Бросай-ка». Она называется так потому, что вопросы мы будем выбирать, бросая кубик. Я надеюсь, что вы с улыбкой воспримите и выигрыш, и поражение. В викторине принимают участие... (участники называют свои имена). Спасибо, очень приятно было познакомиться с вами!

Пусть будет радостною встреча,

В таком знакомстве — дружбы суть,

Мы начинаем викторину.

Как говорится, в добрый путь!

Ведущий проводит разминку, чтобы определить участников и болельщиков. Участниками становятся те, кто наберет больше баллов, остальные — болельщики. За правильный ответ дается 1 очко.

Вопросы разминки:

Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11 братьев)

Самое сильное желание крокодила Гены? (Найти друга)

Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (Три)

Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести Л. Лагина? (Старик Хоттабыч)

Кто обул кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка — чепчик? (Ш. Перро)

Где смерть Кощея Бессмертного? {Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

Имя папы Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Карло)

10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф- Наф)

12. Али-Баба перехитрил тридцать шесть или тридцать восемь разбойников? (Сорок)

Победители, набравшие наибольшее количество очков, делятся на две команды и выбирают каштанов; болельщики поддерживают игроков аплодисментами.

Викторина состоит из 6 туров : «Пушкиниана», «Сказки зарубежных писателей», «Чей это портрет?», «Русские народные сказки», «Сказки русских писателей», «Очкосгорательный».

На столе разложены 6 карточек по числу туров, в каждой карточке 10 пронумерованных вопросов. Представители команд по очереди бросают кубик с цифрами, определяя тур, затем на карточке, соответствующей выпавшему числу, произвольно выбирают вопрос. За правильный ответ — 2 очка.

1-й тур. Пушкиниана

1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,/Да всю правду доложи...)

2. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку!/ Царствуй, лежа на боку!)

3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря...)

4. Из какой сказки эти строки?

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

5. Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (Тридцать лет и три года)

6. На какую работу нанял поп Балду? {Повар, конюх и плотник)

7. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

8. Из какой сказки эти строки?

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене. («Сказка о царе Салтане...»)

9. Из какой сказки эти строки?

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

10. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?

(За такое одолженье,/ Говорит он в восхищенье,/ Волю первую твою/Я исполню, как мою)

2-й тур. Сказки зарубежных писателей

1. Как в английской «Сказке про трех поросят» поросенок перехитрил волка? (Поросенок растопил печь и поставил под трубу котел с кипящей водой, волк упал в котел и сварился)

2. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам, мастер по уборке комнат, товарищ по играм и большой выдумщик? (Карлсон)

3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи, например, такие:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет!

В самом деле, почему

Мед так нравится ему? («Винни-Пух и все-все-все»)

4. Кто этот герой?

Фруктово-огородная страна —

В одной из детских книжек есть она,

А в ней герой — мальчонка овощной —

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)

5. Назовите любимое выражение Карлсона. («Пустяки, дело житейское»)

6. Как бременские музыканты напугали разбойников? (Они одновременно закричали и запрыгнули в домик через окно)

7. Назовите страну, где утром жители говорят друг другу «спокойной ночи», а когда идут спать, говорят «доброе утро»; где в булочных продаются канцелярские принадлежности, а хлеб надо покупать в канцелярских магазинах. (Страна Лжецов)

8. Кто этот обжора? Какой писатель и в какой сказке о нем рассказал: «...Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: "Спать — это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть". Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения часа два в сутки»? (Барон Апельсин в сказке Дж. Родари «Чипоплино»)

9. Как зовут эту героиню?

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь...

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

(Золушка)

3-й тур. Чей это портрет?

1. «...Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные. На березе уж листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала: У меня тепло! У меня светло! Красно летичко!

А сама волчком да волчком — сарафанчик пузырем». (Огневушка -поскакушка из одноименного сказа П. Бажова)

2. «...В сарачинской шапке белой,/ Весь, как лебедь, поседелый...» (Звездочет, А. С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке»)

3. «Правду молвить, молодица/ Уж и впрямь была царица:/ Высока, стройна, бела,/ И умом и всем взяла;/ Но зато горда, ломлива,/ Своенравна и ревнива. (Царица, А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4. «Между тем росла, росла,/ Поднялась — и расцвела./ Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого». (Царевна, А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. «Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит./ А сама-то величава,/ Выступает, будто пава;/" А как речь-то говорит,/ Словно реченька журчит. (Царевна Лебедь, А. С. Пушкин. «Сказка о царе Сал- тане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салта- новиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

6. «...Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». (Зверь лесной, чудо морское, С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек»)

7. «...Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки — как вилы, ноги — как придорожные столбы, рот — как пещера, а глаза метали искры». (Джинн из арабской сказки «Алладин и волшебная лампа»)

8. «...Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». (Снежная королева из одноименной сказки Х.К. Андерсена)

9. «...Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, — совсем маленький». (Карлик Нос из одноименной сказки В. Гауфа)

10. «...Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полным щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал; как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип, и это поразило Элли». (Гудвин Великий и Ужасный, А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»)

4-й тур. Русские народные сказки

1. Кто с кем спорил, чьи вершки, а чьи корешки? (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)

2. Этот герой очень любит мед и кашу, а еще пирожки. На пирожках его и провели. (Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» или «Бой на Калиновом мосту»)

4. За что и как получил Матюша Пепельной свою силу великую? (За то, что птенцов птицы Магай укрыл, накормил, от смерти спас, птица дала ему три глотка из кувшина, возле дуба зарытого.)

5. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, их сыновей и двух дочерей и себя не обидел? (Барину — голову, барыне — гузку, сыновьям — ножки, дочерям — крылышки, а себе — туловище.)

6. Какими словами обычно начинаются русские сказки? («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...»)

7. В сказке говорится: «Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясно солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются». А что у нас теперь в жизни вместо наливного яблочка да серебряного блюдечка? (Кино, телевизор, компьютер, подзорная труба, бинокль, телескоп т. д.)

8. Вспомните описание пира в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (Во время танца махнула рукой — озеро разлилось, махнула другой — поплыли по озеру белы лебеди.)

9. Есть такая сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Что это такое: «принеси то — не знаю что»? (Сват Наум)

10. Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...

(Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок»)

5-й тур. Сказки русских писателей

1. Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась? (Бастинда, не умывалась 500 лет.)

2. Кто придумал почтальона Печкина и троих из Простокваши- но?(Э. Успенский)

3. Как звали трех толстяков из повести Ю. Олеши «Три толстяка»? (У них нет имен.)

4. Элли смогла вернуться домой, когда помогла трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний. Что это были за желания? (Желание Страшилы получить ум, Железного Дровосека — сердце и Трусливого Льва — храбрость.)

5. С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила,

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

6. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

7. Назовите имя малыша Сиропчика из трилогии Н. Носова «Незнайка». (Сахарин Сахариныч Сиропчик)

8. По каким странам путешествуют герои сказок А. Волкова? (Страна Колотунов, Прыгунов, Мигунов, Жевунов и т. д.)

9. В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу, и как звали повариху, которая знала секрет приготовления этой каши? (Карбацуца, сказка С. Прокофьева «Лоскутик и облако»)

10. В чем волшебная сила Золотой шапки и Серебряных башмачков? (Если произнести волшебные слова, то появлялись Летучие обезьяны и выполняли желания хозяина Шапки. Если стукнуть каблуком о каблук, то Серебряные башмачки переносили в любое место.)

6-й тур. Очкосгорательный

Если по кубику выпадает 6 тур, все очки у команды сгорают.

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

Специалист по раскрытию уголовных преступлений и литературное произведение, посвященное раскрытию преступлений

Русская мера веса и персонаж «Золотого теленка»

Яркое представление, зрелище и английский писатель, лауреат Нобелевской премии

Единовременная субсидия, присуждаемая научному или творческому коллективу или отдельному исполнителю и капитан произведения Жюля Верна

Книжная единица собрания сочинений и имя героя Марка Твена

Изгиб берега и персонаж пьесы М. Горького « е»

Ответы:

1. Переплет

2. Произведение

3. Гипербола

4. Канва

5. Дневник

6. Выдержка

7. Стопа

8. Драма

9. Глава

10. Детектив

11. Фунт

12. Шоу (Бернард)

13. Грант

14. Том

15. Лука

Литературная викторина

Вопросы:

1. Составитель известного сборника «Народные русские сказки», разработавший международную классификацию сказок

2. Русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»

3. Писатель, придумавший героев с именами Винтик и Шпунтик

5. Финская писательница, придумавшая сказочных муми-троллей

6. Английский писатель, придумавший хоббитов

7. Популярная русская народная сказка с тремя покушениями на убийство и одним убийством

8. Единственная героиня сказки «Репка», имя которой нам известно

9. Сказочный персонаж, лезущий вон из кожи

10. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

11. Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

12. По подсчетам ученых, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

13. Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

14. Инициалы какой русской поэтессы состоят из трех букв «А»?

15. Он – критик, она – ... Кто?

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

17. Имя какой героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

«Ее поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают».

«Составитель словарей

Для больших и для детей».

Ответы :

1. А.Н.Афанасьев

2. «Морозко»

3. Н. Носов

4. Э. Гофман

5. Туве Янсон

6. Джон Толкиен

7. Колобок

8. Жучка

9. Царевна-лягушка

10. Сказочную шапку-невидимку

11. Да, годы его жизни в арабской записи – 1799-1837

12. Любовь

13. Четыре: А.К. Толстой + три брата Жемчужниковых – Алексей, Владимир и Александр Михайловичи

14. Ахматова Анна Андреевна

15. Критикесса

16. Нисколько:)

17. Анна Каренина

18. Ода

19. В. Даль

Перестановка букв

Вопросы:

(Переставьте буквы так, чтобы получились литературные термины, имена писателей или имена персонажей.)

ТОРБА → Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса)

КРЕН → К _ _ _ (К кому обращался А.Пушкин в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...»)

ОПЕР → П _ _ _ (Старинный инструмент писателя)

НЕРВ → В _ _ _ (Известный писатель-фантаст)

РИНГ → Г _ _ _ (Русский писатель)

ОВАЛ → А _ _ _ (Псевдоним Н.В. Гоголя)

МОНЕ → Н _ _ _ (Капитан из книги Жюля Верна)

КОРТ → К _ _ _ (Один из женихов Дюймовочки)

УКОС → С _ _ _ (Героиня сказки «Три толстяка»)

СИЛА → Л _ _ _ (Известная героиня басен И. Крылова)

ТЬМА → М _ _ _ (Известный роман М. Горького)

СТОПА → О _ _ _ _ (Имя сына Тараса Бульбы.)

ЕРУНДА → Н _ _ _ _ _ (Чилийский поэт по имени Пабло)

СТОПОР → П _ _ _ _ _ (Один из знаменитых мушкетеров)

АЛГЕБРА → Б _ _ _ _ _ _ (Фамилия бухгалтера из романа «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.)

ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения)

АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности творческой личности)

ФИРМА → Р _ _ _ _ (То, что ищут поэты)

ОС НЕТ → С _ _ _ _ (Вид стихотворения)

Я ЗОЛ → З _ _ _ (Известный французский писатель-классик)

РАК НЕМ → К _ _ _ _ _ (Известная новелла П. Мериме)

ПА + СТЕНА → А _ _ _ _ _ _ (Стихотворный размер)

МРАК + ЗИНА → К _ _ _ _ _ _ _ (Российский писатель и историк)

МАК + ШАР → М _ _ _ _ _ (Советский детский поэт)

РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж)

Ответы:

1. Барто А.

2. Керн А.

3. Перо

4. Верн Жюль

5. Грин А.

6. Алов

7. Немо

8. Крот

9. Суок

10. Лиса

11. «Мать»

12. Остап

13. Неруда

14. Портос

15. Берлага

17. Талант

18. Рифма

19. Сонет

20. Золя

21. «Кармен»

22. Анапест

23. Карамзин Н.

24. Маршак С.Я.

25. Карлсон

Шарады

Вопросы:

«Мой первый слог растет в дубраве,

Немного помочь мне в решенье шарады.

И чтобы начальный открылся нам слог,

Сто гонщиков мчат по петле Тур-де Франса,

От тяжкой работы намокла спина.

У лидера желтого цвета она.

Теперь же, друзья, напишите в ответе,

О чем сладко пел Робертино Лоретти?

Начальный слог душою чист,

Он самый первый утопист.

Ну а второй– живет в земле

И на компьютерном столе.

Теперь задание готово:

Снасть в арсенале рыболова.

Первый слог простой вполне:

Это битва на войне.

Не сложнее слог второй:

То пушистый Васька мой.

Шарады сладостный напев

Нас увлекает в лес дремучий:

Один – среди густых дерев,

Второй – и серый, и колючий.

А главный – чистый криминал,

Хоть не убийство и не кража.

Кто оба слога угадал,

Легко их в это слово свяжет.

В дневнике увидишь редко

Этот самый низший балл:

Эту школьную отметку

Я нечасто получал.

Заключением, по сути,

Может быть предмет любой:

Это то, что в институте

Прочитают нам с тобой.

Симбиоз их будет ярок:

И собрание картин,

И альбом красивых марок,

И набор старинных вин.

Первый – выигрыш приятный,

А второй ползет обратно.

От начала до конца –

Дух зловещий мертвеца.

Первый слог уже привычно

Соткой мы зовем обычно.

Слог второй – искусство танца.

В сумме – древний лук китайца.

Первый слог: я словно в сказке, –

Царство танца, роскошь зал;

Александр Андреич Чацкий

С корабля сюда попал.

На вторую часть шарады

Ставит карточный игрок.

А теперь поставим рядом

Слог второй и первый слог.

Напряжем мозги немножко:

Часть квартиры за окошком.

Первый слог – дремучий лес:

Сосны, ели до небес;

Слог второй – стихотворенье,

Славословье, восхваленье.

У того она бывает,

Кто берет и отпускает.

Но у женщин – никогда.

Что же это? …

Первый по морскому дну

Убегает в глубину,

Разбивая в брызги пены

Изумрудную волну.

А вторая часть – как раз

То же самое, что глаз.

Совмещая оба слога,

Что получится у нас?

Мы ответ найдем легко,

Если выпьем … !

Ответ найти не будет трудно:

В начале – маленькое судно;

За ним – Америки туземцы,

Средневековые индейцы,

Которых вытеснили в горы

Испанские конкистадоры.

Шарады этой склеив слоги,

Идите смело по дороге.

Совместите воедино

Две рабочие скотины.

Первый смерть принес Олегу,

А у Трои – славу греку.

Зверь второй живет в Тибете

И летает, словно ветер.

Двух имен подобье слитка

Даст название напитка.

Сначала выберу умело

Геометрическое тело,

Затем крупы насыплю в банку

И заведу свою …

Ответы :

1. Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский

2. Бондарчук

4. Мормышка

5. Бойкот

6. Грабеж

7. Коллекция

8. Призрак

9. Арбалет

10. Балкон

11. Борода

12. Молоко

13. Ботинки

14. Коньяк

15. Шарманка

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину по книгам советских писателей. Материалом для составления литературной викторины послужили литература по программе и рекомендуемая для внеклассного чтения в начальной школе.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.
Оборудование: Выставка книг

Литературная викторина «По страницам детских книг»

1. В рассказе А.И. Куприна «Слон» имя нарядной куклы, о которой ее хозяйка сказала «Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет, есть суп»
- Соня.
2. Любимое слово Емели, которое он всегда произносил, отказываясь от работы
в русской народной сказке «По щучьему велению».
- Неохота.
3. Кличка собаки, принадлежавшей тете Наташе в рассказе Н. Носова «Дружок» из сборника рассказов «Фантазеры».
- Дианка.
4. Название материка, у берегов которого произошли события в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
- Африка.
5. Какую должность отец прославленной Шахерезады занимал при дворе царя Шахрияра в рассказе «О царе Шахрияре и его брате» в сборнике арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».
- «Везирь» (визирь).
6. Ее больше всех на свете боялся Железный Дровосек в повести сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Вада
7. На них дедушка - мороз «дышит» и «узоры пишет» в стихотворении С.Д. Дрожжина «В крестьянской семье».
- Окна.
8. Куда комар впился поварихе, после чего та «побледнела, обмерла и окривела» в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- Глаз.
9. «Цветочное» имя улыбчивой мышки, работавшей «дежурным директором» гостиницы в Солнечном городе в романе – сказке Н. Носова «Приключение незнайки»
- Лилия.
10. Чудесное лекарство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи в сказке «Доктор Айболит»
- Мазь
11. Какое блюдо было бы приготовлено из щуки, если бы она не умела говорить человеческим языком в русской народной сказке «По щучьему велению»
-Уха.
12. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость в сказке А.Н. Толстого повесть – сказка «Золотой ключик; или Приключения Буратино».
- Чулан.
13. В это животное Незнайка превратил «книгоглотателя» Листика с помощью волшебной палочки в романе – сказке Н. Носова «Приключения Незнайки».
- Осел.
14. То, что получил старший сын в наследство от отца в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».
- Мельница.
15. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
- Пир.
16. Он чудный, цветущий – приснился главному герою стихотворения И.З. Сурикова «Детство».
- Сад.
17. Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея – людоеда.
- Берлога.
18. Какое дерево в лесу со всего плеча рубил Данил в русской народной сказке «Изумрудное кольцо».
- Дуб.
19. Что просили купить отца в городе две умные дочери из русской народной сказки «Наливное яблоко – золотое блюдечко»?
- По шелкутневому сарафану.
20. Как звали младшего сына в русской народной сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое».
- Ивашко Запечник.
21. Как зовут мальчика, мама которого работает инженером в стихотворении С. Михалкова « А что у вас»?
- Толя.
22. Каким именем Медведь назвал Барсука в рассказе Н. Сладкова «Барсук и медведь»?
- Боря.
23. Какой предмет вслед за сковородкой кинула в несшегося на нее огромного пса главная героиня рассказа Н. Артюховой «Трусиха»?
- Совок.