МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ: «ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ»

– необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом. Она пела, не напрягаясь, как будто бы разговаривала с вами, и эта ее манера притягивала слушателей. Она была для них родной и знакомой. Во времена моды на искусственный мех, шпильки и мини-юбки она всегда была сдержанно-строгой. Казалось, Майю Кристалинскую обожал весь Советский Союз. А авторы песен и не предполагали, каким невероятным успехом они будут пользоваться, какая долгая и счастливая судьба их ожидает. Например, «Нежность» исполняли многие: , Гвердцители, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской .

Юная артистка Майя Кристалинская

В конце 1920-х годов в семье сочинителя головоломок и шарад, которые печатались в различных изданиях, Владимира Кристалинского родилась девочка. Ее назвали Майей. Увы, ребенок прожил всего два года. И когда 1932 года снова родилась девочка, родители ее тоже назвали Майей. Они тогда и предположить не могли, какие испытания ждут их дочь впереди.

Возможно, судьбу будущей певицы определил ее дядя, режиссер музыкального театра, который подарил маленькой Майе гармошку. Сначала девочка самостоятельно выучилась играть, а потом и запела, аккомпанируя себе, «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет.

Отец Владимир Григорьевич, кроме того, что сочинял головоломки и кроссворды, вел кружок в Доме пионеров. Туда ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она-то и стала подружкой Майи, да еще какой – на всю жизнь! Обе любили петь. В школе выступала на вечерах, просто без подготовки, под рояль в актовом зале. Но делать это профессией и не думала.

Майя и МАИ

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил сам . Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Ей не подпевали: не положено громко петь у Кремля, где за светящимся окошком не спит самый мудрый человек на свете. И не аплодировали, но кольцо росло, сжималось, в задних рядах вытягивали шеи, чтобы рассмотреть певицу…

И даже после этого Майя о карьере артистки даже не помышляла. Когда штудировала «Справочник для поступающих в вузы», бросилась в глаза аббревиатура МАИ (Московский авиационный институт). Может, это судьба? Майя – МАИ. И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно – лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», – пугала Майя Валю.

Перед получением паспорта в положенные 16 лет она – по матери русская, по отцу еврейка – советовалась с верной подругой, что записать в пятую графу. Та не колебалась: «По советским законам национальность определяют по отцу». Добрая и мудрая Валя, больше всех на свете любившая маму и Майю, конечно же, не предполагала, каких слез будет стоить подруге этот «выбор»! Да и как было предположить, что в 1960-х годах новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин, «зачищая» эфир, надолго отлучит от него в угоду «дорогому Леониду Ильичу» любимую народом певицу из-за принадлежности к лицам еврейской национальности. Но это позже…

Институт они окончили в 1955 году. Вместе с синими корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский авиационный завод. Замдиректора встретил девушек неприветливо. Им даже не предложили места в общежитии. Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. На заводе все казалось отталкивающим – грязный цех, матерящиеся женщины. И в головах девчонок созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями сели в общий вагон. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гражданку Майю Кристалинскую и Котелкину, которые самовольно оставили место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, он-то и решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве – в бюро генерального конструктора Яковлева.

«Музыкальные стиляги»

Майя продолжала участвовать в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не очень поощрялся, но щегольнуть хотелось. ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Саульский, наслышанный о способной девушке из конструкторского бюро, пригласил Майю в свой оркестр.

Выступления Майи Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Однако 8 августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» – Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского – был бит по всем статьям. И за «заигрывание со зрителем», и за «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». Статья была явно заказанная, как потом выяснилось, композиторами, произведения которых оркестр не играл.

Майя Кристалинская и Арканов

Аркадий Арканов

Конечно, последовали выводы: Саульского и весь оркестр изгнали из Дома работников искусств. Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя… Она вышла замуж. В Политехническом музее был вечер, в котором участвовали те, кто готовил программы ко Всемирному фестивалю. Среди них – джаз Центрального Дома работников искусств и коллектив Первого мединститута, где выделялся молодой Аркадий Арканов. Будущему врачу-терапевту и известному писателю-сатирику девушка понравилась сразу. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, потом проводил домой, назначил следующую встречу. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. Родителям Арканов не сказал ничего, и только когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, показав свое брачное свидетельство.

Отношения молодых с родителями не складывались, а жить было негде, и у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц отыскалась комнатка в коммуналке. Но и между супругами тоже, как выразился позже Арканов, «кошечка пробегала». В первую очередь не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей – этого мало», – убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста.

Прошло всего 10 месяцев брака, когда Аркадий Арканов вышел из дома с портфельчиком в руке. Это был день выборов, и он ехал к своим родителям – голосовать по месту прописки. «Когда ты придешь?» – спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», – ответил он и сдержал слово.

Ее песни обожала вся страна

Из конструкторского бюро Майя ушла, когда миновали три обязательных года. Теперь она уже чувствовала себя профессиональной певицей, ездила на гастроли сначала с оркестром Лундстрема, потом с оркестром Эдди Рознера по всему Союзу.

И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда». Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этой картины. И на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду», которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

В 1966 году по опросу телезрителей становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» – лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» – поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

Вернешься – и опять споешь

с Эдуардом Барклайем

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца, известным журналистом. Он был груб, ревнив, скандален. Но самое страшное – это болезнь, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах. Ее муж (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, чтобы она принимала все лекарства. Она выходила на сцену с неизменной косынкой вокруг шеи. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство.

Детей из-за болезни иметь не могла, но с мужем жили интересно и дружно. Летом 1984-го, в день, когда они должны были ехать на курорт, Барклай разбудил ее: «Мне плохо». Для нее самой опустела земля. Ушел из жизни супруг Эдуард. Тогда одна из самых любимых певиц СССР потеряла голос и перестала передвигаться. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Ровно через год, в день похорон мужа, 1985 года, Майя Владимировна умерла.

Она успела многое: записала более двухсот песен и голос ее звучит за кадром в двух десятках фильмов. На могиле Майи Кристалинской есть надпись: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься – и опять споешь».

ФАКТЫ

Однажды ей и Гелене Великановой предложили концерт на двоих в Театре эстрады. Великанова согласилась с условием, что ей дадут второе отделение. У Кристалинской было первое, и она «взяла» зал, по жару аплодисментов затмив Великанову. Та не смогла простить чужого успеха и «отомстила», проголосовав на каком-то худсовете против присуждения Кристалинской звания заслуженной артистки.

«Эхом нашей юности» назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский.

Майя Владимировна болезненно относилась к критике. Однажды известный пианист и джазовый музыкант Александр Цфасман опубликовал гневную статью об эстраде, где в качестве примера «припечатал» Кристалинскую. Скомкав газету, Майя выбрала из множества виниловых пластинок домашней фонотеки все пластинки Цфасмана, с яростью разломала о колено и выбросила осколки в окно.

На «Площади звезд» в Москве в 2002 году загорелась новая именная звезда в честь заслуженной артистки России Майи Кристалинской к 70-летию со дня рождения певицы.

Обновлено: Ноябрь 26, 2017 автором: Елена

Многие неординарные личности притягивают внимание не только во время своей

жизни, но и после ее завершения. У настоявшего таланта нет срока давности. В этой статье пойдет речь именно о таком человеке - о народной певице времен Советского Союза.

Майя Кристалинская: биография

Кто она такая и как зарождался талант? Майя Владимировна Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 г. в Москве. Отец ее, Владимир Кристалинский, зарабатывал на жизнь, придумывая и создавая разного рода головоломки и шарады для печатных изданий. Но любовь к музыке и пению девочке привил подарок, сделанный её дядей (мужем сестры отца), который работал в музыкальном театре режиссером и подарил ей гармошку. Играть на этом инструменте она научилась самостоятельно.

Первые успехи Майи Кристалинской

В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный

ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.

На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.

После школы Майя Кристалинская поступила и училась в на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.

Расцвет деятельности

Уже в 1957 г. на Всемирном фестивале, который проводили в честь молодежи и студентов, Майя выступала с ансамблем «Первые шаги», руководителем которого был Ю. Саульский. Выступление певицы произвело впечатление на публику. Её даже называли «самородком из КБ» и стали приглашать петь на различные концерты. Хотя нашлись и те, кто был недоволен выступлением Кристалинской. В статье «музыкальные стиляги» ее сильно раскритиковали.

В музыкальных кругах Майя Кристалинская начала приобретать все большую популярность. Первые её гастроли прошли в Закавказье. Она успешно выступала в Ереване, Тбилиси, Баку. Публика принимала Кристалинскую очень восторженно. После гастролей Майе сделали предложение о выступлении с известными уже на тот момент джаз-оркестрами, руководителями которых были Эдди Рознер и После 1960 г. Кристалинская записала композицию героини Маши (стихи Г. Поженяна), которая называлась «Мы с тобой два берега…» что принесло ей еще большую известность.

Песни в исполнении Майи Кристалинской принесли ей небывалую популярность и всеобщую любовь. К ним относятся такие композиции: «Возможно», «Тишина», «Царевна-несмеяна», «В нашем городе дождь». А также очень известными были песни: «Скоро август», «Спасибо, аист», «Ах, Арбат» и многие другие. Вскоре девушка заслужила титул лучшей эстрадной певицы 1966 года. Кристалинская успешно исполняла песни и на английском языке: «Течет Волга», «Подмосковные вечера». И это еще не все! Композицию «Старый клен» она исполняла на польском языке.

Период застоя творчества

После выступления с песней «В нашем городе дождь» на «Голубом огоньке» (начало 70-х) руководство телеканала обвинило Майю в том, что она этим произведением пропагандирует печаль и грусть. Это привело к тому, что Кристалинскую практически перестали показывать на телевидении. Но причиной всему оказалось назначение председателем Гостелерадио С. Ляпина, после чего многие артисты оказались в таком же положении, как и Кристалинская. Гастрольную деятельность наша героиня не прекращала, не отчаивалась и в минуты застоя писала статьи в «Вечерней Москве», занималась переводом книги Марлен Дитрих «Размышления» на русский язык. Но, несмотря на это, в 1974 году Кристалинской был присвоен титул «Заслуженная артистка».

Личная жизнь

В 1957 году наша героиня - Майя Кристалинская - стала замужней дамой. Ее избранником был Аркадий Арканов, в то время работник медицины, который впоследствии стал известным писателем-сатириком. Познакомились они 30 апреля в Политехническом музее на Международном фестивале, который проводился в честь молодежи и студентов. И уже 9 мая Аркадий Арканов сделал Майе предложение, на которое она ответила своим согласием. июня 1957 г. состоялось бракосочетание Арканова и Кристалинской. Родителей мужа наша героиня впервые увидела на своей свадьбе. Жили супруги на съемной квартире.

Их брак продлился около года, после чего молодожены расстались. Причиной распада семьи послужили разные взгляды на жизнь. Уже во время брака Майя Кристалинская, биография, личная жизнь которой показывают нам, что девушка была целеустремленным человеком, уволилась из конструкторского бюро, чтобы полностью посвятить себя музыке.

Болезнь

Когда Майе было 29 лет, у нее обнаружили опухоль лимфатических желез. Во время недуга в обществе постоянно появлялись слухи о кончине певицы, о её болезни раком, о самоубийстве. Но после длительного лечения Майя поправилась. О болезни напоминал лишь след на шее, который впоследствии ей пришлось тщательно скрывать косынкой.

Вторая попытка

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою дарила своей племяннице Марьяне.

Последний год жизни

Брак Кристалинской и Барклая длился 20 лет (до 19 июня 1984 г.). Ровно до тех пор, пока её супруг не умер. После этого Майя Кристалинская столкнулась с болезнями. У нее начали отказывать ноги и руки. Затем пропала речь. И ровно через год, 19 июня 1985 г. умерла и сама Кристалинская. Но до сих пор слушатель помнит прекрасное исполнение певицы. Нельзя забыть душевные переливы музыки и чистый голос нашей героини. Музыка тех лет затрагивает струны нашей души, волнует или успокаивает, заставляет даже иногда плакать. Но она никого не оставляет равнодушным.

Биография и эпизоды жизни Майи Кристалинской. Когда родилась и умерла Майя Кристалинская, памятные места и даты важных событий её жизни. Цитаты певицы, фото и видео.

Годы жизни Майи Кристалинской:

родилась 24 февраля 1932, умерла 19 июня 1985

Эпитафия

«Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».
Надпись на могиле М. Кристалинской

«В жизни Майя
не была особенной,
не была кумиром.
Просто пела.
За столом
и на концертах собственных
пела, как могла.
И как умела.
Невосславленна и небалованна,
шла от песни к песне,
как по вехам…
Эхом
нашей юности была она.
Тихим эхом.
Добрым-добрым эхом».
Из стихотворения Роберта Рождественского на похороны М. Кристалинской

Биография

Майя Кристалинская, любимая певица 1960-х гг., исполнительница знаменитой «Нежности», пела с детства. В школе она занималась в хоре, да и просто пела - везде, всегда, с удовольствием. Мало кто знал о её трагедии, о той боли, с которой была для нее тесно связана песня.

Майе не было и 30 лет, когда ей поставили диагноз «лимфогранулематоз», злокачественная опухоль лимфатических желез. Врачи предупредили, что от пения состояние Майи может ухудшиться, но она уже не могла оставить эстраду. К тому времени девушку, успевшую поработать инженером по специальности, заметил знаменитый Олег Лундстрем, и она уже выступала с его оркестром.

Голос Майи был несильным, грудным, манера - сдержанной. И тем не менее она покорила сердца слушателей глубиной чувства, которая звучала в её песнях. «Старый клён», «Топ-топ», «Сегодня праздник у девчат», «Не повторяется такое никогда» - эти песни звучали не только в радиоприёмниках, но и в сердцах.

На «Новогоднем огоньке» Майя исполнила песню «В нашем городе дождь», и это стало официальной причиной запрета её выступлений на телевидении. Кристалинскую обвинили в «пропаганде грусти». В этот сложный период Майю поддерживала только любовь и забота второго мужа; детей у певицы не было, и она тяжело переживала это. Когда супруг Майи ушёл из жизни, обострилась и её болезнь.

За год до смерти Кристалинская, которая чувствовала себя всё хуже, согласилась попробовать новую методику лечения. Но она не принесла положительных результатов, даже наоборот: Майя окончательно потеряла голос и плохо двигалась. Рядом оставались несколько друзей, но, наверное, певице казалось, что держаться за жизнь больше незачем. Когда она ушла, ей было всего 56 лет.

Линия жизни

24 февраля 1932 г. Дата рождения Майи Владимировны Кристалинской.
1950 г. Поступление в Московский авиационный институт.
1957 г. Кристалинская становится лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов. Брак с писателем Аркадием Аркановым.
1959-1960 гг. Работа солисткой в оркестре О. Лундстрема.
1960 г. Запись песни Маши из к/ф «Жажда».
1962 г. Знакомство со вторым мужем, Э. Барклаем.
1966 г. Запись песни «Нежность» из к/ф «Три тополя на Плющихе». Признание ее лучшей эстрадной певицей года.
1970 г. Запрет на появление на телевидении из-за новой антисемитской политики.
1974 г. Звание заслуженной артистки РСФСР.
1984 г. Обострение болезни.
19 июня 1985 г. Дата смерти Майи Кристалинской.

Памятные места

1. Московский авиационный институт, который закончила Майя Кристалинская.
2. Новосибирск, где Кристалинская оказалась после распределения из вуза.
3. Конструкторское бюро А. Яковлева, где работала Майя Кристалинская.
4. Польша, где М. Кристалинская была на гастролях с Марком Бернесом в 1964 г.
5. Новое Донское кладбище в Москве , где похоронена Майя Кристалинская.

Эпизоды жизни

Майя Кристалинская исполнила песни, которые звучали в более чем 20 кинофильмах, в числе которых «Тишина», «Карьера Димы Горина», «Человек идёт за солнцем», «Девчата» и т. д.

На выступлениях на Майе Кристалинской всегда была шейная косынка. Певице приходилось скрывать ожоги от лучевой терапии.

Первый брак Кристалинской с А. Аркановым продлился меньше года. Со вторым своим гражданским мужем певица прожила душа в душу больше 20 лет. Они умерли в один день, только с разницей в год.

Любимой актрисой Кристалинской была Марлен Дитрих. Майя самостоятельно перевела её книгу «Размышления» и связалась с Дитрих, жившей в Париже. Книга вышла только после смерти Майи.


Майя Кристалинская исполняет песню «Нежность»

Завет

«Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем».

Соболезнования

«Ее голос не врывался в дома и квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская «Нежность». Честно прожитая жизнь - это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, - это уже подвиг».
Олег Анофриев, певец.

«Она всегда пела, сколько я ее помню: и в школе, и в институте, и в конструкторском бюро. За обеденный перерыв успевала перепеть весь репертуар Лолиты Торрес… Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: „Неужели она так тяжело больна?! Да не может быть!“».
Валентина Котелкина, лучшая подруга певицы

Ма́йя Влади́мировна Кристали́нская (24 февраля , Москва - 19 июня , там же) - советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР ().

Биография

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве , в русско-еврейской семье . Её отец, Владимир Григорьевич Кристалинский (1904-1972), происходил из Мглина Черниговской губернии , окончил реальное училище в Могилёве . Её мать, Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911-1996), происходила из Павлодара . Родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда », автором книги «Шутки-минутки» (М.: Детский мир, 1958).

Во время учёбы в школе занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. После окончания школы в 1950 году поступила в . В институте она занималась художественной самодеятельностью. После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на завод имени Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева .

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин . Обладая безграничной властью, Лапин проводил на ТВ политику антисемитизма. Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман , Эмиль Горовец , Аида Ведищева , Нина Бродская , Лариса Мондрус . Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской .Однако для Кристалинской изредка всё же делались исключения и её приглашали участвовать в творческих вечерах известных поэтов и композиторов-песенников проводившихся в Колонном зале Дома Союзов под давлением авторитета этих мэтров таких как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др. и бессменного дирижёра Ю. Силантьева.

Кристалинская стала персоной нон грата на Центральном телевидении, кроме описанных выше исключений. Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, оказалось очень сложно .

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

Любила она и кино. Её любимой актрисой была Марлен Дитрих . В последние годы жизни она взялась за перевод книги Дитрих «Размышления» с немецкого языка на русский. Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской.

В 1984 году её болезнь обострилась, и прожить ей удалось ещё только год. 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет Майя Кристалинская скончалась, чуть больше, чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года . Прощались с Майей в ЦДРИ, звучали её песни, выносили под песню "Русь".

Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».

Известный поэт Роберт Рождественский называл Майю Кристалинскую «Эхом нашей юности».

Семья

Песни

Переводы

  • Марлен Дитрих . Размышления

Напишите отзыв о статье "Кристалинская, Майя Владимировна"

Примечания

Ссылки

  • (Производство: Медиасфера, 2006, Первый канал)

Отрывок, характеризующий Кристалинская, Майя Владимировна

В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного.
– Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера.
– Mais non, il est a l"agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.

Кристалинская Майя Владимировна (1932-1985) – советская певица эстрады, с 1974 года имела звание Заслуженной артистки РСФСР.

Рождение и семья

Майя появилась на свет в Москве 24 февраля 1932 года. Семья, где родилась девочка, была русско-еврейская.

Папа, Кристалинский Владимир Григорьевич, родом был из Черниговской губернии. В Могилёве он учился в реальном училище, потом на художественно-конструкторском факультете Высших художественно-технических курсов в Москве. Он был учёный-математик, трудился во Всероссийском обществе слепых, составлял всевозможные головоломки, детские игры и кроссворды, которые часто печатались в «Пионерской правде». В 1958 году издательство «Детский мир» выпустило книгу «Шутки-минутки», автором которой был отец Майи Кристалинской. Владимир Григорьевич в Доме пионеров охотно вёл занятия для детей (позже заведение переименовали в Центральный дом детей железнодорожников).

Мама, Кристалинская Валентина Яковлевна (девичья фамилия Пыткина), родилась в Павлодаре.

Родители после свадьбы переехали в Москву. В конце 20-х годов у них родилась первая девочка, её назвали Майя, но в возрасте двух лет малышка умерла. Для Владимира и Валентины Кристалинских это был тяжелейший удар, оправиться от которого они смогли лишь с рождением в 1932 году второй дочери, ей дали такое же имя Майя.

Детские и школьные годы

Майина тётя Лиля (папина двоюродная сестра) работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко артисткой. Её муж, Павел Златогоров, был знаменитым режиссёром. Майя любила ходить в театр к тёте Лиле и дяде Паше, она пересмотрела там почти весь репертуар, а когда бывала у них в гостях, перезнакомилась со всем театральным бомондом Москвы того времени. Но больше всего Майя любила слушать у них пластинки и играть на фортепиано.

Майиной ближайшей подругой детства была Валя Котелкина, девчонки познакомились в кружке Дома пионеров, которым руководил папа Кристалинской, и остались подругами на всю жизнь. В детстве их любимой игрой было исполнение песен и арий, одна начинала, а вторая должна была заканчивать. Майя обожала петь, но при этом у неё ни разу даже мысли не возникало, чтобы связать свою жизнь с музыкой.

Она хорошо училась в школе, больше всего любила литературу, математику и иностранный язык. На школьных вечерах Майя всегда выступала, она выходила на сцену и пела просто так без всякой подготовки, с первыми аккордами рояля.

Обучаться музыке Майя продолжала даже во время войны. Маленькая и хрупкая девочка имела поистине железную волю. Чтобы не мешать соседям по коммунальной квартире, она ждала, когда начнут выть сирены и стрелять зенитки, и в это время занималась на пианино.

Когда в Центральном доме детей железнодорожников образовался хор под руководством Семёна Дунаевского, Майя стала его постоянной участницей.

В июне 1950 года Кристалинская окончила школу и во время выпускного вечера перед случайной публикой решила спеть песни военных лет. Посторонние люди бурно аплодировали девушке, кричали: «Браво!», но Майя всё равно не воспринимала этот свой талант как будущую профессию. Поступать после школы она решила в Московский авиационный институт.

Институт и распределение

Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.

В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.

В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).

Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.

Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.

С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.

Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.

Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.

Творчество

Самодеятельный ансамбль Саульского назывался «Первые шаги», Кристалинкая стала его солисткой. Уже в 1957 году на московском молодёжном фестивале коллектив получил звание лауреата песенного конкурса.

После фестиваля в «Советской культуре» вышла разгромная публикация, где коллектив прозвали «музыкальными стилягами», ансамбль «Первые шаги» пришлось закрыть, но волшебный голос Кристалинской запал в сердца слушателей, Майя стала набирать известность как певица.

Она продолжала работать в бюро, брала отпуска за свой счёт и уезжала на гастроли. Летом 1958 года Майя оформила сразу два месяца отпуска (очередной и за свой счёт). Она отправилась в длительные гастроли по Закавказью. Это лето стало судьбоносным, больше на работу Кристалинская не вернулась. Она поняла всю масштабность зрительской любви, когда после одного из концертов молоденькая девушка протянула ей для автографа свою институтскую зачётку.

Майя была абсолютно непохожей на других звёзд эстрады: она пела на сцене не в концертных платьях, а в повседневных костюмчиках, как будто только что выбежала на перерыв из своего конструкторского бюро, сейчас споёт и снова на работу. За это и за удивительно чистый, нежный голос её боготворили поклонники. Манера её исполнения была абсолютно индивидуальной, столько в её голосе было душевности, что газеты часто называли Кристалинскую «домашней», «уютной», «мамочкой советской эстрады».

Для неё писали песни самые популярные композиторы и песенные авторы, она сотрудничала с джазовыми оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, пластинки с песнями Кристалинской раскупались в один момент.

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века Майя стала символом советской эстрады, постоянно по радио и телевидению крутили её песни, их пели, когда весело, в больших и шумных компаниях, и когда грустно, в одиночестве:

  • «Топ-топ, топает малыш»;
  • «Мы выбираем, нас выбирают»;
  • «А в Подмосковье»;
  • «А снег идёт»;
  • «То снег, то дождь»;
  • «Сегодня праздник у девчат»;
  • «Старый клён»;
  • «Не повторяется такое никогда»;
  • «Мы с тобой случайно в жизни встретились».

Самой популярной песней в исполнении Майи считается композиция «Нежность», которую зрители знают по фильму «Три тополя на Плющихе».

К сожалению, Майю задавила советская действительность. Чиновники, находящиеся у власти, признали, что в её песнях много грусти, а советская певица должна была петь только радостные песни. Сначала запретили её выступления на телевидении, потом концерты в больших городах, разрешено было только петь в сельских клубах Рязанской, Орловской и Тульской областей.

Но где бы ни пела Майя, на её концертах всегда были полные залы, Кристалинская покоряла зрителей своей задушевной манерой исполнения и абсолютно не звёздным скромным обликом. В 1966 году зрители признали её лучшей певицей Советского Союза. Она получила звание Заслуженной артистки в 1974 году, но для слушателей была по-настоящему Народной.

Болезнь

В начале 60-х годов во время гастролей Майя почувствовала себя не вполне здоровой, у неё поднялась слишком высокая температура. Обратившись в больницу, молодая 29-летняя женщина узнала о страшном диагнозе – опухоль лимфатических желез (на медицинском языке это звучит лимфогранулематоз).

Майе предстоял очень тяжёлый курс лечения. Но она всё стойко выдержала, только после лечения на шее остались следы ожогов от химиотерапии. После этого Кристалинская стала выходить на сцену с косыночкой на шее.

Удивительно, но советские женщины настолько любили певицу, что моментально раскупили все косыночки в универмагах и повязали их себе на шеи, так хотелось быть похожими на очаровательную, милую, душевную Майю.

После этого почти четверть века знаменитые советские гематологи Воробьёв и Кассирский лечили певицу, благодаря им она прожила ещё столько же, как до страшного диагноза. Сильнейшая женщина не бросила сцену и зрителей, она продолжала петь и ездить на гастроли, возя с собой полный чемодан таблеток, лекарств и косыночек. Короткие творческие отпуска Майя проводила в больничной палате, но об этом не знал никто.

Личная жизнь

Первым супругом Майи был писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однажды после концерта он подошёл к молодой певице с желанием познакомиться. Кристалинскую покорило, с какой настойчивостью Аркадий за ней ухаживал. Вскоре он предложил Майе выйти за него замуж. Она согласилась, несмотря на недолгий срок знакомства (познакомились они в апреле, а уже в июне расписались).

Свадьба получилась напряжённой, потому что ни одни, ни вторые родители не были в восторге от этого брака. Наверное, они что-то чувствовали сердцем, потому что жизнь молодожёнов не задалась, через девять месяцев после бракосочетания Майя и Аркадий расстались. Они сохранили приятельские отношения и потом ещё три года официально по паспорту были супругами, хотя давно уже не жили. Развод оформили, когда Аркадию это стало необходимо для получения жилплощади.

Потом в жизни Кристалинской был роман с журналистом из журнала «Огонёк», но, по большому счёту, молодая женщина не была счастлива в личной жизни, пока не встретила своего единственного мужчину, предназначенную ей Богом вторую половинку.

Это был довольно популярный среди московского бомонда скульптор, дизайнер и архитектор Барклай Эдуард Максимович, его первой супругой была дочь Орджоникидзе. На момент знакомства с Майей он уже был разведён. Кристалинская и Барклай стали жить в гражданском браке, позже официально зарегистрировали свои отношения, несмотря на то, что Майя не могла иметь детей из-за многочисленных химиотерапий.

Впервые Майя почувствовала себя настоящей женщиной, она купалась в любви и счастье. Эдуард полностью оградил её от любых работ по дому, готовил для неё кулинарные изыски, постоянно следил, чтобы она во время приняла лекарства. Он выбирал для жены сценические платья, благодаря мужу Майя перестала выходить на сцену в простых костюмах, а стала появляться в концертных платьях разных расцветок и фасонов.

К сожалению, в скором времени врачи обнаружили у Эдуарда сахарный диабет. В начале лета 1984 года Майя с мужем собрались в отпуск на курорт. Утром в день отъезда ему стало плохо, он успел попросить жену вызвать врачей и потерял сознание. Карета «скорой помощи» приехала быстро, Барклаю сделали укол, но сердце его всё равно остановилось. 19 июня 1984 года его похоронили.

Потеря для Кристалинской оказалась настолько тяжёлой, что ей больше не интересно стало жить на земле, она даже перестала наблюдаться у своих докторов. Единственное, что отвлекало её от постоянных мыслей о муже, ‒ это перевод мемуаров её любимой актрисы Марлен Дитрих. Майя перевела книгу с немецкого языка, она вышла в СССР после смерти Кристалинской.

В начале 1985 года доктора, наблюдавшие Майю, настояли на очередном сеансе химиотерапии. Но результат оказался отрицательным, у певицы ухудшилась речь, у неё стали отниматься правая нога и рука. В июне её госпитализировали, Майя впала в кому, из которой не вышла. Она умерла 19 июня 1985 года, в этот день год назад похоронили её мужа.

Похоронена Майя Кристалинская в Москве на Новом Донском кладбище. На мемориальной доске сделана надпись: «Ты не ушла, а просто вышла. Вернёшься и опять споёшь…»