Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши. Зритель может рассмотреть кирасир генерала Нансути, пытающихся обойти деревню Семёновское и выйти в тыл русским войскам. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На командном пункте его уже сменил генерал Дохтуров, который изображен рядом с офицерами Ахтырского полка.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва».

Запечатлены и другие моменты сражения. На неубранном пшеничном поле сошлись в смертельной схватке кирасиры Бороздина и саксонские кавалеристы. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Сквозь дым проглядывает только церковь Рождества, единственная постройка, уцелевшая в селе. Франц Рубо создал свою панораму таким образом, что зритель наблюдает за событиями с возвышения, с которого открывается отличный вид на Семёновское и Бородино.

Художник почти два года изучал документальные источники и знакомился с местностью. В результате он выбрал холм, поднявшись на который и писал свои эскизы. Он находится за деревней Семеновское перед поворотом на Спасо-Бородинский монастырь.

Высота, где были сделаны первые эскизы, со временем стала памятным местом. В 1992 году по проекту архитектора Я. Сиднина здесь был построен небольшой мемориальный комплекс. Площадка, где работал Рубо, была обустроена. На ней установили указатели, направленные на места главных сражений Бородинской битвы.

Высота Рубо. Небольшой павильон, посвящённый панораме «Бородинская битва» к сожалению закрыт.

На смотровой площадке установлены указатели на ключевые точки Бородинской битвы.

К сожалению, разростающаяся растительность не позволяет увидеть Бородинское поле таким, каким видел его Франц Рубо.

О художнике и панораме

Автор панорамы Франц Рубо известен как основоположник российской школы панорамной живописи. Это был выдающийся мастер батальной живописи, член Академии художеств, где он руководил батальной мастерской. Его творческое наследие составляет более двухсот монументальных полотен и три батальные панорамы. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Полотно было окончено летом 1912 года. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.

После революции здание отдали электротехническому училищу, которое использовало его для митингов и собраний. Очень быстро строение пришло в негодность и в 1918 году было демонтировано. Полотно Рубо скатали в рулон и отдали на хранение. Занимались им не специалисты, поэтому картина хранилась в ужасных условиях: в подвале собора, под сценой Нескучного сада, позже на складе. Чудом полотнище сохранилось до 1939 года, когда его реставрацию признали невозможной.

Музей-панорама «Бородинская битва» и памятник Кутузову

В основе мемориального комплекса – изба в бывших Филях, в которой в сентябре 1812 года главнокомандующим М. И. Кутузовым был созван Военный совет. На нем была рассмотрена возможность дать после Бородинского сражения, которое не выявило победителя, сражение под Москвой или, как вариант, оставить город без боя. Здесь же находится собственно панорама Бородинской битвы авторства русского художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств.

Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. Продумана специальная программа для детей, в рамках которой проводятся культурологические и исторические мастер-классы. Они помогают подрастающему поколению, да и взрослым тоже, глубже узнать целую эпоху, охватывающую конец XVIII – начало XIX века. Здесь же вывешены портреты известных деятелей той поры и, конечно же, полководцев, без талантливого руководства которых наши войска не смогли бы добиться решающих успехов. В экспозицию музея входят и полотна с батальными сценами, памятные монеты того времени, а также некоторые предметы быта, среди них – редкие изделия из коллекционного фарфора.

Каждая экскурсия в Бородинскую панораму – это уникальная возможность соприкоснуться с историей нашей страны, воплощенной в искусстве, узнать о событиях и людях, оказавших большое влияние на судьбу России. И, конечно, ощутить себя, что называется, в гуще событий – ведь это полотно выполнено очень реалистично.

История создания

Музей-панорама «Бородинская битва», которому уже больше полстолетия, расположен в конце Кутузовского проспекта. Его здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без каких-либо внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать – оно, скорее, образец утилитарного модерна, возведенный к 150-летию Бородинской битвы.



Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо, которые он дал при возведении первоначального здания панорамы.


Располагалось же первоначальное здание, точнее специально построенный павильон, на Чистых прудах в Москве (на его месте сейчас находится дом №12-а по Чистопрудному бульвару). Павильон, который стал узнаваемым благодаря своей ажурно-купольной конструкции, построил архитектор П. А. Воронцов-Вельяминов. Автором упомянутой конструкции был инженер Е. Израилович.

В 1918 году Бородинскую панораму демонтировали и отправили на реставрацию. Работами занимался художник П. Д. Корин, и продолжались они довольно долго. Она была открыта вновь в 1962 году, к 150-летию Бородинского сражения. Немногим ранее, в 1940 году, на территории музейно-исторического комплекса установили обелиск, который перенесли с братской могилы 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных во время этого исторического сражения. В 1958 году в музее поставили бронзовый бюст М. И. Кутузова.

Впоследствии в состав комплекса также вошли памятник «Славным сынам русского народа» и Триумфальная арка. Последняя прежде находилась на площади Тверской заставы. И уже в наше время, 1 декабря 2007 года, в учреждении появился новый отдел, он называется «Музей Героев Советского Союза и России» (находится по ул. Большая Черемушкинская, д. 24, корп.3). Инициатором создания выступила Региональная общественная организация «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России», которая носит имя генерала Е. Н. Кочешкова.

Что касается собственно самой экспозиции, то начало ей было положено в 1883 году, с установки офицерами Гренадерского корпуса верстового столба на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях, ее еще называли «кутузовской» (в 1887 году изба была восстановлена). В 1912 году рядом с ней построили часовню архистратига Михаила, которую посвятили памяти генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.



Интересный факт: величайшее панорамное полотно, увековечившее для потомков главное сражение Отечественной войны с наполеоновской Францией, создал… француз по национальности. Да-да, не удивляйтесь: Франц Рубо хотя и был уроженцем Одессы, но родился в семье французского коммерсанта. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь считать себя русским, настоящим патриотом России. Этот же гениальный мастер, к слову, руководил созданием и другой масштабной панорамы – «Оборона Севастополя».


Бой за Семёновский овраг. Фрагмент Бородинской панорамы. Франц Рубо. (1912)

Делая первые эскизы, художник акцентировал внимание на ожесточенном бое, который шел за Курганную батарею генерала Раевского – ключевой, стратегический пункт на поле сражения. Рубо хотел показать, как русские части под руководством генерала Ермолова осуществили контратаку на французов. Другими словами, и этот момент был отражен в одной из тогдашних газет, Рубо хотел показать всю доблесть русских войск, их патриотизм и отвагу, но император Николай II… отклонил этот эскиз.


Художнику было предложено изобразить другой момент Бородинской битвы – масштабные атаки наполеоновской конницы на позиции русских войск. Но почему? Такое решение высокопоставленного заказчика кажется на первый взгляд нелогичным и даже непатриотичным. Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. К 100-летию грандиозного сражения Россия и Франция уже не были смертельными врагами, больше того, они являлись союзниками, поэтому подчеркнутая демонстрация превосходства наших войск могла привести к охлаждению межгосударственных отношений. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. «Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов».

Холст получился поистине огромным, 15 на 115 метров. Работа над этим масштабным и эпохальным произведением продолжалась около года. Для его завершения в какой-то момент стало не хватать средств, и художник Франц Рубо был вынужден продать свой дом и уникальную коллекцию живописи, графики, оружия и стекла XIX века, о чем он никогда не пожалел.

Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?

Панорама «Бородинская битва» является главным экспонатом музея, западное и восточное крыло которого украшают мозаики в стиле 60-70 годов прошлого века. На них стараниями художника Б. Тальберга увековечены такие события, как пожар в Москве и победа русской армии над Наполеоном. Если пройти к восточному крылу здания, то можно увидеть пушки. Это отнюдь не декорации «под старину», а самые что ни на есть подлинные орудия тех времен, оставшиеся «в наследство» от французской армии.

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Но вернемся к грандиозному творению Франца Рубо. Расценивать его работу как подлинный исторический документ было бы, наверное, неправильно. Панорама является, прежде всего, произведением искусства, хотя художник сделал всё возможное, чтобы максимально точно передать не только динамику, но драматизм сражения, состоявшегося 7 сентября 1812 года.

Для удобства посетителей в центре зала оборудована площадка, дающая возможность перемещаться по кругу и знакомиться с панорамой с разных ракурсов. Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова». Находясь в ней, вы как бы оказываетесь на окраине деревни Семеновское, наблюдая за сражением с крыши чудом сохранившегося дома. Переход на вторую точку обзора переносит зрителей уже на французские позиции, где можно рассмотреть артиллерийское снаряжение врага. Следующий пункт приведет вас к самому Наполеону, находящемуся в окружении телохранителей, а за спиной императора огромная армия, насчитывающая 20 тысяч солдат.



И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией. В первых рядах сражающихся мы видим отважного Михаила Барклая де Толли, командующего русскими частями. Чуть поодаль виднеются дома. Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора, известная как «Командный пункт Кутузова». Название говорит за себя: тут находится штаб во главе с гениальным полководцем, а также расквартированные Преображенский, Измайловский и Семеновский полки, составлявшие резерв русской армии.

Осмотр панорамы

Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. С течением лет коллекция экспонатов существенно пополнилась, и в результате была составлена экспозиция, рассказывающая о событиях военного лихолетья 1812 года более подробно и увлекательно. Одна из ее витрин, например, посвящена фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову, его жизненному пути и как обычного человека, и как выдающегося военачальника. Среди экспонатов можно видеть его портреты, один из которых вышит человеческим волосом, личные вещи и посвящённые ему литературные произведения.

Талантливым и бесстрашным русским офицерам посвящен раздел музея под названием «Оплот Отечества»: здесь собраны образцы обмундирования, пехотное, артиллерийское и кавалерийское оружие. Еще есть «Малая портретная галерея», в ней вывешены портреты военачальников, отличившихся непосредственно в Бородинском сражении.



Не остались без внимания и такие исторические эпизоды, как жизненный уклад Москвы до пожара, пребывание в городе Наполеона Бонапарта, отступление и фактическое бегство французов, пребывание в Париже императора Александра I и частей русской армии. Завершается экспозиция рассказом о зданиях, сооружениях, храмах и других архитектурных памятниках, воздвигнутых в российской столице в память об Отечественной войне 1812 года.

К сказанному добавим, что музей-панорама «Бородинская битва» – постоянный участник ежегодной акции «Ночь в музее», которая проводится в мае и приурочивается к Международному дню музеев. По условиям, в эту ночь в учреждение можно пройти совершенно бесплатно, и такой возможностью с удовольствием пользуются многие посетители.

Туристам на заметку

Музей-панорама «Бородинская битва» работает по понедельникам, вторникам и средам с 10:00 до 18:00, четвергам – с 10:00 до 21:00, субботам и воскресеньям – с 12:00 до 16:00. По пятницам и в последний четверг каждого месяца он закрыт.


Вход строго по предъявлению билета установленного образца. В музее запрещается прикасаться (руками либо подручными предметами) к экспонатам и витринам, не говоря уже о том, чтобы прислоняться к ним или садиться на предметы мебели из музейной коллекции. Также строго запрещено находиться в верхней одежде, приносить с собой еду и напитки, оставлять без присмотра детей, заходить за подиумы и ограничительные линии, пользоваться моноподом для селфи.

При музее-панораме работает сувенирный киоск, в котором каждый желающий сможет приобрести различные товары по тематике Отечественной войны 1812 года. Продукция представлена самая разнообразная и в широком ассортименте: книги, карманные календари, открытки, военно-историческая миниатюра, художественные изделия, магниты и брелоки. Киоск работает ежедневно с 10:00 до 17:30, за исключением пятницы и последнего четверга месяца.

Как добраться

Музей-панорама «Бородинская битва» находится по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, 38.

Чтобы добраться до музея на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро «Кутузовская», далее пешком следовать в направлении Триумфальной арки. Или можно выйти на станции «Парк Победы» и тоже идти пешком в сторону Триумфальной арки. Также до музея-панорамы «Бородинская битва» можно добраться на автобусе (маршруты №№ 91, 116 и 157) и троллейбусе (маршруты №№ 2, 7, 39 и 44).


В сознании каждого человека есть опорные точки истории и культуры. Их надо знать, периодически следует к ним обращаться, а ещё лучше увидеть. Такой опорной точкой и является «Бородинская панорама», написанная великим русским художником Францом Алексе́евичем Рубо́ (Одесса, 1856-1928, Мюнхен).

Рубо создал три панорамы: «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго» и панорама «Оборона Севастополя», всего автор написал более двухсот монументальных полотен.

Ранние работы Рубо относятся к Русско-персидской войне. Затем он пишет серию полотен о кавказских войнах. Первой крупной работой стала «Оборона Севастополя», написанная в 1902-1905 годах.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва», изображающую Бородинское сражение. Работа над полотном шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта в1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году.

Музей-панорама на Кутузовском

«Бородинская панорама» находится в специально построенном в 1962 году здании на Кутузовском проспекте.

Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”. Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинка:

“Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся».

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненого Багратиона. Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование,собрал войска и организовал их отступление с флешей. Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.

Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих,ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.

Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Вторая точка. Здесь мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche -стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге. В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Третья точка обзора называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам.

На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.

Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардия, численностью примерно 20 тысяч солдат. Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи». На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на нескошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами. Вдалеке видны избы деревни Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 г. по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского. В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Пятая точка – «Командный пункт Кутузова».Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского.Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки. Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки. Кутузов раскрыл замысел Наполеона и приказывает перевести войска от села Бородино на левый фланг.

Справа на предметном плане видна берёзка. Она настоящая. Вдалеке, на заднем плане – полевой госпиталь, видны белые палатки. На повозке везут смертельно раненого генерала Багратиона. Наши войска выстроились и салютуют своему генералу. Мы прошли полный круг и вернулись на исходную точку- деревню Семёновская.

В битве участвовали около 135 тысяч французских солдат. Им противостояли 120 тысяч русских. Эти цифры относятся к регулярным войскам. Фактически в русской армии было около 150 тысяч солдат, включая ратников-ополченцев. С нашей стороны погибло 40-43 тысячи солдат, 27 генералов. С французской стороны – 38 тысяч солдат, 50 генералов, 1 маршал.

Вот как отозвался об итогах Бородинского сражения М.И.Кутузов:” Сей день пребудет вечным памятником славы русского оружия, когда вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. В тот день на французов впервые была наложена рука сильнейшего духом противника”.

По словам Наполеона “из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою было выказано наиболее мужества и достигнуты наименьшие результаты”.

В описании панорамы использованы материалы

  • Музей-панорама «Бородинская битва» посвящен крупнейшей битве Отечественной войны с Францией 1812 года.
  • Длина полотна Бородинской панорамы, написанной в 1912 году художником-баталистом Францем Рубо, составляет 115 метров.
  • Каждый эпизод сражения можно рассмотреть в подробностях.
  • Экспозиция из предметов вооружения и экипировки двух армий, награды, предметы прикладного искусства, графика и живопись, вдохновленные событием.
  • где прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный Л. Толстым в романе «Война и мир, с сохранившимися иконами и печью.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

На Кутузовском проспекте располагаются два крупных мемориальных комплекса, посвященные двум отечественным войнам: на Поклонной горе и музей-панорама «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» посвящена крупнейшей битве Отечественной войны с Францией, которая почитается в России как подвиг русских солдат и офицеров. 7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, сошлись в смертельном бою русские войска под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона I. Об исходе сражения до сих пор идут споры. Стороны понесли большие потери, никто не добился решительной победы.

Полотно изображает поле битвы по состоянию на 10 часов утра. Зритель как бы находится в центре русских позиций у деревни Семеновское. Художник постарался создать впечатление, будто время остановилось, и зритель может рассмотреть в подробностях каждый эпизод сражения. Достоверности добавляют декорации на переднем плане, которые изображают горящую деревню, разбитую батарею и покинутый лагерь, где над костром все еще висит походный котелок. Площадка панорамы оборудована электронными табло с комментариями к отдельным эпизодам панорамы.

Кроме панорамы и уже упомянутой экспозиции, в музейный комплекс входят Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила и . На том месте, где сейчас находится панорама, раньше располагалась деревня Фили, в которой после Бородинского сражения размещался штаб русской армии. Тогда и прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный в «Войне и мире». На этом совете было принято решение оставить Москву, сохранив армию для перегруппировки и будущих боев. С тех пор выражение «совет в Филях» стало нарицательным, означая напряженное обсуждение перед серьезным решением.

Изба, в которой состоялось историческое совещание, принадлежала крестьянину Михаилу Фролову. До наших дней из подлинной обстановки сохранились иконы, изразцовая печь и скамья, на которой, возможно, восседал сам фельдмаршал. Изба впервые была воссоздана как музей в 1886 году по рисунку А. Саврасова. В 2010-м году, после испытаний временем и обстоятельствами, музей был отреставрирован и вновь открыт для посетителей. Сейчас в избе представлена выставка, посвященная М. Кутузову и крестьянскому быту его времени; здесь же проводятся интерактивные мероприятия для детей.

В 1912 году рядом с избой в честь архангела Михаила, небесного покровителя русской армии, возвели часовню. Заложена она была 1 октября 1910 года – в память именин Михаила Илларионовича Кутузова. Часовня в историческом русско-византийском стиле была построена архитекторами Н. Струковым и М. Литвиновым. Украсили здание часовни декор и мозаика. Эта часовня-музей она стала первым «именным» музеем Кутузова в России: в ней хранились образцы оружия и мундиров 1812 года, личные вещи фельдмаршала. Хранился в музее и походный экипаж Михаила Илларионовича, в котором он исколесил немало сражений – «гвоздь» экспозиции.

Службы в часовне продолжались до 1930 года: представители советской власти решили, что часовню нужно закрыть как объект культа, а вместе с ней – и музей. Купол снесли, и если бы не архитектор П. Барановский, вошедший в экспертную комиссию по оценке ценности исторического памятника, то храм ждала бы самая печальная судьба. Здание сохранилось, но стало служить рабочему клубу, а потом – Министерству финансов СССР и частному предприятию. Лишь в 1994-м году часовню вернули Московской Патриархии. После реставрации началась ее новая жизнь: патриарх Алексий II освятил храм-часовню 17 ноября 2000 года. Теперь и часовня-музей, и Кутузовская изба входят в мемориальный комплекс-музей Бородинской битвы.