Живопись – создание реальных или воображаемых картин при помощи красок на плоской поверхности (дерево, холст, бумага, картон), придавая изображениям иллюзорное восприятие сюжетов. Живопись разделяется на следующие жанры: жанровая сцена, пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, мифологический. Развитие её происходило в соответствии со стилями соответствующей эпохи (маньеризм, барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и т.д.), она также включает в себя различные формы (станковая, монументальная).

Живопись известна со времён верхнего палеолита (наскальная живопись в Альтамире, Испания и Ласко, Франция, 35.000-10.000 тыс. лет до н.э.), развиваясь в эпоху античности (египетская, месопотамская, греческая и римская цивилизации, IV в. до н.э. - II в.н.э.), византийскую, средневековую (IV-XV вв.), Возрождения (XIV-XVII вв.) и т.д. Живопись является не просто воспроизведением окружающей или воображаемой реальности, она предполагает её творческое переосмысление и воссоздание новой реальности при помощи искусства, что открывает возможности для появления новых специфических форм самовыражения и общения между людьми.

На исторической территории Молдовы живопись как область профессионального искусства появляется относительно поздно, в XIX-м веке. Именно в этот период в Молдове формируется светское искусство, и появляются жанры изобразительного искусства. Одним из тех, кто стимулировал этот процесс, был Г. Асаки, зачинатель образования в области искусства, основавший Михайлянскую Академию в Яссах в 1835-м году. Его деятельность была продолжена сыном, А. Асаки, автором литографий Портрет Штефана Великого и Битва Штефана Великого при Байе. Учениками Г. Асаки были Г. Панаитяну-Бардасаре, Г. Нэстэсяну, Г. Лемени, которые продолжив образование в Мюнхене, затем руководили деятельностью Академии. Особый вклад в развитие живописи во второй половине XIX-го века и связь её с французским искусством принадлежит Н. Григореску, продолжателями которого стали И. Андрееску, Штефан Лукиан и др. Обычно художники не ограничивались получением образования в Яссах или Бухаресте, продолжая обучение в центрах европейского искусства – Риме, Париже, Мюнхене, которые оказали влияние на творчество молодых художников начала XX-го века. Там учились Т. Паллади, Н. Тоница, Ф. Ширато, О. Бэнчилэ, Ж. Стериади, скульпторы Д. Пачуря, И. Жаля, К. Медря и др.

В искусстве Молдавии, находящейся под властью Российской Империи, ситуация развивается по-другому. В истории искусства Республики этот период называется «бессарабским», по названию края в то время. Он охватывает 1812-1940 годы, на протяжении которых изобразительное искусство Молдавии пережило стремительные изменения. В рамках данного периода различаются три этапа развития, чётко различающиеся по своим особенностям. Первый этап приходится на 1812-1987-й годы, в которые продолжают развиваться основные формы средневекового искусства.

Второй период развития искусства в Молдавии отмечен преобладанием светского искусства и охватывает 1887-1918-й годы, когда в Кишинёве была основана вечерняя школа рисования Теринте Зубку и появляются первые профессиональные художники, получившие образование в Санкт-Петербурге, Москве, Мюнхене, Амстердаме и т.д. В этот период появляется и формируется современное искусство в Молдавии. Решающими в этом отношении были выставки в Кишинёве русских и украинских художников (начиная с 80-х годов XIX-го века) и специальное образование, полученное молдавскими художниками в России и Украине.

Спустя всего два года после основании Товарищества передвижных художественных выставок в 1873-м году, в залах 1-ой гимназии г. Кишинёва была организована выставка картин самых изветсных передвижнков – В. Маковского, В. Петрова, И. Шишкина, А. Саврасова и др. В рамках 19-й выставки, в 1891-м году, было организовано два вернисажа с участием русских и украинских передвижников. С 1892-го по 1900-й годы прошло ещё четыре выставки, а в 1903-м, вместе с И. Репиным, Н. Богдановым-Бельским и др. выставляются молдаване В. Блинов, М. Березовский, Н. Гумалик, П. Пискарёв, Е. Малешевский, В. Тарасов, Г. Шах, А. Климашевски и др. Целью художественных выставок было ознакомление публики с произведениями искусства, и соответственно, пропаганда искусства в целом, таким образом, создание определённой художественной среды. В то же время формируются все области и жанры изобразительного искусства: живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина), скульптура (бюст, памятник, миниатюра) и графика, которая состоит из тех же направлений, что и живопись.

В это период несомненно влияние русского искусства, в особенности передвижников, позднее, художественных объединений из Санкт-Петербурга (Мир искусства, Бубной валет) и др. В совместной выставке 1907-го года принимали участие представители молодого поколения российских художников, творчество которых не имело ничего общего с передвижниками – Н. Альтман, В. Фалилеев, А. Шевченко, к которым позднее присоединяется К. Петров-Водкин – довольно таки видные представители новых направлений в русском изобразительном искусстве. Начиная с 1910-го года, основное ядро выставляющихся в большинстве своём состоит из молдавских художников. О значимости Общества и профессиональном уровне его членов явно говорит тот факт, что в 1-ом Конгрессе российских художников в 1912-м году, участвовало 11 художников из Молдавии. В основной (предварительные) список были включены художники А. Баллиер, Е. Малешевски, В. Окушко, А. Райлян, В. Блинов и А. Климашевски. Последние выставки были организованы Обществом в 1915 и 1918-м году, на последней были выставлены также картины из частных коллекций, написанные известными старыми мастерами – Лука дела Робиа, Ф. Латур, М. Фальконе, и т.д.

Одновременно, в этот же период формируется ядро молдавских художников, что приводит к основанию, в 1903-м году, “Бессарабского Общества любителей изящных искусств”, которое занимается организацией в Кишинёве выставок совместно с русскими и украинскими художниками. Отличительной особенностью периода 1887-1918-го гг. является постепенное появление молдавского изобразительного искусства в таких значимых центрах развития искусства, как Санкт-Петербург и Одесса. Академия Искусств Санкт-Петербурга не только пропагандировала новые художественные ценности, но и взяла по свою опеку образование в области искусства в крае, оказывая помощь в подготовке преподавателей, приобретении обучающих материалов и т.д. Изучение материалов, относящихся к выставочной деятельности Общества любителей изящных искусств в Кишинёве, позволяет нам утверждать, что во второй половине первого десятилетия 20-го века «демократический реализм» уступает позиции новому русским художественным объединениям – Мир искусства и Бубновый валет, благодаря которым, частично, некоторые молдавские художники приобщаются опосредованно к западноевропейскому искусству.

В этот период только Е. Малешевски, Ш. Коган, Л. Арионеску и А. Баллиер имели возможность в течение долгого времени соприкоснуться с европейским искусством в Париже, Риме, Мюнхене и Амстердаме, где они продолжали обучение. Первые десятилетия 20-го века отмечены появлением произведений таких художников, как П. Пискарёв, Н. Гумалик, В. Блинов, А. Климашевский, Г. Реммер, М. Березовский и др., которые очертили основные тенденции: влияние передвижников и демократического реализма. На этом этапе заложены основы современного изобразительного искусства Бессарабии, которое будет и дальше развиваться, со значительными изменениями, перейдя на качественно новый уровень. На всех выставках, организованных с 1903 по 1915-й год молдавские художники выставляли пейзажи, натюрморты, жанровые скены и портреты, отсутствовало только декоративное искусство.

Живопись была преобладающим жанром в течение третьего периода, который продолжался с 1918-го по 1940-й. Основание Школы Искусств в 1918-м году и деятельность преподавателей А. Плэмэдялэ, А. Баллиера, Е. Малешевски, П. Константинеску-Яшь вписало новую страницу развитии национальной художественной культуры. Продолжаются основные тенденции развития изобразительного искусства, основываясь на достижениях предыдущего периода. Происходит качественно новый скачок, который выражается в появлении новых тем и сюжетов, новых подходов в творчестве молдавских художников того периода. В произведениях художников явно очерчиваются поиски новых художественных средств выражения, характерных для постимпрессионизма, модернизма, экспрессионизма и т.д., которые существовали параллельно с демократическим реализмом. В области живописи, скульптуры, сценографии, книжной и станковой графики создаются работы, которые являются высшей точкой развития молдавского изобразительного искусства.

Е. Малешевски, П. Пискарёв, Г. Фюрер, В. Дончев, Ш. Коган, в особенности А.Баллиер обозначили своим творчеством основные тенденции развития изобразительного искусства в Молдавии в период до конца 40-х годов, представляя собой явное доказательство эволюции художественного процесса в крае.

Центром художественной жизни Молдавии остаётся Школа искусств, при которой в 1921-м году основывается "Общество изящных искусств", которое играло значительную роль в бессарабской культуре.

В 1920-м прошла выставка промежуточного периода (вне какого-либо общество, которых на тот момент не существовало) при совместном участии молдавских художников и сценографа Г. Пожедаева, эмигранта из России, на которой присутствовали и работы самых талантливых учеников Школы изящных искусств (И. Бронштейн, Е. Лузановский, Г. Мишозник, И. Небесов и др.). В это же время радикально меняется состав участников кишинёвских выставок. Если на рубеже веков в выставках участвовали только русские, украинские художники и молдавские художники, которые обучались в России, в 20-40-е годы в большинстве своём выставляющиеся были выпускниками кишинёвской Школы, которые затем обучались в различных европейских странах. Начиная с выставки в Бухаресте в 1922-м году, наряду с О. Баллиером, Н. Гумаликом, Ш. Коганом, В. Дончевым, на том же профессиональном уровне выставляются М. Сахаров, Ю. Булат, Х. Марнянски. следующая выставка, организованная в 1927-м году, под эгидой нового Общества изящных искусств Бессарабии (1921) знакомит нас с целой плеядой талантливой молодёжи – Т. Кирьячев, Б. Несведов, Л. Ростовский, М. Коношенко, Н. Колядич и т.д. 5-я выставка, организованная в 1930-м году была единственной совместным мероприятием молдавских и молдавских художников, в котором участвовали К. Куцеску-Сторк, С. Поп, Ф. Ширато, Жан Стериади, О. Хан, Ф. Сторк и др.

Изменение политического, культурного и экономического статуса Молдавии в 1918-м году внесло серьёзные изменения в процесс обучения в области изобразительного искусства. Молдавские художники получили возможность совершенствовать своё мастерство как в школах живописи в Яссах и Бухаресте, так и в европейских центрах искусства. В Париже, например, обучаются О. Хржановски, И. Бронштейн, Х. Мишозник и И. Дубиновски; в Брюсселе – Н. Брэгалия, Е. Ивановски, Е. Барло, К. Кобизева, М. Гамбурд; в Дрездене – Г. Чеглоков; в Мюнхене – братья Моисей и Ш. Коган и т.д. Рассматриваемый период сыграл важную роль в появлении талантливых представителей молодого поколения, которые в подавляющем большинстве получили образование за границей. Творчество М. Сахарова, А. Кудинова, Т. Кирякова, Б.Несведова и других представляло в молдавском искусстве традиции современного европейского искусства – от символизма до модерна, переосмысленная в духе молдавской культуры того времени. Именно на этот этап, 30-40-е годы, приходится высшая точка развития молдавского периода изобразительного искусства и его закат, что подтверждает появление незаурядных талантов, которые, в подавляющем большинстве, продолжили свою деятельность вне территории Молдавии. Путем стилистического поиска и его интерпретации, творчество художников отражало молдавскую реальность, с её проблемами, оставаясь при этом составной частью западного искусства.

Творчество молдавских художников заложило основы современного молдавского искусства, оказав значительное влияние на его развитие в 60-70-е годы 20-го века. Произведения К. Кобизевой, Б. Несведова, Д. Севастьянова, П. Пискарёва, А. Климашевского, Л. Дубиновского, М. Гамбурда, В. Иванова и т.д., представителей двух поколений бессарабских художников, заложили фундамент современного изобразительного искусства послевоенных десятилетий, сохраняя непрерывность связи поколений. Изобразительное искусство с 1945-го по 1980-й годы в Республике Молдова несёт на себе печать «социалистического реализма». Среди тех, кто покинул в 1940-м Румынию и продолжил свою деятельность в Кишинёве были М. Греку, В. Русу-Чобану, В. Иванов, К. Кобизев, Л. Дубиновски, З. Синица и Г. Саинчук, которые в большинстве своём поступают в Кишинёвскую Школу искусств. С 1941-го по 1944-м годами некоторые из художников были эвакуированы или депортированы в Россию и Среднюю Азию, другие – отправлены в отряды, которые укрепляли траншеи в за линией фронта.

В послевоенные годы, в Кишинёве появляется Союз художников МССР (1944), по образцу других республик СССР. Одновременно, для пополнения местных кадров, были приглашены многочисленные художники, обладавшие опытом работы в стиле «социалистического реализма». Немногих оставшихся в Кишинёве после второй мировой войны художников обязали работать по устаревшим образцам, адаптированным к требованиям новой идеологии. Единственной возможностью творить становится «ангажированное» искусство, что приводит к появлению произведений, посвящённых вождям русской революции, передовикам и героям социалистического труда, революционерам и подпольщикам, изначально отмеченным печатью шаблонного натурализма и чрезмерного патриотического пафоса.

В первое послевоенное десятилетие (1945-1960) создаются произведения, в которых заметны эстетические и идеологические изменения в изобразительно искусстве, получают приоритет определённая форма, трактовка и тематика выставок. Картины Д. Себастьянова («Призыв к социалистическому соревнованию», 1947, «Штефан Великий перед битвой под Бырладом»), М. Гамбурда («Проклятье»,»Ликвидация безграмотности», 1945), Б. Несведова («Клятва Штефана Великого», 1947), И. Жумати («Возвращение награждённых», 1948), пейзажи А. Климашевского, С. Чоколова только обозначают основные тенденции, ещё не являясь ярко выраженными проявлениями влиянии идеологии. Изменения касаются и реалистического подхода к последним историческим событиям, так, М. Греку создаёт картины «Татарбунарское восстание», «Поднятие целины» и «Нефтяники Молдовы» (1954,957, 1959), А. Васильев – «О нас пишет «Правда» (1950), Д Севастьянов – «На вечное землепользование» и «Жояна» (1954), Г. Саинчук – «Виноделы» и «На молочной ферме» (1954,1957), И. Жумати – «Утро на е» (1957) и В. Русу-Чобану «Танец» и «Штефан Великий после битвы под Рэзбоенами» (1957, 1959), отдельно стоят произведения в жанрах портрета и пейзажа, которые присутствуют в творчестве всех художников.

60-е годы прошлого века отличаются от предыдущего периода тем, что всё чаще появляются отклонения от тем и подходов, навязанных в послевоенные годы. Первым резко изменил ситуацию М. Греку, в своей картине «Девушки из Чадыр-Лунги» (1960), которая написана в декоративном стиле, который затем был продолжен в работах «Проводы» (1964) и «Гостеприимство» (1967), которые представляют собой прекрасные образцы раскритикованного «формализма». Эта тенденция продолжается и в работах В. Русу-Чобану «Посадка деревьев» (1961), «Молодость» и «Жажда» (1967), в которых наряду с декоративизмом колорита используется символ и метафора. Похожие тенденции можно отследить и в произведениях другого молдавского художника – И. Виеру. В картинах «Весенние хлопоты» (1960), «Двое» (1968), декоративизм дополняется монументальностью подхода. Те же особенности отличают и картины «Полдень» (1960) А. Барановича, «Маса маре» Г. Саинчука (1960), «Асфальт» Р. Окушко, «Полдень» (1964) А. Давида, традиционные деревенские пейзажи М. Петрика, «Дорога в кодрах» (1950), декоративные и звонкие пейзажи Е. Романеску («Родной край», «Осенние пахоты» 1968, 1969), С. Кучука («Сельские праздники» 1965). В середине 60-х годов появляется и получает развитие триптих как художественная форма, вначале используемая только М. Греку в произведениях («История одной жизни», 1967) и И. Виеру («Счастье Иона», 1967), которые входят сегодня в золотой фонд современного искусства.

В особой ситуации находится творчество историка искусства и художника А.Зевиной, известной как автор многочисленных обзорных монографий, почвящённых изобразительному искусству МССР и одновременно как автор картин („Автопротрет”, 1959; „Жемчуг”, 1967; „Гагаузка”, 1972; „Осенние цветы”, 1993), в которых реалистизм композиции сочетается с экспериментом в области колорита - феномен, характерный для творчества молдавского мастера М. Греку.

В произведениях художников 70-х годов прослеживаются две тенденции, мало связанные между собой: с одной стороны продолжаются традиции реалистичного искусства в творчестве большинства художников, а с другой стороны появляются элементы эксперимента в живописи, которые проявляются в собственной стилистической манере, естественно, отличающейся от «социалистического реализма».

Мало кто из местных художников смог избежать обязательных шаблонов эстетики, подчинённой идеологии. Одним из них был М. Греку, чьё нонконформистское искусство постоянно подвергалось критике лидеров ЦК партии. Среди общего застоя, его творчество развивается нетрадиционным образом, художник экспериментирует с цветовой гаммой, формами и текстурой, а в последние годы использует новые техники, связанные с появлением новых красителей. Одной работ, из знаковых для творчества художника, является «Трагическая Венеция» (1970), рядом с которой стоят „Родник” (1973), „ над Бутученами” (1975), „Стол из камня” (1976), „Генезис” (1977) и „День рождения” (1979) - картины с глубокой символикой. Другая грань поисков новых художественных методов представлена в творчестве В. Русу-Чобану.

Композиционная структура произведений, колорит и сюжеты отмечены несомненной индивидуальностью художницы, склонной к «фотографическому реализму» изображения („Дети и спорт”, 1971; ”Дружба”, 1974; „ и люди”, 1975; „Воспоминания”, 1976; „Цитаты из истории искусств”, 1978; в портретах „Веры Малевой”, „Иона Друцы”, „Григоре Виеру”, 1972; „Иона К. Чобану”, 1973; „Автопортрете”, 1974). Живописная красота нашего края открывается в произведениях И. Виеру („Июльская ночь”,1971; „Кое-что о людях и водах”, 1982), М. Петрика („Виноградники”, 1974; „Днестр возле Спеи”, 1975; „Золотая осень”,1983), В. Пушкаша („Улица Диогена”,1977) и Е. Романеску („Туристы”, 1972; „Цветущая Молдова”, 1974; „Вечер в Леушенах”, 1978), В. Нашку („Тишина”,1978), Е. Бонтя („Маланка”, 1973). Творчество этих художников вызывало постоянный интерес историков искусства, которых интересовал их оригинальный подход к передаче самобытного пейзажа республики. В 90-х годах 20-го века в Кишинёве появляется новое поколение художников, выступающих за возрождение художественных методов, следуя примеру М.Греку и В.русу-Чобану: Д. Пейчев, М. Статный, Т. Бэтрыну, П. Жирегя, Л. Тончев, М. Жомир, И. Ципин, А. Сырбу, М. Цэруш, А. Мудря, Ю. Матей и др.

Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понима­ние сущности природных явлений, представление о красо­те окружающего мира.

Народ дал самые разные названия ковровым орнамен­там: короница кодрулуй (венок кодр), букету л (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близне­цы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.

Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытес­нить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.

Богатые традиции ковроделия с интересом изучают, заботливо хранят и с успехом продолжают современные мастера Объединения народных художественных промыс­лов, в которое входят ковровые фабрики Кишинева, Комрата, Оргеева, Чадыр-Лунги и другие.

Вышивка и кружева.

Вышивка - один из видов украшения тканей - у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.

В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и дру­гие бытовые и обрядовые изделия.

Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широ­кая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения ха­рактеризуют вышивку молдавской национальной одежды.

О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII - начала XX века.

Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются выши­тые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда - на спине и по нижнему краю.

Расположение орнаментальных композиций на народ­ной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.

Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки-алтица-всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица - плотная, почти ковровая вышивка, лежит квад­ратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полоса­ми расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.

Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волно­образных, ломаных линий и геометрических фигур, кото­рые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орна­мент, созданный той или иной вышивальщицей, отличает­ся неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей...

С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были симво­лами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих наро­дов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распро­странение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображени­ями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.

Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.

В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX - начале XX века - яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.

Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка... Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамен­та.

В конце XIX - начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печат­ной продукции, отмечается тенденция к натуралистическо­му изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заме­няют шелковыми.

Орнамент молдавской вышивки отличается небольшим количеством цветов. Довольно редко встречаются орна­менты, вышитые нитями пяти-шести цветов. Очень краси­во сочетание ярких цветов (красный, золотистый, синий) с черным. В этнографической коллекции Государственного Историко-краеведческого музея МССР хранятся женские блузки, вышитые нитями только одного цвета - красными, черными или синими.

В последнее десятилетие сфера распространения вышив­ки несколько сузилась. Тем не менее и в наши дни многие с большим мастерством вышивают женские блузки и мужские рубахи.

Наряду с вышивками большой интерес представляют и кружева, которыми украшали одежду, полотенца, скатер­ти, покрывала, наволочки. Иногда женщины вязали из белых хлопчатобумажных ниток скатерти, занавеси, сал­фетки и др.

Узоры кружев обычно изображают растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, геометрический характер которых продиктован во многом техникой испол­нения. Не забыты и геометрические мотивы, которые образуют прекрасные орнаментальные композиции.

Разнообразны названия орнаментов кружев: букеций (букеты), нучий (орехи), флоаря-арцарулуй (цветок кле­на), лилиякул (сирень), поама (виноград), пэунул ши пэуница (павлины), кукошеий (петушки), кэлуций (лошад­ки), пептенеле (гребень), скэунашеле (стульчики) и др.

Коллекции вышивок и кружев, хранящиеся в музеях республики, являются настоящим сокровищем культуры молдавского народа.

Керамика.

Молдавское народное гончарное искусство - одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, отно­сящиеся к трипольской культуре (4-3 тысячелетия до н. э.)

В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV-XVI, а также последующих веков.

Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали гла­зурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназ­наченная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.

Старинные керамические изделия удивляют мастер­ством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамиче­ского изделия.

Высоким мастерством исполнения отличаются керами­ческие изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и раститель­ным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.

С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.

На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизован­ные птицы, а также древо жизни. На молдавской керами­ке очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.

Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX - начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометриче­ским орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.

Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не толь­ко форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.

В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел - гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского рай­она, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.

В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах - в основном из красной.

Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестя­щих лощеных волнообразных линий, кругов или полукру­гов. Цвет не используется.

Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже - голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихро­мия орнамента.

Раз пошла такая пляска, то есть, раз столь много внимания уделяется Румынии и румынскому языку , следует предложить нашей аудитории и некоторые румынские книги , которых сейчас, после того как Россия наложила санкции на Молдову стало очень много на книжном рынке. Видать к дождю… Предлагаем читателям альбом, который посвящен румынскому народному искусству . Издана книга давно, является библиографической редкостью, но, тем не менее, представляет интерес для всех, кто изучает румынско-молдавскую культуру и искусство . Парадоксальная вещь получается, румыны всеми правдами и неправдами стараются отречься от молдаван, аннулировать их существование, низвести до уровня «несуществующего народа», но, в то же время не в состоянии отрицать общность культуры и нуждаются в территориях Молдовы.

Стоило бы разобраться с тем, что стоит у истоков, Румыния или всё-таки Молдавия , чья культура древнее, и от чьей культуры пошло развитие всего народного искусства Румынии и Молдавии . Это легко проследить, если сделать небольшой анализ внутреннего содержания культуры двух народов. Всё искусство Молдавии и Румынии имеет общие корни. Отличаются они, прежде всего регионализмами. Молдавское народное искусство в целом по стилистике, колористике и настрою является, как сказал бы Альберт Швейцер «жизнеутверждающим». Оно несёт в себе радость жизни, цвета, даже при использовании чёрных оттенков, в целом создают гармоничный, радостный настрой. Народное искусство Румынии , практически любых районов, за исключением некоторых зон в Карпатах, и румынской зоне Молдовы, имеют трагические оттенки в колористике, тона, чаще всего тусклые и мрачные. Что несложно заметить даже в представленной книге. Опять же, если вернуться к Альберту Швейцеру, это искусство надо было бы назвать «жизнеотрицающим».

Теперь, если попытаться дать сравнительную характеристику искусству двух народов,- то есть Молдавии и Румынии , легко сделать выводы о том, кто от кого происходит. Жизнеотрицающее искусство это всегда упадочное явление, это явление всегда следует за другим, за тем, которое жизнь утвердило. Можно было бы сказать, что такое искусство деструктивно, но это будет правомерным только если сравнивать его с народным искусством Молдавии , которое, в свою очередь всегда было и остаётся направленным на рост, на Жизнь, на радость и веселье.

Эти явления можно наблюдать по всех жанрах искусства,- как в народном, так и в профессиональном искусстве, а также в мусических искусствах, таких как музыка и танец, и даже в театральном искусстве. Во всём мире известен такой стиль как «румынский театр». Сравнить его можно только с представлениями варварским народов,- в румынском театре представления построены на криках, грубости, топорности. В нём нет нюансов, вся игра актёров состоит и крайностей. Рассказываю это не ради критики, и не даю оценок данному явлению, просто констатирую факты.

Раз уж мы перешли к мусическим искусствам , надо сказать несколько слов о народной музыке и танцах и сравнить между собой молдавскую народную музыку с румынской . Эти моменты хорошо было бы рассмотреть на примерах, и мы несколько примеров уже показали ранее. Но в целом, надо сказать, что особенно в народной музыке и танцах прослеживается разность культур. Румыния в этих видах искусства проявляет себя как монотонная, спокойная, можно сказать стариковская, увядающая культура. Молдавская наоборот, это бойкая, боевая музыка, опять же, жизнерадостная. И тут можно было бы сказать, что румынская более древняя, потому и более монотонная, однако не вяжется это с реальностью. Многие критики пытались дать объяснение этому феномену (существование которого никто не оспаривает), но никто не смог толком объяснить его. Объяснение же простое. То, что увядает, стоит в застое не может быть живым, не может иметь древние корни. Там может быть корней вообще нету. Ибо корни, это прямой ключ к развитию, к творческому процветанию. Отсутствие корней, приводит к увяданию и засыханию.

Тем не менее, надо сказать несколько слов о том, что Россия и вообще русскоязычное население не способно получить полной картины состояния вещей относительно искусства (особенно народного) Румынии, и, тем более Молдавии, в силу железного занавеса, поставленного в области культуры между русским и румынско-молдавским народом . Этот занавес существовал и в советское время. Например в советской Молдавии невозможно было купить румынские книги (справедливости ради, надо сказать, что их невозможно купить в Молдавии и сейчас). В России, в Москве существовал магазин «Дружба» (если мне память не изменяет), в котором кое-что можно было найти. Но, хочу сказать, что по сравнению с тем, что издавалось и издаётся в самой Румынии в плане изучения народного искусства, этнографии и фольклора, то, что видит русскоязычная аудитория, это ровным счётом ничего. В Румынии изданы десятки тысяч изданий по фольклору и народному искусству . Даже в самой Румынии они являются библиографической редкостью, а до России и вовсе не доходят. Румыны создали, хоть и в жуткой по качеству полиграфии, ещё во времена Чаушеску, огромную библиотеку книг по народному искусству . Практически каждое село Румынии имеет свой, пусть и небольшой, но альбом, в котором отражены (хоть и кратко), все моменты связанные с культурой данного села,- это и архитектура, и орнаментика, костюмы и декоративно-прикладное искусство. Существуют огромные фонотеки образцов музыкального творчества румынского народа.

Нельзя сказать, что в Молдавии подобных коллекций не существуют. Существуют. Но они тщательно спрятаны (если не уничтожены), в секретных архивах Молдавской Академии наук и не только. Это то, что я достоверно знаю, видел своими глазами полки, загруженные до верха 10-метровой высоты потолка, фольклорными материалами, собранными студентами, учёными и просто энтузиастами. Само собой, что доступ к этим фондам закрыт. Он был закрыт в советское время, сейчас и подавну (повторяю, если не уничтожен), недоступен для изучения. Никаких книг в Молдавии не публикуется . Почему такое происходит? Кому-то, видимо, выгодно держать народ и всю прогрессивную общественность в неведении, создавать молдаванам имидж отсталого народа . Но, даже простой, поверхностный сравнительный анализ искусства Молдавии и Румынии , который мы сделали, показывает, что превосходство всё-таки на стороне Молдовы, а не Румынии. Не исключено, что однажды кто-то доберётся до запрещённых архивов и вынесет на поверхность спрятанные архивы.

Что надо сказать, ради справедливости, так это то, что Румыния сильно преуспела в области эстрадной музыки. Особенно в годы правления Чаушеску . Перегнать и обогнать Молдавию по качеству они не смогли, а вот по количеству музыки точно обогнали. На эстраде Румынии звучали песни на любую тему. Разнообразие эстрадной музыки было просто ошеломляющим, и качество, надо сказать, для эстрады тех времён тоже было на высоком уровне. Переплюнуть румын на эстраде могли только итальянцы, да и то не всегда. Но, мы отвлеклись от основной темы нашей статьи,- от книги.

Как говорит нам аннотация к книге ««, в ней рассматриваются такие разделы как: Жилые дома и церкви, уделено внимание мебели и домашней утвари; не обойдён вниманием и национальный костюм, а также украшения, показаны вышивки и ткани; рассмотрена керамика; и ещё одно уникальное явление, такое как живопись на стекле, гравюра на дереве, а также писанки.

Фефилова Е.Ф. Кишинев Постеукэ Г.Г. Село Буковка, Блузы женские. 1977-1978


Природа Молдавии, нашей южной республики, отличается большим своеобразием. На юге тянутся степи, в центральных районах - массивы светлых лиственных лесов, на севере - лесостепь. Везде бескрайние поля, сады, виноградники, масса красивейших цветов.

Дом сельского жителя Молдавии снаружи и внутри красиво оформлен. Глубокой внутренней связью объединен он с окружающей прекрасной природой. И природа, и жилище - единый мир обитания человека.
Особенно красивы дома центральной, лесной полосы Молдавии, по берегам реки Реута, в селах Бранешты, Фурчаны. Прежде были более распространены дома с соломенными крышами. Перед домом находится забор с массивными резными воротами, которые имеют навершие, украшенное многоплановой геометрической резьбой и прорезным ажурным ребнем.
Резьба была разнообразной - плоской и прорезной, ажурной.
Дома в центральных районах Молдавии, кроме резьбы, имели многоцветную роспись. В последнее время в стенной росписи стали использоваться не только традиционные мотивы букетов цветов в вазонах, но и сюжеты, почерпнутые из печатных изданий, телевизионных передач, из увиденных профессиональных художественных произведений. Такая стенная декоративная роспись в творчестве мастера по своей художественной стилистике сближается со станковым примитивом.
С резьбой и красочной росписью, увенчанный декоративным кованым дымником, дом смотрится торжественно и празднично.
Дома северных районов также украшались резьбой по дереву, но несколько беднее. Отличительной особенностью их был сооруженный на гребне крыши «плюмаж» из резного дерева, а фронтон украшался крупной розеткой - солнышком, как и у белорусских домов.

Попеску A.M. Село Клишево, Оргеевский район Коврик (ницурка) «Румбэ» 1978

Большое своеобразие дому придают детали из резного камня. Колодцы любовно оформлены пышными, как балдахины, навершиями. В искусстве украшения колодцев сказалось почтительное отношение крестьянина к воде.
Часто навершия делались из прорезной жести и были ажурными, легкими, подобными драгоценным коронам.
Художественная обработка лозы и дерева. Из лозы и дерева изготовляют предметы декоративной мебели, прялки, ложки с резными ручками, бытовую утварь и посуду. Привлекают внимание деревянные сундуки с резьбой и красочной росписью. На них обычно рисуют масляными красками два вазона с пышными яркими букетами цветов, которые на лицевой стороне обрамляют замковое отверстие. Крышка расписывается красными розами. Сложным» архитектурными сооружениями были кровати на резных ножках-колоннах, с филенками спинок, также покрытыми росписью. Роспись была цветочная, декоративная, крупная, несколько размашистого кистевого мазка. Для различных нужд делались традиционной национальной формы деревянные фляги - «плоски», больших и малых размеров. С лицевой и обратной стороны их покрывали геометрической неглубокой резьбой.
Наибольшего расцвета достигла резьба по дереву в бытовых изделиях в 1940-1950-х годах. В это время в Молдавии работали блестящие мастера В. Новик и И. Цеханович. В их работах превалировала пластичная форма, а резьба занимала подчиненное положение.
Мастер часто оставлял некоторую часть поверхности не заполненной резьбой, гладкой.
К большому сожалению, от изготовления практичной деревянной посуды в конце 1950 х - 1960-е годы мастера перешли к производству всяческого рода незначительных поделок. Только мастер М. Чебан в 1970-е годы был верен традиции создания крупных предметов из дерева со строгой резьбой геометрического и растительного характера.
Из дерева изготовляли посуду и домашнюю утварь главным образом в тех местностях, где было больше лесов а вот керамикой занимались повсеместно.

Мазур А.С. Село Кобольчин Село Сосуд с узким горлом (бурлуй) 1978

Керамика - один из древнейших художественных промыслов Молдавии. Уже пять тысяч лет назад в Прутско-Днестровском междуречье большого расцвета достигла Трипольская культура. Найденные в археологических раскопках керамические сосуды и сегодня удивляют высоким качеством обожженного черепка, практичными, удобными в пользовании формами, красивым крупным завитком узора. Известные с тех времен формы мисок, горшков, ваз на всем протяжении дальнейшего развития молдавской керамики просуществовали почти без изменений. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э расцвела так называемая фракийская культура, давшая основу для развития современной керамики.
В VI-VIII веках уже нашего времени земли современной Молдавии были заселены славянами. Уже с X века у них гончарный промысел стал таким же основным видом деятельности, как земледелие для землепашца и животноводство для скотовода. Мастера усложняют технологию изготовления изделий, появляется большее разнообразие форм и декора. От тех времен дошли предметы, в черепках которых золотистым блеском светится добавляемая в глиняную Массу слюда. Новые виды керамики - серая и красная - с богатыми узорами ангобом и штампом распространяются в
X-XIV веках с появлением на территории Молдавии балкано-дунайской культуры.
Современная молдавская керамика в своей основе имеет древние традиции фракийской, дако-романской, славянской и возникшей в конце бытования балкано-дунайской культур, собственно молдавскую художественную традицию. И по сей день промысел существует в типах красной, серой и черной керамики. В Чинишеуцах, как и в Кобольчине, на месте древних славянских поселений, предпочитают делать черную керамику. Формы сосудов черной керамики обладают особой монументальностью, которая подчеркивается их суровым темным цветом, отливающим как бы серебром от употребляемого лощения поверхности. Подобные сосуды бывают больших размеров, они предназначены для переноски и хранения воды. Их поверхность украшается штампованным орнаментом, а иногда по обожженной бархатистой черной поверхности сосуд покрывается простым лощеным линейным орнаментом, который ложится по форме, оттеняя ее округлость и мягкие изгибы.
Жители Юрчен и Цыганешт предпочитают красную и белую керамику. Дако-романская традиция и сегодня прослеживается в сосудах из красной и белой глины, в изделиях, имеющих широкое устье, поливу и развитую декоративную роспись. Для этой керамики характерны зеленые, желтые и коричневые глазури. Под глазурной росписью нередко употребляется коричневый и красноватый ангоб.
Собственно молдавская художественная традиция наблюдается в керамике, имеющей характерную роспись мелкого рисунка, выполненного ангобами.

Болду М.Д. Село Табаны, Бричанский район Навершие на колодец 1978

Творчество выдающегося молдавского мастера С. Чоколова во многом способствовало появлению новых черт в молдавском промысле. С. Чоколов разрабатывает линию лепной керамики, нередко отказываясь от гончарного круга, создает свои произведения в свободной пластике, используя выразительность самой эластичной глины и нецветистой гаммы красок поливы. Декоративность и насыщенность художественными идеями работ С. Чоколова удивительны. Можно сказать, что он пошел дальше традиционных форм керамики Молдавии, усилив в своих произведениях черты народной сказки. Творчество профессионального художника С. Чоколова неотделимо от основ народного молдавского промысла по сути своей и богатейшему использованию народных традиций. Наследие народного гончарного промысла лежит в основе творческой работы и другого мастера молдавской керамики, выдающегося профессионала Э. Греку, статус которого как профессионального художника не мешает ему творить в русле лучших традиций народного национального гончарного промысла. Выполненные им в последние годы кувшин для воды - «бурлуй», ваза в традициях черной задымленной славянской керамики свидетельствуют о том, что художник исключительно интересно и бережно развивает один из пластов богатейших традиций народного искусства: в традиционной технологии изготовления, тонком понимании специфики пластического решения, применении старинного декора лощеного орнамента по черной матовой поверхности.
Молдавская керамика в творчестве народных мастеров развивается в богатом разнообразии форм и декоративного оформления. Наибольшее распространение сегодня получили те произведения, в которых веселый узор из темно-зеленых пятен, белых черточек и точек выполняется в свободной живописной кистевой манере и красиво ложится по желто-золотистому полю поверхности глиняного сосуда.
Лепная керамика, черная задымленная, красная и белая с поливой и рисунком ангобами - получила широкое развитие в современном декоративно-прикладном искусстве.
Костюм. Различные виды народного искусства соединялись в ансамбле молдавского костюма. Ткачество, вышивка, украшения головного убора и обуви, различного рода бусы, ожерелья делали костюм произведением национального искусства.
В Молдавии значительными были различия между городским и сельским костюмом. Сельский отличается большой стабильностью на протяжении веков. Городской костюм, особенно высших классов, господарский, постоянно испытывал на себе изменчивое влияние моды, причем эта мода в большой степени зависела от политических ситуаций. В XVI веке молдавский Костюм высших классов послушно следовал польскому, с XVII по XIX век городская одежда Молдавии была под сильным влиянием турецкой традиции. До XIX века в молдавской городской одежде бытовали турецкий кафтан, а также женский камзол и шерстяные накидки- плащи турецкого происхождения. Но основная масса сельского населения осталась верна народной культуре.
Традиционный тип рубахи - «кэмешэ молдовеняскэ» отличается многочисленными сборками, образующимися при стягивании ворота шнурком. Такие рубахи мы видим и на фракийских женщинах рельефов колонны Траяна в Риме.
Вышивка молдавских женских рубах, как правило, бывает одного или двух цветов. Даже когда вышивка красочна, празднична, обильна, она все равно монохромна, но обогащена мережками и прошвами.
Красивы рубахи женщин Бричанского района. Они носят несколько укороченные рукава, которые ниспадают пышными фестонами. Рукава украшены кружевом, а чуть выше полосы кружева располагается вышивка. На плечевых вставках рубахи более мелкая вышивка и всего в один цвет - зеленые листочки, а на груди - центр всей композиции вышивки и цветовой и ритмический - крупные красные розы и зеленые ветки с Листьями. Такой продуманной и в цвете и в ритмике предстает перед нами молдавская вышивка.
Со второй половины XIX века усложняется вышивка женских рубах - «алтицэ-рыурь». Плечевая вышивка- алтицэ спускается низко на рукав и строится в более усложненной композиции. Сохраняя строгость цветовых отношений, всего в две краски, такая вышивка богатством декора, своим обилием и яркостью смотрится исключительно нарядно.
Молдавский женский костюм представляет собой декоративный ансамбль тесно взаимосвязанных между собой компонентов, свидетельствующих о высоком вкусе народных мастериц. Более крупный рисунок был на тканых юбках, мельче - филигранный узор рубах, чуть тронут вышивкой головной убор - нэфрамэ. Иногда вертикальные полосы вышивок делались на спине, это придавало большую стройность фигуре.
Древнейшие в молдавской вышивке - геометрические орнаменты. И тогда как к концу XIX века на севере Молдавии начинают распространяться растительные узоры, на юге, в Чимишлийском, Кагульском, Вулканештском районах, до сего дня продолжают господствовать геометрические.
Молдавский костюм красиво дополняют тканые узорные плечевые котомки, которые были более декоративными, веселых пестрых расцветок, чем сам костюм.
Ковроделие .
С внедрением в ковроделие химических красителей контраст цвета поля и узора становится основным характерным свойством молдавского ковра. К началу XX века широкое распространение получает ковер «рэзбой», в центре композиции которого находятся невообразимо яркие, объемные благодаря приему изображения светотени почти натуралистические розы. Иногда они соединены в букеты. На темном фоне ковра крупные розы горят как пламя. На кайме в дополнение к красочному центру изображается яркая гирлянда роз.
Предприятия ручного ковроделия Молдавии сосредоточены главным образом в Страшенском и Ниспорен- ском районах. Тут предпочитают классический молдавский ковер гармоничной сдержанной гаммы. Предприятия много выпускают маленьких ковриков - «ницурка», всего в два цвета, строгих геометрических орнаментов.
Произведения художественных промыслов Молдавии в красивом ансамбле сосуществуют в парадной комнате жилища молдаванина - «каса маре». Обычно это нежилая, неотапливаемая комната для приема гостей, в которой находились самые красивые вещи: расписные деревянные сундуки с приданым для дочерей, на сундуках - стопки пестрых одеял и красочных ковров, на лавки положены тканые шерстяные дорожки - «лэичер», стены украшены паласами, в резных шкафчиках и на полках - гончарная посуда, которая вносит свою праздничную ноту яркой, веселой, зелено-золотистой росписью. На стенах висят вышитые рушники. Стены и печку - «куптор» женщины расписывали цветочными композициями.
«Каса маре» в доме молдавского жителя и сегодня подлинный домашний музей, который говорит о талантах и большом вкусе живущего в доме человека.

Антонова H.B. Кишинев Ковер (рэзбой) «Моя Молдова» 1978 Бойко Л.З. Кишинев Ковер (рэзбой) «Стелла» 1978

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.