В основе произведения А. К. Толстого "Василий Шибанов" лежат реальные исторические события, имевшие место в XVI веке. опасаясь преследования со стороны неприятелей Ивана Грозного, бежит в Литву, где просит защиты и покровительства у правителя Сигизмунда-Августа. Оттуда он пишет гневное послание царю, полное обвинений. В статье вы найдете балладу "Василий Шибанов" (краткое содержание).

Пролог

Начинается произведение с описания побега князя Курбского. Верный слуга, Василий Шибанов, повсюду следует за ним. У князя погибает конь, не выдержав длительного и напряженного пути, и стремянной отдает хозяину свою лошадь, сам же остается ни с чем, преследуемый войском Удалось ли ему спастись, узнаете, прочитав краткое содержание. Василия Шибанова вы еще не раз встретите на страницах произведения.

Завязка

Успешно добравшись до Литвы, Курбский пишет письмо царю, в котором обвиняет его в бесполезных смертях подданных. Всю ночь он с ненавистью выводит каждое слово и даже не вспоминает о своем верном вассале, который, рискуя жизнью, спас его. Однако через некоторое время Василий появляется, измотанный, но живой. Каким-то чудом ему удается уйти от погони и добраться до Литвы. С самого порога стремянной предлагает князю свою помощь. Курбский, подумав, решает, что лучшего гонца ему не найти и посылает Василия отвезти письмо царю. В качестве вознаграждения князь обещает стремянному много серебра, но тот говорит, что ничего подобного ему не нужно. Он берет письмо и отправляется в путь. Эпизод встречи с царем (краткое содержание) Василия Шибанова покажет человеком большой выдержки, с преданным сердцем.

Кульминация

По приезде в Россию стремянной сразу отдает письмо Грозному. В своем послании Курбский пишет о жестокости и несправедливости царя, что настанет день - и ему воздастся за совершенные грехи. Именно так описывает слова Курбского (их краткое содержание) Толстой А. Н. Василий Шибанов стоит и ждет дальнейшей реакции Грозного, на его лице нет ни единого признака страха. А тот, услышав, кто именно написал это послание, от негодования протыкает палкой стременному ногу насквозь. Чем дальше Грозный читает письмо, тем серьезнее и темнее становится его взгляд. Из ноги Шибанова течет кровь, но он молчит и не показывает никаких эмоций. Закончив чтение послания, Грозный удивленно говорит, что стременной не только преданный слуга князя, но и верный друг. Царь говорит, что Курбский не ценит жизнь Василия, ведь именно он отправил его на мучительную смерть. Все подробности этого важного эпизода невозможно раскрыть только через краткое содержание. Василия Шибанова ожидает множество испытаний в дальнейшем, которые он с достоинством выдержит.

Развязка

Грозный приказывает отвести Шибанова в темницу и пытать до тех пор, пока он не выдаст всех сообщников Курбского. Пытки длятся и днем, и ночью, однако в ответ на все вопросы Василий лишь восхваляет своего хозяина. Стойкость и смелость не позволяют герою сдаться и предать князя. Опричники с удивлением сообщают царю, что пленный не выдает ни одного имени, несмотря на то, что силы его на исходе.

Последние два абзаца написаны от имени самого Шибанова. Он просит у бога прощения для Курбского. Даже пытки, мучения и смерть не могут пошатнуть его верность господину. На пороге смерти Василий не думает о том, что может облегчить свои страдания и остаться в живых, для этого ему нужно лишь рассказать Грозному, кто способствовал побегу Курбского. Шибанов предпочитает оставаться верным князю.

Анализ. Баллада "Василий Шибанов" (краткое содержание)

Хотелось бы особо отметить завуалированную оценку каждого героя автором. Отношение к Курбскому понятно с первых строк. Он Курбский продает свою страну иноверцам. Князь не замечает и не ценит преданности Василия, посылает его на верную гибель ради самоутверждения и удовлетворения собственных амбиций.

Образ главного героя

Отношение к Василию двойственное. С одной стороны, автор восторгается его верностью, самоотверженностью и готовностью помочь своему хозяину. Шибанов - человек очень смелый, так как не побоялся остаться один и без коня, преследуемый войском Грозного. Ему не свойственны подлость и предательство. Василий исполняет свой долг, несмотря ни на что. С другой стороны, непонимание главным героем потребительского отношения к себе возмущает писателя. Он жертвует собственной жизнью ради человека, который не ценит его. В стременном прослеживаются черты настоящего раба своего господина. На этом заканчивается анализ образа (краткое содержание) Василия Шибанова.

Царь всея Руси

Образ Ивана Грозного в балладе тоже достаточно спорный. С одной стороны, автор рисует его жестоким и кровожадным правителем, которому не писаны никакие законы. В годы своего царствования он казнил большое количество людей, в том числе и совершенно невиновных. С другой же стороны, именно Иван Грозный, а не Курбский замечает, какой и соратник Василий Шибанов. Краткое содержание более подробной характеристики вы найдете ниже.

Иван Грозный - значимая фигура истории нашего государства. Он стал и расширил границы страны, во время его правления Урал и Сибирь были присоединены к Руси. Также Грозный отличался высокой образованностью, он вел переписку со многими людьми, в том числе и с князем Курбским. Во время его царствования было проведено множество реформ. Судя по сохранившимся отзывам современников, для одних Грозный был жестоким и вспыльчивым человеком, а для других - справедливым и мудрым правителем.

Заключение

Мысли, которые хотел донести до читателя автор, подробно описывает статья (краткое содержание "Василий Шибанов"). Толстой своей балладой хотел рассказать о настоящей любви к своей стране и преданности, которая, тем не менее, не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании. Отстаивание гражданской позиции, высоко поднятая голова и чувство собственного достоинства - вот качества, которые должны быть присущи каждому представителю великого русского народа. Именно на таких людях держатся настоящие и крепкие державы.

~ Василий Шибанов Василий Шибанов

Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь, конь измученный пал —
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану!»

И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода;
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает,
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом!»

Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо!»

И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит;
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда залилася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.

Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли...
Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки!»

Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.

Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль — и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали,
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной!
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
— «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:

„О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!


Но в сердце любовь и прощенье —
Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь —
И твердо жду смерти желанной!”»
Так умер Шибанов, стремянный.

Год создания: 1840-е
Опубликовано в издании:
А.К.Толстой. Полное собрание стихотворений в 2-х т.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1984.


На уроке вы сможете познакомиться с биографией А. К. Толстого, узнать о его увлечении историей. Сравнительный анализ баллад А. Толстого «Василий Шибаев» и «Князь Михайло Репнин» поможет определить их основную идею и проблематику, а также понять авторскую концепцию в изображении эпохи Ивана Грозного. Особое внимание в уроке уделено художественным особенностям баллад.

До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, - и есть
свидетельства, что они были одобрены.

Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией ()

Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.

Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.

Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).

В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).

Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов ()

Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.

Как в тереме живет православный Царь:

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен, батюшка, и милостив,

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ,

Как и стал православный Царь грозней прежняго.

Он за правду за неправду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты : рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена.

Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня - опричнина. Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

Смирная одежда - траурная.

Окольные - приближенные.

Аз, иже - я, который.

Лиях - лил.

Заплечный мастер - палач.

Фольклорная композиция:

Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!"

Устаревшая лексика:

Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу.

Тиуны - верные слуги.

Машкара, личина - маска.

Рек - сказал.

Фольклорная композиция: зачин, основная часть, концовка.

Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен».

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.

Образ царя в балладах противоречив. В балладе «Василий Шибанов» царь высоко оценил преданность и отвагу слуги, но приговор его жесток:

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

Ступай же с Малютой в застенок!"

В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:

И смех их раздается, и пир опять кипит,

Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

"Убил, убил напрасно я верного слугу,

Вкушать веселье ныне я боле не могу!"

Сложный, противоречивый образ царя Ивана Грозного красной нитью пройдет через все творчество А.К. Толстого. В 1863 г. автор напишет исторический роман об этой эпохе «Князь Серебряный». Затем появится историческая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная тема всех трех произведений - трагедия власти.

У самого А. Толстого с властью были особые отношения. Мы уже отмечали дружбу писателя с будущим императором и его стремительный карьерный рост. Однако это не только не радовало писателя, а с годами стало тяготить. Он подает в отставку и с 1861 получает долгожданную свободу. Именно теперь он переживает творческий подъем, много пишет, публикуется:

Средь мира лжи, средь мира мне чужого,

Не навсегда моя остыла кровь;

Пришла пора, и вы воскресли снова,

Мой прежний гнев и прежняя любовь!

Рассеялся туман и, слава богу,

Я выхожу на старую дорогу!

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. ).
  6. Всемирная история в лицах. Иван Грозный ().
  1. Сравните образ Ивана Грозного, созданный А. Толстым с образом из произведения Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
  2. Каково отношение автора к героям баллад?
  3. Каково значение исторических баллад А. К. Толстого?

Баллада Толстого - это история «незаметного» героя, с которой вкратце можно ознакомиться, прочитав краткое содержание стихотворения «Василий Шибанов» для читательского дневника.

Сюжет

Князь Курбский бросается в бега, чтобы избежать наказания государя, которого предал. С ним едет конюх Василий. Лошадь князя падает замертво, не выдержав скачки. Слуга отдаёт господину своего коня.

Князь благополучно добирается до литовцев. Тут ему рады, он в безопасности, но Курбскому этого недостаточно. Он выплёскивает всю свою злость в письмо для царя. Но кто захочет доставить такое послание?

В стал доходит изнурённый Василий, он один соглашается ехать к царю, причём даже не берёт вознаграждение. И вот гонец в палатах Иоанна. Письмо читают дьяки, царь свирепеет и втыкает в ногу Василию конец своей железной трости. Затем Шибанова бросают в темницу и подвергают жестоким пыткам, чтобы выяснить имена сообщников его господина - князя Курбского. Василий, несмотря на адские муки, продолжает славить князя, остаётся ему верен. Умирая, он обращается к Богу, моля не за себя - за Курбского.

Вывод (моё мнение)

Преданность и любовь, не должны заключаться в безропотном повиновении и готовности к самопожертвованию.

Князь Курбский от царского гнева бежал, С ним Васька Шибанов, стремянный. Дороден был князь, конь измученный пал — Как быть среди ночи туманной? Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдает воеводе коня: «Скачи, князь, до вражьего стану, Авось я пешой не отстану!» И князь доскакал. Под литовским шатром Опальный сидит воевода; Стоят в изумленье литовцы кругом, Без шапок толпятся у входа, Всяк русскому витязю честь воздает, Недаром дивится литовский народ, И ходят их головы кругом: «Князь Курбский нам сделался другом!» Но князя не радует новая честь, Исполнен он желчи и злобы; Готовится Курбский царю перечесть Души оскорбленной зазнобы: «Что долго в себе я таю и ношу, То всё я пространно к царю напишу, Скажу напрямик, без изгиба, За все его ласки спасибо!» И пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит; Прочтет, улыбнется, и снова прочтет, И снова без отдыха пишет, И злыми словами язвит он царя, И вот уж, когда залилася заря, Поспело ему на отраду Послание, полное яду. Но кто ж дерзновенные князя слова Отвезть Иоанну возьмется? Кому не люба на плечах голова, Чье сердце в груди не сожмется? Невольно сомненья на князя нашли... Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли: «Князь, служба моя не нужна ли? Вишь, наши меня не догнали!» И в радости князь посылает раба, Торопит его в нетерпенье: «Ты телом здоров, и душа не слаба, А вот и рубли в награжденье!» Шибанов в ответ господину: «Добро! Тебе здесь нужнее твое серебро, А я передам и за муки Письмо твое в царские руки!» Звон медный несется, гудит над Москвой; Царь в смирной одежде трезвонит; Зовет ли обратно он прежний покой Иль совесть навеки хоронит? Но часто и мерно он в колокол бьет, И звону внимает московский народ И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни. В ответ властелину гудят терема, Звонит с ним и Вяземский лютый, Звонит всей опрични кромешная тьма, И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордяся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой, Любимец звонит Иоаннов, Отверженный Богом Басманов. Царь кончил; на жезл опираясь, идет, И с ним всех окольных собранье. Вдруг едет гонец, раздвигает народ, Над шапкою держит посланье. И спрянул с коня он поспешно долой, К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!» И очи царя загорелися вдруг: «Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!» И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает, Налег на костыль — и внимает: «Царю, прославляему древле от всех, Но тонущу в сквернах обильных! Ответствуй, безумный, каких ради грех Побил еси добрых и сильных? Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны, Без счета твердыни врагов сражены? Не их ли ты мужеством славен? И кто им бысть верностью равен? Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Приидет возмездия час, Писанием нам предреченный, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьею предстану!» Так Курбский писал Иоанну. Шибанов молчал. Из пронзенной ноги Кровь алым струилася током, И царь на спокойное око слуги Взирал испытующим оком. Стоял неподвижно опричников ряд; Был мрачен владыки загадочный взгляд, Как будто исполнен печали, И все в ожиданье молчали. И молвил так царь: «Да, боярин твой прав, И нет уж мне жизни отрадной! Кровь добрых и сильных ногами поправ, Я пес недостойный и смрадный! Гонец, ты не раб, но товарищ и друг, И много, знать, верных у Курбского слуг, Что выдал тебя за бесценок! Ступай же с Малютой в застенок!» Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену. «Товарищей Курбского ты уличи, Открой их собачью измену!» И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» — «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!» День меркнет, приходит ночная пора, Скрыпят у застенка ворота, Заплечные входят опять мастера, Опять зачалася работа. «Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?» — «Царь, близок ему уж приходит конец, Но слово его все едино, Он славит свого господина: „О князь, ты, который предать меня мог За сладостный миг укоризны, О князь, я молю, да простит тебе бог Измену твою пред отчизной! Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Язык мой немеет, и взор мой угас, Но в сердце любовь и прощенье — Помилуй мои прегрешенья! Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Прости моего господина! Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово мое все едино: За грозного, боже, царя я молюсь, За нашу святую, великую Русь — И твердо жду смерти желанной!”» Так умер Шибанов, стремянный.