ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”
Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах “Евгений Онегин”.
Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала “мадам”; потом “monsieur ее сменил”. Француз, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”.
Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.
После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами:
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен: ничего
Не вышло из пера его.
Это произошло потому, что с раннего детства учителя-французы не привили ему любовь к труду, к народу. Он с утра до вечера занимался балами, ресторанами, прогулками по Невскому.
Нет: рано чувства в нем остыли:
Ему наскучил света шум,
и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Приехав туда,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.
Этим самым он резко отделил себя от соседей-помещиков. Они сочли его “опасным чудаком”, фармазоном.
Онегину присуще благородство души. В деревне он познакомился с Татьяной Лариной. Она полюбила его и написала ему письмо. Получив его, Онегин пришел к месту встречи и искренне рассказал ей, что он не хочет ограничить себя домашним кругом, что он “не создан для блаженства”. Евгений отверг любовь Татьяны, но он честно поступил с девушкой, не посмеялся над ней, как это сделал бы другой.
В Онегине хочется отметить неумение возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Получив послание от Ленского, Евгений решил отказаться от дуэли, но испугался насмешек и сплетен Зарецкого. После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать “по свету”.
Возвратившись в Петербург, он попадает на бал к своему другу и родственнику. Здесь Евгений узнает, что Татьяна Ларина замужем. В нем вспыхивает горячая любовь к ней. Он пишет послание Татьяне. Ему удается поговорить с ней. Онегин признается в любви. Но в разговоре она сказала:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна уходит, Онегин остается один. На этом Пушкин заканчивает свой роман. О дальнейшей судьбе Онегина он ничего не говорит. Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, “Онегин должен был погибнуть на Кавказе или попасть в число декабристов”.
Онегин - обобщающий образ. Много критиков высказывали свое мнение о романе “Евгений Онегин”, в том числе Белинский, который отмечает в Евгении незаурядность и одаренность ума. Белинский говорил: “Обыденность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, что ему надо, но он очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая.посредственность”.Герцен назвал Онегина “лишним человеком”, так как он не пошел по пути, проторенному отцом, и вместе с тем он не встал на сторону народа. Сам Пушкин писал о нем:
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий охлажденный ум.
Белинский предсказал историческое бессмертие романа: “Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...”

Фамилия Онегин принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.

Родовое имя Онегиных относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от географических названий. Такой тип фамилий образовался от имен, данных предкам по месту их рождения, жительства или национальности. Интересно, что источником ранних «топонимических» прозвищ, как правило, являлись названия рек, на берегах которых проживал один из предков. Это объясняется тем, что в старину, в связи с отсутствием у многих объектов официальных географических названий, ориентиром для указания местоположения поселения часто служило течение реки.

Таким образом, родоначальник фамилии Онегин ых, скорее всего, был выходцем из деревни, расположенной на реке Онега, протекающей на северо-западе России, в Архангельской области. Само название реки имеет финно-угорское происхождение и в переводе на русский язык звучит как «быстрая, шумная, стремительная».

Жители поселений, стоявших на Онеге, издревле занимались добычей отменного онежского жемчуга, а также создавали из него украшения невиданной красы и изящества. Промышляли на Онеге и семгой, верной спутницей «популяции жемчуга». Кроме того, на онежских «поделах» с незапамятных времен строили суда для архангельских, каргопольских и холмогорских купцов. Также постоянными заказчиками онежских корабелов были Соловецкий, Николо-Карельский, Михайло-Архангельский и Пертоминский монастыри.

Вместе с тем, прозвище Онегин могло быть присвоено и одному из жителей города Онега, расположенного в устье вышеназванной реки. Первое упоминание об Онеге как о поселении под названием «Погост на море» относится к 1137 году. Позднее оно было именовано Усть-Онегой, а в 1780 году получило статус города и официальное название Онег.

Кроме того, прозвание Онегин могло закрепиться и за человеком, жившим в деревне Онег, расположенной на левом берегу Волхова к северу от Новгорода у ручья Онегость (также Онега и Онига). В письменных источниках XV века данное поселение впервые упоминается как деревня Антоновского погоста «Над Онегом».

В то же время, существует предположение, что наследственное имя Онегиных входит в число фамилий, образованных от внутрисемейных «мирских» имен. В таком случае, данная фамилия возникла в качестве отчества от «домашнего» имени предка Онега. Так, например, в Писцовых книгах Новгородских пятин фигурирует крестьянин Онига (Онега) Офромеев (1539 год). Вероятно, указанное именование было дано ребенку в честь реки/ручья Онеги либо зрелому человеку за определенные свойства характера.

Фамильное прозвание Онегиных встречается в архивных документах со второй половины XVII века. К примеру, в Дополнениях к Актам историческим значится двинский целовальник Пятко Онегин (1682 год).

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Онегин говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.


Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Ильина Л.Л., Грахов А. К., Реки Севера. Боровой В.Я., Там, где течет Онега. Золин П., Онегесий оногур...

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах «Евгений Онегин».

Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала «мадам»; потом «monsieur ее сменил». Француз, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-француз-ски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку

После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами:

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен: ничего

Не вышло из пера его.

Нет: рано чувства в нем остыли:

Ему наскучил света шум.

и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Приехав туда,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил.

Этим самым он резко отделил себя от соседей-помещиков. Они сочли его «опасным чудаком», фармазоном.

Онегину присуще благородство души. В деревне он познакомился с Татьяной Лариной. Она полюбила его и написала ему письмо. Получив его, Онегин пришел к месту встречи и искренне рассказал ей, что он не хочет ограничить себя домашним кругом, что он «не создан для блаженства». Евгений отверг любовь Татьяны, но он честно поступил с девушкой, не посмеялся над ней, как это сделал бы другой.

В Онегине хочется отметить неумение возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Получив послание от Ленского, Евгений решил отказаться от дуэли, но испугался насмешек и сплетен За-рецкого. После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать «по свету».

Возвратившись в Петербург, он попадает на бал к своему другу и родственнику. Здесь Евгений узнает, что Татьяна Ларина замужем. В нем вспыхивает горячая любовь к ней. Он пишет послание Татьяне. Ему удается поговорить с ней. Онегин признается в любви. Но в разговоре она сказала:

Я вас люблю (к чему

Но я другому

Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, Онегин остается один. На этом Пушкин заканчивает свой роман. О дальнейшей судьбе Онегина он ничего не говорит. Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был погибнуть на Кавказе или попасть в число декабристов».

Онегин - обобщающий образ. Много критиков высказывали свое мнение о романе «Евгений Онегин», в том числе Белинский, который отмечает в Евгении незаурядность и одаренность ума. Белинский говорил: «Обыденность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, что ему надо, но он очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Герцен назвал Онегина «лишним человеком», так как он не пошел по пути, проторенному отцом, и вместе с тем он не встал на сторону народа. Сам Пушкин писал о нем:

Мне нравились его

Мечтам невольная

Неподражаемая странность

И резкий охлажденный ум.

Белинский предсказал историческое бессмертие романа: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...»

Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать», помнил «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - ваг что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже давно «зевал средь модных и старинных зал». Ему скучно и на балах, и в театре: «...Отворотился -и зевнул, и молвил: «Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, «русская хандра им овладела».

«Томясь душевной пустотой», этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но «ничего не вышло из пера его», так как система воспитания не научила его работать («труд упорный ему был тошен»), Онегин «читал, читал, а все без толку».

На этом, правда, наш герой не останавливается. В своем имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, «чтоб только время проводить», Онегин снова погружается в хандру. Это дает В.Г. Белинскому основание написать: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Вместе с тем мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

Делает неоднозначным и сложным.

Это проявляется как в эволюционном развитии персонажа, так и композиционном развитии самого романа «Евгений Онегин».
Именно эту динамичность и надлежит рассматривать для объективного анализа героя.

Образ Евгения Онегина — личность и стиль жизни героя

Онегин – это:
петербургский аристократ (происхождение и воспитание)
эгоист и повеса (отношение к жизни и людям)

Однако такое же воспитание и отношение культивировалось вообще в аристократической среде дворян того времени. Все молодые люди так или иначе «отдавались» на попечение иностранных гувернеров, обретая в их воспитании «необходимые» тогда «светские навыки»:

Иностранные языки

(«Он по-французски совершенно…»)

(«Легко мазурку танцевал»)

(«И кланялся непринужденно…»)

Общая образованность героя была соответствующей представлениям того же времени и круга. Он мог процитировать «кстати» парочку-тройку стихов, латинских фраз, «исторических анекдотов».
Его день проходил в единообразных занятиях и суете – балы, обеды, театры.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь