Гурджиев, Георгий Иванович (1872-1949) - греко-армянский философ-мистик и «учитель танца». Учение Гурджиева посвящено росту сознания человека в повседневной жизни.

Гурджиев рано заинтересовался "сверхъестественными феноменами" и начал свои путешествия по различным странам Азии и Африки, где пытался найти ответы на интересовавшие его вопросы. Среди стран, которые он посетил - Египет, Турция, Тибет (практически недоступный в то время для европейцев), Афганистан, разные местности на Ближнем Востоке и в Туркестане, включая священный город мусульман Мекку. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами созданного им общества "Искатели истины". В своих путешествиях Гурджиев изучал различные духовные традиции, в числе которых суфизм, тибетский буддизм и разные ветви восточного христианства, а также фольклор (в частности, танцы и музыку) тех стран, которые посещал, и собирал отрывки древних знаний (преимущественно египетской и вавилонской цивилизаций), иногда прибегая к археологическим раскопкам.

В начале XX века на основе обучения у учителей различных традиций и своих этнографических и археологических изысканий Гурджиев создает систему концепций и практик, которая впоследствии получила название "гурджиевской Работы" или "Четвертого пути". Источники многих аспектов этой системы достаточно сложно проследить среди различных религиозных и философских концепций, с которыми мог быть знаком Гурджиев. Некоторые из этих аспектов, вероятно, были вкладом самого Гурджиева - например, идея "взаимного поддержания" - взаимообмена энергиями и веществом между всеми сущностями Вселенной, без которого, по Гурджиеву, невозможно их существование.

Эту систему Гурджиев начал передавать своим первым ученикам в Москве и Петербурге в 1912 году. Среди учеников, которых он привлек в этот период - философ-мистик Пётр Демьянович Успенский и талантливый композитор Томас (Фома) де Гартманн. Параллельно с обучением учеников, которых постепенно становится все больше в Москве и Санкт-Петербурге, Гурджиев начинает работу над балетом "Борьба магов" - работа над ним совместно с учениками продолжилась в эмиграции, сохранился сценарий балета, однако ни музыка, ни хореография к балету не были завершены и он ни разу не ставился для публики.

После революции Гурджиеву пришлось вместе со своими учениками выехать из России в эмиграцию.

Гурджиев несколько раз пытался основать свой "Институт гармоничного развития человека" - сначала в Тифлисе (Тбилиси) - 1919, затем в Константинополе - 1920, пока наконец не реализовал свою идею, основав Институт в поместье Приэре (Prieuré des Basses Loges), около Фонтенбло под Парижем в 1922 г. В Приэре организовывались публичные лекции и демонстрации "Священных Движений" - танцев и упражнений, разработанных Гурджиевым, частично на основе народных и храмовых танцев, которые он изучал во время своих путешествий по Азии. Эти вечера были довольно хорошо известны среди французской образованной публики. Кроме того, большое количество учеников Гурджиева оставалось жить и работать в Приерэ, некоторых из этих учеников (в частности, эмигрировавших с ним из России) Гурджиев поддерживал материально. Несколько раз он приезжал с длительными визитами к группам своих учеников в США, также организовывая там публичные лекции и представления "Движений".

В июле 1924 года Гурджиев попадает в автомобильную аварию, в которой чуть не лишается жизни. После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

Во время этого периода Гурджиев начал работу над своими книгами - "Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку", "Встречи с замечательными людьми" и "Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть". Кроме того, совместно с композитором Томасом де Гартманном в этот период было создано около 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на мелодиях народов Азии, а также музыка для "Священных Движений".

Институт в Приерэ был закрыт в 1932 году, после этого Гурджиев жил в Париже, продолжая время от времени посещать США, где после его предыдущих приездов возникли группы его учеников в Нью-Йорке и Чикаго. После закрытия Приерэ Гурджиев продолжал работу с учениками, в частности, организовывая встречи у себя дома. Эта работа не прекращалась даже во время гитлеровской оккупации Парижа.

После окончания Второй мировой войны Гурджиев собрал в Париже учеников групп, образовавшихся на основе его учения, в частности, учеников П.Д. Успенского. Среди последних - философ и математик Джон Г. Беннетт, автор фундаментального труда "Драматическая вселенная", в котором сделана попытка развития концепций Гурджиева на языке европейской философии.

В последний год жизни Гурджиев отдал своим ученикам указания о публикации двух своих книг - "Все и вся" и "Встречи с замечательными людьми" и книги П.Д.Успенского "В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения", которую счел достаточно точным пересказом своего учения, как оно давалось до 1917 года в России.

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн, которой он доверил распространение его учения, попыталась объединить учеников различных групп, что положило начало организации, известной как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation - название в США, фактически - объединение гурджиевских групп в различных городах, в Европе та же организация известна как Gurdjieff Society, "Гурджиевское общество"). Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г. Беннетт и ученики П.Д.Успенского Морис Николл и Родни Коллин.

Среди известных учеников Гурджиева были Памела Трэверс, автор детской книги о Мэри Поппинс, французский поэт Рене Домаль, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд и американский художник Пол Рейнард. Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кейт Джарретт и Роберт Фрипп.

В настоящее время гурджиевские группы (связанные с Фондом Гурджиева, линией Беннетта или независимыми учениками Гурджиева, а также организуемые самостоятельно последователями его учения) действуют во многих городах мира.

Учение Гурджиева сравнивают со многими традиционными учениями, и, прежде всего, с суфизмом.

Метафизика и онтология гурджиевского учения определяются двумя фундаментальными «священными законами», известными как «Закон трех» и «Закон семи».

«Закон трех» ясно указывает на христианский (с метафизической точки зрения) характер этого учения.

Гурджиев говорит о существенной деградации человека за последние несколько тысяч лет, а особенно за последние несколько веков; здесь он полностью совпадает со всеми традиционными учениями.

Однако определенная специфика, и специфика именно христианская, возникает в том пункте гурджиевского учения, где речь идет о «Священных путях» Веры, Надежды и Любви, открытых для человека в предшествующие метаисторические эпохи, но закрытых в нынешнюю, чему есть свои причины.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью- это:

Убежденность в иллюзорности обычной жизни;

Идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;

Признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;

Деление человека на четыре тела;

Учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;

Учение о типах человеческой личности;

Особенности психической работы человека над собой;

Идея "Луча творения";

Возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;

Подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление- это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон- основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.

Демонстрация гурджиевских сакральных танцев

Суфийские танцы, кружения, танцы дервишей

Являют нам удивительные практики, связанные с обретением человеком чувства и ощущения самопонимания и самоконтроля, в том числе, и на физическом уровне. Целый раздел его просветительской деятельности включает в себя понятие движения Гурджиева и его так называемые сакральные танцы.

Танцы Гурджиева

Мы редко осознаем, а если точнее - часто не осознаем вообще, что все «службы» и функции нашего тела очень тесно связаны между собой, зависимы друг от друга и отражают наше и, опять же, друг друга реальное состояние. Так например, стоит нам подумать о чем-то негативном - организм тут же реагирует на это сменой положения нашего тела, меняется настроение, нас начинают наполнять те или иные соответствующие чувства и переживания.

Еще в древние времена знание, связанное с влиянием и взаимосвязью человеческих движений с его эмоционально-психическими состояниями составляло важнейшую часть духовных традиций и элементов народного искусства жителей Азии, Африки и Дальнего Востока. Различные сакральные обряды, выражавшиеся в тех или иных танцевальных движениях, существовали также во многих храмах и монастырях и передавались в качестве элемента важнейших знаний о человеке и Вселенной из поколения в поколение.

Сам Георгий Гурджиев во времена своих скитаний и путешествий неоднократно в течение нескольких лет брал уроки музыки и ритма у азиатских монастырских дервишей в обители Йесавийского ордена: там жили мастера, обучавшие людей посредством движений танца тому, чему обычно люди обучаются посредством книг. Кроме того, он обучался искусству ритуальных танцев и во многих других монастырях и храмах, а также - в эзотерических школах Востока и Тибета.

Таким образом, движения Гурджиева, - как еще называют его танцы, - являются древней и не вполне, с точки зрения современного человека, обычной практикой. Смысл ее - фиксация в личности ее осознанного состояния через объединение ума и чувств с движениями тела.

Обучение определенного рода танцам - это одна из возможностей трансформации личности в сторону ее просветления. Этим Гурджиев занимался с группами учеников в своем Институте гармонического развития человека. Попытки создать такой институт, где люди могли бы двигаться под руководством Учителя к постижению высших сфер человека и мироздания, предпринимались Гурджиевым не однажды. Первая - еще в 1919 году в Тифлисе, потом, через год, - в Константинополе, позже - в Германии. Но все они по тем или иным причинам оказывались неудачными. Наконец, реализовать эту затею ему удалось во Франции.

Недалеко от Парижа в поместье Шато-Приере мэтр купил на средства своих учеников старинный замок «Аббатство». Здесь впоследствии и организовывались показательные выступления его удивительных танцевальных мистерий. Причем, танцы в них не были просто элементами чистого искусства. Это были, прежде всего, тонко организованные системные движения, которые, по сути, призваны были развивать все составляющие человеческой природы - и на практике делали это.

Обучались в институте, в основном, двум видам танцевальных движений: экзерсисам и балетам. Экзерсисы были испытаниями на выносливость. Например, некоторые движения полагалось делать без перерыва часами. И это не могло не влиять на воспитание у танцующих определенной выдержки и стойкости.

Учитель был убежден - и убеждал учеников в том, что для того, чтобы в человеке реально началось какое-то движение в сторону его личностного развития, - его просто необходимо вывести из зоны комфорта. То есть любой созидательный процесс начинается как результат борьбы. И если следовать общеизвестному принципу маятника - этот маятник важно вывести из равновесия.

И поэтому гламурные аристократичные барышни во дворцах института гармонического развития человека стирали белье и забивали в стены гвозди. А тех, кто боялся крови, - отправляли резать скотину - и т.п. В гурджиевской Альма-матер царила жесточайшая спартанская дисциплина. Не все это выдерживали: одна из студенток института, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд, пробыв здесь недолгое время, и вовсе умерла… Тем не менее, - таковы были, по Гурджиеву, технологии управляемого кризиса.

Говоря о теме балета, напомним, что под ним подразумевался обычно особый суфийский космогонический танец, объединявший исполнителей в единую энергетическую волну эмоций и движений. В каждом таком священном танцевальном действе содержался определенный таинственный смысл, который был доступен лишь посвященным.

Балет и сакральные движения, которые преподавал своим последователям Гурджиев, помогали обрести последним высочайший степени контроль над телом, а также развивать их способности концентрировать свое внимание. Все это имело невероятное воздействие на эмоциональное состояние занимавшихся здесь людей. Влияло это также и на развитие их самых разных качеств: от морально-волевых до физических.

Продолжение путешествий и экспедиций

В 1924-м году Гурджиев с гастрольной поездкой своей труппы отправился в США. Публике было представлено феноменальное зрелище танцевального действа-мистерии, когда маг-Учитель демонстрировал зрителям безграничное господство над учениками.

Некоторые даже расценили это действо как некое превращение людей в команду «натренированных зомби или цирковых животных». На самом же деле, представляя зрителям свои балеты, Гурджиев просто хотел продемонстрировать им невероятные возможности, которыми обладает человек в сфере танца, движения, и в целом -в искусстве владения своим телом.

Эти представления, чем-то напоминавшие фокусы Копперфильда или Гудини, призваны были как-то расшевелить зал, заставить обычного обывателя подумать о том, какими, на самом деле, уникальными возможностями он обладает… При этом надо отметить, что в гурджиевской труппе находились вовсе не танцоры-профессионалы: это были всего лишь обычные хорошо образованные люди. Каждый из них еще и владел какой-то своей специальностью, но все они были охвачены жаждой эзотерических знаний и стремлением открыть с вебе что-то новое.

То есть были они, как мы понимаем, вовсе даже не зомби. А вот зомби как раз находились во время их выступления в концертном зале…

Гурджиев: Закон Трех Сил Творчества

Общее количество закономерностей, что управляют практически всеми процессами как в целом в мире, так и в человеке, не слишком велико. И все то, что представляется нам бесконечным разнообразием форм и явлений, создается всего лишь несколькими различными сочетаниями.

Чтобы попытаться осознать суть механики Вселенной, нужно просто разложить эти сложные и разнообразны явления на элементарные законы, их составляющие. Надо понимать, что мы живем в пространстве, которое уже создано и упорядочено. То есть - наш Вселенная уже является неким Творением.

И первым фундаментальным ее законом Гурджиев считал так называемый Закон трех сил Творчества . Все, что происходит вокруг, является результатом сочетания и взаимодействия этих трех сил: силы Активной, Пассивной и Нейтрализующей. И все они есть и в природе, и в каждом из нас. Это силы творчества: ничто в мире не создается без их участия.

Вся наша Вселенная состоит из неуловимых человеческому слуху вибраций. Она буквально наполнена ими. Они существуют во всех материях, населяющих мир, и проявляются в самых разных вибрационных звучаниях: от наитончайших до самых грубых. Из этого проистекает и Второй основной закон мироздания по Гурджиеву: Закон семи октав.

Музыка Гурджиева

Это, можно сказать, отдельная, не менее значимая тема в его взглядах на мир. О том, что Георгий Иванович очень серьезно и внимательно относился к этому одному из едва ли не самых мистических видов искусства, мы уже знаем. И его Закон семи октав - есть естественное продолжение опыта исследователя в этой плоскости. Суть этого закона состоит в том, что все звуки вселенских вибраций упорядочены в виде нисходящего музыкального звукоряда: от верхнего «до» - сужаясь в направлении музыкального звукоряда вниз - и вплоть до самого нижнего звука, находящегося в основе всего. Так, если говорить об этой большой и сложной теме в общих чертах, он определял звучание Абсолюта, недоступного человеческому и даже научному пониманию.

Принцип семи октав соответствует любому развитию как на планетарном уровне, так и на уровне рождения и появления на свет отдельной человеческой души. Поэтому, чтобы можно было осознавать и отслеживать процесс развития как таковой, - важно понимать, что есть причина изменений в направлениях этого движения.

И еще очень важный момент: чтобы такое движение в принципе происходило - необходимо остановить утечки энергии и запастись приятными впечатлениями.

Гурджиев и Успенский

Возвращаясь к теме жизни Гурджиева в разные ее периоды, хочется отметить некоторые хронологические ее последовательности, ибо тогда его размышления о человеке и итоги всех его мистических исканий и встреч обретут в наших глазах некие жизненные привязки к реальным обстоятельствам…


Так, в 1912 году Гурджиев начинает выступать со своими лекциями и докладами в России (Москва, Петербург). Здесь вокруг него собираются единомышленники и последователи: люди, желающие начать работу над собой. Среди них оказывается и , который, с головой окунувшись в гурджиевское учение, увидел в нем поначалу нечто совершенно для себя новое и необычное.

В системе взглядов Гурджиева словно отразился весь сплав его собственных интеллектуальных поисков. Целая лавина неожиданных для Успенского вещей - новых понятий, практических структур и экзотических упражнений захватили исследователя.

Эти танцы были названы Гурджиевскими по имени известного учителя, мистика, философа, ученого, писателя, хореографа, музыканта, путешественника 20-го столетия Г.И. Гурджиева . Он известен как основатель пути внутреннего развития называемого «4-й Путь». Всю жизнь Гурджиев искал ответы на вопросы «Кто Я?», «Откуда Я пришел?», «Куда Я иду?». Путешествуя по всему миру в поисках истины, он обучался в тайных монастырях и братствах, принадлежащих различным мистическим традициям. В 20-х годах прошлого столетия он основал университет гармоничного развития человека, в котором преподавались множество различных дисциплин для развития и трансформации человека.

Одним из потрясающих аспектов учительской работы Гурджиева было то, что сейчас называется Священными танцами или Движениями. Иногда Гурджиев называл себя не иначе, как учителем храмовых танцев и отказывался от какого-либо другого статуса. Конечно, никто не воспринимал это всерьез, но для многих это было самой привлекательной частью обучения.

Безусловно, уникальной заслугой Гурджиева было то, что ему удалось познакомить запад с храмовыми танцами и священными ритмами.

По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи, и специалисты по восточным религиям установили, что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.

Даже еще в начале нашего века священные танцы широко использовались в храмах и монастырях, возможно, что значительная их часть сохранилась и до сегодняшнего дня.

Люди, практикующие священную гимнастику, всегда знали ее смысл. В некоторых монастырях и братствах долгое время сохранялись традиции, тщательно скрывавшиеся от обычных путешественников. Другие танцы можно увидеть без каких- либо особых препятствий. Некоторые из них широко известны, например, движение дервишей Мевлевийа и Руфаийа, на еженедельные церемонии которых допускаются посетители, в том числе и европейцы. Другие же, например танцы дервишей Хельветийа, то есть «уединившихся», показывают только тем, кого признали истинно ищущим, Причем наиболее важные, центрально-азиатские священные танцы не связаны ни с какой либо конкретной религией. Они практикуются уже многие тысячи лет, и монастыри, в которых они сохраняются, обладают также и знаниями из далекого прошлого, передававшимися из поколения в поколение при помощи этих же самых священных танцев и ритуалов.

Упражнения священной гимнастики использовались Гурджиевым в качестве метода развития моральных качеств учеников, а также их воли, терпения, слуха, зрения, осязания, способности концентрировать мышление и т.д.

Произвольность наших движений иллюзорна. Психоанализ и изучение психомоторных функций по системе Гурджиева показывают, что любое наше движение, произвольное или вынужденное, представляет собой бессознательный переход от одной автоматической позы к другой. Из всех возможных поз человек выбирает именно те, которые соответствуют его личности, и как нетрудно заметить, что этот репертуар вынужден быть весьма узким. В итоге все наши позы являются механическими производными.

Мы не осознаем, насколько тесно сопряжены друг с другом три наших функции: двигательная, эмоциональная и мыслительная. Они зависят друг от друга, обуславливают друг друга и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Изменения в работе одной из них всегда сочетаются с изменениями в работе остальных. Положение нашего тела соответствует нашим переживаниям и мыслям. Перемена эмоций неизбежно порождает соответствующее изменение мыслительного процесса и позы. Смена мыслей высвобождает новый поток эмоциональной энергии, в результате чего естественным образом меняется и поза. Чтобы изменить свой образ мышления и общую направленность чувств, мы должны сначала изменить свои позы и движения, но в то же время без изменения мыслительных и эмоциональных стереотипов невозможно освоить новые двигательные позы. Нельзя изменить одно, не изменив другое.

При помощи правильно подобранных движений, совмещаемых в правильной последовательности и с правильным пониманием их цели, можно устранить многие дефекты как физические, так и эмоциональные, вследствие чего ученик приходит в более уравновешенное и естественное состояние.
Кроме того, необходимо развивать внимание. Это достигается при помощи гимнастических упражнений, при выполнении которых необходимо концентрировать внимание на различных частях тела и знать, что именно они делают, не глядя на них и не думая об этом. Более сложные движения вырабатывают определенную степень контроля над состоянием сознания, что представляется очень трудным для обычного нетренированного западного человека.

Гурджиев утверждает, что работая над движениями, человек вырабатывает собственное «Я», то есть «волю».
На определенном этапе он обретает возможность чувствовать совершенно независимо от собственного тела и в то же время быть безраздельным его хозяином. Можно испытывать чувства, причем даже очень утонченные, соответственно различным жестам и последовательностям движений, при этом, не отождествляясь с ними. Все это крайне важно для развития воли.

Конечно, многие видят в этих движениях нечто похожее на представление. Они очень красивы и производят глубокое впечатление на психику зрителей. Однако красота в этом случае вторична, и я думаю, что Гурджиев согласился бы с высказыванием индийского мудреца: «Красота не ведет нас к Богу; красота ведет нас лишь к красоте».

«Оглянитесь на только что прошедший час, как если бы он был для вас последним часом на земле, и вы только что осознали, что умерли. Спросите себя , довольны ли вы последним часом своей жизни?» – спрашивал у своих учеников Георгий Гурджиев. Цитаты и афоризмы, принадлежащие ему, заставляют нас задуматься о том, как мы живем.

А понимает ли человек, зачем вообще живет? Вряд ли можно быть довольным или не довольным по этому поводу, не имея конкретного представления о том, что для него реально означает жить. Неужели суета сует повседневности с ее требованиями борьбы за «место под солнцем» – это и есть жизнь в человеческом смысле? Посмотрите на себя и свое окружение. Многим ли людям хочется, чтобы смысл их существования отличался от смысла существования растений и животных? Существует целый ряд причин, почему это так волнует именно Вас, и никак не волнует кого-либо из Вашего обычного окружения.

Четвертый путь - это эзотерическое учение об эволюции человеческого существа от уровня удовлетворения необычных желаний и интересов «белых ворон человеческой стаи» до уровня формирования в человеке высших тел, способных жить после смерти физического тела.

Случайно или намеренно кем-то сформированное в детстве Гурджиева неуемное желание понять смысл жизни человека вылилось в годы его путешествий по востоку в поисках знания, которое ответило бы на этот вопрос. Путь Гуржиева требовал полной самоотдачи и нечеловеческих усилий.

После многих лет странствий он вернулся в Европу, чтобы донести людям учение, принадлежащее эзотерическим школам. При этом со слов Гурджиева, «Четвёртый путь невозможен без какой-то работы определённого значения, без какого-то начинания, вокруг которого и в связи с которым он только и существует. Когда эта работа окончена, т.е. поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, т.е. исчезает в данном месте, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме».

Что значит Четвертый путь по Гурджиеву?

Георгий Гурджиев считал, что человек не способен эволюционировать до тех пор, пока использует лишь крохи своих возможностей, находясь в обычном состоянии, подобным «сну». Внимание человека постоянно притягивается разными мелочами, и он не может контролировать себя. Поэтому планы постоянно меняются – то он хочет реально жить, а не функционировать в виде животного, то вдруг забывает, или даже если и помнит, то уже ничего не хочет, то вдруг в нем снова просыпаются желания и он готов ставить перед собой цели и т.д.

И поэтому невозможно понять суть учения Гурджиева без глубокого изучения себя и обретения контроля над самим собой.

Для начала движения к этому пониманию он предлагал своим ученикам специальные упражнения, в том числе движения – сакральные танцы Гурджиева, разъяснял идеи эзотерического учения на практических примерах, не позволяя превращать их лишь в материал для размышлений.

«Человек-машина» по Гурджиеву

Согласно учению Георгия Гурджиева, человек является механической «машиной», которая функционирует по принципу стимул-реакция.

То есть, когда человек «спит», он не может управлять ни собой, ни тем более своей жизнью, поскольку жизнью полностью управляют внутренние или внешние случайные механические стимулы. И таким образом, каждое наше действие вызвано не нашей Волей, а механическими, часто случайными реакциями на эти механические стимулы.

Портится погода – и у нас портится настроение, на нас кричат – и мы тут же начинаем кричать в ответ.

Мы не живем, а просто плывем по течению, продолжая механически реагировать на внешние случайно формирующиеся стимулы.

При этом, в обычном состоянии человек неспособен видеть и осознавать механизм формирования этих стимулов и реакций. Поэтому работа по изменению начинается с изучения и наблюдения себя, постепенно формируя способность реального осознания самого себя.

Только полное осознание природы своих механических реакций, стимулов, которые их запускают и беспристрастное наблюдение настоящего момента позволяют человеку видеть полную картину происходящего и делать осознанный выбор своей реакции и в конечном итоге – жить, а не функционировать по принципу стимул-реакция. Это и есть начало методики Гурджиева.

Когда вы проливаете свой утренний кофе, спорите с близкими по пустякам и делаете ошибки на свой работе, вы не осознаете себя – вы спите. Все ваше внимание сосредоточено на одном «предмете» и вы не видите полную картину происходящего.

Когда вы находитесь здесь и сейчас, даже проливая свой утренний кофе, осознавая себя, вы замечаете красоту раннего утра, не опаздываете на важные встречи и знаете, как добиваться ваших целей – вы уже не совсем машина, вы уже не спите.

Гурджиев: техники развития

Все эзотерические, в отличие от религиозных учений, стремятся к той же цели, что и Четвертый путь – эволюционного развития человеческого существа, но они работают по другому принципу.

Георгий Гурджиев аллегорически сравнивал человека с повозкой. Он считал, что человек разделен на части.

Согласно системе Гурджиева, в человеке находятся четыре центра: интеллектуальный, эмоциональный, двигательный и инстинктивный. Они должны выполнять свои функции, но часто они пытаются взять на себя чужие обязанности.

К примеру, мы часто пытаемся оценить произведения искусства только умом, хотя это надо делать и умом и чувствами. Упражнения Гурджиева помогают наладить связь между разными частями человека.

В различных учениях люди работают только с одним центром, осознавая в полной мере лишь его работу, а потом им приходится проделывать ту же работу с другими центрами.

Например, настоящий монах может развить свой эмоциональный центр с помощью искренней веры, обретая единство и волю, властвующие над его эмоциями.

Но его физическое тело и умственные способности могут остаться неразвитыми. И чтобы воспользоваться для своей эволюции тем, чего он достиг, ему придется развивать свое тело и способность мыслить. Отношение к своему телу у монаха при этом меняется диаметрально противоположным образом – с представления он нем как о причине стремления к грехопадению на представление как о дарованном богом божественном сосуде, в котором может расцвести душа.

Четвертый путь - это путь хитреца

Для объяснения идеи центров Гурджиев сравнивал человека с повозкой. Возница - интеллектуальный центр, лошадь - эмоциональный, повозка - инстинктивно-двигательный.

Сейчас они не работают слаженно. Лошадь не понимает, что ей говорит кучер, а за повозкой нет должного ухода. Так и эмоциональный центр не подчиняется уму, потому что не понимает обычного языка. Мы должны наблюдать работу центров, чтобы связать их друг с другом.

Учение Гурджиева

«Начинающий пианист никогда не может научиться иначе, нежели понемногу. Если вы хотите играть без предварительной практики, вы никогда не сможете играть подлинную музыку. Мелодии, которые вы будете играть, окажутся какофонией, заставят людей страдать и ненавидеть вас» - говорил Гурджиев. 4 путь тоже начинается с маленьких упражнений.

Система Гурджиева помогает человеку находиться здесь и сейчас. Сначала вы должны работать с маленькими вещами, и постепенно увеличивать нагрузку.

Начинать следует с простых упражнений: например, не скрещивать ноги во время еды, стараться смотреть в глаза человеку, который говорит с вами, затем уровень сложности увеличивается.

Делая маленькие усилия, и одерживая первые победы, постепенно мы становимся способны отказаться от бесполезных мыслей, бросить дурные привычки, усердно работать в течение дней и недель.

Мы как бы накачиваем мышцы внимания и осознанности, подготавливая свое тело и ум к более сильным упражнениям.

Георгий Гурджиев и эннеаграмма

Г. И. Гурджиев полагал, что все наша жизнь протекает под действием космических законов. Для их объяснения он использовал древний символ, который называется Эннеаграмма Гурджиева. Расшифровка этой фигуры давала его ученикам понимание законов мира.

По данным древней эзотерической литературы и археологических раскопок известно, что Эннеаграмма существовала на Ближнем Востоке как минимум 2500 лет назад.

Этот знак встречается в христианстве, иудаизме и кабале, суфизме, у древнегреческих философов и математиков.

Водороды и октавы в системе Гурджиева

Октава - это линия развития любого процесса во Вселенной: от рождения новой планеты до появления человеческой души. Чтобы процессы протекали намеренно, нужно знать, что в любом деле есть точки, которые изменяют направление движения. Чтобы начатое дело успешно завершилось, нужно делать дополнительные усилия. Теоретические уроки Гурджиева включали эти темы.

Иногда, чтобы удачно завершить октаву, нам нужна особого рода тонкая материя, которую автор системы называл водородом. Это не водород в научном значении слова.

Чтобы тонкие материи образовывались в наших телах, придется прекратить утечки энергии и обеспечить приятные впечатления.

Практика и упражнения Гурджиева

Метод Гурджиева основывается на самовоспоминании. Это значит, что мы должны каждую секунду осознавать свои действия, и, как бы, видеть себя со стороны.

Без беспристрастного наблюдения за собой, когда мы совершаем несознательные поступки, какая-то часть нас перестраивает настоящее так, чтобы оправдать себя и таким образом уводит нас из действительной реальности в воображение.

Поговорите по очереди с двумя обычными людьми после ссоры. Наверняка, каждый из них изложит точку зрения, в которой он будет прав, а другой виноват. Когда мы наблюдаем за собой, нашей машине сложнее провести этот фокус, поэтому мы воспринимаем настоящее адекватнее и объективнее.

Самовоспоминание не получится сразу, поэтому практика Гурджиева начинается с небольших упражнений, которые требуют определенных усилий. Например, когда мы сидим в неудобной позе или делаем новые для нас вещи, это требует большей концентрации и постоянно напоминает о себе.

В системе Гурджиева особое место уделяется разделению внимания на несколько частей. Например, мы можем держать тело в определенной позе и внимательно слушать музыку. Попробуйте, это не так просто как кажется.

Школа Гурджиева

Главным центром для работы по системе при жизни Георгия Гурджиева был Институт Гармонического развития человека, который он основал во Франции.

Кроме этого существовали группы Гурджиева в Америке. Жизнь студентов была подчинена строгому расписанию. Каждого ставили на выполнение тяжелой работы. Когда человек осваивал ее, его перемещали на новую должность.

После смерти мастера последователи Гурджиева организовали группы в разных частях мира, чтобы передать знание. Сейчас существует несколько школ в традиции Четвертого пути. Несмотря на разные акценты в обучении все они преследуют одну и ту же цель - познать себя.

Подойти к осознанности без поддержки других людей почти невозможно. На занятиях студенты делают упражнения и обсуждают идеи, стараясь как можно дольше находиться в настоящем.

Раньше попасть в клуб Гурджиева было непросто: он сразу же заставлял делать огромные усилия, которые многие начинающие студенты не выдерживали.

Сейчас попасть в школу проще, но ее методы таковы, что, если вы не будете работать на должном уровне и делать усилия в работе над собой, вы не сможете продвинуться по 4 пути.

Школа - это не какая-нибудь секта Гурджиева. Участники группы контролируют друг друга, и напоминают исследовательскую группу, а не религиозных людей. У студентов нет конечной истины, только точки зрения, подкрепленные личным опытом, которыми они делятся друг с другом с целью собрать единую картину мира и положения человека в нем.

Группы, связанные с Четвертым путем, существуют почти в любом крупном городе на всех континентах. Среди них есть, те, кто практикует только танцы Гурджиева, есть те, кто подходят к идеям в основном с интеллектуальной стороны, есть и группы, которые составляют единое целое по всему миру. Центр Гурджиева в Москве один из них.

Литературные работы Гурджиева

Наиболее известны три книги Гурджиева: «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и так и недописанная книга «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Г.И. Гурджиев предлагал осваивать цикл «Все и вся» именно в таком порядке, прочитывая каждый текст по три раза, чтобы осознать написанное.

Обычно мы читаем книги почти автоматически, поэтому быстро забываем их содержание, но при изучении этой литературы нужно приложить максимальные усилия.

Философия Гурджиева становится практической, только если мы пытаемся ее применять, одного изучения теории недостаточно.

Георгий Гуржиев, цитаты, которого используют сейчас многие псевдоэзотерические школы, создал простую и одновременно величайшую систему для развития человека. Но мы не сможем воспользоваться этим методом, если не будет прилагать достаточно усилий. Ведь самые простые правила сложнее всего соблюдать. Поэтому если мы хотим попробовать работать с системой, нам нужна поддержка и помощь единомышленников.

Чтобы понять, что имел в виду Гурджиев, высказывания из его книг придется проверить на практике. Многие из метафор взяты из древних эзотерических знаний, которые изучал Гурджиев. Про повозку он узнал от суфиев.

Только на практике вы сможете воспринимать идеи системы как реальные вещи, а не абстрактные философские понятия.

Новичкам лучше начинать с книги «В поисках чудесного». Ее написал П.Д.Успенский, ученик Гурджиева, которому не было равных в мастерстве изложения принципов системы. В последствие он основал свою школу в традиции Четвертого пути в Англии.

Если вы хотите больше узнать о практической стороне системы, почитайте книги и статьи о Гурджиеве. Большой материал для размышлений представлен в работах Дж.Г.Беннетта, Ч.С. Нотта, М. Андерсон.

Плата за осознанность: Гурджиев о деньгах

Однажды Гурджиев о деньгах сказал: «Ничто не показывает человека так хорошо, как его отношение к деньгам. Люди готовы тратить сколько угодно на свои личные фантазии, но совершенно не ценят чужого труда». Плата, будь то деньги или отказ от приятных привычек, позволяет развиваться дальше.

«Люди не ценят вещь, за которую не заплатили”.

«Плата есть принцип. Плата необходима не школе, но самим обучающимся, ибо без оплаты они ничего не получат. Идея платы очень важна, и необходимо понять, что плата абсолютно необходима. Можно платить тем или другим способом, и каждый должен узнать это для самого себя. Но никто не может получить что-то, за что он не заплатил. Вещи не могут быть даны, они могут быть только куплены. Это является магическим, не простым. Если кто-либо имеет знание, он не может дать его другому человеку, ибо только если человек платит за него, он может иметь его. Это есть космический закон.»

«Плата является наиболее важным принципом в работе, и это нужно понять. Без платы вы ничего, не можете получить. Но, как правило, мы хотим получить нечто за ничто, и вот почему мы ничего не имеем. Если бы мы реально решили стремиться к этого рода знанию - или даже к совсем небольшой вещи - и мы стремились бы к нему, не обращая внимания на все другое, мы получили бы его. Это очень важный вопрос. Мы говорим, что мы хотим знания, но мы не хотим реально. Мы заплатим за что-либо другое, но за это мы не готовы платить, и поэтому в результате мы ничего не получаем.»

Письмо Гурджиева дочери

Душка Ховарт, дочь Георгия Ивановича, сделала многое, чтобы передать архивы отца следующим поколениям и сохранить его музыкальные произведения. В 70 лет она научилась пользоваться компьютером, чтобы опубликовать книгу воспоминаний о нем.

Всю свою жизнь ей помогали советы Гурджиева. 63 коротких указания, которые способны изменить жизнь любого при правильном применении.

  1. Концентрируй своё внимание на себе.
  2. Осознавай в любой момент то, что думаешь, чувствуешь, желаешь или делаешь.
  3. Всегда завершай начатое тобой.
  4. Делай, что делаешь настолько хорошо, насколько возможно.
  5. Не привязывайся к тому, что может впоследствии разрушить тебя.
  6. Проявляй свою щедрость без свидетелей.
  7. Обращайся с любым человеком, как со своим ближайшим родственником.
  8. Исправь всё испорченное тобой.
  9. Учись получать и благодарить за каждый дар.
  10. Останови своё самозащищающееся поведение.
  11. Не обманывай, не кради - поступая так, ты будешь обманывать и красть у себя.
  12. Помогай тем, кто рядом с тобой, но не делая их зависимыми от тебя.
  13. Не занимай слишком много пространства.
  14. Не шуми и не делай излишних жестов.
  15. Если в тебе нет ещё веры, имитируй её.
  16. Не впечатляйся легко от воздействия сильных личностей.
  17. Не хватай ничего и никого.
  18. Распределяй справедливо.
  19. Не соблазняй.
  20. Ешь и спи ровно столько, сколько необходимо.
  21. Не говори о своих личных проблемах.
  22. Не суди и не делай различия, пока не узнаешь все основные факты.
  23. Не заводи бесполезной дружбы.
  24. Не следуй общим тенденциям.
  25. Не продавай себя.
  26. Уважай подписанные тобой соглашения.
  27. Будь пунктуальной.
  28. Не завидуй чужой собственности и достижениям.
  29. Говори только о том, что необходимо.
  30. Не думай о выгодах, которые могут принести тебе твои действия.
  31. Не угрожай.
  32. Держи свои обещания.
  33. В споре всегда ставь себя на место других.
  34. Признавай, когда кто-то превосходит тебя.
  35. Преодолей свои страхи.
  36. Помогай другим стать способными помочь себе самим.
  37. Преодолей своё чувство неприязни и будь рядом с теми, кого желаешь отвергнуть.
  38. Меняй свою гордость в чувство собственного достоинства.
  39. Меняй свою злость в креативность и созидание.
  40. Меняй свою жадность в почитание красоты.
  41. Меняй свою зависть в восхищение достоинствами других.
  42. Меняй свою ненависть в милосердие.
  43. Не восхваляй, но и не оскорбляй себя.
  44. Заботься о том, что тебе не принадлежит, также как о своём собственном.
  45. Не сетуй, не жалуйся себе.
  46. Развивай своё воображение.
  47. Не давай другим указаний только ради удовольствия подчинения.
  48. Плати за работу и услуги, которые тебе оказывают.
  49. Не пропагандируй свою работу и идеи.
  50. Не пытайся пробудить в других по отношению к себе такие чувства как: жалость, симпатию, восхищение, соучастие.
  51. Не пытайся выделиться своим внешним видом.
  52. Никогда не противоречь, просто храни молчание.
  53. Не залезай в долги, покупай и плати немедленно.
  54. Оскорбив публично, приноси извинения публично.
  55. Заметив свою ошибку в разговоре, не настаивай на своей правоте из чувства гордости и немедленно откажись от своих прежних намерений.
  56. Не отстаивай свои прежние идеи только из-за того, что они тобой уже провозглашены.
  57. Не храни бесполезных вещей.
  58. Не украшай себя чужими идеями.
  59. Не фотографируйся со знаменитостями.
  60. Будь своим судьёй.
  61. Не характеризуй себя по тому, чем обладаешь.
  62. Осознавай, что всё принадлежит тебе.
  63. Если ты медитируешь и к тебе явился Дьявол, заставь и Дьявола медитировать.

Практика Четвертого пути сегодня

Если вы решили для себя:

  • что не хотите быть механичной машиной,
  • что вы хотите жить, а не фунционировать по принципу стимул-реакция,
  • хотите глубже и объективнее познавать себя, свои функции и окружающий мир,
  • привнести в свое существование свет сознания и осознанность,

то у вас есть возможность начать изучение Четвертого пути в практикующей группе уже сегодня.

Практическая группа Четвертого пути – это студенты, практикующие учение Гурджиева о Четвертом пути, объективной картине мира и положения человека в нем.

Они делятся точками зрения об идеях Четвертого пути, подкрепленных личным опытом, с целью самопознания и пробуждения ото сна, складывая кусочки в одно целое.

«Вы не понимаете своего положения. Вы находитесь в тюрьме. Все, чего вы можете желать, – если вы способны чувствовать, – это бежать, вырваться из нее. Но как можно бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек ничего не может сделать. Но предположим, что таких людей десять или двадцать – если они работают по очереди и если один прикрывает другого, они смогут закончить проход и спастись»

«Никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал раньше. Только они могут рассказать, каким образом возможно устроить побег, только они могут передать инструменты – напильники или что-то другое, что может понадобиться. Но один заключенный не сможет найти этих людей, вступить с ними в соприкосновение. Необходима организация. Без организации нельзя ничего добиться.»

""Для меня танец - это средство для гармоничного развития. Во всем, что мы делаем, заложена идея отказа от бездумного автоматического действия"
Г.И. Гурджиев

Танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех желающих работать над собой.

Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть - разработал самостоятельно.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние ПРИСУТСТВИЯ, что непросто в обыденной жизни.
Способствуют созданию гармонии между телом умом и чувствами.
Поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно.
Для медитирующих - это «випассана с открытыми глазами».

Процесс изучения Гурджиевских танцев - это путешествие к центру своего существа, нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

В чем принцип Гурджиевских танцев? Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он механически переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении. Принятие новой, необычной позы позволяет внутренне взглянуть на себя по-новому.

Что дает человеку практика Гурджиевских танцев? Гармонизацию энергий внутри тела и вхождение в состояние присутствия, что непросто в обыденной жизни. Tанцы Гурджиева способствуют созданию гармонии между телом, умом и чувствами, поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно, развивают в человеке следующие качества:

Концентрация: трудности с концентрацией - одна из основных проблем современного человека. Неспособность сконцентрироваться на своей цели в течение какого-то времени, является основной причиной, по которой мы не достигаем желаемого. Гурджиевских танцы - самый быстрый и эффективный метод развития концентрации.

Целостность: современный человек подвержен многочисленным энерго- информационным влияниям, которые уводят его от достижения его истинных целей, лишают энергии, эмоционального равновесия и здоровья. Развитие целостности с помощью Гурджиевских танцев делает человека неуязвимым для подобных влияний.

Осознанность: присутствие в моменте "здесь и сейчас" развивает объективное видение вещей, помогает человеку быть более эффективным во всем, что он делает. Гурджиевских танцы разрушают механичность тела, ума и эмоций, препятствующую состоянию осознанности. Воля: умение противостоять обстоятельствам, что делает человека хозяином своей судьбы.

Несколько слов о Гурджиеве

Георгий Иванович Гурджиев (1877-1949) родился в Армении в г. Александрополе. Много путешествовал по странам Востока (Индия, Афганистан, Персия, Туркестан, Египет, Тибет…), в поисках «тайного знания».

С 1912 года начал создавать группы людей, заинтересованных в работе над собой.

Оставил после себя книги «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть"», множество техник для работы над осознанностью, в том числе танцы и движения Гурджиева.

"Никогда не беспокойтесь о вашем теле. Только ваше состояние имеет значение. Вы - ничто иное, как просто иероглифы неистощимого языка, которым я буду продолжать говорить через вас и чьи секреты я буду охранять своей жизнью. Несмотря на то, что вы можете быть неуклюжими, медлительными или безжизненными,- продолжайте. Записывайте их своими мышцами, своими умами и, если возможно, своими сердцами".
Г.И. Гурджиев

Начало: 18:30 сбор и регистрация. 19:00 - 23:00 группа.

Предварительная запись обязательна.

Цена: 120 шек. (Для тех кто уже участвовал в семинарах и занятиях центра "Все дороги" - 80 шек.)

Подробности и запись по телефонам: Витниша - 0547-768911
Игорь 0503-445543