На его родине. Авторами идеи увековечения памяти историографа выступили местные дворяне: братья поэта , П.М. и А.М. Языковы, князь Ю.С. Хованский. В 1833 г. был создан комитет по сооружению памятника и начат сбор средств. Идею памятника-монумента предложил министр внутренних дел Д.Н. Блудов, стоявший у истоков литературного общества «Арзамас», а после смерти Н.М. Карамзина издал последний 12-й том «Истории государства Российского». Д.Н. Блудовым было предложено место установки памятника и сюжеты для барельефов на его боковых гранях. В 1835 г. к работе над памятником приступил скульптор С.И. Гальберг. После смерти С.И. Гальберга в 1939 г. работу над монументом продолжили его ученики: А.А. Иванов, П.А. Ставассер, Н.А. Рамазанов, К.М. Климченко. Памятник отлит в бронзе в литейных мастерских под наблюдением П.К. Клодта 12 марта 1843 г. В 1843 г. статуя, а в 1844 г. постамент монумента из финляндского гранита были доставлены в Симбирск водным путём. Торжественное открытие памятника состоялось 23 августа 1845 г. В 1855 г., на средства Авроры Карамзиной, вдовы сына историка А.Н. Карамзина, в память о муже, погибшем в 1854 г. на Крымской войне, была изготовлена чугунная ажурная решётка, установленная вокруг памятника. Решётка была изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле.

Памятник высотой 8,40 м представляет собой двухъярусную скульптурную композицию. Монумент венчает бронзовое изображение музы истории Клио (высота 4,30 м). Муза изображена со склонённой головой, с трубой-фанфарой в полусогнутой в локте левой руке. Опущенная правая рука придерживает скрижаль, опирающуюся на четырёхгранный жертвенник. Постамент (1,90х2,33 м, высота 4,10 м) выполнен из тёмно-красного гранита. Он представляет собой квадратную в сечении монолитную призму. В круглой нише по центру его лицевой части помещён бюст Н.М. Карамзина в римской тоге. Под бюстом - надпись из накладных бронзовых букв в четыре строки: «Н.М. Карамзину, историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 года». На левой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин, читающий историю», в аллегорической форме представляющий чтение Н.М. Карамзиным императору Александру Iглавы из «Истории государства Российского» 18 марта 1811 г. в Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны, жены тверского генерал-губернатора принца Г. Ольденбургского. Изображённый слева Н.М. Карамзин, облачённый в римскую тогу, читает свиток сидящему в кресле на фоне российского двуглавого орла, Александру Iи опирающейся сзади на кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев. На правой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин на смертном одре». На нём в аллегорической форме представлено пожалование 13 мая 1826 г. императором Николаем Iсмертельно больного Н. М. Карамзина пенсионом по 50000 рублей ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его жены и детей. Больной Н.М. Карамзин, которого окружают жена и взрослые сын и дочь, представлен приподнимающимся на ложе и движением левой руки приветствующим крылатую богиню с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа. Общим основанием памятнику служит квадратная цокольная площадка (ширина 3,95 м, высота 0, 40 м) из полированных плит тёмно-красного гранита. Памятник обнесён ажурной чугунной четырёхугольной оградой. В 1866-1869 гг. по проекту архитектора Н.А. Любимого вокруг памятника был разбит .

Библиография:

Погодин М. П. Историческое похвальное слово Карамзину, произнесённое при открытии ему памятника в Симбирске, августа 23, 1845 года, в собрании симбирского дворянства / [переизд. 1845 г.]. - Самара; Ульяновск, 2006. - 96 с. : фот.

Рассадин А. П. Симбирский памятник Н. М. Карамзину как текст // Родное и вселенское: образы местности, трансгрессии и гетеротопии в русской и мировой литературе (XIX - начало XXI вв.) : сб. науч. тр. / УГТУ; отв. ред. А. А. Дырдин. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - С. 139-144.

Трофимов Ж. А. Карамзину, историку государства Российского // Памятники Отечества. - М., 1998. - Вып. 41 (5/6) : Века над Венцом. - С. 10-20.

Трофимов Ж. А. Николай Карамзин и Симбирск: поиски, находки, исследования. - Ульяновск: Мастер Студия, 2013. - 303 с: ил.

Трофимов Ж. А. О памятнике Н. М. Карамзину: (некоторые новые материалы) // Симбирск и симбиряне: исторические и литературные поиски. - Ульяновск, 1997. - С. 138-146.

Трофимов Ж. А. Симбирский памятник Н. М. Карамзину: известное и неизвестное . - М. : Россия молодая, 1992. - 39 с. : ил.

Публикации в периодических изданиях:

Великому земляку-историку : по материалам исследований Ж. А. Трофимова и Ю. В. Козлова / подгот. Н. Липатова // Мономах. - 1998. - № 2. - С. 10: фот.

Гауз Н. С. «… Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нём потомству говорит…» // Деловое обозрение. - 2015. - № 8. - С. 54-56: фот.

Маринин О. «Вознамерились мы воздвигнуть ему в городе Симбирске памятник» // Мономах. - 2011. - № 4. - С. 6-7: фот. - (Возвращение памяти).

Родиться под счастливой звездой // Мономах. - 2005. - № 3. - С. 57.

Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске-Ульяновске и памятник Г. Р. Державину в Казани.

Сапченко Л. А. Стихотворение в бронзе // Мономах. - 2006. - № 2. - С. 8-11: фот.

Столетье протекло!.. Безмолвен знаменитый

Наш русский Златоуст, обворожавший слух!

Но вещий глас его, творенья - не забыты:

В них слово искренно, в них слышен Русский дух!

Народный славе он сочувствовал сердечно,

И вознесет его прославленный народ,

И будет имя жить его в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

Д. Ознобишин. 11 Симбирский юбилей Н.М. Карамзина. С - к, 1867, с. 148 - 150.

По сложившейся в России традиции памятники ставились только царствующим особам и прославленным военачальникам. Так что намерение сибирян соорудить памятник Карамзину было из ряда вон выходящим событием. И никто из поклонников таланта своего знаменитого соотечественника, очевидно, не предполагал, что прохождение ходатайств такого рода по инстанциям займет чуть ли не полтора десятилетия, а решающее слово будет за самим самодержцем Всероссийским.

По сохранившимся в архивах документам нельзя однозначно сказать, кто именно первым подал мысль о необходимости сооружения памятника Карамзину в Симбирске, но всё говорит за то, что застрельщиками безусловно явились генерал-майор Пётр Никифорович Ивашев (Сподвижник Суворова, герой Отечественной войны 1812 г., отец декабриста), трое братьев Языковых, а также их ближайшие знакомые князь Ю.С. Хованский, отставные штаб-ротмистр П.А. Бестужев и капитан-лейтенант А.Д. Валуев. В пользу приоритета в этом деле Ивашева и Языковых говорит и тот факт, что П.Н. Ивашев, Александр, а потом и Петр Языковы были избраны членами комитета по сбору средств на памятник Карамзину.

В декабре 1933 году в Академии художеств был проведен конкурс на проект памятника Карамзину. Совет Академии рассмотрел девять предложенных проектов, из которых были отобраны три для предоставления министру внутренних дел и Николаю I. Но все представленные проекты не удовлетворили министра внутренних дел. В марте 1835 года вся дальнейшая работа по проектированию памятника Карамзину в Симбирске (Ульяновске) была передана С.И. Гальбергу. Он был учеником известного русского скульптора И.П. Мартоса и одним из самых высокообразованных в стране деятелей культуры. Крупнейшие художники того времени были друзьями скульптора. Именно Гальберг по просьбе Жуковского снял посмертную маску с А.С. Пушкина. Гальберг принимал участие в создании памятника Минину и Пожарскому. Им выполнены статуя Еврипида на фасаде Публичной библиотеки в Петербурге и барельефы в церкви Академии художеств. В 1830 году он закончил работу над памятником Александру I в Грузино, а позже по его проекту и модели был поставлен памятник на могиле С. Щедрина в Сорренто. Успешно закончив проект памятника Державину для Казани, Гальберг взялся за разработку проекта памятника Карамзину в Симбирске.

В августе 1836 года в объяснительной записке Гальберг описал весь свой проект. Но, успев сделать только эскизы в глине и карандашные рисунки, он умер в мае 1839 года. Продолжение начатой им работы совет Академии поручил его ученикам: А.А. Иванову, П.А. Ставассеру, Н.А. Рамазанову К.М. Климченко. Наблюдение и контроль за их деятельностью осуществлял известный русский скульптор профессор Академии художеств В.И. Демут-Малиновский.

Гальберг являлся представителем классицизма в русской скульптуре, поэтому и решил памятник Карамзину представить в строгом соответствии с канонами и традициями этого стиля.

Памятник создан по обычаям того времени в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали "Истории государства Российского" - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К.М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей "Истории" Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах. Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила: "Н.М. Карамзину историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 год". Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала - 4,97 метра, статуи Клио - 3,55 метра.

В 1845 году в честь знаменитого русского писателя и уважаемого историка Карамзина Н. М. в городе Симбирске был установлен монумент. Карамзин родился и вырос в Симбирске, став еще одной известной личностью, чья судьба напрямую связана с городом. Памятник был изготовлен по проекту скульптора Гальберга С. И.

Инициатором воздвижения памятника писателю стал губернатор Симбирска Загряжский А. М., который в 1833 году подал прошение российскому императору Николаю I, подписанное еще 38 дворянами, живущими в городе. Император прошение удовлетворил и приказал открыть имперский сбор финансов для оплаты монумента. Средства, собранные для строительства, оказались более чем достаточными, но более 10 лет руководители города не могли прийти к согласию, каким должен быть памятник.

В 1836 году в Симбирск прибыл сам Николай I, самолично выбрав место для установки монумента, а также приказав отдать проектирование и создание его скульптору Гальберту. Художник обязался закончить работу за 3 года и за работу попросил 91 800 рублей. На сооружение монумента ушло 550 пудов меди, которые предоставила императорская казна.

Приступить к началу проекта по возведению памятника Карамзину скульптору удалось только через 2 года после указа. Однако он успел только создать проект, так как скончался в 1839 году, не приступив к скульптуре как таковой. Дело великого художника завершили его личные ученики, которые окончили художественную академию — Иванов, Ромазанов, Климченко, Ставассер. Сам бюст Карамзина, являвшийся основой монумента, был вылеплен Ромазановым, он же создал один из двух горельефов памятника. Второй создал Климченко, а музу истории Клио ваяли Ставассер и Иванов. Монумент установлен на постаменте из благородного и элегантного алого гранита, который заказывали в Финляндии. Фигуры монумента созданы из бронзы и отлиты в мастерских художественной академии. Руководит всеми работами профессор искусств Клодт П. К. Готовые части памятника привезли в Ульяновск в 1844 году, а на следующий год монумент был собран и поставлен на постаменте, а затем с торжественными мероприятиями открыт 22 августа.

По своему стилю монумент относится к классицизму: на широком постаменте в круглой глубокой нише установлен бюст Карамзина в декоре двух величественных горельефов. Статуя Клио стоит у алтаря бессмертия, держа в одной руке издание «Истории государства Российского», которое считается основным и важнейшим трудом писателя. В другой руке муза держит трубу, которая призвана оповещать мир о славе и величии России и ее исторического пути.

Горельеф монумента на северной стороне изображает писателя с собственной книгой в руке. Карамзин читает «Историю» императору Александру I и его сестре, когда они приезжали в 1811 году в Тверь. Второй горельеф изображает Карамзина в его последний час. Писатель в кровати, окруженной родственниками, узнает о том, что император Николай I приказал пожаловать писателю значительный пенсион. По традициям классицизма фигуры изображались в одеждах античных времен.

История создания монумента


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Памятник Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге
  • Памятник Никитину

Смотреть что такое "Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)" в других словарях:

    Памятник Н.М. Карамзину (Ульяновск) - Памятник Н.М. Карамзину Памятник Н.М. Карамзину монумент, установленный в Симбирске в 1845 году в честь уроженца Симбирской губернии русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Автором проекта памятника является скульптор Самуил… … Википедия

    Ульяновск - город, ц. Ульяновской обл. В 1648 г. при строительстве Синбирской засечной черты основан гор. Синбирск как ее начальный пункт. Название черты и города по расположению в местности Синбирские горы, получившей название от Синбирского городища (20 км … Географическая энциклопедия

    УЛЬЯНОВСК - (б. Симбирск, до 1780 Синбирск) обл. центр РСФСР. Родина В. И. Ульянова Ленина, переим. в его честь 9 мая 1924. Расположен на берегах pp. Волги и Свияги. На 1 янв. 1972 382 т. ж. (в 1897 42 т. ж., в 1923 67 т. ж., в 1939 98 т. ж., в 1959 206 т.ж … Советская историческая энциклопедия

    Ульяновск - (до 1780 – Синбирск, до 1924 – Симбирск) город, центр Ульяновской области РСФСР. Расположен на берегах Волги и Свияги. Транспортный узел: ж. д. линии на Москву, Казань, Уфу, Саратов; речной порт (см. Волжского бассейна речные порты),… … Большая советская энциклопедия

    Памятник букве Ё (Ульяновск) - История создания памятника Памятник букве Ё. Автор А.Зинин Памятник в день открытия … Википедия

    Гальберг, Самуил Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гальберг. Гальберг Самуил Иванович Род деятельности: Скульптор Дата рождения: 13 декабря 1787(1787 12 13) … Википедия

Страница 1
Памятник Н. М. Карамзину в Ульяновске.
4 сентября (23 августа) 1845 года в центральной части Симбирска был торжественно открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место для памятника, сооруженного по инициативе сибирского дворянства на денежные пожертвования, собранные по всероссийской подписке, было выбрано императором Николаем I, который посетил Симбирск в 1836. Проект памятника подготовлен профессором Академии художеств Самуилом Ивановичем Гальбергом; в мастерских этой же Академии под руководством известного мастера художеств Петра Ивановича Клодта были отлиты из бронзы важные составляющие памятника: фигура музы истории, бюст Карамзина и два горельефа.

На высоком постаменте из красно-бурого гранита возвышается фигура музы истории Клио. Женщина с печальным лицом, слегка наклонив голову, правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского», а в левой руке держит трубу, с помощью которой она намерена громко вещать о славных страницах истории древней и новой России.

Скульптурный портрет самого историографа помещен в круглой нише массивного постамента. Талантливому скульптору удалось глубокое и тонкое проникновение в образ историка-художника, страстного просветителя, пламенного патриота. Открытый, смелый, честный взгляд устремлен вдаль, как бы в глубь веков, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу свидетельствуют о напряженной работе души и мысли.

На левом горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из своей «Истории» перед императором Александром I во дворце великой княгини Екатерина Павловны в Твери. Император, заинтересовавшийся главами о нашествии татаро-монгольских полчищ и о битве на Куликовом поле, 18 марта 1811 года впервые удостоил Карамзина чести быть рядом с собой.

На горельефе с правой (южной) стороны памятника историограф изображен на смертном одре в окружении своих близких. Стоящая перед ним Фортуна (богиня счастья, удачи и судьбы у древних римлян) сыплет из рога изобилия монеты, блеск которых привлекает лишь ребенка. Здесь в аллегорической форме изображен достоверный факт из последних дней жизни Карамзина, когда в мае 1826 года рескриптом Николая I ему, тяжело больному, был пожалован пенсион в 50 тысяч рублей в год и специально для поездки на лечение был снаряжен один из кораблей военно-морского флота.

Жест левой руки Николая Михайловича, направленный к Фортуне, выражает сложную гамму чувств, включающую в себя и некоторое смущение скромного труженика перед чрезмерным, по его мнению, дарами, и нежелание стать объектом неслыханной щедрости монарха, и сожаление о том, что царская милость запоздала.

В 1826 году по проекту симбирского архитектора Н.А.Любимова была произведена детальная планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника. В настоящее время это единственный в городе участок, где еще сохранились насаждения 60-80-х годов XIX столетия.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан. В последние годы здесь стали проводиться выступления местных поэтов и писателей.


Текст составлен И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное. М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992.

Выступление на городском семинаре руководителей МО и учителей русского языка и литературы в СОШ № 10 по теме: «Поиск новых форм совершенствования качества преподавания русского языка и литературы». 29.03.12.


Методика обучения приемам сжатия текста.

Тема развития связной речи учащихся актуальна в любое время, меняются лишь формы и методы. У меня была уникальная возможность в свое время работать под руководством Е. И. Никитиной, а спустя годы на конференции памяти Е. И. Никитиной я познакомилась с О. Н. Артемьевой, преподавателем УлГПУ, тема ее научной работы «Обучение приемам понимания текста» заинтересовала меня, позволила по-новому взглянуть на систему уроков развития речи в рамках новых образовательных стандартов.

Важнейшее умение, связанное с пониманием текста, - это умение сокращать первоисточник, выделяя в нем главное и отсекая второстепенное. Это коммуникативное умение в условиях постиндустриального общества необходимо современному человеку, чтобы понимать содержание текста и эффективно использовать полученную информацию. Поэтому так важно при обучении русскому языку в школе уделять внимание сжатому изложению, которое в системе обучения связной речи долгое время занимало периферийное положение. Сегодня с введением новой формы государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку в 9 классе обучение сжатию теста становится приоритетным направлением работы учителя, цель которой – сформировать у школьников умение выделять в тексте главное с помощью конкретных способов сокращения прочитанного.

Информационно переработать текст через его сжатие – непростая задача для многих учеников.

Сокращение теста предполагает как компрессию содержания, так и изменения формы первоисточника. Одно без другого невозможно: чтобы передать главную информацию первоисточника, необходимо сжатие текста на языковом уровне, и наоборот, применение языковых способов компрессии возможно только после выделения основного содержание текста.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока обучения сжатому изложению в 9 классе. Для урока выбран краеведческий текст, посвященный памятнику Н. М. Карамзину в Ульяновске, составленный И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова «Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное». М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992. Работа над ним не только обучает детей написанию сжатого изложения, но и выполняет важную воспитывающую функцию: вызывает чувство гордости за свой край, вырастивший таких талантливых людей, чувство патриотизма, вносит свой вклад в воспитание достойного гражданина своей страны, который знает и ценит свои корни. Следует сказать, что учащиеся уже знакомы с приемами сжатия текста, указанными в «Методических рекомендациях для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений». (Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13 )

Ученики имеют карточки с содержательными и языковыми приемами сжатия.

1)исключение несущественной и второстепенной информации;

2)свертывание исходной информации за счет обобщения.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1) исключение:

-исключение повторов;

-исключение одного или нескольких из синонимов;

-исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких предложений;

2) обобщение:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

3) упрощение:

-слияние нескольких предложений в одно;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена сложноподчинённого предложения простым;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

(Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13)

После чтение теста учителем (при восприятии на слух развивается глобальное слушание) определяется тема текста (Памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске-Ульяновске ), выясняется, где располагается памятник (в центре города, в Карамзинском сквере, находящемся на Венце .) Учащиеся рассматривают фотографии. Слайды презентации.

Определяется тип речи исходного текста (описание ), вспоминаем классическую схему описания (ЧТО? ГДЕ? КАКОЕ? ). Отмечаем с детьми, какую часть в описании легче всего сократить. Информация третьей части – КАКОЕ? – исключается легче всего.

Стоит отметить, что текст большой, сложный, содержит много имен и непонятных слов, но пугаться этого не стоит, так как сокращение текста будет проходить коллективно под руководством учителя.

Определяется стиль текста (научно - публицистический – Текст составлен по книге краеведа Ж.А. Трофимова «Симбирский памятник НМ Карамзину. Известное и неизвестное» доцентом кафедры русского языка УлГПУ И.В. Апальковой). Обязательно проводится словарная работа (лексическая и словарно-орфографическая).
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-либо мысли в конкретном образе.

Бюст скульптурное изображение верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Жертвенник – естественное возвышение или камень, на котором приносили жертвы.

Пенсион (устар.) - денежное содержание, назначаемое кем-нибудь кому-нибудь.

Постамент – основание памятника.

Рескрипт (доревол.) – письмо монарха какому-нибудь высокопоставленному лицу с выражением благодарности.

Скрижали – по библейскому сказанию: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями.
Необходимо отметить, что в изложении будут использованы не все слова, т.к. наша задача – сократить текст.

Следующий этап урока – беседа по тексту с целью выделения главной информации. На этом этапе необходимо использование наглядности (слайды презентации).

Делим текст на смысловые части: 1) вступление, 2)основная часть, 3) заключение.

1. Вступление . Задание: Прочитайте 1 абзац . Насколько важна информация, содержащаяся в нем? Вся информация в абзаце важна, и ее стоит сохранить.

Прочитайте 2 абзац . Выделите главную информацию. Наводящие вопросы: По чьей инициативе был сооружен памятник? Кто выбрал место для расположения памятника? Кто автор монумента? Место для памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника подготовлен С. И. Гальбергом. Важные составляющие памятника: фигура музы истории Клио, бюст Карамзина и два горельефа – были отлиты из бронзы под руководством Клодта П. И.

Определите прием сжатия текста, который мы использовали. Исключение деталей и подробностей.

2. Основная часть . Мы познакомились с историей создания памятника – ответили на вопросы – ЧТО? ГДЕ?, теперь обратимся непосредственно к описанию памятника, ответим на вопрос – КАКОЙ? Дальнейшая работа с текстом строится подобным образом. Учащиеся по ходу работы выделяют главное в тексте и ведут рабочие записи в тетрадях

Прочитайте абзацы 3-7. Как строится описание памятника? Сначала называется элемент памятника, указывается место его расположения, а потом дается описание элемента. Действительно, описание памятника строится по классическому принципу описания: ЧТО? – ГДЕ? – КАКОЕ? Какую часть следует опустить, учитывая цель нашего урока? Третью.

Обратимся к тексту. 3 абзац. Каким элементам памятника он посвящен? Постаменту, фигуре музы истории Клио.

Напоминаем, что в изложении еще необходимо указать, где этот элемент находится. Фигура музы истории Клио возвышается на постаменте из гранита. Какой прием компрессии мы использовали? Исключение подробностей, деталей.

Прочитаем 4 абзац. О чем эта смысловая часть? О скульптурном портрете Карамзина, который расположен в круглой нише постамента.

Работа над 5, 6 и 7 абзацами. О чем мы узнаем из этой части? О горельефах. Что изображено на них? На левом (северном) горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из «Истории государства Российского» перед императором Александром 1. На горельефе с правой (южной) стороны Карамзин изображен на смертном одре в окружении своих близких. Жест левой руки Николая Михайловича направлен к стоящей перед ним Фортуне, богине счастья, удачи и судьбы. Она сыплет из рога изобилия монеты. Стоит отметить, что эпизод на правом горельефе изображен в аллегорической форме. Вспомните, что такое аллегория. Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-либо мысли в конкретном образе. Это нужно будет указать в сжатом изложении. Объясним, почему достоверный факт из последних дней жизни изображен в аллегорической форме? Что это значит? Какой способ сжатия мы использовали? Исключение деталей.

Вспомним, из каких элементов состоит памятник Н. М. Карамзину? Постамент, фигура музы истории Клио, скульптурный портрет (бюст) Карамзина, два горельефа,- это содержание основной части сжатого изложения и первоисточника.

Обратимся к 8 абзацу. Выделите главную информацию. В 1866 году по проекту симбирского архитектора Н. А. Любимова была проведена планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника.

3. Прочитайте заключение, подчеркните главную информацию. Каким приемом воспользуемся? Исключим детали. Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан.

Вернемся к тому, с чего начинали урок. Чем необычен этот памятник? Памятник Карамзину необычный: в центре внимания – фигура музы Клио. Наверное, это потому, что Карамзин не только писатель, но и историк. Авторы памятника подчеркивают значимость главного труда жизни Н. М. Карамзина – «Истории государства Российского».

Проводится работа по предупреждению орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Редактирование черновых рабочих вариантов: исключение необоснованных повторов, обсуждение логических переходов от одной части к другой.

Еще раз обращаем внимание на количество абзацев в тексте и в изложении, и приступаем к повторному прочтению текста.

На втором уроке учащиеся приступают к написанию сжатого изложения по тексту.
Приведу примерное сжатое изложение по данному тексту.
4 сентября 1845 года в Симбирске был открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место расположения памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника разработан С. И. Гальбергом, а под руководством П. И. Клодта отлиты из бронзы основные части монумента: бюст Карамзина, два горельефа и фигура музы истории.

На постаменте из красного гранита возвышается величественная фигура Клио – музы истории, чуть ниже, в круглой нише, размещен скульптурный портрет Карамзина.

По обе стороны постамента мы видим два горельефа. На левом изображено, как Карамзин читает императору Александру 1 отрывки из «Истории государства Российского». На правом - умирающий историограф в окружении своих родных. Стоящая перед ним Фортуна, богиня счастья, удачи и судьбы, сыплет из рога изобилия монеты. Здесь в аллегорической форме показан реальный факт из жизни Карамзина - запоздалая царская милость.

В 1866 году был разработан детальный план расположения аллей и клумб сквера вокруг памятника.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан и гостей города.(150слов)

Работа выполнена ученицей 9 класса Б МБОУ СОШ №2 Нарынской О.
страница 1