Театр во все времена имел огромное количество почитателей. Но в эпоху своего зарождения он несколько отличался от того, каким является сейчас. Итак, выясним, в чем разница между современным театром и древнегреческим.

Немного истории

Первые представления, герои которых примеряли на себя различные роли, стали разыгрываться еще до появления специальных мест, называемых театрами. Происходило это в дни массовых празднеств в честь Диониса – почитаемого бога виноделия. В мифах о Дионисе рассказывается, что весна, а вместе с ней возрождение жизни в Греции начинается с приходом именно этого бога. Странствует по земле он не один, а в окружении верных подданных – сатиров, под напевы свирелей и флейт.

Праздник назывался по имени бога – Великие дионисии. Греки, пытаясь походить на сатиров из мифа, надевали комичные козлиные маски, облачались в шкуры этих рогатых животных и подвязывали бороды из волнистых дубовых листьев. Шумное шествие продвигалось по городским улицам, пока не достигало просторной площади. От группы ряженых отделялся запевала и начинал громким голосом выводить повествования о странствиях Диониса. Остальные участники весело ему подпевали. Затем перед публикой разыгрывались сценки, героями которых были мифологические персонажи.

Подобные ежегодные представления были настолько долгожданными и любимыми, что для них стали отводиться специальные места. Площадку обычно обустраивали у подножия холма – сидя или стоя на склоне, зрителям было удобней всего лицезреть увлекательную игру актеров. Так происходило рождение театра, не только дожившего до наших дней, но и предстающего теперь в качестве необычайно ценного вида искусства.

Сравнение

Продолжая разговор, остановимся подробней на некоторых моментах, позволяющих сравнить театр, существовавший в разные времена.

Место представлений

Современные театры – это, как правило, грациозные здания, в конструкции которых, естественно, имеется крыша. Внутреннее обустройство включает в себя зрительный зал со специальными креслами, сцену с занавесом, кулисы.

Древнегреческий театр – это особым образом обустроенное открытое место. Сцена – круглая площадка, правильно называемая орхестрой. Скамьи для зрителей – жесткие каменистые порожки, вырубленные в склонах холма. Занавес отсутствует.

Периодичность показа

Отличие современного театра от древнегреческого состоит в том, что сейчас представления предлагаются вниманию зрителей постоянно. А самыми яркими событиями в этой сфере искусства являются театральные фестивали.

В далекие времена актеры радовали публику гораздо реже – лишь несколько раз за целый год. А своеобразным ориентиром служили дионисийские празднества. Кстати, право наблюдать завораживающее зрелище получали только имеющие билет, свинцовый или из обожженной глины.

Пол актеров

В наши дни возможность проявить себя на актерском поприще есть и у мужчин, и у женщин. В древнегреческом театре подобной привилегией могли обладать исключительно мужчины. Женские роли также исполняли они. Это было связано с тем, что постановки часто посвящались богам, и считалось непозволительным возлагать на женщин столь ответственную миссию.

Особенности игры

В современном театре освещение и прочие детали организованы так, что мимика актеров и важные элементы их костюмов отчетливо видны. Поэтому зритель без труда может определить сценический тип каждого персонажа и уловить его душевное состояние.

В огромном древнегреческом театре была хорошая слышимость, но рассмотреть многие подробности публике было затруднительно. В связи с этим актерам приходилось применять специальные изобразительные средства. Одними из них являлись выразительные маски из глины. Одновременно со сменой эмоций и настроения героя актер менял и маску.

Инсценируемые жанры

Чем отличается современный театр от древнегреческого, если сравнивать их жанровую палитру? Тем, что сейчас в театре показываются самые разнообразные в этом плане представления.

Список жанров античной драматургии совсем невелик. Это трагедия (в таких постановках нередко происходит гибель персонажей) и комедия, заставлявшая наивного и впечатлительного греческого зрителя от души посмеяться.

Считается родиной многих видов искусств, в том числе и театрального, возникшего на рубеже 4-5 веков до н.э. Само слово «театр» имеет именно греческое происхождение и переводится дословно как «зрелище». Время зарождения принято называть классической эпохой, воспринимаемой как некий эталон и образец. Сам древнегреческий театр возник не на пустом месте. На протяжении многих сотен лет одним из важнейших событий в культурной жизни страны было празднество в честь бога Диониса. В основе его лежали культовые обряды и символические игры, связанные с возрождением природы после долгой зимы. В столице Греции с конца 4 века до н.э. ежегодно, в определенный день начала весны ставились комедии, трагедии и драмы, посвященные этому событию. Подобные театрализованные представления со временем стали проводиться не только в Афинах, но и в других частях страны, немного позднее они были признаны обязательной частью любого государственного праздника. Выбором постановок занимались городские власти, ими же назначались судьи, которые оценивали работу «актеров». Победители получали поощрительные призы. Так, театр стал неотъемлемой частью любого празднества.

Первый древнегреческий театр носил имя Диониса и располагался под открытым небом на одном из склонов Акрополя. Возводилось данное сооружение только на время постановки спектаклей и вмещало в себя довольное большое число зрителей. Все зрительные ложи, а также сцена его были сделаны из деревянных досок. Нахождение в подобном сооружении было весьма небезопасно. Так, до наших дней дошли сведения о том, что во время проведения семидесятой олимпиады (499 г. до н.э.) деревянные сиденья зрителей практически полностью обрушились вниз. После данной трагедии было принято решение начать строительство добротного каменного театра.

В 4 веке до н.э. был возведен второй древнегреческий театр, облик его неоднократно менялся на протяжении многих лет существования. Каменный представлял собой прекрасный пример греческого архитектурного искусства и служил образцом для всех остальных, появившихся в последующем театров. По некоторым сведениям, диаметр его сцены (орхестры) составлял не менее 27 метров. Сначала все зрительные места располагались непосредственно вокруг сцены, на которой происходило театральное действо. Однако желающих присутствовать на спектаклях было настолько много, что пришлось выносить отдельные места далеко за пределы его стен. В итоге некоторым зрителям приходилось лицезреть спектакли, сидя на достаточно большом расстоянии от самой сцены.

Античний театр очень отличался от современного не только постановками, но и внутренним убранством. Так, актеры его выступали на подмостках, сооруженных на уровне рядов зрителей. Лишь несколькими веками позднее сцену стали делать приподнятой. Занавеса в древнем театре также не было. Первые зрительные ряды обычно отводились влиятельным людям, представителям власти и их приближенным. Обычным людям приходилось занимать не самые лучшие места на достаточно большом расстоянии от орхестры.

Театр в Древней Греции находился под полным покровительством государства. Организацией всех представлений занимались высшие должностные лица - архонты. Расходы на его содержание, а также на обучение актеров, хористов и т.п. ложились на плечи обеспеченных граждан городов, которых стали называть хорегами. и драматурга в Древней Греции считались весьма почетными. Многие актеры театров на рубеже 4-5 веков до н.э. занимали высшие должностные чины, занимались политикой.

Следует сказать, что женщин к игре в не допускали. Их роли всегда исполнялись мужчинами. Актер должен был не только хорошо читать текст, но также уметь танцевать и петь. Основу внешнего вида героя древнегреческой пьесы составляла маска, которая надевалась на лицо играющего на сцене, а также парик. Именно маска передавала все его основные эмоции и переживания, позволяла зрителю отличить положительного героя от отрицательного и т.п.

Древнегреческий театр положил начало развитию европейского театрального искусства в целом. Даже в современном театре до сих пор соблюдаются его основные принципы, как в архитектуре, так и в игре актеров. Он дал миру драматический диалог, участие живого актера, без которых невозможно существование самого театрального искусства как такового.

Пожалуй, пришло время начать наш разговор о театральном искусстве.

Во вводной статье я хочу поговорить о том, зачем люди ходят в театр, чем так привлекательно театральное искусство, и в чем его отличие от всех остальных.

В прошлую пятницу я открыла свой театральный сезон, посетив премьерный спектакль одного из моих любимых театров. Перед началом представления, я, как никогда внимательно, разглядывала публику, и пыталась понять что же привело всех этих людей в театр , за какими благами они переступили порог храма Мельпомены в этот осенний вечер?

Надо отметить, что целевая аудитория этого конкретного театра, в основном, молодежь - студенты филологи (две девочки сидели прямо за мной обсуждали нашего общего преподавателя по зарубежной литературе), молодые парочки: парни одеты в стиле кэжуал, девушки - в элегантные коктельные платья, а вот пара постарше обсуждает театры Москвы, далее наблюдаю семейный выход в свет пожилой пары со взрослыми детьми, много зрителей-одиночек, пришедших оценить спектакль любимого театра. Вот такая весьма одушевляющая картина предстала передо мной. Надо отметить, что подобная обстановка не во всех театрах (но подробнее об этом мы поговорим в других публикациях).

Театр - это не просто зрелище, это ритуал , который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов. Театр - это праздник. Можно надеть в меру нарядное платье, ярко накрасить губы, подтолкнуть своего кавалера чтобы тот нарядился в костюм, а не в привычные джинсы… Все эти сборы говорят нам о том, что поход в театр - это способ показать себя и посмотреть на других .

Красивая богемная тусовка, умные разговоры о режиссуре и актерском ремесле, бокал шампанского в буфете, разглядывание галереи портретов в фойе - все это развлечение, приближающие обычного человека к миру прекрасного. Каждый в такие минуты может почувствовать себя настоящим ценителем искусства . Человек, сбежав от быта, работы и обязательств, примеряет на себя новую роль, и чувствует себя по-другому, открывает новые грани своего характера, получает удовольствие от того, что элементарно расширяет кругозор .

К походу в театр нужно относиться как к дегустации хорошего вина - не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат, и уж потом сделать глоток.

Но оставим эстетские замашки и романтические свидания в стороне, и начнем приближаться к сути разговора. Театр - это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному , прожить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом, получить удовольствие от игры актеров, от работы режиссера и художника… Театр - это возможность каждый раз проживать новую жизнь .

Да, согласитесь вы, но как же кино? Оно тоже погружает нас в новые миры, а с помощью современных спецэффектов, эти миры практически можно пощупать. А я тогда напомню, что театр - живое искусство . Спектакль хоть и создан заранее, но рождается он только на ваших глазах. Только в театре зритель - прямой участник создания произведения. Да-да, это именно так. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится. Спектакль существует только в том момент, когда вы на него смотрите. Фильм, записанный на кассету можно включить в любой момент, но для рождения спектакля в равной мере нужны и зритель, и актер . Стоит только один раз почувствовать на себе это волшебное превращение, как вы станете настоящим поклонником театрального искусства. Мне очень хочется в это верить.

Далее давайте вспомним наши школьные годы. Как просвещали нас учителя литературы - правильно, устраивали культ походы в театры где всегда было вдоволь спектаклей по произведениям школьной программы. Многие мои знакомые до сих пор с ужасом вспоминают походы на трехчасовую оперу «Евгений Онегин». Представляю их ужас - неподготовленную толпу и сразу на лирическую оперу! Видимо, не очень хорошим театралом была и литераторша! Но, отбросив школьные комплексы, поспешу признать, что театр - это прекрасная возможность доступно и быстро познакомиться со множеством произведений , не только литературными, но с потрясающими пьесами и музыкальными и хореографическими произведениями тоже.

Ну и, конечно же, мы ходим в театр, чтобы посмотреть «в живую» на наших любимых актеров . Повезло тем, кто живет в Москве или Петербурге, и имеет возможность ходить на спектакли с Евгением Мироновым, Константином Хабенским, Евгением Вальцем и прочими известными личностями.

А вот когда к нам в Омск привозят, например, «Белую гвардию» МХТ, люд толпой идет на эту четырехчасовую драму не оценивать золотомасочный спектакль, а чтобы прикоснуться к «гению» Хабенсокго и Пореченкова. Я до сих пор вспоминаю, как фанатки, утомленные драматическим действимй, все же нашли запасы энергии чтобы начать прямо на поклоне брать сцену штурмом, дабы облобызать любимых киногероев. Это, разумеется крайность. Но иногда походы «на актера» могут значительно расширить ваш репертуар : например понравился вам кто-то в «Кабале святош», и в решили пойти на другой спектакль с этим актером, и попали на что-нибудь из «новой драмы», или там из Макдонаха - и тогда вы, возможно, угодили в театральные сети надолго!

Более искушенные зрители ходят «на режиссера» . Но это уже следующий уровень театральной просвещенности. Если вы начнете разбираться в режиссерских работах, видеть общие места в постановках одного и того же режиссера, понимать его задачи и расшифровывать его замыслы, то поздравляю - вы настоящий театральный спец!

Вот, собственно все основные мотивы людей посещать театр, которые я могу припомнить в данный момент))

Но не стоит забывать, что любой культпоход - это не столько акция для развития вашего «внутреннего эстета» (это, безусловно тоже), но еще и простой способ приятно провести вечер .

Так что сходите в театр!

А я буду колдовать над новой публикацией, в которой расскажу о театральном этикете и жанровом разнообразии сценических постановок.

С давних времен считается, что для возникновения театра достаточно в публичном месте расстелить коврик, на котором артист раскроет свои таланты. Но за три тысячелетия существования театра столько воды утекло, что все более тяготеющий к комфорту зритель перестает замечать, как радикально изменяются отношения сцены и зрительного зала, а вместе с ними преображается и устройство самого театра.

Aмфитеатр города Афродизиас, Турция

С чего все начиналось?
Если мы отведаем молодого вина, возьмемся за руки, сомкнем человеческую цепь в круге и дружно начнем двигаться в одну из сторон, приговаривая какую-нибудь всем известную считалочку, мы восстановим древний, традиционный обряд хоровода, с которого и началась многовековая история театра. Выросшее из массовой религиозной церемонии публичное действо Древней Греции и привело к рождению такого чудесного явления, как европейский театр.

Ради чего затевалась вечеринка?
Причиной коллективного хождения по кругу стал праздник в честь древнегреческого божества Диониса и проведение массовых игрищ с обязательной явкой всех жителей полиса, кроме рабов.

Почему Дионис?
Во-первых, в его власти находились главные составляющие греческого товарооборота – плодородный урожай и виноделие. Во-вторых, любая дегустация вина легко превращалась в вечеринку, а проявление даже темной божественной стороны - в развлечение. В-третьих, каждый год бог умирал и возрождался, обещая обязательный happy end в виде аграрного изобилия и традиционного воскрешения. И, в-четвертых, Дионис так часто сменял лики, что своим участием превращал любую историю в театр.


Дионис вручил виноградную ветвь Ойнею, но секрет виноделия передал Икарию из Аттики, приютившему бога

Как часто проводились праздники?
Четыре раза в год. Праздники назывались «Дионисии» и проходили ранней весной «Великие» (1), в ноябре-декабре – «Сельские» (2), в конце декабря - начале января «Малые» (3), а в январе-феврале «Ленеи» (4). Это было счастливое время для каждого горожанина, так как всякая деловая жизнь замирала и наступал период особых свобод: прекращения работы судов, запрет на аресты, освобождения должников от уплаты налогов и поголовной амнистии, позволяющей даже заключенным посещать грандиозный городской праздник.


Рисунок шествия в честь Диониса, нанесенный на вазу

«Огласите весь список, пожалуйста!»
В эти дни родственники и соседи собирались вместе, приносили на алтарь козла в жертву и с корзинами, полными яств, подарков и плодов урожая, топали к месту общегородской сходки, где и устраивались массовые соревнования. Многодневный ритуал, кроме жертвоприношения и шествия, включал состязания в борьбе и беге, хороводные игрища и песенные батлы. Каждый район Афин спешил выставить на театрализованное «состязание дифирамбов» свой хор и активно рвался к победе.


Амфитеатр Дионису в Афинах. Восстановление

От хоровода к театру
Ради проведения такого массового праздника в VI век до н.э. и родился тип особого строения для представления зрелищ - амфитеатр. Его особенность выразилась в возвышающихся по кругу над театральной ареной зрительских рядах, позволяющих из любой точки зала хорошо видеть происходящее.
Сначала для проведения мероприятия в Афинах было избрано особое место ландшафта в виде возвышения на холме, где и возводился амфитеатр, по образцу которого впоследствии строили стационарное, отдельно стоящее, открытое сооружение большого размера для массовых зрелищ.


Амфитеатр города Эль-Джем, Тунис

Сколько людей вмещал театр ?
Фиксированное число по количеству жителей города: от 10 до 17 тысяч человек.

Что такое «орхестра»?
Это вовсе не место, где прячутся музыканты, а самая главная площадка - круглая арена, над которой и возвышались зрительские места. Первая орхестра была устроена специально для состязания дифирамбов - хвалебных песен в честь Диониса, статую которого торжественно переносили по случаю праздника из храма в центр орхестры, для того чтобы божество не пропустили ни одного представления в свою честь.


Амфитеатр в Эпидавре. Архитектор Поликлет Младший. 350-330 гг. до н.э.

Как назывались места для публики?
«Театрон» в переводе с греческого означало «места для зрелищ».

Как разделялись места по удобству?
Зрительская часть делилась не только вертикальными проходами в виде лучей на сектора, но и на две зоны. В отличие от верхних рядов, нижняя зона предназначалась для знати и почетных гостей и имела кое-какие удобства - спинки у сидений, укрытия от солнца в виде балдахинов. Сидения строились из досок или камня, на которых трудно просидеть несколько часов представления, поэтому с собой приносили подушки, или садились на свернутые плащи и шляпы, которые могли понадобиться в случае изменения погоды. Еще всем разрешалось проносить еду и питье «с собой».


Амфитеатр города Босра, Сирия

Что называли «скеной»?
Так называлась палатка, устанавливливаемая сбоку от орхестры, в которой хранился реквизит и переодевались участники действа. Постепенно к палатке стали крепить элементы оформления спектакля, обозначающие место действия. Но довольно скоро «скена» превратилась в отдельное двух-/трехэтажное деревянное или каменное строение, стеной огораживающее место действия. В V веке до н.э., ради улучшения акустических свойств площадки, слева и справа от «скены» строили башни - параскены, на которые крепились расписанные на досках или полотнах задники.

Кто руководил действом?
Хором управлял корифей. А самим мероприятием – глава полиса, именуемый «архонтом». Он отвечал за ход всей церемонии и получал отдельную плату за это из городской казны. В его задачу входил отбор исполнителей, поэтов и судей состязаний.


Представление трагедии

Как избирались исполнители?
Для представления необходимо было набрать две группы хора по 12-15 молодых людей с 18 до 30 лет, куда попадали отличившиеся особыми заслугами перед городом любители. Затем архонт их делил на две группы просто, кинув жребий.

Кто был лучшим исполнителем ролей?
В состязании участвовали только мужчины. Лучшими среди них считались авторы исполняемых текстов, первые древнегреческие драматурги. Самые известные из них - три трагика Эсхил, Софокл, Еврипид, и два комедиографа - Аристофан и Менандр.


Изображение Диониса на керамических вазах

Какие разыгрывались жанры?
Трагедия, сатировская драма и комедия.

Как родилась трагедия?
Из дифирамба, восхваляющего страдания, смерть и воскрешение Диониса. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», что дословно переводится как «песнь козлов». Ради чего участники наряжались козлами с бородатыми и рогатыми масками.


Образы сатиров в скульптуре

Что такое «сатировская драма»?
Драма - в переводе с греческого и означает «действо». Это не мрачное описание жизни богов, а сцены из повседневной жизни с участием любящих строить козни сатиров, но без злобных насмешек, свойственных комедии.

Как родилась комедия?
Слово «комедия» составлено из двух частей: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». , т.е «песнь комоса» (шествия). В центре - снова сатиры, участвующие в бытовых, потешных сценках, фаллических песнях, канатных трюках, мимических и акробатических номерах. Юмор был злободневным и часто непристойным, что разрешалось, т.к. сам Дионис освобождал всех от ограничений. Особо бурную реакцию вызывали сюжеты о воровстве чужих запасов пищи и вина, хвастовстве неумелого воина, визите лекаря-иностранца к больному, бедах иждивенцев и разоблачении хитрых рабов.


Фаллические скульптуры рядом с храмом Диониса в Афинах

Что такое «фаллические» песнопения?
В праздниках Диониса проводили ритуалы обоготворения органов оплодотворения - мужского фаллоса и женского ктеиса. Суть - в символическом жертвоприношении изображений гениталий с последующими акциями самоистязания и распутных оргий.
Гимнам детородным органов, обретающим в ритуалах право существовать отдельно от человека, приписывалась чудотворная сила снимать заклятия и отгонять плохое влияние. Оживший фаллос, водруженный над смеющейся и сквернословящей толпой, становился мощным сакральным оружием жизнеутверждения.

Долгое время считалось, что комедия - дочь песен и танцев во славу фаллоса, но это не совсем корректное высказывание, т.к. из фаллических песен родился размер сатирического ямба, обогатившего прежде всего поэзию.

Каков сюжет?
Поначалу все произведения воспевали миф о Дионисе, его сложные божьи заботы, странствия, страдания, смерть и воскрешение. Но постепенно стали добавляться сказания о других богах и героях, ради чего использовалось специальное обозначение «ouden proV ton Dionuson», т.е. не имеющее отношения к дионисийскому циклу. Из сохранившихся сегодня драматических текстов только в двух пьесах присутствует в качестве героя Дионис: трагедия Еврипида «Вакханки» и комедия Аристофана «Лягушки».


Римский амфитеатр полуострова Истриа, Хорватия

Что такое «триединство» греческой трагедии?
Единства места, действия и времени, подчеркивающие реальность происходящего. Все события сюжета шли прямо у публики на глазах. Новости о происходившем вне сценической площадки приносились специальными сакральными носильщиками – «вестниками». Время действия - от восхода до захода солнца, т.е. реальное время показа представления.

Как из хора выделился актер, исполняющий роль героя?
Опираясь на традиции эроса и лирики, древнегреческий театр уже ко второй половине VI века до н. э. использовал довольно развитую драматургию. Популярные в те времена авторы Феспис и Фриних сделали революционное нововведение: выделили из толпы хора особого исполнителя – актера, и назвали его «гипокрит» – «ответчик» перед главным действующим лицом представления - хором. Но постепенно хор с ответчиком поменялись статусами, и двигателями сюжета стали герои, оставив хору функцию комментатора – «гласа народного».

Сколько было действующих лиц?
Сначала хор, разделившись на две группы, состязался сам с собой. Потом стал спорить с героем. Далее Эсхил ввел второго актера, а Софокл – третьего. Вскоре и этого количества стало недостаточно, отчего троице приходилось исполнять несколько ролей в спектакле. Причем в комедиях действующих лиц было больше всего, т.к. вместе с людьми там действовали животные и даже сказочные существа.


Греческие хитоны | Плащи

Какие использовались наряды?
Учитывая масштабы зала на несколько тысяч человек, исполнитель готовил специальный яркий и пышный костюм в виде хитонов, плащей и хламид, в которых его можно было разглядеть с последнего ряда. Специально для укрупнения физических форм применялись толщинки и подкладки. На ноги надевались увеличивающие рост героя «котурны», представляющие собой башмаки с высоким голенищем на высокой платформе.


Маска трагедии | Маска комедии. Мозаика

Чем трагические маски отличались от комических?
На голову надевались плоские маски, похожие на используемые в декорировании фасадов театров лики. С внутренней стороны для усиления звучания к маске иногда приделывалась специальная воронка, типа, рупора. Делались они из дерева или полотна, натянутого на деревянный каркас. Обмазывались гипсом, украшались яркой контрастной росписью. После всего прямо на маску крепились прически и бороды.
Комедия требовала большее количество смешных масок, утрирующих человеческие недостатки - рта до ушей или выпученных глаз.

Какие цвета использовались?
Маски белого цвета (начала) изображали женщин. Темные (цвета земли) - мужчин. Каждая маска запечатлела одну из эмоций – гнев, глупость, меланхолию, радость и пр. Платья были украшены цветами, пальмами, звездами, спиралями и даже фигурами людей и животных. Длинный пурпурный плащ означал принадлежность к царскому роду.


Актер комедии| Сцена комедии | Актер трагедии

«Теперь со всей этой фигней попробуем взлететь»
В этом громоздком одеянии, сковывающем движения, исполнитель должен был громко декламировать, красиво петь, энергично перемещаться по сцене, а еще красиво танцевать.

Кто осуществлял аккомпанемент?
У статуи Диониса все представление стоял музыкант и аккомпанировал действию на флейте, реже кифаре. Иногда использовались барабаны и цимбалы.


Сцена из комедии | Музыкант. Настенный рисунок. 470 г. до н.э.

Применялась ли специальная техника?
В этот же период стала возникать театральная машинерия. «Эккиклема» - выдвижная площадка на маленьких колесиках, позволяющая быстро вывезти из палатки и укатить обратно застывшую сцену с действующими лицами. Второй механизм назывался «эорема» и представлял собой лебедку с рычагом и креплениями, позволяющими актерам «воспарить» в воздухе.


Схема устройства эоремы, поднимающей героев сюжета в воздух

Занавес появился впервые позже, в римской копии амфитеатра, который не расходился в стороны, а исчезал в узкой щели в полу орхестры. Тогда же случился первый случай использования «фонограммы», когда потерявший голос актер спрятал в скене подростка-певца, а сам лишь открывал рот.

Сколько длилось состязание?
Три дня, так как традиционно участвовало три трагика и три комика. Каждый день выступали по два автора. С утра трагик являл тетралогию - трилогию трагедий с единым сюжетом, затем днем показывал сатировскую драму, а вечером свою пьесу представлял один из комедиографов.

Был ли регламент?
Началось все не с пьесы, а с официальной части. Сначала выносили сундуки с дарами других городов, которые выставлялись у края орхестры. Затем проходила церемония отдания дани памяти погибшим с вызовом и представлением из сыновей. Затем награждали заслуги особо отличившихся перед городом венками из золота. После чего всех присутствующих угощали пирожками и вином, разносимыми рабами по рядам. Во славу Диониса главный жрец совершал жертвоприношение молодой свиньи, кровью которой окрапляли песок орхестры и головы собравшихся. Тушка жертвы разделывалась и тоже раздавалась присутствующим. Кидался жребий для определения очередности выступающих. Призывные звуки трубы оглашали начало конкурса пьес и праздник театра начинался. Об окончании пьесы вещала обязательная реплика, которую громко произносил протагонист: «Acta est fabula!», что означало «Пьеса сыграна», аналогично сегодняшним титрам фильма «Конец».

Как вела себя публика?
Очень непосредственно. Могла громко кричать, аплодировать, свистеть, топать ногами. Бывали случаи, когда на неумелого артиста обрушивался град из камней. А однажды за то, что пьеса Фриниха «Взятие Милета» заставила публику разразиться слезами, автора наказали штрафом в тысячу драхм и запретили постановку этакого вызывающего бурные чувства сочинения.

Чем завершалось театральные состязания?
Оглашением трех победителей - лучшего актера, автора трагической трилогии и автора комедии. Голову лауреата украшал венок из плюща, карман утяжелял гонорар. В подарок он получал треножник, который должен был возжечь во имя Диониса перед началом празднования победы. Городской архив принимал на хранение протокол с перечнем судей и лауреатов. Праздник завершался обильным пиршеством и безудержными танцами.


Римский амфитеатр в Вероне, Италия

Сколько было подобных театров в Древней Греции?
В своем сочинения 1886 года «Греческие сценические древности», где составлен список театральных развалин Эллады и множества островов, Альберт Миллер утверждал, что каждый город имел свое театральное сооружение. Амфитеатр Афин стал архитектурным образцом для остальных и его конструктивные основы используются даже сегодня в устройстве масштабных спортивных сооружений.


Марка-билет на спектакль

Сколько стоил билет на праздник театра?
Сначала состязания проводились бесплатно и были открыты для любого желающего. Но позже, в связи с ростом конфликтов из-за мест, были введены продаваемые заранее свинцовые марки-билеты, кстати, по очень низкой цене (2 абола равны примерно 7 копейкам). При основателе афинской демократии Перикле (~494- 429 г. до н. э.) стоимость театрального представления стала компенсироваться из казны. А в IV веке до н.э. даже был сформирован специальный «общак», называемый «зрелищной» кассой.

Кто заказывал вечеринку?
Государство в лице совета старейшин «ареопага» и высшего должностного лица полиса – «архонта». Так театр стал частью пропагандистской кампании, утверждающей ценности «идеальной демократии».

Современный театр представляет собой экспериментальные формы. Формальные эксперименты начались еще в двадцатые годы 20 века. Первым театром, который носил экспериментальный характер был театр Мейерхольда. Он удивлял, завораживал и шокировал зрителя. Русский зритель, который привык к классическим постановкам с трудом принимал сценические нововведения. Экспериментирование над содержанием гораздо более сложный процесс, связан прежде всего с работой драматургов. Сегодня современный театр имеет ряд особенностей в отличии от театра прошлого

1. «Осовременивание» классики. Например, Хлестаков в конце спектакля «Ревизор» может прочитать рэп или все актеры могут быть одеты режиссером в современные костюмы и разговаривать по мобильным телефонам. Отношения к такому виду театрального искусства абсолютно разные: с одной стороны, искусство должно постоянно идти в ногу со временем, а с другой стороны, в условиях массовой культуры можно утратить историческое своеобразие всей театральной классики. Появление новой драматургии сильно замедлено, и это тоже не радует.

2. Perfomance, склонность к постановкам и ярким шоу, эпатаж. Кроме того, это нестандартность места: спектакли могут проходить не только на сцене, но и практически везде: в подвале, на улице, на бывшем заводе или фабрике. Сегодня театр находится в поисках новых форм и жанров. Новым взглядам на жизнь и действительность должны соответствовать и новые приемы режиссуры.

3. Многоформатность театра. Чего только не увидишь на сцене? Не только спектакли, но и яркие шоу, перфомансы, мюзиклы и стенд апы для зрителей на любой вкус.

4. Сегодня театр потакает зрителям, становится объектом потребления. И сегодня главная задача современного театра - воспитывать зрителя, развивать его внутренний мир, научить видеть то, что скрывается от нашего взгляда.

5. Если сравнивать современный театр с античным, то здесь появляются новые профессии - одной из самых ярких стала профессия режиссера . Сегодня она выходит на первый план.

6. Еще одной чертой современного театра является процесс смены поколений . Если раньше он проходил очень болезненно, то сейчас обновление, омоложение всех театральных цехов - начиная от творческого и заканчивая менеджерским происходят более естественно. Сегодня театр носит название режиссерский, а не театр актерский.

7. Новый театр породил и нового зрителя. Прежде всего зрителя разбирающегося, который в первую очередь выбрал для своего театрального досуга другой театр.

8. Негативной чертой, пожалуй, является коммерциализация театра. Сегодня все больше и больше появляется театральных постановок экономически выгодных, но довольно низкосортных. Привлекает такой театр известными актерами и веселыми постановками.

9. Современный театр призван шокировать . "Потрясение - это норма ", - вот лозунг современной драмы. Для театра боль - это норма, катастрофа - это норма, ужасы - это норма.

Современный театр сложился под влиянием многих факторов. Время, мода, экономика и даже политика влияет на репертуары театров и формы постановок. Не зря существует высказывание "Театр - зеркало жизни". Современный театр не только отражает жизнь, но и уделяет пристальное внимание внутреннему миру современного человека.