Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. В эту картину был влюблён Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени». Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный – Ни день, ни ночь, Ни мрак, Ни свет. Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный…»


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Врубель в пору создания своего шедевра написал своей сестре: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное всё сделано до меня, только выбирай». Разумеется, мысль свою в этих словах художник намеренно афористически заостряет. Но, в сущности, в словах письма он отмечает одну из немаловажных тенденций немаловажных тенденцийсовременной живописи – её обращение к литературе и, таким образом, её своеобразную «интерпритационность» «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый» М.А. Врубель


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Голова Демона Голова Демона срезана крем холста, и в этом проявилась самостоятельная жизнь созданного Врубелем образа. Герой, поначалу вполне умещается в плоскости картины, по мере продолжения работы вдруг стал вырастать в размерах. Врубель собственноручно надшивал холст, но, в конце концов, не справившись со своеволием «ожившего Демона, предоставил ему полную свободу. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Контрасты Колористическое решение этой работы построено на цветовых контрастах: этой работы построено на цветовых контрастах: преобладающий (и это - совершенно определённый идеологический ход!) холодный лиловый цвет борется с «эпизодическим» «эпизодическим»оранжево-золотистым. Борется и побеждает. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ цветы Так, как Врубель написал своего «Демона « в его время никто из его соотечественников (да, и пожалуй, вообще современников) не писал. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отграненных драгоценных камней. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Руки В образе «Демона» сошлись противоречия, соединись в нечто глубоко трагическое: с одной стороны, красота, ум, величие, мощь, красота, ум, величие, мощь, а с другой – бессилие, беспомощность, а с другой – бессилие, беспомощность, страшная тоска (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. «Юношей в забытье «Скуки» » виделся ему врубелевкий герой. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ телоМанера, в которой исполнено тело «Демона», была абсолютно новаторской. в которой исполнено тело «Демона», была абсолютно новаторской. По собственному определению художника, он «землями катал» он «землями катал» это тело, это тело, всё составленное будто всё составленное будто из металлических из металлических прутьев. прутьев. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Неподвижность Фон, на котором изображён Демон (только он здесь реалистичен), фантастичен, неподвижен и декоративен – Врубель как бы подчёркивает его театральность. Эта окаменелость перекликается с опустошённостью Души (именно так – с заглавной буквы), символом которой выступает главный герой. Врубель, если верить некоторым воспоминаниям, не однажды напоминал своим собеседникам, что «демон» по-гречески обозначает «душу». Дух отрицания, дух сомнения



1890 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло 116,5 х 213,8

Демон (сидящий), главная картина Врубеля, была создана в 1890 году. Художник обращается к образу "светлого" Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. В русле религиозно-мистических исканий своего времени Врубель создает авторский миф. Основой для него послужили прообразы мировой культуры - древнегреческое платоновское понимание Демона, образы философии Ф.Ницше ("Демон меланхолии и сумерек"), поэма М.Ю.Лермонтова "Демон".

Для Врубеля это "дух не столько злобный, сколько страстный, страдающий и скорбный, но при всем том дух властный и величавый" (М.А. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976). Наиболее близко Врубелю понимание Демона в философии Платона как "посредника между людьми и богами, который ведет человека крестным путем страсти и смерти к познанию бессмертия и высшей красоты" (Соловьев Вл. Жизненная драма Платона). В титанической драме своего героя художник пытается разрешить центральную эстетическую проблему эпохи - жертвенное и героическое призвание творческой личности, стремящейся подняться от видимой красоты к высшему совершенству.

Демону Врубеля свойственна внутренняя раздвоенность: бесплотный одухотворенный лик и могучее тело, подобное сияющему в закатных лучах огромному камню. Дух кажется закованным в тело и жаждет освободиться от оков. Он созерцает "древнее золото заката, вкрапленное в сине-лиловые миры мрака"(М.А. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976) и словно вспоминает покинутый им мир небесной красоты. На щеке его мерцает жемчужная слеза - свидетельство скорби духовного исполина о хрупкости мира земного. Все вокруг охвачено чудесными превращениями: фантастические цветы принимают форму кристаллов, отбрасывают металлические блики и осыпаются аметистами.

В художественной манере Врубеля ощущается титанический натиск на форму, передающий пафос высекания духовной энергии из косной материи. Он как бы стремится создать некое нетленное сверхвещество живописи, философский камень, хранящий тайну бессмертия. Работая мастихином, специальным ножом, художник соединяет живопись и ваяние. В результате создается ощущение монументальной техники, подобной мозаике.

Картина выполнена маслом на холсте, ее размер 211 см. х 114 см. Она находится в Третьяковской галерее, в Москве.

Михаил Врубель (1856-1910) - русский художник, которого часто считают основателем стиля модерн в своей стране. Сам он, однако, сторонился какого-то конкретного описания его стиля, и при жизни он иногда рассматривался как художник, находящийся вне стандартных ярлыков. За свою жизнь, он прошел через периоды признания и немилости, но, в свое время, его картины стали рассматриваться как важная часть русской художественной культуры.

Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. Он отправился в Петербургский университет для изучения права, но по окончанию учебы, в 1880 году, он поступил в Академию художеств. Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. В последние годы жизни, Врубель страдал от психического заболевания, его зрение ухудшилось и ему пришлось отказаться от живописи.

Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». Эта картина была названа некоторыми критиками отвратительной, а один из комментаторов зашел настолько далеко, что обвинил Врубеля в достижении в части “дикое уродство”. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. Савва Мамонтов, известный меценат того времени, был настолько поражен “чарующей симфонией” Врубеля, что он открыто называл художника гением и нанял его, чтобы расписать интерьер его жилья и интерьеры особняков его друзей.

Многие из наиболее известных работ Михаила Врубеля, были написаны в течение лет, которые он провел в Москве со своей женой. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь». В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». Он неоднократно перерисовывал лицо демона, даже после того как произведение было представлено общественности. Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год).

Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль. Он имел высокую квалификацию не только в рисовании, но также и во многих других видах художественного творчества. Они включали керамику, витраж, и даже производство театральных костюмов, декораций и реквизита. В свои более поздние годы, он предпочитал использовать, в фрагментарном составе, “незаконченное прикосновение”, как он сам это называл. Изначально, Врубель использовал довольно приглушенные тона, но после его работы по росписи в Киевской Кирилловской Церкви в 1880-х годах, он изменил свой стиль, стал включать более смелые и насыщенные цвета.

Врубель был особенно увлечен процессом создания, иногда пренебрегая своими законченными произведениями. Из-за этого, не сохранились многие из его ранних картин, и даже некоторые его более поздние работы заметно ухудшились. «Демон сидящий» не исключение. Врубель хотел частично придать ему блеск, сверкающий внешний вид, он хотел достичь этого путем смешивания масла и мелких частичек бронзы. По прошествии многих лет, бронза исчезла, притупляя первоначально поразительный визуальный эффект.

Для задумки сюжета этой картины послужил герой романтической поэмы Михаила Лермонтова с одноименным названием. Эта работа, написанная в конце 1830-х годов, рассказывает историю о том как демон полюбил грузинскую принцессу, которая умирает в результате его поцелуя. После этого она была спасена ангелами, в то время как он обречен провести вечность в одиночестве. Эта история идеально сочетается с романтическим темпераментом, и совершенно не подходит для художников реалистов. Врубель описывал демона так: демон - дух, который «объединяет в себе мужской и женский облик, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том, дух властный... величавый» и "олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа". Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами.

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.