Вопрос об истинной красоте всегда был одним из самых волнующих в литературе и в жизни, поэтому рассуждения на эту тему актуальны и по сей день. Мне кажется, что во все времена обывательское представление о красоте складывалось из оценки ее чисто внешнего проявления в человеке, но мало кто обращал внимание на его внутреннюю сущность. Вопрос же о том, что важнее – облик или личностные качества – стал вечным. Но неужели в скором будущем обывательские представления о красоте возьмут верх над человеческим разумом и люди перестанут ценить внутреннюю привлекательность? Я просто уверена, что такого не произойдет, пока существуют на Земле великие произведения, оказывающие благотворное влияние на человека, выкладывающие в его разум высоконравственные мысли, ведущие к неискаженным представлениям об истинной красоте.

Одно из таких произведений принадлежит перу величайшего психолога русской души, писателю Льву Николаевичу Толстому. В романе «Война и мир» на примере ярких женских образов показана истинная человеческая красота. Раскрывая характер Наташи Ростовой и Марьи Болконской, писатель отмечает в этих героинях те качества личности, которые, по его мнению, делают человека прекрасным. Безусловно, не обходит вниманием он и внешность девушек, но именно душа становится главным показателем их красоты, так как они отнюдь не красавицы по сравнению, например, с Элен Курагиной, к образу которой мы еще вернемся.

Итак, с Наташей Ростовой Толстой знакомит нас, когда она еще резвой, непослушной девочкой бегает по дому, открыто выражая свои эмоции: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями».

Уже здесь видно любование писателя живостью, раскрепощенность Наташи, не испорченной светской моралью, в отличие от своей сестры Веры или Элен Курагиной. Она некрасива по общепринятым тогда европейским меркам, но ее душа прекрасна.

Наташа несет в себе простую человеческую доброту, искренность и любовь, и это никого не может оставить равнодушным. Наташа всегда находится в движении, ее жизнь – постоянное самосовершенствование, которое не всегда происходит под влиянием хороших людей или событий. Она, как и все люди, ошибается, страдает из-за своих ошибок, самой серьезной, пожалуй, из которых является попытка бежать с Анатолем Курагиным. Но все же, в конечном итоге, живая душа Наташи, в которой переплетаются между собой все положительные качества, приводит ее к настоящему счастью, к тому, что она становится гармоничной личностью, готовой поддержать любого человека, одарить его своей любовью, ободрить.

Не менее ярким примером душевной красоты является княжна Марья Болконская. В отличие от Наташи Ростовой, которая, повзрослев, из «гадкого утенка» превращается в «прекрасного лебедя», княжна Марья совсем некрасива. Только ее «лучистые» глаза придают внешности героини привлекательность. Глаза отражают ее гармоничное внутреннее состояние, которое она приобрела в вере. Жизнь по заповедям сделала княжну Марью человеком, ставшим примером величайшей любви к людям и самопожертвования.

В этих двух героинях Толстой воплотил идеал женщины. Что же касается красоты, то писатель считает Наташу Ростову совершенным ее образцом, так как внешняя красота сочетается в «графинюшке» с внутренней. Ее образ – полная противоположность образа Элен Курагиной, самой красивой женщины высшего общества. Толстой подчеркивает в ней только внешнее проявление красоты: выгодные позы, показывающие ее физическое совершенство, для всех одинаково застывшая улыбка и так далее. Но никогда писатель не показывает ее душевные переживания, она похожа на статую, красивую, но холодную и бездушную.

При описании своих любимых героинь Толстой всегда огромное внимание уделяет их глазам как выразителям внутренней красоты человека. Ведь глаза – это зеркало души. У Элен же они никогда не описываются, потому что в этой женщине нет души или она настолько ничтожна, что не стоит ни малейшего внимания.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно заметить, что внешняя красота для Толстого является лишь проявлением внутренней, духовной красоты. И это не то совершенство статуи, которое олицетворяет Элен. Это прелесть истинно живой, гармоничной души. Вот что есть красота в понимании писателя. И я глубоко убеждена, что таково разрешение вечного вопроса о сущности красоты, так как истинная прелесть исходит изнутри. И до тех пор, пока люди будут придерживаться такого мнения, настоящая красота никогда не умрет.

Проблема истинной любви в романе Л.Н. Толстого подана своеобразно и решается во всей системе образов.

Понятие истинной любви у автора никак не связано с понятием внешней красоты, напротив, истинная любовь, по Л.Н. Толстому, – скорее красота внутренняя. Так, уже с первых страниц герои делятся на внешне красивых и внешне не столь привлекательных: красив князь Андрей своей холодноватой и подчеркнуто отстраненной красотой, красива Лиза со своей короткой верхней губкой, великолепна и величественна Элен Курагина. Отдельно следует сказать о красоте Курагиных. Их главная черта – приятная внешность, но за ней у героев абсолютно ничего не стоит: они пусты, легкомысленны, чрезмерно беззаботны. Вспомните эпизод с подстроенным Элен поцелуем Наташи и Анатоля: для Курагиных это всего лишь развлечение, а для одумавшейся Наташи – боль, страдание и – впоследствии – утрата любимого. Красота Элен околдовывает Пьера, но чары быстро проходят, а за уже привычной внешностью не появляется ничего нового. Красота Курагиных – это расчет и полное равнодушие к другим людям; это скорее антикрасота. Истинная же красота, по Л.Н. Толстому, – красота иного уровня.

По-своему красивы и неуклюжий, полноватый Пьер, и Наташа Ростова со своей своеобразной внешностью. На фоне Курагиных или, например, Веры Ростовой они выглядят более серо и заурядно, но их внутренняя организация вызывает восхищение. Наташа самоотверженно заботится о раненых, после – преданно следует за своим мужем, полностью растворяясь в семье. Пьер мужественно защищает девушку в горящей Москве и самозабвенно пытается убить Наполеона. Эти герои преображаются в минуты воодушевления (пение Наташи), тяжелых раздумий, мыслей о трагических судьбах окружающих и целой страны (Пьер).

Энергия истинно красивых героев Л.Н. Толстого не может остаться незамеченной: не случайно импульсивный Денисов влюбляется в Наташу с первого взгляда.

Княжна Марья Болконская также внешне непривлекательна, но ее лучистые глаза, исполненные кротости, мягкости и доброты, делают ее симпатичной, милой. Марья прекрасна в беседах со своим обожаемым братом, прекрасна, когда надевает ему на шею образ, провожая на войну.

Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота – это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость; в противовес красоте-пустоте и красоте-злу Курагиных.

Изображая пожилых людей, Л.Н. Толстой придерживается той же тенденции. При всей своей вышколенности и аристократических манерах князь Василий Курагин производит отталкивающее впечатление, а Ростовы сохранили обаяние, радушие, искренность и простоту и в старости. Старый князь Николай Болконский пугает Лизу своим аристократическим обликом, но сына поражает живыми, лучистыми глазами, деятельной энергией и несравненным умом.

Успешного изучения литературы!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.


Красота… Часто мы используем это понятие для обозначения привлекательного внешнего вида, особенных черт лица и фигуры, и гораздо реже для описания души человека. Внешняя красота видна всем, вслед красивому человеку поворачивают головы, ее воспевают поэты… А видна ли красота души? Внешнюю красоту воспринимают глазами, внутреннюю «видят»-чувствуют сердцем. Красивый человек не обязательно должен быть идеальным, но от него должен исходить лучик света, теплота. Этот человек дарит свое внимание и заботу абсолютно бескорыстно, к нему тянутся люди. Он не пытается выделиться среди толпы экстравагантным внешним видом, но его значение можно оценить поступками, которые идут от всего сердца.Истинное и ложное. Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой..

Так в произведении проявление именно внутренней красоты мы находим в Наташе Ростовой. Что в ней, в ее душе, есть такое особенное, что при одном взгляде «в эти отчаянно-оживленные глаза» хочется улыбаться? При первой встрече с еще неопытной тринадцатилетней девочкой читатель замечает в ней особенность не присущую светскому обществу: ее живость, резвость:"черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая" Именно в этой неказистой хрупкой девочке автор видит те черты душевной отзывчивости и доброты, которые недоступны внешне привлекательной, даже шикарной Элен.

Героиня легкая, она не видит в своей жизни проблем и тягот, которые угнетали бы ее светлую юность. В ней нет светской скованности она смеется когда хочет и не привязывает себя к общественному мнению. Пусть ее любви и не была присуща верность, но она была искренней. Наташа отдавала всю себя этому чувству, не боясь совершать ошибки, девочка выбирала своим сердцем. А допускаемые промахи служили ей уроком, за который она платила муками совести.

Она видит свой смысл если даже не в помощи, то хотя бы в сочувствии человеку: отдает всю себя на благо обществу. Так, например, душевная болезнь Наташи закончилась, только когда она загорелась идеей ухаживания за больной и страдающей мамой. Ей присуще огромное чувство жалости, из-за которого она чуть не вышла замуж за старого и некрасивого Долохова: "но вы такой славный... но не надо... а так я вас всегда буду любить". Она одарена душевной чуткостью: ей были понятны без слов все чувства и желания людей, к примеру, князя Андрея и Пера. В ней есть душевная щедрость: на благо Отечества она уговаривает отца отдать свои подводы для вывозки раненых из Москвы. Автор любит эту героиню не за ум и привлекательность, а за ее безграничную душевную силу и живость во всех ее действиях. Княжна Марья во многом близка Наташе, но в то же время она не была всеми любима, и даже была закрыта от людей. Она хотела любить, в ней была какая-то безграничная душевная полнота, поначалу просто недоступная для читателя. Она тепло и нежно любила своего брата: провожая его на войну, княжна перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. А любовь к детям... После смерти княгини Лизы она взяла на себя воспитание маленького Николушки. Находясь под гнетом отца много лет она боялась проявить свою любовь к нему. Но когда отец приказал ей уехать, она не стала этого делать, потому что знала что на самом деле он нуждается в ней. Она чувствовала свою ответственность перед ним и пыталась защитить, спасти, увезти его из Лысых Гор. Ведь красота души заключается не только в проявлении гуманности, но и в наличии сильного, крепкого волевого стержня, умения выдержать в трудных ситуациях, упорства. Это помогло Марье выдержать кипу навалившихся на ее женские плечи проблем: смерть отца, покидание родового имения, волнение за жизнь брата на войне, протест крестьян. Красоту Марьи автор подчеркивает, выделяя глубокие, лучистые, большие глаза княжны, которые освещают все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». Душевной красоте двух этих героинь противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Для нее любовь не смысл жизни, а лишь способ получения выгоды. Она выходит замуж по расчету с целью получения роскошной жизни рядом с нелюбимым мужчиной, чего нельзя сказать о Наташе и Марии, воспитание которых не позволило бы сделать этого. Для нее балы и салоны были образом и действом ее спектакля, где люди такие же "неживые" как она обсуждают, критикуют, сплетничают.... В ней нет развития, нет перемен, как личность она не вызывает никакогоинтереса у читателя. Она не проявляет ни толики сочувствия, все ее действия и поступки построены на эгоизме. Душевная черствость, лицемерие, искусственность эти качества она черпала с самого детства: семья Курагиных никогда не отличалась теплыми и доверительными отношениями, поэтому в конце произведения вовсе ушла из виду. Элен заботила только своя личность и репутация, на других людей ей было абсолютно все равно. В ней не было чувства любви даже к детям:"Я не такая дура, чтобы иметь детей" .Автор описывая героиню, любуется "...красотою стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала...", "...необычайной, античной красотой тела...", но при этом делает акцент на ее “однообразно-красивой улыбке”, чем то напоминающей застывшую лицемерную маску. Автор никогда не обращается к глазам Элен, намекая на ее душевную пустоту, зато изображает живые глаза, милую выразительную улыбку Наташи, и лучистые, глубокие глаза Марии, указывая на богатство их духовного мира. Внешняя красота, не дополненная красотой духовной, эгоистична, она не способна заменить нравственные чувства. Только красота духовная может считаться истинной, потому что она рождена из любви к жизни, людям, окружающему миру. Недаром Уильям Шекспир сказал когда-то гениальную, на мой взгляд, фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу».

М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская "Русская литература". Учебник
для 9 класса средней школы. - М., Просвещение, 1988, с. 268 - 272

Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию»).

Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась передать ему «то страстно-поэтическое ощущение», которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравним его с альбомным красноречием Бориса): «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказать»,- говорила она, краснея и волнуясь».

Наташа в отличие от «блестящей красавицы» Элен не поражает красотою внешней, и тем не менее она истинно прекрасна: «В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Толстой, рисующий портреты своих любимых героев в динамике, в движении, в изменениях, не описывает смены выражений на лице Элен. Мы видим всегда «однообразно-красивую улыбку» и все яснее понимаем, что это - маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность «великолепной графини». В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. «Где вы - там разврат, зло» - в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена подлинная сущность всей семьи Курагиных.

Совсем иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом». В сцене у постели раненого Андрея «худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно». Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств - страдания, радости, любви, надежды.

Глаз Элен Толстой не рисует, вероятно, потому что они не светятся мыслью и чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно. «Сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющие», «широко раскрытые, испуганные», «внимательные, добрые и печально-вопросительные» - какое богатство духовного мира выражено в этих глазах!

Улыбка Элен - застывшая лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это «улыбка радости и успокоения», то «задумчивая», то «успокоительная», то «торжественная». Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. Вспомним радостную и грустную для обоих встречу Наташи с Пьером после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь улыбнулось,- и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглоти его всего».

Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» - черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей.

«Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью говорит писатель. У его героини «детская улыбка», плачет Наташа слезами «обиженного ребенка», она говорит с Соней «тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили».

Рисуя светлый мир молодой, расцветающей жизни великий психолог показывает и заблуждения доверчивой юной души, которая неожиданно потянулась к человеку пустому и пошлому.

Из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта Наташа неожиданно попадает в совершенно иную, незнакомую ей светскую среду, где все - ложь и обман, где зло не отличишь от добра, где нет места искренним и простым человеческим чувствам.

Поддаваясь пагубному влиянию Элен, Наташа невольно ей подражает. Меняется ее милая, живая, выразительная улыбка. «Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась: и точно так же улыбнулась Наташа Борису». Толстой воспроизводит борьбу добра и зла в ее смятенной душе, спутанный клубок чувств. Оставшись одна, Наташа «не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей темно, неясно и страшно...».

Осуждает ли Толстой свою героиню? Мы не найдем в романе прямых оценок. Наташа в эту пору жизни показана в восприятии Анатоля, Сони, князя Андрея, Марьи Дмитриевны. Все они по- разному оценивают ее поступок. Но чувствуется, что ближе всего Толстому отношение к ней Пьера.

«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же»,- сказал он сам себе». Но Пьеру, которого Толстой наделил необычайной чуткостью, вдруг становится понятным испуг Наташи: она боится не за себя, уверенная, что все кончено; ее мучает зло, которое она причинила Андрею; ее пугает мысль, которая могла прийти в голову Пьеру, будто она просит князя Андрея простить ее ради того, чтобы вернуть его как жениха. Весь этот сложный, стремительный процесс очищения страданием мгновенно открывается Пьеру, его охватывает чувство нежности, жалости и любви. И, еще не осмыслив того, что произошло, Пьер произносит слова, которым сам удивляется: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».

Духовную эволюцию Наташи Толстой рисует по-иному, чем путь князя Андрея или Пьера. Для женщины естественно не столько логически осмыслить и оценивать каждый свой шаг, сколько переживать его, выражать свое состояние в единстве мысли, чувства и поступка. Поэтому сущность перемен в облике Наташи не всегда очевидна. И особенно труден для понимания эпилог романа.

Много раз высказывалось мнение, что в эпилоге автор ради полемики с идеями женской эмансипации ломает характер своей героини, «приземляет» ее, лишает поэзии и т. д. Так ли это? Ответить на этот вопрос - значит решить, способен ли истинный художник отступить от правды в угоду своим предубеждениям.

О Наташе-матери Толстой пишет жестко, сурово, словно бы заранее зная о возможных читательских недоумениях и упреках и не желая ничего смягчать: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу... Теперь часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Заметим это трижды повторенное видно : кажется, что автор просит читателя заглянуть далее того, что бросается в глаза... Вот и Денисов до поры не узнает «прежней волшебницы», смотрит на нее «с удивлением и грустью, как на непохожий портрет прежде любимого человека». Но внезапно его захватывает радость Наташи, бегущей встречать Пьера, и он снова видит ее прежней.

И внимательному читателю доступно это прозрение. Да, Наташа - мать четверых детей не такова, какою была в юности, когда так нам полюбилась. Могло ли быть иначе, если писатель следует правде жизни? Наташа не только растит детей, что само по себе не так уж мало, но воспитывает их в полном единодушии с мужем. Она принимает участие в «каждой минуте жизни мужа», и он чувствует каждое ее душевное движение. И ведь это Наташа, а не Денисов, тем более - не брат ее Николай, твердо верит в «великую важность» дел Пьера. И тревожит ее не мысль о той опасности, которая может грозить ее семье, хоть она и слышала слова Николая Ростова, обращенные к Пьеру: «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь». Наташа думает о другом: «Неужели такой важный и нужный человек для общества - вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?» И свое глубочайшее единодушие с мужем она выражает так, как это свойственно именно ей: «Я ужасно люблю тебя! Ужасно. Ужасно!»

Мы невольно вспоминаем в этот момент юную Наташу в пылающей Москве: теперь, как и тогда, она сердцем поняла, как надо жить и что важнее всего для честного человека в России.

Эпилог романа имеет «открытый» характер: здесь явственно чувствуется движение времени и близость трагических социальных потрясений. Вчитываясь в сцены семейной жизни, мы не можем не думать о будущем этой семьи и о судьбах поколения, чей нравственный опыт отражен в образах Наташи и Пьера,- поколения, о котором Герцен сказал: «...воины-сподвижники, вышедшие на верную гибель, чтобы... очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека.

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова – героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Так же чутко, «всем существом» Наташа реагирует на огромный проигрыш брата. Когда Николай вернулся домой, Наташа мгновенно заметила его состояние. Она поет для него и этим спасает от страшных мыслей о самоубийстве.

Наташа талантлива во всем: в пении, в танце, в общении с людьми. Но главный ее талант – движения любящей души. Когда Ростовых постигает страшное несчастье – гибель младшего в семье Пети, Наташа, словно вся растворившись в страданиях матери, старается «как-нибудь снять с нее на себя излишек сдавившего ее горя». Наташа не отходила от больной матери, не спала, почти не ела, и своей самоотверженной любовью сохранила ей разум.

Любимая героиня Толстого покоряет окружающих своей «прелестью», но эта «прелесть» прежде всего духовная. Наташа становится прекрасной тогда, когда ее внешняя привлекательность исчезает. Смертельно раненный князь Андрей видит только ее глаза: «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В этом плане показателен эпизод, в котором Наташа требует, чтобы с подвод сняли ее приданое: ковры, хрусталь, ткани и т.д. Девушка хочет, чтобы из Москвы вывозили раненых людей, которым необходима помощь. В этот момент Наташа снова прекрасна именно потому, что испытывает сильные движения души. Она не входит, а «врывается в комнату» «с изуродованным злобой лицом, как буря…» Толстой намеренно обращает внимание на внешнюю непривлекательность, чтобы усилить впечатление от внутренней красоты поступка. Героиня чувствует успокоение, когда служит, помогает другим. Ее красота – от внутреннего огня любви.Толстой не делает своих любимых героев идеальными. Они ошибаются, испытывают соблазны, но способны к самоанализу, к строгому нравственному суду. Именно такие люди обнаруживают душевную тонкость, чуткость, духовное богатство. Брат Наташи Николай Ростов тоже имеет доброе сердце, способен к пониманию и участию. Однажды мать сообщила ему, что у нее есть вексель Анны Михайловны, ее подруги, на две тысячи, и спросила, как он думает поступить с ним. В это время семья Ростовых переживала тяжелый материальный кризис, но Николай ответил матери: «…Я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны…» Молодой Ростов разорвал вексель, и этим поступком «слезами радости заставил рыдать старую графиню».

Во время Отечественной войны 1812 года Николай случайно встретил княжну Марью. Мужики взбунтовались и не выпускали княжну из имения. Николай помог ей выехать. За это время он успел полюбить ее: «… увидел… ясно, как будто он знал всю ее жизнь, всю ее чистую духовную внутреннюю работу… ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование». Ростов обладал красивой внешностью, но Марья угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Некрасивая девушка сама покорила его «особенной, нравственной красотой».

Княжна видела свое призвание в любви и самопожертвовании. Она терпела суровый нрав отца, его частые деспотические выходки. Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню». Но не жена, а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. Марья взяла на себя все заботы о племяннике, как умела, заменяла ему мать. Когда со старым князем «сделался удар», она дни и ночи проводила у постели отца. Девушка испытывала не только физические, но и духовные страдания. Самоотверженно ухаживая за отцом, она с ужасом обнаружила, что постоянно думает о том, что после его смерти будет жить свободно. Княжна не щадит себя, строго осуждает свои надежды на личное счастье, а смерть любимого отца переживает с ощущением невосполнимой потери. И в этой героине есть не просто внутренняя красота, но и дар преодолевать противоречия человеческих поступков и желаний.

Толстой в портрете княжны постоянно обращает внимание на ее «лучистые глаза». Писателю дорог богатый душевный мир героини, ее способность любить и согревать окружающих теплом своего сердца. Толстой пишет: «Глаза княжны… были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Выйдя замуж за Николая Ростова Марья создает в доме светлую атмосферу, так необходимую каждому, особенно детям. Она с наслаждением посвящает себя нравственному формированию детской души.

Внутреннюю красоту Толстой подчеркивает и в маленьком, внешне невзрачном капитане Тушине. У этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии – олицетворение добра, простоты. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский встречается с Кутузовым. Узнав о смерти старого князя Болконского, он находит те слова, которые необходимо сказать в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». При прощании он говорит князю Андрею: «… помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Истинная красота человека – стремление к миру, к гармонии с собой и окружающими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к самопожертвованию. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый.