ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Мусатова Г.В.

Гуманизация процесса обучения требует творческого подхода педагога к конструированию учебного занятия. Поскольку, роль образования в современном обществе не сводится только к простому сообщению определенного количество знаний, образование должно превратить эти знания в инструмент творческого освоения окружающего мира, и при этом происходит не только приращение знаний, умений, навыков, но и развитие самой личности. Поэтому актуальным является поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым методам обучения, когда студент поставлен в ситуацию получения знаний в процессе активного познания.

Изучение литературного произведения - это серьезный труд для студента. И задача педагога состоит в том, чтобы сделать этот труд привлекательным, организовать его таким образом, чтобы общение с книгой стало для студента открытием жизненных ценностей, доставило радость самого процесса познания, а не разочарование. Поэтому предлагаемый студенту материал должен быть построен на основе личностно-смысловой и эмоционально-психологической значимости. Вовлечение студента в процесс познания, исследования изучаемой проблемы происходит на диалоговой основе, а именно вопрос педагога вызывает у студента не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос. Поэтому ценность такого диалога не только в том, что процесс обучения становится личностно значимым, но и в том, что процесс обучения реализуются как в сфере знаниевой, так и нравственно-этической, основанный на обогащении субъектного опыта личности студента.

Метод исследования организуется на основе совместной деятельности студентов, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста.

Применяемые элементы исследования на учебном занятии развивают у учащихся умение структурирования информации, коммуникативные способности, навыки группового взаимодействия, повышают познавательную мотивацию у студентов к изучаемому материалу. Так как с самого начала урока стимулируется их самостоятельная поисковая активность, а в конце занятия непременно возникает общее ощущение продвижения вперед на пути познания, самообогащения, радостное осознание успеха.

Для педагога главной задачей становится умение создавать соответствующую эмоциональную и интеллектуальную обстановку на уроке, атмосферу психологической поддержки, ситуацию успеха. Групповое исследование превращает каждого студента и всю учебную группу в субъекты самообучения.

СПО, специальность «технология продукции общественного питания», 2 курс.

Литература.

Тема: Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы проведения: урок-исследование.

Цели урока:


  1. Создать условия для формирования у студентов интереса к теме любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет», вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью, которая «никогда не пройдет и не забудется, ради которой жертвуют жизнью», помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.

  2. Способствовать развитию способности к аналитическому прочтению текста художественного произведения, к мобильной работе с текстом.

  3. Содействовать формированию любви к классической литературе, трепетного отношения к такому высокому понятию как любовь.
Оснащение: Потрет А.И. Куприна, выставка книг А. Куприна, запись второй сонаты Л.В. Бетховена.

Подготовительный этап : Студентам предлагается опережающее задание:


  1. Прочитать повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

  2. Пересказ (или выразительное чтение) эпизодов (индивидуальные задания):
1-й студент: Письмо Желткова к Вере Николаевне (Глава V.)

2-й студент: Последнее письмо Желткова (Глава XI.)

Основной этап: Эпиграф.

Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

А.И. Куприн

Ход урока

I. Организационный этап.


  • Приветствие.

  • Проверка присутствующих и готовности студентов к уроку.
II. Мотивация.

        • Вступительное слово преподавателя: (Звучит музыка Свиридова, создающая эмоциональный настрой к уроку).
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами сонета 130 Вильяма Шекспира: Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Строки эти посвящены всевозвышающей, прекрасной, вечной любви. Шекспир посвятил теме любви немало произведений, как и многие поэты и писатели. С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви.


        • Целеполагание.
Преподаватель: Давайте проведем небольшое исследование темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и попробуем определить смысловое значение понятия «любовь», вдумаемся в смысловые оттенки этого слова и по-новому посмотрим на уже, казалось знакомое нам слово «любовь».

III. Актуализация субъектного опыта студентов.

Преподаватель предлагает студентам объяснить смысл высказывания А.И. Куприна «Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти», основываясь на сюжетах его произведений.

Предполагаемый ответ: Любовь в произведениях Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна; она не ждет награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией. В произведениях Куприна любовь та, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Именно такая любовь коснулась полеской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. «Чистый и добрый» Ромашов, герой повести «Поединок», жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне (повесть «Гранатовый браслет»), поглотившая все его существо.

Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь – это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Желтков умирает, благословляя любимую женщину. Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает, но вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

Преподаватель: А сейчас, предлагаювместе с автором заглянуть в каморку бедного чиновника, чтобы посмотреть на удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви. Дома вы прочитали повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это трогательное произведение повествует о безнадежной любви мелкого чиновника Жеткова к очень уважаемой светской даме. Оно в который раз рисует читателю нелегкую жизнь «маленького человека». Она полна маленьких радостей и связанных с ними больших эмоций, скромных желаний и огромных искренних чувств. Желтков – Яркий представитель этого класса людей. Но, к сожалению, необъятная любовь «маленького человека» уже изначально обречена на неудачу. Пока не будем углубляться в основной конфликт. Попробует емко передать сюжет повести.
Студент пересказывает сюжет повести: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленность, очерствевших душ, герой повести погибает.

Преподаватель: Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой половины XIX века Николая Ленау, которое имеет связь с содержанием повести «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть… Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы?

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова!

Как свет застенчивый лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд ее бездонный!..

«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви, страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызывает в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького» человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».

Студент: Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Преподаватель: В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. (зачитывается отрывок)

Преподаватель: Как знаете, у Куприна не так. Почему, по вашему мнению, он отступил от реальных событий? (трагический исход рассказа «сильнее действует на нервы», производит большее впечатление, придает необычайную силу и весомость чувству Желткова).

IV. Изучение нового материала.


  • Анализ повести «Гранатовый браслет».
Преподаватель предлагает студентам вопросы и организует беседу по содержанию повести:

  • Где происходит действие?

  • Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны?

  • Как вы думаете, почему рассказ открывается пейзажем?

  • Как княгиня воспринимает день своих именин?

  • Как Вера Николаевна относится к мужу?

  • Как характеризует княгиню ее портрет?

  • Будет ли она способна на пылкую, страстную любовь?

  • Какое значение имеют начальные главы рассказа, в которых описываются именины Веры Николаевны?

  • Какое событие нарушает спокойный ход именин?

  • Прочитайте описание браслета. (Студент читает Главу 5- описание браслета)

  • Что почувствовала княгиня, когда его увидела?

  • А что подумала Вера Николаевна, когда увидела письмо?

  • Зачитайте письмо(чтение письма Глава5) Какие свойства имеет зеленый гранат?

  • Какие чувства испытывает ГСЖ?

  • Есть ли в рассказе и предметы-противопоставления. Как вы думаете, какие?

  • Какой подарок получила Вера от своей сестры?

  • Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление?

  • Что входит в домашний юмористический альбом князя Шеина?

  • Кто из гостей изображен с симпатией?

  • Какова история генерала Аносова и почему она дается так подробно?

  • В чем драма этого человека? (Пересказ студентом главы 8).

Преподаватель: Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви для которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». По мнению писателя, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Такую любовь Куприн пытался найти в реальной жизни и воспел в своем рассказе. И когда Вера рассказывает «дедушке» о гранатовом браслете и благоговейном обожании ее неким ГСЖ, Аносов произносит фразу, ставшую для Веры пророческой: «Может быть, твой жизненный путь… пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»

«Каждая женщина мечтает о любви, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Таков идеал любви по Куприну.
Преподаватель предлагает вопросы студентам:


  • Вспомните, как ведет себя брат Веры Николай Мирза – Булат-Тугановский, узнав о браслете?

  • Найдите в его репликах слова, свидетельствующие о его сословной спеси, о глубоком презрении к людям ниже его круга.
Преподаватель делает вывод: Куприн сатирически изображает помощника прокурора. Интересны фамилия героев: незначительная и даже приниженная Желтков и преувеличенно громкая, тройная Мирза-Булат-Тугановский – это тоже средство противопоставления героев.

Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы хранить доброе имя Веры и ее мужа. Облик телеграфиста необычен: « Очень бледный, нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине». Он очень взволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Семь лет «безнадежной и вспыльчивой любви» прошли, но заглушить чувства нельзя. Желтков видит единственный выход – смерть. «Громадная трагедия души» разрешается самоубийством.

(Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы -продолжение диалога)


  • Как ведет себя при встрече Мирза-Булат –Тугановский?

  • А как ведет себя Желтков?

  • Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

  • Найдем в словах автора, рисующих поведение Желткова, свидетельство того, что его поступкам движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным?

  • О чем думает Вера, узнав о гибели Желткова?

  • Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова? (чтение наизусть студентом Главы XI )

  • Какова судьба гранатового браслета? Что поняла Вера Николаевна в сцене прощания с Желтковым?

  • Определите кульминацию рассказа? (После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем своем письме. Эпиграфом к рассказу является название этой сонаты).

  • Почему? (Видимо, эта музыка раскрыла Вере Николаевне красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной).

Звучит музыка Бетховен «Лунная соната», студент читает конец XIII главы, где писатель передает слагающиеся в воображении Веры Николаевны под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова.»


  • Простил ли Желтков княгиню? (Вера чувствует, что влюбленный простил ее. Не мог не простить, ибо в скорбный час расставания, на пороге смерти, все-таки пел славу своей богине?)

  • А вы бы простили человека, которого страстно любили, и который не ответил вам взаимностью?

  • Какой видит писатель истинную любовь? (Истинная любовь по мнению Куприна – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Эта святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы).

  • Почему Куприн озаглавил рассказ «Гранатовый браслет» ? (С этим украшением связаны в рассказе главные события. Да и гранаты на браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями» - символ любви и трагедии в судьбе героя).

  • Каким настроением проникнут финал рассказа? (Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет. Герои любили друг друга только одно мгновение, но навеки).
V. Закрепление.

Преподаватель предлагает студентам обсудить вопросы:


  1. Какова идея рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путем противопоставления героя высшему обществу).

Преподаватель читает слова К. Паустовского о том, что «Куприн плакал над своей рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами, говорил, что ничего более целомудренного не писал».


  1. Какие чувства оставляет в душе рассказ Куприна и у вас?
VI. Подведение итогов.

  • преподаватель оценивает работу каждого студента на уроке.

  • задание на дом: Написать сочинение на тему: «Безумная любовь или сумасшествие?» (По произведениям И. Бунина и А. Куприна).
VII. Рефлексия.

Продолжите фразу: Любовь - это….

Таким образом, элементы исследования, применяемые на уроках литературы, активизируют познавательную деятельность студентов, развивают логику мышления, формируют умения работать с текстом художественной литературы, вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать собственные выводы, аргументировать свою точку зрения. Метод исследования способствует продуктивному, творческому усвоению знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, и тем самым инициировать активный диалог через анализ проблемных ситуаций, разрешения противоречий, самостоятельную работу.

Помогите пожалуйста! Проверьте и разделите на абзацы.
Любовь - величайшее чувство на земле. Она делает человека счастливым, освещает всю его жизнь, возносит до небес. Но нередко любовь ранит сердце человека, заставляет его страдать и мучиться, испытывая неразделенное, безответное чувство. В повести Куприна «Гранатовый браслет» «любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой! подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Именно такая необыкновенная любовь коснулась обыкновенного чиновника Желткова. Он влюбляется в красавицу-княгиню Веру Шеину и пишет ей письма.с пылкими признаниями в любви. Девушка не придает особого значения этим посланиям и вскоре выходит замуж за молодого и красивого князя. Несмотря на это, Желтков продолжает любить княгиню, причем его любовь так сильна, что он готовя издалека обожать Веру Николаевну. Он просто боготворит ее: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете прислуге, с которой Вы говорите». Конечно, Желтков и Вера Николаевна являются главными героями повести, но вместе с тем немалое значение в «Гранатовом браслете» Куприн отводит генералу Аносову. Своими размышлениями о любви он способствует тому, что его внучка начинает по-другому смотреть на свою собственную жизнь с мужем (Василием Львовичем) и заставляет отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Мудрость, обретенная в ходе прожитой жизни, определенный опыт позволили ему увидеть в любви бедного телеграфиста не назойливую привязанность молодого человека, а достойное, высоконравственное чувство. Именно он переворачивает устоявшийся жизненный мир княгини Веры и произносит слова, вызвавшие ее новое отношение к происходящим событиям: «...может быть твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Такая любовь, по мнению генерала, чрезвычайно редка и непонятна большинству людей, которые никогда в жизни не испытывали ничего подобного. Он говорит о том, что люди совершенно разучились любить. Люди, состоящие в браке, обычно проявляют друг к другу ровные отношения, не любовь, а уважение. Любви, «которой не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы», которая «должна быть величайшей тайной в мире», «трагедией» -такой любви больше не существует. О ней, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной», мечтает каждый человек, его счастье, если в течение своей жизни ему удастся встретить такую любовь. Истинное, всепоглощающее чувство, испытываемое «маленьким человеком», наполняет смыслом его жизнь и не кажется ему неправильным. «Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал». Это чувство изначально было безответно, и Желтков прекрасно это знал. Он не упрекает, ни в чем не винит княгиню, «ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна». Он не требовал к себе внимания, не молил о взаимности, прекрасно понимая, что это невозможно. Желтков действительно по своему социальному положению «маленький человек», но чувство, которое рождено в душе, никак нельзя назвать маленьким. Оно необъятно, не имеет ни временных, ни пространственных границ: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом».

(по рассказу И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Хамидуллина К. Т.,

Токушинской школы-гимназии

Аккайынский район

к[email protected]

Всегда ли любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»?

Для одних людей любовь – это счастье, для других – подарок, а для третьих она является испытанием. Я, как и все, мечтаю встретить любовь. Она, надеюсь, будет для меня божьим даром, который поможет мне состояться как человеку, так и гражданину. Я согласна с мнением Куприна, говорящего словами генерала Аносова, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Именно такой была любовь Желткова. Без сомнения, «маленький человек» несказанно счастлив: благодаря любви жизнь наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Желтков не требует ничего, он счастлив, что княгиня ходит по той же земле, по тем же улочкам; что дышит она тем же воздухом.

Мне жаль членов семейства Шейных и Булат-Тугановских, потому что они никогда не смогут понять искренность и нежность любви: их удел только надсмехаться над всеми и жить в бездушном мирке, где главное деньги, положение в обществе; где нет места мечте; где не могут понять самоотверженности. Именно в мирке, потому что слово «мир» включает в себя безграничное множество чувств, звуков, цветов. В таком мире я и хочу жить.

К сожалению, в литературе бездушных людей мы встречаем неоднократно. Это Элен Курагина, Молчалин. Для них между любовью и богатством стоит знак равенства. Такие люди страшны. В жизни, надеюсь, их немного. А вот примеров искренней любви предостаточно, например, вечная верная любовь Маргариты и Мастера, которой не помеха даже дьявол.

Удивительно, что смерть не страшит Желткова. Искреннее чувство словно рассеялось в окружающем мире, слилось с бетховенской сонатой №2 Largo Appasionato. Значит, любовь сильнее смерти. Значит, любовь – чувство, которое может не требовать взаимности; чувство, которое поможет переродиться из омертвевшей души в настоящую человеческую.

Комментарии

Данная работа выполнена в формате эссе «за и против». Микротемы выделены абзацами. Выразительность мысли и речи достигается вводными конструкциями, вопросительно-ответной формой изложения, цитатным материалом, разнообразием синтаксических конструкций. Чувствуется авторское отношение. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к рассказу Куприна, к романам «Воина и мир» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, но при этом нет примеров из реальной жизни.

Нет уз святее товарищества (Н.В.Гоголь)

Хамидуллина К. Т.,

учитель русского языка и литературы

Токушинской школы-гимназии

Аккайынского района СКО

Без сомнения, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - одно из лучших исторических произведений. Автор изображает жизнь казаков, раскрывает их быт, нравы и обычаи; говорит о важности товарищества. В самом ли деле нет ничего важнее товарищества?

Мне кажется, что именно в Запорожской Сечи люди становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны. Поэтому-то сюда так стремились Остап и Андрий. Для молодых людей Запорожский стан – это вольная республика, в которой есть законы, поддерживаемые всеми, и которые нельзя было нарушить. Но некоторые из них, на мой взгляд, современнику покажутся жестокими, например, закапывать живого человека вместе с убитым. Я с глубоким уважением отношусь к казачеству, но все же заповеди Библии и Корана – я уверена – нарушать нельзя, а ведь казаки – глубоко верующие люди. Конечно же, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в войне. Для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба, как и положено, говорит казакам: «Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?». Эти слова, по-моему, являются девизом не только запорожцев, но и каждого настоящего человека. Вспомним подвиги советских солдат, которые так же, рискуя жизнью, освобождали пленных. Это солдаты полковника Млынского, партизаны Ковпака и многие другие.

Без сомнения, суть казачьего товарищества раскрывает Тарас Бульба словами: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..». Сегодня эти слова объединяются емким понятием «патриотизм». Все знают, что предавать Родину нельзя, что предательство не имеет оправдания и срока давности. Этому правилу следуют все казаки, кроме Андрия. Доказательством может служить спасение Тараса его соратником Товкачом и смерть героя: погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни веры. Именно поэтому Бульба остался для товарищей героем, настоящим запорожским казаком.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего важнее и крепче, чем «узы товарищества».

Анна с Бахтинским шли впереди, а сзади их, шагов на двадцать, комендант под руку с Верой. Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу. Аносов, сохранивший, несмотря на годы, удивительную зоркость, должен был помогать своей спутнице. Время от времени он ласково поглаживал своей большой холодной рукой руку Веры, легко лежавшую на сгибе его рукава. — Смешная эта Людмила Львовна, — вдруг заговорил генерал, точно продолжая вслух течение своих мыслей. — Сколько раз я в жизни наблюдал: как только стукнет даме под пятьдесят, а в особенности если она вдова или старая девка, то так и тянет ее около чужой любви покрутиться. Либо шпионит, злорадствует и сплетничает, либо лезет устраивать чужое счастье, либо разводит словесный гуммиарабик насчет возвышенной любви. А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел! — Ну как же это так, дедушка? — мягко возразила Вера, пожимая слегка его руку. — Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит, все-таки любили? — Ровно ничего не значит, дорогая Верочка. Знаешь, как женился? Вижу, сидит около меня свежая девчонка. Дышит — грудь так и ходит под кофточкой. Опустит ресницы, длинные-длинные такие, и вся вдруг вспыхнет. И кожа на щеках нежная, шейка белая такая, невинная, и руки мяконькие, тепленькие. Ах ты, черт! А тут папа-мама ходят вокруг, за дверями подслушивают, глядят на тебя грустными такими, собачьими, преданными глазами. А когда уходишь — за дверями этакие быстрые поцелуйчики... За чаем ножка тебя под столом как будто нечаянно тронет... Ну и готово. «Дорогой Никита Антоныч, я пришел к вам просить руки вашей дочери. Поверьте, что это святое существо...» А у папы уже и глаза мокрые, и уж целоваться лезет... «Милый! Я давно догадывался... Ну, дай вам бог... Смотри только береги это сокровище...» И вот через три месяца святое сокровище ходит в затрепанном капоте, туфли на босу ногу, волосенки жиденькие, нечесаные, в папильотках, с денщиками собачится, как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкает, взвизгивает, закатывает глаза. Мужа почему-то на людях называет Жаком. Знаешь, этак в нос, с растяжкой, томно: «Ж-а-а-ак». Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые... Теперь все прошло, улеглось, утряслось. Я даже этому актеришке в душе благодарен... Слава богу, что детей не было... — Вы простили им, дедушка? — Простил — это не то слово, Верочка. Первое время был как бешеный. Если бы тогда увидел их, конечно, убил бы обоих. А потом понемногу отошло и отошло, и ничего не осталось, кроме презрения. И хорошо. Избавил бог от лишнего пролития крови. И кроме того, избежал я общей участи большинства мужей. Что бы я был такое, если бы не этот мерзкий случай? Вьючный верблюд, позорный потатчик, укрыватель, дойная корова, ширма, какая-то домашняя необходимая вещь... Нет! Все к лучшему, Верочка. — Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный опыт переносите на все человечество. Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым? Аносов довольно долго молчал. Потом протянул неохотно: — Ну, хорошо... скажем — исключение... Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной... К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчин другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвертых, соблазн невинности, как в моем случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. — Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка? — тихо спросила Вера. — Нет, — ответил старик решительно. — Я, правда, знаю два случаях похожих. Но один был продиктован глупостью, а другой... так... какая-то кислота... одна жалость... Если хочешь, я расскажу. Это недолго. — Прошу вас, дедушка. — Ну, вот. В одном полку нашей дивизии (только не в нашем) была жена полкового командира. Рожа, я тебе скажу, Верочка, преестественная. Костлявая, рыжая, длинная, худущая, ротастая... Штукатурка с нее так и сыпалась, как со старого московского дома. Но, понимаешь, этакая полковая Мессалина: темперамент, властность, презрение к людям, страсть к разнообразию. Вдобавок — морфинистка. И вот однажды, осенью, присылают к ним в полк новоиспеченного прапорщика, совсем желторотого воробья, только что из военного училища. Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга, он раб, он вечный кавалер ее в танцах, носит ее веер и платок, в одном мундирчике выскакивает на мороз звать ее лошадей. Ужасная это штука, когда свежий и чистый мальчишка положит свою первую любовь к ногам старой, опытной и властолюбивой развратницы. Если он сейчас выскочил невредим — все равно в будущем считай его погибшим. Это — штамп на всю жизнь. К рождеству он ей уже надоел. Она вернулась к одной из своих прежних, испытанных пассий. А он не мог. Ходит за ней, как привидение. Измучился весь, исхудал, почернел. Говоря высоким штилем — «смерть уже лежала на его высоком челе». Ревновал он ее ужасно. Говорят, целые ночи простаивал под ее окнами. И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник. Я и ее и его знал лично, но при этом происшествии не был. Как и всегда в этих случаях, было много выпито. Обратно возвращались ночью пешком по полотну железной дороги. Вдруг навстречу им идет товарный поезд. Идет очень медленно вверх, по довольно крутому подъему. Дает свистки. И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы всё говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало. Но какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик, как уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало. — Ох, какой ужас! — воскликнула Вера. — Пришлось прапорщику оставить службу. Товарищи собрали ему кое-какие деньжонки на выезд. Оставаться-то в городе ему было неудобно: живой укор перед глазами и ей, и всему полку. И пропал человек... самым подлым образом... Стал попрошайкой... замерз где-то на пристани в Петербурге. А другой случай был совсем жалкий. И такая же женщина была, как и первая, только молодая и красивая. Очень и очень нехорошо себя вела. На что уж мы легко глядели на эти домашние романы, но даже и нас коробило. А муж — ничего. Все знал, все видел и молчал. Друзья намекали ему, а он только руками отмахивался. «Оставьте, оставьте... Не мое дело, не мое дело... Пусть только Леночка будет счастлива!..» Такой олух! Под конец сошлась она накрепко с поручиком Вишняковым, субалтерном из ихней роты. Так втроем и жили в двумужественном браке — точно это самый законный вид супружества. А тут наш полк двинули на войну. Наши дамы провожали нас, провожала и она, и, право, даже смотреть было совестно: хотя бы для приличия взглянула разок на мужа, — нет, повесилась на своем поручике, как черт на сухой вербе, и не отходит. На прощанье, когда мы уже уселись в вагоны и поезд тронулся, так она еще мужу вслед, бесстыдница, крикнула: «Помни же, береги Володю! Если что-нибудь с ним случится — уйду из дому и никогда не вернусь. И детей заберу». Ты, может быть, думаешь, что этот капитан был какая-нибудь тряпка? размазня? стрекозиная душа? Ничуть. Он был храбрым солдатом. Под Зелеными Горами он шесть раз водил свою роту на турецкий редут, и у него от двухсот человек осталось только четырнадцать. Дважды раненный — он отказался идти на перевязочный пункт. Вот он был какой. Солдаты на него богу молились. Но она велела... Его Леночка ему велела! И он ухаживал за этим трусом и лодырем Вишняковым, за этим трутнем безмедовым, — как нянька, как мать. На ночлегах под дождем, в грязи, он укутывал его своей шинелью. Ходил вместо него на саперные работы, а тот отлеживался в землянке или играл в штос. По ночам проверял за него сторожевые посты. А это, заметь, Веруня, было в то время, когда башибузуки вырезывали наши пикеты так же просто, как ярославская баба на огороде срезает капустные кочни. Ей-богу, хотя и грех вспоминать, но все обрадовались, когда узнали, что Вишняков скончался в госпитале от тифа... — Ну, а женщин, дедушка, женщин вы встречали любящих? — О, конечно, Верочка. Я даже больше скажу: я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники? Я на днях читал историю Машеньки Леско и кавалера де Грие... Веришь ли, слезами обливался... Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной? — О, конечно, конечно, дедушка... — А раз ее нет, женщины мстят. Пройдет еще лет тридцать... я не увижу, но ты, может быть, увидишь, Верочка. Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия. Немного помолчав, он вдруг спросил: — Скажи мне, Верочка, если только тебе не трудно, что это за история с телеграфистом, о котором рассказывал сегодня князь Василий? Что здесь правда и что выдумка, по его обычаю? — Разве вам интересно, дедушка? — Как хочешь, как хочешь, Вера. Если тебе почему-либо неприятно... — Да вовсе нет. Я с удовольствием расскажу. И она рассказала коменданту со всеми подробностями о каком-то безумце, который начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества. Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. Он только писал ей и в письмах подписывался Г. С. Ж. Однажды он обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении маленьким чиновником, — о телеграфе он не упоминал ни слова. Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что в своих письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе и как была одета. Сначала письма его носили вульгарный и курьезно пылкий характер, хотя и были вполне целомудренны. Но однажды Вера письменно (кстати, не проболтайтесь, дедушка, об этом нашим: никто из них не знает) попросила его не утруждать ее больше своими любовными излияниями. С тех пор он замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на пасху, на Новый год и в день ее именин. Княгиня Вера рассказала также и о сегодняшней посылке и даже почти дословно передала странное письмо своего таинственного обожателя... — Да-а, — протянул генерал наконец. — Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины. Постой-ка. Видишь, впереди движутся фонари? Наверно, мой экипаж. В то же время сзади послышалось зычное рявканье автомобиля, и дорога, изрытая колесами, засияла белым ацетиленовым светом. Подъехал Густав Иванович. — Анночка, я захватил твои вещи. Садись, — сказал он. — Ваше превосходительство, не позволите ли довезти вас? — Нет уж, спасибо, мой милый, — ответил генерал. — Не люблю я этой машины. Только дрожит и воняет, а радости никакой. Ну, прощай, Верочка. Теперь я буду часто приезжать, — говорил он, целуя у Веры лоб и руки. Все распрощались. Фриессе довез Веру Николаевну до ворот ее дачи и, быстро описав круг, исчез в темноте со своим ревущим и пыхтящим автомобилем.

Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»

(по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»).

Цели: а) раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа (воспевание любви как высшей ценности мира); роль символического звучания деталей в поэтике рассказа);

б) способствовать воспитанию благородства, духовности;

в) развитие навыков аргументированной речи.

Метод: беседа; дискуссия; анализ художественного текста; выразительное чтение; защита творческих работ.

Оборудование: запись «Лунной сонаты» Бетховена.

При подготовке к уроку учащиеся получили дифференцированные домашние задания : 1-ый уровень (обязательный для всех). Прочитать рассказ «Гранатовый браслет». Подумать над вопросом: « Почему М.Горький назвал рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет» превосходной вещью?

2-ой уровень (интеллектуальный). Сделать сопоставительный анализ темы «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М. Достоевского и в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

3-ий уровень (творческий). Подобрать эпиграф к уроку «Тема любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет», обосновать свой выбор письменно (сочинение-миниатюра); подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил»

    Вступительное слово учителя.

Любовь – лейтмотив всего творчества А.Куприна. Этой «вечной» теме посвящены литературные, музыкальные произведения, полотна художников, потому что любовь – самое чистое и первозданное чувство. Любовь - это жизнь, и каждый живущий на земле пишет свою страницу в книге любви, ибо «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность, но в любви». Свою страницу в вечной книге любви заполнил и скромный чиновник Желтков – герой рассказа Куприна «Гранатовый браслет». О чём она? Как вы её поняли? И совпадает ли ваше понимание рассказа с авторским замыслом? На эти вопросы мы попытаемся ответить.

    Выявление восприятия рассказа.

М.Горький был в восторге от рассказа «Гранатовый браслет»: «Какая вещь…Чудесно! И я – рад, что начинается хорошая литература». Согласны ли вы с такой оценкой рассказа?

Мнения учеников, прочитавших рассказ, различны. Большей части ребят рассказ понравился. Они отмечают интересный, захватывающий сюжет. Их не оставляют равнодушными страдания и радость любви «маленького человека», его способность умереть ради любимой. Они говорят об очищающем воздействии на душу этого рассказа о печальной, возвышенной любви. Считают, что высокая оценка рассказа вызвана тем, что скучной, пошлой действительности писатель противопоставил романтическую устремлённость героя, который и в унизительной бедности не потерял способности к яркому, всепоглощающему чувству. Достоинством рассказа, по их мнению, является и то, что «Гранатовый браслет» заставил задуматься о вечных и преходящих ценностях, о том, что богатство, положение в обществе не определяют нравственную ценность человека, а способность любить по-настоящему дана не каждому, её нельзя купить. И поэтому способность любить – бесценное духовное сокровище.

Другие не разделяют такую точку зрения на рассказ. По их мнению, в настоящее время рассказ потерял свою значимость, потому что не отвечает жизненной правде. Рассказ воспринимается как сказка. Он о том, чего нет в жизни, и поэтому не вызвал живого интереса. Героя рассказа обвиняют в слабости, безволии, в том, что он не умеет добиваться поставленной цели. Да и вообще он не интересен как личность. Желтков вызывает жалость, что унижает человека, но не уважение и тем более не желание подражать. Они не согласны с горьковской оценкой рассказа.

После того как выступили все желающие, учитель говорит о том, что прочитанный ими рассказ, при диаметрально противоположных мнениях о нём, никого не оставил равнодушным, каждый по-своему прочитал его. Но первоначальное восприятие не даёт полного представления об идейной глубине произведения, не способно дать правильного понимания авторского замысла, и поэтому предлагает обратиться к смысловой сути рассказа.

    Защита эпиграфов к рассказу.

Выступающие ученики аргументированно доказывают, что подобранный ими эпиграф наиболее полно выражает основную идею рассказа, после чего следует дискуссия-беседа, направляемая учителем, в ходе которой учитель предлагает обратиться к тексту рассказа, с тем чтобы утверждения выступающих не были голословными.

Первый эпиграф : «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Всё-таки лучше, чем ничего». (А.П.Чехов)

Второй эпиграф: (А.Куприн) Третий эпиграф: «…Большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет» ( А.Куприн)

    Выступление по 1-ому представленному эпиграфу.

Мираж, по словарю Ожегова, – « обманчивый призрак чего-то; нечто кажущееся». Вот таким «обманчивым призраком» и была любовь бедного чиновника Желткова к княгине Вере Шеиной, вызванная давлением на него «томительно однообразной» жизни.

Восемь лет романтически настроенный молодой человек слепо преклонялся перед незнакомой дамой из высшего общества, благоговел перед нею, не смея показаться ей на глаза, не обмолвившись с нею ни единым словом, потому что с первого взгляда на неё понял: « на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше», в ней « воплотилась вся красота земли». Вера для Желткова с первого и до последнего мгновения его любви была не земной женщиной, человеком, а была некоей идеей прекрасного. Он любил не Веру Шеину, потому что он её совсем не знал, а любил образ, созданный своим воображением, образ небесной красоты. Он сам пишет в письме к ней, что каждое мгновение его жизни заполнено мыслью о ней, мечтами о ней – «сладким бредом».

Кроме «сладкого бреда» что их ещё связывало? Забытый ею на балу платок, который он украл? Обронённая ею Программа художественной выставки? Одна-единственная записка, в которой она просила не писать ей? Это единственные ниточки, связывающие его « сладкий бред» с живой женщиной. Но ведь этого мало. Разве поднятая им Программа или её платок заменят живое общение, раскроют душу любимой женщины, дадут возможность обогреть её сердце, утешить её в горе, порадоваться за неё в радости, защитить, уберечь от жизненных невзгод? Конечно же, нет. Его отношение к ней нельзя назвать любовью. Это, скорее, преклонение, обожествление земной женщины, одним словом – мираж.

А княгиня Вера была обыкновенной, имела, как и все, недостатки, она была не ангел, не божество. В рассказе упоминается о таких «земных» мелочах, которые совершенно не соотносятся с романтическими представлениями Желткова о ней. Например, Вера любила вкусно поесть, увлекалась азартной карточной игрой, была надменна, высокомерна в отношениях со слугами. И когда Желтков в письме к ней обращается: «Ваше сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!» (каждое письмо в обращении написано с заглавной буквы) или пишет в этом же письме: «Я осмеливаюсь препроводить Вам моё скромное верноподданческое подношение…» – он вызывает своим уничижением лишь чувство презрительной жалости. И не случайно Вера, прочитав лишь начало его письма, подумала с неудовольствием: «Ах, это тот!» Влюблённый чиновник придумал для себя образ Веры, совершенно не соответствующий образу реальной героини. Таким образом, и Вера Шеина – тоже мираж.

Желтков не любил княгиню Веру – он мечтал о любви, он любил свои страдания, свой восторг, свою преданность. Бедный молодой человек был счастлив своими мечтами, своим «бредом», потому что это была его единственная радость в жизни. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», и если в реальной жизни всё тускло, серо, обыденно, то он восполняет недостаток радости своими мечтами. В рассказе мало говорится о жизни самого Желткова. Мы знаем только, что он снимал расположенную под чердаком комнату, тёмную, бедно обставленную, подниматься в которую надо было по грязной, неосвещённой лестнице. Портрет Желткова, его поведение, манеры выдают типичного разночинца – городского бедняка, жизнь которого – безрадостное существование, лишь на какой-то миг осветившееся любовью-миражом.

Призрачность чувства Желткова подчёркивается сопоставлением с земной, обыкновенной любовью самой Веры и её мужа – князя Василия Львовича. Их отношения строятся на взаимном доверии, понимании, уважении. Они помогают друг другу, дарят счастье, радость. Их любовь – любовь-дружба, любовь-счастье, любовь-радость, но не любовь-мираж.

Дискуссия- беседа после защиты предложенного эпиграфа.

Подавляющее большинство не приняли предложенную концепцию рассказа.

На мой взгляд, данный эпиграф совершенно не выражает основную идею рассказа. Нельзя любовь Желткова назвать миражом, то есть чем-то кажущимся. Он любил Веру Николаевну возвышенной, неземной, идеальной, но реальной любовью. Он расстался даже с жизнью, чтобы избавить её от тревоги, волнения, суеты вокруг её имени. С первого взгляда на неё он увидел не только небесную красоту, но и душевную, поэтому и полюбил её. И эта любовь принесла ему счастье, радость обожания, преклонения перед любимой. Он сам писал в письме: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

Нельзя назвать миражом такое сильное чувство, такую любовь. Наоборот, писатель показывает, что эта любовь переродила и саму Веру Шеину, и её мужа, и самого Желткова, потому что «настоящая любовь сильнее смерти». До встречи с бедным чиновником князь Василий Львович смеялся «над бедным телеграфистом П.П.Ж.», рисовал карикатуры, шаржи на него, серьёзно не воспринимал любовь бедного чиновника, считая его отношения к Вере «нелепым ухаживанием, курьёзным флиртом. И лишь познакомившись с Желтковым, Василий Львович понял, что бедный молодой человек искренне любит и страдает. «Я не сомневаюсь в искренности этого человека… я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим», - признаёт он в разговоре с Верой. Да и сама Вера, холодная аристократка, в конце рассказа поняла, что её жизнь пересекла настоящая любовь. И она уже после смерти Желткова испытала к нему глубокую благодарность, поняла его страдания, оценила его самоотверженную, всепоглощающую любовь, а может быть, хоть на миг полюбила его. Изменился и сам Желтков за эти восемь лет безответной, но самоотверженной любви. Вспомним, первые два года письма его носили вульгарный, курьёзно пылкий характер. Но чувство большой любви очистило, облагородило его душу. Он стал писать лишь изредка: на Новый год, на Пасху и в день её именин. И его письма полны самоотречения, благородства, любви. Таким образом, замысел автора – показать, что настоящая любовь творит чудеса, ей всё подвластно, для настоящей любви нет ничего невозможного, она облагораживает душу, дарит счастье, но не в показе того, что любовь Желткова - мираж.

Учитель предлагает обратиться к эпизоду прощания Веры Николаевны с Желтковым, который может служить иллюстрацией к высказанному утверждению. Для анализа предлагаются следующие вопросы: - С какой целью княгиня Вера Шеина решила пойти на квартиру покойного Желткова - Что поняла Вера Шеина, вглядываясь в лицо того, кто так преданно любил её? - Какая деталь подчёркивает величие Желткова? - Каковы другие символические детали, присутствующие в этом эпизоде, какова их роль?

Ученики говорят, что Вера Николаевна испытала чувство любви перед трагически погибшим Желтковым и чувство благодарности за ту большую любовь, которую он подарил ей. Эта любовь стёрла все преграды между нею, княгиней, и безродным мелким чиновником. Эта любовь возвысила его в глазах княгини. Она поняла, глядя на мёртвого Желткова, что он велик в своей любви, в своих страданиях. Именно поэтому он напоминает Вере Николаевне Пушкина и Наполеона – двух великих страдальцев. И другая символическая деталь – красная роза, которую принесла княгиня и положила под голову Желткова. Красная роза – символ любви и смерти. Красная роза напоминает красные гранаты подаренного ей браслета, которые ассоциировались в сознании Веры тоже с любовью и кровью. Смерть соединила их на духовном уровне.

После анализа эпизода следует продолжение дискуссии по 1-ому эпиграфу.

У Желткова не было жизни в обывательском понимании: он был бедный, занимал скромное место на служебной лестнице, вёл трудовую жизнь городского бедняка. Социальное положение героя угадывается и через его портрет, и описание жилища, и слова героя о самом себе – всё это есть в рассказе, но не на первом месте. Бедность героя и сопутствующая ей серая, однообразная жизнь не выступают в рассказе как первопричина любви чиновника, который якобы стремился убежать в мир мечты от томительно однообразной жизни. Авторский замысел в другом – показать, что настоящая любовь возвышает даже самого скромного человека, величие человека заключается не в титулах, не в богатстве, не в положении в обществе – но в способности любить. Именно поэтому Желтков противопоставляется привилегированному обществу.

Далее следует анализ эпизода посещения Желткова мужем и братом Веры Шеиной по следующим вопросам: 1.Как ведут себя Желтков и Мирза-Булат-Тугановский в этом эпизоде? 2. Какова роль портрета, авторской характеристики в описании внутреннего состояния героев? Как выражено авторское отношение к героям?

3. Как в этом эпизоде показано нравственное превосходство скромного чиновника над князем Мирза-Булат-Тугановским?

Ученики говорят, что в начале разговора Желтков находится в смятении, он растерян, испуган, чувствует свою вину перед пришедшими. Он очень неловок, вызывает жалость своей незащищённостью, уязвимостью. Но уже в портрете угадывается скрытая сила, способность на решительные поступки. Ребята отмечают в портрете романтическую бледность, нежность, большие голубые глаза в сочетании с «упрямым подбородком и ямочкой посередине». Его внутреннее смятение передаётся авторскими словами: «в замешательстве потирал руки»; «худые нервные пальцы» застёгивали и расстёгивали пуговицы «пиджачка»; он неловко кланялся; «пролепетал омертвевшими губами»; глядел на Шеина «умоляющими глазами» и др. А брат Веры Николаевны ведёт себя высокомерно, выказывая презрение к «черни», «плебею», осмелившемуся считать себя равным им, князьям Тугановским. Он не замечает протянутой ему руки, высокомерно и демонстративно отвернулся, продолжал стоять, несмотря на приглашение хозяина присесть. В авторской речи, которая сопровождает его реплики, чувствуется отношение автора к герою как отрицательное. Николай Николаевич разговаривал с Желтковым « с лёгкой наглостью»; «он почти закричал» на Желткова, когда тот осмелился перебить его. Но как же меняется поведение бедного чиновника, когда он услышал от князя, что они могут обратиться к властям, чтобы оградить Веру Николаевну от его преследования! Желтков «рассмеялся», усевшись поудобнее на диване, закурил, предварительно обратившись исключительно к мужу Веры Николаевны с извинениями за то, что он сидит. Исчезли страх, смятение, неловкость. Теперь он разговаривал только с мужем Веры Николаевны, который «с серьёзным любопытством» глядел на него. Причина этой метаморфозы заключается в том, что князь Тугановский проявил свою душевную недоразвитость и Желтков понял ущербность князя и почувствовал своё человеческое превосходство. Знатный помощник прокурора и не подозревал, что нельзя заставить разлюбить и полюбить, что это не в силах сделать даже власть. Потому что сам он не умел любить. Не любил никогда. Он не способен на такое чувство, как любовь. Сам Желтков осознал своё нравственное превосходство над князем. Муж Веры Николаевны признал это превосходство и с уважением стал разговаривать с Желтковым, а от Николая Николаевича «нетерпеливо отмахнулся». Василий Львович понял, что Желтков не виноват в своей любви, что нельзя управлять таким чувством, как любовь. Он произнёс слова, которые говорят о его чуткости, благородстве души: «Мне жалко этого человека. И я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души. И я не могу здесь паясничать». Таким образом, князь Василий Львович сумел подняться над презрительным отношением к анонимному поклоннику княгини Веры, узнав его лично, и склониться перед его душевной трагедией.

Учитель говорит, что Куприн в этом рассказе продолжает и развивает «тему маленького человека», являющуюся одной из главных в русской литературе. Подготовленный ученик делает сообщение «Тема маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.Куприна»

Русская классическая литература отличается глубоким гуманизмом, демократизмом, и поэтому «тема маленького человека является сквозной в творчестве русских писателей. А.С.Пушкин впервые в русской литературе главным героем своей повести «Станционный смотритель» сделал «маленького человека» – чиновника 14 класса Самсона Вырина. Писатель показал его бедственное положение не столько в материальном, сколько в духовном плане. Он увидел горечь и унижение «маленького человека», с которым не считаются, которого унижают, у которого можно отнять самое дорогое – единственную дочь. И которого можно просто выкинуть из передней, как опостылевшую вещь. Пушкин своей повестью обращал внимание общества на «человеческую сущность маленьких людей», призывал к жалости, состраданию по отношению к ним.

Эту тему продолжил Н.В.Гоголь. В своей повести «Шинель» он рассказал о судьбе Башмачкина. Это робкое существо, приниженное, способное лишь переписывать бумаги. Больше никакого просвета в его жизни не было. И никаких целей, никакой радости. И, наконец, появилась цель – покупка новой шинели. Как долго он копил гроши на приобретение шинели! Как тщательно! С каким удовольствием выбирал сукно, приклад! И вот шинель, новая, добротная, тепло и уютно прикрыла его тело от холода и ветра. Но у «маленького человека» грабители отняли эту единственную радость, как у Самсона Вырина. Так же, как и пушкинский герой, бедный Башмачкин пытается вернуть отобранное, и так же его робкие попытки кончаются очередным унижением и затем смертью. Гоголь не пошёл дальше Пушкина в раскрытии темы « маленького человека». Он тоже призывал лишь к жалости, состраданию. И вот в конце 40-х годов появился роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди», где главными героями являются бедная швея Варенька и чиновник Макар Девушкин. Но это уже не Самсон Вырин и не Башмачкин. «Сердцем и мыслями я человек!» – провозглашает Макар Девушкин. Он беден в материальном плане, а в духовном – богаче многих. И это духовное богатство проявилось в его способности любить. Любить и заботиться о бедной, больной девушке. В его письмах к Вареньке видна большая душа, такт, человечность. Он духовно богаче дворянина, помещика Быкова, который видит в бедной Вареньке лишь предмет утехи. «Маленький человек» Достоевского вызывает не столько жалость, сколько уважение. Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» продолжает традиции Ф.М.Достоевского. Способность любить возвышенно, чисто, страстно он подарил бедному чиновнику Желткову. Всю жизнь он посвятил любви к княгине Вере Шеиной. Но эта любовь изначально обречена, так как этот благородный молодой человек не одного круга с княгиней. Он беден, стеснителен, неловок, его жизнь была бы томительно однообразна, если бы не великая, святая любовь, которая озарила его судьбу, пробудила в нём человеческое достоинство, раскрыла громадные силы его духа. После смерти бедного чиновника княгиня поняла, что мимо неё прошла любовь, которая рождается раз в тысячу лет. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего общества» и возвысил «маленького человека»

    Защита следующего эпиграфа к рассказу: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (А.Куприн).

О волшебной силе любви, которая несёт счастье и муки, толкает на безрассудные поступки, испепеляет душу человека – и очищает, возвышает её, размышляли философы, писатели во все времена. О такой любви и рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Основная идея этого рассказа заключается в утверждении того, что любовь – это тайна, что настоящая любовь обязательно сопряжена с трагедией. Эта мысль раскрывается в истории любви скромного, бедного чиновника Желткова к знатной даме из высшего общества – княгине Вере Шеиной. «Маленький человек « оказался способен на огромное, всепоглощающее чувство, заключающее в себе весь смысл жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас», - так писал самоотверженно влюблённый Желтков любимой женщине.

Его любовь была безответной, безнадёжной, тайной – княгиня даже ни разу не видела того, кто всю жизнь посвятил любви к ней. Они не сказали друг другу ни единого слова, но он боготворил её, преклонялся перед нею, ради её счастья, её спокойствия добровольно расстался с жизнью. Это любовь от Бога, посланная ему как награда, как величайшее счастье. Невозможно понять и объяснить, почему он, незаметный, бедный молодой человек, полюбил с первого взгляда незнакомую знатную даму, заведомо понимая, что эта любовь будет безответной и горько-счастливой. Почему эта далеко не идеальная женщина возвысилась в его глазах до божества? «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё» - любовь таинственна и всесильна. Она сильнее даже смерти, сильнее законов логики. Любовь и смерть – эта трагическая коллизия часто повторяется, когда речь идёт о настоящей любви. Трагедией смерти окрашена и любовь Желткова. Разлюбить Веру он был не в силах, потому что «разве можно управлять таким чувством, как любовь, чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». И любить её он тоже не мог больше, не мог ради Веры, потому что его любовь стала омрачать жизнь любимой женщины. Вот истинно трагическая ситуация, выход из которой – только в смерти. Желтков закончил жизнь самоубийством. Но и уходя из жизни, он думал о Вере. Он не хотел, чтобы даже косвенно его смерть запятнала её имя, поэтому в предсмертной записке причину трагического ухода из жизни он объяснил растратой казённых денег. Не всякий добровольный уход из жизни можно назвать трагедией, потому что в основе трагического противостояния лежат высокие нравственные или общественные мотивы. Смерть Желткова продиктована высоким, одухотворённым чувством любви. Её можно назвать трагедией. Настоящая любовь изначально трагична, потому что несёт счастье и большое страдание, потому что во всякой радости много печали.

Беседа-дискуссия после защиты представленного эпиграфа.

Эпиграф выражает идейную суть рассказа: истинная любовь – это тайна, трагедия. Такая любовь возвышается над земными страстями, земной суетой, её не касаются жизненные удобства, компромиссы, расчеты. О такой любви нельзя судить исходя из обычных представлений о разумности, нравственности. Настоящая любовь не укладывается в житейскую мудрость, и в этом плане она является величайшей тайной в мире. Эта мысль звучит не только в истории любви Желткова, но в рассказе есть второстепенные персонажи со своей любовью-тайной, любовью-трагедией. Например, молодой прапорщик, чистый, пылкий юноша, полюбил неизвестно за что старую, некрасивую, безнравственную особу – жену командира полка, и бросился под поезд, чтобы доказать ей свою любовь. А другой герой – капитан, любимец солдат, храбрый офицер - превратился в посмешище для окружающих, потому что так любил свою жену, что ради неё оберегал её любовника во время походов от опасностей, трудностей. Жертвовал своей жизнью, спасая его. Настоящая любовь – тайна, трагедия.

Учитель спрашивает, можно ли назвать эти истории трагическими, какую роль они играют в рассказе. Мнения учеников разделились.

Можно, потому что любят не за что-то, не за достоинства какие-то, а любят вопреки чему-то. Да, женщина, которую полюбил молодой, чистый юноша, далеко не идеальна. И в этом-то заключается трагедия. Молодой прапорщик, ослеплённый сильным чувством, боготворил мерзкую особу, которая не могла быть иной, и поэтому, посылая на смерть влюблённого в неё молодого человек, она была естественна в своей глупости, самовлюблённости, спесивости. Несмотря на низость этой женщины, вопреки этому, молодой человек был готов на всё, даже на смерть, чтобы доказать, проявить свою любовь. Самоотверженная любовь и человеческая низость – разве это не трагическое противоречие в жизни?

Эту историю нельзя назвать трагической. Во-первых, сам генерал Амосов называет её глупостью, а старый генерал является в рассказе рупором идей Куприна. Он один из положительных героев рассказа, которому можно доверять. Во-вторых, авторская характеристика героев этой истории доказывает, что от великого до смешного один шаг. Это не трагедия, а фарс. Авторская речь нарочито приземлённая, иронично-сатирическая. О высоком не говорят такими словами: «рожа преестественная»; «старая лошадь»; «какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать»; «так ему обе кисти и оттяпало». В сопоставлении с трагической любовью Желткова эта история доказывает, что « любовь у людей приняла такие пошлые формы…и дошла до маленького развлечения».

    Защита эпиграфа «…Большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет » ( А.Куприн)

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн показал удивительную по красоте и силе чувства любовь, любовь возвышенную, идеальную, « о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Робкий и одинокий мелкий чиновник Желтков восемь лет тайно и безнадёжно любил недоступную для него княгиню Веру Шеину. Ничто в жизни не интересовало его, все мечты свои, лучшие помыслы и стремления, самые сокровенные движения души своей он посвятил ей – своей недоступной Мадонне. В мире пошлости, жестокости, расчётливости одинокий романтик сохранил душевную чистоту, восторженный порыв к идеальному, способность к самопожертвованию во имя любви. Даже перед лицом смерти он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над суетным миром, подарившее ему огромное счастье. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё».

Любовь бедного чиновника Желткова идеально-романтическая, которая, по словам старого генерала Аносова, «встречается один раз в тысячу лет». Это доказывается в рассказе при помощи приёма сопоставления. Чистая и бескорыстная любовь Желткова противопоставлена продажной любви, основанной на меркантильных интересах, расчёте, фальши. Именно так «любит» своего мужа сестра Веры Шеиной, выйдя за него замуж только потому, что он сказочно богат. О таких браках по расчёту и легкомыслию рассказывает много повидавший на своём веку старик Аносов. А вот настоящей любви, любви самоотверженной, бескорыстной, не ждущей награды, по его же словам, ему встречать не приходилось.

Возвышенно-романтический, неземной характер любви «маленького человека» к княгине подчёркивается словесной и образной символикой. Так, в рассказе неоднократно повторяется слово «старинный», способствующее тому, что сама история любви воспринимается как легенда, передаваемая из поколения в поколение, навеянная мечтой об идеальной, сказочно-прекрасной любви. Уже в портрете княгини Веры Шеиной подчёркивается её незаурядность, непохожесть на других: «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку…с той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах».На день рождения Вера получила в подарок от сестры записную книжку в старинном переплёте от молитвенника с орнаментом, который делает форму креста, прикреплённую к очень древней настоящей венецианской цепочке старого золота. Наконец сам гранатовый браслет был « весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», а среди красных гранатов переливался один зелёный гранат, который, « по старинному преданию, имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам».

И образ возлюбленного бедного романтика, и вещи, которые её окружают – всё дышит глубокой стариной, антикварной ценностью, так же, как и любовь скромного чиновника к его Богине.

Обсуждение предложенного эпиграфа

Эпиграф выражает мысль об исключительности, романтической приподнятости любви скромного чиновника к княгине. Рассказ «Гранатовый браслет» - произведение реалистическое. В нём достоверно, правдиво изображена социальная, бытовая действительность, но в тоже время чувствуется тяготение к романтической приподнятости над серой жизнью, стремление приукрасить обыденность. В рассказе сочетаются черты реализма и романтизма. Уже в портрете Желткова подчёркиваются черты внешности героя романтических произведений: бледность, длинные волосы, большие голубые глаза. Его жизнь окружена ореолом таинственности6 мы ничего не знаем о нём, можем только догадываться по некоторым признакам о его социальном положении в обществе, но его прошлое, настоящее – всё тайна. Как у всякого романтического героя, любовь у него таинственная, загадочная, приобретает даже черты стихийности, не подвластной человеческой воле. Любовь – самоотречение, любовь – подвиг. Желтков любит страстно, бескорыстно. Он благодарен той, которая подарила ему счастье любви: «Да святится имя Твоё». Любовь самоотверженная, бескорыстная, чистая – большая любовь.

Учитель спрашивает, в каких ещё произведениях русской литературы любовь показана как самоотвержение, преклонение, подвиг. В числе прочих ученики называют стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил»

    Чтение учеником наизусть стихотворения «Я вас любил»

    Заключительное слово учителя.

Подобранные эпиграфы выражают и читательское восприятие рассказа, и авторскую позицию. Куприн показал любовь как вечное светлое начало, способное возвысить душу любящего. Он показал вечную загадку любви как «величайшую тайну в мире». Он противопоставил большую любовь низменным чувствам, соединив реализм с романтизмом. Авторским эпиграфом к рассказу является название бессмертной бетховенской сонаты, потому что эта музыка раскрыла Вере Николаевне красоту чувства Желткова как редкой ценности и помогла всё понять и почувствовать себя прощённой. Любовь Желткова так же бессмертна, как эта соната. Она заслуживает преклонения.

Чтение учителем конца рассказа под звуки «Лунной сонаты».