Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

На эту скользкую тему меня натолкнул разговор с моей соседкой Зиной. Итак, встреча с утра пораньше на улице.

Все-таки эти приезжие наглые. Просто воруют наших мужчин. Представляешь, приехала одна пенсионерка из Москвы и вышла замуж за грузина - вдовца. И теперь с давлением и оханьем готовит ему чахохбили. Она даже слова этого выговорить не может, но что-то колбасит. И называет его, знаешь как?

- «Атари»! Прямо так бы взяла и придушила. Захватчица и есть.

А в чем, говорю, проблема? Пусть радуются себе на здоровье. «Атари», наверное, наворачивает а-ля чахохбили и не жалуется. Почему вы сами не вышли замуж за этого голодающего вдовца?

Я? Издеваешься? Я в свое время замуж не вышла. А теперь тем более. В 70 лет пора на тот свет собираться, а не замуж выходить. Нет у людей ни стыда, ни совести!

И мы разошлись в разные стороны. Тем не менее разговор запал в голову и я стала опрашивать разных людей, чем можно объяснить такой феномен, что многие грузины женятся на славянках, в то время, как местные женщины при всех своих достоинствах не известно почему остаются не востребованными. Или мне это просто кажется.

Вот несколько мнений.

Тамрико Кикнадзе: Мой старший брат переехал в Россию еще лет 30 назад. Сперва учился, потом служил в армии. Вначале жил в общежитии, потом потребовалась прописка и он перебрался к своей однокурснице из Тамбова, которая имела уже однокомнатную квартиру. Пожил с ней несколько лет.

Мой отец нервничал и звал Ачико сюда. Все-таки единственный сын, на него возлагались большие надежды, подыскивали девочек из хороших семей. Потом Ачико нам объявил, что женится на Вале, так как она беременная. Мой отец чуть с ума не сошел на нервной почве. Жениться на женщине с ребенком от первого брака - это было выше его понимания. С ним случился инсульт, а Ачико все равно сделал, как решил. Нам он объявил, что Валя - самая лучшая. Нам в итоге пришлось смириться и принять Валю с деревянными улыбками. Валя побыла в Тбилиси, но жить здесь ни в какую не захотела. Ачико тоже твердил ей в тон:

И правда, хорошо зарабатывал, высылал родителям деньги ежемесячно и не забывал нас, двух сестер. Иногда приезжал со своим сыном и падчерицей, которая называла его «мой папочка» и даже не знала, что он ей не отец.

Мы спрашивали у него, почему он не женился на грузинке, и называли конкретных девушек, которые соответствовали ему по всем статьям. Он говорил примерно так:

Русские женщины красивее наших и лицами, и фигурой. С ними легче общаться. Грузинки более претенциозны. Я жил с разными женщинами, и никто от меня ничего не требовал.

Что мне сказать, спустя столько лет? Мой брат, по-видимому, счастлив, он сумасшедший отец, очень любит сына. С женой у них по-разному, Ачико ей изменяет потихоньку, и Валя смотрит на это сквозь пальцы. Их брак состоялся. Жаль только моего отца, который никак не может в себя прийти после инсульта, еле ходит, еле разговаривает. Надо было принять выбор Ачико более философски.

А что касается наших женщин… У меня в корпусе ровно половина девушек так и не вышли замуж, хотя все красотки, трудолюбивые и хорошие хозяйки. Хотя есть и такие, кто вышел замуж два - три раза.

Давид: У меня жена грузинка. Живем нормально, у нас двое детей. У нескольких моих друзей жены - славянки. Тут, конечно, есть свои плюсы. С ними намного проще, чем с нашими. И визуально сразу притягивают глаз. Мы, мужчины, не любим, когда на нас давят и грузят ответственностью. Тут не успел месяц просто погулять с девушкой, кино, кафе, туда-сюда, на тебя ее родители уже смотрят как на официального зятя, и попробуй не женись. Целое дело. А мои друзья по несколько лет жили со своими любимыми, и никто их не тащил расписываться. Они в любой момент могли «соскочить». Например, у меня сестра так и осталась не замужем, хотя чудесная хозяйка, красавица и прекрасный специалист своего дела. Но она бы близко не подпустила к себе мужчину с какими-то подозрительными предложениями.

Маико Гагнидзе: Да, есть такая тенденция. Я тоже замечаю, что наши мужчины женятся на русских. Либо привозят их сюда, либо здесь знакомятся с туристками. Лично мне русские женщины тоже нравятся. У них есть чему поучиться. Они красивые, дисциплинированные, хорошо воспитывают детей и очень раскованные. Без комплексов. Думаю, потому они и нравятся нашим мужчинам.

Руслан Стрижак: Ещё вариант. На уровне инстинктов борются два, один требует близкий и родной типаж для воспроизведения потомства, а другой - максимально отличный, для внесения свежей крови. Оба инстинкта работают в каждом, а какой именно окажется сильнее, зависит от внешних факторов.

Юля: Может быть, отсутствие у кандидаток большого количества родственников? У нас мужчины избалованные. Пьяный, худосочный, не работает и пьет. Но ты за ним ещё побегай, а он морду воротит - да ты толстая, да у тебя дети от первого брака… А грузин сам за тобой бегает, и детей в общем-то любит больше, чем средний русский - своих и чужих. И поможет, и комплиментов наговорит, и к интимным отношениям всегда готов. Так что наши дамы к грузинам благоволят, знают, с чем сравнивать. Порой готовы такого красавца на руках носить. А те видят хорошее отношение.

Алена: Я сама коренная жительница Тбилиси, но не заметила такой тенденции. Женятся и на тех, и на других достаточно хорошо. На ком-то не женятся. Очень часто это зависит от желания женщины. Кстати, не все же замуж хотят.

Tatiana Leon: Да я вообще за смешанные браки, я ребёнок от смешанного брака, мой ребёнок от смешанного брака. Сказать, что женятся только на славянках - не согласна, у меня есть знакомый, который женат на японке. Просто те грузины, которые женаты на японках, итальянках, француженках и т. д., почти не видны в Грузии, они просто там не живут! Почему славянки видны, так ближнее зарубежье более доступно, потом в Грузии, я так считаю, после 90-х началась массовая депрессия: везде хорошо, кроме Грузии, и многие разъехались, кто куда, а так как в ближнее зарубежье было легче, вот и получились такие браки, где живёшь там и влюбляешься. Потом пошла волна туристического бума с оханьем и аханьем славянок, как они обожают Грузию и как бы желали жить в Грузии, ну и пускаются чары в ход. Про то, что со славянками легче жить, трудно клеить одни и те же ярлыки на всех, у каждого свой характер, но если спросить об этом европейцев, которые съели собаку, они скажут, что именно славянки более капризны, но не хочется обобщать, что грузинки больше достают мозги, трудно ведь обобщать, есть разные. Но, наверное, в начале ухаживать за грузинками труднее, ведь они выросли с красивыми словами и знают, что зачастую это пыль в глаза, красивые разговоры, вот и не хотят мужики тратить свою энергию.

Анна Мастеркова: Родители славянок меньше вмешиваются в их выбор. В том числе и на экономические условия не смотрят. Ответственность перед семьёй девочки меньше, особенно на начальном этапе знакомства. Безболезненнее можно отойти назад, а на практике быстрее приводит к бракам.

Анна Пучкова: Грузинские мужчины часто влюбляются в славянских женщин, потому что поведение разное и отношение разное. Вот, если мужчина схватил все сумки и понёс, то грузинка глазом не моргнёт: «Он же мужик, он обязан». А славянка, особенно из Москвы, скажет: «Вау, как приятно, спасибо тебе огромное». Она знает, что бывают мужики, которые этого не делают. Если грузинке мужчина предлагает отвезти ее куда-то, привезти откуда-то, то она воспринимает как должное, а славянка как супер заботливого мужчину. Если грузинка рассчитывает на серьёзные отношения, то может мурыжить парня месяцами, не имея интимных отношений, славянка, в большинстве случаев, ради приличия выдержит недели две, а дальше будет иметь полноценные отношения. Для грузинки на первом месте дети и родители в большинстве случаев. Для славянки - мужчина почти всегда в центре ее внимания. При этом, конечно, домашним делам и заботам грузинки посвящают очень много времени и сил, и это не может не восхищать. Все это не без исключений. Встречаются и обратные примеры. Но мужчины объясняют все это примерно так.

Темури: Я не замечал ничего похожего. Как было, так и есть. Главное, не в происхождении, а в финансах. Если материально в семье все стабильно, то и никаких проблем не будет. Сейчас мужчины, если видят, что женщина хорошо зарабатывает, то с удовольствием на такой женятся. И женщины так же мыслят. У меня, например, соседка за китайца вышла замуж и уже ребенок есть. У китайца здесь бизнес. Живут нормально, непонимания точно нет. Я другой человек. Никогда бы не женился ни на ком, кроме как на грузинке. Я очень чту наши традиции, культуру и историю. И считаю, что смешиваться ни с кем нельзя.

Многие респонденты повторяли уже сказанное до них. Все это можно суммировать одной простой истиной - готовых рецептов счастья не существует.

Закончить этот экспромт - опрос мне бы хотелось одной историей.

Марина Куликова: Я хочу рассказать свою историю.

3 июля 2008 года я познакомилась так же через интернет с молодым и красивым парнем. О грузинах, да и вообще о Грузии я мало что тогда знала, мы общались сутками напролет по Скайпу, появились сильные чувства, а потом 08.08.2008 началась война. Я купила билеты, но границы были закрыты, сколько было переживаний, сколько нервов - это всё просто не передать словами. И, о чудо, за два дня до моего вылета границу открыли! Я не сомневалась ни минуты и полетела из Питера в Тбилиси, конечно, транзитом. В аэропорту мне сказали, что мой рейс из Киева перенесли на 12 часов. Связи такой, как сейчас, ещё не было, мне удалось передать сообщение, что я опаздываю. В итоге, когда я летела, в самолёте я русская была одна, НИ ОДНОГО косого взгляда не было, и это 11 сентября! Все бы ничего, но пока я сидела в Киеве, там потеряли мой багаж, и когда я прилетела, все уже вышли, а я ещё писала заявление о потере, не могла выйти к Гио. Он ждал меня 12 часов в аэропорту! Ни он, ни я точно не знали, когда я прилечу, связи тоже не было уже.

Мы провели вместе десять потрясающих дней, а потом, вернувшись, я решила все свои дела и через два месяца приехала на совсем.

08.08.2009, ровно через год после печальных событий, у нас родилась наша Сандра, еще через год - Гио, сыночек. Мы счастливы в браке уже девять лет, для нас каждый день как первый день!

Так что нельзя всех равнять под одну гребёнку: и хорошие, и плохие люди есть в каждой стране! Порядочность не зависит от национальности!

Девочки, не бойтесь любить и быть любимыми.

Всем ДОБРА и ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ!

Я присоединяюсь к пожеланиям Марины Куликовой и желаю всем читателям Sputnik найти свою половину и, самое главное, сохранить взаимные чувства на всю жизнь.

«Вон там это было, прямо рядом бомба упала, - житель Гори Константин Цуладзе показывает из окна своей квартиры на обгоревшие руины военной базы армии Грузии. - Наши солдаты даже сопротивления российским войскам не оказали, сразу разбежались». На вопрос, как он относится к России, Цуладзе улыбается: «Отлично. 8 августа 2008 года - это личная авантюра бывшего президента Саакашвили . Я с вашим народом не ссорился». Ему же вторит экскурсовод М-ария , работница музея, посвящённого Иосифу Сталину: «Когда ваши заняли Гори, из экспонатов ничего не пропало. Все боялись - война, тут ценные вещи, разграбят, но ни один предмет не тронули. И хоть тогда мы натерпелись страху, претензий к вашей стране у меня нет». На улицах Тбилиси вовсю звучит русская речь - за последний год Грузию посетило более миллиона туристов из России. На магазинах - рекламные вывески на русском языке, приглашающие пить «знакомое с Советского Союза» грузин-ское вино и обыгрывающие фразу Вахтанга Кикабидзе из фильма «Мимино» «Ларису Ивановну хочу!». Казалось, после долгой антироссийской истерии под властью Михаила Саакашвили это невозможно. Однако обозреватель «АиФ» убедился сам - у Грузии открылось второе дыхание любви к РФ.

«Кацо, русских уважаем»

«Слушай, генацвале, вся «геббельсовщина», какая против России тут творилась, - её всерьёз просто не воспринимали, - утверждает врач Иосиф Аронашвили , обедая со мной в хинкальной в предместье Тбилиси. - Я знаю людей, работавших на ТВ. Так даже они признавались: «Кацо, мы русских уважаем, но нам платят хорошие деньги, чтобы их ругать и всякую ерунду придумывать!» Вот хочешь, я сейчас скажу хозяину, что у нас в гостях русский журналист, и он тебе сразу бутылку чачи на стол пришлёт? Саакашвили - клоун, это он во всём виноват. Как можно было связываться с такой мощной страной? Россия - слон, Грузия - муравей. Вы всего пару дивизий задействовали, а нашей армии уже не стало. А, не хочу больше про политику говорить. Давай лучше вина выпьем!»

Этим предложением заканчивалось примерно 99% разговоров по всей Грузии. Молодёжь бывшим президентом вообще не интересуется, а старшее поколение (особенно те, кто помнит СССР), кроет «Михо» на чём свет стоит. Республика давно отменила визы для граждан РФ, на работу в турагентства и рестораны не берут без знания русского языка. Саакашвили, в своё время запретивший преподавание великого и могучего в грузинских школах, подложил свинью своему же народу - многим приходится заново срочно изучать русский на курсах, чтобы получить рабочее место. «Я лишился зарплаты ещё в конце 1991 года - первый президент Звиад Гамсахурдия запретил торговлю с Россией, - рассказывает бывший сотрудник винзавода в Телави Гиви Кобалиа. - Типа не дадим русским нашу чурчхелу, хванчкару и виноград - самим надо. В результате производство в Грузии рухнуло на 40%, миллион грузин уехал в Россию - торговать на рынках и вкалывать на стройках. Вот к чему приводят антироссийские выпады - только сами себе навредили. Зачем было снова наступать на те же грабли?»

Фото: / Георгий Зотов

Жителей страны до сих пор бесит фантастическое враньё режима Саакашвили об экономических достижениях Грузии - ими, как мы помним, наивно восхищались некоторые политики в России. Да, центр Тбилиси отлично отреставрирован, но это сплошные потёмкинские деревни: фасад дома сделан замечательно, а сзади пальцем ткни - рухнет. Обветшавших зданий в столице республики полно, и, похоже, их не ремонтировали со времени распада СССР. «У меня дома с 1991 года воды нет, - объясняет мне старик, вышедший во двор с ведром. - Ни горячей, ни холодной - вот хожу и набираю!»

«Саакашвили сваливал на Россию любые проблемы Грузии, - усмехается бизнесмен Авессалом Чакветадзе. - Нет воды дома? Виновата российская агрессия. Людей увольняют с работы? Русские строят против нашей демократии экономические козни. За отопление дорого платить? Проклятый Кремль продаёт газ по спекулятивной цене. Охрана главы МВД избила невинного человека до смерти? Не было такого, это всё ужасная российская пропаганда. За 10 лет бывший президент вконец заездил пластинку, в итоге людям это страшно надоело. Стали раздаваться голоса - так и зачем враждовать с Россией? Когда мы с ней дружили, жизнь была намного лучше, а Америка нам что-то не сильно деньгами помогает. Наше вино в США и ЕС оказалось даром никому не нужно. Последствия ссоры, экономических санкций и войны с Россией мы расхлёбываем и сейчас - Грузия остаётся очень бедной страной, средняя пенсия тут - 150 лари, или 3500 руб. И да, я тоже считаю - это Саакашвили воевал с российской армией, а не грузины. Я тогда войну не поддерживал совершенно».

«Пропаганда, генацвале»

В то же время Музей советской оккупации, помпезно открытый в Тбилиси в 2006 году экс-президентом Грузии, по-прежнему работает. Вход туда бесплатный (в отличие от музея Сталина в Гори), но посетителей нет. «Гости из России сюда не приходят, иностранцев тоже мало, разве что группу американских туристов экскурсовод приведёт», - рассказала сотрудница выставки. Кстати, само здание музея (как и весь центральный проспект Руставели) построено в XIX веке российским наместником Кавказа - графом Михаилом Воронцовым . Я спрашиваю о нём грузинскую молодёжь, юноши и девушки пожимают плечами - им ничего не говорит это имя. Зато про «советских оккупантов» они осведомлены прекрасно, в школе рассказывают. Тем не менее видно - многие грузины хотят помириться с Россией, поэтому в разговорах старательно обходят и саму августовскую войну 2008-го, и унизительный разгром грузинской армии за пять дней: ведь Саакашвили годами уверял всю страну, что «мы стоим по боевым качествам на уровне НАТ-О». «Американцы нам голову задурили, а все и поверили, - в серд-цах говорит мне крестьянин в селе у Гори. - Э, да нужны мы им! Нас русские 200 лет назад спасли от персидской резни, а нам талдычат - они Грузию оккупировали! Пропаганда, генацвале».

Я сижу в кафе на улице Леселидзе - советского генерал-полковника, участника Великой Отечественной и Героя Советского Союза, оборонявшего от нацистов Закавказье. Конечно, её тоже переименовали в рамках «реформ» Михаила Саакашвили, но тбилисцы называют адрес по-старому. За соседним столиком общается русская пара. «Вот видишь, - говорит парень девушке. - А ты боялась - типа тут война с нами была, русских наверняка ненавидят. Ничего подобного».

Глядя на Грузию, понимаешь: несколько соседних республик, которые нас так не любят, что - опять процитирую «Мимино» - «аж кушать не могут», через какое-то время обязательно «протрезвеют» и схватятся за голову. «Но пока не будем расслабляться, - улыбаюсь я своему собеседнику из грузинских депутатов. - Вдруг вас ещё какой-нибудь пропагандой окрутят». Тот откровенно морщится. «Слушай, дорогой, хватит про политику! Давай лучше выпьем за дружбу хорошего вина!»

Рыжих людей на Земле мало, их всего около 2% населения Земли. Многие наблюдатели действительно уверяют, что среди грузин есть светлые и рыжие люди, и что в Грузии существует миф о том, что раньше местное население всё поголовно было высокими, голубоглазыми блондинами. Но правдив ли он?

Миф породила молва?

Рыжие волосы редко встречаются у черноволосых народов. Происходит это вот по какой причине: дело в том, что мутация гена MC1R, которая отвечает за огненный цвет волос, должна оказаться у обоих родителей. Только тогда у них появится рыжеволосый ребенок.

Ген этот - рецессивный, то есть оба родителя могут быть жгучими брюнетами и иметь явные признаки грузинской национальности. Представьте себе, каково же удивление родных, когда дитя рождается с рыжими волосами. Такое не только запоминается, но и расходится молвой по селами и деревням. И если отцовство неоспоримо, то оправдание одно – все дело в предках. Это они были рыжими, высокими и голубоглазыми.

Вторжение с севера

С другой стороны, нельзя отрицать, что на Кавказе действительно встречаются люди местных национальностей: грузины, горские евреи, армяне и горцы, – обладатели светлых глаз и светлых волос, в том числе, рыжих.

Антрополог Иван Пентюхов, проводивший исследования в начале прошлого века, сообщал, что действительно, в западной части Кавказа и на побережье Черного моря существует тип кавказцев с ярко выраженной европейской внешностью: светлыми глазами, светлыми волосами и круглыми лицами.

Он связывал появление такой нетипичной внешности с пришлым населением, которое, возможно, спасаясь от голода или войны, явилось на Кавказ с севера. В отдаленных районах такое население могло сохраняться столетиями, перенимая у местных народов культуру, но не смешиваясь с ним.

В пользу такой версии можно указать на таинственный, немногочисленный народ в Грузии – сванов, которые живут высоко в горах Грузии близко от черноморского побережья и часто являются обладателями голубых глаз и светлых волос.

Норманнский след

Есть версия, что это могли быть потомки древних викингов, которые еще до того, как уйти на север, в Скандинавию, жили в Приазовье. Еще 1899 году норманист Вильгельм Томсен заметил этимологическую связь северокавказских языков со шведским и датским.

Наконец, есть предположение, что черты северных народов принесли с собой русские, а буквально двести лет назад население Кавказа было более однородным.

Славянские рабы

Ещё одна версия, которая может объяснить наличие светлых волос и голубых глаз у кавказцев - это торговля рабами. Довольно часто воинственные народы Северного Кавказа делали набеги на своих северных соседей и умыкали пленников: мужчин и женщин. Мужчин продавали османам, а рабынь часто оставляли в наложницах.

Правда, это ничего не проясняет про грузин, потому что они довольно рано, в IV веке приняли христианство и рабами не торговали.

Замкнутость общин

В Грузии живут грузинские евреи. Они попали сюда после пленения Навуходоносором, который увел их в Персию. Известно, что народ этот не часто женится на посторонних, а по большей части живет замкнутыми общинами, в которых рецессивные гены проявляются быстрее.

И если в таком закрытом обществе есть ген рыжих волос, то в конце концов он проявится у большинства его членов. Известно, что в Грузии рыжеволосые евреи встречаются чаще, чем в других местах. Возможно, проявление рецессивных генов рыжеволосости происходит в замкнутых общинах грузин, живущих в горах. При этом антропологически они могут не отличаться от своих родичей.

Таинственные Албанцы

Государство Кавказская Албания, которое согласно авторам античности, было населено высокими, белокурыми и светлоглазыми людьми, возникло на территории Азербайджана во II веке н.э и распалось под ударами арабских завоевателей в X веке.

Албанцы жили между Иберией (Грузией) и Каспийским морем и оказали влияние на формирование армянского, грузинского, азербайджанского и некоторых других народов Кавказа. Так как Албания граничила с Иберией, грузины могли смешиваться с албанцами, перенимая у них светлые волосы и глаза. Позже народ просто растворился в темноволосом местном населении, но время от времени появляются дети – носители древних генов.

По мнению профессора Ролана Топчишвили, наиболее вероятными преемниками албанцев является народность удины, среди которых много светловолосых людей.

Сарматы

И наконец, есть предположение, что светлые волосы кавказцев, в том числе и грузин, могут быть связаны с неведомым народом, чьи гробницы находят в могильниках степных районов Дагестана и в Чечне. Этот антропологический тип до сих пор встречается на Кавказе, а ближайшими родственными народами являются сарматы.

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образованиеИберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.