ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ТАТАРЫ ОТ БАШКИР - ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ У НАРОДОВ (О НАС ПИШУТ) Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские. Волжские. Чулымские. Кузнецкие. Горские. Сибирские. Ногайские и пр. Краткий экскурс в историю Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Древняя Казань Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа: Светлые европеоидные. Понтийские. Сублапоноидные. Монголоидные.

Татарин Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Башкирская семья (Семья М. Рахимова) Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных: Южно-сибирский вид. Субуральский. Понтийский. А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Татарка Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.

Татары Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.

Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе . Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:

  • Крымские.
  • Волжские.
  • Чулымские.
  • Кузнецкие.
  • Горские.
  • Сибирские.
  • Ногайские и пр.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни . Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Национальная одежда

Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.

Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.

Языковые различия

Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

Отличия в лексиконе

Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать.

Различия в фонетике

В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходств, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления . Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

Выводы московских генетиков о том, что у крымских, сибирских и поволжских татар нет общего предка, ошибочны, уверен известный химик, экс-профессор МГУ и экс-профессор Гарвардской школы медицины Анатолий Клесов. В интервью «БИЗНЕС Online» русско-американский ученый рассказал о поисках 13 млн рублей на исследование татар, происхождении русских от трех основных родов и отличии ДНК-генеалогии от популяционной генетики.

«ЧИНГИСХАН ПРИНАДЛЕЖАЛ К ОДНОМУ РОДУ, А У ТАТАР МАССА РАЗНЫХ РОДОВ»

Анатолий Алексеевич, группа ученых во главе с Олегом и Еленой Балановскими изучали татар Евразии. Мы писали об этом материал, но реакция местных историков, этнологов Татарстана была негативной, текст собрал много комментариев. Вы согласны с выводом генетиков, что у крымских, сибирских и поволжских татар нет общего предка?

Нет, не согласен. Я писал в «Вестнике Академии ДНК-генеалогии», почему так думаю. Для начала неправильна сама постановка вопроса, потому что у всех татар - и крымских, и астраханских, и касимовских, и сибирских, и мишарей, и других - набор родов. У них не может быть общего предка. Каждый род - свой общий предок. Так что всегда есть букет общих предков. Поэтому говорить, что татары не имеют общего предка, нет смысла, потому что у них и не может быть общего предка. Это как у русских есть три главных рода. Говорить, что у русских есть один общий предок, тоже бессмысленно.

Вопрос генетиков неправильно поставлен, надо спрашивать: а более или менее общий набор предков у всех? Не общий предок один, а если общие предки по их набору более-менее одинаковы и там и там, то между ними есть, безусловно, связь. А то, что написано в той статье [Балановских], неверно, поскольку неверен и сам вопрос. Поэтому татары и возмутились - они же все одно-единое сообщество. Как говорится, когда наших бьют, то неважно, общие ли предки. В такой ситуации, защищаясь, мы за наших и жизнь можем отдать. Русские или советские воины на поле битвы бились не за то, что у них общий предок, а за то, что наших бьют.

Сама татарская популяция составная, но везде эта составная похожая. Моя статья в «Вестнике» направлена вовсе не против Балановского, просто я считаю, что его постановка задачи неправильная. Так что понимаю, почему статья была встречена возмущением. Надо осторожно относиться к таким вопросам. Одно дело - сухое научное изучение, другое - объяснение, какие у татар роды, какие общие предки и когда они разошлись, как татары из Золотой Орды попали в Литву и теперь говорят не на тюркских, а на литовском, польском и белорусском языках. Как так получилось? В общем, масса интереснейших вопросов.

- У вас есть ответы на эти вопросы?

Нет, но есть часть. Я этим специально не занимался. Но мы уже сформулировали татарский проект. В этом году я хотел полететь к крымским татарам, чтобы подключить их к нему, но они оказались не готовы. Наверное, из-за того, что оказались не готовы московские татары. В июне я перед последними выступил - сделал первый шаг, чтобы их подготовить.

Наше издание особенно интересуют казанские татары. У вас есть представление, откуда они пришли? Генетик, член-корреспондент РАН Евгений Лильин мне как-то сказал: «Попробуй какому-нибудь татарину скажи, что Чингисхан не был родственником всех татар, сразу в морду получишь». Так вот откуда же они явились? Какие есть гаплогруппы?

Чингисхан принадлежал к одному роду, а у татар масса разных родов. Так что не могут все татары быть потомками Чингисхана. Кто-то - да. Но это всего лишь одна линия. Я понимаю, что это может раздражать татар, но похоже, что Чингисхан даже не был монголом. Буквально через 10 лет после его смерти вышла книга обстоятельного арабского историка, который изучал Чингисхана. Так вот он писал, что Чингисхан совершенно не имел особенностей степняка, степняком он, похоже, никогда и не был. Когда за ним гнались, он бежал и прятался в лесах и неплохо там ориентировался, его любимым занятием было собирать грибы и ягоды. Вы найдите мне монгола, который в лесах собирает грибы и ягоды. С братом они неводом ловили рыбу. Найдите степняка, который ловит рыбу. Там много таких фактов. Тем более он был буржегин - голубоглазый, что тоже как-то не очень вяжется. Кем он был, я не знаю, но складывается впечатление, что либо он был в группе R1a, либо R1b (названия гаплогрупп - прим. ред.). Но то, что он не был степняком, скорее всего. Потому это никак не должно расстраивать татар, поскольку у них есть и R1a, и R1b. То есть он вовсе не чужд по родам татарам. И вот если мы это узнаем точнее, то, я думаю, татарам будет интересно.

А вот у сибирских, поволжских и литовских татар действительно набор общего предка близок друг к другу.

«КАК ТОЛЬКО КАКАЯ-ТО ОДНА НАУКА ПЫТАЕТСЯ НАВЯЗАТЬ ДРУГИМ СВОЕ РЕШЕНИЕ, ВСЕГДА ЕСТЬ НЕСОГЛАСНЫЕ»

- Говорят, что у крымских татар предки совсем иные.

Нет, у них такие же группы R1a, но другое дело, что крымские более задробленные - родов больше, чем у других, то есть смеси много. Но в Крыму и греки были, и кого только не было. Так что крымские татары могут быть более многоплановыми в своем происхождении.

Считаю, что татарами надо заниматься, это сложная проблема. Поэтому мы сделали татарский проект и ждем, когда он заинтересует самих татар. Тогда можно будет более детально обсуждать проект, все эти вопросы, организацию, то, как сделать технически. У нас есть лаборатория. Вопрос: как обеспечить финансирование? Мне не хотелось бы с каждого татарина брать деньги, а хотелось бы, чтобы правительство Татарстана сразу выделило крупную сумму денег. 13 миллионов рублей - это не гигантские деньги для Татарстана, можно уже тысячу человек изучить. Можно будет сделать тысячу казанских татар, тысячу - астраханских, тысячу - крымских, тысячу - литовских, и это уже будет группа, которой в мире и близко нет по объему материала. Вот тогда будет масса вариантов для обсуждения. Я бы хотел, чтобы инициатива исходила от самих татар.

Но исследование надо проводить при участии татарских лингвистов, археологов, этнологов, антропологов, кого-то из правительства, чтобы добиться консенсуса по каждому вопросу. Конфликты нам не нужны. Давайте вместе сядем и будем обсуждать. Можем оказаться не правы в интерпретации - замечательно, давайте вместе искать решение. Поддержка нужна отовсюду. Я знаю по опыту, что как только какая-то одна наука пытается навязать другим свое решение, всегда есть несогласные.

Так все-таки остались какие-то монгольские следы в татарах или русских? Генетики говорят, что таких следов нет.

Если и есть, то на очень малом уровне. Допустим, 100 лет назад какой-то монгол приехал учиться в институт и остался. Технически такие следы могут быть. Но нет данных, чтобы монголы были заметны. Среди русских татарской крови тоже крайне мало. Поэтому поговорка «Поскреби русского - найдешь татарина», которую ввел великий историк Николай Карамзин, неправильна. Он тоже жил по понятиям: исходил из того, что было иго, было вторжение, было насилие, должны были рождаться дети. Поэтому в русском везде есть татарский след, поскреби - найдешь. Ни то, ни другое, ни третье неправильно, потому что в группе, наиболее представленной и у русских, и у татар, - это R1a, R - это большой род, а у него есть подрод - R1, а там есть еще один подрод. Так вот он у русских и татар разный. У них разные индексы. У русских в основном Z280, а у татар - Z93. Они произошли от одного общего предка, но Z280 - это одна линия, а Z93 - другая. Они разошлись примерно 5 тысяч лет назад, задолго до тех времен, когда было иго. Генетики, изучая мутации, выстраивают филогенетическое дерево - какая мутация когда произошла и какая веточка откуда пошла. Получается как дерево. Так вот 5 тысяч лет назад был общий предок и для Z280, и для Z93. Вот тогда разошлись линии, которые стали доминирующими у русских и татар.

- Почему они разошлись? Есть предположения?

Они все время расходятся. Почему дерево расходится на ветки? Так получилось.

«ВСЕ ЭТО БАСНИ, ЧТО СКАНДИНАВЫ ЖИЛИ НА РУСИ»

- Так кто же общий дальний-дальний предок?

Наиболее древний, который изучен уже неплохо, - это Z645. Он жил 5,5 тысяч лет назад. По всем данным это было начало ариев. Про их происхождение написано в книге Льва Самуиловича Клейна. Так что никакого отношения к фашизму, как некоторые горячие головы говорят, это историческое древнее племя не имеет. Данные историков, лингвистов, этнологов сходятся в том, что 5,5 тысяч лет назад было единое племя, которое имело метки в ДНК-генеалогии, оно говорило на языке индоевропейской группы. От них 5 тысяч лет назад разошлись ветви - Z280, Z93 и Z284. А Z284 - это скандинавы, данная группа там и осталась, никуда и не ходила. Так что все это басни, что скандинавы жили на Руси.

- То есть вы не сторонник норманнской теории?

Абсолютно. Этого нет вообще и быть не может. У скандинавов четко выраженные метки, у русских их вообще нет. Скандинавы сюда не ходили, чтобы было заметно. А где они есть, там тьма меток - само собой, Швеция, Норвегия, Дания, север Франции и все Британские острова. Там их тьма. Они ходили в ту сторону, но не в нашу. Так что все это байки, что их тут было много, десятки тысяч человек, что они ремесла принесли и прочее. Нет их! Когда я об этом говорю популяционным генетикам, они молчат и не оспаривают, но и не комментируют, потому что это не согласуется с принятой концепцией. Популяционные генетики, в том числе Балановские, ни на шаг не отходят от принятой концепции.

«Чингисхан принадлежал к одному роду, а у татар масса разных родов. Так что не могут все татары быть потомками Чингисхана»

«ХОТЬ НЕМНОГО ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН СРЕДИ ТАТАР ПОЧЕМУ-ТО МОЖНО НАЙТИ»

- Возвратимся к предку русских и татар, к общему роду. Расскажите, он все время жил на этой территории? Откуда он появился?

Виден выраженный вектор движения потомков группы Z645, они прошли огромным путем на восток до Алтая и дальше в Китай.

- Откуда они шли? С Балкан?

Похоже, что с Балкан. Это не совсем еще понятно. Но они шли явно из Европы, видимо, с Балкан. Они шли на восток. В ходе этого движения они образовали Z280 и Z93. Z280 - это северная часть примерно от Беларуси до Урала. А Z93 - южная часть. Так получилось, что одни пошли туда, другие - туда. Группа Z93 двигалась по лесным и лесостепным территориям, дошла до Урала через Среднюю Азию, она пошла в Индию, Иран, Китай, на Ближний Восток и стала алтайскими скифами. Это все родственники татар, более близкие, чем русские, поскольку они все Z93. Хотя все происходят от общего предка, но татары на шаг ближе как раз к тем самым, которые передвигались. Враги бы сказали, что русские были ленивы, сидели на одном месте на севере и никуда не передвигались. А Z93 прошли гигантский путь, видимо, они были более пассионарные по какой-то причине. Вот от них татары и произошли, потому что у них доминирует Z93. Когда дошли до Алтая, они стали скифами, так их назвали историки. Затем они пошли обратно, стали кочевниками, от них образовались и киргизы. Это огромная пассионарная группа, именно они создали Иран и персов, они создали древнюю Сирию. В Сирии было Митаннийское царство, это тоже были Z93. В Иране - Z93, в Индии высшие касты - Z93, киргизы, таджики и пуштуны - Z93.

То есть Z280 остались выше, они продвигались на Балтику - появились балтийские славяне, у них был свой ареал, они ходили на юг, в Адриатику. Венеты и венеды - это все Z280. Поэтому получилось, что русские, поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки и другие - это огромный ареал Z280. У них была самая первая фатьяновская культура - это фактически древнерусы. Так что Z280 и Z93 - две параллельные ветви, они практически не пересекались.

- Но татары достаточно разнообразны по внешности. Чем это объясняется?

Это объясняется тем, что нигде не бывает однородности. Зашли Z93 на русские земли, потом женились или на русских, или на польских, или на украинских женщинах. Они же не были изолированы. Так к ним попали славянские линии, особенно западно-славянские. Это даже не Z280 и не Z93, а M458 - это западные славяне. У татар они тоже представлены на 10–15 процентов. На самом деле правильнее было бы сказать, что есть три основные группы: Z280 (как бы северные русские и центральные), Z93 (татары и восточная часть) и М458 (западные славяне). Поэтому здесь поговорка «Поскреби русского - найдешь татарина» неверна: скреби не скреби - не найдешь.

- Тогда поскреби татарина - найдешь русского, получается?

Да, получается, хоть немного западных славян среди татар почему-то можно найти, а также некоторых русских. Тем более было много смешанных браков. Причем у меня такое ощущение, что чаще татары брали русских жен, чем русские мужчины - татарок. Татары могут со мной поспорить, может, будут правы, но у меня такое ощущение по данным цифрам, что это скорее женщины пришли к татарам. Но это тоже надо изучать, я бы не стал на этом настаивать. Так что картина сложная, интересная.

«МУЖЧИН - ПОТОМКОВ БУЛГАР В ВЕНГРИИ ВСЕХ ИСТРЕБИЛИ»

- Что скажете о булгарах, к потомкам которых причисляют себя татары?

Об этом сейчас много говорят, но мало изучают. Идеально было бы поднять булгарские захоронения (а таких полно), музеи полны костями. Из них извлекается ДНК, и сразу видно, кто это такие - Z280, Z93 или кто-то еще, а может, и М458. Я никак не могу этого отрицать.

Булгары прошли от Урала и Волги до Венгрии. Парадокс в том, что хоть булгары прошли в Венгрию, принесли туда финно-угорские языки, образовали Венгрию, но мужчин этой группы там нет. Есть такие легенды, что татаро-монголы их истребили. Когда к ним пришли, они не сдались, не стали платить дань, вступили в сражение, а у татаро-монгол был принцип: или город сдается, или уничтожается. Поэтому, похоже, мужчин-потомков булгар в Венгрии всех истребили, а женщины продолжали передавать язык. Часто этот факт недооценивают, что женщины через детей передают язык.

Если поднять кости, то будет понятно, кто эти булгары, какой был маршрут, ведь они шли, остался шлейф, а по нему ясно, кто были эти люди.

- Так к нынешним татарам они имеют отношение?

Вот это и надо выяснить. Татары верят, что имеют. Как правило, если верят, значит, есть основы, дыма без огня не бывает. Думаю, что так, скорее всего, и сложится. Маловероятно, чтобы устойчивые легенды и мифы вдруг оказались неверными, редко так бывает.

- Так раньше были уверены, что и земля плоская, что оказалось не так…

Конечно, бывает, поэтому всегда приходится осторожничать. Так ведь наука и строится: пока вот так, а завтра новые данные появляются.

«Мужчины передвигались более компактно, женщины, как правило, приходили в селение к мужу Поэтому у женщин труднее проследить их исторический конкретный след. Женщина все время крутит карусели»

«У РУССКИХ ТРИ ГЛАВНЫЕ ГРУППЫ - R1A, I2A И N1С1»

- В Татарстане живут не только татары, но и русские. Насколько русские однородны? И кто такие русские?

Русские - это семья трех основных родов и множества малочисленных. Как и у любого этноса, есть доминирующие, а есть менее доминирующие. Взять тех же литовцев и латышей. Пришли русские на Балтику и добавили свои линии. Как показывает опыт, у русских предки гораздо более древние, чем балты. Раскопки показывают, что те ордена жили там еще 8 тысяч лет, когда финно-угров и в помине не было. Вот они пришли и образовали семью. Так что на Балтике в основном две группы - R1a и N1с. Что касается второй, то и якуты той же группы. Кажется, какая связь между якутами, латышами и литовцами? Опять же женщины меняют антропологию. Там были монголки, от них пошли дети монголоидной внешности, несмотря на то что первоначально якуты могли быть европеоидными. Приведу в пример Александра Пушкина: у него же негроидная часть, но у него R1a. Вот Ганнибал через женские линии принес Пушкину негроидность. А исходная гаплогруппа - R1a.

Если пойдете куда-то в русские деревни, там не найдете много негров, американских индейцев, австралийских аборигенов - не дошли они. Свои обычно женятся на своих. Если взять русского, вряд ли он будет женат на монголке, у монголов даже эталон красоты другой, например, лицо как луна, а у русских - совсем другой: тургеневские девушки не имели такого лица, как луна. Да и вообще эталоны красоты в каждом этносе свои. Поэтому и женятся на своих, как правило, если это, конечно, не похищение. Даже по татарам видим, какие все разные бывают.

А русские сложились из трех разных родов. Один из них - те, кого можно лингвистически назвать восточными славянами, - R1a-Z280. К ним добавился подрод - тоже R1a, но уже М458 - западные славяне, их очень много в Беларуси, Польше, но их очень много и среди русских. В принципе, все одинаковые, но доли несколько различаются. Второй род - южные славяне, дунайские - те, о которых «Повесть временных лет» рассказывает. Это гаплогруппа I2a. Они самые молодые, образовались только 2 тысячи лет назад. Но на самом деле они очень древние, их находят еще со времен ледника, но их истребили, и мы видим тьму костей в раскопках, а среди современных людей они проявились только 2 тысячи лет назад. Кто-то выжил, дал обильное потомство. А когда смотришь, где был общий предок, - всего 2 тысячи лет назад, затем разрыв - и нашли ископаемые 7–8 тысяч лет назад. Если когда-либо признают Велесову книгу, то получится интересная вещь: Велесова книга - это восточные славяне, а «Повесть временных лет» - южные славяне.

А третья группа N - это как раз балты, поморы, коми. Данный вектор тоже пришел с Алтая, но другим путем - северным. Они прошли от Алтая на север, прошли вдоль Уральских гор и где-то через них перевалили. Вообще, с Алтая вышли и R1a, и R1b, и N, и Q. Это вообще была такая колыбель народов, детский сад, скажем так. Оттуда действительно вышли многие. Группа Q тоже вышла с Алтая, пошла на север через Берингов пролив и стала американскими индейцами. R1a пошла оттуда же южным путем и ушла в Европу. R1b также пошла с Алтая, но через Северный Казахстан, Поволжье, тоже ушла в Европу. А N, как я уже сказал, пошла на север и разошлась: одни стали финнами, другие - литовцами и латышами, а третьи - булгарами. Изучение древних останков и современных народов дает более четкое представление, кто и куда ходил.

Так что у русских три главные группы - R1a, I2a и N1с1 (в этом году переименовали в N1a1). Эти три главных рода сложились в славян, хотя есть три разных рода. Так что сербы - наши, болгары - в целом тоже. То же самое поляки. Но поляков и русских разъединила религия, на самом деле люди это одни и те же.

- Я знаю, что вы считаете: русские, украинцы и белорусы - один народ.

Данные это доказывают. И поляки туда же. Но я обычно поляков не упоминаю, потому что они людей меньше интересуют. А на самом деле и поляки, и чехи, и словаки, и восточные германцы - родственники. В Восточной Германии бывшие славяне тоже все «мечены». Там же были сплошные славянские земли. Помните, Пушкин писал про остров Буян? Так на самом деле Руян, он же Рюген - славянский остров. Когда Илья Сергеевич Глазунов там был во время раскопок, он спросил, что нашли, а ему археологи ответили: «Тут до магмы все славянское». Так оно и есть. Там же было огромное поселение язычников. Их штурмовали западные, чтобы христианство навязать, там они и погибли. Потом, если вы возьмете от Берлина выше до Балтики, посмотрите названия городов и городков: все же славянские - оканчиваются на -ов и -ев, так по фамилиям и называли. Я, когда об этом рассказываю, говорю, что во время трагедии Великой Отечественной войны свои против своих воевали: R1a - бывшие славяне - там и тут. Это была бы гражданская война, если бы люди знали, что они братья на самом деле. Восточные немцы больше похожи на русских, те, кто там бывает, видят абсолютно другой психотип, нежели в Западной Германии.

«У ТАТАР БОЛЬШЕ ПОХОЖЕСТИ В СОВОКУПНОСТИ, А БАШКИРЫ СДВИНУТЫ В СТОРОНУ, ОНИ НЕ ТАТАРЫ»

Группа Балановских исследовала татар Поволжья и пришла к выводу, что доминирует группа N1c и R1a, меньше R1b. Согласны с таким раскладом?

Это означает, что в этой выборке, которую исследовали, такой расклад. Если взять другую и получится то же самое, значит, все правильно. А могут идти передвижки в другую сторону, что тоже бывает. Это лишь описательная модель.

- А вот Рафаэль Хакимов заявил, что исследованием генофонда татар заниматься бесполезно без знания истории.

Правильно.

- Но вы же знаете, что история - наука во многом политическая.

Я бы так сказал: изучение народов должно включать непременно совокупность сведений по истории, лингвистике, ДНК-генеалогии, антропологии. Каждое в отдельности может завести нас не туда. Но такого, к сожалению, почти нет. Однажды академика Иванова спросили: почему при ваших исследованиях истории, лингвистики вы не рассматриваете данные антропологии? А он говорит: «У них другое получается». Вот в чем проблема, а должно быть одно и то же.

- А какова связь татар и башкир?

Много общего, тоже доминирует R1a и Z93, но у башкир больше R1b, это другая подветвь. Откуда они появились, надо тоже еще выяснять. Я бы сейчас не стал давать объяснение, потому что много еще неясного. Но у них некий перекос по совокупности разных родов. Я бы сказал, что у татар больше похожести в совокупности, а башкиры сдвинуты в сторону, они не татары.

- Но татары есть и сибирские, и астраханские, и прочие.

Вопрос стоит: что между ними общего?

Так у них только название общее?

Не только название. То же самое и славяне - общее не только название, но и язык, хотя история расходится в разные стороны. Поэтому башкиры во многом похожие на татар, но другие по совокупности родов. У них много R1b, чего у русских только 5 процентов, у татар тоже немного. Так что мы можем только гадать, откуда они появились. Либо это древние группы, либо пришли в Средние века, при Петре типа демидовских людей, военные специалисты, и они принесли свою группу из Европы. Например, возьмем для аналогии литературный персонаж Фандорина - он голландец, принес свою голландскую группу в Россию, пошли дети, сам главный герой Фандорина уже русский, а у него, скорее всего, R1b была.

- Y-хромосома передается только по мужской линии. Значит ли это, что свое происхождение могут выяснить только мужчины?

Нет. Y-хромосома - это метка мужская. Почему она используется более широко? Потому что мужчины передвигались более компактно, женщины, как правило, приходили в селение к мужу, они не передвигались строем, не ходили куда-то колоннами, не было отдельных женских миграций. Куда бы они отдельно пошли? А мужские миграции были. Например, армия Александра Македонского от Греции до Индии шла, от них остаются и шлейф, и ископаемые, а женщины вокруг все время. Возьмите гарем: там есть хозяин, если евнух правильный и не испортит картину, то у всех будет одна Y-хромосома хозяина гарема, а от каждой женщины своя, то есть в потомстве будет тьма митохондриальных ДНК и только одна Y-хромосома. Поэтому у женщин труднее проследить их исторический конкретный след. Женщина все время крутит карусели.

«Я И НЕ ШПАГОГЛОТАТЕЛЬ, Я И НА ГЕНЕТИКУ НЕ ПРЕТЕНДУЮ»

- Упомянутые в нашей беседе генетики Балановские вас критикуют, считают лжеученым. Почему, как думаете?

Это, если говорить прямым текстом, небольшая, но крикливая группка. А есть большой сегмент моей молчаливой поддержки. Балановские осуществляют весьма агрессивные нападки на ДНК-генеалогию и на меня лично. Этому есть несколько причин. Когда я начал заниматься ДНК-генеалогией, а это моя профессия…

- Они же говорят, что нет такой науки, как ДНК-генеалогия.

Добро пожаловать в науку. Не было же и квантовой механики недавно. Науки появляются, люди создают новые направления, появляется своя методология. Науки не подразделяются по объектам. Скажем, физики изучают атом водорода одним способом, а химики - другим. Поэтому химики плохо понимают физиков, и наоборот. Был такой лауреат Нобелевской премии по медицине Альберт Сент-Дьерди, он сказал: «Дайте химику динамо-машину, и первое, что он сделает, - растворит ее в соляной кислоте». Понимаете? Химик растворит в соляной кислоте, потому что его задача - проверить, из чего она состоит, какие там есть элементы. Так же и ДНК-генеалогия. Популяционная генетика - это одно, а ДНК-генеалогия - совершенно другое. Вся суть в том, что ДНК-генеалогия - это другая область.

- Это не популяционная генетика?

Да, не популяционная генетика, у нас другая методология, другие расчетный и описательный аппараты. В энциклопедиях написано, что главная задача популяционной генетики - найти связь между генотипом и фенотипом. Гененотип - это ваши гены, ДНК, а фенотип - это то, как вы выглядите, а также какие у вас есть наследственные болезни. Взять, например, евреев, у них есть много наследственных заболеваний, а у татар - совсем другие наследственные заболевания. Почему? Вот вопрос популяционной генетики: что у них разного, что, скажем, букет заболеваний другой? Вообще фенотип - это проявление генотипа. Цвет волос, антропология - вот вопросы популяционной генетики.

- А вы этим не занимаетесь?

Абсолютно нет. Мы вообще генами не занимаемся.

- Так связь между генотипом и фенотипом есть?

Конечно, есть. То, как вы выглядите, - это отражение ваших генов, то, что дали папа и мама. У вас же не черный цвет кожи, вы же не негритянка. А если бы папа был негром (или мама), так у вас была бы выраженная метисность, а то и вообще черный цвет кожи. Есть гены, отвечающие за цвет кожи, за ширину носа, надбровные дуги, за форму шеи - все отражено в генах. Этим ДНК-генеалогия не занимается. Дело в том, что ДНК-генеалогия вообще не занимается генами, а популяционная генетика - это даже по названию генетика. В науке же принято, что второе слово определяет науку. Скажем, физическая химия - это химия, а химическая физика - это физика.

- Так чем же занимается ДНК-генеалогия?

Популяционные генетики тоже занимаются ДНК, но по-другому, более описательно. Что делает популяционный генетик? Он приезжает, допустим, в деревню Гадюкино Ярославской области и записывает: носитель гаплогруппы такой-то - такой-то процент, другой - такой-то процент. Они делают описательную информацию, но это не есть ДНК-генеалогия. А генеалогия - это историческая наука на самом деле, но базирующаяся на ДНК.

- Так вы ведь тоже изучаете Y-хромосомы?

Да, но я изучаю фрагменты ДНК, выделенные их хромосомы. В целом хромосомы мне не так интересны. Генами мы не занимаемся. Что такое ДНК-генеалогия? Когда на основании ДНК изучаются фрагменты и они показывают, кто был предок человека, куда он передвигался, какие на этом пути были археологические культуры, на каких языках говорили те люди. Это вообще не генетика, поэтому направленность совсем другая.

Я по происхождению химик с немалым опытом работы в медицинских науках. Я генетикой никогда не занимался. И когда критики пишут, что он, мол, не генетик, я говорю: «А какая разница? Я и не шпагоглотатель, я и на генетику не претендую». Поэтому упрек в том, что я не генетик, смешной. Я не претендую на генетика, я химик, человек, который занимается медициной, раковыми заболеваниями, их причинами, воспалительными патологиями, за что получаю большую часть зарплаты. Поэтому я могу оплачивать ДНК-генеалогию. Так что к генетике я отношения не имею. А генетики не понимают, видимо, совершенно. Говорят, что неспециалист полез в генетику. Да не полез я! Я в ней не понимаю, не собираюсь разбираться. Мне она не нужна, на это есть тысячи генетиков. Я занимаюсь тем, чем, кроме меня, никто заниматься не может. Я всегда работаю на стыке наук.

- Какие это науки? История…

Основная - физическая химия. Я как физикохимик занимаюсь закономерностями мутаций ДНК, а мутации ДНК определяются законами скоростей. Смотрю на ДНК и вижу: вот мутации, почему-то на одних участках они медленно идут, на других - быстрее, а на третьих - еще быстрее. Генетики такого не делают, а это моя специальность. Я, например, разрабатываю компьютерные программы, которые позволяют не вручную считать, а дать фрагмент ДНК и через секунду получить информацию, когда жил предок. Я изучаю археологические культуры. Этим не занимается генетика. Также изучаю, почему в одной культуре столько мутаций накопилось, а в другой - иное количество. Когда в той больше, чем в этой, значит, в ту сторону шло направление, потому что мутация нарастает все время. Я прослеживаю, как культура шла археологически, как шла миграция от Европы до Алтая, Китая, Индии. Я смотрю, какими путями шли люди. Поскольку они шли не молча, а переговаривались, значит, языки с ними тоже шли. Я высказываю предположение, описывая, какие языки могли переноситься, с какой скоростью менялись. Я могу взять набор языков и по определенным морфемам и лексемам сказать, когда они разошлись, скажем русский язык и персидский.

- То есть вы еще и лингвист?

В той мере, в какой я могу работать с изменениями и сбоями. Так что по этим понятиям могу лингвисту дать фору. Кстати, структурная лингвистика занимается похожим, но они считают, например, не совсем верно. А я вижу, почему они считают неверно… потому что не знают, как определять скорость изменения в словах. Поэтому я выхожу на стык науки между физической химией и ДНК, но не с генетикой, у которой свой аппарат.

Если представление о землях марийцев, удмуртов и чувашей существовали, как минимум, с X в., то хороним Татария (Татарстан) является новацией лишь века XX-го. Один из идеологов современного татаризма Д.М.Исхаков признает, что «этноним «татары» - плод деятельности многих татарских интеллектуалов» .

Поскольку этноним «татары» является плодом деятельности определенных лиц, то есть представляет собой продукт конструктивизма, возникает вопрос: как именовались предки казанских татар в прошлом? Этот вопрос волновал многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, татары не упоминаются. Например, в челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары» . В последних обычно видят мишарей, а в тарханах - феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп - чувашей, мордвы и марийцев (черемисов) - до недавнего времени вопросов не возникало. Но где же здесь татары, коль документ написан самими казанцами? Их отсутствие породило предположения, что они зашифрованы под другим названием. Под каким же? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, где какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами. Как правило, для собственной атрибуции использовались племенные названия, например, Едигей-бек Мангыт, Тимур-бек Барлас, Мамай-бек Кият и т.д. Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай - чагатаи, хан Ногай - ногайцы, хан Шибан - шибанцы (шибанлыг), хан Узбек - узбеки, но опять же никак не татары. Поэтому попытки некоторых авторов доказать использование данного термина в качестве самоназвания не имеют под собой доказательной базы.

Население Золотой Орды именовалось татарами лишь со стороны внешних источников - русских, арабских, персидских, армянских, европейских. Сами себя ордынцы так не называли никогда. Таким образом, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира очень проста: на западе живут немцы, а на востоке - татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы - свейскими, испанцы - шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, когда Чингиз-хан истребил подлинных татар Монголии, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания (автонима). Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» (о Едигее или Чура-батыре) или «татарский язык», не могут использоваться в качестве научных терминов.

Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение лишь недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края после вхождения в состав Русского государства? Ныне считается общепринятым, что оно именовалось чувашами. Данное положение стало результатом исследований многих историков. Еще первый русский историк В.Н.Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Р.Н.Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами. В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг. жителей татарской деревни Бурундуки (Кайбицкий район РТ) Бикчюрки (Бекчуры) Ивашкина и Бикмурски (Бекмурза) Акмурзина, в котором они названы чувашами. Современный автор Д.М.Исхаков подвел черту под многолетними исследованиями на эту тему: «…наименование «чюваш» (šüäš), функционировавшее в Казанском ханстве как обозначение оседло-земледельческого тяглого населения («черные люди»), вполне могло быть использовано как этническое определение» . Таким образом, в приводившихся выше документах - челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного - предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей.

В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши - весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары - культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей» . Совершенно ясно, что здесь описываются не предки нынешних чувашей, а предки казанских татар. Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов - казанская (промосковская) и крымская (антимосковская), чуваши на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю?» Пришли на царев двор, и Крымцы Кощак-улан с товарищи с ними билися и побили Чавашу» . Понятно, что и здесь имеются не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны. К тому же определение «Арская Чаваша» указывает на Арскую дорогу, охватывавшую территорию северной части Казанского ханства, где предки современных чувашей никогда не проживали.

Таким образом, население ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя (тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др.), представлявшего кочевую аристократию и эксплуатировавшего тяглое чувашское население. Причем, последние, подобно русским, арабам, персам, европейцам, презрительно именовали своих господ татарами. Казанский поэт первой половины XVI в. Мухаммедьяр писал:

Эх, несчастный и тупой татарин,
Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина:
Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный,
Глаз твой черный, ты собака преисподней.

Понятно, что такую негативную характеристику ордынской аристократии Казани мог дать только представитель автохтонного населения края, люто ненавидевшего своих поработителей. Каково соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами?

Как следует из отчета Ибн Фадлана, население Волжской Болгарии состояло из следующих племен: булгар, эсегел (аскил), баранджар, сувар (суваз) . Последние разделились на две противоборствующие группировки. Одна из них, отказавшись принимать ислам, избрала своим предводителем некоего Вирага. Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности чувашей-язычников. Другая часть сувазов приняла ислам, осталась в Болгарском царстве и образовала в его составе особый Суварский (Сувазский) эмират. Арабский путешественник XII в. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине, пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии - булгары и сувары. В городе есть «еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна» .

По всей видимости, племена Волжской Болгарии так и не слились в единую народность, причем, сувазы были численно преобладающей этнической группой. Собственно булгары, вероятно, были правящей верхушкой, которая во время монгольских погромов XIII-XIV в. подверглась истреблению и к XV в. ушла в небытие, так как именно с этого времени имя булгар исчезает со страниц исторических источников. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане. На каком языке они разговаривали? Как известно, эпитафии Булгарского городища написаны арабской графикой, но их язык близок к современному чувашскому: вместо кыз ‘дочь’ - хир (هير), вместо джуз сто - джур (جور), тугуз ‘девять’ - тухур (طحور) и т.д. Эти же самые слова по-чувашски звучат так: хĕр, çĕр, тăхăр. Как видим, сходство между языком мусульманского населения Казанского ханства и языком современных чувашей налицо. Не случайно, один из авторитетных исследователей Золотой Орды М.Г.Сафаргалиев писал, что «по материалам позднейшей булгарской эпиграфики нельзя делать вывод о языковом родстве булгар VII-XII вв. с современными татарами» . В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте (r-язык), ближайшим родственником которого является чувашский язык.

Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный z-язык общетюркского типа? По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, что именно элита диктует простонародью свои идеалы, вкусы и ценности. Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее конца XV века. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей (мещеряков). Таким образом, проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский (булгаро-чувашский) и мещерский (финно-волжский) языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт - у ногайцев, Кыпчак - в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков, а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения.

Полное переформатирование мещеры, изменивших язык и религию, а также переход казанских чувашей на новую речь потребовали соответствующей регламентации со стороны Русской сословно-представительской монархии. Учитывая служилый характер Касимовского ханства, его население было зачислено в созданные для них сословия мишарей, мурз и служилых татар. Для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. некий Рахман Кулуй от имени абызов и старейшин Казанского уезда обратился к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев», «горных чувашей», «иштеков» (т.е. башкир) в свое подданство. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию и, возможно, был даже в какой-то степени престижным, о чем говорят данные ономастики. Среди таких башкирских этноантропонимов, как Казакбай, Туркмен, Ногай (Ногайбек), Узбек, есть также имена Чувашай и Чувашбай.

С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX - начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Историк XVIII в. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек». Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют» .

Этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. они продолжали именоваться своим исконным именем. Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. в Чебаркульской крепости о причинах своего пребывания в Башкирии, сообщил: «Родом я ясашной чювашенин Казанского уезду, Арской дороги, деревни Верхнева Четаю» . Соседние народы именовали их аналогично. Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. батыр Тамьянской волости Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном Мансуром Абдрахмановым, а затем вероломно арестованный, говорил последнему: «ты де, чувашенин, меня обманул, да и мурза де чувашенин также обманул». В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не были чувашами в нынешнем значении данного этнонима, нет никакого сомнения. Поэтому этническая характеристика, данная им Кусяп-батыром, весьма симптоматична. Характерно, что марийцы до сих пор именуют казанских татар словом суас.

В XIX в. имя чувашей в качестве самоназвания, судя по всему, сходит на нет, и общеупотребительным становится конфессионим «мусульмане» («бесермяне»). Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени - узбеки, каракалпаки и башкиры.

Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А.Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» (в противовес христианам)». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи, «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Именно поэтому он не нашел поддержки у башкир, казахов и ногайцев. Известный ученый, муфтий ДУМЕС (1922-1936 гг.) Риза ад-дин Фахр ад-дин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя» .

Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. учла в Мензелинском уезде Уфимской губернии, то есть на территории современных Тукаевского, Челнинского, Сармановского, Мензелинского, Муслюмовского, Актанышского районов Республки Татарстан, 123 052 башкира. Для сравнения: татар тогда было 107 025, тептярей - 14 875 . В Вятской губернии (Менделеевский и Агрызский районы РТ) проживало 13 909 башкир, их которых 8 779 человек проживали в Елабужском уезде, а остальные в Сарапульском; в Бугульминском уезде Самарской губернии (Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский, Альметьевский, Лениногорский, Бугульминский районы РТ) было 29 647 башкир. По подворной переписи крестьянского хозяйства 1912-1913 гг. в Мензелинском уезде Уфимской губернии проживало 458 239 человек. Из них: башкир - 154 324 чел. (или 33,7 %), русских - 135 150 (29,5%), татар - 93 403 (20,4%), тептярей - 36 783 (8,0%), кряшенов - 26 058 (5,7%), мордвы - 6 151 (1,34%), чувашей - 3 922 (0,85%) и марийцев - 2 448 (0,54%). Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. Однако в дальнейшем произошло резкое сокращение удельного веса последних: если перепись 1920 г. показала в ТАССР 121 300 башкир, то следующая перепись 1926 года зафиксировала лишь 1 800 лиц башкирской национальности, 3 мишарей и полное отсутствие тептярей. Очевидно, что кривая падения не могла быть обусловлена естественными причинами. Так, например, на территории соседней Башкирской АССР той же самой переписью было зафиксировано 135 960 мишарей и 23 290 тептярей. Поэтому в катастрофическом снижении численности башкирского и полном исчезновении тептярско-мишарского населения на территории ТАССР нужно видеть результат административного давления республиканских властей, проводивших политику тотальной татаризации населения. Тем не менее, материалы фольклорно-этнографических экспедиций 60-х гг. говорят о том, что жители указанных районов Татарской АССР продолжали сохранять свою прежнюю, в частности, башкирскую идентичность.

В силу различных причин местное башкирское население, начиная с конца XIX века, стало утрачивать свою национальную идентичность. Сведения V, VII, VIII, X ревизий, Земского учета населения 1902 г., Подворной переписи 1912-1913 гг., Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. и многие другие материалы наглядно иллюстрируют этот процесс. Проводившиеся в XVIII - XX веках переписные кампании фиксировали множество башкирских сел в Мензелинском и Бугульминском уездах, а также в южной части Елабужского и Сарапульского. Часть из них в этническом отношении были смешанными - башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими, однако, вплоть до XX века в этом регионе численно преобладали башкиры. Это подтверждают не только письменные документы, но и опубликованные в разные годы этнографические карты.

Для понимания сути этнических процессов, протекавших на территории Урало-Поволжья в XVII-XX вв., необходимо рассмотреть происхождение такой группы населения, как тептяри. Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила башкирская вотчина. Сам факт существования где-либо представителей этой сословной группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель. Историк А.З.Асфандияров в ряде своих работ объясняет возникновение этой группы населения внутренним развитием башкирского общества. По его мнению, первые тептяри представляли собой башкир, потерявших право на владение землей. В таком случае они переставали быть башкирами-вотчинниками и превращались в башкир-припущенников, которые жили в качестве арендаторов на земле своих соплеменников, то есть их «припускали» в свои владения другие башкиры-вотчинники. При этом они часто продолжали оставаться собственниками земли в родной волости. Со временем некоторые из них теряли связь со своей общиной или выталкивались из нее насильно. Отсюда - социальный термин «тептяр» (от башкирского глагола тибелеу - «быть выпинутым») .

В первоначальный период существования этого института ими становились, прежде всего, те из башкир-припущенников, кото¬рые в силу различных социально-экономических причин оказывались в хозяйственном отношении менее состоятельными, чем остальные. Для них было обременительным выполнение повинностей, возложенных на башкирское сословие, как то выплата ясака и, главное, несение военной службы «на своем коште». По словам И. К. Кирилова, первоначально они «в казну ясаку ничего не плачивали» . В то же время любой экономически окрепший тептяр мог обратно перейти в свое «башкирское звание». Таким образом, первоначально тептярское сословие не имело непроходимых юридических границ с башкирами-вотчинниками. Лишь в 1631-1632 гг. правительство, не желавшее терять доходов, обложило их особым тептярским ясаком. Процесс тептяризации больше всего коснулся западных башкир, в частности, Юрмийской волости, отсюда и более ранняя по сравнению, скажем, с башкирами Мензелинского уезда (жители многих сел сохраняли башкирское самосознание даже в ТАССР), утрата ими своей национальной идентичности. Например, деревня Сары-Биккул (ныне в Лениногорском районе Татарстана), основанная юрмийцами, целиком состояла из башкир-тептярей. Важно отметить также то, что башкир можно было встретить и среди ясачных татар-припущенников. Жители деревень Кутусас (Иманово), Сарсас Такирман, Саклы Чурашево, Старый Дрюш, Мрясово, Сеитово, Чиршилы (Шанды-Тамак) и Старые Саклы в 1795 г., исходя из экономических мотивов, выключались «из башкирцев» и записывались в оклад, т.е. становились ясачными татарами. Были башкиры и среди мещан городов губернии.

В последующий период истории, когда тептярские повинности стали более обременительными, нежели башкирские, башкиры-припущенники перестали переходить в тептярское сословие, оставаясь в своем собственном. Но зато среди тептярей резко возрастает численность переселенцев из числа «татар», мари, удмуртов, чувашей, вышедших из своих общин и порвавших связь со своим сословием (ясачным, служилым), что существенно изменяет этнический облик тептярей в XIX веке. Таким образом, утверждения некоторых авторов о том, что данная группа состояло исключительно из «татар» не соответствуют действительности. Последние в большинстве своем относились к категориям ясачных, служилых, торговых, чемоданных татар, которые превосходили по численности тептярей. После упразднения в 1865 году Башкирского войска тептяри прекратили свое существование в качестве сословия, однако, еще долго сохраняли свое прежнее самосознание. Что касается башкир-тептярей, то за столетия «тептярства» произошел следующий социальный сдвиг: значительная их часть в силу долговременной оторванности от своего этноса стали культурно тяготеть к «татарам», увлекая за собой башкир-вотчинников Мензелинского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов.

Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у западных башкир, был лингвистический вопрос. На протяжении веков литературным языком башкир был поволжский тюрки, основанный на чагатайской письменной традиции. Он в равной степени был распространен среди башкир и «татар» . Однако, нужно отметить, что для первых он был естественным продолжением народной речи, а у вторых он стал доминировать в довольно позднее время (XV-XVI вв.). До этого, как уже говорилось выше, мусульманское население Казанского края говорило на диалекте, носившем на себе печать палеотюркского (булгаро-чувашского) наречия. Башкиры же пользовались z-языком общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. Махмуд Кашгари: «У племен кыргыз, кипчак, огуз, тухси, ягма, чигиль, уграк, чарук чистый единый тюркский язык. К ним близок язык йемеков и башгиртов» .

Причем, нет уверенности в том, что их язык изначально имел фонетические особенности, характерные для современного башкирского литературного языка, как, например, последовательная замена тюркского -s- звуком -h-. По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской (сарматской) этнической стихии. Современный татарский язык сформировался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. На этом языке в XIII-XX вв. писали такие поэты и писатели башкирского происхождения, как Кул ‘Али, Салават Юлаев, Тадж ад-дин Ялчыгул, Мифтах ад-дин Акмулла, Шамс ад-дин Заки, Мухаммад-‘Али Чукури, ‘Арифулла Кииков, Мухаммед-Салим Уметбаев, Риза ад-дин Фахр ад-дин, Шейхзада Бабич и др. Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше не существовало до начала XX в. по определению, поскольку еще не было народа с таким названием, является ошибочным. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» был исконным, тогда как предки казанских татар - чуваши - восприняли его на рубеже XV-XVI вв. у тюрков Дешт-и Кыпчака, в том числе, предков северо-западных башкир.

В 20-е годы XX века были разработаны нормы современного литературного башкирского языка, которые основывались на юго-восточных диалектах народной речи. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к современному татарскому языку, были проигнорированы. Результаты этого ошибочного решения не замедлили сказаться при проведении советской перепии 1926 года, когда понятия об этнической (национальной) идентичности и родном языке были разведены в разные категории. Восторжествовал принцип лингвистического национализма, господствовавший в Европе XIX века: «я являюсь представителем той национальности, на чьем языке разговариваю». Если в 1897 году большая часть тюркского населения западной и северной части исторического Башкортостана (южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский и Мензелинский уезды) считали своим родным языком башкирский язык, то в 1926 г. большинство тюркского населения тех же регионов решило, что их родной язык является татарским, как фонетически наиболее близкий к дореволюционному тюрки.

Таким образом, этническая ассимиляция северо-западных башкир, в том числе значительной части рода Гирей, стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев подстегивался сознательно уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, были поглощение и полная ассимиляция башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др. Определенные круги научного сообщества Татарстана и сегодня прилагают усилия по демонтажу башкирской этничности. К примеру, в некоторых публикациях отрицается факт существования башкирского этноса, мол, это было всего лишь сословие, хотя оснований сомневаться в историчности татарской идентичности неизмеримо больше.

Говоря о проблемах этнической идентичности тех гирейцев, которые ошибочно считают себя татарами, нужно отметить, что данное явление во многом стало следствием слабого знания собственной истории. Люди руководствовались не доводами разума, основанными на исторической памяти и знании архивных документов, а эмоциями. Созданный многими поколениями казанских деятелей миф о великих булгарских и татарских «предках», рисует им сказочный образ прошлого, имеющий мало общего с исторической действительностью. Их выбор является скорее предметом веры, чем разума. Поэтому, хочется заострить внимание читателей на приведенных в данном томе материалах и документах, которые являются не результатом чьей-то прихоти, а артефактами истории. Из них следует, что башкирский период их истории насчитывает несколько сотен лет, тогда как татарский проект представляет собой недавнее явление, насчитывающее несколько десятилетий. На кладбищах гирейских аулов покоятся десятки поколений их предков, считавших себя не чувашами, и, тем белее, не татарами, которых до XX в. не существовало по определению, а только и только башкирами.

Необходимо отметить, что сегодня ассимиляционный процесс, затронувший башкирский народ, в значительной степени остановлен. Благодаря открывшемуся доступу к архивным документам и распространению исторических знаний все большее число этнических башкир, считавшихся до недавнего времени татарами, узнает правду о своем происхождении, узнает о своей подлинной истории. В то же время язык перестает быть главным маркером национальной идентичности, то есть татароязычность уже не является препятствием для башкирской самоидентификации. Можно разговаривать на татарском языке или северо-западном диалекте, можно быть абсолютно русско- или англоязычным, но при этом быть башкиром. Иноязычность не мешает чувствовать принадлежность к прошлому своего рода, без которого нет народа.

Фрагмент публикуется с разрешения авторов монографии: История башкирских родов. Гирей. Т.2. / С.И.Хамидуллин, Ю.М.Юсупов, Р.Р.Асылгужин, Р.Р.Шахеев, Р.М.Рыскулов, А.Я.Гумерова, Г.Ю.Галеева, Г.Д.Султанова. - Уфа: АОНБ "ЦИИНБ "ШЕЖЕРЕ", 2014. С.61-74., специально для сайта «РБ - XXI век»