Искусные руки древнегреческих гончаров изготовляли сосуды самой разнообразной формы. Это овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, оливкового масла, меда; объемистые кратеры с широким горлом - для вина, смешанного с водой; плоские килики - чаши для питья; высокие, удлиненные лекифы - для душистого масла и духов и многие другие кувшины и чаши. Художники-вазописцы расписывали сделанные гончарами сосуды. На многих вазах сохранились подписи гончара и художника.

Евфроний. Пелика с изображением ласточки. Греция. Ок. 500 до н. э. Краснофигурная роспись. Государственный Эрмитаж. Санкт‑Петербург.

Амфора с изображением битвы Геракла с амазонками. VI в. до н. э. Греция. Чернофигурная роспись. Государственный Эрмитаж. Санкт‑Петербург.

Наиболее известны древнегреческие вазы двух стилей: чернофигурные и краснофигурные. Чернофигурные вазы получили распространение в VII–VI вв. до н. э. На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком. В отдельных местах по силуэту он процарапывал тонкие белые линии, усиливавшие выразительность рисунка. Самым прославленным мастером чернофигурной вазописи был живописец VI в. до н. э. Эксекий. Одно из лучших его произведений - великолепный килик «Дионис в ладье» (ок. 540 г. до н. э., Музей прикладного искусства, Мюнхен). Эксекий использовал легенду о боге вина Дионисе и морских разбойниках, которых Дионис превратил в дельфинов. Мастер создал непринужденную и поэтическую сцену. Роспись поражает композиционным мастерством, чувством ритма, органической связью с формой сосуда.

Около 530 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Теперь мастер заливает фон черным лаком, а фигуры и орнамент сохраняют цвет обожженной глины. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. На краснофигурных вазах образы мифологии в значительной мере уступили место жанровым и бытовым сценам, точно схваченным и запечатленным художником.

Искусство мастеров вазописи ценно также и тем, что дает представление о несохранившихся образцах древнегреческой монументальной живописи, которой они, несомненно, подражают.

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 1

1) В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле (Чехов).

2) Изредка вдалеке вспыхивает молния (Л. Толстой).

1) Возле этой осинки летом стог поставили (Пришвин).

2) Голубые дни подымались с востока и медленно уходили на запад (Паустовский).

1) Как-то ночью грозно вздохнула и грохнула Нева (Шустомский).

2) Мне однажды привелось пробыть на Кавказе больше трех месяцев

3) После драки кулаками не машут (пословица).

1) Хочешь есть калачи (1) не лежи на печи.

2) Учение (1) путь к умению.

3) Команда нашего института (1) тоже претендент на призовое место.

1) Случались дела смешные, трогательные и трагические (Астафьев).

2) Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась.

6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

И вдруг сидит передо мной старушка дрях­лая, седая (Пушкин).

1) именная часть составного сказуемого;

2) определение.

7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

Не спали только Маша, отопление и зима (Паустовский).

1) дополнение;

2) подлежащее.

8. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

По всей территории, притоптанной до ко­пытной твердости, лежал, сидел, стоял, кашлял, курил, балагурил, ругался, стонал, плакал и смеялся раненый народ (Астафьев).

1) дополнение;

2) сказуемое.

1) Царственный (1) дубовый лес подступал к самым окнам (Герасимов).

2) Всюду между деревьями мелькали белые (1) красные (2) синие рубахи.

10. Объясните постановку запятой в предложении:

В тихой, освещённой огнями зелени повсюду уютно стояли белые столики.

1. за определением следует причастный оборот;

2. несколько определений всегда однородны.

1) На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком.

2) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку то вилась по почти отвесному склону.

В лесу попадались боровики да волнушки.

1. союз да в значении и;

2. перед союзом да запятая не ставится.

13. Определите, в какой последовательности следует поставить знаки препинания в предложении:

Повсюду (1) в кустах, в траве (2) запели, зачирикали птицы (А. К.Т.).

1)1 (:), 2 (-); 2) 1 (-), 2 (:).

14. Определите, какой знак препинания следует поставить в предложении:

В вестибюле, в коридоре, в кабинетах (1) всюду тол­пились люди (Попов).

1) 1 (-); 2) 1 (:); 3) 1 (,).

15. Укажите предложение, в котором определение обособляется:

1. Багряная листва (1) покрытая морозною росою (2) шуршит в аллее под моей ногой (Бунин).

2. Среди начинающих (1) кудрявиться деревьев стали появ­ляться небольшие домики.

16. Объясните постановку запятой в предложении:

Обозленные потерей, немцы сбросили несколько бомб на позиции зенитной ба­тареи (Симонов).

1. причастный оборот имеет причинное значение;

2. причастный оборот обособляется всегда.

Что-то гордое и независимое было в этой мужественной старухе.

1. прилагательное в сочетании с местоимением что-то;

2. нет определяемого слова.

18. Объясните причину обособления прилагательных в предложе­нии:

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (Чехов).

1. перед существительным имеется ещё определение;

2. однородные определения всегда обособляются.

19. Объясните причину обособления определения:

Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню (Пушкин).

1. стоит в начале предложения;

2. стоит перед личным местоимением.

20. Укажите предложение с приложением:

2. Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около котла (Чехов).

21. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Не дой­дя до них (1) Безруков (2) остановился около невысокого брюнета (3)стоявшего у окна.

1) 1,2,3; 2) 1,3; 3) 1,2.

22. Укажите предложение с деепричастным оборотом:

1. Все звуки разъединились и (1) устало прижимаясь к земле (2) засыпали в теплоте ее (Горький).

2. Далекий ропот моря (1) долетавший в чащу этих лесов (2) придавал им таинственность (Паустовский).

23. Продолжите правильно предложение:

Переходя улицу...

1. можно только на зеленый свет;

2. часто нарушаются правила;

3. не нарушайте правил уличного движения.

На встречу с ним я пошел скрепя сердце.

1. имеется фразеологический оборот;

2. имеется наречное выражение.

25. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная(Чехов).

2. Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь (Пушкин).

26. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Ранним и синим утром песнь соловья как надежда на счастье.

1. как соединяет подлежащее и сказуемое;

2. имеет обстоятельственное значение.

27. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1. Любой камень или самая обычная травинка по-своему кра­сивы.

2. Мягкий ветерок то просыпался то утихал.

3. В лесу и прохладно и красиво и спокойно.

28. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:

Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.

1) 1,3,4; 2) 2,3; 3) 1,2,3,4; 4) 1,2,4.

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 2

1. Укажите простое предложение:

1. Солнце пригреет – возле дома пахнет поздней травой и су­хой соломой.

2. Выступил диктор и кратко, сухо и точно изложил газетные сообщения (Л. Чуковская).

2. Укажите односоставное предложение:

1. Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (Пау­стовский).

2. Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (Горький).

3. Укажите безличное предложение:

1. Грустно нам слушать осеннюю вьюгу (Некрасов).

2. До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Паустов­ский).

4. Укажите, в каком предложении не ставится тире:

1. Язык (1) душа народа (Сергеев-Ценский).

2. Труд (1) самое лучшее, самое кардинальнейшее лекарство (Чехов).

3. Сердце (1) не камень (А. Островский).

5. Укажите предложение с однородными членами:

1) Около избы Давыдки не было ни двора, ни овина, ни амбара (Л. Толстой).

2) Люди, утратившие способность удивляться, не могут до конца ощутить таинственную прелесть природы.

6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей .

1) дополнение;

2) определение;

3) подлежащее.

7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

1) дополнение;

2) подлежащее.

8. Укажите предложение, в котором однородные члены выражены разными частями речи:

1) Первые записи человека были очень просты и коротки и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей различных профессий.

2) Древние египтяне писали как на папирусе, так и на льняных тканях.

9. Укажите предложение с неоднородными определениями:

1) Этот кривой (1) косой (2) огромный (3) черный (4) потный(5) грязный человек был ужасен (Л. Толстой).

2) На нём был длинный (1) изорванный (2) чёрный сюртук (Г. Успенский).

10. Объясните постановку запятых в предложении:

На террито­рии комбината уже включили аварийный свет, не обычный, обиль­ный и щедрый, а редкий, притушенный, лишь местами робко разры­вающий густой мрак (Тендряков).

1) обособленные определения уточняют определение аварий­ный ;

2) определения однородны.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1. Медная и алюминиевая проволока используется для изго­товления электрических проводов и заклёпок.

2. Из металлов изготовляют различные машины и предметы домашнего обихода корабли и самолеты.

12. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к слож­ному и непонятному.

1) союз и соединяет пары однородных дополнений;

2) перед повторяющимся союзом и запятая не ставится.

13. Определите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении следует поставить запятые:

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

1)1, 2, 4; 2) 3, 4; 3)2, 3; 4) 1, 2.

14. Определите, какие знаки препинания следует поставить в предложении:

К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери (1) как то (2) медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (Аксаков).

1) 1 (:), 2 (,); 2) 1 (,), 2 (:).

15. Укажите предложение, в котором имеется обособление:

1. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под ака­цией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одно­временно и в историко-мифологичееком (1) и в портретном (2) и в пейзажном жанре.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо (1) и пляшет без устали в пахучей хвое.

1. Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

17. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Среди друзей он известен как хороший шахматист .

1. союз как значит «в качестве»;

2. как присоединяет сказуемое.

18. Укажите правильный вариант постановки запятых в предло­жении:

Ухватившись за канат (1) юнга со страхом смотрел (2) на взлохмаченное пеной (3) море.

1)1 – выделяется деепричастный оборот;

2. 1 – выделяется причастный оборот;

3. 2, 3 – выделяется причастный оборот.

19. Укажите предложение с приложением:

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русал­ка.

2) Над лесом, за Камой, поднялись туманы (Шишков).

20. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Мате­риал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1,3; 2) 1,2,3; 3) 2,3.

21. Укажите предложение с деепричастным оборотом:

1. Деревья и кусты вырисовывались бледными (1) неясными (2) однотонными пятнами (Куприн).

2. Не находя нужного слова (1) он замолчал (2) взглянул в ок­но (3) постукал пальцами по столу (Горький).

22. Продолжите правильно предложение:

Лентой извиваясь среди лесов и полей...

1. длина реки составляла сотни километров.

2. речка давала живительную влагу сотням гектаров земли.

3. течение в реке постепенно замедлялось.

4. кое-где по берегам речки росли плакучие ивы.

23. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклян­ный.

2. Ветра точно на свете никогда не было (Тургенев).

24. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Пушку надо осмотреть да хорошенько вычистить!

1. союз да в значении и соединяет однородные сказуемые;

2. перед союзом да никогда не ставится запятая.

25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цвета.

2) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

3) Чуя близкую зиму встревоженно каркали грачи в верхуш­ках оголенных деревьев (Поповкин).

Дополнительно (ПО ЖЕЛАНИЮ)!!!

Часть 1. Прочтите текст и выполните задания А1 -А5, В1 -В8. \

(1) Что такое Африка? (2) Где её конец? (3) И не срослась ли она, как думали некоторые ученые древности, на крайнем юге с некой неизвестной Южной Землёй? (4) Кроме того, Африка частью лежит на экваторе и ещё дальше простирается на юг. (5) А под экватором, если верить учёному древности Клавдию Птолемею, чей авторитет к Средние иска был неоспорим, плавать нельзя. (6) "Там стоит страшная жара, вода в океане кипит, будто её поставили на гигантскую плиту, и паруса сами собой загораются. (7) Так это или не так - кто мог знать? (8) Но стремление найти новые пути к заморским богатствам делало людей настойчивыми и недоверчивыми. (9) Они хотели сами убедиться, прав или нет великий грек. (10) Португальцы стали осторожно плавать вдоль берегов Африки, спускаясь всё дольше к югу. (11) И новые плавания приносили новые истины.

(12) Заново открои остров Мадейра. (М) Он лесистый и потому так назван: слово «мадейра» означает «лес». (14) Потом один за другим были открыты необитаемые острова Азорского архипелага. (15) Они постепенно заселялись, скоро стали обжитыми, и путь до них сделался отличной школой дальних плаваний. (16) На Мадейре и на Азорских островах можно кое-какой ремонт, запасаться водой, продовольствием и плыть потом дальше на юг.(17) Африканские берега были сначала унылые, все пески да пески - это великая пустыня Сахара подходит к самому океану. (18) Но вот корабли обогнули мыс, и передними возникли веселые зелёные берега, покрытые густым тропическим лесом. (19) Каждый раз, когда португальские корабли доходили до новой, более южной точки на западном берегу Африки, они ставили каменный столб - падран. ("20) Это означало, что португальцы считают эти земли своими. (21) И понемногу маленькая Португалия приобретает новые земли, становится всё более могущественной, богатее, делается первоклассной страной мореходов.

(22) Во многом она обязана своему принцу Генриху. (23) Он основал в начале XV века на пустынной косе, далеко вдающейся в море, первую в Европе мореходную школу. (24) Принц Генрих, прозванный потом Мореплавателем, не жалел денег на отличных учителей-арабов. (25) Они передавали молодым португальцам своё знание навигационных карт, умение пользоваться мореходными инструментами, много времени уделяли астрономии , без которой не может обходиться моряк.

(26) Португальцы учились строить корабли. (27) Новые корабли всё с большей уверенностью прокладывают путь к югу вдоль Африканского материка, (28) И чем дальше они плывут, тем всё больше убеждаются моряки, что море не кипит, и паруса не загораются, и плавать здесь так же хорошо, как и возле родных берегов. (29) Моряки Португалии всё более смелеют. (30) Жители Африки выбегают им навстречу, меняют на стеклянные бусы и колокольчики драгоценное золото, в котором нуждалась Португалия.

А1 В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием

1. предложение 11

2. предложение15

3. предложение 24

4. предложение 27

1. кратким прилагательным

2. страдательным причастием

3. полным прилагательным

4. действительным причастием

АЗ В каком предложении все простые глагольные сказуемые, входящие в его состав, выражены формой изъявительного наклонения настоящего времени?

1. И не срослась ли она, как думали некоторые учёные древности, на крайнем юге с некой неизвестной Южной Землёй? (предложение 3).

2. Кроме того, Африка частью лежит на экваторе и ещё дальше простирается на юг (предложение 4).

3. Там стоит страшная жара, вода в океане кипит, будто её по ставили на гигантскую плиту, и паруса сами собой загораются (предложение 6).

4. Жители Африки выбегают им навстречу, меняют на стеклянные бусы и колокольчики драгоценное золото, в котором нуждалась Португалия (предложение 30).

А.4 Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. кто мог знать (предложение 7)

2. португальцы стали плавать (предложение 10)

3. ремонт можно делать (предложение 16)

4. берега возникли (предложение 18)

А5 В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, имеющие в своём составе составные глагольные сказуемые?

А. Предложение 9 В. Предложение 16

Б. Предложение 14 Г. Предложение 26

Ответы на задания В1 -В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В предложениях 8-11 найдите составное глагольное сказуемое, в котором вспомогательное слово является глаголом со значением начала. Напишите это составное глагольное сказуемое.

В2 Из пятнадцатого (15) предложения выпишите состав-ное(-ые) именное(-ые) сказуемое(-ые) .

В3. В предложениях 26 - 30 найдите подлежащее, выраженное местоимением. Напишите номер предложения, в состав которого входит это подлежащие.

В 4 Из двадцать третьего (23) предложения выпишите грамматическую основу.

В5 Укажите вид сказуемых, входящих в состав предложения 19.

В 6 Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

В7Из предложений 1 - 4 выпишите простые глагольные сказуемые, которые имеют форму изъявительного наклонения настоящего времени.

В 8. В предложениях 15- 16 найдите составное именное сказуемое, в котором именная часть выражает длительный постоянный признак. Напишите это сказуемое:.


16. /8 класс/Тест 6. Односоставное предложение.doc
17. /8 класс/Тест 7. Однородные члены предложения..doc
18. /8 класс/Тест 8. Обращение. Вводные слова и предложения.doc
19. /8 класс/Тест 9. Предложения с обосоленными членами.doc Словосочетание
Проверочная работа Обобщающие слова при однородных членах предложения
Проверочная работа Предложения с обособленными членами. Знаки препинания при них. Обособленные определения
Проверочная работа Обособленные члены предложения
Словосочетание
Предложения с уточняющими обособленными членами
Сравнительный и деепричастный обороты
Однородные члены предложения
Простое предложение (обобщающий тест)
Прямая и косвенная речь Вариант 1 Укажите предложение с прямой речью: а балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп за дешевизной»
Простое и сложное предложение
Предложение
Строение и грамматическое значение предложений
Главные члены двусоставного предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Обращение. Вводные слова и предложения
Предложения с обособленными членами

Елена Владимировна Овчинникова, МОУ СОШ № 2 г. Бронницы

учитель русского языка и литературы


Вариант 1

1) В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле (Чехов).

2) Изредка вдалеке вспыхивает молния (Л. Толстой).

1) Возле этой осинки летом стог поставили (Пришвин).

2) Голубые дни подымались с востока и медленно уходили на запад (Паустовский).

1) Как-то ночью грозно вздохнула и грохнула Нева (Шустомский).

2) Мне однажды привелось пробыть на Кавказе больше трех месяцев

3) После драки кулаками не машут (пословица).

1) Хочешь есть калачи (1) не лежи на печи.

2) Учение (1) путь к умению.

3) Команда нашего института (1) тоже претендент на призовое место.

1) Случались дела смешные, трогательные и трагические (Астафьев).

2) Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась.
6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

И вдруг сидит передо мной старушка дрях­ лая, седая (Пушкин).

1) именная часть составного сказуемого;

2) определение.

Не спали только Маша, отопление и зима (Паустовский).

1) дополнение;

2) подлежащее.
8. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

По всей территории, притоптанной до ко­пытной твердости, лежал, сидел, стоял, кашлял, курил, балагурил, ругался, стонал, плакал и смеялся раненый народ (Астафьев).

1) дополнение;

2) сказуемое.

1) Царственный (1) дубовый лес подступал к самым окнам (Герасимов).

2) Всюду между деревьями мелькали белые (1) красные (2) синие рубахи.
10. Объясните постановку запятой в предложении:

В тихой, освещённой огнями зелени повсюду уютно стояли белые столики.


  1. за определением следует причастный оборот;

  2. несколько определений всегда однородны.

1) На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком.

2) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку то вилась по почти отвесному склону.

В лесу попадались боровики да волнушки.


  1. союз да в значении и;

  2. перед союзом да запятая не ставится.

13. Определите, в какой последовательности следует поставить знаки препинания в предложении:

Повсюду (1) в кустах, в траве (2) запели, зачирикали птицы (А.К.Т.).

1)1 (:), 2 (-); 2) 1 (-), 2 (:).
14. Определите, какой знак препинания следует поставить в предложении:

В вестибюле, в коридоре, в кабинетах (1) всюду тол­ пились люди (Попов).

1) 1 (-); 2) 1 (:); 3) 1 (,).
15. Укажите предложение, в котором определение обособляется:


  1. Багряная листва (1) покрытая морозною росою (2) шуршит в аллее под моей ногой (Бунин).

  2. Среди начинающих (1) кудрявиться деревьев стали появ­ляться небольшие домики.

16. Объясните постановку запятой в предложении:

Обозленные потерей, немцы сбросили несколько бомб на позиции зенитной ба­ тареи (Симонов).


  1. причастный оборот имеет причинное значение;

  2. причастный оборот обособляется всегда.

Что-то гордое и независимое было в этой мужественной старухе.


  1. прилагательное в сочетании с местоимением что-то;

  2. нет определяемого слова.

18. Объясните причину обособления прилагательных в предложе­нии:

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (Чехов).


  1. перед существительным имеется ещё определение;

  2. однородные определения всегда обособляются.

19. Объясните причину обособления определения:

Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню (Пушкин).


  1. стоит в начале предложения;

  2. стоит перед личным местоимением.

20. Укажите предложение с приложением:


  1. Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы (Сурков).

  2. Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около котла (Чехов).

21. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Не дой­дя до них (1) Безруков (2) остановился около невысокого брюнета (3)стоявшего у окна.

1) 1,2,3; 2) 1,3; 3) 1,2.
22. Укажите предложение с деепричастным оборотом:


  1. Все звуки разъединились и (1) устало прижимаясь к земле (2) засыпали в теплоте ее (Горький).

  2. Далекий ропот моря (1) долетавший в чащу этих лесов (2) придавал им таинственность (Паустовский).

23. Продолжите правильно предложение:

Переходя улицу...


  1. можно только на зеленый свет;

  2. часто нарушаются правила;

  3. не нарушайте правил уличного движения.

На встречу с ним я пошел скрепя сердце.


  1. имеется фразеологический оборот;

  2. имеется наречное выражение.

25. Укажите предложение со сравнительным оборотом:


  1. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная(Чехов).

  2. Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь (Пушкин).

26. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Ранним и синим утром песнь соловья как надежда на счастье.


  1. как соединяет подлежащее и сказуемое;

  2. имеет обстоятельственное значение.

27. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:


  1. Любой камень или самая обычная травинка по-своему кра­сивы.

  2. Мягкий ветерок то просыпался то утихал.

28. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:

Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2) пени лась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.

1) 1,3,4; 2) 2,3; 3) 1,2,3,4; 4) 1,2,4.

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 2

1. Укажите простое предложение:


  1. Солнце пригреет – возле дома пахнет поздней травой и су­хой соломой.

  2. Выступил диктор и кратко, сухо и точно изложил газетные сообщения (Л. Чуковская).

2. Укажите односоставное предложение:


  1. Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (Пау­стовский).

  2. Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (Горький).

3. Укажите безличное предложение:


  1. Грустно нам слушать осеннюю вьюгу (Некрасов).

  2. До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Паустов­ский).

4. Укажите, в каком предложении не ставится тире:


  1. Язык (1) душа народа (Сергеев-Ценский).

  2. Труд (1) самое лучшее, самое кардинальнейшее лекарство (Чехов).

  3. Сердце (1) не камень (А. Островский).

5. Укажите предложение с однородными членами:

1) Около избы Давыдки не было ни двора, ни овина, ни амбара (Л. Толстой).

2) Люди, утратившие способность удивляться, не могут до конца ощутить таинственную прелесть природы.
6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей .

1) дополнение;

2) определение;

3) подлежащее.

7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

1) дополнение;

2) подлежащее.
8. Укажите предложение, в котором однородные члены выражены разными частями речи:

1) Первые записи человека были очень просты и коротки и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей различных профессий.

2) Древние египтяне писали как на папирусе, так и на льняных тканях.
9. Укажите предложение с неоднородными определениями:

1) Этот кривой (1) косой (2) огромный (3) черный (4) потный(5) грязный человек был ужасен (Л. Толстой).

2) На нём был длинный (1) изорванный (2) чёрный сюртук (Г. Успенский).
10. Объясните постановку запятых в предложении:

На террито­рии комбината уже включили аварийный свет, не обычный, обиль­ный и щедрый, а редкий, притушенный, лишь местами робко разры­вающий густой мрак (Тендряков).

1) обособленные определения уточняют определение аварий­ный ;

2) определения однородны.
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:


  1. Медная и алюминиевая проволока используется для изго­товления электрических проводов и заклёпок.

  2. Из металлов изготовляют различные машины и предметы домашнего обихода корабли и самолеты.

12. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к слож­ному и непонятному.

1) союз и соединяет пары однородных дополнений;

2) перед повторяющимся союзом и запятая не ставится.
13. Определите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении следует поставить запятые:

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

1)1, 2, 4; 2) 3, 4; 3)2, 3; 4) 1, 2.

К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери (1) как то (2) медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (Аксаков).

1) 1 (:), 2 (,); 2) 1 (,), 2 (:).


  1. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под ака­цией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одно­временно и в историко-мифологичееком (1) и в портретном (2) и в пейзажном жанре.

Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо (1) и пляшет без устали в пахучей хвое.


  1. Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

17. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Среди друзей он известен как хороший шахматист .


  1. союз как значит «в качестве»;

  2. как присоединяет сказуемое.

Ухватившись за канат (1) юнга со страхом смотрел (2) на взлохмаченное пеной (3) море.

1)1 – выделяется деепричастный оборот;



  1. 2, 3 – выделяется причастный оборот.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русал­ка.

2) Над лесом, за Камой, поднялись туманы (Шишков).
20. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Мате­риал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1,3; 2) 1,2,3; 3) 2,3.


  1. Деревья и кусты вырисовывались бледными (1) неясными (2) однотонными пятнами (Куприн).

  2. Не находя нужного слова (1) он замолчал (2) взглянул в ок­но (3) постукал пальцами по столу (Горький).

Лентой извиваясь среди лесов и полей...


  1. длина реки составляла сотни километров.

  2. речка давала живительную влагу сотням гектаров земли.

  3. течение в реке постепенно замедлялось.

  4. кое-где по берегам речки росли плакучие ивы.

  1. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклян­ный.

  2. Ветра точно на свете никогда не было (Тургенев).

24. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Пушку надо осмотреть да хорошенько вычистить!


  1. союз да в значении и соединяет однородные сказуемые;

  2. перед союзом да никогда не ставится запятая.

1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цвета.

2) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

3) Чуя близкую зиму встревоженно каркали грачи в верхуш­ках оголенных деревьев (Поповкин).

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 3

1. Укажите простое предложение:

1) Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

2) На берегах тёмных речушек, заваленных буреломом, зацве­тают первые весенние цветы, поражающие яркостью красок.
2. Укажите односоставное предложение:

1) Помутилось у него в глазах (Л. Толстой).

2) Утренняя заря едва окрасила безоблачное небо (Шишков).
3. Укажите неопределённо-личное предложение:

1) Из дворов выгоняли на улицу овец, телят и коров, выносили сундуки, овчины, кадки (Чехов).

2) Даже опрятности не было заметно нигде и ни в чем (Тургенев).

3) Не рой другому яму, сам в неё упадёшь (пословица).
4. Укажите, в каком предложении не ставится тире:

1) Окунь (1) рыба прожорливая (2) нахальная (Крутилин).

2) Пруд (1) как блестящая сталь (Фет).

3) Цена человеку (1) дело его (Горький).
5. Укажите предложение с однородными членами:

1) Ни лань, ни антилопа, ни ветер горный меня догнать не мо­гут.

2) Как все русские дворяне, он в молодости учился музыке.
6. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все циф­ры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Вокруг все ожило (1) и леса (2) и пруды (3) и степи (Гоголь).

1) 1 (-), 2 (,), 3 (,); 2) 1 (:), 2 (,), 3 (,).
7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

И вода, и берег, и туча сливались в непрони­цаемый мрак .

1) дополнение;

2) подлежащее.
8. Укажите предложение, в котором однородные члены выраже­ны разными частями речи:

1) Макар вовремя и без особых усилий рванул на себя дверь.

2) Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Паустов­ский).
9. Укажите предложение с неоднородными определениями:

1) Жёлтые (1) дубовые заросли стояли в росе (Паустовский).

2) Внизу в синих (1) желтых (2) лиловых пятнах мерно кача­лось отражение города.
10. Укажите верную характеристику предложения:

Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы .


  1. сложноподчинённое;

  2. простое со сравнительным оборотом;

  3. сложное бессоюзное.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов.

2) Александр Николаевич шутил и смеялся с утра и до вечера и всех других заставлял хохотать.
12. Объясните, почему нужны запятые в предложении:

Назывные предложения, как известно, часто встречаются в художественных текстах.

1) выделяются вводные слова;

2) выделяется уточняющее обстоятельство.
13. Определите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении следует поставить запятые?

Вскидывается мелкая рыбешка (1) дробит сонную воду (2) оставляя после себя (3) медленно разбегающиеся (4) колечки (5) похожие на шлепки дождевых капель.

3)1,2,5.
14. Определите, какие знаки препинания следует поставить в предложении:

На песках все свое, особенное (1) и травы (2) и кустарники (3) и птицы (4) и насекомые.

1)1 (:), 2 (,), 3 (,), 4 (,);

2)1 (-), 2 (,), 3 (,), 4 (,).
15. Укажите предложение, в котором имеется обособление:


  1. Большие деревья, лишенные снизу ветвей, поднимались из воды, мутной, черной (А. Н. Толстой).

  2. Я внутренне хохотал и даже два раза улыбнулся (Лермон­тов).

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Земельные владения помещиков были небольшими и не шли ни в ка­кое сравнение с огромными боярскими вотчинами.


  1. Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

17. Объясните, нужна ли запятая в предложении:

Покрытые ине­ем (1) скалы уходили в неясную даль.

1) не нужна – причастный оборот стоит перед определяемым словом;

2) нужна – причастный оборот имеет обстоятельственный от­тенок.
18. Укажите правильный вариант постановки запятых в предло­жении:

Первым искусственным материалом (1) изобретенным человеком в каменном веке (2) была огнеупорная глина.

1) 1 –выделяется деепричастный оборот;


  1. 1 – выделяется причастный оборот;

  2. 1,2 – выделяется причастный оборот.

19. Укажите предложение с приложением:

1) Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши (Пушкин).

2) Этот маленький, скрюченный, постоянно ноющий, в тем­ных очках, с маленьким бледным лицом человек давил и угнетал всю гимназию.
20. Укажите, где в предложении должны стоят запятые:

Соколов-Микитов (1) повидавший немало далеких краев (2) всюду несет с собой (3) по мнению литературоведов (4) неизгладимую память о родной Смоленщине.

1) 2,3,4; 2) 1,2,3,4; 3) 1,3,4.
21. Укажите предложение с деепричастным оборотом:


  1. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь (Чехов).

  2. Бедный гость, с оборванной полою и до крови исцарапан­ный, скоро отыскивал безопасный угол (Пушкин).

22. Продолжите правильно предложение:

Используя совершенно разные слова...


  1. выражается одно и то же содержание;

  2. возможно построение одинаковых по смыслу фраз;

  3. можно передать один и тот же смысл;

  4. получаются одинаковые по смыслу предложения.

23. Укажите предложение со сравнительным оборотом:


  1. Точно очарованный песнью, он не шевелился и глядел куда-то вниз, вероятно, на кумачовую рубаху Егорушки.

  2. Говорила больше мать, дама с седыми волосами (Тургенев).

24. Определите, нужна ли запятая в предложении:

Первые (1) тополиные листочки сильно и терпко пахли.

2) нет.
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:


  1. В лесу и прохладно и красиво и спокойно.

  2. Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.

  3. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волни­стых линий.

Ответы


Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

2

2

2

1

2

1

3

2

1

1

4

1

3

2

5

1

1

1

6

1

3

2

7

2

2

2

8

2

1

1

9

1

2

1

10

1

2

2

11

2

2

1

12

1

1

1

13

1

1

3

14

1

2

1

15

1

1

1

16

1

1

1

17

1

1

1

18

1

1

3

19

2

1

1

20

1

2

2

21

2

2

1

22

1

2

3

23

3

1

1

24

1

1

2

25

1

3

3

26

1

-

-

27

2

-

-

28

3

-

-

Искусные руки древнегреческих гончаров изготовляли сосуды самой разнообразной формы. Это овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, оливкового масла, меда; объемистые кратеры с широким горлом - для вина, смешанного с водой; плоские килики - чаши для питья; высокие, удлиненные лекифы - для душистого масла и духов и многие другие кувшины и чаши. Художники-вазописцы расписывали сделанные гончарами сосуды. На многих вазах сохранились подписи гончара и художника.

Евфроний. Пелика с изображением ласточки. Греция. Ок. 500 до н. э. Краснофигурная роспись. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Наиболее известны древнегреческие вазы двух стилей: чернофигурные и краснофигурные. Чернофигурные вазы получили распространение в VII-VI вв. до н. э. На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком. В отдельных местах по силуэту он процарапывал тонкие белые линии, усиливавшие выразительность рисунка. Самым прославленным мастером чернофигурной вазописи был живописец VI в. до н. э. Эксекий. Одно из лучших его произведений - великолепный килик «Дионис в ладье» (ок. 540 г. до н. э., Музей прикладного искусства, Мюнхен). Эксекий использовал легенду о боге вина Дионисе и морских разбойниках, которых Дионис превратил в дельфинов. Мастер создал непринужденную и поэтическую сцену. Роспись поражает композиционным мастерством, чувством ритма, органической связью с формой сосуда.


Амфора с изображением битвы Геракла с амазонками. VI в. до н. э. Греция. Чернофигурная

Около 530 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Теперь мастер заливает фон черным лаком, а фигуры и орнамент сохраняют цвет обожженной глины. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. На краснофигурных вазах образы мифологии в значительной мере уступили место жанровым и бытовым сценам, точно схваченным и запечатленным художником.

Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2) понуждает сама природа художественного творчества. (3)Ведь, обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог - диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Рассмотрение художественного творчества в контексте культурной и личностной коммуникаций обусловлено самой природой творчества как диалога между тем, кто воспринимает произведение, художником, его создавшим, и самим произведением.

2) Читатель, зритель, слушатель, подчиняясь самой природе художественного творчества, рассматривает любое художественное произведение в контексте культурной и личностной коммуникаций.

3) Замысел произведения помогает читателю, зрителю, слушателю вступить в диалог с автором художественного произведения.

4) При обращении к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения происходит диалог культур, диалог сознаний.

5) Сама природа художественного творчества заставляет науку рассматривать творчество не изолированно, а в контексте культурной и личностной коммуникаций между художником, самим произведением и тем, кто это произведение воспринимает.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несомненно, что

Например,

Дело в том, что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

граждАнство

воссоздалА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Велимир Хлебников - русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ подарками!

Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРА часов

ЧЕТВЕРО ножниц

пара БОТИНОК

упал с ПЛЕЧ

взлетал более ВЫШЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) нарушение построения

предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В книге «Популярная история театра» говорится, что «все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали в себя огромное количество зрителей».

2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости.

3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине.

4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.

5) В джунглях деревья, хорошо укоренившиеся в плодородной земле, вырастают необычайной толщины, а их ветви крепко сплетаются друг с другом и, касаясь земли, пускают новые корни.

6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и начал медленно подниматься по ступенькам.

7) Распахнув окно, в комнату повеяло прохладой.

8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественном».

9) Уникальный историко-культурный и природный комплекс «Кижи» - одни из крупнейших в России музеев под открытым небом.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

соб..рательство

конс..рвировать

нач..нать

д..коративный

с..мптомы

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

испо..тишка, о..делка

ни..послать, и..брать

об..явить, раз..ём

пр..берёг, пр..рвать

об..ск, сверх..дейный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

разве..ться

отверд..вать

обналич..л

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

колебл..щийся

закле..нный

пен..щийся

(флаги) ре..т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тяжёлый день позади, и можно уснуть, но мне отчего-то (НЕ)СПИТСЯ.

Спектакль оказался (НЕ)ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.

Мишенька, (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли твой тебя обидел?

Ничуть (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ ручеёк тихонько скользил по гладким камешкам к большой полноводной реке.

Бортовой компьютер уже несколько лет является (НЕ)ОТЪЕМЛЕМОЙ частью управления современным автомобилем.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ, а потом снова полез (В)ВЕРХ.

(ПО)МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

Решено было (В)ОДИНОЧКУ, ЧТО(БЫ) не обнаружить себя, осторожно пробираться к своим.

(НЕ)СМОТРЯ на то что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию, (ТО)ЕСТЬ паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.

В ходе разработок мы смогли (НЕ)ТОЛЬКО выяснить возможности космического корабля, но и оценить надёжность работы его систем и всего корабля (В)ЦЕЛОМ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком.

2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.

3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.

4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алексей (1) возмущённый несправедливым замечанием (2) быстро вышел из комнаты начальника (3) и (4) ни на кого не смотря (5) направился к выходу.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наедине с тобою (1) брат (2)

Хотел бы я побыть:

На свете мало (3) говорят (4)

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж... Да что? моей судьбой,

Сказать (5) по правде (6) очень

Никто не озабочен.

Отца и мать мою (7) едва ль

Застанешь ты в живых...

Признаться (8) право (9) было б жаль

Мне опечалить их...

(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Серьёзным конкурентом поршневым двигателям на бензиновом и дизельном топливе (1) стали газотурбинные двигатели (2) первые испытания (3) функционирования (4) которых (5) проводились уже в 50-х и 60-х годах прошлого века.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На далёком западном крае неба (1) исступлённо метались белые молнии (2) и (3) хотя гроза не собиралась двигаться в нашу сторону (4) всё же что-то тревожное было в этом таинственном ожидании природы.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, - памятник, лишённый индивидуальности и поэзии...

(10)Память разрушается, как старый город. (11)Пуст0ты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь - пустота, с которой трудно было примириться.

(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении. (34)Он стал.

(По В. П. Катаеву)

21. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 34? Выпишите это слово.

памятником

реальностью

невидимкой

привычкой

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-5 представлено повествование.

2) Предложение 9 содержит элементы описания.

3) Предложение 9 иллюстрирует то, о чём говорится в предложении 8.

4) Предложения 13 и 14 противопоставлены по содержанию.

5) В предложении 33 содержится рассуждение.

23. Из предложения 33 выпишите фразеологизм со значением «очень близко».

24. Среди предложений 10-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Любовью к Москве проникнут весь текст В. П. Катаева: описывая её строения, достопримечательности, автор использует троп - (А)___ („необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета“ в предложении 2, »многоруким фонарям" в предложении 6). Изменения, произошедшие в городе с наступлением новой эпохи, рассказчик воспринимает очень болезненно, о чём свидетельствуют различные средства выразительности: лексическое средство - (Б)___ („старый", „новым" в предложениях 10, 11), троп - (В)___ (в предложениях 8, 10, 28), приём - (Г)___ (предложения 29-31)».

Список терминов:

2) синонимы

3) антонимы

4) синтаксический параллелизм

5) разговорные слова

6) гипербола

7) градация

9) сравнение

Вариант 4

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

помимотакже

123 или любая комбинация
этих цифр

1245 или любая комбинация
этих цифр

1234689 или любая комбинация
этих цифр

234 или любая комбинация
этих цифр

консервировать

глубокая

объявитьразъём

невидимкой

обналичил

235 или любая комбинация
этих цифр

пенящийся

рукойподать

неотъемлемой

Проблема исчезновения памятников истории и культуры. (Каковы последствия исчезновения памятников для человека?)

Исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связана жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков кажется ему противоестественной.