2. Как звали героиню, в которую влюбился сын Андрея Дубровского?
3. Стали ли вместе сын Андрея Дубровского и дочь Кирилла Троекурова?
4. По какой причине Кирилл Троекуров хотел отобрать имение у Андрея Дубровского?
5. Кем был Шабашкин?
6. Кем приходился Саша, героине-дочери Кирилла Троекурова?
7. Фамилия князя, взявшего в жёны дочь Кирилла Троекурова.
8. Сколько примерно лет было князю, взявшему в жёны дочь Кирилла Троекурова?
9. Кем называли сына Андрея Дубровского?(его называли разбойником)
10. Кем явился в дом Троекурова сын Андрея Дубровского и очаровал сердце дочери Троекурова?
11. По любви ли вышла дочь Кирилла Троекурова за князя?
12. Справедливо(честно) ли выиграл суд Кирилл Троекуров и почему?
13. Почему дочь Троекурова не вышла замуж за сына Андрея Дубровского?
14. Что должна была найти дочь Троекурова от сына Андрея Дубровского?
15. Где она должна была это найти?
16. Кто ей в этом помог?
17. Какого жанра произведение А.С. Пушкина "Дубровский"?
18. Любила ли дочь Троекурова сына Андрея Дубровского?
19. Изменилось ли её отношение к сыну Андрея Дубровского, после его разоблачения?
20. Какими качествами обладает сын Андрея Дубровского?

текста,соответствующие каждой иллюстрации

1)Какие

литературные направления имели место
быть в 1900е годы?
2)Что
принципиально новое внес в драматургию
«Вишневый сад» Чехова? (подскажу – мне
нужны черты «новой драмы»)
3)За
что Толстого отлучили от Церкви (предали
анафеме)?
4)Назовите
имена трех декадентов и поясните, что
из себя по-вашему представляло это
направление в литературе (или не по-вашему
– спишите из лекции)
5)Что
такое акмеизм? (спишите слово в слово
из интернета – не засчитаю), назовите
нескольких авторов-акмеистов
6)Кто
у нас стал главным новокрестьянским
поэтом? Какое литературное направление
попытался создать он впоследствии? Было
ли оно жизнеспособным (на ком
держалось)?
7)После
революции 1917года русская литература
была невольно разделена на … и …
8)Из
этой авангардистской школы вышел такой
поэт как Маяковский. Творчество какого
великого художника 20 века вдохновляло
поэтов этой школы? Почему?
9)В
1920е годы возникла литературная группа
«Серапионовы братья», что это за группа,
какие цели она перед собой ставила,
какой известный писатель входил в эту
группу?
10)Назовите
самую главную книгу Исаака Бабеля. О
чем она? (в нескольких словах передайте
сюжет)
11)Назовите
2-3 произведения Булгакова
12)Какое
произведение Шолохова мы можем отнести
к социальному реализму? (это произведение
отвечало официальной советской идеологии,
поэтому было с восторгом принято)
13)Шолохов
в языке «Тихого Дона» использует много
слов из местных …
14)Какое
самое главное произведение написал
Борис Пастернак? Как звали главных
героев? Какой промежуток времени
охватывает произведение? И какое главное
событие стоит в центре романа
15)Расскажите,
что происходило с литературой в 1930е
годы

Образ купца Калашникова раскрывается через отношение к нему автора и других героев, а так же через его поступки.

Отношение автора

Купец Калашников - исключительно положительный герой, которого автор изобразил в образе русского богатыря с помощью традиционных эпитетов: «статный молодец», «могутные плечи», «очи соколиные», «грудь молодецкая», а поединок назвал «богатырским боем».

Симпатии Лермонтова к Калашникову выражаются и в том, что поэт представил его верующим человеком: купец носит медный крест, о причине поединка расскажет только «богу единому», а братьям приказывает помолиться за его «душу грешную». Это свидетельствует о том, что Калашников близок народу, уважает нравственные устои и православные традиции, что фактически возводит его в ранг мученика.

Отношение к купцу других героев

Не менее важно для характеристики Калашникова отношение к нему других героев произведения:

  • Алёны Дмитриевны;
  • младших братьев;
  • Кирибеевича;
  • царя Ивана Васильевича.

Алёна Дмитриевна боится мужа, но признаётся ему во всём и просит о помощи: «на кого, кроме тебя, мне надеяться?». Это свидетельствует о том, что она уважает его и считает справедливым.

Младшие братья чтят Калашникова, называют его «вторым отцом» и обещают: «уж мы, тебя, родного, не выдадим».

Царь и Кирибеевич, как отрицательные герои, составляют оппозицию положительному Калашникову. Кирибеевич боится, так как правда на стороне купца, и предчувствует скорую расплату за свои поступки. Царь, несмотря на свой гнев, признаёт его силу и смелость, обещая «не оставить своей милостью».

Поступки Калашникова

Действия Кирибеевича задевают честь купца и его семьи. Для того, чтобы смыть этот позор, он выходит на бой с любимым опричником грозного царя. Убив соперника, он отказывается рассказать царю о причине их вражды, предпочитая умереть. Эти поступки характеризуют купца как смелого и благородного человека, который предпочёл смерть бесчестью.

Калашников - это герой, обличающий самодержавие и вызывающий сочувствие проявленной к нему несправедливостью.

Степан Парамонович Калашников вольный и удачливый купец. Он хозяин себе и своей семье, требует порядка в доме и подчинения. Он благороден и слово «честь» много значит для него. Узнав о несчастье с женой, он идет на смертный бой защищать честь семьи. Калашников не боится царя, прямо отвечает на вопрос, что убил опричника по своей воле. Только не озвучивает почему, так как это затрагивает честь его рода. Удалой купец верит в царя и его слово, он просит, чтобы тот не оставил его семью без помощи.

Творчество Лермонтова всегда оставалось загадкой, недаром и его произведения называют уникальными. Они отражали душевное настроение поэта. Взять хотя бы то разнообразие форм и тем, которое наблюдается в его творчестве: фантастическое чередуется с реальным, смех с печалью, сила с утомлением, молитва с шуткой, романтические порывы с холодным скептицизмом.

Кто бы мог подумать, что один и тот же автор способен в одно и то же время создать совершенно различные по мыслям, настроению и темпу произведения? В последние годы душу поэта мирные чувства охватывали все чаще. Лучший тому пример - написанная в 1837 году «Песня про купца Калашникова». Характеристика главного персонажа в этой статье.

История в духе народной песни

«Песня про купца Калашникова» создана поэтом в 1837 году в кавказской ссылке. Это произведение Лермонтова по своему стилю исключительное. Оно написано в духе народной песни и подается читателю как сказание, спетое гуслярами.

«Песня» интересна и по религиозному настроению, которым она окрашена. Основная идея поэмы - смирение сильного правдой человека перед судом несправедливым, но обязательным. Автор рассказывает трагическую судьбу купеческого сына, который заступился за обиженную жену и смыл обиду кровью, но был казнен.

Купец Калашников (характеристика героя ниже) смиренно переносит участь, он покоряется суду царскому и божьему. Не высказывает против несправедливости ни слова, не выказывает ни малейшей угрозы.

Государев опричник

Повествование начинается со сцены пира. Среди множества лиц, присутствующих в трапезной царя, автор в художественной форме выделяет главное действующее лицо: за столом все выпивают, но лишь один не пьет. Этот герой - Кирибеевич. Вслед за этим происходит диалог Грозного и опричника. В характеристике купца Калашникова этот эпизод играет не последнюю роль. Он позволяет раскрыть полнее характеры персонажей.

Обращение Грозного к своему опричнику и его вопросы строятся по нарастающей: вначале царь затем палкой о землю стукнул и наконец промолвил слово, которое пробудило опричника из забытья. Кирибеевич отвечает государю. Вторичное обращение царя строится по тому же принципу: не истерся ли кафтан, не казна ли поистратилась, не сабля ли зазубрилась?

Этот эпизод показывает, что Кирибеевич - любимчик царя. Он пользуется его расположением и милостью. У опричника есть все - дорогие кафтаны, деньги, хорошее оружие. По мере заинтересованности государя возрастает и его гнев, и желание принять участие в судьбе Кирибеевича. Этот эпизод предсказывает дальнейшую судьбу купца Калашникова. Характеристика соперника скрыта за последним вопросом государя: «Иль сбил с ног тебя на кулачном бою сын купеческий?»

Опричник отвечает, что не родилась ещё та рука в купеческом роду, аргамак его ходит весело. Допущение царя, что непобедимый боец проиграл бой сыну купеческому, было отвергнуто Кирибеевичем как невозможное. В его хвастовстве кроется психологическое предвосхищение поэмы, некое пророчество.

Причина печали опричника

На пике царского участия хитрый и лукавый Кирибеевич разыгрывает пред ним душещипательную сцену: не мочу усов в золоченом ковше потому, что влюбился без памяти в красавицу, а она отворачивается, как от нехристя. Самодержец, узнав, что зазноба любимого опричника всего лишь дочь купеческая, рассмеялся: возьми перстенек, прикупи ожерелье да пошли дары Алене Дмитриевне. И на свадьбу не забудь пригласить, да свахе покланяйся.

Слукавил Кирибеевич, перехитрил-таки самого Ивана Грозного. Вроде как на духу все рассказал, а утаил от царя, что повенчана красавица в церкви божьей. Да и к чему Кирибеевичу сваха, если сам государь на его стороне. Автор раскрывает образ противника удалого купца Калашникова. Характеристика Кирибеевича представлена полно: хитрый самоуверенный человек, профессиональный боец и рода знатного. Имя его указывает на нерусское происхождение, Калашников называет его басурманским сыном.

Богатство, покровительство царя испортили опричника. Стал Кирибеевич эгоистичным человеком, попирающем семейные устои. Его не останавливает замужество Алены Дмитриевны. Подкараулив свою зазнобу, он предлагает ей богатство в обмен на любовь. Не останавливает его и присутствие соседок, на глазах которых он обнимает и целует свою избранницу, прекрасно понимая, что это грозит ей бесчестием.

Купец Калашников

Калашников - один из главных героев. Можно сказать, что это основной образ поэмы, так как ему отведена положительная роль. Сидит за прилавком молодой купец. В лавке своей товары раскладывает, гостей заманивает сладкой речью, пересчитывает злато- серебро. Запирает лавочку, как колокола отзвонят вечерю, и идет домой к жене молодой и детям.

Задался купцу недобрый день. Пока это только видно по тому, что мимо ходят бояре богатые, но в лавку к нему не заглядывают. Вернулся вечером домой купец и видит, что и здесь неладно: жена не встречает его, стол дубовый не накрыт белой скатертью, перед образами свеча еле теплится. Задал он вопрос работнице, что же происходит? Ответили ему, что Алена Дмитриевна с вечери еще не вернулась.

Когда вернулась жена, он не узнает ее: стоит бледная, простоволосая и расплетенные косы снегом пересыпаны. Смотрит глазами безумными и шепчет речи непонятные. Рассказал ему жена, что опозорил ее опричник царский Кирибеевич. Такой обиды не смог снести Калашников. Созвал он младших братьев и сказал, что вызовет на бой обидчика и будет насмерть биться. Попросил купец братьев, если побьют его, то выйти вместо него стоять за святую правду.

Удалой купец Калашников, характеристику которого вы читаете сейчас, выходит на поединок не из ревности, а за святую правду. Кирибеевич нарушил патриархальный уклад и закон божий: смотреть на чужую жену - это преступление. Степан Парамонович не из ревности выходит на поединок, а защитить честь. Прежде всего - честь семьи, потому и братьев просит постоять за правду.

Поединок

Перед боем Кирибеевич выходит и царю молча кланяется. Купец Калашников соблюдает правила старинного вежества: прежде кланяется царю, потом Кремлю и святым церквям, а после народу русскому. Калашников свято хранит древние устои. Он не просто мужественный и смелый человек, купец силен своим духом. Потому и побеждает.

Поединок предваряется сценой хвастовства. Похвальба Кирибеевича - всего лишь ритуал, а ответ купца - это обвинение и вызов на смертельный бой. Поединок перестал быть состязанием, тут уже все дело в моральной правоте. Калашников отвечает своему обидчику, что ему бояться нечего: жил он по закону господнему, чужую жену не позорил, не разбойничал и «не таился от свету небесного». Кирибеевич, услышав слова Калашникова, побледнел в лице, значит, признал свою неправоту. Но тем не менее он ударил своего соперника в грудь.

Затрещали кости, но спас медный крест, висевший на груди купца Калашникова. В характеристике героя эта деталь существенна. Она говорит о том, что исход поединка был уже как бы предрешен. Кирибеевич, приставая к женщине, венчанной в церкви, нарушил не только человеческие законы, но и божьи. Степан Парамонович уповает на божий суд и говорит себе, что будет стоять за правду до последнего.

Калашников бьет противника с размаху в левый висок, что противоречило правилам боя. Кирибеевич замертво падает. По сути, купец совершил убийство. Но он не лишается сочувствия - ни читательского, ни авторского. Он идет вершить суд и выполняет задуманное. С точки зрения народного сознания Калашников прав.

Суд над Калашниковым

Царь, а уж он-то знал правила боя, в гневе спрашивает Калашникова, случайно или по воле своей тот убил его верного слугу. Купец признается, что по своей воле он убил Кирибеевича, а почему так поступил, скажет только богу единому. Чтобы честь семьи не подвергать поруганию, царю он не может этого сказать. Он смело признается в содеянном царю и готов понести наказание. Только перед смертью поручает свою семью попечению государя. И царь обещает пожаловать сирот, молодую вдову и братьев Степана Парамоновича.

В характеристике купца Калашникова следует отметить, что без сожалений идет на плаху он за честность свою и смелость. То, что он не стал юлить и ответ держал по совести, государю понравилось. Но простить и отпустить его просто так государь не мог. Ведь убит его верный слуга и лучший опричник. Купец вершит суд самовольно. Вину усугубил и запирательством своим перед царем. И за это он должен быть наказан.

Царь грозен, но справедлив. За честность и смелость он и купца не оставляет своей милостью: велит отправиться на высокое место. Приказывает топор наточить, палача нарядить, в большой колокол звонить. Молодую жену Калашникова и детей государь одарил из казны, не обидел и братьев - велел торговать беспошлинно.

Статный молодец

Лермонтов противопоставляет в поэме купца Калашникова опричнику Кирибеевичу. Торговца автор показывает не только как удалого бойца, но как борца за святую правду. В характеристике купца Калашникова из «Песни про купца Калашникова» отражается образ статного молодца, русского богатыря: очи соколиные горят, распрямляет могучие плечи и натягивает боевые рукавицы.

Образ купца Калашникова — это образ смелого и сильного человека, стойкого и честного. Потому и песня о купце сложена была. И хоть могила его безымянна, люди не забывают ее: проходит старый человек - перекрестится, идет мимо молодец - приосанится, если проходит девица, то пригорюнится. А пройдут гусляры - споют песенку.

Время создания «Песни...», ее тематика. Смысл обращения поэта к прошлому России

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана в 1837 году.

Прошлое – важнейшая сфера воплощения романтического идеала поэта. В своем произведении Лермонтов стремился уйти от современной ему жизни, не соответствовавшей его представлениям об истинном бытии человека, в историческое прошлое родной страны, казавшееся ему ярким и исполненным поэзии. Как замечал Белинский, «здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее».

В «Песне...» Лермонтов рисует красочные картины быта и нравов России эпохи Ивана Грозного. В первой части произведения перед читателем предстает картинацарского пира , на котором присутствуютбояре, князья и опричники . Здесь же упоминается Малюта Скуратов – жестокий сподвижник государя (царь, обращаясь к Кирибеевичу, напоминает ему, что тот выходец из этой семьи).

Во второй части «Песни…» рассказывается о жизни купечества . Лермонтов описываетторговлю купца Калашникова на гостином дворе близ Кремля. Далее рассказывается осемейной жизни купца. Лермонтов в точности воспроизводитдомостроевский уклад семейной жизни. Муж считался главой семьи. Жена должна была во всем ему повиноваться. Главное назначение женщины состояло в том, чтобы хранить домашний очаг, вести хозяйство, воспитывать детей. Единственным местом, которое жена могла посещать без сопровождения мужа, была церковь.

Лермонтов раскрыл смысл родственных отношений в ту эпоху. Родовая честь охранялась вековой традицией. Нанеся оскорбление Калашникову, Кирибеевич нанес оскорбление всему его роду. В этом смысл разговора Калашникова с братьями.

В третьей части поэмы рисуются молодецкие забавы – кулачные бои на Москве-реке, которые были необычайно популярны во времена Ивана Грозного.

Основные проблемы «Песни…» Две точки зрения на основной конфликт

Проблема народа – центральная в «Песне…» Эта проблема особенно интересовала русских писателей в 1830-е годы – в эпоху реакции, последовавшей за поражением восстания декабристов. Итоги этого восстания обнажилитрагический разрыв между образованной частью дворянства и народом. Поэтомупоиск истинного пути к народу, изучение его истории, его духовных ценностей становитсяважнейшей задачей русской литературы . Не случайно проблема народа выдвигается на первый план в позднем творчестве Пушкина («Капитанская дочка»), в ранней прозе Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), в сочинениях других авторов. Для Лермонтова этапным произведением в осмыслении указанной проблемы, наряду со стихотворением «Бородино», становится «Песня про... купца Калашникова».

С проблемой народа тесно связана проблема русского национального характера. Свои представления о лучших чертах русского народа, о русском национальном характере Лермонтов воплотил в образе купца Калашникова. Калашникову в поэме противопоставлен Кирибеевич, попирающий народные святыни, бросающий вызов нравственным устоям общества.

Особое место в поэме занимает проблема взаимоотношений между царской властью и народом . С осмыслением этой проблемы связан вопрос обосновном конфликте в «Песне...». Здесь известныдве точки зрения. Некоторые критики советского периода считали, что «Песня…» – это антимонархическое произведение. Главный конфликт здесь, с их точки зрения,между царской властью и народом – в лице Ивана Грозного и купца Калашникова. Другая точка зрения состоит в том, что такой конфликт в произведении есть, но он не является главным.Основополагающий конфликт в «Песне...» –между Калашниковым и Кирибеевичем. Главный герой выражает идею справедливости, правды-матушки. Его противник воплощает в себе крайний эгоизм, беззаконие, попрание нравственных основ Православия. Что касается Ивана Грозного, то он изображен в народном понимании. Это царь суровый, даже жестокий, но справедливый.

Жанровые и композиционные особенности

В своей поэме Лермонтов следовал традициям одного из жанров русского фольклора – исторической песни. В то же время, опираясь на фольклорные источники, поэт создает оригинальное произведение .

Жанровая специфика «Песни…» проявляется в ее композиции . «Песню…» отличают традиционные элементы , характерные для фольклорных произведений. Основному тексту «Песни…» предшествует зачин : «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!..» После первой и второй частей следуют повторы : «Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!..» «Песню…» завершает концовка :

Гей вы, ребята удалые,

В «Песне…» три части . В центре каждой из них – наиболее важные,ключевые эпизоды в развитии действия. Это тоже в традициях народных исторических песен.

Сцену пира в первой части поэмы можно рассматривать как экспозицию образов царя, Кирибеевича и Алены Дмитревны , а также какэкспозицию основного действия : именно здесь мы узнаем о греховной страсти Кирибеевича к Алене Дмитревне.

Сюжетная завязка происходит «за сценой»: о недостойном поступке опричника мы узнаем изразговора Алены Дмитриевны с мужем . Другая ключевая сценавторой части произведения –разговор Калашникова с братьями. В этих двух сценах ярко, образно раскрываютсяпатриархальные устои русской жизни того времени, выявляетсянравственная позиция главного героя.

В третьей части поэмы происходят кульминация (поединок Калашникова с Кирибеевичем, закончившийся гибелью опричника) иразвязка (царский суд над купцом иказнь главного героя). Здесь же помещен своего родаэпилог рассказ о могиле купца Калашникова.

Основные персонажи

Купец Калашников

Степан Парамонович Калашников – главный герой «Песни…». В его образесоединилиськонкретно-исторические характеристики купца времен Ивана Грозногос чертами могучего богатыря из русского былинного эпоса.

Калашникова отличают такие качества, как глубокая вера в Бога, верность семейным устоям и родственным обычаям, смелость и мужество в борьбе за правду-матушку.

Одновременно главному персонажу «Песни...», как и многим другим лермонтовским героям, присущ бунтарский дух.

Все эти черты героя раскрываются главным образом через сюжет произведения, его ключевыеэпизоды ; черезсистему персонажей (Калашников – Кирибеевич). При создании образа героя автор использует также художественные средства, связанные снародно-поэтическими традициями (например,постоянные эпитеты: «статный молодец», «сердце молодецкое», «очи соколиные»).

Кирибеевич

Кирибеевич – один из главных героев «Песни…»; по отношению к купцу Калашникову это герой-антагонист .

Как и Калашников, Кирибеевич – личность незаурядная , яркая ; он наделен могучей силой и молодецкой удалью.

Однако если в Калашникове воплотились представления поэта о высоких нравственных качествах борца за правду-матушку, то Кирибеевич олицетворяет собой крайний эгоизм , необузданную власть греховной страсти, презрение к нравственным устоям народной жизни. Недаром Калашников называет Кирибеевича «бусурманским сыном». В разговоре с царем в первой части поэмы герой проявляет лукавство , скрыв от государя факт замужества Алены Дмитриевны; во время поединка его одолевает сначала бахвальство , а затем страх перед противником.

Характерно, что Лермонтов, будучи романтиком, поэтизирует не только купца Калашникова, но и его противника Кирибеевича – тоже романтического героя. Отсюда яркие определения, постоянные эпитеты , характеризующие опричника («удалой боец», «буйный молодец»),сравнения (царь «словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого»; в момент гибели опричник сравнивается со срубленной сосенкой). Интересно, что автор поэтизирует не только самого героя, но и его страсть к Алене Дмитревне. При описании страстного чувства, охватившего героя, поэт использует прием повтора. Например, опричник говорит царю:

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые…

Алена Дмитревна

Алена Дмитревна – центральный женский персонаж «Песни…». Образ героини дан в произведении в народном понимании: это русская красавица и одновременно идеальная женщина-христианка допетровских времен. Ее отличают истинное благочестие , беззаветная преданность мужу и семье , строгое послушание супругу .

Царь Иван Грозный

В образе Ивана Грозного Лермонтов стремился воплотитьнародные представления о суровом, но справедливом царе-батюшке.

Иван Грозный, как это показано в «Песне…», сохранял, несмотря на свою жестокость, приверженность православным устоям: узнав о любви Кирибеевича к Алене Дмитриевне и не подозревая, что она замужем, царь советует опричнику посвататься к героине, исключая даже саму мысль о её принуждении к браку.

В третьей части «Песни...» царь выступает как суровый , но справедливый судия. Выяснив, что Калашников совершил преднамеренное убийство и отказывается при этом назвать его причину, царь в соответствии с законом того времени отправляет купца на казнь, проявляя при этом милость к его семье.

Понятно, что такой облик самодержца соответствовал народному идеалу справедливого царя и не отражал реальных поступков Ивана Грозного. .

Анализ эпизодов и других элементов композиции произведения

Как уже говорилось выше, «Песня...» начинается с зачина – обращения гусляров к царю и боярам, причем первым упоминается имя государя, как это и было положено – в соответствии со строгой иерархией:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы…

Первая часть «Песни…», содержащая экспозицию образов Ивана Грозного, Кирибеевича, Алены Дмитревны и всего действия поэмы, открывается сценой царского пира . Рассказывая о нем, автор воспроизводит расстановку политических сил во времена Ивана Грозного:

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники.

Бояре и князья находились в оппозиции к царской власти, опричники же призваны были строго проводить в жизнь жестокую царскую политику.

Уже в самом начале «Песни…» Иван Грозный выступает перед слушателями как суровый, но справедливый православный царь , верный древним обычаям, христианским устоям:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Народно-поэтический язык, художественные средства и приёмы, характерные для фольклора, используются автором «Песни…» с целью оттенить народный взгляд на царя. Лермонтов обращается к такому, на­пример, приёму, как образный параллелизм (отрицательный параллелизм):

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого.

В первой части «Песни…» впервые предстает перед нами и Кирибеевич . «Удалой боец, буйный молодец», по предположению царя, «думу затаил нечестивую»: как выясняется, Кирибеевич, действительно, одержимгреховной страстью к купеческой жене Алене Дмитревне. Страсть настолько поразила героя, что он не владеет собой и просит царя отпустить его «на житье на вольное на казацкое», где он найдет смерть: «Уж сложу я буйную головушку, / И сложу на копье бусурманское…»

В то же время, рассказывая о своей страсти Ивану Грозному, герой проявляет лукавство : он не смеет признаться государю, что Алена Дмитревна замужем, и это не случайно: православный царь не мог благословить Кирибеевича на брак с замужней женщиной. Кроме того, по убеждению государя, всякое принуждение в отношении невесты неприемлемо.

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся, –

говорит царь Кирибеевичу.

О лукавстве опричника слушателям сообщают гусляры:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

Наконец, в первой же части дается экспозиция образа Алены Дмитриевны. О ней рассказывает Кирибеевич; именно через восприятие опричника дается внешность героини, обрисованная в народно-поэти­ческих традициях.

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

На этом примере мы видим, что при создании образа героини Лермонтов использует сравнения , слова с уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами .

Вторая часть поэмысодержит экспозицию образа купца Калашникова :

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников…

Отмечены внешняя привлекательность купца, его молодость и сила. Уже здесь угадываются черты могучего богатыря , готового вступить в бой с врагами.

Как уже отмечалось, сюжетная завязка остается«за сценой» : о беде, приключившейся с Аленой Дмитриевной, мы узнаем лишь из ее слов, обращенных к мужу.

Внешний облик героини, описанный во второй части, передает ощущение несчастья :

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

Контраст в изображении героини в первой и во второй частях подчеркивает тяжесть переживаний молодой женщины, невольно оказавшейся в столь драматической ситуации.

В сцене разговора Калашникова с Аленой Дмитревной выявляется истинноеблагочестие героя, его верность устоям христианского брака. В гневных речах, обращенных к жене, слышна не только личная обида, но и твердая уверенность внедопустимости поругания священных основ брака.

Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,

Золотыми кольцами менялися!.. –

в гневе восклицает купец.

Важно здесь и ответное слово Алены Дмитревны, ее монолог . Героиня обращается к мужу в народно-поэтическом ключе:

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Муж выступает здесь как всесильный властелин , могущий казнить и миловать жену. Алена Дмитревна с ужасом думает не столько о своей поруганной чести, сколько о немилости супруга. В то же время она вправе ожидать и заступничества с его стороны.

Исключительно важна для понимания нравственного облика и мировоззрения Калашникова сцена его разговора с братьями .

Преступление Кирибеевича герой видит в том, что опричник попрал честь семьи и всего рода Калашниковых. Купец говорит, обращаясь к братьям:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич…

В словах купца чувствуется и горечь от оскорбления собственной личности. Герой признается братьям:

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что негодование Калашникова объясняется отнюдь не только личной обидой ине только необходимостью защиты чести семьи. Смысл его предстоящей битвы с Кирибеевичем в стремлениипостоять за святую правду-матушку . Купец обращается к братьям:

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьет он меня – выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежей силою,

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось Господь вас помилует!

В словах купца нет гордыни . Он отнюдь не уверен в том, что исход поединка будет в его пользу. С великимсмирением перед волей Божией он сознает, что может потерпеть поражение из-за накопившихся на нем грехов.Преимущество своихбратьев герой видит не только в их молодости и свежести сил, но ив меньшей греховности.

В то же время необходимо особо подчеркнуть тот факт, что защищать честь своей семьи Калашников намерен с помощью поединка . Он собирается убить Кирибеевича во время кулачного боя. Как известно, защита чести семьи, рода с помощью поединка – дохристианский, языческий обычай, сохранившийся и в христианские времена. Герой не видит другого способа заступиться за честь семьи.

Третья часть произведения, как уже было отмечено, содержиткульминацию сюжета, егоразвязку , а также своеобразныйэпилог .

Открывается третья часть знаменитым описанием зари. Лермонтов прибегает здесь к такому художественному приему, как олицетворение : «заря алая» уподобляется девице-красавице:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Сцена битвы Калашникова с Кирибеевичем –кульминационный момент поэмы. В ней наиболее ярко раскрывается нравственный облик противников.

Перед поединком Кирибеевич проявляетзаносчивость ,тщеславие, самоуверенность. Опричник кланяется в пояс одному только царю, высказывает презрение к сопернику. Калашникову он дерзко говорит:

А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду-племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться.

В отличие от Кирибеевича, Калашников

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Он высказал таким образом почтение не только царю, но и вере православной («святым церквам»), и русскому народу.

В гневных словах Калашникова, обращенных к Кирибеевичу, четко выражена приверженность купца христианским устоям жизни :

А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по Закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

Ответные слова Калашникова вызывают в душе Кирибеевича смятение и страх :

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

Страх – следствие нравственной неправоты Кирибеевича. Очевидно, что правда была на стороне купца Калашникова; это в итоге и решило судьбу поединка.

В сцене богатырского боя Калашников выступает в ролизащитника православной веры . На его стороне оказываетсяСила Крестная : купца промыслительно защищает «медный крест / Со святыми мощами из Киева»; крест принимает на себя всю мощь сокрушительного удара врага:

И погнулся крест, и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала…

Не местью руководствуется купец, готовясь насмерть поразить опричника, а стремлением постоять «за правду до последнева», всецело уповая на волю Божию:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

Наиболее сложное для понимания место «Песни…» – допрос Калашникова Иваном Грозным, открывающийсцену царского суда. В ответ на требование царя отвечать «по правде, по совести» о причинах убийства опричника Калашников говорит:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Купец сознательно скрывает от царя причину преднамеренного убийства опричника , тем самымобрекая себя на смертную казнь , которая полагалась в таком случае по закону, отнюдь не являясь следствием произвола самодержца.

В позиции Калашникова очевидно нежелание открыть перед царем семейный позор ,отстаивание личного права на месть обидчику и одновременногордость , вспыхнувшая в сознании купца. Герой, несомненно, понимает, что по Закону Господнему, который герой отстаивал в момент поединка, следует проявить смирение перед земным православным царем. Между тем купец открывает свой позор только братьям и скрывает его от царя-батюшки. В этом поступке Калашникова проявляются иего личное мужество, ибунтарский дух. Здесь мы ясно видимпротивостояние не только между Калашниковым и Кирибеевичем – носителями «правды-матушки» и «бусурманского», безбожного нечестия,но и между Калашниковым и царем, между представителем народа и царской властью.

Таким образом, Калашников выступает в «Песне…» и как борец за православные устои Святой Руси , и как «буйная головушка» , то естьгерой-бунтарь.

Царь же в третьей части «Песни…» предстает перед нами как суровый, но справедливый и даже милосердный судия. Распорядившись казнить Калашникова, царь проявляет милость к его семье:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

Впрочем, отправляя самого Калашникова на казнь, царь не удерживается от злой иронии :

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…

Таким образом, жестокость и милосердие православного царя оказываются в народном представлении неразрывно связанными .

Неоднозначен в идейном отношении и рассказ о казни купца :

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною…

Казнь купца явилась справедливой с позиций царя , с позиций государства. Однакосправедливость казни подвергнута сомнению в глазах народа , точку зрения которого передают певцы-гусляры.Народ с сочувствием отнесся к купцу ,мнение народное не совпадает здесь с точкой зрения царя .

Особенно характерно в этом отношении описание могилы Калашникова – своеобразныйэпилог «Песни…». Героя похоронили не на кладбище, а «на чистом поле промеж трех дорог». Могилка его – «безымянная». Ясно, что власть стремилась предать память о герое забвению. Однако рассказ гусляров о могилке свидетельствуето сердечной привязанности народа к таким добрым молодцам, как купец Калашников:

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосанится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Понятно, что прохожие не могут знать, кто конкретно покоится в «безымянной могилке». Между тем очевидно, что народ сочувствует «буйной головушке», не удостоившейся лежать на погосте.

Художественные приемы

В своей поэме Лермонтов использует художественные средства и приёмы, заимствованные им из народного творчества.

Отметим в первую очередь образный параллелизм . Образы природы соответствуют явлениям человеческой жизни:

Когда всходит месяц – звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью,

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает…

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися…

Здесь мы видим, что царь уподобляется месяцу, опричники – звездам, радующимся его свету, а лукавый Кирибеевич – звезде, прячущейся за тучку и рискующей упасть на землю.

Приведем еще один пример. Братья обращаются к Калашникову, выражая ему всецелую преданность:

Куда ветер дует в поднебесье,

Туда мчатся и тучки послушные,

На кровавую долину побоища,

Зовет пир пировать, мертвецов убирать,

К нему малые орлята слетаются.

Ты наш старший брат, нам второй отец…

Как мы видим, старший брат и младшие братья уподобляется здесь ветру и тучкам, орлу и орлятам.

Поэт использует и такую разновидность образного параллелизма, как отрицательный параллелизм . В качестве примера уже приводились строки, открывающие картину пира Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

Поэт прибегает также к олицетворениям . Яркий пример – уже отмеченное нами описание зари в начале третьей части «Песни…».

В лермонтовской поэме немало сравнений . К уже приведенным примерам добавим следующий. Алена Дмитревна говорит об обращенных к ней гневных словах мужа: «Твои речи – будто острый нож…»

В поэме большое число постоянных эпитетов : «солнце красное», «тучки синие», «добрый молодец», «красные девушки», «сырая земля», «дума черная», «ночь темная», «чистое поле».

Лермонтов использует и такой прием, как поэтические обращения . Например, царь говорит Кирибеевичу: «Гей ты, верный наш слуга Кирибеевич!» Кирибеевич обращается к царю: «Государь ты наш, Иван Васильевич!» Алена Дмитревна обращается к мужу:

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Кроме того, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами , что также свойственно фольклорным произведениям: «матушка», «головушка», «лебедушка», «голубушка», «малые детушки», «перстенек», «листочек осиновый», «сосенка».

Стих в поэме –тонический ,нерифмованный , характерный для народной поэзии.

Вопросы и задания

1. В каком году была написана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Чем интересен этот год в жизни поэта?

2. В чем смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного? Что писал по этому поводу Белинский? Отметьте наиболее яркие картины быта и нравов Москвы времен Ивана Грозного, воссозданные в «Песне...», прокомментируйте их.

3. Назовите центральную проблему «Песни...». Почему эта проблема стала так актуальна в русской литературе 1830-х годов? В каких еще произведениях 1830-х годов, включая поэзию самого Лермонтова, эта проблема – одна из главных?

4. Как в «Песне...» осмысляется проблема русского национального характера? Какие персонажи особенно важны для ее понимания?

5. Является ли проблема взаимоотношений царской власти и народа главной в произведении? Какие точки зрения в отношении основного конфликта в «Песне...» вам известны? В чем суть каждой из них?

6. Кратко охарактеризуйте жанровые особенности поэмы. Можно ли назвать «Песню...» произведением фольклора? Какие элементы композиции лермонтовской поэмы напоминают нам о фольклорных произведениях?

7. Охарактеризуйте купца Калашникова. Какие конкретно-истори­ческие и легендарные черты соединились в его облике? Какими качествами обладает лермонтовский герой? Перечислите основные художественные средства создания его образа, приведите примеры этих средств.

8. Какие черты делают Кирибеевича антиподом Калашникова? Почему Лермонтов поэтизирует Кирибеевича, хотя это и отрицательный персонаж? Какие средства использует для этого автор произведения?

9. Какие качества делают Алену Дмитриевну идеалом русской жен­щины допетровской Руси? Назовите и прокомментируйте их, опираясь на текст произведения.

10. Почему мы можем сказать, что образ Ивана Грозного в поэме – наиболее идеализированный? Аргументируйте свою точку зрения.

11. Прокомментируйте основные сцены, эпизоды «Песни...». Какие элементы экспозиции мы находим в первой части поэмы? Что мы узнаем о героях? Какие эпизоды составляют экспозицию сюжета?

12. В какой части поэмы мы видим экспозицию образа Калашникова? Какие черты героя проявляются уже в первом его описании?

13. В какой момент происходит завязка действия? Откуда мы узнаем об этом событии?

14. Назовите важнейшие сцены второй части произведения. Как в описании героини проявляется принцип контраста? Проанализируйте разговор Калашникова с женой. Какие черты мировоззрения героя и ге­роини раскрываются в этой сцене? Подробно рассмотрите позицию Калашникова в его разговоре с братьями. В чем герой видит смысл предстоящего поединка с Кирибеевичем?

15. Какое описание открывает третью часть «Песни...»? Какой прием использует здесь Лермонтов? Какие элементы сюжета содержит заключительная часть произведения?

16. Подробно проанализируйте сцену богатырского боя. Какие качества Кирибеевича и Калашникова раскрываются в предваряющих поединок словах героев? Как поэт дает понять читателю, что Калашников побеждает в битве с помощью Божией?

17. Подробно рассмотрите эпизод царского суда над Калашниковым. Как можно объяснить тот факт, что купец скрывает от государя истинную причину убийства опричника? Справедлива ли позиция царя в отношении Калашникова и его семьи?

18. Какую функцию выполняет в поэме описание могилы Калашникова? Можно ли сказать, что позиция народа в отношении героя отличается от позиции царя? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст.

19. Назовите художественные средства, приемы, которые использует Лермонтов в своем произведении. Приведите примеры. Что вы можете сказать об особенностях стиха «Песни...»?

20. Напишите развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ купца Калашникова и средства его создания».

21. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие “Песни...”»

Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по стилю она похожа на народный сказ. Да и можно ли здесь говорить о возвышенном чувстве, если Кирибеевич, сумев подстеречь Алену Дмитревну вечером на улице, на глазах у всех болтливых соседей предлагаетей наряды и драгоценности в обмен на ее любовь?! Однако наглость и вседозволенность не сходят с рук эгоистичному ухажеру. Однако решение царя было однозначным. Гордо и достойно взошел Калашников на плаху, оставшись в памяти знавших его людей примером чести, благородства и глубокой порядочности: Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится. М. Ю. И только Степан так любил жену, что ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. Ведь честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего. И даже в последние секунды жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях. Люди были восхищены смелостью купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится» - этими строчками Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова. удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно разными людьми. Один из них - честный и достойный, удачливый купец и уважаемый соседями хозяин, работящий и верный муж Степан Парамонович Калашников. В его молодую красавицу жену Алену Дмитревну влюбился любимый царский опричник Кирибеевич. Это человек совсем иных принципов. Думая только о себе, он без всяких угрызений совести готов поломать чужую жизнь и счастье, разрушить семью и навлечь позор на голову своей любимой. Еще раз доказал купец свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако причины не стал объяснять. Этим благородным поступком он сохранил в тайне бесчестное поведение опричника и защитил от сплетен и недомолвок доброе имя своей жены. За честь и доброе имя жены и собственной семьи вступается сам Степан Калашников. Без раздумий готов он вызвать на смертный бой обидчика, заранее зная, что в случае победы навлечет на себя гнев самого царя. Однако ничто не может остановить храброго купца, стремящегося отстоять справедливость. Услышав имя соперника и его обвинения, задрожал Кирибеевич, побледнел, но деваться-то уже некуда: раз вышел - нужно биться. И проиграл эту битву хвастливый опричник, пораженный могучим ударом Калашникова. Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал, чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Так Лермонтов с большим мастерством превратил обычную бытовую ситуацию в историю любви, полную драматизма. Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены-то и защитников больше не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший - совсем кроха. В поэме автор описывает жизненный случай. В жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитревну на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь. На бою присутствовал сам царь Иван Васильевич.