Кто такие русские? Во многих странах эмигрантов из России сразу называют «русскими», даже если сами они определяют себя как татар, чувашей, осетин. Но и те, кто сами записываются в переписях как «русские», живут по-разному, у них различные обычаи и традиции, а порой и религия.

Этнографы спорят, считать ли русских нацией или этносом. Эти термины имеют между собой много общего. Иногда в научный обиход входит еще и понятие «этос». В отношении русских им обозначают ту самую «русскую душу» - мировоззрение, которое отличает русского человека от западного.

Этнос: я – русский!

В советское время термин «этнос» был очень популярен. В самом общем виде этнос – это группа людей, которых объединяют общее происхождение, язык, культурные и хозяйственные практики. Однако «чистых» этнических групп не бывает, какие-то признаки всегда различаются.

Но для стройности картины термин «этнос» иногда объявляется тождественным понятию «народ». Так, выделяют этнолингвистические группы, а в них – обособленные части-народы. Например, в славянскую группу входят русские, украинцы, поляки и другие народы с родственными славянскими языками.

У каждого этноса, входящего в группу, есть общие с другими этносами черты – в обрядовости, фольклоре, истории. Но есть и свое индивидуальное прошлое, специфика образа жизни, стремлении провести границы – «мы такие, мы живем так-то, а они – по-другому». Ребенок начинает осознавать свою этническую принадлежность в 8-9 лет на основе знаний о стране, родном языке, образе жизни родителей.

Группа людей становится этносом, а затем – нацией, когда осознает свою общность с другими и одновременно непохожесть на них. Немаловажную роль в этом играют связь с определенной географической территорией, появление конструкта родины в широком смысле.

Более того, членом этноса можно стать. В процессе ассимиляции эмигрант может настолько принять обычаи, традиции, историю новых сограждан, что начинает называть себя «русским», «американцем», «финном». Это называется «поменять этническую идентичность».

Этос: ментальный код русского человека

Говоря о взаимосвязанных этнических процессах, многие ученые идут дальше, используя понятие «этос». Он обозначают схожесть привычек, нравов и менталитета.

О принадлежности к той или иной народности говорят внешний вид человека, его самосознание, культура и быт. Одним из самых ярких проявлений национального характера русских является стиль жизни, который кардинально отличается от западных норм.

Особая культурная ориентация, общественная деятельность и принятая иерархия ценностей людей, проживающих в России, доказывают их принадлежность к определенному этосу. Осмысление нравственных начал зависит исключительно от воли народа и не связано с указаниями властей.

Прежде чем стать нацией, нужно осознать себя народом

«Нацией» называют социально-экономическое и культурно-политическое единство людей. Нацию могут создавать разные этносы или один. У людей, проживающих в одной стране, могут быть различные языки, уклад жизни, внешность, религия, но их объединяют культура, идеология, политика.

Нация – это рациональный и искусственно созданный механизм, неразрывно связанный с государственностью. Понятие это возникло достаточно поздно, когда потребовалось найти «цементирующие» термины для укрепления позиций существовавших государств и для основания новых.
Термин «народ» возник гораздо раньше, чем понятие «нация». Можно утверждать, что именно этнос формирует государство, а затем уже государство искусственно развивает нацию. Для нее не важны принципы родства, а это полностью исключает вероятность ее органического и живого развития.

Русская нация как пережиток СССР

Стремление назвать себя нацией связано с влиянием советского периода, когда навязывалось желание «строить» устойчивое культурно-детерминированное сообщество, которому государство предоставляло определенный сервис. Популярность идеологии поддерживалась предоставлением территориальной автономии, языка и литературы, квот для национальных кадров и пр.

Однако стремление получить гражданское единство сопряжено с одним серьезным изъяном: оно непроизвольно обнуляет все традиционное и подлинное. Народ, сформировавший свое отдельное государство, постепенно лишается самосознания и забывает об этнической самобытности. Так было и с русскими, национальное самосознание которых исказил Советский Союз.

Искусственное вмешательство в естественные процессы языковой эволюции, подавление обычаев и становление новых традиций приводит к утрате механизмов самоидентификации. Иногда платой за принудительное «образование» нации становятся жесткое противостояние и раскол внутри народа.

Русский народ — восточно-славянский этнос, является самой многочисленной этнической группой в Европе. По разным данным в мире проживает от 129 до 160 млн. человек . Русская диаспора огромна и сосредоточена в странах бывшего СССР: в Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдове и др. странах. 86% русских проживают на своей исторической родине – в России. Две трети русского населения приверженцы православного христианства. Национальный язык – русский.


Истоки русского народа

Родственные по происхождению народы: и . Предположений о происхождении русского народа несколько. Вот самые известные:

1. Дунайская теория.

Летописец Нестор усердно работал над сводом «Повесть временных лет». Автор определил территорию расселения славянских племен по течению Дуная. Впоследствии версию летописца развивали историки Ключевский и Соловьев. Многие лингвисты и исследователи до сих пор придерживаются этой теории.

2. Скифская теория.

Выдающийся русский гений Михаил Ломоносов придерживался скифо-сарматской версии происхождения русского народа. В своем труде «Древняя Российская история» Ломоносов указал, что русский народ образовался в результате смешения славянских племен и финно-угорского племени. По мнению историка, языческие верования наших предков имеют много общего с античной культурой.

3. Прибалтийская теория

Гипотеза о происхождении русских основана на ДНК-исследовании различных народов. По предположению ученого Гелленталя, корни русского населения непременно связаны с трансбалтийскими народами и миграцией алтайских народов. Алексей Шахматов тоже называет прародиной русских территорию Немана и Западной Двины.

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души , простота , доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Традиции предков

В современном укладе жизни русского человека, конечно, многое изменилось. Скоростные автомобили, бытовой комфорт, глянцевая одежда, ультрамодные гаджеты проникли в каждый дом. Однако, и это к счастью, в самые значимые для русского человека моменты, он возвращается к нетленным славянским традициям и обрядам.

Русская свадьба непременно начинается со сватовства, а на гуляньях до сих пор присутствуют элементы старинных традиций: выкуп невесты, семейный каравай, одаривание молодых. Почти не изменились крестильные и похоронные обряды. Во многих семьях до сих пор прощание с усопшим идет по древним традициям (завешивание зеркал, похоронный обряд, поминальная еда). Сплоченность русских проявлялась не только во время печальных событий, но и в проведении народных гуляний.

До сих пор с широким размахом празднуется Масленица . Особую притягательность этому празднику придает традиция сжигания чучела, ритуал прощения обид и поедание вкуснейших блинов. Среди церковных праздников самыми почитаемыми среди русских являются Рождество и Пасха . В зимнее время детвора веселится, гуляя по домам и распевая колядки. За прославления Христа дети получают сладости и деньги от хозяев. На Пасху в каждом доме будет приготовлен ароматный кулич и покрашены яйца. Не искоренена традиция посещать кладбища в эти дни, вспоминая ушедших родственников и друзей.

Это не одно и то же. Разницу нужно понимать. Это очень важно.

Поначалу разницы не было. В Писании подробно рассказано, кто кого родил, и какой народ от кого произошел. Чистой воды биология: семья как группа индивидов - род как группа семей - племя как группа родов - народ как группа племен суть иерархические формы социальной организации сообщества кровных родственников, произошедших от одного общего предка. Современная генетика демонстрирует ту же картину: народ представляет собой популяцию, у истока которой стоит один человек - патриарх рода, чье потомство со временем размножилось и расселилось, сохранив при этом генетическую идентичность прародителя.

Генетическая идентичность жестко связана с культурной идентичностью. Плоть несет в себе дух, и у разных народов он разный. Отличается не только психофизиология отдельных народов, разнится и их фундаментальный духовный строй, устойчивый к любым внешним воздействиям вплоть до такого сильного как принятие новой религии. Например, после крещения Руси русские люди не превратились в византийских греков, веру которых они переняли, а остались русскими не только телом, но и душой. Перестав быть языческой и став христианской, народная душа все равно осталась русской.

Национальное начало в человеческой природе первично, а религиозное вторично. Недаром в старину у пришлого «доброго молодца» первым делом спрашивали, какого он рода-племени. Ответ показывал, чего от этого самого молодца следует ожидать и, соответственно, как к нему нужно относиться. Спрашивали именно про биологическое происхождение, а не про то, в какого бога он верует. (Уже много позже светскими и духовными властями была предпринята попытка подменить понятия, утвердив принцип «русский значит православный» вопреки очевидной неадекватности этого подхода, который исключает из нации иноверцев и атеистов русского биологического происхождения и включает в нее единоверных инородцев, таких, например, как православные эфиопы или японцы.)

Разумеется, к кровным родственникам отношение было иное, чем к инородцам. И ничего «расистского» в этом нет. Людей квалифицировали по признаку «Мы - не Мы» точно так, как поделил народы Господь Бог или, согласно Дарвину, их сформировала естественная эволюция. «Расизм» в современном понимании этого термина начинается там, где утверждается объективное биологическое (а, следовательно, и культурное) превосходство одного народа над другим.

Русскому национальному мироощущению расистский по дход чужд. В русском понимании «Мы» не значит «выше», чем «не Мы». И принадлежность к «Мы» не наделяет русского человека нравственным основанием презирать и ненавидеть чужаков только по тому, что они «не Мы». В национальном сознании русского народа «Мы» соотносится с «не Мы» так же, как для отдельного человека его родственники соотносятся с людьми посторонними. Родственники не «выше», а «ближе» чужих. Это понятно и естественно, такова объективная природа вещей.

Вместе с тем, к сбережению национальной природы «Мы», биологической идентичности рода отношение было предельно трепетным. Межнациональные браки, мягко говоря, не поощрялись. (Династические браки князей и царей не в счет из-за их малочисленности и из-за того, что национальная дифференциация идет по мужской линии, которая сохранялась генетически самоидентичной, когда русские женились на иностранках - сыновья наследовали кровь отца.) Однако по мере развития международных связей и территориальной экспансии русского государства неизбежно происходило размывание биологической основы русского народа. «Добрые молодцы» чужого рода-племени женились на русских девушках, ассимилировались в русском обществе, и их потомки в собственных глазах и в глазах окружающих теряли инородную идентичность и вливались в категорию «Мы», то есть русские.

Однако не все в человеческой наследственности поддается смешению и изменению. При зачатии человек получает 23 хромосомы от отца и 23 от матери, их генетическое наполнение и смешивается, делая каждую человеческую особь уникальной в биологическом отношении. Но одна из этих 46 хромосом передается по наследству в неизменном виде в течение тысячелетий. Это мужская Y- хромосома, которая у сына точно такая же, как у отца, деда, прадеда и т.д. вплоть до первородителя - биологического основателя данного народа. А в Y- хромосоме присутствует этнический маркер в виде особой последовательности нуклеотидов, у каждого самобытного народа уникальный и называемый гаплогруппой, который впервые образуется в результате мутации у основателя рода и наследуется всем его потомством по мужской линии. Русская гаплогруппа имеет возраст около четырех с половиной тысяч лет, и ей присвоен генетический индекс R1a1.
В настоящее время в России (а также на Украине и в Белоруссии) гаплогруппа R1a1 присутствует в ДНК примерно двух третей мужчин, идентифицируемых как русские (украинцы, белорусы). Это и есть биологические русские.

А одна треть мужчин, определяемых как русские, имеет иное биологическое происхождение. 5% обладают гаплогруппой R1b, которая доминирует на западе европейского континента и называется поэтому западноевропейской. 6% имеют скандинавскую (или балтийскую) гаплогруппу I. В русском Поморье распространена монголоидная гаплогруппа N - та же самая, что и у части населения Китая, у ряда сибирских народов, у финнов, саамов и эстонцев. Встречаются и другие биологические маркеры.
Данная категория населения происходит от предков, которые сотни, а то и тысячи лет назад были ассимилированы русским народом и потомки которых в результате череды последовательных браков с биологически русскими женщинами и социальной жизни в русской национальной среде унаследовали антропометрические и психофизиологические свойства, присущие русскому народу, с молоком матери впитали в себя его культуру. Это этнические русские - русские в силу того, что их русскость в комплексе ее признаков неотличима от русскости биологических русских. Они русские во всем кроме национального маркера в Y-хромосоме ДНК, о чем абсолютное большинство из них даже не подозревает.

Равным образом не догадываются о своем русском происхождении поляки, среди которых доля гаплогруппы R1a1 практически такая же, что и среди русских обитателей Великороссии, Малороссии и Белоруссии. А также 40% мужчин в Латвии, Литве, Чехии и Словакии, имеющих в ДНК русский биологический маркер. И 20% немцев и норвежцев - носителей гаплогруппы R1a1. Все они ничем не отличаются от своих сограждан с иными национальными корнями - это этнические западные славяне и европейцы с русскими биологическими корнями.

Таким образом, современная этническая принадлежность не всегда совпадает с биологическим происхождением. В библейские времена совпадала, а сейчас в результате смешения народов заметно не совпадает. Соответственно, практически каждый народ, в том числе русский, состоит из двух частей, биологической и этнической. (Разумеется, сказанное относится к национальным государствам, то есть к государствам, образованным самобытными народами в процессе их исторического развития. В эмигрантских государствах, изначально населенных многонациональным винегретом самого разного происхождения, о какой-либо биологической идентичности или об идентичности этнической, которая является производной от биологической идентичности государствообразующего народа, говорить вообще нельзя.)

При этом биологическая составляющая народа, символизируемая его национальной гаплогруппой, представляется абсолютно приоритетной для продолжения его самобытного существования, и вот почему.
Гаплогруппа не влияет, в отличие от генов, на текущую наследственность, и генетики вообще не понимают, зачем она нужна, как и подавляющая часть всех нуклеотидов в ДНК. В той же Y- хромосоме, например, нуклеотидов насчитывается около 50 миллионов, из них генов - менее 1%. Этот процент ученые и исследуют, а все остальное называют «манжетой» и считают бесполезным «мусором».

Однако еще Гегель постулировал, что «все действительное разумно» в том смысле, что для чего-то нужно. И если наука пока не понимает, для чего именно, то это недостаток научного знания, а вовсе не ошибка природы и не бессмысленный каприз Создателя. Применительно к гаплогруппе можно утверждать, что она существует не только как национальный маркер для удовлетворения любопытства ученых, исследующих пути передвижения народов во времени и пространстве, и не для того, чтобы на Страшном суде Господь не перепутал один народ с другим. Есть еще что-то, чего мы пока не знаем.

Во всяком случае, очевидно, что гаплогруппа ассоциируется с биологической идентичностью народа, с его национальной плотью. А плоть, в свою очередь, несет в себе национальный дух, который определяет характер жизнедеятельности данного народа. Каким образом они между собой связаны, плоть и дух, материальное и идеальное, науке тоже неизвестно. Но связаны точно, поскольку, как подметил автор теории этногенеза Л.Н. Гумилев, в одних и тех же условиях характер жизнедеятельности разных народов различается. Если условия внешней среды одни и те же, а действуют в этих условиях разные народы по-разному, это значит, что причина отличий кроется в самих народах, состоящих из разной национальной плоти, в которой живет разный национальный дух.

В доступной естественнонаучному исследованию плотской части материально-идеального феномена под названием «народ» известен пока только один фрагмент, стабильно отличающий один народ от всех остальных народов на земле - гаплогруппа. Может быть, есть что-то еще, но мы пока этого не знаем. Да и для исследования исторических путей народов на Земле знать больше необязательно, гаплогрупп достаточно, поскольку на путях движения народов в ДНК местного населения остаются несмываемые тысячелетиями следы в виде этих самых гаплогрупп.

Гаплогруппа биологических русских - R1a1. Именно с ней связана жизнедеятельность русского народа в течение последних четырех с половиной тысяч лет. С гаплогруппами, которые сохранились в ДНК этнических русских, ассоциируются исторические судьбы других народов - тех, у кого эти гаплогруппы доминируют вплоть до настоящего времени. Русская судьба является производной от национальных особенностей русского народа, которые переняли ассимилированные им этнические русские, разделившие русскую судьбу и принявшие в ней участие вместе с биологическими русскими. Но природными носителями этих особенностей, составляющих русскую национальную самобытность, остаются именно биологические русские и только они.
Русский народ жив до тех пор, пока русский дух имеет пристанище в русской плоти, то есть пока в популяции доминирует русская кровь, помеченная гаплогруппой R1a1. Этнические русские, какова бы ни была полнота их ассимиляции, по определению не могут быть носителями русского духа, поскольку их плоть изначально создана для другого духа, нерусского. Многие из них способны чрезвычайно тонко чувствовать русскость в культуре и внести ценный вклад в русскую духовную сокровищницу. Достаточно упомянуть великого поэта Пушкина, блестяще завершившего процесс оформления современного русского языка, на котором мы говорим и думаем до сих пор. Африканское происхождение (скорее всего, в ДНК Пушкина присутствовала африканская гаплогруппа А) не помешало ему стать одним из самых русских поэтов всех времен.

Все это так, но только в индивидуальном порядке. История показывает, что этническая популяция сама по себе, в отрыве от популяции биологической, не в состоянии полноценно продолжить духовную жизнь народа. Без национальной плоти национальный дух, даже очень сильный, развиваться не может и быстро деградирует. На что уж сильным было влияние античной культуры на народы Европы, много веков входившие в состав Римской империи, однако с исчезновением биологических носителей этой культуры - древних римлян живой дух античности иссяк. Галлы и прочие народы империи (знать которых на закате Рима по части римской образованности порой превосходила самих римлян) не смогли продлить жизнь римского духа. Причина проста - дух и плоть народа едины, и дух не может переселиться из одного народного тела в другое, в котором изначально живет иной дух.

Так и русский дух живет в русской плоти, биологически определяемой гаплогруппой R1a1. Недаром враги русской нации, проповедуя интернационализм и космополитизм, стараются разбавить русскую кровь посторонними примесями. Их цель состоит в том, чтобы превратить биологических русских в этнических и тем самым подорвать материальную основу русского духа, направив развитие русской цивилизации по пути тех великих народов древности, от которых сейчас остались одни воспоминания. Древние греки, древние римляне и прочие исчезли с лица земли потому, что потеряли сами себя, свою биологическую, а с ней и духовную идентичность.

Соответственно, первостепенная задача защитников русского народа заключается в сбережении и умножении русской крови. Только в ней может жить и крепнуть русский дух наперекор врагам России.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

За последние четверть века самоидентификация граждан нашей страны многократно претерпевала изменения и чаще всего на фоне политических волнений. Ну а за последние несколько лет даже стало модно быть «русским». Не зря считается, что национальность «русский» - это больше, нежели просто понятие «народность», это состояние души. Сколько же всего в мире национальностей, как они образовывались и чем они отличаются от гражданства? Все эти вопросы стали очень актуальными в последнее время.

Происхождение национальностей

Еще буквально несколько веков назад такого понятия как «национальность» даже не существовало, подсчитывались лишь данные о носителях того или иного языка. Собственно, так происходит и ныне во многих других странах нашей планеты. Человечество всегда стремилось разделить себя на некие этнические группы, например в племена первобытнообщинного строя. Позднее, в эпоху рабовладения и феодализма, уже начало формироваться понятие народности. А когда общество пришло к буржуазному строю, появились понятия «нация» и «национальность», как следующий этап развития этносов. В большинстве стран мира эти определения относятся к идентификации гражданства, тогда как в России и некоторых других странах они имеют более широкое значение.

В мировых масштабах

Понятия «народность», «нация» и «национальность» практически идентичны, и сложно вычленить основное различие между ними, ведь разделение на этнические группы существует намного дольше, нежели любое из этих определений. На сегодняшний день все национальности мира подсчитать невероятно сложно, ведь они находятся в постоянной динамике, сливаясь между собой, в результате чего многие исчезают. По приблизительным подсчетам на планете сейчас существует около двух тысяч национальностей с тенденцией их постоянного уменьшения. Это несколько больше, нежели самоидентификация по языковому или территориальному признаку, ведь при наличии 251 официального государства в мире существует около шести тысяч языков, каждый из которых является для кого-либо родным. Поэтому сложно определить, сколько национальностей существует на самом деле. Помимо самых распространенных и известных, таких как американцы, англичане, немцы, французы, испанцы, итальянцы, греки, болгары и другие, есть небольшие и мало кому известные этнические группы: белуджи, гольды, ингры, лаппи, мишари и множество других.

Сложности определения

Национальностью принято называть принадлежность к определенному этносу. Она имеет наследственный характер, потому как ее основными признаками являются фамилия и внешность человека, а также некоторые черты характера, которые определяются как менталитет. Но понятие это достаточно условное. В связи с постоянной динамикой к смешению этнических групп в родословной того или иного человека возможно присутствие представителей самых разнообразных народностей, что затрудняет само определение национальности. Таким образом, несмотря на тот факт, что во многих странах основным признаком такого определения является гражданство или язык, национальности все больше остаются понятием самоидентификации личности.

От Империи к Федерации

В Российской империи в 1897 году проходила перепись населения, тогда принадлежность гражданина к той или иной этнической группе определялась по языковому и религиозному признаку. Чуть позднее стало применяться понятие «народности» и «народы», а графа «национальность» в паспортах появилась уже в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. Совет Национальностей Верховного Совета СССР имел такое название для более точного определения представленных в нем территориальных образований (республик, автономных областей и округов). Ну а на сегодняшний день Конституция Российской Федерации закрепляет право на самоопределение в выборе национальной принадлежности.

Такие разные «русские»

Многих очень интересует вопрос, почему все национальности мира - это имена существительные (латыши, поляки, румыны, татары и другие), и только у русских - это прилагательное. Сложно наверняка ответить на этот вопрос, и разные ученые выдвигают разные теории. Начать следует с того, что это самая большая народность в мире. Национальность «русский» имеют по разным подсчетам от 130 до 150 миллионов людей по всему земному шару, проживающих не только в России, но и далеко за ее пределами. Русские являются самым многочисленным восточнославянским этносом. Это основная часть населения и коренной народ России, а также большая часть населения бывших советских республик, таких как Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония, Молдавия и других. Но русские распространены не только на постсоветском пространстве, в США, Германии, Канаде и Бразилии, а также в других крупных государствах они представлены большими диаспорами. Языком национальности считается русский. Некоторые субэтносы русского народа в других странах имеют собственные названия: горюны (регион Украины), липоване (регион Румынии), албазинцы (регион Китая), некрасовцы (регион Турции). Что касается непосредственно территории России, то, несмотря на общую национальность «русский», население делится также и на более узкие этнические группы, такие как казаки, саяны, тудовляне, поморы, колымчане, сибиряки, марковцы и многие другие, в зависимости от региона проживания.

Что определяет русского?

Считается, что как национальность «русский» - это слишком сжатое понятие. Это не просто некоторые антропологические признаки или окончания фамилии на -ов/-ев. У В. И. Даля, великого русского ученого, писателя и лексикографа, была своя точка зрения на определение национальности человека, и рациональное зерно в этом мнении, несомненно, присутствует. Он считал, что в зависимости от того, на каком языке человека думает, к тому народу он и принадлежит. На русском языке говорит огромная часть населения земного шара и, помимо России, подавляющее большинство населения некоторых бывших республик СССР, при этом причисляя себя к другим национальностям по территориальному признаку. Русские - это более чем национальность, это цивилизация, самобытная и неповторимая, соединяющая в единое целое язык, культуру, менталитет.