Кульчек - угол. До ближайшего города 200 верст, до железнодорожной станции около 150. Подтаежное место на половине между Красноярском и Минусинском, в 20 верстах от Енисея. В деревне около 150 дворов, начальная школа, изба-читальня, потребиловка.

Сказки записаны от Федора Ивановича Зыкова , местного старожила-сказителя. Федору Ивановичу 79 лет. Это высокий, бодрый еще старик с видом библейского патриарха. Копна белых волос на голове, хорошие живые глаза, вполне почтенная седая борода. Длинная ситцевая рубаха перехвачена по-старинному, шнурком. Широкие холщевые «шановары» спрятаны в короткие сагыры (ичиги) с растопырившимися голенищами. «Сагыры» эти кажутся лишними, ненужными к крупной кондовой фигуре старика.

В обращении, в разговоре Федора Ивановича сохранилась особая, свойственная только сибирякам-старожилам манера. Это сознание собственного достоинства, какая-то приподнятость, чинность. В старике не видно показного унижения перед «большой грамотой», которое встречается еще сплошь и рядом в нашей деревне; сразу видишь, что жил он по-своему неплохо (и знает это), достаточно сеял и косил, поджаривался всю жизнь на солнце и неделями утопал в снегу зимой. Нет в нем признаков городской и казарменной культуры, так как он в солдатах не служил, а в ближайшем городе бывал только несколько раз, зимой с обозом, а летом на барке с мукой. В общем, это настоящий сибиряк, пропитанный табаком и запахом хлеба, тайги, полевых трав и навоза.

При всем этом, Федор Иванович еще знахарь, сказочник и свадебный дружка . Но ни одна из этих способностей не превращается у него в профессию. В каждой роли он остается свободным, независимым мастером.

Знахарь он потому, что знает заговоры и верит в их действие. К тому же на них имеется еще большой спрос. Мучительные вопросы о Боге, племенном скоте, порче и т. п., которые решает долгими вечерами его деревня, им давно разрешены и не вызывают уже никаких сомнений. Он твердо уверен в правоте своих старинных убеждений и с особой значимостью по-прежнему шепчет над чашкой молитвы «от глаза», от колотья в боку и ломоты в пояснице. Кусок хлеба и угол обеспечены ему у сына.

Поэтому лечит он бесплатно. Это просто помощь в несчастье соседу или знакомому. Помощь из добрых побуждений. Рюмка водки здесь вполне уместна и заслужена. Женская глупость часто при этом выводит его из терпения. При мне он лечил бабу от «хомута». Больная со стоном рассказала ему, что у нее уж два дня, как отнялись ноги и руки, схватывает дыхание и т. п. Старик долго и сосредоточенно шептал что-то над стаканом, чертил в нем ножом воду, крестил его и отплевывался. Больная выпила и, жалуясь на злых людей, ее испортивших, заявила что у нее все время какой-то комок под бок подкатывается. «Подкатывается? - спросил, повысив тон, старик. - Что же ты сразу-то молчала?» - заговорил он возмущенно. «Это уж совсем другое дело», - решил он, подумав, и заново повторил над новым стаканом все то, что он проделывал первый раз.

В деревне до сего времени сохранилось еще тяготение к сложным свадебным обрядам, с князем (жених), дружкой, тысяцким и боярами. Желающие придать свадьбе особый блеск и внушительность приглашают дружкой обыкновенно Федора Ивановича. Ни в Кульчеке, ни в соседних деревнях никто, как он, не умеет с таким знанием и строгостью вести свадебный церемониал. Да никто так и не подходит к этой роли. Его осанистая фигура, с красивой, выбеленной сединой бородою, естественная важность в сознании первой роли в необычной праздничной обстановке очень подходит к торжественному, эпическому характеру свадебных обрядов. Не так давно его часто можно было видеть во главе шумного поезда «к венпу», или «от венца». Теперь - реже. Человеку, не желающему поступаться стариной, нужно уж сейчас заставить своего сына жениться «по всем правилам». Легкомысленная молодежь находит их часто или смешными, или просто нелепыми.

Сказочное мастерство не пользуется особым поощрением серьезных людей деревни. В лучшем случае про сказочника в виде похвалы говорят: «Ну и врет же! И откуда, что у нево берется...» Да и сами они не склонны ставить себе свое искусство в особую заслугу. Просто - хорошая память. А в общем баловство.

Тем не менее хороший сказочник заметно выделяется на общем фоне. Да и память у него другого рода, чем, например, у человека, знающего наперечет всех деревенских лошадей. Во всяком случае, сказочник - не простой запоминатель и передатчик текстов. Попросите его сразу же повторить только что рассказанную сказку, и живые образы во второй передаче превратятся в сухие отвлеченности. Сам он остынет, завянет.

Сказки сказывает Федор Иванович с молодых лет. Раньше он, по его словам, обладал хорошей памятью и запоминал новую сказку с первого раза. Теперь остарел и все стало забываться. Человек он простой, неграмотный. Всю жизнь, подобно всем, ковырялся в земле, находился в постоянной вражде со своими лошадьми и собаками. Ездил в тайгу, иногда бил медведей, иногда конокрадов, иногда свою жену. В хорошие годы насыпал полные амбары хлеба, много пил и гулял.

В его воспоминаниях, как и у всех, фигурируют прежде всего урожаи и тайга. Иногда вино и лошади, иногда нечистая сила, с которой бывает часто много неприятностей. Все остальное вертится вокруг этого.

Он не ожесточен, не обижается на жизнь, несмотря на то, что все старые устои с треском рушатся на его глазах. Иногда жалеет, что ничему не обучался. «И из меня, говорит он, какой-нибудь дурак вышел бы, если бы учиться»...

Сказывать сказки Федору Ивановичу приходилось много и часто. «На мостах» (дорожная повинность при царе), в тайге, в «беседах», просто длинными зимними ночами - их требовали от него и сейчас еще требуют. Многолетняя практика выработала у него здесь опытность и спокойную уверенность. Он не волнуется и не имеет извиняющегося вида, подобно молодым сказочникам. Не заминается и не останавливается, подыскивая слова. Не вскакивает с места и не бегает по избе, как народные актеры. Рассказывая, он неподвижно сидит на лавке, сочно сплевывая и перебирая кисет с табаком. Только в патетических местах делает несколько энергичных жестов.

«Разговор» (диалог), по мнению старика, в сказке самое главное и самое трудное. «Тут одно слово како неладно - и ничего не получатся. Тут надо все быстро делать». Действующие лица у него, действительно, и говорят, и плачут, и сердятся натурально, как живые.

Часто во время сказки раздается взрыв хохота слушателей. Старик пережидает, смеется сам, потом серьезно продолжает сказку дальше. Смех ободряет его.

Как и большинство сказочников , Федор Иванович многому верит из того, что он рассказывает. Поэтому при передаче геройского поступка какого-нибудь «богатыря» он не может удержаться от выражения удивления или восхищения. «Эвот с одного разу зашибил 12 человек. Были же, этаки люди. Ведь не напрасно, пади, это все сказыватца»...

Теперь Федор Иванович часто жалуется на свою память. Это, конечно, отрицательным образом отзывается на сказках. У старика, по-прежнему, и уверенность и стремительность, но в сказке часто чувствуются перебои, сюжетная схема местами очень оголяется, превращается в простое изложение событий. Тем не менее это - не монотонная тягучка какого-нибудь старца, по обязанностям к внучатам, исполняющего роль сказочника.

Зыков, Федор Андреевич

Будучи головой у рейтар, в 1654 г. был послан под Кричев. В 1658 г. он числится стряпчим рейтарского строя, а затем стольником. В конце 1659 г. киевский воевода, боярин Вас. Бор. Шереметев, готовился к новому наступлению поляков и татар "за подущением Выговского": он заблаговременно отправил в Белую Церковь своего товарища, кн. Гр. Аф. Козловского, со всеми ратными людьми его полка, конными и пешими, а также три роты рейтар полка Зыкова, с тем, чтобы по первым же вестям можно было направить их, вместе с соседними полковниками, навстречу неприятелю. В 1664 г. Зыков был воеводой в Сургуте; в 1672 г. - в Тамбове; в 1674 г. на службе с боярином кн. Юр. Ал. Долгоруким, в качестве полковника 3-го рейтарского полка. В 1683 г. он был пожалован в думные дворяне; в том же году сопровождал обоих царей по московским монастырям в крестных ходах; иногда "оставался на Москве" во время отсутствия царей. Начиная с этого года присутствовал по долгу службы на многих церковных торжественных служениях: напр., стоял в Успенском соборе у северных дверей вместе со "властьми" в Великий Пяток у водоосвящения; в 1691 г. был у "действа" в неделю православия в Успенском соборе; у обедни были и оба царя. В 1689 г. Зыков был одним из судей в палате у Расправных Дел; главным судьей был боярин кн. Як. Никит. Одоевский.

Дв. разр., III и IV. - Др. Р. Вивл., III. - Бояр. кн. - Голиков , "Деяния Петра Великого", І. - Барсуков , "Списки городов. воевод Моск. госуд. в XVII ст.". - Его же, "Род Шереметевых".

В. Корсакова.

{Половцов}

Зыков, Федор Андреевич

воевода в Сургуте 1664 г.; 1683 г. думный дворянин; 1658 г. стряпч. рейтар. строя.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Зыков, Федор Андреевич" в других словарях:

    Главный корпус. Годы существо … Википедия

    Игроки футбольного клуба «Крыльев Советов» Самара/Куйбышев 1945 2008 года. 541 игрок. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х … Википедия

    Футболисты выступавшие за клуб «Крылья Советов» Самара (бывший Куйбышев) в 1942 2012 годах. 615 игроков. Жирным шрифтом выделены футболисты сыгравшие более 100 матчей # А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1997 году: Аверченков, Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Брянского государственного технического университета… … Википедия

    Русские дворянские роды. Один из них восходит к XV в. Афанасий Тихонович зыков был во второй половине XVII в. думным дворянином, Федор Тихонович воеводой в Тамбове и окольничим, Феодор Андреевич Зыков воеводой в Сургуте и думным дворянином. Этот… … Биографический словарь

    ОАО «Благовещенский арматурный завод» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1756 Расположение … Википедия

    Литературные типы произведений Аксакова - … Словарь литературных типов

    Российской Федерации совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти. Адрес: 125993, г. Москва, ГСП 3, Миусская пл., д. 7, стр. 1 Телефоны: 221 83 63, 251 60 04 Официальный сайт… … Википедия

    Общественная палата Российской Федерации совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти. Адрес: 125993, г. Москва, ГСП 3, Миусская пл., д. 7, стр. 1 Телефоны: 221 83 63, 251 60 04… … Википедия

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки , от зимняка поросенка наступчатог о ».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

Абрам Кузьмич Новопольцев

Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова

Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов

Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова

Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов

Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев

«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

Зыков Виталий Валерьевич - современный российский писатель-фантаст. Его карьера началась относительно не очень давно - в 2003 году вышло его первое произведение. Дебютировал писатель весьма успешно, получив за свое произведение премию «Меч без имени». Роман привлек также немалое число читателей, которые в дальнейшем стали его поклонниками.

Биография

Родился Зыков Виталий в городе Липецке 5 октября 1979 года. С детских лет писателя тянуло к литературе и сочинительству, однако эта страсть длилась совсем недолго. В школе Зыков был отличником и слыл спокойным, тихим ребенком. Именно за эти качества и прекрасную учебу его не любили одноклассники. За детство Зыков сменил две школы. Первый раз причиной этому были родители мальчика, второй - собственное упрямство писателя, если верить его собственным словам. Окончил Владимир школу-лицей № 44, которая стала для него родной. По сей день писатель к ней привязан и часто навещает.

В 1996 году, сразу после школы, Зыков Виталий Валерьевич поступил в государственный технический университет Липецка. Сделал это будущий писатель тремя разными способами: как золотого медалиста его приняли без вступительных экзаменов; участие и победы в множестве городских олимпиад также обеспечили ему внеконкурсное поступление; он все-таки сдал экзамены и из 40 возможных баллов набрал 39. Однако гордиться этими результатами Зыкову долго не удалось - первая же сессия показала, что продолжать жизнь отличника он не собирается. Университет Виталий тем не менее окончил, получив синий диплом, в котором была единственная пятерка за защиту дипломной работы. Несмотря на прохладное отношение к учебе, Зыков в 2001 году поступает в аспирантуру того же вуза, который окончил. Сам писатель признается, что на тот момент не понимал, зачем это делает.

Начало творческой карьеры

Зыков Виталий особенно отмечает в своей жизни один значимый эпизод. Именно с этого момента и началась творческая жизнь писателя. Виталий поспорил со своим одногруппником из-за книг Ника Перумова. Знакомый Зыкова уверял, что мог бы писать не хуже именитого автора. Эта беседа мучала будущего писателя почти полтора года, а затем он взялся за создание собственной книги.

Поначалу работа шла очень тяжко. Зыков даже несколько раз хотел бросить это дело, так как боялся не справиться с задачей. Итогом мучений стал роман, оконченный в ноябре 2003 года. Две недели рукопись была на рассмотрении у издателя, за это время Виталий решил, что рано отнес рукопись и ее нужно еще доработать. Но все оказалось намного лучше - издатель не только согласился опубликовать книгу, но и предложил сотрудничество. С этого момента и началась писательская карьера Зыкова. Книги Виталия Зыкова стали постепенно обретать большую популярность среди читателей.

В том же судьбоносном 2003-м Виталий взялся за диссертацию, великий труд своей жизни, по собственному выражению автора. Работа продолжалась до 2004 года, одновременно с этим он делал наброски второй книги. В этом же году Зыков защитил кандидатскую работу в государственном техническом институте Воронежа.

Начиная с 2005 года основной деятельностью писателя является литература.

Личная жизнь

Об этой стороне своей жизни Зыков Виталий очень неохотно распространяется и практически не упоминает в своих автобиографиях и интервью. Тем не менее кое-что все-таки известно широкой публике. Писатель женат и имеет одного ребенка - дочь.

Награды и премии

Писатель Виталий Зыков удостоен немалого числа литературных премий и наград. Среди них:

  • «Меч без имени» - за дебютный роман.
  • Медаль Гоголя, присвоенная в 2009 году.
  • Медаль Грибоедова - 2010 год.
  • Орден Маяковского был присужден в рамках премии «Светить всегда» в 2013 году.
  • Медаль и диплом Лермонтова - 2014 год.
  • Медаль Бунина - также 2014-й.
  • Грамота от российского военного историко-культурного центра - 2015 год.

Кроме того, Зыков входит в состав Союза писателей России и является членом Совета по приключениям и фантастике.

Виталий Зыков, «Дорога домой»

Это первый цикл писателя, который является и самым большим по количеству книг. На сегодня в серию входит всего 5 романов, перечислим их в порядке публикации: «Безымянный раб» (об этой книге подробнее поговорим ниже), «Наемник его Величества», «Под знаменем пророчества», «Владыка Сардуора» и последняя - «Власть силы», состоящая из 2 частей, первая из которых вышла в 2015 году, дата выхода второй пока неизвестна.

Очень много сил вложил в этот цикл Виталий Зыков. «Дорога домой» рассказывает о древнем мире Торна, который видел рождение и гибель множества рас и цивилизаций. Некоторое время назад в этих местах поселился народ, обладающий магией, он смог установить порядок в этом мире и привести его в равновесие.

У серии огромное число поклонников, которые с нетерпением ждут выхода новой книги-продолжения.

Виталий Зыков, «Безымянный раб»

Первая книга серии «Дорога домой» и первый роман Зыкова, вышедший в 2003 году. Это произведение принесло автору успех и открыла ему путь в мир литературы.

События романа начинаются в тот момент, когда люди из нашей Вселенной случайно оказываются на Торне. Это происшествие запускает ряд событий, которым суждено будет поколебать равновесие - восстали недовольные нынешним укладом, возродились забытые культуры, зазвучали с новой силой древние пророчества, а местные спецслужбы решили начать собственную игру.

О борьбе за свободу, власть и шанс вернуться домой рассказывает Виталий Зыков. «Безымянный раб» описывает мир, населенный людьми, магами, эльфами, драконами, гномами, орками, троллями. И в этом удивительном и опасном месте едва не потерялись двое землян.

Цикл «Война за выживание»

В эту серию включены три романа, перечислим их в порядке публикации: «В краю далеком», «Проба сил», «Во имя потерянных душ». Первая книга цикла была издана в 2008 году, а последняя - в 2011-м.

Серия является второй в карьере писателя. Поэтому читатель видит уже опытного автора и может оценить, насколько вырос в художественном и стилистическом плане Виталий Зыков. «Война за выживание» также рассказывает о «попаданцах» (герои, которые перемещаются в другой мир из нашего).

Сюжет цикла основывается на том, что в давние времена существовали владыки Тьярмы, могущество которых могло сравниться только с силами богов. Они перестраивали по собственному усмотрению планету, вторгались в другие миры и захватывали их, вели непрекращающиеся войны. Именно в этом владыки находили удовольствие и радость. Минули тысячелетия, и сильным мира сего пришлось уйти, уступив свое место более молодым и сильным расам. Но после себя владыки оставили немало опасных секретов, о существовании которых даже не догадывались пришедшие на их место.

Все это привело к тому, что неожиданно городок Сосновск проваливается после атаки злобных драконов в жестокий мир позабытых богов и кровожадных демонов. Катаклизм удается пережить немногому числу жителей, которым теперь придется научиться существовать и выживать здесь. Опасность выжившим грозит не только от злобных диких тварей, которые населяют этот мир, но и от бывших соседей. Теперь они, вооруженные всем, что под руку подвернулось, рыскают по городу в поисках слабых и одиноких, чтобы убить и съесть их. На улицах тихого городка разворачивается настоящая война, которая неизвестно к чему приведет, и неизвестно, кто окажется победителем.

Малая форма

Книги Виталия Зыкова - это не только романы, у писателя также есть повести и рассказы. Их, правда, немного - всего 4. Но и они стоят внимания читателей. Перечислим их:

  • «Наследство Братства Сумерек» входит в сборник «Никого над нами».
  • «Флорист» - это первый рассказ писателя, он был издан в 2004 году и вошел в сборник «На перекрестках фэнтези».
  • «Удача травозная» - произведение вошло в сборник «Меч императора».
  • «Знание - сила!» входит в сборник «Чего хотят демоны».

Зыков Виталий продолжает писательскую карьеру и сегодня, а его фанаты с нетерпением ждут выхода новых книг. Писатель их не разочаровывает, последним его романом, не вошедшим пока ни в один цикл, стал "Праймлорд".

ЗЫКОВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ 31.08.1903, г.Белосток (Польша) - 24.06.1981, г.Москва. Сын зам. командира Мариупольского гусарского полка, полковника Дмитрия Владимировича Зыкова, убитого в Питере в 1918 г. Учился в МХТИ им. Менделеева, работал до войны в разных организациях, связанных с производством топлива, строил завод в Кемерове. Один из авторов способа производства бензина из каменного угля. Один из авторов проекта нефтеперерабатывающего завода в Грозном (аспирантами-чеченцами в семидесятые годы дом был полон, теперь не показываются). Войну прослужилв Буе (Вологодская обл.) начальником склада ГСМ какой-то танковой армии. Известен был тем, что ухитрялся досыта кормить не только личный состав, но и серьезно помогал нескольким окрестным колхозам. При этом бензином не расплачивался. Великолепно знал английский, немцкий, французский, испанский, итальянский, польский, чешский и греческий языки. Причем немецкий и английский — несколько диалектов. На остальных европейских языках (включая угро-финские) говорил слабовато, но читал без труда. Был великолепным рассказчиком, количество историй, которые он знал не поддавалось счету. Знал наизусть массу стихов классиков - русских и "импортных" в оригинале, но особенно любил А.К.Толстого. Бесконечно помогал родственникам. Достаточно сказать, что проработав более 20 лет зав. кафедрой (проф. доктор и все прочие необходимые и денежные в советские времена приставки) денег не накопил, дачу не купил. Зато при нем, когда собиралась вся семья, нашей огромной квартиры не хватало, ведь близкими дед считал даже троюродных и четвероюродных. На их с бабкой золотой свадьбе в общей сложности собралось в несколько приемов около ста человек только родственников. Жена (с 15 июня 1927) ГЛАФИРА НИКОЛАЕВНА фон 1904. Сыновья: 1932, ЮРИЙ (5 мая 1935 г.р., работающий сейчас в МГУ на геологическом ф-те. Заметка о нем есть на неофициальном сайте Геол.ф-та).