«Капитанская дочка» - последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историческую тему. Тема романа - крестьянское восстание 1773-1775 годов - так же закономерна и важна в идейной и творческой эволюции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была закончена: интерес Пушкина к проблеме крестьянства оказался более устойчивым.
Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в основу которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвардейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение. Сюжет «Капитанской дочки», сочетавший историческое событие - восстание Пугачева - с хроникой одной дворянской семьи, сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугачева». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».
Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» - произведение широкого тематического охвата. В нем нашли яркое отражение жизнь народа, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская дочка» дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачевского восстания.
Проблематика «Капитанской дочки» необычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы государственной внутренней политики, крепостное право и морально-бытовые стороны жизни дворянства, обязанности дворянства перед народом, государством и своим сословием - таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.
Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством - крестьянское восстание - дано в «Капитанской дочке» в наиболее развернутом виде. Противоречия внутри самого дворянства привлекают внимание в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю совокупность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и национальный состав участников движения, рядовая масса восставших и ее вожди, расправа с помещиками и отношение восставших к мирным жителям, психология крестьянских масс, политика дворянской монархии и дворянская расправа с крестьянством - все это отражено в романе.
Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, несмотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения - присущую участникам восстания гуманность по отношению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнетающего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Пропущенной главе»: «Начальники отдельных ^отрядов, посланных в погоню за Пугачевым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину крестьянского восстания, показывая чисто феодальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновенно «пьянели» от ненависти к помещикам, показано Пушкиным поразительно верно.
Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойственным ему художественным лаконизмом Пушкин индивидуализировано показывал крепостное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни крестьянства, их быта. На первом плане стояли темы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивидуализировал в аспекте их политического сознания, их отношения к помещикам и к Пугачеву как вождю движения.
Политическое сознание восставшего крестьянства Пушкин характеризует как стихийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое понимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Гринева в Бердскую слободу. Караульные крестьяне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный приезд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворянина-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки - земского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.
В изображении Пушкина народ - стихийная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руководителям, было дано, например, в историческом романе современника Пушкина, литератора Загоскина. Пушкин, напротив, показывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, отражая историческую истину.
Пушкин подчеркивал отсутствие идеализации, реалистичность в изображении Пугачева, художественную и историческую верность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его личности, совмещающей в себе качества выдающегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого бывалого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугачева - его глубокая связь с народом. Подлинный реализм проявляется во всей силе в типичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.
В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомненно, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природного благородства и великодушия.
Благородство и гуманность Пугачева противопоставлены жестокости и эгоизму «просвещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях с Гриневым. Весьма полно автор вкладывает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает обратное - гуманизм Пугачева, его способность к проявлению милосердия и справедливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, талантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому оренбургскому губернатору.
Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, отсутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинного Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер русского народа.
Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому «барину». Добродушие и простосердечие Пугачева - также черты характера народного. Ведущее в этом образе - величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показывает и трагизм судьбы Пугачева.
Страница: [ 1 ]
«Капитанская дочка» — наиболее значитель-ное историческое произведение А. С. Пушки-на. Эту повесть автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта», проведя большую исследовательскую работу, со-брав массу свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но если «История Пугачевского бунта» — до-кументальное произведение, то «Капитан-ская дочка» — романтическое. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по-своему оригинально проведя границу между поня-тием реализма и романтизма. Эту поэтиза-цию, этот романтический ореол вокруг Пуга-чева, созданный Пушкиным, Марина Цвета-ева назвала словом «чара».
В центре внимания писателя не только исторические события великие, битвы того времени, но и жизнь обычных людей, про-текающая на фоне этих событий. Пушкин прослеживает, как время и события влияют на жизнь людей, изменяют их судьбы, шли-фуют характеры. Темой повести является изображение исторических событий, но для автора важнее то, как себя поведут лю-ди в тревожной, опасной ситуации. В пове-сти поднимаются вечные проблемы чести, долга, совести.
«Капитанская дочка» написана в виде за-писок очевидцев событий. Главным героем повести является Гринев. У него на первый план выступают личные проблемы. Для это-го героя происходящие события, достойные изучения и памяти, не представляют истори-ческой ценности, он не понимает значения происходящего. В понимании героя жизнь в крепости не менее значительна и важна, чем взятие Оренбурга. Исторические лица и обычные люди в повести находятся ря-дом, и только Екатерина II возвышается над всеми. В этом — дух той эпохи, которую пи-сатель изображает: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — ве-ликая императрица, которую он обоже-ствляет.
Пушкин-исследователь знает цену кро-вавого восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт говорит об этом устами Швабрина, пугая Машу учас-тью Елизаветы Харловой. Помнит об этом и читатель, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее «вниз по Яику».
«Противуположность выгод» — неприми-римость основных интересов дворянства и крестьян — делает конфликт между ними фатально неразрешимым, ибо каждая сто-рона отстаивает глубинные и, со своей точ-ки зрения, свои самые справедливые права. Добрый капитан Миронов, чтобы заставить говорить пленного башкирца, у которого вырезан язык, отдает приказ пытать его (этот же башкирец позже вешает капитана Миронова), а казаки, подталкивая Гринева в петлю, повторяют «не бось, не бось» («мо-жет быть, и вправду желая меня ободрить»). Но жестокая логика борьбы может отсту-пать перед душевной широтой и гуманнос-тью. Когда Белобородое обвиняет Гринева в шпионаже в пользу «оренбургских коман-диров» и предлагает прибегнуть к пытке, Гринев не может не признать, что логика его довольно убедительна. Но Пугачев руковод-ствуется не только логикой ума, но и «логи-кой сердца»: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».
В повести вымышленные герои тесно пе-реплетаются с историческими лицами. Не случаен выбор автором Петра Гринева в ка-честве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственный участник со-бытий, который был лично знаком с Пугаче-вым и его окружением. Гринев не может не рассказывать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. В то же время Гри-нев — офицер, давший присягу усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр и благороден. На предложение Пугачева служить ему ве-рой и правдой Гринев с твердостью отвеча-ет отказом, так как присягал государыне-императрице.
Петр Гринев беспристрастен в своих сви-детельствах. Он последовательно расска-зывает нам не только о кровавых и жесто-ких расправах, подобных расправе в Бело-горской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благо-родстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пу-гачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гри-нев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей не-весты...»
Главный герой, от чьего имени ведется рассказ, подан как бы в двух ипостасях: Гри-нев — юноша, недоросль и Гринев — старик. Между ними существует некоторое разли-чие в убеждениях. Старик не только описы-вает, но и оценивает юношу. Иронично рас-сказывает Гринев о своем детстве, при опи-сании эпизода бегства из осажденного Оренбурга звучит сочувствие безрассудно-му поступку героя.
Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его враг-друг Емельян Пугачев. Первоначальное знакомство про-исходит в главе «Вожатый», при следующей встрече Пугачев — уже предводитель мя-тежников. Несмотря на жестокость распра-вы в Белогорской крепости, образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговари-вая: «Казнить так казнить, жаловать так жа-ловать».
Стоит остановиться еще на одном герое-невидимке этой великолепной повести — на образе самого автора, который присут-ствует в повести незримо, как бы постоянно наблюдая за происходящими событиями и поступками своих героев. Выбрав Грине-ва рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании — мысли самого автора. Пушкин отдает предпочтение реформам, а не кро-вавой революции: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощад-ный!» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуа-ции, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.
Художественный метод, довольно часто используемый Пушкиным в 1830 годы (рас-сказ от первого лица, повествовательная манера и образ мыслей, которые нельзя считать авторскими, хотя они и растворены в авторской речи) позволял избегнуть не-нужной назидательности, дидактичности. А. П. Чехов позже скажет об этой проблеме в письме Суворину: «Вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обяза-тельно для художественного произведения. В «Анне Карениной» и в «Онегине» не решен ни один вопрос, но... все вопросы постав-лены в них правильно». Именно таков пуш-кинский подход.
В «Капитанской дочке» Пушкин впервые разработал новый эпический жанр — жанр исторической повести, исторического ро-мана. Отдавая дань поэту, наш современ-ник Давид Самойлов так напишет об этом удивительном произведении:
Крестьянский бунт,
Начало русской прозы,
Не свифтов смех,
Не вертеровы слезы,
А заячий тулупчик Пугача,
Насильно снятый с барского плеча.
Повесть «Капитанская дочка» является на-чалом русской исторической прозы. Без нее не было бы «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Петра I» А. Н. Толстого.
Ученика(цы) 8 __ класса
ФИ _______________
Оценка_______
Вариант 1
1. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:
в) Маши Мироновой; г) Петра Гринёва;
д) Пугачёва
а) композиции б) эпиграфов
д) выбора героя
3. Какие исторические личности упоминаются в повести?
а) Фридрих второй б) граф Миних
в) Григорий Орлов г) Екатерина первая
д) Елизавета первая е) Екатерина вторая
4. Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва.
в) эпиграфы г) речевая характеристика
д) отношение других персонажей е) вставные элементы
5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …
а) единственный женский персонаж повести
б) стоит в центре сюжета
в) носительница высокой нравственности и чести
г) дочь погибшего русского офицера
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше
в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести
7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?
а) характеризует Гринёва
б) предвещает развитие отношений двух персонажей
в) характеризует Пугачёва
г) подчёркивает кровожадность Пугачёва
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?
б) Екатерине второй
в) Петруше Гринёву
д) Савельичу
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачёв 1) оренбургские генералы
б) Швабрин 2) Екатерина вторая
в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв
10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва?
а) былины г) песни
б) загадки д) пословицы, поговорки
в) сказки е) мифы
11. Какую главу предваряет собой эпиграф:
«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-
спросил он ласково». (А.Сумароков)
а) «Суд» г) «Незваный гость»
б) «Арест» д) «Мятежная слобода»
в) «Приступ»
12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
а)проблема любви
б)проблема чести, долга и милосердия
в)проблема роли народа в развитии общества
г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
13. Каким показан в повести Савельич?
а)забитым, безгласным крепостным
б)послушным, рабски преданным своим господам
в)глубоким, наделённым чувством собственного достоинства
г)любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.
14. Отметить верное суждение. Литературный характер – это…
а)образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени
б)художественное изображение человека
в)персональные черты, присущие герою.
15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а)путь, дорога д)кинжал
б)могила е)виселица
в)буря, буран
г)орёл, ворон
16. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?
а)ум, сметливость
б)лень, бездеятельность
в)удальство, широта натуры
г)склонность к пьянству
д)память на добро, благодарность
17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
а)Марии Мироновой
б)Василисы Егоровны
в)Екатерины второй
г)Авдотьи Васильевны
Ученика(цы) 8 __ класса
ФИ _______________
Оценка_______
Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Вариант 2
1. Назовите эпиграф к повести «Капитанская дочка»:
А. Береги честь смолоду
Б. И жить торопится и чувствовать спешит
В. Служи верой и правдой
2. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»:
А. От автора
Б. От лица Маши Мироновой
В. От лица Петра Гринева
4. В какой город был отправлен на службу Петр Гринев:
А. Оренбург
Б. Симбирск
В. Санкт-Петербург
5.
Отправляясь на службу, какой наказ получил Петр Гринев от отца:
А. Служи верой и правдой
Б. Береги платье снову, а честь смолоду
В. За правое дело стой смело
6. Чему научил Зурин Петра Гринева:
А. Стрелять из оружия
Б. Рассказывать армейские анекдоты
В. Играть в бильярд
7. Где впервые Петр Гринев встретился с Пугачевым:
А. Во время осады Оренбурга
Б. В степи во время метели
В. Во время взятия Белогорской крепости
8. Что стало истинной причиной поединка между Швабриным и Гриневым:
А. Оскорбление Маши Мироновой
Б. Предательство Швабрина и его переход на сторону Пугачева
В. Критика Швабрина касательно стихотворений Петра Гринева
9. За кого выдавал себя Емельян Пугачев:
А. За атамана
Б. За государя Петра Федоровича
В. За борца с царской властью
10. Кто оказался предателем и перешел на сторону мятежников:
А. Зурин
Б. Гринев
В. Швабрин
11. Почему Пугачев помиловал Гринева:
А. Савельич Христом Богом просил
Б. Гринев присягнул Пугачеву
В. Пугачев узнал Гринева, который ранее подарил ему заячий тулуп
12. После того как Пугачев отпустил Гринева с Савельичем на все четыре стороны, они снова, несмотря на опасность, вернулись в крепость. Почему?
А. Так велел долг
Б. Гринев получил письмо от Маши Мироновой
В. Гринев мечтал отомстить Швабрину
13. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?
А. Бунт
Б. Казнь
В. Война
14. Что стало причиной ареста Петра Гринева:
А. То, что он самовольно выехал из Оренбурга в Белогорскую крепость
Б. Слухи о дружеских путешествиях с Пугачевым
В. Донос Швабрина
15. Петр Гринев был освобожден, потому что:
А. Маша Миронова обратилась за помощью к самой императрице
Б. Отец Гринева просил о помиловании
В. Доказательств было недостаточно
16. Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым
а) «Вожатый»
б) «Незваный гость»
в) «Пугачевщина»
г) «Сержант гвардии»
17.
Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости,
казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
а) Алексей Швабрин
б) капитан Миронов
в) Петр Гринев
г) Савельич
Вариант 1 Ответы: Часть1
1г; 2б,в,д; 3абе;4а; 5бвг; 6а-3, б-4,в-1, г-2; 7бв; 8г; 9а-2,б-3, в-1; 10вгд; 11д; 12б; 13г;14а; 15авге; 16авд; 17в
Вариант 2 Ответы: Часть 1
1А, 2В, 3В, 4А, 5Б, 6В, 7Б, 8А, 9Б, 10В, 11А, 12Б, 13А, 14В, 15А, 16 А, 17 Б.
После жестокого подавления мятежного восстания военных переселенцев в Старой Руссе в начале 30-х годов XIX века Пушкин обращает внимание на «смутные» времена в истории отечества. Отсюда начинается история создания «Капитанской дочки». Образ мятежника Пугачева завораживает и притягивает к себе внимание поэта. И эта тема проходит сразу в двух произведения Пушкина: историческом произведении «История Пугачева» и «Капитанской дочке». Оба произведения посвящены событиям 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.
Начальный этап: сбор информации, создание «Истории Пугачева»
История создания «Капитанской дочки» занимает более 3 лет. Первым Пушкин написал произведение «История Пугачева», для которого он тщательно собирал факты и свидетельства. Ему пришлось объехать несколько губерний в Поволжье и Оренбургском крае, где проходило восстание и еще жили свидетели тех событий. Указом царя поэту был предоставлен доступ к секретным документам, относящимся к восстанию и подавлению его властями. Семейные архивы и частные коллекции документов составляли немалую часть источников информации. В «Архивных тетрадях» Пушкина есть копии именных указов и писем самого Емельяна Пугачева. Поэт общался со стариками, которые знали Пугачева и передавали предания о нем. Поэт расспрашивал, записывал, осматривал места сражений. Всю собранную информацию он скрупулезно и пунктуально записал в историческом труде «История Пугачева». Небольшой роман раскрывает нам одну из самых захватывающих страниц в русской истории - период пугачевщины. Этот труд получил название «История Пугачевского бунта» и вышел в 1834 году. Лишь после создания исторического произведения поэт приступил к написанию художественного - «Капитанской дочки».
Прототипы героев, построение сюжетной линии
Повествование в романе ведется от лица молодого офицера Петра Гринева, который проходит службу в Белогорской крепости. Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет и переименовывал героев. В начале героем произведения задумывался молодой дворянин, который перешел на сторону Пугачева. Поэт изучал историю дворянина Шванвича, который добровольно перешел на сторону восставших, и офицера Башарина, угодившего в плен к Пугачеву. На основании их подлинных дел сформировались два действующих лица, одно из которых - дворянин, ставший изменником, чей образ требовал прохождения через морально-цензурные преграды того времени. Можно сказать, что прототипом Швабрина послужил офицер Шванович. Это фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнию изменника бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников». А главные герой «Капитанской дочки» Гринев был создан автором на основании действительной истории офицера, взятого под стражу властью. Его подозревали в связях с но позже это не подтвердилось, офицер был признан невиновным и освобожден.
Публикация и история создания «Капитанской дочки» Пушкина
Для Пушкина освещение такой острой политической темы было непростым трудом, о чем говорит история создания «Капитанской дочки»: многочисленные перемены в построении плана произведения, смена имен героев и сюжетной линии.
Рассказ «Капитанская дочка» впервые упоминается в середине 1832 года. Само произведение появилось в печати в декабре 1836 года в журнале «Современник» без подписи автора. Однако цензурой была запрещена публикация главы о бунте крестьян в деревне Гринева, которую сам поэт позже называл «Пропущенная глава». У Пушкина создание «Капитанской дочки» заняло последние годы его жизни, после выхода произведения в печать поэт трагически погиб на дуэли.
Александру Сергеевичу пришлось приложить немало сил, чтобы создать персонажей. Он обращался к неопубликованным документам, семейным архивам, яро изучал историю восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Пушкин посетил множество городов Поволжья, включая Казань и Астрахань, где начинались «подвиги» бунтаря. Он даже нашел родственников участников, чтобы более достоверно изучить всю информацию. Из полученных материалов было составлено историческое произведение «История Пугачева», которая и была использована им же для создания своего Пугачева для «Капитанской дочки». Приходилось одновременно думать о цензуре и персонаже, который противоречил не только морально-этическим ценностям того времени, но и поднимал политические дискуссии. Его дворянин-отщепенец поначалу должен был стать на сторону Пугачева, но еще в ходе план изменялся много раз.
В итоге пришлось разделить персонажа на двух - «светлого» и «темного», то есть защитника Гринева и предателя Швабрина. Швабрин вобрал в себя все самые плохие качества, начиная от предательства и заканчивая трусостью.
Мир героев «Капитанской дочки»
Поэту удалось описать на страницах повести истинно русские качества и черты характера. Пушкину очень четко и красочно удается передавать противоположности характеров людей из одного сословия. В произведении «Онегин» он ярко описал противоположные типажи дворянства в образах Татьяны и Онегина, а в «Капитанской дочке» ему удалось показать противоположность характеров типажей русского крестьянства: благоразумный, преданный хозяевам, рассудительный и осмотрительный Савельич и мятежный, неистовый, непокорный Пугачев. В повести «Капитанская дочка» характеристика героев дается очень правдоподобно и выразительно.
Дворянин Гринев
Особого внимания в нашем рассказе заслуживают персонажи главные. Герой «Капитанской дочки» молодой офицер Гринев, от лица которого ведется повествование, воспитан в старинных традициях. Он был отдан с малых лет на попечение Савельича, влияние которого только усилилось после изгнания из учителей француза Бопре. Еще не родившись на свет, Петр был записан в сержантом, что определило все его будущее.
Петр Алексеевич Гринев - главный герой «Капитанской дочки» - был создан по образу реального человека, сведения о котором Пушкин нашел в архивных документах эпохи пугачевщины. Прототип Гринева - офицер Башарин, который попал в плен к восставшим и бежал из него. Создание повести «Капитанская дочка» сопровождалось изменением фамилии героя. Она менялась несколько раз (Буланин, Валуев), пока автор не остановился на Гриневе. С образом главного героя связаны милосердие, «семейная мысль», свободный выбор в непростых и жестких обстоятельствах.
Описывая устами Гринева страшные последствия пугачевщины, Пушкин называет бунт бессмысленным и беспощадным. Горы мертвых тел, куча народа, закованного в цепи, забитого кнутами и повешенного - вот страшные последствия восстания. Видя ограбленные и разорённые селения, пожары, ни в чем не повинных жертв, Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Крепостной Савельич
Создание повести «Капитанская дочка» было бы невозможным без яркого образа выходца из народа. Крепостной Савельич свято верил, что рожден лишь для того, чтобы служить своему господину. Другую жизнь он себе и представить не мог. Но его служение господам - это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства.
Савельич богат внутренним душевным теплом, бескорыстной привязанностью и самопожертвованием. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упреков в свой адрес. Этот старик страдает от одиночества, ведь всю свою жизнь он посвятил служению господам.
Мятежник Пугачев
Другой яркий образ русского характера поэту удалось передать через Емельяна Пугачева. Этот герой «Капитанской дочки» рассматривается Пушкиным с двух разных сторон. Один Пугачев - это умный, с большой смекалкой и проницательный мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность. Другой Пугачев - жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на виселицу и казнивший немолодую вдову коменданта Миронова. Эта сторона Пугачева - отвратительная, поражающая своей кровавой жестокостью.
Рассказ «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев - злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Сам же Пугачев считал, что России было суждено быть наказанной через его окаянство. Он понимал, что обречен, что он лишь игрок главной роли в мятежной стихии. Но в то же время Пугачев не бездушная марионетка в руках старейшин, он прилагает все мужество, настойчивость и душевные силы для успеха восстания.
Антагонист главного героя - Швабрин
Дворянин Швабрин, герой «Капитанской дочки», еще один реальный человек, упоминания о котором найдены Пушкиным в архивных документах. В противоположность благородному и честному Гриневу, Швабрин - подлец с бесчестной душой. Он легко переходит на сторону Пугачева, как только тот захватил Белгородскую крепость. Силой он пытается добиться Машиного расположения.
Но в то же время Швабрин далеко не глупый, он остроумный и занимательный собеседник, попавший на службу в Белгородскую крепость за любовь к дуэльным поединкам. Именно из-за Швабрина Гринев попадает под подозрение в измене и едва не лишается жизни.
Капитанская дочка Мария Миронова
Рассказ «Капитанская дочка» повествует также о любви в нелегкое время народного восстания. Главная героиня «Капитанской дочки» - Мария Миронова, воспитанная на французских романах бесприданница, дочь капитана Белогорской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петруше родители запретили даже и думать о женитьбе на бесприданнице, а подлецу Швабрину, который практически выиграл дуэль, нет места в сердце девушки.
Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны все лучшие черты характера русской женщины - невинность и чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение не изменять своим принципам. Ради спасения Маши из рук Швабрина Гринев идет к Пугачеву просить его об освобождении любимой.
Описание событий в повести
Описание событий основано на мемуарах пятидесятилетнего дворянина Гринева Петра Алексеевича. Они были написаны во время правления императора Александра и посвящены восстанию крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. По воле судьбы молодому офицеру пришлось принять в нем невольное участие.
Детство Петруши
Начинается история «Капитанской дочки» с ироничных воспоминаний Петра Андреевича о своем детстве. Его отец - отставной премьер-майор, мать - дочь бедного дворянина. Все восемь братьев и сестер Петруши умерли еще в детстве, а сам герой был записан в сержантом еще во чреве матери. В пять лет к мальчику приставляют стремянного Савелыча, которого жалуют Петруше в дядьки. Под его началом он обучился русской грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». После молодому барину был выписан в учителя француз Бопре, учительсвование которого завершилось позорным изгнанием за пьянство и порчу дворовых девок.
Юный Петруша живет беззаботной жизнью до шестнадцати лет, гоняет голубей и играет в чехарду. В семнадцать лет отец решает отправить недоросля на службу, но не в Семеновский полк, а в действующую армию, чтобы он нюхнул пороха. Это послужило поводом для разочарования молодого дворянина, который надеялся на веселье и беззаботную жизнь в столице.
Служба офицера Гринева
По дороге в Оренбург барин со своим слугой попадают в сильный буран, и совсем уже было заблудились, когда навстречу им попадался чернобородый цыган, который вывел их к умету. По пути к жилью Петру Андреевичу снится пророческий и жуткий сон. Благодарный Гринев отдает своему спасителю заячий тулуп и угощает стаканом вина. После взаимных благодарностей цыган и Гринев расстаются.
Прибыв на место, Петр с удивлением обнаружил, что Белгородская крепость совсем не похожа на неприступный бастион - это всего лишь милая небольшая деревушка за деревянным забором. Вместо удалых солдат - военные инвалиды, а вместо грозной артиллерии - старенькая пушка, в жерло которой забит старый мусор.
Начальник крепости - честный и добрый офицер Миронов - не силен в образовании и находится полностью под влиянием своей жены. Супруга заправляет крепостью как своим домашним хозяйством. Мироновы принимают молодого Петрушу как родного, и он сам привязывается к ним и влюбляется в их дочь Марию. Необременительная служба располагает к чтению книг и сочинению стихов.
В начале службы Петр Гринев испытывает дружескую симпатию к поручику Швабрину, который близок ему по образованию и роду занятий. Но язвительность Швабрина, с которой он раскритиковал стихи Гринева, послужила поводом для ссоры между ними, а грязные намеки в стороны Маши - поводом для дуэли, в ходе которой Гринев был подло ранен Швабриным.
За раненым Петром ухаживает Мария, и они признаются друг другу во взаимных чувствах. Петр пишет письмо родителям, спрашивая их благословения на женитьбу. Однако, узнав, что Мария не имеет приданого, отец запрещает сыну и думать о девушке.
Восстание Пугачева
Создание «Капитанской дочки» связано с народным восстанием. В повести события развивались следующим образом. В крепостной деревушке пойман немой башкир с возмутительными посланиями. Жители со страхом ждут нападения восставших крестьян во главе с Пугачевым. И нападение мятежников произошло неожиданно, при первом же военном приступе крепость сдала свои позиции. Жители вышли навстречу Пугачеву с хлебом-солью, и их ведут на городскую площадь для присяги новому «государю». Комендант и его супруга погибают, отказавшись присягать самозванцу Пугачеву. Гринева ждет виселица, но позднее сам Емельян милует его, узнав в нем того попутчика, которого он спас в буран и получил в дар от него заячью шубу.
Пугачев отпускает офицера, и тот пускается за подмогой в сторону Оренбурга. Он хочет спасти из плена больную Машу, которую попадья выдает за свою племянницу. Он сильно переживает за ее безопасность, ведь комендантом назначен Швабрин, который перешел на сторону мятежников. В Оренбурге не приняли всерьез его донесения и отказали в помощи. И вскоре сам город оказался в долгой осаде. Случайно к Гриневу попадает письмо Маши с просьбой о помощи, и он снова направляется в крепость. Там с помощью Пугачева он освобождает Машу, а сам попадает под подозрение в шпионаже с подачи все того же Швабрина.
Заключительный анализ
Основной текст повести составлен из записок Петра Андреевича Гринева. Критиками была дана повести «Капитанская дочка» характеристика следующая: это исторически важное повествование. Эпоха пугачевщины увидена глазами дворянина, который дал присягу на верность императрице и свято следовал своему долгу офицера. И даже в трудной ситуации, среди гор мертвых тел и моря народной крови, он не нарушил данного слова и сберег честь мундира.
Народное восстание под предводительством Пугачева рассматривается в «Капитанской дочке» как национальная трагедия. Пушкин противопоставляет народ и власть.
Критики называют рассказ «Капитанская дочка» вершиной художественной прозы Пушкина. В произведении зажили подлинно русские характеры и типажи. Всю поэзию Пушкина пронизывает мятежный дух, он переступает рамки обыденности. И в повести, в рассказе о бунте Пугачева, поэт воспевает вольность и мятеж. Русские классики дали повести «Капитанская дочка» отзыв положительный. Еще одним шедевром пополнилась русская литература.
«Капитанская дочка»: жанровая принадлежность
Можно ли считать, что у рассказа «Капитанская дочка» жанр исторического романа? Ведь сам поэт считал, что осветив в своем произведении целую историческую эпоху, он мог бы считать его романом. Однако по объему, принятому в литературоведении, произведение относят к повестям. Немногие критики признают, что «Капитанская дочка» - роман, чаще ее называют повестью или рассказом.
«Капитанская дочка» в театре и на постановках
На сегодняшний день осуществлено множество театральных и кинопостановок повести «Капитанская дочка». Наиболее популярным стал художественный фильм Павла Резникова с одноименным названием. Картина была выпущена в 1978 году и по сути является киноспектаклем. Роли главных персонажей получили известные и привычные для телезрителей актеры. Необычность актерской игры состоит в том, что никто не вживается в образ, никому не накладывают особого грима, и вообще нет ничего, что связывало бы актеров и книгу, кроме текста. Именно текст и создает настроение, заставляет зрителя проникнуться, а актеры просто читают его своим голосом. Несмотря на всю неординарность постановки повести «Капитанская дочка», отзывы картина получила потрясающие. Многие театры до сих пор следуют по принципу одного только чтения текста Пушкина.
Такова, в общих чертах, история создания повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина.
Тест тест помогите про «Капитанской дочке»
1. Определите жанр произведения.
А. роман
Б. историческая повесть
В. семейно-бытовая хроника
Г. легенда
2. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица
А. автора
Б. повествователя
В. Маши Мироновой
Г. Петра Гринева
4. Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как
А. мятежник, преступник
Б. историческое лицо - предводитель народного восстания
В. романтический герой
Г. простой человек, пользующийся уважением народа
5. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина?
А. сопоставления
Б. взаимодополнения
В. антитезы
Г. композиционной параллели
6. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.
А. авторская оценка
Б. портрет
В. отношение других персонажей
Г. эпиграфы
7. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -
А. единственный женский персонаж повести
Б. идейный и художественный центр повести
В. возлюбленная Петра Гринева
Г. дочь погибшего русского офицера
8. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
А. экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
Б. завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше
В. кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
Г. развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести
9. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?
А. характеризует Гринева
Б. предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей
В. характеризует Пугачева
Г. подчеркивает кровожадность Пугачева
10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»?
А. автору
Б. Екатерине II
В. Петруше Гриневу
Г. Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров
11. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
Пугачев; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.
12. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева?
А. былины
Б. загадки
В. сказки
Г. песни
Д. пословицы, поговорки
13. Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково. А. Сумароков»?
А. «Суд»
Б. «Арест»
В. «Приступ»
Г. «Незваный гость»
Д. «Мятежная слобода»
14. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
А. проблема любви
Б. проблема чести, долга и милосердия
В. проблема роли народа в развитии общества
Г. проблема сопоставления родового и служивого дворянства
15. Каким показан в повести Савельич?
А. забитым, безгласным крепостным
Б. послушным, рабски преданным своим господам человеком
В. глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства
Г. любящим, заботливым помощником и советчиком
16. О каких исторических событиях идет речь в повести?
А. крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
Б. бунт яицкого войска
В. бунт Ивана Болотникова
Г. поход князя Голицына на Оренбург
17. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
А. путь, дорога,
Б. могила
В. буря, буран
Г. орел, ворон
Д. кинжал
Е. виселица
18. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?
А. ум, сметливость
Б. лень, бездеятельность
В. удальство, широта натуры
Г. склонность к пьянству
Д. память на добро, благодарность
19. Чей это портрет?
«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
А. Марии Мироновой
Б. Василисы Егоровны
В. Екатерины II
Г. Авдотьи Васильевны