Родился Чичиков, и был он, по слову пословицы, “ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца”. В ход идет очередная пословица, и получается гак, что даже и не совсем понятно, был ли Чичиков старший кровным отцом Чичикова младшего: мир Гоголя населен и совсем уж несчастными детьми, детьми незаконнорожденными, причем далеко не все отцы пламенеют благородным желанием узаконить своих детей (Добчинский в “Ревизоре” об усыновлении сына приезжего правдоносца молит, а Иван Никифорович в “Повести о том, как поссорился…” подобным желанием отнюдь не снедаем). В толпе гоголевских отцов есть и отцы-отступники. Их фигуры олицетворяют дальнейшее расщепление исконных, простых, естественных отношений: по крови, перед богом,- отец, а по закону, перед людьми – посторонний. Получается какой-то отец, разделившийся надвое, полуотец. Причем, увы, может случиться и наоборот: по закону – отец, а по крови-то – посторонний; и тогда опять-таки полуотец.

Впрочем, в поэме “Мертвые души” Чичиков-очец так или иначе признал сына сыном. Отец Чичикова “больной человек в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоящую в углу песочницу…” Отец, разумеется, пытался быть даже и учителем сына. Выражалось это в том, что сын сидел в уголку, выводил буквы, и если он, “наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост”, отец драл его за ухо (сей педагогический прием мы встречали еще у учителя-латиниста в повести “Иван Федорович…”). А потом отец Чичикова свез сына учиться и уехал, приказав ему угождать “учителям и начальникам”. И больше отца своего Павел Иванович не видел: он оканчивал училище, а в “это время умер отец его”.

В “Мертвых душах”, обильно заселенных отцами и учителями героев этой поэмы, образы двух учителей явлены крупным планом: Александр Петрович, учитель Тентетникова, и учитель Чичикова, вздорный, мнительный и несправедливый (какой-то учитель!). И “был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель… Учитель с горя принялся пить” и “больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленой, забытой конурке”. Тогда-то бывшие ученики его, обижаемые им сорванцы, пришли на помощь к отверженному, “один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебром…”

Отец отступился от сына. Сын, ставши учеником, отступился от учителя, перед которым прежде заискивал; и отступничество его было, конечно, самой большой педагогической неудачей спивающегося бедняги. Если понять Гоголя прямолинейно, его легко упрекнуть в безнадежной наивности: что же, пороки Чичикова объясняются тем, что и отец, и учитель у него были плохи? А если бы они были хорошими, не стал бы герой поэмы пройдохой-мошенником? Но почему же тогда однокашники Чичикова вдруг оказались людьми отзывчивыми и благородными? Однако о возможных возражениях Гоголь прекрасно знает. Он и сам возразил себе в “Тарасе Бульбе”: чудесный отец породил и возвышенного героя, и низкого духом изменника. Значит, отец отцом, но каким бы ни был отец, сын формирует себя прежде всего сам, и сам призван отвечать за свои поступки, охраняя душу от соблазнов, грехов. И тут встает вопрос об ответственности человека за себя, за душу свою.

Одноклассники Чичикова учились у того же учителя, что и он. Они смеялись над глупым учителем, донимали его, но в беде его не оставили. Они стали мелькнувшей подлинностью Чичикова, возможностью, которую он отверг и распял в себе. В этом смысле толстенький, гладкощекий и, как мы бы сказали теперь, обтекаемый Чичиков, столь разительно не похожий на Демона,- тоже демон-богоотступник. И не социальный строй сделал его подлецом, потому что вопреки тому же самому строю, просто не обращая на этот строй никакого внимания, такие же точно юноши проявили само собой разумеющееся для них благородство. А Павлуша Чичиков пал. Низко, отвратительно пал, уже тогда начав превращать свою сугубо земную жизнь в пошлую пародию на космическую жизнь падших ангелов, демонов. И стал он тенью, а подлинность его… Ее заменила подлость.

Своеобразие Чичикова в том, что он окружен самыми разными гипотезами, указаниями на возможности, которые он мог бы развить в себе. Тени в нем и вокруг него наплывают одна на другую, роятся, множатся; а связующий их мотив – это неотторжимый от фигуры Чичикова мотив богатства.

Чичиков – человек богатых возможностей, и что перед ним Самосвистов, обладающий одним-единственным даром, талантом! Ленский у Пушкина мог бы стать выдающимся русским поэтом, а Чичиков – так и больше: быть бы ему национальным героем, богатырем. “Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?” – вопрошает Гоголь, влюбленно говоря о России и как бы очерчивая сохраненный былинами, эпосом идеал человека, реализовавшего все заложенные в нем возможности. А начать можно было с простого: не отступаться от впавшего в нужду и бедность учителя.

Но и просто добрый русский юношА, недавний школьник, поспешающий на помощь вчерашнему врагу своему, злому учителешке, и эпический богатырь – возможности, сослагательное наклонение, светлое будущее, заложенное в серой бестолочи настоящего. Говорить о них можно лишь с улыбкой, с недоверчивым смехом: скажут тоже, Чичиков и вдруг богатырь! Да и сам Чичиков усмехнулся бы перспективе сменить своя фрак на кольчугу, вооружиться копьем и, взгромоздясь на Чубарого, отправиться: странствовать по Руси, сражаясь с ее врагами и доискиваясь до сокровенного смысла жизни. И напрасно ему твердят:

“Эх, Павел Иванович, ведь у вас есть эта сила, которой нет у других, это железное терпение… Да вы… были бы богатырь!”

Опять сослагательное наклонение! Реальность Чичикова – стремление к богатству, а конечно, не к богатырству. Иссушающая душу зависть к богатому, томящая мысль о богатстве преследует Чичикова. И живут в нем таланты, но он зарывает их.

(No Ratings Yet)

Кто он такой Чичиков в поэме “Мертвые души”

Другие сочинения по теме:

  1. У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением “Мертвых душ” в русскую литературу...
  2. Собакевич хмур, неуклюж. “Когда Чичиков взглянул на Собакевича, он ему… показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства...
  3. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже...
  4. “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  5. Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова “герой” обязывает. А может, причиной...
  6. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  7. После “Ревизора” Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и...
  8. В. Г. Белинский назвал поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души” “творением, выхваченным из тайника народной жизни, творением глубоким по мысли,...
  9. Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и...
  10. Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается...
  11. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее...
  12. Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена: За мертвыми душами – души живые”. Анализ начинаем с...
  13. Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…...
  14. Сочинение по поэме Г. Гоголя “Мертвые души”. Как интересно читать человеческие лица! Они словно окна домов, заглянув в которые, можно...
  15. Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности – и общества в... Отыскался на Руси и отличный, непревзойденный учитель. “Идол юношей, диво воспитателей, несравненный Александр Петрович одарен был чутьем слышать природу человека....

Повесть «Мертвые души», которую Николай Васильевич Гоголь предусмотрительно назвал поэмой, действительно содержит «поэтические» устремления главного героя Чичикова в решении его вполне прозаических жизненных задач. С детства он был предоставлен самому себе, воспитание получил недостаточное, юность прошла даже в некоторых лишениях. Характеристика Чичикова мало чем отличается от других. Однако молодой человек от природы был сообразительным и находчивым, сложные ситуации в жизни своей преодолевал самостоятельно, иногда весьма успешно. Взрослея и набираясь опыта, Чичиков научился использовать многочисленные социальные российские недостатки с выгодой для себя, так чтобы и в выигрыше остаться и не отвечать по закону.

Время от времени Чичиков, находясь на службе в каком-либо «хлебном месте», по неосторожности или из жадности просчитывался, получал нагоняй от начальства, но в целом был на хорошем счету и взятки брал ловко, незаметно и даже артистично. И характеристика Чичикова была примером для всех прочих чиновников. Проситель, пришедший к Чичикову, дает бывало сумму ему в руки, а тот не берет. Что вы, как можно, мы не берем-с…! И уверял человека, что тому сегодня же принесут на дом все нужные документы, без всякой «подмазки». Проситель шел домой, окрыленный, почти счастливый и ждал курьера. Ждал день, другой, одну неделю и вторую. Взятка, которую посетитель потом приносил в результате этой нехитрой комбинации, придуманной Чичиковым, была втрое больше первоначальной.

И вот однажды Чичикова осенила некая гениальная мысль, обещавшая быстрое и верное обогащение. «Ищу рукавицы повсюду, а они за поясом», - произнес Чичиков и взялся за разработку своей будущей операции по приобретению мертвых душ. В помещичьей России тогда существовал рынок Другими словами, можно было покупать крестьян, продавать их и дарить. Сделка оформлялась законным порядком, покупатель и продавец составляли крепостную купчую. Крестьяне стоили дорого, и по сто рублей и по двести. А вот если покупать у помещиков крепостных умерших, то можно и дешевле, подумал Чичиков и принялся за дело.

Вся соль его предприятия заключалась в расчете на получение так называемых подъемных денег, выдаваемых опекунскими советами по всей России, при переселении помещичьих хозяйств на другие земли или просто по приобретению крепостных крестьян. По двести рублей на одного крестьянина, живого и здорового естественно. Да кто там будет проверять, живой или умерший, справедливо полагал Чичиков и потихоньку собирался в дорогу. Приехал наш герой в город NN, осмотрелся и сразу нанес визиты всем городским чиновникам. После короткого общения с Чичиковым, чиновники в нем так он умел подльститься да подмаслиться. Характеристика Чичикова сложилась безупречная, его везде привечали и были ему рады.

Затем выбрал Чичиков помещиков, имеющих крепостных и стал их объезжать по очереди. Каждому он делал одно и то же предложение. Куплю, мол, умерших крепостных, нужно для дела, но дам недорого, небогат в настоящеее время. Первый помещик, Манилов, был этаким рафинированным щеголем, имел жену и детей. Удивился просьбе Чичикова, но повел себя интеллигентно и умерших крестьян своих отдал даром. После Манилова Чичиков попал к помещице Коробочке. Старушка выслушала, покумекала и поначалу отказала. Чичиков буквально взмок, уговаривая ее, приводя всю очевидность выгоды сделки для помещицы. А Коробочка знай себе мурыжит, я мол сперва цены узнаю, справки наведу, потом поговорим.

После Коробочки приехал Чичиков к Ноздреву. оказался редким пройдохой, кутилой и картежником. Намаялся и с ним Чичиков. Тот ему и лошадей предлагал вместо и собак и шарманку. В карты поиграть на мертвые души хотел или в шашки. А уж цену загнул, дороже живых запросил. Еле ноги унес Чичиков от Ноздрева. И приехал к следующему помещику Собакевичу. Огромного роста помещик Собакевич, детина небольшого ума, но с хитрецой, первым делом наступил Чичикову на ногу всем своим весом. Чичиков зашипел от боли и запрыгал на одной ноге. Довольный Собакевич пригласил отобедать. А когда Чичиков завел деловой разговор, то помещик назначил цену еще выше, чем Ноздрев. После торга сошлись на двух рублях с полтиной. Краткая характеристика Чичикова должна быть дополнена его умением торговаться.

Последним был помещик Плюшкин. Больше тысячи крепостных было у него. А умерших сто двадцать, да беглых около сотни. Всех купил Чичиков. А как пошли в городе после его поездок да покупок разговоры, то стал Чичиков чуть ли не героем. Но при этом характеристика Чичикова захромала, многие бывшие его друзья отказали ему от дома. Жаль только, понапрасну все было. Не поможет и безупречная характеристика Чичикова, мертвые души - они ведь живыми не станут, денег им не дадут.

Е.В. Амелина

«Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый)

«Бессмертной заслугой русской литературы перед всей культурой является то, что она в лице Гоголя встретила героя бизнеса, героя «конформизма», героя личной карьеры, своим уничтожающим смехом и всем стала видна и его мертвая душа, и его конечная смертельная обреченность, прикрытая самоуверенностью и респектабельностью»,- писал В. Ермилов.

Таким героем у Гоголя становится Чичиков, ловкий делец-предприниматель. Главной жизненной целью Павла Ивановича является материальный достаток, комфорт и положение в обществе. И для достижения этой цели, по мнению героя, хороши любые средства обман, плутовство, казнокрадство. Дела, проворачиваемые Павлом Ивановичем, по замечанию писателя, носили название «не очень чистых». Однако главной авантюрой Чичикова становится «приобретение» мертвых душ. Он скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние. С этой целью Павел Иванович приезжает в губернский город NN.

И первое, что интересует Чичикова, — это «состояние края: не было ли каких болезней в их губернии — повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобного». Интерес Павла Ивановича понятен — от повальных болезней зависит количество умерших крестьян и, соответственно, количество душ, которые можно будет заложить в банке. Однако в своем «предприятии» Чичиков проявляет не просто рациональную заинтересованность делового человека. Как замечает В. Ермилов, герой обнажает и свои чувства, эмоции, и реакция Чичикова на сообщения о смертях, болезнях, пожарах противоположна нормальной человеческой реакции. Договорившись с Маниловым, не захотевшим брать деньги «за души, которые в некотором роде окончили свое существование», Чичиков «чуть не произвел даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости». Живейшее нетерпение испытывает Павел Иванович, услышав от Собакевича, что Плюшкин, у которого люди «как мухи мрут», живет всего в пяти верстах. Наконец, «приобретя» у Плюшкина большое количество душ умерших и беглых крестьян. Чичиков даже поет. Радость, счастье героя обусловлены не жизнью, а смертью.

Ассоциации с нечистой силой, с ее возможностями перевоплощения вызывает и портрет героя, и изменчивость его поведения, и изменчивость самого его образа в глазах окружающих. Чичиков многолик, и Гоголь подчеркивает это уже в самом описании внешности героя. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтоб слишком молод».

Манеры Павла Ивановича тоже неопределенны. Говорит он «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует». Чичиков может с легкостью поддержать разговор практически на любую тему — о лошадином заводе, о бильярдной игре, о выделке горячего вина, о добродетели.

Павел Иванович может с легкостью приспособиться к любому человеку. С Маниловым он становится «приятным собеседником», любезным и добродушным, с Коробочкой — простым, старинным патриархальным барином, с Плюшкиным — степенным, рассудительным чиновником.

Изменчивость, многоликость Чичикова отражается и в восприятии его окружающими. Для жителей губернского города Павел Иванович сначала — «благонамеренный человек», затем — «херсонский помещик», однако к концу романа образ его резко снижается — Чичикова считают «подосланным чиновником из канцелярии генерал-губернатора», капитаном Копейкиным, «переодетым Наполеоном», «шпионом», «делателем фальшивых бумажек», даже Антихристом.

Мотив черта возникает и в отдельных сюжетных ситуациях поэмы. Павел Иванович призывает черта, необдуманно оставшись переночевать у Ноздрева. Перепачканный в грязи. Чичиков напоминает Коробочке борова. Наконец, уехав с бала, раздосадованный Павел Иванович причисляет это развлечение к нерусским, бесовским занятиям: «Просто дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре; черт знает что такое: взрослый, совершеннолетний вдруг выскочит весь в черном, общипанный, обтянутый, как чертик, и давай месить ногами».

Мотив чертовщины, бесовства звучит и в самом сюжете поэмы. Авантюра Чичикова безнравственна по самой своей сути, так как бессмертная душа человеческая не может являться предметом торга. Однако героя не волнует моральная сторона вопроса. Подобно Мефистофелю, он втягивает в свое бесовское предприятие провинциальных помещиков. Причем каждого из них Чичиков искушает по-своему. Манилову в этой сделке предоставляется возможность проявить свою «приятность», любезность, «образованность». Экономная Коробочка, не понимая сути сделки, соблазняется мыслью о казенных подрядах, возможности продать в казну муку и свиное сало. Практичный, деловитый Собакевич тоже соблазняется явной выгодой сделки. Плюшкин удовлетворяет собственную алчность. Характерно, что Чичикову не удается втянуть в аферу лишь Ноздрева. Однако это происходит не благодаря добродетели последнего, а, пожалуй, наоборот, благодаря его крайней безалаберности и непредсказуемости.

При других обстоятельствах бесхитростным обитателям имений, вероятно, и в голову бы не пришла мысль о самой возможности подобной «сделки». Однако вот появляется Чичиков, и герои становятся участниками безнравственного предприятия, заложниками собственных слабостей, собственного образа жизни и мировосприятия. При этом сами по себе образы гоголевских помещиков далеки от образов демонических злодеев. Однако жизнь их, по Гоголю, бездуховна, лишена осмысленного содержания, необходимого человеку нравственного наполнения. В этих условиях любое положительное качество (в гоголевских помещиках есть и позитивные черты) становится, по мысли писателя, бездейственным и бесполезным, человек же поддается соблазнам.

Вовлекая каждого из помещиков в свою аферу. Чичиков выступает в поэме настоящим бесом-искусителем. Его похождения — не просто занимательные приключения плута мошенника, это покушение на основу основ жизни, это неуважение к «великим и святым обязанностям» человека. И в этом заключен глубинный, внутренний смысл поэмы.

В образе Чичикова получили художественное воплощение такие черты, как стремление к успеху любой ценой, предприимчивость, практицизм, способность «разумной волей» усмирять свои желания, то есть качества, свойственные нарождающейся русской буржуазии, сочетающиеся с беспринципностью и эгоизмом. Не такого героя ждет Гоголь: ведь жажда приобретательства убивает в Чичикове лучшие человеческие чувства, не оставляет места «живой» душе. Чичиков обладает знанием людей, но это ему нужно для удачного совершения своего жуткого «дела» — покупки «мертвых душ». Он — сила, но «страшная и подлая».

Меню статьи:

Мы часто говорим, что не в деньгах счастье, но при этом всегда отмечаем, что человек с деньгами находится в более выгодном положении, может позволить себе больше бедняка. Множество художественных произведений на тему свадьбы с нелюбимым, но богатым или возникшей несправедливости связанной с подкупами наводит на еще одну известную фразу: деньги правят миром. Наверное, именно поэтому, человек с малым капиталом часто стремится любой ценой улучшить свое материальное положение. Не всегда эти методы и способы законны, они часто противоречат принципам морали. Об одном из таких поступков рассказывает Н.Гоголь в поэме «Мертвые души».

Кто такой Чичиков и зачем он приезжает в город N

Главный герой повествования отставной чиновник Павел Иванович Чичиков. Он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Он считает себя человеком приятной наружности, особенно ему нравилось свое лицо «которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок, ибо весьма часто хвалился им пред кем-нибудь из приятелей».

Этот человек путешествует по селам России, но цель у него отнюдь не столь благородная, как на первый взгляд думается. Павел Иванович покупает «мертвые души» то есть, документы на право владения людьми, которые умерли, но еще не были занесены в списки умерших. Перепись крестьян проводилась раз в несколько лет, поэтому эти самые «мертвые души» зависали и документально считались живыми. Они представляли немало хлопот и растрат, так как за них было необходимо делать уплаты до следующей переписи (ревизийских сказок).

Предложение Чичикова о продаже этих людей для помещиков звучит более чем заманчиво. Многие находят предмет покупки очень странным, это звучит подозрительно, но желание быстрее избавится от «мертвых душ» берет свое – один за одним помещики соглашаются на продажу (исключение составил только Ноздрев). Но зачем же нужны Чичикову «мертвые души»? Он сам об этом говорит так: «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу». Другими словами, Павел Иванович планирует перепродать свои «мертвые души», выдав их за живущих людей. Конечно, без земли продать крепостных невозможно, но он и здесь находит выход – покупка земли в отдаленном месте, «за копейки». Естественно, что такой план продиктован не хорошими условиями жизни и финансовым положением, но, как ни крути, это бесчестный поступок.

Значение фамилии

Об этимологии фамилии Павла Ивановича сложно судить однозначно. Она не так прозаична, как фамилии других персонажей поэмы, но сам факт, что фамилии других персонажей являются их характеристикой (обращают внимание на нравственные или физические изъяны) подталкивает на мысль, что с Чичиковым должна быть похожая ситуация.

И так, вполне вероятно, что эта фамилия произошла от слова «чичик». В западноукраинских говорах так называли певчую птицу небольших размеров. Н. Гоголь был связан с Украиной, поэтому можно предположить, что он имел в виду именно это значение слова – Чичиков, подобно птице, поет всем красивые песни. Других зафиксированных словарями значений нет. Сам автор нигде не объясняет, почему выбор пал именно на это слово и что он хотел сказать, наградив Павла Ивановича такой фамилией. Поэтому данную информацию следует воспринимать на уровне гипотезы, утверждать, что это абсолютно верное объяснение невозможно в виду малого количества информации по этому поводу.

Личность и характер

Приехав в город N, Павел Иванович знакомится с местными помещиками, губернатором. Он производит на них хорошее впечатление. Такое начало доверительных отношений способствовало дальнейшим покупкам Чичикова – о нем говорили, как о человеке высоких нравов и отличного воспитания – такой человек не может быть аферистом и обманщиком. Но, как оказалось, это был всего лишь тактический ход, позволяющий ловко обмануть помещиков.

Первое что удивляет в Чичикове – его отношение к гигиене. Для многих его новых знакомых – это стало признаком человека из высшего общества. Павел Иванович «проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням». Он « чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», когда умывался, «выщипнул вылезшие из носу два волоска». В итоге окружающие решили, что «в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано».

Чичиков – подлиза. «В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому». При этом о себе старался ничего конкретного не рассказывать, обходиться общими фразами, присутствующие думали, что это он делает из-за скромности.

К тому же фразы «он не значащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства» вызывали у окружающих некое чувство жалости к Чичикову.

В скором времени о нем стали лестно отзываться все новые знакомые, старались угодить «такому приятному, образованному гостю».

Манилов, характеризируя, Чичикова утверждал, что «готов он ручаться, как за самого себя, что он бы пожертвовал всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича».

«Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер – что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера – что он любезнейший и обходительнейший человек».


Как видим, проникнуть в доверие помещиков и губернатора Павлу Ивановичу удалось наилучшим образом.

Ему удавалось соблюсти тонкую грань и не перегибать палку с лестью и похвалами в сторону помещиков – его ложь и подхалимство были сладки, но не настолько, чтобы ложь бросалась в глаза. Павел Иванович умеет не только подать себя в обществе, но и обладает талантом убеждать людей. Не все помещики без вопросов были согласны распрощаться со своими «мертвыми душами». Многие, как например Коробочка, очень сомневались о правомерности такой продажи. Павлу Ивановичу удается добиться своего и убедить в том, что такой продаже нет ничего необычного.

Следует отметить, что Чичиков обладает развитыми интеллектуальными способностями. Это проявляется не только при обдумывании плана об обогащении на «мертвых душах», но и в манере ведения беседы – он умеет поддержать разговор на должном уровне, не имея достаточной обознаности в том или ином вопросе выглядеть умным в глазах других нереально и никакая лесть и подхалимство не способно спасти ситуацию.



К тому же, он очень дружен с арифметикой и умеет быстро провести математические действия в уме: «Семьдесят восемь, семьдесят восемь, по тридцати копеек за душу, это будет… - здесь герой наш одну секунду, не более, подумал и сказал вдруг: - это будет двадцать четыре рубля девяносто шесть копеек».

Павел Иванович умеет адаптироваться под новые условия: «он почувствовал, что слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»», хотя не всегда может быстро сообразить, что нужно сказать: «Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков все еще не мог начать разговора, развлеченный как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате».

Обзаведшись крепостными, Павел Иванович чувствует неловкость и тревогу, но это не муки совести – он хочет побыстрее покончить с делом и боится, что что-то может пойти не так «все-таки приходила мысль: что души не совсем настоящие и что в подобных случаях такую обузу всегда нужно поскорее с плеч».

Однако его обман был раскрыт – Чичиков в одно мгновение превращается из предмета поклонения и желаемого гостя в предмет насмешек и слухов, его не пускают в дом губернатора. «Да вас-то именно одних и не велено пускать, других всех можно» – говорит ему швейцар.

Остальные тоже не рады его видеть – они мямлят что-то невнятное. Это приводит Чичикова в замешательство – он не может понять, что случилось. Слухи о его афере доходят до самого Чичикова. В результате он уезжает восвояси. В последней главе, мы узнаем, что Павел Иванович незнатного происхождения, родители его старались обеспечить ему лучшую жизнь, поэтому, отправляя его в самостоятельную жизнь, дали ему такие советы, которые бы, как думалось родителям, позволили бы занять хорошее место в жизни: «Павлуша, учись… больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Таким образом, Павел Иванович, руководствуясь советом родителей жил так, чтобы нигде не тратиться и копить деньги, но, заработать честным путем значительный капитал оказалось делом нереальным, даже при строгой экономии и знакомстве с богачами. План по покупке «мертвых душ» должен был обеспечить Чичикова состоянием и деньгами, но на практике оказалось все не так. Клеймо афериста и нечестного человека прочно прилипло к нему. Извлек ли сам герой урок их сложившейся ситуации – вопрос риторический, вполне вероятно, что второй том должен бы приоткрыть тайну, но, к сожалению, Николай Васильевич его уничтожил, поэтому читателю остается лишь догадываться о том, что произошло дальше и стоит ли винить Чичикова за такой поступок или необходимо смягчить его вину, ссылаясь на принципы, которым подчинено общество.

Чичиков в повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»: анализ героя, образ и характеристика

4.5 (89.41%) 17 votes

В 1846 году Белинский, известный своей критической проницательностью, заметил, что Чичиков «как приобретатель не меньше, если еще не больше Печорина, - герой нашего времени». Чичиков может приобретать «мертвые души», железнодорожные акции, он может собирать пожертвования для благотворительных учреждений. Безразлично, какого рода деятельностью он занимается.

Бесспорным является одно: Чичиков - бессмертный тип. С ним можно встретиться везде, он принадлежит всем странам и всем временам: он только принимает различные формы, сообразно условиям места и времени. Действие в поэме «Мертвые души» начинается со знакомства читателя с главным героем. Кто он? Ни то ни се, золотая середина: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». С чего начинает свое пребывание в новом городе почтенный коллежский советник Павел Иванович Чичиков? С визитов: к губернатору, вице-губернатору, прокурору, полицеймейстеру, откупщику, начальнику над казенными фабриками и т. д. Ведя себя, как вполне благонамеренный человек, Чичиков «в разговорах с сими властителями… очень искусно умел польстить каждому»: губернатора похвалил за «бархатные дороги» его губернии, полицеймейстеру «сказал что-то очень лестное насчет городских будочников», вице-губернатора и председателя палаты дважды ошибочно назвал «ваше превосходительство».

Губернаторше он сделал комплимент, «весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый», а себя называл «незначащим червем мира сего», сетуя, что много испытал на своем веку, «претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его».

Характерной чертой Чичикова является умение поддержать разговор: «Шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания… Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует». Как видим, маску пошлости и мнимой благопристойности Чичиков научился носить мастерски, истинное же содержание его помыслов и действий скрыто под этой личиной-маской вполне порядочного, благопристойного господина. В первой главе автор лишь косвенно, иносказательно выражает свое отношение к герою и его поступкам. Да и сам герой в рассуждениях о мире толстых и тонких дает некоторый намек на свое истинное видение окружающего мира: «Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда».

Чичиков отнесен автором к миру толстых, которые надежно и крепко сидят на своих местах. Таким образом, подтверждая видимость Чичикова, кем он кажется, автор начинает подготовку изобличения его, «раскрытия» правды о нем. Первый успех (сделка с Маниловым) укрепляет уверенность Чичикова в легкости и безопасности осуществляемой им аферы. Окрыленный этим успехом, герой торопится заключить новые сделки. По дороге к Собакевичу Чичиков встречается с Коробочкой, которая показала Чичикову, что его предприятие требует не только настойчивости, но и тонкости, а главное, осторожности. Урок, однако, не пошел ему впрок. Чичиков спешит к Собакевичу, но встречает Ноздрева и отправляется к нему. Среди свойств Ноздрева едва ли не главным является «страстишка нагадить ближнему своему, иногда вовсе без всякой причины». И Чичиков невольно попадается на эту удочку: в конце концов, он раскрывает истинную цель приобретения «мертвых душ». В этом обнаруживается слабость и легкомыслие героя. Конечно же, впоследствии Чичиков бранил себя за то, что поступил неосторожно, заговорив с Ноздревым о столь деликатном деле. Как видим, упорство и целеустремленность в тех случаях, когда заходят слишком далеко, оборачиваются недостатком.Наконец Чичиков прибывает к Собакевичу, который, будучи изворотливым и настойчивым в преследовании своей выгоды, скорее всего, догадывается, для чего нужны Чичикову «мертвые души». Он безбожно торгуется, да еще выхваляет мертвых крестьян: «А Еремей Сорокоплехин да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин». Предприятие Чичикова завершается сделкой с Плюшкиным, у которого даже деньги выходят из живого оборота, уложенные им «в одном из ящиков, где, верно, им суждено быть погребенными до тех пор, пока… не погребут его самого». Чичиков на высоте: бумаги все подписаны и в глазах обывателей он превращается в «миллионщика». Как известно, «миллионщик» - это волшебное слово, которое открывает все дороги и «действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, - словом, на всех действует».

Однако вскоре триумф Чичикова-«миллионщика» заканчивается ноздревским разоблачением: «А! херсонский помещик, херсонский помещик!.. Что? много наторговал мертвых? Ведь вы не знаете, ваше превосходительство… он торгует мертвыми душами!» В городе начинается переполох и сумятица, так же как и в сознании читателя. Ведь подлинную биографию героя автор приберег для финала поэмы. Чичиков казался порядочным и добродетельным, но под этой личиной крылась иная сущность. Сын полунищего дворянина, он даже лицом не походил ни на отца, ни на мать. «Жизнь при начале, - пишет Гоголь, - взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Неожиданно в один прекрасный день отец решил отдать мальчика в городское училище. При расставании не было слез, но было дано важное и умное отцовское наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай… угождай учителям и начальникам… А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

Это наставление одинокий и нелюдимый Павлуша принял всем сердцем и всю свою жизнь руководствовался только им. В классах училища он быстро постиг дух начальства и осознал, в чем должно состоять его поведение. На уроках Чичиков сидел тише воды, ниже травы и в результате, не имея особых способностей и талантов, при выпуске получил «аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». По окончании училища Павлуша окунулся в реальность бытия: отец умер, оставив ему в наследство лишь «четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука» и незначительную сумму денег. Примечательно, что в это же время происходит еще одно событие, раскрывающее истинные качества будущего афериста. Учитель, так любивший смирного ученика Чичикова, был уволен из училища и пропадал без куска хлеба в забытой конурке. Бывшие непокорные и заносчивые ученики собрали для него деньги, и только Павлуша ограничился пятаком, сославшись на свою крайнюю бедность.

Нет, Чичиков не был скуп, но «ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды». Ради этого Чичиков готов был голодать и «жарко» заниматься службою. Вскоре он понял, что честный труд не принесет ему желаемого. В поисках новых возможностей для улучшения своего положения он начинает ухаживать за дочкой своего начальника, но получив долго-жданное повышение, напрочь забывает о своем добродете-ле. Взятки, аферы - вот путь, на который вышел Павлуша. Постепенно он добился некоего видимого благополучия, однако на место прежнего начальника был назначен человек военный, строгий, в доверие к которому Чичиков втереться не смог.

Он переезжает в другой город, где по счастливой случайности становится таможенным чиновником и вступает в «коммерческие» отношения с контрабандистами. Через некоторое время этот преступный сговор был раскрыт, а виновные, в том числе и Чичиков, отданы под суд - именно таким способом герой «пострадал на службе». Заботясь о своих потомках («Такой чувствительный предмет!»), Чичиков решается на новую аферу, свидетелями которой мы и становимся в «Мертвых душах».


Страница: [ 1 ]