Сочинение-рассуждение

Книги играют в нашей жизни огромную роль. Благодаря им человечество познаёт мир.

Они являются не только богатейшим источником знаний, но и средством получения эстетического удовольствия. Нам приятно взять в руки любимый томик и, погрузившись в созданный писателем мир, отвлечься от житейской суеты.

Однако есть у книг ещё одно неоспоримое достоинство – они раскрывают характер человека, который их читает. Люди бывают разные: добрые и злые, трудолюбивые и ленивые, застенчивые и общительные. Выбор книг для чтения у нас тоже неодинаков. Натуры сентиментальные предпочитают любовные романы. Читателям активным, любознательным нравятся обычно книги о приключениях или детективные истории. Те, кто склонен к размышлениям, часто берут с полки труды знаменитых философов.

С другой стороны, произведения, которые мы читаем, влияют на формирование нашего характера. Ярким примером можно назвать Татьяну Ларину, романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Девушка была всерьёз увлечена французскими книгами о любви:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…

В результате Татьяна стала похожа на героинь произведений, которые читала. Она чувствительна, иногда сентиментальна, мечтает о красивой любви. В Онегине девушка видит образ того, кого «душа ждала». Даже своё письмо-признание Татьяна пишет так же, как и героини её любимых книг. Правда, впоследствии Ларина поступает как настоящая русская женщина, верная и преданная супругу. Приведённый пример доказывает, что люди могут быть похожи на героев своих любимых книг. Однако жизнь и окружающая обстановка подчас вносят в наш характер коррективы.

Любила читать французские романы и Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка чем-то похожа на Татьяну Ларину. Она тоже сентиментальна, мечтательна. Её избранник Молчалин видится ей как персонаж любовного романа. Таким образом, книги сформировали и личность Софьи Фамусовой.

Но есть в комедии Грибоедова герой, который, судя по всему, не читает ничего. Это полковник Скалозуб. Он видит в книгах лишь причину зла: «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь». Несмотря на то что Фамусов прочит Скалозуба в женихи дочери, этот герой примитивен и ограничен. Можно сделать вывод: отсутствие читательского опыта отрицательно сказывается на личности человека.

Итак, книги, безусловно, влияют на людей, участвуют в формировании мировоззрения и характера. То, какими мы становимся, во многом зависит от круга нашего чтения. Не случайно Шарль Блан писал: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».

Софья Слезова

В течение многих тысяч лет люди собирались у огня в хижинах или в хлеву, чтобы послушать истории. Рассказчиком был человек, способный изложить интересные события и приключения мифических персонажей, богов, мужчин и женщин, живших много лет тому назад, и фантастические истории, которые он сам часто искусно придумывал. Изобретение письма, а затем печатного станка привели этого рассказчика в наши дома. Его голос доносится из книги, если только мы способны настроить себя на нужную тональность во время нашего безмолвного чтения.

Романы - новеллы, как говорят англичане, хотя происхождение этого слова латинское и означает «новости», - дали нам возможность более глубоко и по-другому воспринимать окружающий мир. Они донесли до нас другие представления, которые прежде были скрыты или не осознавались. Прежде всего, мы читаем романы для развлечения, потому что великие произведения - именно такие предлагает «l"Espresso» своим читателям — захватывают наше воображение, мы не можем оторвать глаз от книги, потому что хотим узнать, чем же закончится история: сможет ли Сильвер еще раз обмануть доктора или Джима, удастся ли Мине выйти замуж и, наконец, перевернуть мрачную страницу истории ее семьи. Таким образом, мы отвлекаемся от наших повседневных дел и забот и погружаемся в другую далекую жизнь. Но романы учат нас тому, что мы прежде не знали, самым непосредственным и быстрым способом. Мы как бы проживаем чужую жизнь вместе с персонажам книг: переживаем вместе с юношей из замка Фратта, когда в его душе пробуждается первая любовь, следим за тактикой семейства Удзеда, когда они пытаются извлечь экономическую выгоду путем коррупции.

Романы — это плод вымысла, но они позволяют нам понять себя, наши желания и цели, наши действия для их достижения. В них отражаются мечты человечества и призраки от вампира Дракулы до навязчивой идеи о чести, как в случае с маркизой д"О, которые доводят нас до исступления. Однако, на страницах романов подобные истории кажутся нам странным образом ясными, а решения — простыми. В романах отражается вся противоречивость и двусмысленность человеческой жизни. Читая, мы живем жизнью Обломова, Мартина Идена, вместе с ними любим, испытываем желания, страшимся и ненавидим. Чтение романов, как сказал один великий писатель, позволяет познать человеческую сущность. Даже многолетнее изучение философии, психологии и истории не позволяет нам иметь такого прямого и полного понимания того, что представляет собой человек в повседневной жизни. Более того, писатель Марио Варгас Льоса утверждал, что только романы позволяют установить братские связи между людьми, так как дают возможность понять, что есть общего и различного между ними.

На страницах романа мы ведем диалог с другими людьми, сближаемся с мужчинами и женщинами, жившими давно и далеко от нас, с теми, кем мы могли бы быть при другом повороте судьбы: с азиатами, чернокожими, иностранцами. Романы приближают к нам далекое и отдаляют близкое. Романы позволяют нам перемещаться во времени и в пространстве, не отрываясь от стула, дивана или кресла. Они помогают нам понять себя самих и наши чувства. В них есть указания для жизни, хотя они были написаны много лет тому назад, как, например, «Три мушкетера» Дюма или «Отцы и дети» Тургенева. В мире, где все больше преобладают видеоизображения (кино, телевидение, интернет, смартфоны), в романах мы находим слова, которые позволяют нам мечтать, отрешиться от реального мира, создавая изображения с помощью нашей фантазии. Слова нас обогащают, позволяют нам более точно выражать свои мысли для описания мира и наших чувств, делают нас более образованными.

Великая литература позволяет поставить под сомнение данную точку зрения, наши убеждения, привычки, способ смотреть на вещи, а также мировоззрение наших близких и знакомых. Варгас Льоса говорит, что в вымысле есть призыв к мятежу, так как он часто отличается от обыденной жизни и установившихся правил: этических, религиозных, экономических, философских, социальных, сексуальных. Перуанский романист пишет, что литература никогда не рассказывает нам о мужчинах и женщинах, полностью удовлетворенных собой и своей жизнью, она повествует о людях, находящихся в противоборстве с собой и с миром, о неукротимых сеятелях несогласия, потому что борьба, которую одиночка ведет в современном мире, — это борьба одного против всех. Несчастье притягивает не меньше, чем счастье, а рассказ о перенесенной несправедливости не менее привлекателен, чем история спокойной буржуазной жизни.

Герои Дюма, Чехова, Верги, Мопассана, Харди, Лондона — это наше второе я, пережитое в других эпохах. Они, как и мы, борются за самоутверждения в мире, который зачастую их не принимает, отталкивает, унижает, ставит препятствия. Варгас Льоса говорит, что литература — это убежище для тех, кто слишком много или наоборот слишком мало испытал в жизни. Она помогает нам организовать наш собственный бунт, она утешает нас, позволяя проживать жизни литературных персонажей. Без романов - этой недавней выдумки наших предшественников — наша жизнь безусловно была бы менее богатой и полной. Возможность много читать — это ценный дар, так как мы живем в эпоху, которая, как кажется, предопределила для нас скучную судьбу. Давайте больше читать, что бы ни случилось, чтобы наш внутренний мир стал более богатым.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Туяна Андреева, цунами в теплых носочках,

мама трех чудесных ребятишек,

вице-президент Фонда «Arctic Lady»

Мне кажется, так было бы вполне уместно перефразировать известную поговорку.

С книгами я подружилась достаточно рано, и они стали одной из главных любовей моей жизни.

Бабуля научила меня читать на якутском языке журнал «Чолбон», который я читала ей перед печкой каждый вечер, хотя и содержание текстов то осознанно не понимала. Большая ей за это моя благодарность, сейчас я точно знаю, что детей обязательно надо учить читать на родном языке #сахатыла

Наверное, дальше мне бы хотелось написать что-то красивое типа: « У нас дома была богатая библиотека, и я зачитывалась произведениями классиков, к 10 годам проглотив всего Хемингуэя, Лондона, Достоевского и иже с ними».

Но нет и, увы, библиотеки не было. Читала я всегда много и с упоением, но по большей части «попсу».

До Донцовой и ей подобного, слава богу, не дошло (хотя кому я вру, было как-то раз, когда в больнице с травмой лежала. Но у меня есть оправдание).

Лет до 12 в руках была детская литература. Потом недолгий период фантастики. Следом за ним детективы, легендарная «фандориада» Бориса Акунина. Потом череда романов (период первых влюбленностей). Был и Толстовский период — единственный классик, которым я зачитывалась, роман «Война и мир».

Свое свободное время я любила проводить в стенах городской библиотеки и специально дружила с девочкой, мама которой была библиотекарем, так мне всегда был разрешен доступ в святая святых. Домой я книжки не брала после пары горьких опытов: мои братишки тоже любили книжки, но в основном их марали, рвали листочки и совершали над ними всякие акты вандализма. Потому книги я читала в библиотеке, где всегда было тихо, спокойно и уютно.

И вот хоть я много читаю, и оттого могу достаточно связно и почти без ошибок писать — все же прекрасно понимаю, что претендовать мне на звание эрудита точно смысла нет. Да никогда и не стремилась собственно.

Книга всегда была и остается источником отдыха #релакс и возможности пережить то, чего в жизни твоей нет. Или сбежать от реальности. Или подобрать верные слова собственных чувств.

С Мишуткой, моим средним сыном, который нынче успешно окончил первый класс с уровнем скорочтения 69 слов в минуту, мы любим читать по ролям. Настене, нашей младшей принцессе, очень нравятся такие ежевечерние чтения и она всегда сидит рядышком, внимательно слушая.

Кстати и написано обычно гораздо интереснее, чем потом в кино показывают. Потому завсегда люблю перед кинопремьерой в обязательном порядке ознакомиться с оригиналом.

А проваляться весь день с книгой и кучей еды — одно из приятнейших занятий на декрете #декретдьол.

И да, не понимаю этого снобского «Ах, я могу читать только бумажную литературу».

Не, оно конечно завсегда приятнее держать в руках книгу, перелистывать страницы, запах чувствовать, выглядишь опять же с такой книгой в руках интеллигентнее. Но по мне так если интересно написано, то сорри, будь оно хоть на рулоне туалетной бумаги напечатано.

Аудиоформат я только приветствую, книгу можно и послушать, это и экологичнее и практичнее, можно совмещать сразу несколько дел одновременно. С рождением дочурки, я подсела на аудиосказки и стихи в исполнении российских деятелей культуры. Надеюсь что и она, с молоком матери впитывающая классическую литературу, будет большим книголюбом #книгочеи#любимоечтиво#

И вам искренне желаю: читайте с детьми, вкладывайте в них семя знаний, со временем они возрастут в прекрасный интеллект и сильный дух #детинашевсе#книголюб

Разговор о литературе, чтении, популярных авторах и о том, как сегодня воспитывать читательскую культуру, шел накануне в областной научной библиотеке на фоне большой книжной выставки «Круг чтения вологжан – читателей Вологодской областной библиотеки». На выставке представлены любимые (хотя профессиональные читатели не любят этого слова применительно к книгам) книги многих известных читателей ВОУНБ – общественных деятелей, писателей, журналистов, преподавателей, чиновников, библиотечных работников: Ирины Гуры, Тамары Спивак, Роберта Балакшина, Сергея Баранова, Александра Быкова, Ивана Позднякова.

О человеке можно многое понять по его предпочтениям – читательские предпочтения, пожалуй, стоят в этом ряду факторов идентификации на одном из первых мест: читаешь ли ты классику или отдаешь предпочтение детективам, вдохновляет ли тебя спецлитература по психологии или твоя настольная книга «Блюда русской кухни»? Снобы от литературы, возможно, скажут презрительное «фи» по поводу популярных любовных романов, но работники библиотеки убеждены в том, что о вкусах не спорят: хорошо, когда люди вообще хотят читать.

Сотрудники ВОУНБ представили выборочную статистику, касающуюся предпочтений читателей библиотеки. Если говорить в общем, то традиционно в фаворе детективы, женские романы, фэнтези. Отечественная и зарубежная классика популярна чуть меньше, а современная литература – еще меньше, что, в принципе, объяснимо: чтобы ориентироваться в том, что издается сегодня, нужно либо быть довольно искушенным читателем, либо руководствоваться чьим-то авторитетным мнением. Зато на гребне популярности финалисты литературных премий, чьи имена на слуху: Людмила Улицкая, Дина Рубина, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Даниил Гранин, Владимир Сорокин, Елена Чижова, Андрей Рубанов… Из зарубежных – также «слышимые» Харуки Мураками, Умберто Эко, Пауло Коэльо, Халед Хоссейни, Фредерик Бегбедер.

Вопрос «что почитать?» действительно не такой уж и простой. Предложение велико, но порой даже человеку с филологическим образованием жаль тратить время на отделение «зерен от плевел», выискивая подходящее для себя. В этом случае, наверное, универсален рецепт чтения классической литературы – уж она-то точно «на все времена». Не случайно в представленном на выставке «наборе» любимых книг известных читателей ВОУНБ классика занимает центральное место.

А в целом, даже бегло окинув взглядом названия, убеждаешься, насколько разные книги оставляют след в душе читателя – к примеру, в подборке любимых книг писателя Роберта Балакшина рядом с «Часом шестым» Василия Белова и «Илиадой» Гомера стоят детские рассказы и повести Николая Носова, а у директора областной научной библиотеки Татьяны Буханцевой с «Братьями Карамазовыми» Достоевского соседствуют «Звездные войны» Лукаса. Как читатель я пожалела, что книги с выставки нельзя взять почитать, что называется, «прямо здесь и сейчас»: книги с «авторитетными» рекомендациями читатели-любители расхватали бы как горячие пирожки.

Елена Легчанова

ВАСЯ И РЕТРОГРАДНАЯ АМНЕЗИЯ…

Виктор Семенович – высокий, вполне еще крепкий, семидесятилетний старик, уже четыре месяца как похоронил жену и учился жить один. Получалось плохо, как будто бы он вообще никогда без нее не жил. Частенько стал разговаривать с самим собой, чтобы получать от себя ценные советы по ведению домашнего хозяйства.

Но, Виктора Семеныча это пока не особо беспокоило, ведь по профессии он психиатр и привык все держать под контролем. От стресса, с людьми еще не то происходит, так что перекинуться парой слов с умным человеком - вполне еще в пределах нормы.
Эх, ему бы детей с внуками, но детей не нажили, не получилось.
Как-то воскресным утром, зазвонил телефон и вытащил Виктора Семеныча из теплой ванны. Виктор Семеныч не ждал от этого ничего хорошего, он уже четыре месяца не ждал от жизни ничего хорошего и в своих прогнозах никогда не ошибался.
Звонил дворник-узбек и на узбекско-русском что-то рассказывал.
Это было очень странно и тревожно, ведь никаким дворникам Виктор Семеныч не раздавал своих номеров, он даже имен их не знал, просто здоровался, проходя мимо.
Старик прислушался к смыслу и с трудом выяснил, что дворник нашел какую-то потерявшуюся «белий собачка», увидел на ошейнике номер телефона и позвонил.
Одним словом, они ждут внизу у подъезда. Главная странность заключалась в том, что у Виктора Семеновича ничего похожего на «белий собачка» нет, никогда не было и быть не может, он вообще был противником животных в доме.
Но, спорить старик не стал, ведь без жестикуляции, с узбеком особо-то и не поспоришь.
Нехотя накинул пальто поверх пижамы, на всякий случай сунул в карман перьевую ручку для самообороны, и вышел из подъезда.
На пороге курили дворники в оранжевых жилетах, а в ногах у них дрожал малюсенький, мокрый от дождя, белый бультерьерчик и с опаской озирался по сторонам.
Но как только песик заметил Виктора Семеновича, он перестал дрожать, громко заскулил и с пробуксовкой кинулся к старику, как утопающий бросается к спасательному кругу. Щенок скакал вокруг пораженного Виктора Семеновича, непременно стараясь запрыгнуть к нему на ручки. В конце концов, песику это удалось.
Вася и ретроградная амнезия…
Дворники заулыбались и сказали: «Узнал хозяина, маладес», подхватили свои лопаты с метлами, попрощались и ушли, а старик с обслюнявленным лицом, остался стоять под моросящим дождем и со странным любвеобильным щенком на руках. На ошейнике действительно была медная пластинка с гравировкой номера телефона и именем: «Виктор Семенович»

Что делать? А? Куда его? Вот, сука, запачкал лапами новое пальто.
- Ну, теоретически, собака, хоть и полнейшая антисанитария, но для человека в твоем положении, вещь полезная, тем более, этот песик сразу полюбил тебя, как родного сына. Неси его скорей домой, а то простынешь тут после ванны.
- Нет, и думать нечего, нужно срочно его куда-нибудь отнести.
- А куда ты в пижамных штанах и домашних тапочках его понесешь? К тому же на ошейнике телефон и имя хозяина. Твое имя.
- Так-то да, но может это чья та злая шутка?
- А юмор в чем?
- Ну, все равно, его ведь нужно: выгуливать, кастрировать, вязать, развязывать, кормить, лечить, потом еще эти прививки от бешенства, плюс когти подрезать каждый месяц. Разве ты разберешься со всем этим?
- У тебя два высших образования, ничего, справишься, зато ежедневные прогулки на свежем воздухе тебе не повредят, тем более, что когти – это, вроде, у котов.
- Нет, глупости, не смешно даже. Тебе же на лекции почти каждый день. Как ты его дома оставишь? В общем, нужно скорее сдать его в собачий питомник, приют, скотобазу, или как это у них называется?
- Скотобазу? Ну, ну. Посмотри правде в глаза. А вдруг это твой пес, ты завел его, потерял и от того так разволновался, что аж вычеркнул эти события из памяти? В твоем состоянии такое ведь возможно, не зря же тут табличка. И ты, вот так запросто сможешь его выбросить? Подумай, старый идиот, каково будет этому песику, который, кстати, тебя знает и любит, оказаться в непонятном месте, среди совсем чужих людей? Если забыл кличку, зови пока Вася и не выпендривайся, потом вспомнишь. От какого-нибудь синдрома Корсакова еще никто не умирал. Возьми себя в руки, иди домой, попей витамины и успокойся.

Прошел год, Профессор посвежел. Время и ежедневные прогулки на пустыре, делали свое дело. Вася превратился в огромного саблезубого коня белой масти, но с очень добрым нравом. Виктор Семенович ежедневно приходит с ним на работу, а уже в институте освобождает от намордника, величиной с корзину для бумаг. Пес целый день послушно сидит на кафедре и улыбается тому, кто угостит печенькой…

Однажды в кабинет профессора вошла большая группа студентов, они, понурив головы, помычали, потрепали за ухом Васю, а потом признались, что хотели как лучше и извинились за кепку. Не было никакой амнезии – это они купили Васю в элитном питомнике, заказали табличку на ошейник, подговорили дворников, но, главное, еще перед рождением щенка, украли на кафедре старую кепку Виктора Семеновича. На этой самой кепке мама родила и вскормила Васю, поэтому он так полюбил своего хозяина, еще задолго до их первой, исторической встречи у подъезда…