Для художника главное - острота его чувств. Да, именно яркое ощущение, брошенное на полотно каким бы то ни было способом- экспрессивно ли кистью или вдохновенно и нежно тонкой вьющейся линией, наиболее выразительно, более всего интересно.

А ведь с одной стороны хорошей картины стоит изумленный зритель, с другой незримо присутствует творец, художник.

Вы захотели научиться быть с той стороны, противоположной зрителю? Научиться создавать произведения, к которым люди не будут равнодушны? Для этого важно самим стать самыми чуткими зрителями окружающей действительности, но знаете ли вы, что это не просто дар от природы, а также внимание, которое способен развить в себе каждый человек?

Правда, каждый. По- разному он потом это выразит, но сможет выхватить самое острое, самое смешное или самое прекрасное в том, что сейчас кажется нам с вами обыденным и привычным.

Самый простой способ научиться рисовать- это дружба с блокнотом. Поставьте себе цель - один скетчбук в неделю и приготовьте несколько графических инструментов для начала.

Пускай это будут простые карандаши (несколько из диапазона 4B-12B), черные маркеры, уголь или угольный карандаш, мультилайнеры толщиной от 0,1 мм до 0.8 мм, синтетическая или беличья круглая кисть номер три и черная тушь, пригодится также кисть с резервуаром для воды (art brush). Последнюю можно заправить тушью или чернилами.



Бумага подойдет любая, главное, чтобы она была светлой, то есть белой или цвета слоновой кости. Прошивка обложки также пусть будет удобной. Кому- то удобна пружина, кому- то клеевой книжный корешок, тут все на любителя.


Теперь постарайтесь пообещать себе, что будете при любой возможности рисовать. Лучше всего, если это будут люди или животные, причем с натуры, но это совсем не обязательно. Просто это интересно, а когда интересно что- то делать, то это дается проще.

Только как же рисовать человека, если вы никогда не изучали пластическую анатомию, если у вас плохо с пропорциями? Этот вопрос мне задают все ученики, которых я убедила параллельно с изучением азов изобразительной грамоты рисовать наброски.

Все очень просто. Художник работает от общего к частному. Мы так видим мир- сначала утром мы видим общую картину за окном, оцениваем яркость солнечного света, чтобы понять, насколько нам уже с утра нравится этот день, и только потом рассматриваем предметы вокруг себя, а также присматриваемся к виду из окна. Так мы оцениваем все, что нас окружает: от общего к частному.


Поэтому если посмотреть на человека, которого вам сейчас кажется сложным рисовать, можно увидеть, что он очень нам знаком в своей анатомии. Мы узнаем этого человека, когда приходим завтракать: это один из домочадцев. Мы его ни с кем не перепутаем, потому что в его лице, в пластике, есть что- то такое неуловимо родное, знакомое.

Но если мы попросим этого близкого человека позировать нам, выяснится, будто мы его совсем не знаем: вроде, глаза правильно нарисовали, и нос похож, и уши на месте, и прическа такая, как надо, а в целом, "что- то есть", и все.

И мелькнет в голове разочарование: не художник я, пойду- ка заниматься привычными делами....


Но познакомьтесь с блокнотом. Не нужно сразу его загружать долгими беседами с вашим новым другом карандашом. Пускай первая встреча ограничится пятью минутами. Мало? Но ведь карандаш и блокнот почти незнакомы, им еще не очень интересно, они немного друг друга стесняются, да?

А о чем они могут успеть пообщаться пока утренний домочадец застыл за чаем? Можно успеть уловить то, что каждый и по памяти скажет: голова, две руки, две ноги и позвоночник.

Пускай первые штук сто ваших набросков будет еще короче, ведь люди так не любят замирать на месте. Пусть каждый рисунок будет по две- три минуты, и пока не станут получаться руки из плеч, а ноги правильной длины и характерные в коленных сгибах, не ищите анатомию Готфрида Баммеса. Его атлас очень хорош, он помогает разобраться в динамике, он поможет вам прочувствовать натуру, но позже, когда за три положенных минуты вы сможете улавливать общее напряжение модели.

Сто набросков- это много? Если вы только начинаете рисовать, вам может показаться, что да. Но на них уйдет всего лишь 300 минут, а это всего лишь пять часов времени!

Итак, всего пять часов на зубрежку: две руки, две ноги, голова. Табуретка, стол, чашка чая. По утрам. Перед работой. Быстрее, свободнее. Удобнее всего пока использовать мягкие карандаши. Выберите карандаш под свою руку. Скорее всего, цельнографитный, может быть, цанговый или деревянный. Чем мягче его грифель, тем легче пойдет линия. Пока не прибегайте к помощи ластика. Работайте не на чистоту и качество, а на количество и скорость. Это будет первая ваша задача.


Следите за линией. Если вы не будете стремиться к перфекционизму и чистописанию, пытаясь делать ее красивой и "живой" в первой сотне рисунков, однако перестанете бегать карандашом по одному месту, к сто первому быстрому наброску она уже станет намного точнее и увереннее. Начнется формирование почерка, и это уже повод начать ставить перед собой задачи.

Линия уже более послушна, возможно, она стала живее, и иногда подчеркивает более темные места, а может быть, за время рисования она ищет пятно, пытаясь подштриховывать его. Самое время попробовать кистевые материалы. Маркер или кисть помогут выделить пятно тени. Попробуйте разные маркеры и найдите свой. Помните, что каждая рука имеет свой неповторимый нажим, а каждый человек свой почерк, и чутко выбранный инструмент становится другом и соратником в поиске самой сути изображаемого.


Итак, еще через пять часов и сто набросков (тут количество набросков важнее, чем количество часов, кстати) вы уже схватываете самые привычные пропорции: рука, согнутая в локте, ноги, таз, плечевой пояс, наверное, вам уже удается посадить модель на стул.

Если вас удовлетворяет результат, можете уже открыть учебник динамической анатомии Баммеса. Если пока рисуете, но ощущение, что блуждаете в лесу, рисуйте до тех пор, пока не поверите в то, что изображаете.

Именно ощущение самоконтроля - признак того, что можно копать глубже. Мы как будто ищем клад, который зарыт глубоко под толщей неведомых слоев знаний, и этот клад- свобода изображения. Но чтобы достать его, нужно слой за слоем убирать все, что сверху. И ведь как не получится землю раскопать, не освоив лопаты, так и слои знаний не сдвинуть без карандаша. Только мы как будто бы не копаем вглубь, а строим лестницу из рисунков вверх, чтобы дотянуться до этих всех художественных истин.


И вот вы уже проверяете себя по Баммесу. Ну как, становится ли легче рисовать? Не удивляйтесь, что в атласе речь будет идти часто о динамике, а вы, вроде, неподвижного человека рисуете. На самом деле, анатомия для художников так и называется, "пластическая", - потому что это анатомия поз. Все подчиняется простой конструкции человека: позвоночник, к нему крепятся кости грудины, таз, верхние и нижние конечности, череп.

Костей, образующих скелет, много, а еще больше мышц, этот скелет двигающих и влияющих на позу человека. Поэтому любое напряжение мышцы- это уже динамика.


Продолжайте рисовать много, каждый раз ограничивая себя во времени, чтобы прийти к ощущению самоконтроля. Не сразу будет получаться увидеть внутри человека его конструкцию, но каждый набросок - это шаг к этому ощущению.

Несколько сотен набросков вызывают привыкание. Вы уже чувствуете, как растете, у вас складывается почерк, но не все пока удается. Однако чем больше вы рисуете, тем проще и виртуознее ваши наброски, выполненные за две- три минуты.


Практика- великая сила. И учитель в каждом из нас. Будьте строги к себе в постановке задач.

Первая - укладываться в отведенное время. И самое продуктивное, для развития скорости реакции, - время короткое. В программе нашей школы рисуют наброски от 30 секунд до двух минут, и это хорошо развивает глаз и быстро ставит руку.

Вторая задача- чистота линии. Лучше сделать больше рисунков, чем больше линий. Дива натура, самая интересная и полезная для художника, ждать не любит.

Третья задача - пропорции. О том, что руки короче ног, а локти и колени не сгибаются только лишь под прямым углом вполне способен уловить глаз человека, для анатомии рано.

Четвертая задача - пятно, потоки, пластика. Об этом лучше расскажет преподаватель уже на основе выполненных рисунков, тут книжка тоже даст лишь теоретическую информацию.

Наконец, пятая задача- проверка нарисованного согласно главным законам:

  • опорные точки,
  • анатомия.

Самое главное, - это вы и ваш друг- блокнот. С тонкой писчей бумагой и карандашом: в метро, в кафе, на работе, дома. С акварельной бумагой и кистью: в зоопарке, на пленэре, в биологическом музее.

Слово "набросок" имеет родство со словом "бросать", то есть "набрасывать" свою идею или сюжет. И он помогает яснее мыслить. Он учит и он же потом служит выражением внутреннего ощущения, брошенного на бумагу.

Наброски необходимы ученикам, очень нужны начинающим художникам, ими не гнушаются самые большие художники, они благодарны этому виду графической гимнастики для руки и ума.


(статья проиллюстрирована графикой автора, а также трехминутными набросками учеников Классов живописи и рисования О. Рубцовой)

Умение делать эскизы поможет Вам научиться рисовать.

Эскиз – предварительный набросок, который служит для того, чтобы зафиксировать замысел художественного произведения. Выполняется он быстро и не предполагается как готовая работа.

Почти у каждого известного художника были альбомы или блокнотики с разными набросками и зарисовками. Если остановиться на их содержании более подробно, становится понятно, что в них изображены люди и предметы, которые окружали художника в его повседневной жизни. Среди них чаще всего встречаются зарисовки: пейзажей, животных, сцен из жизни различных людей или групп людей, архитектурных сооружений или их фрагментов и т.д. Иногда эти наброски мало проработанные и состоят из небольшого количества штрихов, но они важны для художника также как наброски сочинений или стихов для поэта. Необходимость зарисовок очевидна, так как даже имея очень хорошую зрительную память, сложно, а иногда и вовсе не возможно воспроизвести на картине все разнообразие окружающего нас мира. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе.


Набросок П. А. Федотова (карандашом).

Не достаточно просто попробовать сделать набросок, нужно потренироваться, чтобы научиться свободно передавать свои наблюдения на бумаге. Для этого нужно достаточное количество времени посвятить изучению натуры и постоянно упражняться в навыках рисунка и живописи.

Чем же отличается набросок от рисунка? Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. Жизнь – это движение и часто бывает так, что интересный сюжет развивается быстро, его нельзя остановить, а действующих лиц поставить в удобную для вашего рисования позу. И тогда нужно быстро сделать набросок и как только сюжет изменился быстро сделать еще один набросок, а уж детали и более точные формы необходимые в рисунке, можно будет прорисовать потом. Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок. Можно сделать очень точный набросок , уточнить все детали, просто для этого потребуется больше времени и сделать это можно уже по памяти, чуть позже.



Лес - набросок Ф. А Васильева и лев - В. А. Серов. Карандаш.

Эскизы делают с разными целями: для изучения натуры, чтобы прояснить главное в модели, отобразить характерные черты, движение, наметить композицию, определиться с пропорциями. Чтобы научиться рисовать, нужно делать большое количество набросков , чтобы натренировать глаза и набить руку. Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше . Также важно помнить, что набросок не должен быть окончательной целью, за быстрыми и эффектными зарисовками часто скрывается неумение рисовать рисунки, а именно: неумение отобразить цвет, свет и тень, точно отобразить детали, формы. По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры. Например, если это набросок головы – нужно чтобы был очевиден поворот и наклон головы, основные черты и выражение лица, соблюдены правильные пропорции . Стоит также поинтересоваться анатомией, изучить конструкцию отдельных частей человеческого тела, чтобы ваши эскизы не выглядели нелепыми и не правильными.

Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным . Начинающим художникам следует зарисовывать буквально все подряд, чтобы развить глазомер, почувствовать разные положения форм в пространстве. Ставьте модели на разной высоте, на разном расстоянии, обращайте внимание на тона, на светотени. Можно начать учиться рисовать с каких ни будь горшков, потом перейти на натюрморты, затем на интерьеры, после них на улицы и пейзажи. Животных и людей рисовать немного сложнее, желательно делать целые серии набросков: сбоку, в фас, сверху, снизу.

Если посмотреть на наброски знаменитых художников, можно заметить, что хоть они и были выполнены быстро, на них все равно присутствуют основные характерные черты людей, детали и характер их одежды, окружающие их предметы, верно соблюдены все пропорции, хорошо переданы силуэты и общий облик, освещение, направления. Также много внимания уделено выражениям лиц людей. Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. На одних даже можно рассмотреть фактуру тканей, структуру поверхностей, пластику растений, напряженность поз, сложность движений, другие состоят только из основных штрихов.



Руки Морозовой и ступня юродивого. Наброски В. И. Сурикова (карандашом) 1880-ые годы.

Начинающим художникам, решившим учиться делать наброски, стоит почаще носить с собой альбом, блокнот, карандаш и стирательную резинку. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные. Рисуйте их с натуры и по памяти . Такие действия должны войти в привычку. Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа). Материалы для рисования можно выбирать разные , под каждый конкретный случай, для достижения наибольшей жизненности в передаче натуры. Следует помнить, что не следует все делать все время одинаково, привычно, в одной манере, повторяться только из-за того, что что-то у Вас получается лучше, а что-то хуже.



Натурщица, 1890 год. и Предупреждающий. Этюд первоначального замысла картины «Не ждали» 1883 год. Наброски И. Е. Репина (карандашом).

Рисуйте иногда большие эскизы , плакаты, панно. На разные наброски уходит разное количество времени: в среднем от 10-ти минут до 1 – 2 часов.

Удачи Вам в ваших творческих начинаниях!!!

Быстрые рисунки - наброски и зарисовки с натуры - выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Э. Мане. В кабачке. Тушь

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков и зарисовок. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики , живописи , скульптуры , декоративно-прикладного искусства , помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски и зарисовки могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски и зарисовки художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков и зарисовок органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.


И. Е. Репин. Крестьянские дети. Карандаш.

Десятки и сотни набросков и зарисовок известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера - опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.

Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же «видеть»- необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски и зарисовки в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто - линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках и зарисовках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина , пастель , однотонная акварель , уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).


А. А. Дейнека. В походе. Бумага, угольный карандаш.

Велика роль набросков и зарисовок как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски и зарисовки - важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

Техника наброска.

Для рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9Х15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20x27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.

В наброске, который вы затем используете в дальнейшей работе, следует какие-то детали, форму и складки одежды, а также форму здания, листа или ствола дерева и т. д. зарисовать отдельно и очень тщательно. При зарисовке дерева группы листьев связывайте с соответствующей веткой, отмечайте степень густоты и разреженности листьев.

Выполняются наброски твердыми и мягкими графитными карандашами, цветными карандашами, тушью (с помощью кисти или пера), соусом (сухим и мокрым), сангиной, пастелью, древесным и прессованным углем, акварелью (однотонной), мелом. При набросках мелом используйте тонированную бумагу или картон.

Наш мир переполнен красками и волшебством. Иногда, гуляя по городу, хочется оставить отпечаток этой атмосферы. Самый лучший вариант – создать его самому, на бумаге. А точнее – сделать скетч. Для того, чтобы начать рисовать скетчи, не нужны какие-то , нужно лишь желание.

Скетчбук

Во-первых, нужно купить правильный скетчбук. В идеальном варианте – это блокнот размером А5 или А6, который помещается в любую сумку. А6 может влезть даже в карман. Плотность должна быть от 90 г/м^2. Рисовать можно чем угодно: шариковой ручкой, лайнером, обычным карандашом. Альбом – это своего рода дневник. Скетчи и отличаются тем, что вы имеете определенную связь с тем, что рисуете.

Вдохновение

Откуда же брать вдохновение для рисунков? Мой вам совет: почаще выходите из дома. Каждый день в городе происходит что-то интересное, не обязательное масштабное. Старайтесь по-другому воспринимать уже увиденное. В любой момент вы можете сесть на лавочку или зайти в кафе с большими окнами и воссоздать то, что увидели. При большом желании дома можно подрисовать какие-то детали, которые вспомнились.

Начало

Никогда не бойтесь начинать. На самом деле, говоря о страхе испортить новый блокнот, в первую очередь, мы боимся разочароваться в себе, ведь я уже представил, как оно будет красиво, а как начал рисовать, понял, что выходит абсолютно не так. Но скетчбук как раз и существует для того, чтобы пробовать, делать ошибки и учиться. Не обязательно начинать рисовать с первой страницы. Можно начать с середины или вообще с конца. Рисовать станет гораздо проще. Ведь суть скетча – запись идей, а не творение искусства.

Заметки

Особый стиль рисункам придают заметки. Заметки создают новый уровень, несут дополнительную информацию, ведь некоторые вещи, например, музыку или запах, невозможно нарисовать, а надписи очень даже дополнят общую картину и внесут в нее еще больше эмоций.

Коллажи

Помимо заметок, к рисункам можно добавлять разные элементы, такие как билетики, ресторанные чеки или почтовые марки. Через какой-то период времени они дополнят ваш рассказ так, как это не сделает фотография.

Мысли на бумаге

Время от времени заполняйте пустые листы разными узорами. Вы же слышали про так называемые «телефонные рисунки», когда вы сосредоточены на разговоре, а рука сама по себе рисует все, что хочет. Пусть ваш рисунок не будет запланированным. Именно так можно добиться свободы выражения мыслей. Верьте в себя, в свое восприятие и каждый раз вы будете удивляться своим возможностям.

Идея и воплощение

В детстве у нас было очень много фантазий. Особенно таких, которым не суждено было сбыться. К счастью, такие фантазии спокойно могут появиться на бумаге. Ведь в рисунке не обязательно должно присутствовать лишь то, что существует в реальности.

Чувства

Согласно тому, как вы видите вещи, какие чувства стоят за вашими рисунками, вы меняетесь. Не стесняйтесь рисовать так, как вы чувствуете. В вашем рисунке должен быть виден ваш личный взгляд на вещи. Чем ярче эмоции в рисунке, тем он интереснее.

Конечно, правил в таких рисунках, по сути, быть не может. Рисуй как хочешь. Но, все же, есть небольшие советы, как сделать рисунок максимально приближенным к рисунку в голове. Основные советы:

  • Продумайте заранее размер и расположение деталей
  • Потренируйтесь в каллиграфии и создайте свой особенный «стиль»
  • Не усложняйте
  • Изображайте только важные для вас элементы
  • Рисунок не должен получаться идеальным

Самое главное, что для передачи мыслей на бумаге вам нужны всего лишь блокнот, ручка и поток воображения. Переворачивайте этот мир с ног на голову, если вам так хочется. Бумага воспримет абсолютно все. Надо учиться не бояться начинать и излагать мысли. Этот процесс заставлял немало людей удивиться своим возможностям.

Две проблемы быстрого наброска: как и с чего начать?

Наверное, каждому начинающему художнику давали совет: «Пора делать быстрые наброски». Действительно, в жизни любого рисующего наступает момент, когда возникает потребность выйти за пределы квартиры, студии, курсов и попробовать кардинально новый способ изображения мира. И если с пейзажами и архитектурой еще понятно, что делать, ведь дома и деревья не норовят убежать, то с живой натурой дела обстоят куда сложнее.

Безусловно, творческий процесс – дело очень личное, даже интимное, и у каждого он протекает по-своему, однако, наверняка каждый поначалу сталкивался хотя бы с двумя проблемами.

Первая – психологическая

Представьте, вы сели в метро/автобус/тр амвай, приехали в музей/зоопарк/ка фе, достали специально купленный симпатичный скетчбук, карандаш и… просто окаменели от ужаса: рука не слушается, глазу не за что зацепиться, кажется, что окружающие со всех сторон заглядывают вам через плечо, а выбранная модель пристально смотрит в глаза или вовсе ретируется. Сразу становится слишком людно, или наоборот, слишком пусто. Именно так у многих начинающих художников первые попытки скетчинга в общественных местах заканчивались неудачей.

Что делать, если такое случилось и с вами?

Расслабьтесь. Оглянитесь вокруг: люди уткнулись в смартфоны, газеты, книги. Никому нет и дела до человека с карандашом и блокнотом. Более того, как показывает опыт, если кто-то и замечает, что стал объектом пристального внимания рисовальщика, то сам начинает ужасно волноваться: в лучшем случае – напряженно позировать, в худшем- краснеть и прятать глаза. Вывод: люди боятся вас больше, чем вы их.

Если же проблема психологического блока осталась позади или вовсе не возникала, то появляется проблема номер два:

Модель не позирует

Едва вы выбрали колоритного персонажа в живописной позе, как он тут же её сменил, а потом вообще ушел. Очевидно, что на рисование по правилам, когда следует выбрать центр композиции, построить фигуру и т.д., просто нет времени.

Существует отличный прием: надо начинать не с постепенного построения, а с общего силуэта. Таким образом, вы решаете сразу две задачи: композиционное расположение и общий образ. Заметьте, обрисовав лишь силуэт, вы уже предали определенный характер фигуре.

Кстати, о характере. В некоторых творческих ВУЗах дают такое упражнение: студенты рисуют портреты друг друга, но каждый раз они делают это за меньшее время и с меньшим количеством деталей. Таким образом они выявляют наиболее яркие и характерные черты внешности человека. По сути, перед нами стоит та же задача.

Если быстрый набросок в общественных местах вызывает затруднения и стресс, можно начать со специальных встреч, где художники за определенную плату рисуют приглашенных моделей. В таких местах всегда царит спокойная рабочая атмосфера, а в конце устраивается просмотр, где все желающие могут выставить свои работы на общий суд и выслушать конструктивную критику от профи.

Как и любая другая техника или упражнение, быстрый набросок требует времени на освоение. Сначала это может раздражать, утомлять, доставлять дискомфорт, но постепенно рука начнет двигаться более раскованно, а глаз – замечать и запоминать интересные детали. Появятся новые идеи для более серьезных работ, к тому же, наброски к этим идеям можно будет делать в любом месте и положении.

Глупо задумываться о том, насколько высок ваш уровень, чтобы позволить себе рисовать на людях. Во-первых, потому что большинство прохожих видят вас в первый и в последний раз и их мнение не играет никакой роли, а во-вторых, они сами вряд ли смогут также. Выйти за привычные рамки, будь это даже стены родной художки, – вот это уже поступок, движение вперед.

Итак, уходя из дома в следующий раз, не забудьте взять с собой всё необходимое для быстрого наброска:

Первое – скетчбук или просто бумагу небольшого формата, до А4.

Второе – простой карандаш, можно механический, который не надо точить. Как только рука начнет двигаться достаточно быстро и уверенно, можно перейти на линер или маркер, некоторые даже умудряются использовать уголь.

Третье – клячку, которая не покроет катышками всех вокруг.

Увидев интересную композицию, возьмите себя в руки и сосредоточьтесь на работе, старайтесь делать набросок общими силуэтами, подмечая и делая акцент на наиболее интересных и характерных деталях и чертах – так будет удобнее закончить работу уже дома.

Не стоит расстраиваться, если после утомительного дня рисования удачных набросков почти нет. Это вопрос времени. При регулярной практике результат будет заметен уже через несколько дней.

Обучение академическому рисунку обязательно включает в себя и занятия набросками. Слово "набросок" говорит само за себя и означает "набросать", т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения.

Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, вы никак не можете уяснить для себя строение отдельных узлов и деталей модели. Чтобы разобраться подробнее, вам следует выполнить отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений.

Наброски могут быть как линейными, так и тональными. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски необходимо выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Так, стальное перо с жидкостью оставляет четкие линии и штрихи, так же как остро отточенный карандаш средней твердости. Сангина, уголь, соус позволяют лучше выявлять объем тоном и передавать целостность формы предмета. Не менее важным компонентом является бумага. Следует внимательно отнестись к ее качеству (фактуре, плотности и тону). Тона бумаги должны быть сдержанными, а их цветовые колебания незначительными.

Первые наброски и зарисовки начинают с простейших геометрических натурных форм, постепенно усложняя их. Так, перед выполнением набросков головы человека, следует поупражняться в набросках и зарисовках животных и птиц.

Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков - они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться все лучше и лучше.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не "думать", а просто быстро и много рисовать. В результате что-то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно - чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше они получаются.

Упражнения по наброскам должны выплняться целенаправленно, в зависимости от поставленной конкретной задачи и с учетом последовательного освоения предыдущих заданий. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они способствуют развитию глазомера, координации руки и быстрой ориентации, умения точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображаемых объектов. Свободное владение искусством наброска позволяет перейти к свободному изображению сложных живых форм без применения вспомогательных линий построения, что является свидетельством роста профессионального мастерства рисовальщика.

Набросок дает возможность работать раскованно и, вместе с тем, сосредотачивать все свое внимание на самом существенном, исключая второстепенное. Для этого вам потребуется огромная любовь к избранной вами профессии, воля, характер и целеустремленность.