Предварительный просмотр:

Контрольная работа по произведению Н. Гоголя «Мертвые души»

  1. Определите жанр произведения:

а) роман; б) повесть; в) роман-эпопея; г) поэма.

  1. Как проявляется лирический элемент в «Мертвых душах»?

А) в любовной интриге; Б) в лирических отступлениях; В) в пейзажных зарисовках; Г) во вставных элементах.

  1. Смысл названия произведения в том, что:

а) автор объявил «мёртвыми душами» крепостных крестьян; б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянами; в) автор стремился создать мистическое произведение; г) автор объявил «мёртвыми душами» крепостников и чиновников.

  1. Для чего Чичиков скупал «мёртвых душ»?
  1. В произведении главная тема:

а) жизнь помещиков; б) жизнь чиновников; в) жизнь крестьянства; г) жизнь всех слоёв России.

  1. Все части произведения связаны:
  1. Укажите, в какой последовательности заезжал к помещикам Чичиков.

А) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв.

Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Коробочка.

В) Коробочка, Манилов. Собакевич. Ноздрёв. Плюшкин.

Г) Манилов, Коробочка. Ноздрёв. Собакевич, Плюшкин.

  1. По описанию жилища определите, кому оно принадлежит:

«Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»

а) Собакевич; б) Манилов; в) Плюшкин; г) Коробочка.

  1. Соотнесите художественные детали с характерами помещиков.

А) мешочки, коробочки 1) Манилов

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрев

Г) здоровье 4) Плюшкин

  1. Кого из героев произведения характеризует мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, слащавость?
  2. Кого из героев произведения характеризует дубинноголовость, невежественность, мелочность?
  3. Кого из героев произведения характеризует грубость, бесцеремонность.
  4. Кого из героев характеризует ненасытная жадность, скупость, крохоборство?
  5. По описанию жилища героев определите, кому оно принадлежит: «На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину»
  6. Кому из героев принадлежат характерные для них « слова и словечки»?

«Разинь, душенька, ротик», «прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», »магнетизм души».

  1. Кого автор назвал «прорехой на человечестве»?
  2. Как называлась деревня, в которой жил Манилов?
  3. Кто был любителем менять ружья, собак, лошадей?
  4. Кто из героев носил имена Фемистоклюс и Алкид?
  1. Напишите подробную характеристику одного из героев поэмы (по плану).
  2. Представьте, что вы являетесь сценаристами и режиссерами-постановщиками, снимающими художественный фильм по поэме «Мертвые души». Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя?

Ответы

А-2, б-1, в-4, г-3

Манилов

Коробочка

Ноздрев

Плюшкин

Плюшкин

Манилов

Плюшкин

Маниловка

Ноздрев

Сыновья Манилова

Предварительный просмотр:

1. Кому принадлежит идея «Мёртвых душ»?

А) Гоголю Н.В. В) Грибоедову А.С.

Б) Пушкину А.С. Г) Лермонтову М.Ю.

2.Определите жанр произведения "Мертвые души"

А) роман В) роман – эпопея

Б) повесть Г) поэма

3.В произведении «Мёртвые души» главная тема –

А) жизнь помещиков В) жизнь крестьянства

Б) жизнь чиновников Г) жизнь всех слоёв России

4. Смысл названия произведения «Мёртвые души» заключается в том что:

5. Все части произведения «Мёртвые души» связаны:

Б) общим сюжетом В) общими героями

Г) путешествующим героем

6. В чем проявляется лирический элемент в произведении «Мёртвые души»?

А) в любовной интриге Б) в размышлениях Чичикова обо всем, что он видел

В) в лирических отступлениях

Г) в пейзажных зарисовках

7. Лирическое отступление – это:

А) Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.

Б) Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы.

8. Какая проблема не поднята в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

А) проблема варварства

Б) проблема ложных ценностей

В) проблема нравственного падения

Г) проблема разрушающего влияния денег

9. С каким мотивом тесно связан образ автора?

А) дороги Б) дружбы В) свободы Г) клетки

10. Назовите полное имя главного героя.

11. Для чего Чичиков скупал «мёртвых душ»?

Б) для того, чтобы выгодно жениться, назваться владельцем тысяч душ

В) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых

Г) для того, чтобы выиграть пари

12. Кого в произведении можно назвать поистине живыми душами?

Г) Селифана и Чичикова

13.История жизни какого помещика рассказана в произведении «Мёртвые души»?

А) Манилов Б)Собакевич В) Коробочка Г) Плюшкин

14.Укажите, к каким помещикам заезжал Чичиков (в той последовательности, что и в произведении):

А) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв

Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Коробочка

В) Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин

Г) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

15. У кого из помещиков был в усадьбе «храм уединённого размышления»?

16. «Прореха на теле человечества» - о ком так сказал Н.В.Гоголь?

17.О ком говорится в следующих строках?

А) «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Б) «Еще человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся».

В) «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак... "Ой, баба!" - подумал он про себя».

Г) «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов...хватила топором раз - вышел нос, хватил в другой - вышли губы...»

Д) «...набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковники, в другой полтиннички, в третий четвертачки...»

Е) «...Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

18. По описанию жилища определите, кому оно принадлежит:

А) «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней было разбросаны две-три клумбы... Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами...»

Б) «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками... за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

В) «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей... и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

Г) «Он шагнул в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба... На одном столе столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

19. Кого из героев характеризуют:

А) Мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность.

Б) Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.

В) Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.

Г) Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.

Д) Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.

Е) Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм.

20.Кому из героев принадлежат характерные для них слова и словечки:

А) «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души».

Б) «Острил зубы на мордаша», «чёрта лысого получишь», «Субтильный суперфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал».

В) «Это всё мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Г) «Наслышался об экономии и редком управлении имениями… «, «почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение…», «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу тройку».

21.Люди, встречающиеся Чичикову в жизни:

А) были для него лишь средством собственного обогащения;

Б) воспитали его честным и порядочным человеком;

В) обманывали и унижали его;

Г) не замечали его.

22. Почему Н.В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности?

А) герои располагаются по степени деградации, омертвления;

Б) герои располагаются по принципу "оживления";

В) посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме.

23. Почему Гоголь в своём произведении подробно останавливается на биографии Чичикова?

А) Гоголь хотел провести параллель между Чичиковым и Плюшкиным.

Б) Для читателя необходимо знать все подробности жизни главного героя.

24.В поэме «Мёртвые души»:

А) сюжет заканчивается временным поражением героя;

Б) главный герой арестован за мошенничество;

В) повествуется о событиях, описанных в криминальных хрониках;

Г) герой проводит свой план в жизнь.

25. Каковы основные темы лирических отступлений в произведении?

26. Как заканчивает Гоголь первый том «Мертвых душ»? Объясните смысл такого финала.


Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?

а) В.А.Жуковский; б) М.Ю.Лермонтов; в) никто; г) А.С.Пушкин.

2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?

а) эпос; б) лироэпос; в) драма; г) лирика.

4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

а) роман; б) повесть; в) поэма; г) рассказ.

5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:

а) экспозиции; б) развязки; в) внесюжетных линий; г) завязки.

6. Как звали Чичикова?

а) Пётр Иванович; б) Павел Николаевич; в) Николай Иванович;

г) Павел Иванович.

7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки; б) С полтины; в) С рубля; г) С пяти рублей.

8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?

а) Председатель; б) Заседатель; в) Депутат; г) Министр.

9. Кто из этих персонажей не из «Мёртвых душ»?

а) Манилов; б) Коробочка; в) Земляника; г) Ноздрёв.

10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?

а) Картуз; б) Берет; в) Цилиндр; г) Шапка-ушанка.

а) Плюшкин и Чичиков; б) Коробочка и Манилов;

в) Ноздрев и Собакевич; г) Коробочка и Ноздрев

12. Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья»

а) Манилов; б) Коробочка; в) Ноздрев; г) Собакевич.

13. Узнай героя по ключевым словам: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило»

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

14.Кто из героев Н.В.Гоголя так угощает гостей:
«У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!»

а) Плюшкин; б) Собакевич; в) Ноздрев; г) Коробочка.

15. Чей это господский дом: «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?

а) Коробочка; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

16. Чей это портрет: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица»

а) Манилов; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Чичиков.

17. Кому из героев произведения принадлежал этот крепостной: «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного»?

а) Губернатор; б) Плюшкин; в) Собакевич; г) Чичиков

18. Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Манилов; г) Коробочка.

19. Кто из персонажей поэмы заломил Чичикову самую высокую цену за «мертвые души»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Коробочка.

20. От кого Чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях?

а) от Собакевича; б) от Манилова; в) от Плюшкина; г) от Коробочки.

21. Кто из этих гоголевских персонажей «Мёртвых душ» отличался особой скупостью?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Манилов.

22. Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

а) Городки; б) Карты; в) Шахматы; г) Шашки.

23. У какого героя «Мертвых душ» книга всегда была открыта на 14-й странице?
а) у Ноздрева; б) у Манилова; б) у Собакевича; в) у Коробочки.

24. Тема «Повести о капитане Копейкине»:

а) столкновение истинного патриота Отечества с бездушной властью;

б) история жизни участника Отечественной войны 1812года;

в) жизнь Петербурга начала 19 века;

г) жизнь Петербурга конца19 века.

а) Метафора; б) Гипербола; в) Эпитет; г) Литота.

Ответы к тесту по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Тест Гоголя «Мёртвые души».
1. Экипаж Чичикова — …
а) тарантас; +б) бричка; в) кибитка.
2.Имя-отчество Чичикова:
а) Пётр Иванович; б) Иван Петрович; +в) Павел Иванович.
3. О ком идёт речь: «Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шёлковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки её что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками»?
а) Коробочка; +б) жена Манилова; в) дама приятная во всех отношениях.
4. Кто из героев поэмы мечтал «…под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чём-нибудь, углубиться»?
+а) Манилов; б) Собакевич; в) Чичиков.
5. Описание чьего жилища приводится здесь: «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; +в) Коробочка.
6. Имя слуги Чичикова:
а) Захар; б) Осип; +в) Петрушка.
7. О каком герое поэмы говорится, что он был «исторический человек»?
а) Плюшкин; +б) Ноздрёв; в) капитан Копейкин.
8. Какое прозвище было у Плюшкина?
а) «босой»; +б) «заплатанной»; в) «оборванный»
9. Какую цену запросил Собакевич за умерших крестьян?
а) 50 рублей; +б)100 рублей; в) 200 рублей.
10. Кто из помещиков потчевал Чичикова индюком «ростом с телёнка, набитым всяким добром: яйцами, рисом, печёнками и невесть чем…»?
а) Ноздрёв; +б) Собакевич; в) Коробочка.


11. Увлечение губернатора — …
+а) вышивание по тюлю; б) плетение из бисера; в) рисование.
12. Имя-отчество Собакевича:
+а) Михаил Семенович; б) Михаил Иванович; в) Иван Михайлович.
13. Какой чин имел Чичиков?
а) статский советник; +б) коллежский советник; в) тайный советник.
14. Имя кучера Чичикова:
а) Иван; +б) Селифан; в) Степан.
15. О ком идёт речь: «Словом, он успел приобресть совершенную народность, и мнение купцов было такое, что… хоть оно и возьмёт, но зато уж никак тебя не выдаст»?
а) губернатор; +б) полицеймейстер; в) прокурор.
16. Чьё жилище описывается: «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»?
а) Ноздрёв; +б) Манилов; в) Собакевич.
17. Кто из героев поэмы говорил о себе, что он «незначащий червь мира сего…, что испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду…»?
+а) Чичиков; б) губернатор; в) прокурор.
18. В какую игру играли Чичиков и Ноздрев?
а) в домино; +б) в шашки; в) в шахматы.
19. Кто из героев рассказывает повесть о капитане Копейкине?
+а) почтмейстер; б) полицеймейстер; в) председатель палаты.
20. Увлечение Петрушки — …
+а) чтение; б) игра в карты; в) игра на губной гармошке.
21. Кто такой Софрон Мижуев?
+а) Зять Ноздрёва; б) один из крестьян Собакевича; в) учитель Павлуши Чичикова.
22. Куда хотел «перевезти» Чичиков купленных крестьян?
+а) в Херсонскую губернию; б) в Пензенскую губернию; в) в Рязанскую губернию.

Тест по литературе Мертвые души (Н.В. Гоголь) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

— Благое дело, право, благое дело!
— Да я вижу сам, что более благого дела не мог бы предпринять. Как бы то ни было, цель человека все еще не определена, если он не стал наконец твердой стопою на прочное основание, а не на какую­-нибудь вольнодумную химеру юности. — Тут он весьма кстати вы­бранил за либерализм, и поделом, всех молодых людей. Но замеча­тельно, что в словах его была все какая-то нетвердость, как будто бы тут же сказал он сам себе: «Эх, брат, врешь ты, да еще и сильно!» Он даже не взглянул на Собакевича и Манилова из боязни встретить что­н-ибудь на их лицах. Но напрасно боялся он: лицо Собакевича не ше­вельнулось, а Манилов, обвороженный фразою, от удовольствия только потряхивал одобрительно головою, погрузясь в такое положе­ние, в каком находится любитель музыки, когда певица перещеголя­ла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.
— Да, что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу, — отозвался Со­бакевич, — что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич, что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой на­род! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева…
А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: — А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!
Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: — Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума…
Пока продолжались разговоры, начали мало-помалу появляться свидетели: знакомый читателю прокурор-моргун, инспектор врачеб­ной управы, Трухачевский, Бегушкин и прочие, по словам Собакеви­ча, даром бременящие землю. Многие из них были совсем незнакомы Чичикову: недостававшие и лишние набраны были тут же из палат­ских чиновников. Привели также не только сына протопопа отца Ки­рила, но даже и самого протопопа. Каждый из свидетелей поместил себя со всеми своими достоинствами и чинами, кто оборотным шриф­том, кто косяками, кто, просто, чуть не вверх ногами, помещая такие буквы, каких даже и не видано было в русском алфавите. Известный Иван Антонович управился весьма проворно, крепости были записа­ны, помечены, занесены в книгу и куда следует, с принятием полу­процентовых и за припечатку в Ведомостях, и Чичикову пришлось заплатить самую малость. Даже председатель дал приказание из по­шлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя.
«Итак», сказал председатель, когда все было кончено: «остается теперь только вспрыснуть покупочку».
«Я готов», сказал Чичиков. «От вас зависит только назначить время. Был бы грех с моей стороны, если бы для эдакого приятного общества да не раскупорить другую-третью бутылочку шипучего».
«Нет, вы не так приняли дело: шипучего мы сами поставим», ска­зал председатель: «это наша обязанность, наш долг. Вы у нас гость: нам должно угощать. Знаете ли что, господа! Покамест что, а мы вот как сделаем: отправимтесь-ка все, так, как есть, к полицеймейстеру; он у нас чудотворец: ему стоит только мигнуть, проходя мимо рыбно­го ряда или погреба, так мы, знаете ли, как закусим! да при этой оказии и в вистушку».
От такого предложения никто не мог отказаться. Свидетели уже при одном наименовании рыбного ряда почувствовали аппетит; взя­лись все тот же час за картузы и шапки, и присутствие кончилось. Когда проходили они канцелярию, Иван Антонович кувшинное рыло, учтиво поклонившись, сказал потихоньку Чичикову: «Крестьян на­купили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую».
«Да ведь какие крестьяне», отвечал ему на это тоже шопотом Чи­чиков: «препустой и преничтожный народ, и половины не стоит». Иван Антонович понял, что посетитель был характера твердого и больше не даст.
«А почем купили душу у Плюшкина?» шепнул ему на другое ухо Собакевич.
«А Воробья зачем приписали?» сказал ему в ответ на это Чичиков.
«Какого Воробья?» сказал Собакевич.
«Да бабу, Елисавету Воробья, еще и букву Ъ поставили на конце». «Нет, никакого Воробья я не приписывал», сказал Собакевич и отошел к другим гостям.
Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера. Поли­цеймейстер, точно, был чудотворец: как только услышал он, в чем дело, в ту ж минуту кликнул квартального, бойкого малого в лаки­рованных ботфортах, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо, да прибавил только: «понимаешь!», а уж там в другой комнате, в продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щеки 9-пудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, мас­лянцы, взваренцы. Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собст­венную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и ре­шить, он ли был создан для места или место для него.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр данного произведения.

2. Кто из героев «Мертвых душ» главным образом будет способство­вать разоблачению аферы Чичикова?

3. Как называется тонкая, скрытая насмешка, завершающая фраг­мент?

Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него.

4. Как называется художественное преувеличение?

…певица перещеголяла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.

5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, включенный в приведенный фрагмент?

Задания с развернутым ответом

6.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется направление литературы XIX века, характери­зующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотно­шений человека и среды, к которому принадлежит произведение Гоголя «Мертвые души»?

2. Кто из помещиков, продавцов «мертвых душ», не упоминается в данном эпизоде?

3. Как называется средство художественной выразительности, осно­ванное на уподоблении соотносимых явлений?

Но замечательно, что в словах его была все какая-то нетвердость, как будто бы тут же сказал он сам себе: «Эх, брат, врешь ты, да еще и сильно!»

4. Укажите название средства иносказательной выразительности, использованного Гоголем в описании происходящего в присутст­венном месте:

Каждый из свидетелей поместил себя со всеми своими достоинст­вами и чинами, кто оборотным шрифтом, кто косяками, кто, просто, чуть не вверх ногами.

5. Как называется тонкая, скрытая насмешка?

Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя.

Задания с развернутым ответом

6. Какие пороки уездного чиновничества отражаются в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений И.В. Гоголя «Мертвые души» и А.С. Пушкина «Дубровский». Чем похожи собиратель­ные образы чиновников, созданные в этих произведениях?

Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Дубровский»

Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петро­вича… Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взгляпул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку — маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинеле вышел из телеги и пошел во флигель к приказчику; Троекуров узнал заседате­ля Шабашкина, и велел его позвать. Через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном, и с благоговением ожидая его приказаний.
— Здорово, как бишь тебя зовут, — сказал ему Троекуров, — за­чем пожаловал?
— Я ехал в город, ваше превосходительство, — отвечал Шабаш­кии — и зашел к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого при­казания от вашего превосходительства.
— Очень кстати заехал, как бишь тебя зовут; мне до тебя нужда. Выпей водки, да выслушай.
Таковой ласковый прием приятно изумил заседателя. — Он отка­зался от водки и стал слушать Кирила Петровича со всевозможным вниманием.
— У меня сосед есть, — сказал Троекуров, — мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение — как ты про то думаешь?
— Ваше превосходительство, коли есть какие-нибудь документы, или…
— Понимаю, да вот беда — у него все бумаги сгорели во время пожара.
— Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! чего ж вам лучше? — в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие.
— Ты думаешь? Ну, смотри же. Я полагаюсь на твое усердие, а в благодарности моей можешь быть уверен.
Шабашкин поклонился почти до земли, вышел вон, с того же дни стал хлопотать по замышленному делу, и благодаря его проворству, ровно через две недели, Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.
Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение…
Письмо сие произвело весьма приятное впечатление в душе засе­дателя Шабашкина. Он увидел, во 1) что Дубровский мало знает тол­ку в делах, во 2) что человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение…
Дело стало тянуться. Уверенный в своей правоте Андрей Гаврило­вич мало о нем беспокоился, не имел ни охоты, ни возможности сы­пать около себя деньги, и хоть он, бывало, всегда первый трунил над продажной совестью чернильного племени, но мысль соделаться жертвой ябеды не приходила ему в голову. С своей стороны Троеку­ров столь же мало заботился о выигрыше им затеянного дела — Ша­башкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкрив и впрям всевозможные указы. Как бы то ни было, 18 … года, февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судьи для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дуб­ровским, и генерал-аншефом Троекуровым…
Приехав в город Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него и на другой день утром явился в присутствие уездного суда.
Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Ки­рила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвину ли ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности; он сел при открытых дверях, — Андрей Гаврилович стоя прислонился к стенке — настала глубокая тишина, и секретарь звонким голосом стал читать определение суда.

Ответы на тест по литературе Мертвые души (Н.В. Гоголь)
1 вариант
1. поэма
2. Ноздрев
3. ирония
4. гипербола
5. диалог
2 вариант
1. реализм
2. Коробочка, Ноздрев
3. сравнение
4. метафора
5. ирония

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.