УРОК 6. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

На уроке обобщаются представления учащихся о религии древних греков. Учащиеся вновь встречаются с общей закономерностью: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. В религии греков получили отражение природа Греции, занятия ее населения, общественные отношения (в частности, жизнь родовой знати) (В религии древних греков отсутствуют ясно выраженное освящение неравенства и идея загробного воздаяния ).

Варианты начала урока : I . А; Б 2. II . Б 2. III . Б 1. Вопросы и задания :

А. Составьте рассказ о жизни знатных людей в Греции три тысячи лет назад. Учитель может конкретизировать задание -«Опишите день из жизни вождя племени» - и предложить план ответа: «Утром вождь осмотрел свои владения (Что они представляли собой?), проследил за работами в доме и на полях (Что это за работы? Кто их выполнял?), нанял поденщика (С какой целью? За какую плату?), некоторые работы выполнил сам (например, какие?), участвовал в спортивном состязании (каком?). Вечером он пировал (Как проходил пир? Кто развлекал гостей?)».

На доске до урока желательно написать для учащихся опорные слова: дом, владения, работы, поденщик, вождь трудится, состязание, пир .

Б. 1. Вспомните материал предшествующего урока: а) расскажите о развитии сельского хозяйства и ремесел в Греции в XI-IX вв. до н. э.; б) что вам известно о мореплавании греков? в) расскажите о жизни греческих племен; г) опишите хозяйство знатных людей; д) кому принадлежала власть в греческих племенах? е) какой порядок жизни существовал в Греции три тысячи лет назад?

2. Вспомните причины возникновения религии. Вы знаете, что сотни тысяч лет первобытные люди не имели религиозных верований. Почему возникают эти верования? Учащиеся помнят, что в основе религиозных верований лежит неумение объяснить явления природы. Но от внимания школьников часто ускользает то, что древние люди находились в большой зависимости от сил природы, они объясняли с помощью религии прежде всего те явления, которые влияли на их жизнь. Последняя мысль нуждается в повторном рассмотрении.

Вспомните, какие явления - природы египтяне объясняли с помощью религии. (Учащиеся способны пересказать мифы, в которых получили отражение восход солнца, разливы Нила, суховеи, сезонные изменения в Египте.) Подумайте, почему из множества явлений природы, которые наблюдали египтяне,- они пытались объяснить именно эти явления. Что в них общего? («Они были либо полезны, либо вредны египтянам»,- говорят ученики.) Сделайте общий вывод: какие явления природы находят объяснение в религии? (Те, которые играли большую роль в жизни людей.)

План изучения : 1. Отражение природы и занятий греков в религии. 2. Отражение в ней общественных отношений.

1. В религии греков получили отражение те явления природы, от которых зависела жизнь людей. Эта мысль конкретизируется на примерах.

1) Главным богом у греков был Зевс (учитель либо предлагает рассмотреть рис. 3, стр. 115, либо приступает к работе с аппликациями Ф. П. Коровкина). Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой-удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? (Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?Какой вред и какую пользу они приносили грекам?) Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.

Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться Зевсу: «О ты, Тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции (не путать с горой Олимп на севере страны). Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал великую победу над своим отцом Кроном.

В далекие времена, говорится в мифе, миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда же родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень... Зевс вырос и возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Великолепный, украшенный колоннами храм производил сильное впечатление (рассматривается рис. на стр. 116). Для него решили создать статую Зевса, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора Фидия. Он.изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла - священной птицы; в правой - фигурку крылатой Ники, богини победы. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса.

Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую объявили одним из семи чудес света (Сохранились развалины мастерской Фидия и, самого храма. Статуя Зевса не уцелела, дошли лишь ее описания и изображения на древних монетах. См.: Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес света ).

2) Бога моря Посейдона изображали могучим обнаженным мужчиной с горделивой и величавой осанкой (либо рассматривается рис. 3 на стр. 115, либо к доске прикрепляется аппликация). Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Вспомните, кто из героев мифов и как поссорился с Посейдоном. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав учащихся (они вспоминают о развитии мореплавания в Греции), учитель рисует картину кораблекрушения.

Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?

Почему сейчас никто не верит в морских богов? (В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.)

Для проверки усвоения причин возникновения религии можно задать вопросы : «Почему в религии египтян не было ни бога грома и молний, ни бога моря? Чем вы объясните эти факты? (Учащиеся ответят на вопросы, если помнят, что в долине Нила почти не бывает дождей, а море не играло в жизни египтян столь большой роли, как в жизни населения Греции.) Сделайте вывод, какие явления природы древние люди объясняли с помощью религии».

3) Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

4) Работа с мифом об Аиде, Деметре и Персефоне (стр. 116) проводится при наличии времени. Желательно показать на уроке фрагменты из цветного диафильма «Мифы древних греков», иллюстрирующие данный миф, а также миф о Дионисе.

Продолжая работу с рис. 3 на стр. 115 (или аппликациями),"учитель показывает на двух-трех примерах (§ 27, п. 2), что в религии греков отразились также и их занятия.

Желательно сказать подробнее о Дионисе - покровителе виноградарства и виноделия. Учитель напоминает, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Изображали его в венке из виноградных листьев, с гроздьями винограда в руках. Греки думали, что Дионис странствует по земле окруженный толпой лесных богов - хвостатых, козлоногих и козлорогих сатиров. Желательно упомянуть о весенних и зимних празднествах в честь Диониса, поскольку из этих празднеств возникли театральные представления.

Скульпторы древней Греции умели высекать из мрамора или отливать из бронзы фигуры людей. Богов изображали в виде сильных и прекрасных мужчин и женщин. Рассматривается рис. 1, стр. 114: вечно юный красавец Аполлон - бог искусства. Он был и богом света; золотыми стрелами грозит Аполлон всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе не сохранился).

По всей Греции почитали Афину - богиню мудрости, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества. Скульптор представил Афину величественной девой в длинной одежде и шлеме. На ее протянутой руке крылатая Ника (победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее). У ног Афины большой круглый щит, внутри которого извивается священная змея.

2. Учитель отмечает, что в религии греков получил отражение порядок жизни людей в древности. Объясняется, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Эта мысль отражена на рис. 3 (стр. 115): выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества - сатиры и нимфы.

Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны. «Приведите из «Илиады» и «Одиссеи» примеры коварства и мстительности богов»,- предлагает учитель (Афина обманула Гектора во время поединка с Ахиллом. Посейдон безжалостно преследовал Одиссея).

Подобно знати, «олимпийцы» большую часть времени бездельничают и пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров; в другом - что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

Нужно подчеркнуть, что религия греков, как и религия народов древнего Востока, учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее (§ 27, п. 4).

Обобщение делается по учебнику (стр. 114, жирный шрифт).

Домашнее задание : § 27. Задание (4 или 5) к § 27,

Черпая идеи из сокровищницы греческой литературы, можно создать вполне ясную картину происхождения нашего мира. Историки, впрочем, считают, что все эти легенды были выдуманы даже не самими греками, а лишь перешли к ним из совершенно забытых ныне ближневосточных религий, и потому у греческих авторов частенько, в их стройной системе происхождения мира, встречаются довольно радикальные противоречия, на которые они, впрочем, похоже, не обращали никакого внимания. Но тем не менее…

По одной из версий, дошедшей до нашего времени лишь фрагментарно, богиня всего сущего Эвринома совокупилась с мировым змеем Офионом и породила мир. По другой версии, рассказанной Гомером, мир произошел от союза Океана и Тефиды, олицетворявших первобытные воды.

Основная же греческая версия гласит, что вначале был лишь вечный, безграничный и темный Хаос, из которого возникли и мир, и бессмертные боги. В частности, богиня Земля – Гея. Очень далеко под ней появился мрачный Тартар – ужасная бездна, тьма. Так же из Хаоса родилась оживляющая Любовь – Эрос, и начал создаваться мир. Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту, от которых произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера.

Земля породила Небо – Урана, Горы и Море. Родила она их сама, без всякого участия отца. Уран (ее сын) взял себе в жены Землю, и у них появились дети-титаны: шесть сыновей и шесть дочерей. Сын Океан, окружающий землю, и богиня Фетида породили реки и морских богинь-океанид. Титан Гипперион и Тейя произвели Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и Зарю – розовоперстую Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли все звезды и все ветры: северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир.

Земля породила также трех великанов-циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных пятидесятиголовых и сторуких великанов-гекатонхейров. Даже Уран ужаснулся силе своих детей и заточил их в недра богини Земли, запретив им выходить на свет. Та, не в силах держать такое бремя, убеждала детей восстать против отца, но они боялись. Лишь младший, коварный Крон (хронос – всепоглощающее время), хитростью низверг Урана. Богиня Ночь родила в наказание Крону ужасных существ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кера – уничтожение, Гипноса – тяжелый кошмарный сон и Немесиду – отмщение. Эти существа внесли в мир, подобный прежде раю, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

Крон, сам некогда свергнувший отца, опасался своих детей. Он повелел своей жене Рее приносить рождающихся потомков ему и безжалостно их проглатывал. Такая судьба постигла пятерых: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Но Рея, движимая материнской любовью, по совету своих родителей, Урана и Геи, удалилась на остров Крит и там, в пещере, родив Зевса, скрыла его от жестокого отца, дав тому проглотить вместо сына камень, завернутый в пеленки.

Зевс рос на Крите, и нимфы Адрастея и Идея кормили его молоком божественной козы Амалфеи, пчелы носили ему мед со склонов горы Дикты, а охраняющие вход в пещеру юные полубоги-куреты ударяли по своим щитам мечами каждый раз, когда младенец плакал, чтобы Крон не услыхал младенца и того не постигла участь братьев и сестер.

Зевс вырос, восстал против своего отца и заставил того вернуть на свет проглоченных им детей. Те начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. После долгой борьбы они сумели утвердиться на высоком Олимпе. Их сторону приняли некоторые из титанов, а первыми – Океан, его дочь Стикс и дети: Рвение, Мощь и Победа.

На помощь Зевсу пришли также циклопы, выковавшие громы и молнии, которые Зевс метал в титанов. Через десять лет равной борьбы Зевс решился освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров, и они ринулись на титанов, отрывая от гор целые скалы и бросая их во врага. Титаны, уворачиваясь от летящих в них гигантских камней, не могли даже подступиться к Олимпу. Земля стонала, воздух наполнял грохот, и даже Тартар содрогался. Зевс одну за другой метал молнии, всю землю охватил огонь, и было так жарко, что даже моря закипели.

Современный человек увидит в этом описании не столько битву, сколько геологическую катастрофу: то ли извержение вулкана, то ли падение громадного метеорита. А возможно, и войну двух мощных цивилизаций. Впрочем, эту тему мы с вами обсудим немного позже. Пока же продолжим рассказ о древнегреческих легендах.

Титаны были побеждены. Олимпийцы низвергли их в Тартар, а у его врат поставили гекатонхейров. Так закончилась власть титанов на земле.

Но Гея-Земля обиделась, что Зевс так жестоко поступил с ее детьми, и вступила в брак с Тартаром, родив чудовище Тифона, обладателя сотни драконьих голов. Он, поднявшись из земли, взвыл, и в этом ужасном крике смешались лай собак, человеческий плач, рычание льва и другие столь же ужасные или неприятные звуки. Вокруг него полыхало пламя, а земля под ним дрожала.

Ну что же: еще одна географическая катастрофа…

Боги были перепуганы, но Зевс начал метать молнии, и начался бой. Снова загорелась земля, закипели моря, и даже небесный свод задрожал. Зевс сумел сжечь молниями все сто голов Тифона, и тот рухнул на землю. Даже от его обессиленного тела исходил такой жар, что все кругом горело. Зевс взял тело Тифона и бросил его в Тартар. Но и оттуда Тифон доставлял неприятности богам и всему живому. Он вызывал бури, землетрясения и извержения, а вместе с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, породил двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, Лернейскую гидру и Химеру. Но власти богов уже ничто не угрожало: Зевс взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство мертвых. Землю же боги оставили в общем владении. Зевс стал среди богов первым среди равных.

Вход на Олимп охраняли три прекрасные оры, поднимая и опуская (когда боги нисходят на землю или возвращаются в свою обитель) закрывающее врата обители богов густое облако.

В обители богов нет ни дождя, ни снега и царит вечное лето. Отсюда Зевс руководит миром, и добро со злом находятся в его руках. Сохранять порядок и следить, чтобы законы соблюдались, ему помогает богиня Фемида. Дочь Зевса, богиня Дикэ, также наблюдает за правосудием.

Но судьбы людей определяют богини судьбы – мойры, руководствуясь повелениями Рока, которые знают только они. Мойра Клото определяет срок жизни человека, прядя нить его судьбы. Мойра Лахесис определяет, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А третья мойра, Атропос, заносит в длинный свиток все то, что человеку назначено.

Под землей властвует брат Зевса Аид. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся даже боги. Здесь находятся души умерших, которые бесконечно жалуются друг другу на свою безрадостную жизнь без солнца и без желаний.

Аиду, который правит царством мертвых вместе со своей женой Персефоной, служат богини мщения эринии. С бичами и змеями они преследуют преступника, не оставляя его в покое ни на минуту, и терзают его угрызениями совести. У трона Аида стоят судьи царства умерших – Минос и Радамант, а также бог смерти Танат с мечом в руках. В черном плаще, с громадными черными крыльями, он прилетает к ложу умирающего и срезает своим мечом прядь волос с его головы, и исторгает душу. Вместе с ним стоят керы, которые на поле боя припадают губами к ранам воинов, жадно пьют горячую кровь и вырывают из тел души. Также у трона Аида восседает и прекрасный юный бог сна Гипнос.

Греческие боги, как и еще множество ранних богов человечества, о которых я расскажу позже, не отделяли себя от людей неприступной стеной, а наравне с ними, насколько, естественно, такое равенство возможно, принимали участие в земных делах.

Бог или боги стали кем-то недостижимым, возвышенным объектом молитв, гораздо позже, с началом эры христианства или ислама. Даже в библейском Ветхом Завете Бог частенько спускается с небес, чтобы отдать приказания избранным. Столь разительные изменения в божественном поведении, вернее, изменение роли богов в мифах, можно объяснить множеством факторов, но некоторые исследователи приходят к выводу, что богами наши предки считали некую более развитую цивилизацию, с какой-то целью колонизировавшую Землю. Немного ниже в книге мы с вами подробнее обсудим эту версию, пока же вернемся к древнегреческой мифологии.

Боги принимали участие в людских делах, не только «руководя с Олимпа». Например, в Дельфах располагалось святилище Аполлона, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания, которые, по отзывам современников, весьма часто сбывались. Насколько тут возможно говорить о паранормальных способностях – неизвестно, но стоит, пожалуй, сказать о мудрости жрицы: предсказание, данное царю Лидии Крезу во время его войны с Персией, звучало как: «Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство». Крез, обрадовавшись, отправился губить царство. Но царство, которое погибло в результате войны, оказалось отнюдь не персидским (Крез был побежден, а его страна – разорена). Тем не менее предсказание сбылось.

Но, помимо советов, даваемых через жрецов, были и более конкретные вмешательства: достаточно вспомнить Прометея, укравшего для людей огонь. Образ высшего существа, благоволившего к людям, есть в мифах очень многих народов. Некий бог не только крадет для людей огонь, но предупреждает обреченный на гибель людской род о задуманном остальными богами всемирном потопе.

Но все-таки вернемся к Аполлону. Первоначально он считался богом, охраняющим стада. Вскоре он стал богом света, а позднее и покровителем переселенцев, греческих колоний, а также покровителем искусства. По легенде, он родился на острове Делос. Его мать Латона, преследуемая посланным Герой драконом Пифоном и беременная от Зевса, скиталась по свету, пока не пришла на Делос.

Сын Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства, прославился тем, что даже умерших возвращал к жизни. Вот и еще одно божественное вмешательство в людские дела. Или просто чудеса неизвестной древним грекам высокоразвитой медицины?

Стоит сказать, что боги интересовали древних греков гораздо больше людей и природы, и потому рассказов из их жизни дошло до нас множество. Проводить различные, порою весьма любопытные параллели можно, пожалуй, бесконечно, но остановимся. Расскажем только пару вещей, которые, как нам кажется, имеют прямое отношение к теме нашей книги. Одна из них – легенда о Фаэтоне.

Сын Солнца-Гелиоса от Климены, дочери морской богини Фетиды, Фаэтон беседовал однажды с сыном громовержца Зевса Эпафом. Тот, насмехаясь над ним, заметил:

– Ты – сын простого смертного. Мать твоя обманывает тебя! Я не верю в то, что ты сын бога!

Фаэтон сначала отправился к матери, а потом и к отцу, Гелиосу, и попросил того рассеять сомнения. Гелиос обнял Фаэтона и, поклявшись водами Стикса, подтвердил его происхождение и пообещал, видя, что тот расстроен, исполнить любое его желание. Фаэтон же попросил позволить ему поехать по небу вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице. Как тот ни пытался отговорить неразумного юношу, объясняя, что даже сам Зевс не может справиться с конями, запряженными в эту колесницу, но в конце концов, не смея нарушить клятву, отступил.

– Не подымайся слишком высоко, – сказал Гелиос сыну, – чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то спалишь землю.

И снова попросил его изменить желание, которое может принести ему гибель. Но Фаэтон уже вскочил на колесницу, схватил вожжи и отправился в путь. Вскоре он заблудился, кони понесли, а когда он глянул на землю, то испугался, и в глазах у него потемнело. Пламя от приблизившейся колесницы охватило землю, и большие, богатые города стали гибнуть один за другим. Реки вскипели, а моря пересохли.

Гея обратилась к Зевсу, призывая того не дать ей погибнуть, и тот молнией разбил колесницу. Кони разбежались в разные стороны, а Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в волны реки Эридан. Где это, сегодня, к сожалению, установить сложно. Подобные названия имели реки в Аттике и на севере, возможно, это Западная Двина и река По. Гелиос был так расстроен гибелью сына, что не показывался на небе, и земля освещалась только светом пожаров.

Современный человек сразу же понимает, что в легенде говорится о падении большого небесного тела, вызвавшем настолько сильные пожары, что, видимо, поднявшиеся дым и пыль создали такую завесу, что солнечный свет не мог некоторое время проникнуть к земле.

Чтобы завершить эту красивую историю, стоит сказать, что мать Фаэтона, Климена, нашла на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Сторонники теории высокоразвитой цивилизации тут же скажут, что это была не гробница, а космический корабль, с управлением которого юноша не справился. Но все-таки надо оставить место и легендам, тем более что они очень красивы: вместе с матерью оплакивали погибшего юношу и ее дочери, гелиады. Скорбь их была столь безгранична, что боги превратили их в тополя. А их слезы-смола, падавшие в воду, тут же превращались в янтарь.

Как и в других религиях мира, у древних греков считалось, что человечество начало существовать в раю. Вернее, здесь это называли золотым веком. Но постепенно жизнь на земле ухудшалась, и, например, Гесиод считал, что он живет в самый худший период истории.

Людской род был создан Кроном, если верить греческим мифам, счастливым.

Люди не знали ни забот, ни печали, ни необходимости трудиться. Не было у людей ни болезней, ни старости. И даже сама смерть не заключала в себе ничего ужасного, а была похожа всего лишь на крепкий сон. Сады и поля в изобилии давали им пищу, а на лугах паслись громадные стада. Даже боги приходили к людям за советами. Но золотой век, как и все хорошее, закончился, и все люди первого поколения умерли, превратившись в духов, покровителей и защитников людей новых поколений (ангелы?). Такая награда была дарована им Зевсом: окутанные туманом, они летают по всей земле, защищая правду и карая зло.

Второй людской род, живший в серебряный век, был уже не таким счастливым: ни силой, ни разумом эти люди не могли сравниться с предыдущим поколением. Целых сто лет они росли неразумными в домах своих матерей и, только возмужав, покидали они их, успевая прожить в зрелом возрасте совсем немного. Поскольку большую часть жизни они были неразумны, то видели много горя и несчастий. Они не слушали богов и отказывались приносить им жертвы, и Зевс уничтожил их род, поселив их в подземном царстве, где нет ни радости, ни печали.

После этого Зевс создал третий род, и наступил третий век – медный. Люди этого века, созданные из древка копья, были страшны и могучи. Помимо громадного роста они обладали несокрушимой силой и бесстрашным сердцем. Больше всего они полюбили войну и сражения. Они ничего не сеяли, не ели плодов, что в изобилии приносили сады, а лишь воевали. И их оружие, и их дома были выкованы из меди, работали они также медными орудиями.

Как тут не вспомнить официальную науку и ее медный век? Греческие рассказчики также замечают, что железо узнали лишь последующие поколения. Вскоре люди медного века истребили друг друга, и Зевс создал четвертый век и новый род людской. Эти люди были благородны, справедливы и практически равны богам. Но все они погибли в различных войнах и сражениях: кто у семивратных Фив, кто под Троей, куда явились они за Еленой, и т. п.

После смерти Зевс поселил этих людей на краю земли, на островах в океане, вдали от живых, чтобы они могли насладиться счастливой и беспечальной жизнью. Земля там плодоносит трижды в год, и ее плоды сладки как мед.

После этого громовержцем были созданы последний, пятый век – железный, и род людской, который живет и по сию пору. Людей этого поколения преследуют печали и изнурительный труд. Боги посылают им тяжкие заботы, не забывая, правда, давать и добро, но все же зла и ненастий приходится на их долю больше. Дети не уважают родителей, друзья предают друг друга, нет любви между братьями, а гостеприимство стало редкостью. Клятвы нарушаются, а за добро платят злом. Кругом насилие, и богини Совесть и Правосудие покинули людей, взлетев на Олимп, и у людей нет защиты от зла.

Одна из популярных теорий происхождения человечества утверждает, что до возникновения нашей цивилизацией на Земле существовало еще несколько, и, по некоторым предположениям, более высокоразвитых. Древнегреческие мифы, как видим, это подтверждают.

Всем нам хотя бы в общих чертах известно предание о Всемирном потопе. Оказывается, эта легенда существовала уже в древнем Вавилоне. Ну а нам больше известна история из Библии про строившего ковчег Ноя. Греки излагали эту историю так…

Люди медного века не только не повиновались богам-олимпийцам, но и прославились своим нечестием. Как-то Зевс решил посетить в человеческом облике царя города Ликосура в Аркадии. Войдя во дворец, Зевс дал знамение, и все поняли, кто это пришел, и пали ниц. Но царь Ликаон не захотел воздать Зевсу почестей и стал издеваться над теми, кто его приветствовал. И даже решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, а часть его тела сварил, часть изжарил и предложил громовержцу. Тот, страшно рассердившись, ударом молнии разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в волка.

Но даже после этого люди не стали более благочестивы, и Зевс решил уничтожить весь людской род. Он решил устроить Всемирный потоп, и для этого наслал на землю сильнейший ливень, запретил дуть всем ветрам, и лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Сначала реки просто вышли из берегов, но уже вскоре бурные воды накрыли дома, потом крепостные стены, и над водой осталась лишь двуглавая вершина Парнаса.

Из всего человеческого рода спаслись лишь двое: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. Девкалион по совету своего отца построил огромный ящик, положил в него достаточно съестных припасов, и девять дней и ночей ящик носило по водам, пока не прибило к Парнасу. Ливень прекратился, Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода стала отступать, и обнажилась земля, абсолютно опустошенная. Вода смыла с нее не только все постройки, но и сады и поля. Зевс послал к Девкалиону Гермеса и пообещал исполнить любое его желание.

Тот же попросил, чтобы земля была снова заселена людьми. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать через голову, не оборачиваясь. Те из камней, которые бросал Девкалион, превратились в мужчин, а те, которые бросала Пирра, – в женщин. Новый род людей произошел из камня (хотя очередной век, как вы помните, был назван железным).

Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.

Трудно переоценить роль Древней Греции в развитии человеческой цивилизации. Сколько великих поэтов и мыслителей она явила миру! Однако реальная, будничная жизнь древних греков была далеко не такой яркой и одухотворенной, как принято считать, а зачастую трудной, грязной и отвратительной.

1. Врач мог попробовать на вкус ушную серу пациента

Основным методом постановки диагноза врачами в Древней Греции было исследование биологических жидкостей. Свое начало этот метод берет от Гиппократа, который полагал, что органы человека выделяют определенные биологические жидкости, и каждая из них имеет специфический вкус.

Греческие врачи должны были знать нормальный запах и вкус этих жидкостей, чтобы по их изменению суметь поставить диагноз. Даже рвотные массы, мокроты, моча и прочее – все это могло являться предметом органолептического исследования. И посетив врача в Древней Греции, можно было стать свидетелем того, как он пробует на вкус ушную серу или мочу пациента.

2. Люди подтирались камнями


В Европе не знали, что такое туалетная бумага до 16 века. Поэтому придумывали другие способы для того, чтобы подтереться. Некоторые греки использовали для этого губку, прикрепленную к палке, но такое приспособление было не у всех. Чаще для этих целей применяли гальку или черепки от разбитой керамической посуды. Очень распространенной болезнью в Греции был геморрой, вероятно, как следствие использования камней и черепков.

3. Атлеты продавали свой пот

Перед соревнованиями греческие атлеты снимали с себя всю свою одежду, намазывали свои тела маслом и в таком виде выступали, независимо от вида соревнования – будь то борьба, или бег. После соревнований они счищали со своей кожи остатки грязи и пота, помогали им в этом группы рабов. Счищенную грязь не выбрасывали, а использовали для медицинских целей.

Люди протирали ею свою кожу, считалось, что это помогает снять боль. Но даже если никакого эффекта не было, они гордились тем, что теперь пахли, как олимпийцы.

4. Нечистоты в лечении женских болезней

Греки полагали, что женщины обладали уникальной восприимчивостью к нечистотам. Эти идеи даже были использованы в медицине. И когда заболевала женщина, считалось, что лучшим лекарством для нее будут самые отвратительные нечистоты. После выкидыша женщине давали выпить смесь жареных экскрементов мула с вином. Если же у нее случались преждевременные роды, на нее накладывали экскременты коровы. Греки полагали, что матка женщины в этом случае сместилась со своего места, но почувствовав жуткий запах коровьих экскрементов, она вернется на место.

5. Чихание как метод предупреждения беременности

Греческий врач Соран считал, что за предохранение от беременности должны отвечать женщины. И если женщина забеременела, то в этом виновата она сама. Соран учил женщин, что им достаточно просто чихнуть вместо того, чтобы использовать противозачаточные средства. После занятия любовью, женщина должна посидеть на корточках, почихать и подмыться, и тогда она не забеременеет. Нелепость этой идеи очевидна. Но у Сорана было в запасе еще несколько подобных советов.

6. Пояса целомудрия для рабов

Греки не разрешали своим рабам попусту тратить время, занимаясь любовью. И для надежности они заставляли их носить нечто подобное поясу верности. На гениталии рабов одевали металлическое кольцо, настолько плотно, что рабы испытывали боль даже при половом возбуждении. И если владелец заставлял своих рабов носить пояс верности, они не сопротивлялись, поскольку знали, что существует еще более жестокая альтернатива – стать евнухом.

7. Древнегреческие представления о лесбиянках


В Древней Греции у многих мужчин были довольно странные представления о лесбиянках, и они не знали, чем конкретно те занимаются. Греки пришли к заключению, что лесбиянками становятся женщины, у которых имеется очень большой клитор, так называемый “женский член”. И эти представления о причине женского гомосексуализма продержались довольно долго.

8. Экскременты крокодила в качестве крема

Греки нередко становились жертвами нападения крокодилов. Однако, крокодилы не только представляли угрозу для жизни, но и использовались в медицинских целях, правда, несколько странным образом. Греки рекомендовали лечить шрамы вокруг глаз с помощью экскрементов крокодила, используя их, как тени для век. Подобный метод описан в одном из медицинских документов Древней Греции.

9. Фаллические шествия

Один раз в год в Афинах проходил праздник в честь Диониса, а символом этого божества служил фаллос. Мужчины и женщины шли по улицам, гордо держа гигантские фаллосы над своими головами, как дань богу. Эти шумные и многочисленные шествия сопровождались особыми фаллическими песнями и грубыми шутками. По словам Аристотеля, от зачинателей фаллических шествий впоследствии и родилась комедия.

10. Первые тосты появились в Древней Греции


На сегодняшний день, когда мы произносим тосты на вечеринках, большинство из нас не задумывается о том, где началась эта традиция, или по какой причине. Как оказалось, она зародилась в Древней Греции. Хозяин празднования всегда делал первый глоток вина, чтобы заверить гостей, что оно не было отравлено – отсюда и появилась фраза «выпить за чьё-то здоровье».

ЛИТОВСКИЙ ЭДУКОЛОГИЧЕСКИЙ УИИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ДИДАКТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Выполнил: Вилмантас Пацявичюс Русская филология и межкультурная коммуникация IV курс, 2 группа Вильнюс, 2012 Можно утверждать, что миф - один из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры. Миф - «универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры»1. Миф - единое целое, в нем есть как «реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное»2. В мифе «Пять веков» дается описание пяти веков (поколений людей) из которых каждый последующий был, хуже предыдущего. Охарактеризовать все пять веков я решил в виде таблицы. Характеристика пяти веков Золотой Серебряный Медный Полубогов- Железный героев Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Долгая; короткая Страшная «счастливая, печальная трудная «безболезненная несчастливая ужасная беспечальная», («изнурительный и счастливая»; полна горя и без печали печали; забот; как неразумная; «вечный пир»; безрадостная. Смерть: Смерть: Смерть: Смерть: как «спокойный, В «подземном «черная смерть» спокойная; на тихий сон» сумрачном «островах царстве» блаженных» труд») далеко от людей Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: счастье; несчастье; горе «гордость и храбрость; зло; неуважение к гармония; война обильная мужественность родителям; покой стонами» героизм неверность («друг не верен другу»); 1 Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013] 2 Там же. «нелюбовь»; отсутствие правды и добра справедливости и совести; насилие; «гордость да сила»; Люди: Люди: Люди: Люди: Люди: здоровые; неразумные; «страшные и храбрые; неверные; гордые; радостные; несчастливые могучие»; сильные неуважительны по счастливые «огромного отношению к роста и своим родителям; несокрушимой негостеприимны; силы»; жестокие злобные и агрессивные («уничтожали друг друга»); В этом мифе достаточно ярко показан регресс рода людского, когда люди становились все хуже. Как подтверждение моим словам, приведу слова одного из виднейших археологов России Вадима Михайловича Массона, который писал, что этом мифе была представлена «своего рода эволюция с обратным знаком, когда люди постепенно морально разлагались, развращались и становились все хуже и хуже»3. Очень точно отмечено «обратная эволюция». Смена веков - это яркий пример регресса людей. От лучшего все идет к худшему как бы по нарастанию (градация). Другой миф, который нас интересует - «Девкалион и Пирра» Разгневанный на людей Медного века Зевс решил уничтожить все живое и наслал на землю потоп. Девкалион по совету Прометея построил ковчег в виде большого ящика, на котором он и Пирра спаслись во время девятидневного потопа, уничтожившего человечество. На десятый день вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Парнас. Сойдя благополучно на землю и принеся жертвы 3 Массон В.М. Первые цивилизации. - Л. - 1989. - 20 с. Зевсу, Девкалион получил от него совет, как возродить человеческий род. Закутав головы и распустив пояса, Девкалион и Пирра должны были бросать через голову камни. Они исполнили наказ. Из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, из камней Пирры - женщины. Можно сказать, что создателями (прародителями) человечества являются именно - Девкалион и его жена Пирра. Во многих мифах (и в этих двух конечно) самой главной властью является - Бог (чаще всего - Зевс). От него зависит не только судьба отдельных людей, но и всего человечества, что можно доказать на примере мифа «Девкалион и Пирра». Ведь почему произошел потоп, а именно потому, что Зевс разгневался на царя Ликаона, за то, что он принес самому Зевсугромовержцу в жертву заложника. И вообще я считаю, что причиной самого потопа была разрушение миропорядка установленного богами. Богов надо уважать, чтить, они правят миром (…«нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам») и это неуважение развращение людей и послужило толчком для потопа. Мне вот кажется, что эти два мифа (Пять веков и Девкалион и Пирра) связаны между собой. Ведь люди «медного» любили войну были гордыми, иначе говоря, это было «испорченное», «грязное» поколение людей которое надо было очистить. Я считаю, что потоп нужен был быть сам по себе как вид очищения людей. Тут можно подчеркнуть такие свойства воды как «смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой»4. Этот миф вполне можно отнести к антропогоническим мифам, в которых говорится «о происхождении (в том числе сотворении) человека»5 но с другой стороны этот миф тоже я думаю можно отнести и к эсхатологическим мифам, - в которых говорится «о конце мира, временном или окончательном»6. Подведу итог. Можно сформулировать два тезиса: 1. Создателем (прародителем) человечества был - Бог (в мифе «Пять веков» именно он создал «род людской»). 2. Человечество произошло от камней, брошенных Девкалионом (мужчины) и Пиррой (женщины). 4 Тресиддер Дж. Словарь символов. - М., 1999. - 44 с. 5 Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - 87 с. 6 Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., - 2000. - 28 с. Список литературы 1. Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации // http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013]. 2. Массон, В. М. Первые цивилизации. - Л.: Наука, 1989. 3. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. 4. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 1. 5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.