Основной темой творчества Михаила Юрьевича Лермонтова называют личность, которая находится в процесса самопознания и воплощает свое развитие. Обращался к этой насыщенной противоречиями теме Лермонтов и в лирике, и в прозе.

Личность и общество в творчестве М. Лермонтова

Лирический герой поэта постоянно вступает в конфликт с миром, но при этом сохраняет объективность, и старается смотреть на жизнь реалистично и трезво. Постоянно развивающийся мотив человек-толпа проявляется во многих произведениях автора, но особое место занимает его знаменитый, психологический роман "Герой нашего времени" .

И здесь главный герой - личность, которая вступает в конфронтацию с обществом, только этот конфликт скорее внутреннего характера. который впоследствии реализуется в жизни.

Значительное внимание Лермонтов уделяет становлению души человека, он предоставляет читателям возможность наблюдать за тем, как формируется личность героя и какими обстоятельствами обусловлены его выборы и поступки.

Это и привело писателя к написанию такого удивительного произведения, как "Герой нашего времени", где Лермонтов художественным образом раскрывает многие уровни психологии человека на примере главного героя Печорина.

"Самопознание" героя Лермонтова

Творческий метод писателя называют психологическим романтизмом. На Лермонтова повлиял психологизм и историзм Пушкина, а бунтарский романтизм - это отражение внутреннего строя Лермонтова, как личности.

В "Герой нашего времени" автор показывает свое уникальное восприятие Судьбы и личности, которая должна поклонятся чему-то высшему, но все же духовно расти и преобразовываться, несмотря на невзгоды и неприятности. Поэтому его главный герой Печорин - фаталист, обладающий такой чертой характера, как самопознание.

Этот удивительный и противоречивый человек постоянно анализирует свои поступки, стремления, желания и симпатии, он старается осознает каждую свою мысль и понять ее до конца. И делает Печорин это для того, чтобы познать самого себя.

Но главная сложность в том, что в данном случае рефлексия гипертрофирована, все свои душевные силы Печорин направляет только на самопознание. При этом он сочетает в себе и ярко выраженный романтизм, который и делает его образ таким противоречивым.

Циничная и трезвая часть его личности постоянно судит его за определенные поступки и желания, а романтическая часть помогает раскрыть свободный взгляд на мир. В своих размышлениях Печорин показывает, что есть его фатализм на самом деле - постоянный вопрос о том, почему же человеку дан рассудок и ум, почему ему дана возможность анализировать все происходящее в жизни...

Печорин постоянно критикует себя, но не может убежать от собственной личности, и презирает себя, как и презирает других людей. В своем внутреннем мире герой конфликтует с целым миром, так как понимает насколько личность зависима от общества.

Это и является основной философской проблематикой произведения - Лермонтов поднимает социальные и психологические вопросы, и освещает их с той философской позиции, которая способна охватить всю многогранность и противоречивость взаимодействия постоянно развивающейся личности человека с обществом.

2. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, но к «истории души человеческой» отражает задачи и проблематику романа. Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой - обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор рассматривает его как социальное явление. Печорин представлен как герой нашего времени. В «Предисловии» к «Журналу Печорина» устами рассказчика отмечает сдвиг, совершившийся в мышлении человека конца 30-х гг.: история души человека и история народа обнаруживают существенные различия.

3. Мир героев романа предстает как система образов, в центре которой находится Печорин, и его личность во всех своих противоречиях вырисовывается из картины отношений, в которые он вступает с окружающими. Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. Каждый персонаж романа выступает как представитель «нашего времени».

4. Грушницкий - типичный «герой времени»: позер, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа. Притязания Грушницкого приводят его к трагедии: он становится предателем, вступает в грязную игру и погибает. Общество уводит людей от самих себя, калечит души.

5. Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера. Эта история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллектуально близких. Защищаясь от века, Печорин и Вернер скрывают способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных человеческих чувств. Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях все человеческое. Вернер - свидетель жизни, но не ее участник.

6. История душевных движений, переживаемых персонажами, последовательно проходит несколько стадий: от равнодушия или простой доброжелательности до полного разрыва. Каждый из героев достигает кульминационного момента развития конфликта, и каждый терпит крушение. Судьбы персонажей исковерканы. Внутренняя духовная личности приводитк победе или поражению человека.

7. «Герой нашего времени» - роман о самореализации личности, ее ответственности перед людьми и своим собственным «я». Попытки Печорина приблизиться к людям, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними бесплодны. Глубина пропасти между героем и людьми. Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества.

Если домашнее задание на тему: » Проблема взаимоотношений личности и общества в романе «Герой нашего времени» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Вопрос предназначения, фатума (рока), единоборства человека с судьбой - основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава "Фаталист", I. Повесть «Княжна Мери» - исповедь Печорина, осмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, Лермонтов М. Ю.Сочинение по произведению на тему: Печорин - портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени») В романе “Герой нашего
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое


«Герой нашего времени» - социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «изучить душу человеческую». Лермонᴛᴏʙ - романтик, поэтому проблема личности - центральная проблема романтизма и, естественно, творчества лирика. Но при этом новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических. Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею «лишних людей»

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают.

Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», учитывая, что Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает, а Онегин просто «плывет по течению». Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, - решение проблемы личности

В журнале Печорина центральной является повесть «Княжна Мери», в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонᴛᴏʙ использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства - портрет, пейзаж, диалоги, детали - носят психологический характер

В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя. Лермонᴛᴏʙ, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери».

В психологической повести «Княжна Мери» личность Печорина противопоставлена «водяному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. «Водяное общество» - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении «водяного общества», их жизни, интересов, развлечений. Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями.

Образ «водяного общества» дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина

В целом все «водяное общество» противопоставлено Печорину.

Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним. Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого - поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий - антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности.

Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации

В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, учитывая, что очень самолюбив

В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери).

Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага. Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Важно учесть, что их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии.

Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин «бешено гоняется за жизнью», Вернер же пассивен Вернер - натура менее глубокая и ᴄᴫᴏжная, чем Печорин Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая. Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.

Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина.

В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера). Вера - самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а ᴨᴏᴛом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо. Кроме того, Лермонᴛᴏʙ уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа.

При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина. Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: «...петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись». Тут же мы узнаем о женах местных начальников, «хозяйках вод»: «... они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Особый класс в «водяном обществе» составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого).

Отдельно выделяется «водяная молодежь». Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни.

Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.
На основании выше сказанного приходим к выводу, что «водяное общество» - не случайная Сочинение на тему в романе. Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонᴛᴏʙа

В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

Страница 1 из 1



Сочинение: - Стихотворение С. А. Есенина "Запели тесаные дроги..."

Россия - страна бескрайняя... И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов... Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются - не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится - так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь: О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску....


Сочинение О знаменитой девушке Наталке


Традиционная «муза» для Котляровского - это не высохшая, «жеманна», «вот старосты сварливая» провинциальная женщина. Муза поэта преисполнена жизнь, радости и молодости. Об этом свидетельствует язык бессмертной поэмы «Энеида», которая предоставляет произведению народного характер и свидетельствует о жизнерадостности украинцев, об их умении посмеяться. Особого шуточно-юмористического колорита «Енейды» предоставляет так называемая макаронический язык, который создал сам Котляревський. Поэт смешивал слова разных языков или пересыпал язык искаженными иностранными словами, или измененными в духе иностранного языка украинскими словами. Выходит смешная, но понятная в контексте бессмыслица:...



Наибольшее чувство, которое есть в сердце человека,- любовь. Когда оно зарождается, то и мир кажется прекрасным, и небо голубее, и люди ласковыми. Оно может изменить человека, сделать его счастливым. Любовь приходит нежданно. Может, и Возного оно застало неожиданно, когда он впервые увидел Наталку. Возный сам сознается: «Так знай же, что я тебя давно уже полюбил, как только вы перешли жить в наше село». Он искренне любит девушку, так как и в песне, и в разговоре с Наталкой несколько раз признается: «Люблю тебя до бесконечности». Могли это быть и пустые слова, и намерения Возного тогда не были бы такие серьезные. Тетерваковский прямо говорит: «Я тебе вкратце скажу: я тебя люблю, и жениться на тебе хочу». Он наивно передает выборному свой разговор с Наталкой, просит, чтобы Макогоненко стал посредником между ним и девушкой. Даже обещает: «Если выиграешь любовь ко мне Наталки, убедишь ее доводами сильными, доведешь ее к брачному моему ложе, на законном основании, то не пожалею ничего для тебя». Это свидетельствует, что возний влюбился по-настоящему, искренне, так как отважился переступить обычаи своего круга, взять в жены бедную крестьянку....


«Зовут меня Наталка». Сочинение по пьесе И. Котляровского «Наталка Полтавка»

Литература чрезвычайно богатая на прекрасные женские образы. В них писатели старались изобразить идеал украинской девушки, хотя при этом все образы оставались оригинальными и неповторимыми. Часто в нашей литературе встречается мотив тяжелой судьбы женщины, несчастий, которые выпадают на судьбу украинских девушек. И какое увлечение и уважение вызывает то, что эти хрупкие девушки борются с судьбой за свою жизнь и счастье. Одною из жемчужин украинской литературы есть образ Наталки Полтавки, которая вызывает искреннюю симпатию у читателей. Интересно то, что Наталка - простая крестьянская девушка, которая ничем существенным образом не отличается от тысяч подобных девушек XIX столетия. Но насколько красива духовно, насколько яркой личностью возникает перед нами Наталка! Составляется впечатление, которое почти все украинские девушки имеют....

/ / / «Водяное общество» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

« » - это роман, в котором ярко раскрыты социально–психологические проблемы. В содержание романа автор всеми силами пытается передать и описать внутренний мир главного героя, который являлся образом молодого поколения тех времен. М.Ю. Лермонтов создает разные жизненные сцены и эпизоды, в которых он показывает конфликт главного героя и окружающего его общества.

В одной из повестей романа «Княжна Мэри» личность Печорина прямо противопоставлена участникам водяного общества. Что это за общество такое? Это круг людей – местного и столичного дворянства, которые передают основные черты характера и поведения людей той эпохи. Что главенствует в таком обществе – лицемерие, наигранные эмоции, чувства зависти друг к другу, мелкие интрижки и грязные сплетни. «Водяное общество» сравнивается со светским кругом людей.

Проводя время в таком обществе, противостоит практически всем его членам. Но, есть и похожие образы. К примеру, можно отнести к пародийному персонажу, который во всем пытался подражать Печорину. Он пытался изображать чувства радости и счастья, хотя на самом деле не испытывал ни того, ни другого. Он пытается создать романические отношения, но, как только попадает в них, то сразу же теряется. Он пытается произвести впечатление на окружающих, и это доходит до карикатурностей. Поступок Грушницкого на дуэли низок и подл. Он лишает его мужского благородства и чести. Его самолюбие затмевает все остальные эмоции.

Образ Вернера можно сопоставить с образом Печорина. Они оба остроумны, оба имеют одинаковые взгляды на общество. Но, внутренний мир главного героя рвется вперед, на встречу жизни. А нутро Вернера наполнено спокойствием и пассивностью.

Несколько ярких женских образов были созданы автором для того, чтобы как можно глубже раскрыть характер главного героя. Описание самое подробное. Отношения с княжной наталкивают Печорина на создание глубоких дневниковых записей, в которых он пишет об их разговорах, в которых герой делится своим отношением к окружающим.

Дан неполно. Но, именно отношения с этой женщиной показывают читателю тот истинный факт, что Печорин не умел любить по-настоящему и совершенно не разбирался в чувствах женской любви.

После приезда Григория Александровича в Пятигорск, мы можем познакомиться с описанием семейных отношений того времени. Отдельный класс составляют статские и военные мужики. Особо пылкая речь ведется о молодежи «водяного общества». Рассказывается про их неведомую страсть к вечерним балам, к празднованиям, на которых постоянно ведутся грязные сплетки. Это провинциальное общество так походило на светское сборище таких же лицемерных и пустых людей.

Поэтому, тема «водяного общества» не зря затронута М.Ю. Лермонтовым. Он пытался раскрыть и показать сущность взаимоотношений отдельной личности и целого общества того времени и той эпохи.

Коллекция сочинений: Печорин и “водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

“Герой нашего времени” – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, “исследовать душу человеческую”.

Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство “Героя нашего времени” заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин – главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею “лишних людей”.

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешенно гоняется за жизнью”, но ничего от неё не получает, а Онегин просто “плывёт по течению”.

Подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть “Княжна Мери”, в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный приём, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развёрнутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причём он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”.

В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” – это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” даётся также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом всё “водяное общество” противопоставлено Печорину. Однако всё же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий – антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведёт себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от неё, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства с Мэри). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин “бешенно гоняется за жизнью”, Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, – раскрытию образа Печорина и показу его отношений к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает ещё более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развёрнутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намёками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: “…петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись”.

Тут же мы узнаём о жёнах местных начальников, “хозяйках вод” : “…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”.

Особый класс в “водяном обществе” составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется “водяная молодежь”. Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что ещё не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Всё то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, “водяное общество” – не случайная тема в романе, Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.