Повесть "Олеся" (Куприн) основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в Полесье. В то время, разочаровавшись в репортерской карьере, Куприн оставил Киев. Здесь он занимался управлением имением, находящимся в Ровенском уезде, увлекся церковно-славянским языком. Однако самой большой страстью Куприна была охота. Среди безбрежных болот и лесов он проводил целые дни с крестьянами-охотниками.

Полученные впечатления от встреч и разговоров, местные легенды и "байки" давали богатую пищу уму и сердцу писателя, подсказали специфику и форму ранних его рассказов - описание "местной" истории,

Любовь в творчестве Куприна

Александр Иванович всегда интересовался темой любви, считая, что в ней заключена самая волнующая загадка человека. Он полагал, что индивидуальность выражается не в красках, не в голосе, не в творчестве, не в походке, а именно в любви.

"Он и она в повести Куприна "Олеся" - важнейшая тема произведения. Любовь как высшее мерило личности человека, облагораживающая и возвышающая его над жизненными обстоятельствами, была раскрыта с большим мастерством в данной повести. В ней Александр Иванович поэтизирует благородство души, умение наслаждаться красотой и гармонией природы. Любовно и щедро описанные в повести пейзажи Полесья придают мажорный, светлый тон повествованию о судьбе Ивана Тимофеевича и Олеси - главных героев.

Образ Олеси

Содержание повести Куприна "Олеся" основывается на истории светлого чувства к начинающему писателю молодой девушки. Героиня с первой же фразы про "голодных зябликов" располагает к себе читателей. Ивана Тимофеевича она поразила оригинальной красотой. Девушка была брюнеткой, лет двадцати - двадцати пяти, высокой и стройной. Ивана Тимофеевича свело с ней и ее бабушкой Мануйлихой чистое любопытство. С этими двумя женщинами деревня обошлась неласково, прогнав жить в поскольку Мануйлиху считали ведьмой. Главная героиня, привыкшая с опаской относиться к людям, не сразу открылась писателю. Ее судьбу определяют исключительность, одиночество.

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, городского интеллигента. Все другие герои (необщительные крестьяне, Ярмола, сам рассказчик, Мануйлиха) связаны со средой, скованы ее законами и укладом, поэтому очень далеки от гармонии. И лишь Олеся, воспитанная самой природой, ее могучей силой, сумела сохранить врожденные и дарования. Автор идеализирует ее образ, однако в чувствах, поведениях, мыслях Олеси воплощаются реальные способности, поэтому повесть психологически правдива. Впервые у Александра Ивановича в характере Олеси слились воедино самоотверженность и гордость, утонченность переживаний и действенность поступков. Ее одаренная душа поражает полетом чувств, преданностью возлюбленному, отношением к природе, людям.

Любил ли Иван Тимофеевич Олесю

Героиня полюбила писателя, "доброго, но только слабого" человека. Ее судьба была предрешена. Суеверная и мнительная Олеся верит тому, что сказали ей карты. Она заранее знала, чем закончатся отношения между ними. Взаимной любви не вышло. Иван Тимофеевич испытывал лишь влечение к Олесе, которое ошибочно принял за любовь. Этот интерес возник из-за оригинальности и непосредственности главной героини. Мнение общества для слабовольного героя значило много. Жизнь вне его он не мыслил.

Он и она в повести Куприна "Олеся"

В Олесе воплотился образ матери-природы. Она с заботой и любовью относится к зябликам, зайцам, скворцам, жалеет свою бабушку, вора Трофима, прощает даже избившую ее озверевшую толпу. Олеся - натура серьезная, глубокая, цельная. В ней много непосредственности и искренности. Герой Куприна под влиянием этой лесной девушки испытывает, пусть временно, особое просветленное состояние души. Куприн (повесть "Олеся") анализ характеров героев проводит путем противопоставления, на основе контраста. Это очень разные люди, принадлежащие к различным слоям общества: герой - писатель, образованный человек, который в Полесье приехал, чтобы "наблюдать нравы". Олеся - выросшая в лесу неграмотная девушка. Она осознавала все недостатки Ивана Тимофеевича и понимала, что любовь их не будет счастливой, но, несмотря на это, любила героя всей душой. Ради него она пошла в церковь, что было тяжелым испытанием для девушки, поскольку ей пришлось преодолеть страх не только перед жителями деревни, но и перед Богом. Иван Тимофеевич, несмотря на то что любил Олесю (как ему казалось), одновременно боялся своего чувства. Эта боязнь в конце концов и помешала Ивану Тимофеевичу на ней жениться. Как видно из сопоставления образов двух героев, он и она в повести Куприна "Олеся" - совершенно разные люди.

Мечта о прекрасном человеке

Повесть "Олеся" (Куприн) - воплощение мечты о прекрасном человеке, здоровой и вольной жизни в гармонии с природой. Неслучайно развитие любви происходило на ее фоне. Основная мысль произведения: только вдали от равнодушного города, от цивилизации можно встретить человека, сохранившего способность любить преданно, бескорыстно. Только в гармонии с природой мы можем достигнуть благородства и нравственной чистоты.

Истинный смысл любви

Он и она в повести Куприна "Олеся" - люди совершенно разные, поэтому им не суждено быть вместе. Каково же значение этой любви, ради чего Олеся, зная, что их отношения обречены, все же не оттолкнула героя с самого начала?

Истинный смысл любви Александр Иванович видит в стремлении отдать возлюбленному всю полноту чувств. Человек несовершенен, но великая сила этого чувства может, хотя бы на время, вернуть ему естественность и остроту ощущений, которые удалось сохранить людям, подобным Олесе. Эта героиня способна внести гармонию в столь противоречивые взаимоотношения, как те, что описал Куприн (повесть "Олеся"). Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что ее любовь - это презрение к человеческим страданиям и даже смерти. Очень жаль, что на подобное чувство способны лишь избранные. Любовь в повести Куприна "Олеся" - это особый дар, столь же редкий, сколь и которыми обладала главная героиня. Это что-то загадочное, таинственное, необъяснимое.

Исполненный греха, без разума и воли,
Непрочен и тщеславен человек.
Куда ни погляди, одни утраты, боли
Ему терзают плоть и душу целый век...
Едва уйдут одни - на смену им иные,
Все в мире для него страдания сплошные:
Его друзья, враги, любимые, родные. Анна Бредстрит
Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных.
Русская женщина с ее удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей. Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Николаевич Островский понимали глубину душевных порывов своих героинь.
Произведения этих писателей помогают лучше узнать жизнь, понять характер взаимоотношений людей. А жизнь полна конфликтов, порой трагических, и вникнуть в их суть, понять их истоки - под силу лишь большому таланту писателя.
Повесть А. И. Куприна “Олеся” - произведение, которое ознаменовало начало новой литературной эпохи. Главная героиня его - Олеся - вызывает противоречивые чувства. У меня она пробуждает жалость, понимание, я почувствовала ее свободолюбивый и сильный хзРактеР-
Нужно вернуться в прошлое Олеси, чтобы лучше понять эту героиню.
Она выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную чащу, на болота, подальше от селений.
В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей. Враждебное отношение их воспитывало в ней удивительную душевную силу.
И вот маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком.
Олеся - высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность ее белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, все в ней говорит о ее неординарности, свободолюбии. Особую прелесть ей придает вера в магию, потусторонние силы.
И вот в жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.
При встрече со своим избранником Олеся говорит: “Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее”. Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради нее девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.
Она пережила огромное унижение, когда на нее накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдает себя в жертву любви.
Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича.
Однако^ несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.
Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.

Сочинение

Повесть «Олеся», написанная А. И. Куприным в 1898 году, - одно из ранних произведений писателя, тем не менее обращающее на себя внимание сложностью проблематики, яркостью и образностью характеров героев, тонкой красотой пейзажа. Для своего повествования автор избирает ретроспективную композицию, когда речь идет от лица рассказчика, описывающего давно прошедшие события. Конечно, с течением времени изменилось отношение героя к этим событиям, он многое понял, стал мудрее, опытнее в жизни. Но в те времена, когда он впервые приехал в глухую полесскую деревушку, он идеализировал сельскую жизнь,
«первобытные натуры» на фоне природы и руководствовался расхожим убеждением, что для писателя «полезно наблюдать нравы». Произведения, которые он к тому времени успел «тиснуть» в газете, так же далеки от реальной жизни, как и знания героя о народе. Действительность совершенно не соответствует ожиданиям героя, Ивана Тимофеевича. Народу оказываются присущи необщительность, дикость, униженная покорность, выработанная веками феодального гнета. Деревенские старухи, которых пытается лечить Иван Тимофеевич, не могут даже объяснить, что у них болит, зато обязательно приносят «пану» подношения и не только целуют ему руки, но даже падают в ноги и пытаются облобызать его сапоги. «Местная интеллигенция» - урядник, конторщик - ничего против этого не имеет, самодовольно протягивая руку для поцелуев и по-хамски объясняя, как надо лечить этот народ. Поэтому в проблеме народа и интеллигенции, поднятой автором, сразу обращает на себя внимание читателя то, что местная «интеллигенция», которая презирает этот народ и берет при каждой возможности взятки, по сути дела, не является таковой. А народ невежествен и груб, но его ли это вина? Охотник Ярмола не в состоянии научиться грамоте, он способен лишь механически запомнить свою подпись, к чему прилагает огромные усилия. Зачем? Ярмола объясняет это тем, что «ни одного грамотного нет у нас в деревне... Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано...» И совсем не удивительно, что крестьяне полны суеверий и страха, ненависти к ведьмам, способным насылать на людей болезни и смерть. История с Мануйлихой здесь показательна: несмотря на умение врачевать и гадать, некоторые неординарные способности, она вовсе не виновата в смерти ребенка у молодухи, которой опрометчиво пригрозила. Но ее вместе с внучкой изгнали из села и «хату ее сломали, чтоб от того проклятого кубка и щепок не осталось». Ненависть ко всему непонятному - следствие невежества и дикости народа.
История жизни народа в полесском селе, куда приехал Иван Тимофеевич, - это лишь экспозиция повести. Завязка действия заключается в знакомстве героя с Мануйлихой и Олесей. Мастерство художника видит читатель в том, как показан психологический портрет обеих героинь. Мануйлиха обладает всеми чертами бабы-яги, но ее речь - показатель иного уровня культуры, иной среды, нежели у полесских крестьян. Олеся также резко отличается от перебродских девчат: в ее облике чувствуется естественность, внутренняя свобода, чувство собственного достоинства. В ее красоте - и лукавство, и властность, и наивность, она оригинальна и незабываема, и, конечно, производит на Ивана Тимофеевича неизгладимое впечатление. В дальнейшем развитии их взаимоотношений раскрывается автором проблема русского национального характера. Олеся доверчива, любит природу, добра, но горда, и это чувствуется в принужденности, появившейся в их отношениях после заступничества Ивана Тимофеевича перед урядником: девушке неловко чувствовать себя обязанной кому бы то ни было. Однако, узнав о болезни героя, она готова сделать все, чтобы его вылечить, сожалея, что он не обратился к ней раньше. Гадая на героя, она правильно определяет его характер: «...Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете». Действительно, Иван Тимофеевич - добрый человек, он без copyright A L L Soch .ru 2001-2005 колебаний дарит уряднику дорогое ружье, что-бы тот не выгонял Мануйлиху с Олесей. Олеся всерьез заинтересовала героя, он влюблен в нее, не думая о том, что будет дальше. Олеся кажется мудрее и взрослее Ивана Тимофеевича: нагадав себе горе и позор от этой любви, она решает расстаться с героем, но разлука во время его болезни решила за влюбленных все - она показала силу их чувства и невозможность расставания. Их близость - кульминация развития взаимоотношений героев повести. Олеся принимает на себя всю ответственность за дальнейшие события, ей важно только то, что она любима. Иван Тимофеевич, в отличие от своей самоотверженно любящей Олеси, слаб и нерешителен. Зная, что ему надо уезжать, он не может набраться силы сказать об этом, откладывая свое признание до тех пор, пока Олеся сама не почувствовала неладное. Он готов жениться на Олесе и взять ее в город, но сам не слишком представляет себе, как это возможно. К тому же, мысль о бабушке, которую нельзя оставить одну, не приходила ему в голову, и он эгоистично предлагает Олесе либо сдать ее в богадельню, либо «тебе придется выбирать между мной и бабушкой». Эгоизм, безответственность, слабость характера Ивана Тимофеевича дают основание говорить о нем как о типичном «рефлектирующем интеллигенте», типе характера, определенном в русской литературе еще Н. Г. Чернышевским и показанном в произведениях И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других. Олеся же - воплощение лучших качеств, присущих русскому национальному характеру в женском типе. Глубокая искренняя любовь, самоотверженность, чувство долга - то, что всегда отличало русских женщин, героинь А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и других русских писателей. Олеся не мыслит себе, чтобы она чем-то осложнила жизнь своего любимого: «Ты молодой, свободный... Неужели бы у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на всю жизнь?» Она отказывается выйти замуж за любимого, думая не о себе, а о нем, о его благополучии. Она так хочет сделать для него что-то хорошее, что, вопреки своим убеждениям, готова пойти в церковь. И здесь еще раз проявляется легкомыслие и безответственность героя: он убеждает Олесю пойти в церковь, говоря о милосердии Бога, но забывая о людях, ненавидящих «ведьму» и не готовых ее принять в свое общество. Он действует так просто в силу общего убеждения, что «женщина должна быть набожной». И только повзрослевший рассказчик с высоты прошедшего времени сожалеет о том, что не послушался своего сердца, его тревожного предчувствия. Крестьянки жестоко расправляются с Олесей, и потрясенный герой только теперь осознает последствия своего легкомысленного совета. Но Олеся верна себе - она считает виноватой только себя, трогательно беспокоясь об изуродованной внешности, которая может не понравиться любимому. Бесхитростная, доверчивая девушка оказывается нравственно выше образованного героя, знающего жизнь лишь «теоретически», не предвидящего последствий своего эгоизма и безответственности.
Их расставание неизбежно: невежественные крестьяне не простят «ведьмам» погибшего урожая. Но, зная о предстоящей разлуке, Олеся мудро не говорит Ивану Тимофеевичу о своем отъезде, помня народную сказку об испуганном зайчике. Герой узнает об этом неожиданно, и незабываемой деталью остаются в памяти яркие коралловые бусы, подаренные ему исчезнувшей Олесей. Сожаление об утраченной любви, нежной и великодушной, звучит в последних словах рассказчика, для которого, конечно же, эта история не пройдет бесслед-
но: она не только оставила в его памяти яркий след, но и изменила его отношение к жизни, даровав ему мудрость и житейский опыт.
Нельзя не сказать также о роли пейзажа в повести А. И. Куприна. Автор рисует нам красоту дикой, первозданной природы, которая тонко передает психологическое состояние героев. Весенний аромат оттаявшей земли пробуждает жизненные силы, оттеняя зарождающееся"в душе героя чувство. Чарующая ночь любви подавляет героев «своим счастьем и жутким безмолвием леса». А надвигающаяся гроза своим смешением света и тьмы предвещает «что-то зловещее». Все это дает читателю возможность утверждать, что молодой А. И. Куприн не только мастер изображения человеческих характеров и взаимоотношений людей, но и замечательный художник, тонко чувствующий красоту природы и передающий ее в своих произведениях, писатель, следующий лучшим традициям русского классического реализма XIX века.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»

Сочинение

Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся"

РАЗУМ И ЧУВСТВО. АРГУМЕНТЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО ДОПУСКУ К ЕГЭ (ПО ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ОЛЕСЯ»)

О человеческом разуме и о человеческих чувствах люди размышляют с древних времён. И до сих пор нет ответа на вопросы: что важнее в жизни: разум или чувство? Как жить: чувством или разумом?

Ни один писатель, пожалуй, не оставлял без внимания такие картины жизни, где у героев книг происходит внутренняя борьба, борьба между разумом и чувством.

Что было важнее в жизни для Олеси, главной героини повести А.И.Куприна: чувство или рассудок? Что выбрала она, полесская колдунья: спокойную, вдали от цивилизации жизнь без Ивана Тимофеевича или радость любви? Познакомившись с городским интеллигентным человеком, она полюбила его. Это чувство стало для Олеси всепоглощающим.

Олеся - девушка разумная, рассудительная. Она обладала особыми, нетрадиционными способностями. Олеся трезво смотрела на жизнь, тем более, что предвидела свою беду, когда по просьбе любимого человека она погадала на картах. Однажды она сказала, что даже хотела попросить молодого человека, чтобы он перестал бывать у них. А когда он заболел и она не видела его долгое время, тогда она решила, что будет, то и будет, а она своей радости никому не отдаст. Когда Иван Тимофеевич после болезни появился у Олеси, он во время этого молчаливого свидания почувствовал, что она «отдает ему радостно, без всяких условий и колебаний, всё свое существо».

Иван Тимофеевич предложил ей стать его женой. Девушка сказала, что это невозможно. Она осознавала, что они не пара: он барин, умный, образованный человек, а она даже читать не умеет. Олеся считала, что ему будет стыдно за такую жену. Ещё одно препятствие - это её бабушка. Она не смогла бы её оставить одну, а в городе та не смогла бы жить.

Множество нежных, благодарных слов было сказано Олесей Ивану Тимофеевичу. Олеся заботилась о том, чтобы молодой человек после болезни снова не простыл в прохладное время. Ей хотелось сделать что-нибудь очень, очень приятное. Олеся решила сходить в церковь. Женщины её сильно избили. Разумно ли она поступила? На такой поступок она решилась сознательно, потому что любила очень сильно. После этой истории Олеся сказала, что виновата она, что зря она так поступила. Она очень не хотела, чтобы её любимый испытывал чувство вины.

Читатель понимает, что любовь Олеси победила её здравый смысл. Но она не жалеет о том, что встретилась с человеком не своего круга. Олеся жалела только о том, что у неё нет от него ребёночка. Она была бы очень рада этому.

Большинство не будет отрицать, что в ХХI веке разум преобладает над чувствами. Человеку дан разум. Но не каждому судьбой даётся такое всепоглощающее чувство, как у Олеси. Для неё оно было на первом месте.