Бедржих Сметана – выдающийся чешский композитор, музыкант, педагог, дирижер и музыкальный деятель. По мнению абсолютного большинства критиков, без Бедржиха Сметаны представить себе чешскую классическую музыку просто невозможно.

Родился будущий композитор в городе Литомишль, Пардубицком крае, 2 марта 1824 года. Музыкальные способности у мальчика обнаружились рано: уже в шесть лет Бедржих выступал публично как пианист, а в семь лет написал первое музыкальное сочинение.

Тем не менее, решение стать профессиональным музыкантом Сметана принял лишь в возрасте двадцати лет. В 1844 году он поступает в частную музыкальную школу Й. Прокша в Праге. Изучение музыкального искусства органично соединилось с собственным творчеством. Ко времени окончания учебного заведения Сметана – автор 50 произведений.

В 1848 году Бедржих Сметана, благодаря , высоко ценившего талант молодого композитора, основывает свою музыкальную школу. В короткий период школа становится образцовым учебным заведением. Среди выпускников школы – Ян Людевит Прохазка, известный чешский пианист и музыкальный деятель.

С 1856 по 1861 год Сметана дирижировал на концертах Общества классической музыки, преподавал музыку в шведском Гетеборге. По возвращении на родину в 1861 году возглавил мужской хор «Глагол», занимался музыкально-общественной работой, был музыкальным критиком в газете «Народни листи». С 1866 по 1874 год Бедржих дирижирует в Национальном театре оперы.

С 1874 года, потеряв слух, композитор живет у своей дочери, на хуторе Ябкенице, и полностью отдается сочинению музыки. Незадолго до смерти, в связи с душевным расстройством, был перевезен в Прагу, где и скончался 12 мая 1884 года.

Чешская национальная опера и программный симфонизм

Бедржих Сметана вошел в историю как основоположник чешской классической музыки, создатель национальной оперы и программного симфонизма. Его творчество отмечено глубокой народностью, национальным характером, реалистичной направленностью. Произведения композитора проникнуты мелодичной выразительностью и любовью к Родине. Многие критики по справедливости называют Сметану «чешским Глинкой».

Всемирную известность композитору принесла опера «Проданная невеста», комическая опера в трех действиях на либретто Карела Сабины. Премьера оперы состоялась 30 мая 1866 года во Временном театре Праги.

Первоначально произведение задумывалось как оперетта в двух действиях, но требования иностранных театров и неоднозначная реакция чешской публики заставили композитора расширить сочинение.

Перед постановкой оперы в Санкт-Петербурге в 1870 году оперу разделили на три действия и заменили разговорные диалоги на речитатив. Мировая популярность пришла к опере уже после смерти автора, после премьер в Вене (1892), Чикаго (1893), Лондоне (1895) и Нью-Йорке (1909). На протяжении многих лет «Проданная невеста» была единственной чешской оперой в мировом репертуаре.

Не менее успешным было обращение Сметаны к программному симфонизму. Четкие образы симфонической программной музыки позволили композитору реализовать и донести до слушателя свои патриотические идеи. Наиболее ярким с точки зрения патриотизма является симфонический цикл «Моя родина». Это произведение стало большим шагом вперед в развитии чешской национальной музыки.

Сочинения Бедржиха Сметаны:

  • оперы «Бранденбуржцы в Чехии» (1866), «Проданная невеста» (1866), «Далибор» (1868), «Две вдовы» (1874), «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Либуше» (1881), «Виола» (не окончена);
  • «Триумфальная симфония» (1854), «Торжественная увертюра» (1849), поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859), «Ярл Гакон» (1861), цикл «Моя родина», 6 поэм (1874-1879): «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «Из чешских полей и лесов», «Табор», «Бланик»;
  • «Парижский карнавал» (1883) и другие произведения для оркестра;
  • два квартета (1876, 1882), фортепианное трио (1855), «Из моей родины» для скрипки и фортепиано (1878);
  • пьесы для фортепиано, в том числе «Соната» (1849), этюд «На морском берегу» (1862), «Воспоминания о Чехии» в форме полек (1861), «Чешские танцы» (1879);
  • вокальные сочинения: хоры, песни и другие произведения.

Бедржих Сметана. Влтава слушать. Bedrich Smetana Vltava

Бедржих Сметана. Опера «Проданная невеста»

Симфонический оркестр и хор оперной студии ХНУМ им.Котляревского

Бедржих Сметана родился 2 марта 1824 г. в городке Литомьпыль (Чехия) в семье арендатора пивоварни. Отец Берджиха - Франтишек Сметана - приложил немало сил, чтобы приобщить все свое многочисленное семейство (у него было одиннадцать детей) к чешскому песенному фольклору. Кроме того, Франтишек обучил сына Бедржиха игре на скрипке. Однако позже Сметана младший предпочел скрипке фортепьяно (его учителем был Я. Хмелика).

Уже с юных лет у Бедржиха проявился незаурядный талант, а, главное, целеутремленность. "Я хочу стать Моцартом в сочинении и Листом в виртуозности", - записал он в своем дневнике.

В результате частых переездов семьи Сметана оказался в городе Немецкий Брод, где поступил в гимназию. Время, проведенное здесь еще больше сблизило Бедржиха с чешской культурой, чему в немалой степени поспособствовали его педагоги.

С 1830 г. он с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом.

В 1843 г. Сметана поступил в музыкальную школу Йозефа Прокша в Праге. В столице он активно посещал концерты Мошелеса, Тальберга, Клары Шуман, сочинял фортепьяные сочинения.

В 1846 г. композитор окончил обучение. А через два года его увлекли политические события 1848 г. (восстание против австрийцев). И хотя Сметана не принимал непосредственного участия в уличных боях, его эмоциональное состояние было выражено в "Песне свободы", написанной под впечатлением от происходящего.

В том же 1848 г. Сметана основал музыкальную школу в Праге. Из наиболее значительных произведений тех лет - польки.

Следующим шагом в его творческой эволюции было написание трио соль-минор для фортепьяно, скрипки и виолончели. Толчком к созданию этого первого его значительного камерного произведения стала личная трагедия. Сметана написал, что это трио является «воспоминанием о моем первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырех с половиной лет». Композитор безмерно любил свою старшую дочь (весьма одаренную музыкально) и тяжело переживал ее раннюю кончину.

В 1856 г. Сметану пригласили в шведский город Гетеборг, где он прожил в общей сложности пять лет. За время пребывания в Гетеборге Сметана написал три симфонические поэмы, из которых наиболее значительная и самобытная «Лагерь Валленштейна» (1858 г.)

Окончательно в Чехию Сметана вернулся в 1863 г. В течении последующих нескольких лет музыкант развил бурную общественную деятельность, выступал как хоровой и оперный дирижер, музыкальный критик и композитор.

С 1866 по 1874 гг. Сметана был главным дирижёром «Временного театра», возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты).

В 1874 г. Сметана неожиданно оглох. Но несмотря на это в последующее десятилетие он создал едва ли не лучшие свои произведения: симфоническую поэму «Мою Родину», оперы(«Поцелуй»), фортепьянные циклы «Сны» и «Чешские танцы», оба струнных квартета и оркестровый «Пражский карнавал».

Свою жизнь Сметана доживал в лечебнице для душевнобольных в Праге.

Музыкальное наследие:

Оперы (все поставлены в Праге): "Брaндербуржцы в Чехии" (Branibori v Cеchach, 1863 г.), "Проданная невеста" (Prodana nevesta, 1866 г.), "Далибор" (Dalibor, сочинена 1867 г.), "Либуше" (Libusе, 1872 г.), "Две вдовы" (Dve vdovy, 1874 г.), "Поцелуй" (Hubicka, 1876 г.), "Тайна" (Tajemstvi, 1878 г.), "Чёртова стена" (Certova stena, 1882 г.), "Виола" (нe окончена, по "Двенадцатой ночи" Шекспира, соч. 1884 г.)

Камерно-инструментальные ансамбли : для cкpипки и фортепьно-фантазия (1843 г.), 2 дуэта "В родном краю" (Z domovi-ny, 1878 г.), фортепьянное трио (1855 г.), 2 струнного квартета (1-й, Из моей жизни-Z meho zivota, 1876; 2-й-1883 г.)

Хоры (мужские, с фортепьно): "Чешская песня" (Сeska pisen, слова Я. Гвезды, 1860 г.; 2-я редакция для смшанного хора с фортепьно, 1868 г.; 3-я редакция с оркестром, 1878 г.), "Три всадника" (Tri jezdci, cлова Ю. В. Яна, 1862 г.), "Отщепенец" (Odrodilec, cлова А. Мeтлинского, двойной мужской хор - 1863 г.; 2-я редакция, мужской хор - 1864 г.), "Земледельческая песня" (Rolnicka, cлова В. Трнобранского, 1868 г.), Торжественный хор (Slavnosti sbor, cлова Э. Цюнгеля, 1870 г.), "Песнь на море" (Pisen na mori, cлова В. Галопа, 1877 г.), 3 трёхголосных женских хора - "Прилетели ласточки" (Priletely vlastovicky), "Солнце село за гору" (Zapad slunce, оба на cлова И. Сладека) и "Моя звезда" (Ма hvezda. cлова К. Пешки, 1878 г.), мужские хоры на cлова И. Срб-Дeбрнова - "Приданое" (Veno, 1880 г.), "Молитва" (Modlitba, 1880 г.); 2 лозунга (Dve hesla, для "Глагола пражского", 1882 г.), "Наша песня" (Nase pisen, 1883 г.), 2 церковных хора - с органом a cappella

Произведения для фортепьяно: " Бравурный галоп" (1840 г.), кадриль (1841 г.), польки , в том числе "Из студенческой жизни" (Zе studentskeho zivota, 1842 г.) и "Воспоминание о Пльзени" (Vzроmkа nа Plzen, 1843 г.), Багатели и экспромты (8 пьес, 1844 г.), 8 прелюдий (1845 г.), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848 г.), соната (1849 г.), "Свадебные сцены" (Svatebni scdny, 1849 г.), "Листки воспоминаний" (Listky do pamatniku, 1851 г.), польки - 3 салонные (Tri polky salonni, 1855 г.), 3 поэтические (Poeticke, 1855 г.), "Видение на балу" (Videni nа plese, 1858 г.), "Беттина полька" (Bettina polka, 1859 г.), "Воспоминание о Чехии в форме полек" (Bzpominky nа Cechy ve forme polek, 1859 г.), 4 концертных этюда (1862 г.), концертная фантазия на темы чешских песен (1862 г.), Мечты (Sny, 1875 г.), Чешские танцы (Ceske tance, тетрадь I - 1877 г., тетрадь II - 1879 г.)

Произведения для фортепьно в 4 руки : 2 увертюры (1842 г.)

Музыка к спектаклям драматического театра: 2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам М. Копецкого "Доктор Фауст" (1862 г.) и "Ольдржих и Божена" (1863 г.), Фанфары к трагедии У. Шекспира "Ричард III" (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1867 г.)

Страстный поклонник творчества Листа, Сметана стал первым чешским композитором, которому удалось сочетать национальные музыкальные элементы с общеевропейским стилем; особенно преуспел он в жанрах национальной оперы и симфонической поэмы.


Бедржих Сметана чешский музыкант, глава национальной композиторской школы. Родился 2 марта 1824 в Литомишле. Уже в очень раннем возрасте Сметана проявил большую одаренность и целеустремленность. В своем дневнике он записал: «Я хочу стать Моцартом в сочинении и Листом в виртуозности». В 1848 Сметана основал музыкальную школу в Праге. С 1856 по 1861 он зарабатывал на жизнь дирижерской деятельностью в Гётеборге (Швеция) и вернулся в Прагу только в связи с болезнью жены. После ее кончины Сметана снова уехал в Швецию, а в 1863 окончательно поселился в Чехии. Здесь он в течение нескольких лет развил бурную деятельность как хоровой и оперный дирижер, музыкальный критик и композитор. В 1874 Сметана совершенно потерял слух; в 1882 у него проявились признаки душевного заболевания. Он скончался в Праге 12 мая 1884.

Страстный поклонник творчества Листа, Сметана стал первым чешским композитором, которому удалось сочетать национальные музыкальные элементы с общеевропейским стилем; особенно преуспел он в жанрах национальной оперы и симфонической поэмы. В Проданной невесте (Prodan nevsta, 1866), шедевре Сметаны, фольклорные мотивы предстают в безукоризненной профессиональной оправе. Эту музыку, пронизанную стремительными ритмами и земным весельем, можно назвать одой чешскому крестьянскому духу. Особенно привлекательны блестящие народные танцы – фуриант и полька. Успех Проданной невесты не был превзойден более поздними операми композитора, такими, как Далибор (Dalibor, 1868), Две вдовы (Dv vdovy, 1874) и Поцелуй (Hubika, 1876). Главные достижения Сметаны в других жанрах связаны с циклом из шести симфонических поэм Моя родина (M vlast). Все они посвящены чешским темам: Вышеград (Vyegrad, замок чешских королей), Влтава (Vltava, главная река Чехии), Шарка (arka, чешская воительница), В чешских лугах и лесах (Z cskch luh a haj, пастораль с картинами сельского праздника), Табор (Tbor, крепость гуситов), Бланик (Blank, гора, в которой, по преданию, спит гуситское войско). Поэма Влтава, содержащая веселую сцену охоты, крестьянскую польку и танец эльфов, – одно из часто исполняемых произведений. В камерном наследии Сметаны выделяется струнный квартет ми минор Из моей жизни (Z mho ivota, 1876): по типу эта композиция тоже напоминает симфоническую поэму.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Сметана Б.

(Smetana) Бедржих (2 III 1824, Литомишль - 12 V 1884, Прага) - чеш. композитор, дирижёр, пианист, муз.-обществ. деятель. Учился игре на скрипке у отца, пивовара, любителя музыки. С 5-летнего возраста участвовал в домашнем музицировании, играя на скрипке. Игре на фп. вначале обучался под рук. Я. Хмелика, к-рый записал ранние композиторские опыты С. (записи утеряны). В 1830 впервые выступил публично как пианист; позднее учился у кантора Ф. Икавеца (фп.). В школьные годы в Праге и Пльзене С. играл в камерных ансамблях и оркестрах, сочинял для них танцы ("Луизина полька" и др., 1840-42). Затем совершенствовался в игре на фп. и изучал теорию композиции у известного чеш. педагога, слепого музыканта Й. Прокша в его школе в Праге (закончил курс обучения сочинением фп. сонаты g-moll). В эти годы С. познакомился с Г. Берлиозом, К. и Р. Шуманами, концертировавшими в Праге. Р. Шуман помог ему глубже понять музыку Шопена, ощутить патриотич. пафос творчества этого композитора. Фп. произв. Ф. Шопена и Ф. Листа С. исполнял во время первой конц. поездки по Чехии, предпринятой вскоре после окончания школы Прокша (концерты не имели успеха, и С. долго не выступал как пианист).
С сер. 1840-х гг. С. начал серьёзно заниматься композицией, зарабатывая на жизнь частными уроками фп. игры. Первое изданное произв.- "6 характерных пьес" для фп. (ор. 1, соч. 1848). Под впечатлением революц. событий в Праге в 1848 написал "Песнь свободы" для хора (её называли "чеш. Марсельезой"; распространялась среди восставших как листовка, позднее написан вариант для голоса с фп.), "Марш студенческого легиона" и "Марш Национальной гвардии" для симф. оркестра. Первое крупное симф. сочинение С.- "Торжественная увертюра" (1849). В 1849 С. открыл собств. муз. школу, в к-рой преподавала и его жена - пианистка Катаржина С. (урожд. Коларж), также ученица Прокша. Школа С. на протяжении многих лет была центром конц. и просветит. деятельности передовых чеш. музыкантов. В этот период С. сочинял преим. польки - "3 поэтические польки", "Нашим девушкам", "Свадебные сцены" и др. (все эти пьесы, в отличие от ранних, выходят за рамки жанра танц. музыки). Подобно Шопену, С. на основе нар. танца создавал поэтичные картины из нар. жизни.
Обстановка, сложившаяся в Чехии после подавления революции, смерть трёх дочерей и болезнь жены побудили С. временно оставить родину. В 1856-61 жил в Швеции; преподавал фп. игру и руководил муз. объединениями в Гётеборге, выступал как пианист и дирижёр, много сочинял. Под влиянием Листа, у к-рого С. неоднократно бывал в Веймаре, написал 3 программные симф. поэмы - "Ричард III", "Лагерь Валленштейна" и "Гакон Ярл" - первые значит. произв. чеш. музыки в этом жанре. Написанные на сюжеты произведений, созданных писателями разных стран, эпох и стилей (У. Шекспир, Ф. Шиллер, дат. поэт А. Эленшлегер), эти поэмы связаны идейной общностью; они отражают передовые свободолюбивые идеи борцов за независимость Чехии.
Вернувшись в Прагу весной 1861, С. возглавил движение за самобытное развитие нац. чеш. муз. культуры. Он организовывал концерты, выступал как дирижёр с муж. хором "Глагол пражский", для к-рого создал ряд хоров на слова чеш. поэтов, писал статьи, призывая к расширению муз. репертуара и популяризации музыки чеш. и др. слав. композиторов. Однако осн. усилия С. были направлены на создание нац. оперы. Это было особенно важно в период патриотич. подъёма, активизации т. н. будительского движения (возникло в кон. 18 в.; его деятели стремились к возрождению нац. культуры и чеш. языка, развитию к-рых препятствовали австр. власти). В Праге в эти годы шли гл. обр. нем. оперы. Однако с завершением строительства "Временного т-ра" возникла необходимость в чеш. репертуаре.
Поставив перед собой задачу заложить основы всех важнейших жанров нац. оперы, С. начал одноврем. работать над героико-патриотич. оперой "Бранденбуржцы в Чехии" и комической - "Проданная невеста" (обе на либр. К. Сабины), трагич. оперой "Далибор" и эпической "Либуше" (обе на либр. Й. Венцига).
Содержание первой оперы - изгнание чужеземцев из Чехии в 13 в. - живо ассоциировалось с современностью; музыка оперы, пронизанная песенно-маршевыми интонациями и ярко характеризующая нар. восстание, оказывала сильное воздействие на чеш. слушателя. Опера "Бранденбуржцы в Чехии" получила высокую оценку критики и была удостоена премии.
Музыка "Проданной невесты", основанная на интонациях чеш. нар. песен, а также танцев с их живыми ритмами (скочна, полька, дупак, фуриант), отличается проникновенным лиризмом; опера имела огромный успех, благодаря к-рому С. в 1866 получил пост гл. дирижёра оркестра "Временного т-ра" в Праге. По инициативе С. и под его руководством были поставлены оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" Глинки (дирижировать последней в Прагу по приглашению С. приезжал на премьеру в 1867 М. А. Балакирев), позднее - "Галька" Монюшки. С. продолжал быть активным организатором муз. жизни города - руководил муз. секцией "Умелецкой беседы", основал абонементные симф. концерты (проходили в здании т-ра), знакомившие чеш. публику с лучшими произв. мирового муз. иск-ва - включал в программы классич. музыку и сочинения совр. чеш. и др. слав. композиторов, в т. ч. орк. произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского (позднее из абонементных концертов возникла Чеш. филармония).
В 1868 состоялась премьера оперы "Далибор", исполненной протеста против феод. гнёта (в основе сюжета - судьба благородного рыцаря, к-рый погиб, защищая угнетённых). Смелые модуляции, насыщенная звучность оркестра, героич. мелодии фанфарного характера дали повод реакц. критике упрекать С. в "вагнеризмах", отходе от традиций чеш. нац. музыки. Опера "Далибор" вскоре была снята с репертуара, и при жизни С. постановка не возобновлялась (клавир был издан друзьями С. незадолго до смерти композитора к его 60-летию). Патриотич. направленность творчества С. настораживала проавстрийски настроенные реакц. круги. Враждебные ему критики из лагеря т. н. старочехов препятствовали мн. патриотич. начинаниям С. В ответ на требование устранить С. с поста гл. дирижёра "Временного т-ра" с меморандумом в его защиту выступили представители передовой общественности (среди деятелей чеш. культуры - поэт Я. Неруда), высоко оценивавшие общенар. значение прогрессивной муз.-обществ. деятельности С. Начал выходить журн. "Dalibor", возглавивший кампанию по защите композитора и названный так в знак протеста против снятия оперы с репертуара. В 1874 С. создал комич. оперу "Две вдовы" (либр. Э. Цюнгеля), продолжавшую направление, к-рое он развивал в "Проданной невесте", но включавшую в муз. ткань интонации гор. песни. В том же году написаны первые 2 симф. поэмы из цикла "Моя родина", выдающегося произв. чеш. классики. (Симф. поэма "Вышеград" из этого цикла и опера "Две вдовы" были последними сочинениями, созданными композитором до наступления глухоты; С. полностью потерял слух в окт. 1874. Симф. поэмы "Влтава" - наиболее популярная из цикла "Моя родина", и "Шарка" были начаты при первых симптомах болезни.)
Вынужденный из-за глухоты оставить пост оперного дирижёра и испытывая материальные затруднения, С. поселился в доме мужа дочери, лесничего Й. Шварца в дер. Ябкенице (близ Праги). Однако он продолжал творч. деятельность, и в последние 10 лет жизни им были созданы: оперы "Поцелуй", "Тайна", "Чёртова стена" и I д. оперы "Виола" (все на либр. Э. Красногорской), а также "Пражский карнавал" для симф. оркестра, ряд вок. произв. (гл. обр. для муж. хора), 2 струн. квартета, "Чешские танцы" и др. фп. произв., а также последние симф. поэмы из цикла "Моя родина" - "Из чешских полей и лесов", "Табор", "Бланик". Согласно замыслу автора, музыка всего цикла должна была звучать единым гимном родине. Опираясь на традиции создателей романтич. программного симфонизма (гл. обр. Ф. Листа), С. в работе над симф. поэмами использовал историч. материалы, популярные нар. легенды и предания. Образы древней Чехии, символом к-рой является легендарный Вышеград - первооснова чеш. гос-ва, чередуются с поэтич. картинами природы и нар. празднеств. Через весь цикл проходит идея бессмертия и величия чеш. народа; воспеваются неприступная твердыня гуситов Табор и гора Бланик, в глубине к-рой спят воины, пока звук трубы не позовёт их на бой за освобождение родины. Музыка цикла ярко национальна, построена на интонациях чеш. нар. мелодий (в поэме "Табор" разрабатывается подлинная тема одной из лучших гуситских песен "Кто же вы, божьи воины?"). В сочинении ярко проявляются мастерство С. в области орк. колорита, его полифонич. иск-во (особенно в поэме "Из чешских полей и лесов"). В истории чеш. симфонизма цикл "Моя родина" занимает такое же важное место, как "Проданная невеста" в истории чеш. оперы. Этим циклом С. утвердил классич. традиции чеш. симф. музыки - демократизм, нац. самобытность, патриотич. устремлённость, традиции, получившие затем развитие в произв. А. Дворжака и сыгравшие решающую роль в формировании творчества чеш. композиторов след. поколений. (Из-за призывного, патриотич. характера музыки исполнение цикла "Моя родина" в оккупированной гитлеровцами Чехословакии было запрещено.)
Камерную музыку С. писал гл. обр. в периоды, связанные с трагич. событиями личной жизни. Свою скорбь, вызванную смертью первой дочери, он отразил в фп. трио. Потеряв слух, композитор излил свою горечь в 1-м струн. квартете "Из моей жизни", имеющем автобиографич. содержание. Но несмотря на субъективный характер чувств, выраженных в музыке, и трагич. окраску одного из финальных эпизодов (в болезненном состоянии композитор слышал мучившее его звучание - Аs-dur`ный секстаккорд в 4-й октаве; в квартете - это пронзительное верхнее е), музыка этого произв. отличается большими художеств. обобщениями; она говорит о мужественной борьбе с невзгодами, воспевает вечное обновление, радость творч. труда. Пражское об-во камерной музыки, куда С. представил это сочинение, сочло его технически неисполнимым. Лишь благодаря содействию друга С. поэта Й. Срб-Дебрнова 1-й струн. квартет был исполнен в 1878 в его доме, затем в публич. концерте (на альте играл А. Дворжак); вскоре квартет стал известен и в др. странах. 2-й струн. квартет по эмоциональному содержанию является продолжением 1-го; его программа - жизнь и страдания музыканта, потерявшего слух. Несмотря на полную потерю слуха, С. неск. раз выступил как пианист; сбор с концертов пошёл на восстановление здания сгоревшего Нац. т-ра. С той же целью С. 28 IX 1881 в последний раз дирижировал оркестром, будучи уверен, что оркестранты его не подведут, а имя привлечёт много слушателей.
Исполнение оперы "Либуше" состоялось в присутствии С. в 1883, в день открытия Нац. т-ра (автор назвал её "торжественной картиной"). Опера написана в монументально-эпич. стиле и посвящена воспеванию мудрости, славы и силы чеш. народа, это - муз. сказание о его деяниях и бессмертии; в опере отразились глубокие патриотич. чувства композитора. (Опера "Либуше", с её торжественной музыкой, исполняется в ЧССР в дни нац. празднеств; увертюра часто звучит как самостоят. симф. произв.)
25 II 1884 тяжело больной композитор вынужден был прекратить работу над партитурой оставшейся незавершённой оперы "Виола" (по "Двенадцатой ночи" Шекспира). Через два с половиной месяца С. умер. С. сыграл исключит. роль в развитии чеш. муз. культуры. Опираясь на опыт мастеров мирового муз. иск-ва, он творчески развил нац. муз. традиции, в т. ч. старших современников В. Томашека и P. Шкроупа. Произв. С., прозванного "чешским Глинкой", отличаются яркой нац. самобытностью, они положили начало расцвету чеш. нац. музыки и утвердили её мировое значение.
Реалистическое и в то же время обладающее романтич. чертами новаторское иск-во С. завоевало признание ещё при жизни композитора в разных странах, в т. ч. в России. 30 XII 1870 (11 I 1871) в Мариинском т-ре в Петербурге была впервые поставлена "Проданная невеста" (в СССР пост. в 1937; первая постановка - в Ленингр. Малом оперном т-ре); симф. камерные и хор. сочинения С. широко исполняются сов. оркестрами, ансамблями и хор. коллективами.
После смерти С. пачалась систематич. публикация его произв. В 1910-27 в Праге выходил прогрессивный муз. журн. "Smetana" (основан З. Неедлы). В ЧССР издаётся собрание сочинений С. (с 1940). Именем С. названы один из лучших конц. залов и Дом музыки в Праге. Здесь находится также Музей С., филиалы к-рого имеются в Литомишле и Ябкенице; Музей С. открылся и в Гётеборге. Ежегодно в день смерти С. исполнением симф. цикла "Моя родина" начинается междунар. муз. фестиваль "Пражская весна".
Основные даты жизни и деятельности

Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .