Существует негласное правило театрального этикета: наряд на спектакль должен стоить столько же, сколько и билеты. Это нестрогое правило, но его принято соблюдать на громких премьерах. Обычно на таких событиях собирается нарядная светская публика - что делать, нужно соответствовать. Если в пригласительном билете есть отметка Black Tie (вид официально-торжественного дресс-кода), это значит, что от вас ждут максимально презентабельного внешнего вида. Это же правило касается посещения оперы и балета: считается, что на «торжественных» жанрах необходимы строгие костюмы и вечерние платья.

После третьего звонка вход в зрительный зал воспрещён. Надеяться на то, что можно будет договориться, не стоит: это правило довольно строгое. Поэтому при посещении театра заранее рассчитайте время. Если у вас билеты в партер, контролёр подыщет вам место в ложе. В любом случае, если после третьего звонка вас всё-таки пустят, не пробирайтесь к своему месту по чужим коленкам. Просто займите первое свободное кресло, которое расположено ближе всего ко входу. В антракте у вас будет возможность пересесть на ваши законные места. А ещё не забывайте про то, что к своему месту нужно идти исключительно лицом к сидящим.

Если в кинотеатре вы привыкли брать с собой хрустящие снеки и колу, забудьте о них, когда собираетесь в театр. Никаких конфет и жвачек. Допустимо взять с собой маленькую бутылочку воды. Разговаривать во время спектакля нельзя, даже шёпотом - это некрасиво и мешает соседям. И помните, что ваш подлокотник - правый.

Сразу хвататься за мобильный телефон считается дурным тоном. Тем более, что во время антракта найдётся много других, не менее интересных занятий. Например, можно посетить буфет и обсудить свои впечатления с друзьями. Только делать это нужно негромко, не привлекая к себе лишнего внимания. Не забудьте прогуляться по фойе: часто там размещают выставки костюмов и афиш, или же интересную информацию о театре и артистах.

После окончания спектакля не бегите в гардероб сломя голову, чтобы как можно быстрее забрать шубу и не стоять в очередях. Помните, что артисты выйдут на поклон. Кстати, в этот момент вы можете подарить принесённые цветы. Подниматься на сцену нельзя, поэтому просто встаньте перед первым рядом и протяните букет. Либо передайте его через служащего театра. Уходить можно после того, как закроется занавес.

Если вы идёте в театр парой, то помните: мужчина ведёт женщину в театр, а не она его. Так что в рамках театрального этикета роль у мужчины - ведущая. Он хранит билеты и предъявляет их контролёру, помогает снять пальто и сдаёт его в гардероб, хранит номерки у себя, первым проходит к местам и помогает даме сесть.

Вечер, при котором вам предстоит отправиться в театр, может представлять собой двойное удовольствие. Выбрав на сайтеафиша понравившийся спектакль или балет в вашем городе, вы сможете насладиться просмотром, а также продемонстрировать окружающим свои наряды и показать безупречность собственного вкуса. Как одеться в театр правильно? Однако, для посещения театра платье нужно уметь выбирать правильно.
Как одеться в театр правильно?
Ведь стилисты утверждают, что даже для разных театров есть свои специфические правила, касающиеся внешнего облика посетителей. Наиболее торжественный из поводов нарядиться изысканно, конечно, появляется по случаю посещения балета или оперы.
Но здесь нужно сделать одну оговорку. Возможно, если вы решите отправиться в театр в вечернем платье, дополненном фамильными бриллиантами, то окружающие могут посмотреть на вас с некоторым изумлением.
Ведь преимущественная часть публики в аналогичном заведении считает нормальным появляться в джинсах и далеко не новых свитерах.
Поэтому, учитывая такие особенности, совершенно необходимо отыскать разумную грань между современной реальностью и определенной строгостью внешнего вида, которая является желательной в нормальном обществе при посещении культурного заведения.
Каким должен быть наряд для театра
Вооружитесь таким правилом, которое даст вам верное представление о том, каким должен быть ваш наряд для театра. Чем более масштабным, красивым и дорогим является само здание театра и обстановка в нем, тем более нарядной и изысканной должна быть ваша одежда.
Уместно в этом отношении привести такую классификацию. Платье с открытой линией плеч в пол на ряду с роскошными драгоценностями и перчатками уместно одевать в театр, если вы идете на торжественную премьеру.
Также такой наряд будет уместен, если вы отправляетесь в театр с мировой известностью или громким “именем”, которые располагаются в столичных городах. Наиболее часто такой из нарядов выбирается для похода в оперный театр. Однако этот наряд отлично подойдет и для посещения драматического театра, если случай отличается особой торжественностью.
В платье, длина которого доходит до щиколоток, в фасоне которого предусмотрен любой вид рукава или без таковых, можно пойти на балет или любую оперу. Но платье в этом случае лучше одевать без перчаток. Наряд уместно дополнить роскошными драгоценностями или качественной бижутерией.
В этом случае вы можете оказаться одетой наряднее, чем большинство других дам. Однако это не будет выглядеть напыщенно или слишком чрезмерно. В платье средней длины с закрытыми плечами или даже длинным рукавом, не предусматривающим наличие перчаток, в принципе, возможно отправиться на любой балет или оперу в театре любого уровня. Можно сказать, что подобный наряд будет универсальным для походов в театры.

Как одеться в Большой театр
В дополнение к такому варианту одежды одевайте скромные, но изящные украшения или хорошую бижутерию с содержанием жемчуга и поделочных камней. Если речь не идет о посещении премьеры в Большом театре или ином заведении подобного уровня, тогда вполне допустимо облачиться в блузку с юбкой.
Но такие элементы гардероба должны быть достаточно нарядными и по возможности дополненными красивой бижутерией.
Профессионалы дают и такие советы по поводу выбора наряда для театра и как одеться в театр правильно. Не стоит в театр “выгуливать” имеющееся в вашем гардеробе платье с очень оригинальным или замысловатым фасоном. Не подойдет и наряд очень кричащих тонов или с кринолинами. Ведь вам придется довольно долго сидеть в нешироком виде кресла.
Всегда для театра предпочтительным будет простой, но элегантный покрой платья. Материал должен быть в благородных цветах и нарядной фактуры. По традиции в драматический театр нужно одеваться менее нарядно, нежели при посещении оперы.
Такая традиция идет еще с тех времен, когда оперный жанр представлял собой развлечение для элитных слоев населения. Раньше спектакли ставились для широкой публики, и их могли смотреть все, кто пожелает от простолюдинов до знати.

В каком наряде допустимо ходить в театр сегодня?
В каком же наряде допустимо ходить на спектакль в театр сейчас? Универсальным вариантом может быть облегающее платье либо наряд средней длины, близкий по фасону к вечернему. Открывать плечи не стоит.
И по возможности старайтесь обходиться без слишком глубокого декольте. Ваш облик должен олицетворять собой скромность и интеллигентность, что и характерно для частых посетительниц театров. Сочетание в виде блузки и юбки тоже будет допустимым. Но юбка, естественно, не должна быть чересчур короткой.
В костюме тоже можно пойти в театр, но он не должен быть чрезмерно строгим и мрачным в плане цвета. Многим женщинам не понятно, можно ли в театр приходить в брюках. При традиционном подходе на них накладывается жесткое табу, как на возможный вариант. Однако в современных реалиях это правило повсеместно нарушается.
Если и у вас велико желание отправиться в театр в брюках, тогда можно и одеть их. Но конечно, это не должны быть джинсы. Брюки можно дополнить нарядным жакетом либо красивой классической блузкой. Однако, такой наряд будет допустим, если вы идете не на премьеру спектакля, и он не отличается особой торжественностью. Сегодня в домах культуры нередко проводятся и неформальные театральные постановки.
Аналогичного жанра спектакли могут даже проводиться в кафе или в отдельном доме. И это будет тем самым случаем, когда можно полностью расслабиться в плане выбора наряда. Как одеться в театр правильно – забудьте обо всех табу и правилах. Надевайте по этому поводу то, что вам более нравится.
Но и тут старайтесь не выглядеть уныло и, что называется, серо. Определившись с тем, в каком именно наряде вы отправитесь в театр, пора подумать и о дополнении наряда разными аксессуарами. По этому поводу в отношении театральных посещений также сложились определенные правила.

Аксессуары для театра
Конечно, посещение театра не мыслимо без маленькой изящной сумочки. Есть даже отдельные модели сумок, которые называются театральными. В качестве варианта допустимо дополнять наряд красивым ридикюлем. Но и это не является обязательным требованием.
Театральные сумочки представляют собой словно отдельное направление моды. Такие сумочки не просто очень маленькие, они непременно делаются из нарядного фактурного материала. Нередко их дополняют всевозможные декоративные элементы в виде блесток, бисера, вышивки или кружева.
Чаще всего одевается такая сумочка на плечо посредством длинной блестящей цепочки. Но сумочку можно носить и просто в руках.
Еще один аксессуар, который всегда будет уместным в обстановке театра, это веер. В особенности его рекомендуется брать, если сама одежда будет отличаться особой торжественностью. Ведь в зрительном зале театра может быть изрядно душно.
Поэтому веер сможет пригодиться по своему прямому назначению. Веер, однако, нужно подбирать под ткань и оттенок одежды. Наиболее нарядным вариантом веера будет, конечно, тот, что изготовлен из перьев.
Но веер из ткани, резного дерева или костяных пластин тоже допустим, если он сочетается с вашим нарядом. В театре допустимой, как ни странно, будет и вечерняя шляпка. Причем она по фасону может быть абсолютно любой.
Нередко дамы одевают в театр “ложную шляпку” на заколке или обруче. Однако перед самим спектаклем шляпку лучше снять. Иначе вы будете загораживать обзор людям, сидящим позади вас.

Обувь для театра
Единственно приемлемым вариантом обуви для посещения театра являются туфли. И даже, идя в театр, а тем более на оперную постановку в холодное время года, их нужно взять с собой, чтобы в театре переобуться.
Посещение театра в сапогах считается дурным тоном!!!
Если модель вашего платья предполагает наличие шлейфа, то допустимо на ноги одевать балетки. Ведь шлейф очень легко цепляется за каблук, что может помешать вашей безопасности.
Существуют определенные ограничения в отношении наряда для театра.

Что нельзя надевать в театр
Они состоят в так называемых нарядах-табу. К ним относятся, во-первых, джинсы и шорты. Такая одежда в крайнем случае окажется уместной для представления в провинциальном театре или на неформальной постановке на квартире.
В театре не допустимо появляться в “радикальном” мини. Ведь вы идете не в клуб, поэтому и ноги оголять не стоит. Не подойдут для посещения театра кружевные колготки или в сеточку. Ваш вид будет в них в изысканном интерьере театра чересчур пошлым.
Одежда, в которой принято посещать театр, должна быть максимально элегантной и красивой. Подчеркнутая сексуальность в образе совершенно не допустима.
Слишком буднично одеваться в театр нельзя, например, в свитер или футболку. Равно как и приходить в это культурное заведение в кроссовках, шлепанцах, сандалиях или сапогах. Не будет свидетельством имеющегося у вас стиля обилие блестящих тканей, блесток или тому подобных элементов.
Превращать себя в новогоднюю елку не стоит, если вы отправляетесь в театр. В остальном ориентируйтесь на собственные предпочтения и следите за тем, чтобы ваш наряд был не только уместным для театра, изысканным и элегантным, но также максимально удобным для вас.
Как одеться в театр правильно мы рассказали – приятных впечатлений!

Пожалуй, для начала следует заострить внимание на таком понятии как самосовершенствование. Почему именно оно, спросите вы. Да потому, что именно с этим понятием связана наша с вами жизнь, а если с этим связана жизнь, то и все даже мало-мальски относящиеся к ней аспекты. Вот таким одним из немаловажных аспектов нашей жизни является искусство. Оно заключает в себе и литературу, и кино, и театр, и живопись и всё то, что способствует развитию духовности, что воспитывает в нас личность и определяет наши сильные стороны.

Безусловно, искусство это не абсолют. На формирование личности влияет множество других факторов. Но сегодня разговор пойдёт именно о театре. Стоит ли ходить в театр? Друзья, ну конечно же, стоит. Стоит ходить самим и приучать своих детей к театру. Не хотелось бы всё упрощать, но театр – это нечто среднее, это уже не книга, но ещё не фильм. Театр – это эмоции. Это небольшая жизнь, проживаемая актёрами на сцене и зрителями в зале. Это смех и слёзы, горечь потерь и радость от приобретения новых ощущений. Театр помогает заглянуть за кулисы собственной души, так сильно «обросшей» бытовыми проблемами и пустыми заботами.

Но не всё то золото, что блестит. Не всякий спектакль способен научить, подарить, словом, не всякое произведение направлено на созидание. В наше время, как, наверно, и во всякое другое, наряду с подлинным и искренним существует пустое и наносное, не способное научить. Думаю, авторы подобных произведений создают их не для людей, а скорее для себя. Такие спектакли, полагаю, лучше пропустить.

Ходить в театр нужно. Театр развивает в нас чувство сострадания, когда на сцене актёры переживают личную трагедию, чувство восторга и радости за главного героя. Мы плачем и смеёмся, наблюдая за ненастоящей жизнью выдуманных героев, потому что стараемся так или иначе спроецировать её на себя. Только чуткая, вдумчивая и неравнодушная личность умеет переживать неудачи и победы главных героев, умеет сострадать. Ведь тот, кто задумывается, почему происходит так или иначе, кто способен смеяться над собой, кто, наблюдая за страданиями героев, пусть не настоящими, а умело сыгранными, испытывает чувство боли и сострадания к ближнему, способен на многое.

Кто-то скажет, что театр очень похож на кино, что и там и там герои играют свои роли. Чем же театр лучше? Безусловно, кино заслуживает отдельной статьи. Но о том, что отличает театр от кино, сказать всё-таки стоит. За жизнью киногероев мы наблюдаем через экраны, нас нет рядом с ними. Да, в кино атмосфера передана лучше, ярче, окружение реалистично. Но люди ходят в театр не за красивой картинкой и не за спецэффектами, но за игрой профессиональных актёров, способных пробудить в нас тот спектр эмоций, который мы в себе таим, возможно, и сами того не зная.

Многие жалуются, что актёры в театре чересчур крикливы, что они слишком громко произносят свои реплики. Однако это не так. Это так называемый надрыв, который служит усилителем для эмоций. Именно этот приём способен так сильно на нас повлиять, способен «пробудить» нашу душу.

Друзья, ходить в театр стоит! Не бойтесь обнажить душу, ведь только так вы сможете обрести самих себя!

Каждому человеку хочется иногда ходить в какие-то места. Кто-то просто не хочет сидеть дома, потому что постоянно находится в одном доме, например, с родителями, представляет собой достаточно утомительное и скучное занятие. А некоторые люди обожают развиваться, становиться более развитыми и культурно богатыми, поэтому с удовольствием посещают различные места, например, кино, театры, музеи и многое другое. Театр - это именно то место, которое позволяет насладиться живой актерской игрой и получить от этого процесса массу положительных эмоций. А теперь стоит рассмотреть основные причины, почему нужно ходить в театр или почему некоторые люди его посещают.

1. Иногда люди просто устают от постоянного времяпрепровождения за компьютером и телевизором. И понять несложно: начинают болеть глаза, мозги забиты работой или учебой, необходим хоть какой-то отдых. И чтобы хотя бы на пару часиков выбраться из дома, отвлечься от дел, можно посетить театр, почувствовав там при просмотре спектакля истинные человеческие чувства, а не усталость глаз и загруженность мозга.

2. У некоторых людей дни абсолютно одинаковые. Проходят они скучно, постоянно или работа, или учеба, а потом домой. Там телевизор, еда, разговоры с семьей, уроки или написание отчетов. Может быть, чтение книги или игра с детишками, уборка дома и все такое. Если каждый день проходит одинаково, и есть возможность хотя бы раз в месяц, а может быть, два раза или каждую неделю посещать театр, то почему бы и нет? Театр - это именно то, что наполнено потоком настоящей живой энергии. Качественная живая игра актеров поможет получить заряд бодрости на всю неделю и внести хоть чуточку разнообразия в жизнь!

3. Есть те женщины, например, которые посещают какие-либо места просто с целью покрасоваться и похвастаться новыми вещичками. А кто-то, возможно, идет с целью познакомиться с новыми людьми. Вот, например, купила девушка новое платье, а пойти ей некуда! Почему бы не сходить в театр с подругой или любимым человеком? Почему бы не "выгулять" свое платье под предлогом посещения театра? Тоже неплохой вариант и полезный! И сама она получит много эмоций, и чуточку богаче в духовном плане станет. Кстати говоря, если хочется посетить именно спектакль театра Ленком "Юнона и Авось", на сайте билетикoru можно приобрести билеты онлайн.

4. Помимо того, что театр может стать способом отдыха от работы, внесения в жизнь чего-то нового и яркого, а также знакомства с новыми людьми, театр - это отличный способ развиваться. Ведь когда человек, посмотрев какой-то спектакль, потом начинает задумываться о нем и его смысле, рассуждать и анализировать. А это, соответственно, заметно развивает мышление.

Батюшка, грех ли ходить в театр и заниматься актерской деятельностью?

Давайте обратимся к древнему авторитетному источнику, который занимает первое место во всех собраниях правил восточной Православной Церкви. Правила святых апостолов содержат следующий пункт: «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». «Позорищная» женщина — та, что участвует в представлении зрелищ на сцене. Правила ставят таковую в один ряд с блудницами, второбрачными и т. п. Казалось бы, вопрос закрыт: актрисы подобны блудницам, и благочестивому человеку театр лучше обходить стороной. Однако, давайте разбираться.

Византийский историк XII века Иоанн Зонара дает пояснение этому пункту апостольских правил: «Ибо нельзя поверить, чтобы оставались целомудренными таковыя, которыя живут — как попало и без стыда ведут беседы со всяким встречным». Ему вторит и антиохийский Патриарх, византийский канонист, Феодор Вальсамон: «Cомнительно их целомудрие по причине худых обстоятельств их жизни». То есть профессия актрисы вульгарна и недопустима не сама по себе (мы выделяем из общего ряда именно актерскую составляющую, поскольку именно она является предметом нашего разговора), а именно потому, что она связана с каким-то бесстыдством и нарушением целомудрия. И действительно, со времен апостолов вплоть до средних веков театр представляет собой аккумуляцию языческой культуры и религии. Все, что старательно изживала христианская Церковь в миру, скурпулезно консервировалось за кулисами театров. Здесь можно увидеть имитацию жертвоприношений, древних богов, которых подчас изображали сами христиане (отсюда такой решительный и жестокий посыл в адрес представительниц актерской профессии), оголенных женщин и прямой блуд. То есть Церковь осуждает именно содержательную составляющую театральной сферы.

Но со временем театр, как и другие различные сферы культуры, просвещается светом евангельской проповеди. Наша русская культура буквально насквозь пропитана христианскими мотивами; и величайшие произведения Достоевского и Гоголя, который называл, например, искусство, театр ступенью к христианству, уже едва ли можно назвать языческими. Классическая форма наполняется совершенно новым содержанием, и Церковь призвана к тому, чтобы эти формы культурной жизни человека освящать.

Однако и сегодня на сцене можно увидеть не то что языческие, но явно антихристианские постановки. Именно о таковых писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой». Поэтому пред каждым христианином сегодня стоит выбор: идти на этот спектакль или же нет, а еще и друзей отговорить. Но есть множество произведений и постановок, которые способствуют сохранению христианской культуры в нашем постмодернистском обществе. Такой досуг крайне полезен для души современного человека, который нередко впитывает евангельские ценности через театральные постановки. Хотя и нужно быть крайне осторожным при просмотре театральной афиши: ведь человеку гораздо интереснее низменные чувства и страсти, нежели сфера небесного, а потому непристойных и вульгарных постановок сегодня, к сожалению, гораздо больше.

Что касается самой актерской профессии, то здесь опять же дело в посыле. Какова цель вашей работы? Просто набить карманы, невзирая на то, какую мерзость вы играете на сцене? Или же все-таки вы желаете своей игрой пробудить в зрителе что-то доброе, истинное, тот духовный росток, который взойдет с вашей помощью до самых Небес? Существуют целые театры духовной направленности, такие, как, например, русский духовный театр «Глас» и театр русской драмы «Камерная сцена» в Москве. Если христианин выбирает для себя актерскую стезю, для него должен быть ряд правил и табу — то есть отказ представлять непристойности вне зависимости от предлагаемого гонорара. Необходимо воспринимать актерскую работу как служение Богу через служение ближним своим, тогда все станет на свои места.

Мы с мужем женаты восемнадцать лет, нас венчали в Церкви. Сейчас я хочу c ним расстаться, так как все чаще стали ругаться и стали совершенно чужими людьми друг другу. Как пройти обряд развенчания?

Православная Церковь знает лишь Таинство Брака, в котором двое становятся единой плотью, в котором они сочетаются на Небесах, в Вечности. О каком же разводе может идти речь?! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Раз обещались друг другу, нужно хранить верность до конца. Понятно, что сложно, порой невыносимо, но через преодоление скорбей обретается настоящее счастье. Сохраните свою семью! Ведь вина в том, что вы стали друг другу чужими, лежит и на Вас в том числе. Святитель Иоанн Златоуст говорит о высоком призвании женщины в брачном союзе: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Что же будет, если Вы расстанетесь с любимым человеком? Какой ответ дадите перед Богом? Как будете доживать свой век на земле в одиночестве?

Ваш брак венчан, а потому вы призвали в свои отношения Самого Христа, Который некогда пребывал в Кане Галилейской, благословив брачный союз. А теперь что же, собираетесь разрушить этот организм? По слову святителя Иоанна Златоуста, «Разводиться — дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе — поскольку рассекается одна плоть, закону — поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». И далее он говорит о необходимости сохранения этих отношений: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».

Библия называет единственно возможной причиной развода мужа и жены грех прелюбодеяния, совершенный одним из членов семьи. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве причин, которые могут послужить расторжению брачного союза, еще ряд грехов или недостатков: заболевание неизлечимой болезнью, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм, длительное безвестное отсутствие и т. п. Среди этих причин нет «все чаще стали ругаться и стали чужими друг другу». Апостол Павел пишет: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; … Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:20). Если ваша семья претерпевает скорби — это нормальное состояние для брака, но это не повод к началу бракоразводного процесса, а скорее возможность что-то изменить в отношениях — в этом и есть настоящая жертвенная любовь.

В любом случае призываю Вас с мужем обратиться к местному священнику, который сможет изучить все обстоятельства вашей жизни и брачных недугов и дать необходимые советы и рекомендации.

Батюшка, меня поразила красота богослужения в храме, и я всем сердцем хочу служить в алтаре. Как этого достичь?

Желание послужить Богу прекрасно, причем это служение не ограничивается только алтарной частью храма. Важно понимать, что служить Богу человек может на любом месте и в любое время: за рулем своего автомобиля, у токарного станка, в кабинете своего офиса, у себя дома и т. п. Однако служение именно в Церкви, Доме Божием, — действительно особая честь, к которой Господь призывает особенным образом: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Можно выделить два признака призвания к церковному служению: внешнее и внутреннее. Внутреннее есть то, когда юноша или девица горячо желают служить Богу в храме, заботиться о Церкви Божией. При этом человек должен внутренне искать не славы, величия или обогащения, но руководствоваться искренним стремлением послужить Господу своей жизнью. Возможность петь на клиросе за богослужением, возносить молитвы от лица всего собрания, помогать в алтаре, безусловно, является честью, которую Бог оказывает человеку.

Нужно испытать свое внутреннее желание служить Богу. Для этого рекомендую Вам начать не со служения в алтаре, но входить в храм постепенно. Для начала можно начать с притвора: как правило, именно здесь хранятся швабры, метелки, моющие средства — все для уборки храма. Вот и попросите по благословению настоятеля у одной из дежурных возможности помогать в уборке храма после службы. Если после нескольких недель/месяцев желание служить Богу не остынет в сердце, молитва останется горячей, тогда можно переходить в следующую часть храма — основное храмовое пространство. Здесь можно попроситься следить за подсвечниками, читать или петь на клиросе, помогать людям, которые впервые переступили порог храма. Если душа пройдет и это испытание, то смело можно проситься допустить вас до помощи в алтаре Господнем. Думаю, что такого потрудившегося на славу юношу, показавшего, что служение в храме для него чрезвычайно важно, выразившего готовность служить в любом месте и времени, с охотой примут в алтарь, и из вас получится замечательный пономарь.

Важно всегда хранить в своем сердце при этом память о прошлом: ведь гонения на Церковь были совсем недавно. Кого в первую очередь коснулась эта трагедия? Священнослужители и активные деятели Церкви оказались на передовой, шли на смерть за имя Божие. Готов ли я к такому подвигу? Готов ли быть с Богом не только в теплом, благоухающем храме, но и на печально известном Бутовском полигоне? Эти вопросы тоже чрезвычайно важны в церковном служении, так как на каждом служителе лежит ответственность за всю Церковь.

Также важен при вступлении в церковное служение и внешний фактор, которым является призвание Церковью. Если на служение призывает духовник, настоятель храма или епископ, то следует воспринять это как волю Божию и с благоговеньем вступить в тот круг обязанностей, который требуется от вас исполнить.

Если же ни первое, ни второе условие в вашей жизни не проявляется, то, быть может, стоит оставить эту затею хотя бы на время. Надо помнить, что в церковной жизни есть еще масса служений, выходящих за рамки богослужебной жизни: социальное служение, образовательная деятельность, работа с молодежью, катехизация и т. п. Каждое из этих служений по-своему очень важно и незаменимо в жизни Церкви. Апостол Павел говорит: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27-28). Поэтому, быть может, Господь хочет, чтобы Вы проявили себя в одном из этих качеств. Прислушайтесь к своему сердцу, в котором Бог желает открыть для вас волю Свою, присмотритесь к внешним обстоятельствам, через которые Господь также может действовать и направлять Вас.