Памятник – от слова "ПАМЯТЬ"

Памятники возводятся в память какого-то события, или человека, важного для общества. Памятники возвращают нас в прошлое, не дают забывать знаменательные или трагические события, воспитывают подрастающее поколение. В нашем районе тоже есть свои исторические и памятные места. Одни больше известны, другие - меньше, а о некоторых, наверное, и не все озинцы знают. У каждого из памятников своя история установления, "возраст" и облик. Но сегодня хотелось бы поговорить не столько о самих памятниках, сколько об отношении к ним.

Слава богу, в свое время мы не поддались вакханалии вандализма, оправдать которую ненавистью к советской эпохе или другими идеологическими причинами никак нельзя. Грешно и даже смешно мстить памятникам – этим безмолвным свидетелям нашей жизни. Они не могут отвечать за прошедшие этапы истории или изменить её. Разрушенные памятники восстанавливаются. Рано или поздно. Пример тому в нашем районе – восстановленный в Балашах Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сохранились у нас и памятники В.И. Ленину. Даже приезжающие в район областные журналисты то ли с удивлением, то ли с благодарностью отмечают, что в Озинках есть памятник вождю мирового пролетариата, отмечая при этом, "только его почти не видно в зарослях деревьев". Думаю, все же видно, раз разглядели. Я немного о другом. А вы, озинцы, замечаете этот памятник? Вряд ли. Основанием для такого вывода послужил небольшой эксперимент. Как-то специально опросила порядка десятка человек, помнят ли они, в каком положении запечатлен на этом памятнике Ленин? И знаете, задумались все, но правильно не ответил никто, хотя вариантов было много.

Ответственность перед историей не возникнет на пустом месте. Память нуждается в постоянной подпитке. И памятники без ложной скромности можно назвать теми самыми звеньями одной цепи, что позволяет сохранить историческую связь между поколениями.

У каждого времени свои памятные даты. И памятники тоже свои. Разве думали, уходя на фронт в сороковые роковые, новобранцы о том, что многие из них вернутся домой "в граните и бронзе"… И в бой они шли, как скажет потом о них поэт Твардовский, "не ради славы - ради жизни на земле". Ради жизни на земле пали на фронтах сражений 5363 наших земляков. И в райцентре, и в каждом большом селенье непременно есть памятник павшим землякам. Пусть они неброские, скромные. Главное – они есть. Но всегда ли мы бережно к ним относимся – вопрос другой. Да, к 9 Мая все они приводятся в порядок. Но пройдут торжественно-печальные церемонии, и к некоторым рукотворным памятникам народная тропа, к сожалению, зарастает. Нечасто вы увидите перед ними клумбы с живыми цветами. Еще реже тех, для кого и предназначены памятники – людей. Спросите сегодняшних школьников, чьи фамилии выбиты на обелиске – ответят не все. А часто ли у памятников проходят Часы памяти, Уроки мужества и другие классные и внеклассные мероприятия? А ведь памятники должны "работать". "Работать" с точки зрения патриотического воспитания. Поступки наших дедов - пример для новых поколений. Но, умолчав о подвигах предков сейчас или делая это формально, мы рискуем потом забыть о них. Мы сами делаем свою историю, память, облеченная в форму памятника, - наше воздаяние тем поколениям, которые в свое время отстояли наше Отечество для нас, ныне живущих. И разве не у памятника воину-освободителю могли родиться эти стихотворные строки:

А ветер доносит нам: "Память храните…"

Как тяжко молчанье под гнетом двойным.

И вслух я прочел имена на граните

По списку вечерней проверки войны…

"Книга Памяти" - еще один скорбный памятник погибшим, пропавшим без вести, умершим от ран. Есть эта книга во всех библиотеках, но насколько она востребована – вопрос.

Пожалуй, из всех памятников наиболее посещаем памятник Воину-освободителю и Вечный огонь на центральной площади Озинок. Здесь практически всегда живые цветы, и это, в основном, благодаря традиции молодоженов. А почему бы не зародиться еще одной хорошей традиции? Например, молодежи взять шефство над каждым памятником и сделать так, чтобы у его подножья с весны до поздней осени цвели цветы и чтобы сюда хотелось прийти с поклоном.

Практически не используется в воспитательных целях памятник участникам локальных войн и чернобыльцам. Пусть памятник этот очень скромный. Но ценность любого памятника определяется не материалом, из которого сделан, и даже не величием, а подвигом людей, в честь которых он установлен.

Согласна, саму память из человека нельзя вытравить ничем. Она дана нам на генном уровне и всегда будет совестливой и справедливой в лучшей и здоровой части общества. И все же нам нужны памятники как символы нашей истории. Говорят, что народ, который не помнит своего прошлого, это народ без будущего. Само слово памятники произошло, как не трудно догадаться, от слова память. Давайте же будем думать о своем будущем уже сейчас. Сохранить память и памятники - это должно быть свято.

Светлана КУЛИБАБИНА

М. Швыдкой

Сегодня в мире много спорят о том, в каком виде сохранять и восстанавливать памятники культуры. Японцы, например, хранят отдельные древние камни. Это дает ощущение подлинности истории, освященной веками. Возникает совершенно особая энергетика места.

Когда сгорело под Петербургом Рождествено, фамильное поместье Набоковых, была точка зрения, что необходимо законсервировать... руины. Сейчас, однако, имение восстанавливается в прежнем своем виде. Естественно, что энергетика его будет иной, чем раньше, возможно, что мы восстанавливаем миф о Набокове, а не реальность, но я считаю, что это лучше, чем пепелище.

Практика восстановления и сохранения памятников чрезвычайно тяжела. Питеру повезло, что это город-музей. Но одновременно это огромная проблема городских и федеральных властей. При этом надо помнить, что роль архитектурной среды, в которой живет человек, чрезвычайно важна для его формирования – даже на подсознательном уровне. Человек таков, в каком мире он живет. Люди, выросшие в новостройках Тольятти, и люди, выросшие в историческом центре Тобольска, отличаются друг от друга. Люди, живущие в новостройках в окружении 5- и 9-этажных коробок, не знающие архитектурной формы храма, усадьбы или дворца, – это особый антропологический тип, способный гадить в подъездах и склонный к агрессии.

Сохранение памятников – это не самоцель. Существование внутри исторической среды влияет на формирование морального облика человека. Не буду повторять, что архитектура – это застывшая музыка, замечу только, что это застывший в камне отпечаток ценностной системы людей, передающийся потомкам. Памятники потому и важны для нас, что позволяют общаться с историей напрямую, не через книги и фильмы, а на подсознательном уровне.

Я не говорю уже о том, что использование памятников истории и культуры –это огромная статья дохода для бюджета. Однако деньги, полученные от аренды памятника, должны возвращаться на его содержание, а не исчезать в черной дыре. Мы обсуждаем сегодня с Госкомимуществом форму сотрудничества на сей счет. Либо будет договор между нами, либо постановление правительства.

Памятник культуры должен кормить себя сам. Более того, он организует вокруг себя сервисную среду. <…> Значит, торговые и сервисные структуры, созданные вокруг памятника истории и культуры, тоже должны работать на него, а не отбирать у него деньги. <…> Туризм в Ясную Поляну или в Михайловское включает сервисное обслуживание, которое должно работать на памятник. Значит, надо найти верное законодательное решение, найти точную юридическую форму поддержки памятника. И, как показывает практика, это сегодня самое тяжелое.



В наступающем ХХI веке, при взрыве новых технологий, люди, как ни странно, будут платить все больше для того, чтобы побыть в историческом пространстве. С одной стороны, оно как некая машина времени. С другой – дает гарантию психологической стабильности, что тоже важно. Ведь культура в отличие от технологии решает не только проблему души человеческой, но и проблему национальной и даже биологической идентичности. Я имею в виду человека как существо, обладающее определенными биологическими ритмами, живущее в привычной среде. Что бы ни говорили, поездка на лошадях в Тульскую губернию биологически более сродни нам, нежели перелет через океан. Новые условия жизни меняют многое вокруг нас, но сами мы, к счастью, меняемся медленнее, чем окружающий нас мир. Гармония между технологическим обновлением и психобиологическим консерватизмом в человеке очень важна для его здоровья и даже жизни. Через культуру, связанную с прошлым, мы сохраняем психическую устойчивость нации(Время МН. 2000. № 120).

06.09.2017 13:35:45

Мемориал «Танк» на улице Советская, по мнению наших читателей, стал болевой точкой в городе. В апреле мы уже писали о том неприглядном виде, в котором находятся памятник и территория вокруг него. Статья была приурочена ко Дню памятников и исторических мест. Сразу же после публикации торговые палатки с газона были убраны, урны вычищены, а боковые стороны постамента с осыпавшейся плиткой выкрашены в чёрный цвет.

Наведённая к Дню Победы чистота радовала недолго. И это неудивительно. Близость торговых центров и более мелких торговых точек, остановки пригородного транспорта и стоянки автомобилей, а также отсутствие общественного туалета не способствуют сохранению порядка.
В итоге терпение граждан лопнуло. На суд общественности в социальных сетях был выложен видеоролик, в котором люди увидели, как на асфальте между «Танком» и забром «замороженной» стройки образовались залежи пивных бутылок, перемежающиеся упаковками от нехитрой закуски любителей горячительного и т.д.
Общественность, представленная людьми самого разного возраста и социального статуса, как и следовало ожидать, возмутило увиденное.
Власти отреагировали оперативно: уже на следующее утро мусор был убран.
Мы попросили прокомментировать проблему заместителя председателя Совета ветеранов войны, труда и Вооружённых Сил Щёкинского района, полковника в отставке Василия Ковика, который неоднократно поднимал вопрос о благоустройстве территории этого значимого для города памятного места:
– Картину, представленную в ролике, наблюдаю часто, так как живу неподалёку. Реакция властей, за утро убравших копившееся несколько дней безобразие, радует, но эта работа должна быть планомерной.
Проблемы, связанные с памятником «Танк», начались во время подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы. Именно тогда Совет ветеранов и другие общественные организации района поставили вопрос о приведении в порядок постамента и благоустройстве прилегающей территории. Что из этого вышло, и каким стал постамент – щёкинцы сами видят.
Этой весной в канун Дня Победы я встречался у памятника с отвественными сотрудниками районной администрации, показал им, в каком состоянии находится это священное место и территория вокруг него.
Но в ответ услышал, что всё, оказывается, хорошо: к 9 Мая постамент помыт, установлены для освещения мемориала два фонаря.
В остальном ничего не изменилось: остатки асфальта, щебня, торговые точки, многие из которых нарушают все мыслимые санитарные нормы – всё это портит общий вид мемориала. Где те цветники, сквер, фонтан, что были рядом с танком в былые годы?
И ещё. Пока рядом с памятником будет остановка транспорта, не оборудованная общественным туалетом, многолетние ели у мемориала так и будут выполнять функцию отхожего места.

К АК ЭТО ни странно, но в дореволюционном Оренбурге не жаловали монументы. Может быть, единственный памятник стоял на правом берегу Урала. Стела с шаром наверху символизировала благодарность оренбуржцев царю‐батюшке Александру III , освободившему жителей города от суровой обязанности воинского постоя.

До середины прошлого века, уже при советской власти, многие оренбуржцы считали его символом границы Европы и Азии. Памятник снесли, а 7 ноября 1953 года на его месте открыли другой – Валерию Чкалову, который, как всем известно, никогда в Оренбурге не был.

В восьмидесятые годы прошлого века местные власти проявили себя последовательными марксистами и поставили сразу три памятника тем, кто о существовании Оренбурга, возможно, и знал, но уж не был здесь точно. Впрочем, выморочная логика в установке двух бюстов и одной скульптурной группы была.

Памятник Сергею Кирову на улице имени Гая расположен рядом с улицей Кирова. Серго Орджоникидзе, внезапно возникающий в начале улицы Туркестанской, затылком повернут к бывшему зенитно‐ракетному училищу своего имени. На территории Дзержинского района, на проспекте Дзержинского, стоит памятник Дзержинскому. Железный Феликс здесь в окружении детей. Острословы уже давно окрестили этот монумент так: «Дядя, где наш папа?»

Один из первых в мире памятников Ленину был открыт в Оренбурге 1 мая 1925 года. В расположении памятника, надписях на его постаменте, да и истории его создания много интересного.

Начнем с того, что деньги, истраченные на памятник, собирались на строительство гидроэлектростанции на реке Сакмаре. Ленин умер, опыта в строительстве ГЭС практически не было и, по предложению газеты «Советская степь», решили поставить монумент. Скульптуру отливали в Ленинградском худ.-пром. техникуме.

Местная легенда утверждает, что вождь изображен в натуральную величину. На самом деле это не так. При росте вождя в 155 сантиметров его статуя - 168.

За искажение великого образа в сторону увеличения на 12 сантиметров скульптор Козлов 24 января 1926 года был вынужден объясняться в местном ГПУ. Его объяснения о том, что Владимир Ильич реального размера выглядел бы на постаменте слишком мелким, были благосклонно приняты. И его не расстреляли. Я Козлова имею в виду.

В 1963 году концепция сменилась и копия скульптуры Ленина работы Пинчука была уже 224 сантиметра, а с металлической лепешкой, на которой она расположилась, без малого два с половиной метра.

Ильичей должно быть много. Как минимум по два на центральной улице.

Еще одна оренбургская легенда связана с памятником другому вождю – Иосифу Виссарионовичу. Трудно сказать почему, но лишь в 1957 году на клумбе перед зданием вокзала был поставлен бронзовый Сталин. Поздновато конечно и, как оказалось через несколько месяцев, политически безграмотно.

По воспоминаниям старожилов, памятник был неказистый, но и простоял недолго. Одной прекрасной ночью, после развенчания культа, он исчез.

Народ не может жить без мифов и легенд. И уже на утро нашлись «очевидцы», которые утверждали, что памятник закопали в землю. Здесь же, под клумбой.

На самом деле всё оказалось проще и прозаичней. Управление железной дорогой, которое, как и весь советский народ, колебалось вместе с линией партии, оказалось расторопнее. Получив соответствующую команду, эта полувоенная организация опередила городские власти, свалила истукан, погрузила его в вагон и отправила на переплавку. Тем самым выполнив полугодовой план по сдаче лома цветных металлов. Так рушились кумиры в нашей стране и в нашем городе.

Теперь на месте Сталина стоит Рычков.

Вот, думаю, далеко не полный список известных российских и советских литераторов, которые родились, жили или как минимум побывали в Оренбуржье: Гавриил Державин, Иван Крылов, Василий Жуковский, Александр Пушкин, Владимир Даль, Тарас Шевченко, Алексей Плещеев, Аполлон Григорьев, Сергей Аксаков, Николай Чернышевский, Глеб Успенский, Михаил Михайлов, Владимир Короленко, Алексей Константинович, Алексей Николаевич и Лев Николаевич Толстые, Сергей Есенин, Муса Джалиль, Александр Фадеев.

Однако памятников удостоились только Муса Джалиль, Лев Толстой, Александр Пушкин и примкнувший к нему Владимир Даль.

Памятник Льву Толстому много лет пролежал на боку на территории завода «Металлист», но, слава Богу, был установлен в парке «Тополя». Правда, непонятно, почему именно здесь.

Когда‐то место под главными часами города выглядело совсем по‐другому. Но я говорю не о фонтане «Лягушки», который помнит старшее поколение оренбуржцев, и не о странной конструкции из труб и лампочек, которая сменила фонтан.

До революции на месте сквера была военная Петропавловская церковь, а на месте памятника кладбище.

« Два чувства с детства близки нам,
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».

Эти пушкинские строчки с легкостью отменили градоначальники, чиновники и скульпторы. И вот рядом с разрушенным храмом расположились торговцы, а Пушкин и Даль стоят на костях русских офицеров.

ХОМУТОВ Сергей Николаевич родился в 1960 году, окончил Оренбургский пединститут, преподавал, работал на телеканалах «Регион», «РИАД‐ТВ» и «ОРЕН‐ТВ», в пресс‐службах губернатора и «Оренбурггазпрома», был редактором газеты «Московский комсомолец» в Оренбурге». Член Союза российских писателей. Печатался в самиздатовских журналах, местных газетах, альманахах «Башня» и «Чаша круговая», журнале «Урал». В 1998 году издал под одной обложкой четыре книги стихов: «Второе зрение», «Светлые песни», «Арьергард», «Зимняя радуга», в 2003‐м в серии «Автограф» вышла книга «Привкус вечности», в 2006‐м – повесть‐сказка «В поисках Живой воды» (в соавторстве с Вячеславом Моисеевым).

Урок № 7 Тема «Памятник» - от слова «память».

Цели:

Знакомить с достопримечательностями Севастополя, планом и гербом города, историей его основания;

Формировать у детей представление о памятниках Севастополя.

Создавать у детей представление о Севастополе как об уникальнейшем городе–памятнике, городе русской славы.

Прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам города.

Развивать умение отличать памятники и достопримечательности Севастополя.

Способствовать развитию умения ориентироваться в городской обстановке.

Убедить детей в необходимости дальнейшего изучения родного города.

Воспитывать чувство патриотизма на примерах мужественной обороны родной земли; воспитывать чувство гордости и сопричастности подвигам героических защитников Севастополя. Воспитать у детей любовь к своему городу, уважительное отношение к памятникам города, уважение к истории города, к его жителям.

Ход урока:

1. Организация на урок.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Ученик (читает стихотворение наизусть):

Потомственный моряк, бесстрашный воин,

Насквозь пропитан влагой штормовой,

Бессмертной славы дважды удостоен,

Он в наши дни легендой стал живой.

Учитель:

Как вы думаете, ребята, о ком это стихотворение?

Сегодня наш урок посвящён нашему родному городу.

Кто может объяснить название нашего города?

Ученики:

Город величественный, достойный поклонения.

Учитель:

Как вы понимаете слова «бессмертной славы дважды удостоин»?

Ответы детей. (Два раза удостоин ордена Звезда героя)

Как люди чтят память о героях, как стараются ее увековечить, передать потомству память о подвиге, человеке, героическом событии?

Ученики: (Ставят памятники, памятные доски, монументы и т.д.)

Учитель:

Что же такое памятник?

(«Памятник - сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица». В. И. Даль.) (Слайд 2)

А могут ли города быть памятниками?

Да, оказывается, могут! И таким городом-памятником можно назвать наш любимый Севастополь.

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Как вы думаете, чему посвящен сегодняшний урок?

(Ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о памятниках. Они обогащают духовную культуру народа, позволяют представить героев зримо, конкретно, представить жизнь людей в другую историческую эпоху. Во многих городах нашей страны и других странах есть памятники. Они представляют собой одну фигуру или группы, фигуры в комплексе, а также рельефы на постаменте.

Судьба Севастополя величественна и неповторима. Каждого, кто приезжает сюда, охватывает чувство гордости и восхищения. Все здесь дышит памятью о беспримерных подвигах и геройстве. (Слайд 3)

Очень точно и лаконично об этом сказал поэт С.Алымов:

С кем, Севастополь, тебя сравнить,

С героями Греции, Древнего Рима?

Слава твоя, что в гранит не вгранить,

Ни с чем в истории не сравнима.

4. Изучение нового материала

1)Работа с учебником с.34

Какие памятники истории и культуры вы знаете?

( Слайд 4 )

Ученики:

Выдающимся людям;

На могиле героя;
Архитектурные;

Воинской славы;

В память об исторических событиях.

Севастополь справедливо называют музеем под открытым небом. На государственный учет взято более 2-х тысяч памятников истории и культуры, среди них культовые и фортификационные сооружения, монументы, бульвары и некрополи, памятные места, связанные с историческими событиями и явлениями, происходившими в Севастополе и пригородной зоне . ( Слайды 5-9 )

Назовите знакомые вам памятники, какому событию или герою они посвящены, где находятся.

2) Работа в группах.

Вспомните правила работы в группе.

Игра «Собери пазлы» (групповая работа). (Каждая команда-ряд вытягивает конверт с заданием.)

Задание. Соберите изображение памятника, выберите его описание из предложенных.

(Приложение 1)

Каждую из пяти картинок разрезать на равные прямоугольники от 9 до 16 частей.

Описание.(Приложение 2)

Ученики выходят к доске с собранным изображением. На слайде показано их задание. Учитель или хорошо читающий ученик, читает информацию о памятнике. ( Слайды 10-14 )

Физминутка

Как солдаты на парад

Мы идем за рядом ряд.

Левой – раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладоши-

Дружно, веселей

Застучали наши ножки-

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем-

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

( Слайд 15 )

«Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» В.Распутин

Учитель:

Народ любит своих героев и свято хранит память о них. О славных защитниках Родины, об их мужестве и отваге слагали стихи, песни, пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о храбости, о патриотизме вы можете назвать?

Дети:

    Смелость города берет.

    Один в поле не воин.

    На смелого собака лает, а труса кусает.

    Родимая сторона-мать, а чужая-мачеха.

    Жить Родине служить.

    Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

    Кто за Родину горой, тот истинный герой.

3). Ознакомление с памятниками города.

Давайте вспомним некоторые известные памятники нашего города.

Кто знает, какой памятник в Севастополе стал первым памятником?

Памятник Казарскому

Знаменитый памятник Казарскому - самый первый памятник Севастополя, прославляющий подвиг во имя Отчизны…

Памятник установлен в честь капитан-лейтенанта А.И. Казарского, командира брига «Меркурий», и его экипажа, отличившихся в неравном морском бою с двумя турецкими линейными кораблями. В тот майский день 1829 года 18-пушечный бриг принял бой с кораблями, общее вооружение которых составляло 184 (!) Орудия.

К 5-летию подвига, в 1834 году, на Матросском бульваре был заложен памятник бригу «Меркурий». Автор проекта – академик архитектуры А.П. Брюллов, брат знаменитого художника.

На пьедестале - надпись: «Казарскому. Потомству в пример».

Памятник Екатерине II

Памятник императрице основательнице Севастополя.

Памятник установлен в сквере на ул. Ленина.

    Скульптор Станислав Чиж.

    Архитектор Григорий Григорьянц

На левой грани - Указ об основании города Севастополя

ИМЕННЫЙ УКАЗ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ КНЯЗЮ ПОТЕМКИНУ ОБ УСТРОЙСТВЕ НОВЫХ УКРЕПЛЕНИЙ…

объявляем сим волю НАШУ устроить следующия укрепления: … Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение. ЕКАТЕРИНА

на правой - рельефное изображение Севастопольской бухты. Скульптура Екатерины- II в торжественном, парадном одеянии, со свитком-указом венчает всю композицию. Общая высота памятника - 6.35 м.

Графская пристань

Это парадный причал, своеобразная эмблема города, архитектурный памятник. Графская пристань была построена в 1783 году как деревянный шлюпочный причал. В 1787 году к приезду в Севастополь Екатерины II деревянные ступени пристани были заменены каменными.

В честь приезда империатрицы она была названа Екатерининской. Позже получила название – Графская Перед колоннадой четырьмя пологими маршами к морю спускается широкая парадная лестница, украшенная мраморными львами работы итальянского скульптора Фердинандо Пелличио. Графская пристань сложена из инкерманского камня.

Графская пристань связана со многими историческими событиями, о которых повествуют мемориальные доски. Одна из них, установленная на стенке пристани, напоминает: "Здесь, ведя бой с противником 12 ноября 1941 года, погиб крейсер "Червона Украина". 9 мая 1944 г. на пристани высадились воины 2-й гвардейской армии, форсировавшие Северную бухту.

Памятник Корнилову и матросу Петру Кошке, 1895

В честь вице-адмирала названа набережная в Ленинском районе Севастополя (между Дворцом детства и юности и улицей Маяковского). Она была названа Корниловской в начале XX века. В 1921 г. переименована в улицу Энгельса, но в 1946 году вновь стала называться Корниловской набережно

Памятник Тотлебену

Памятник Э. И. Тотлебену установлен на в честь выдающегося военного инженера , который возглавлял инженерную оборону Севастополя во время .

Памятник был установлен в . Авторы памятника художник-любитель, генерал и скульптор .

В центре памятника находится на нем установлена скульптура Эдуарда Ивановича Тотлебена. На стилобате вокруг пилона установлены скульптуры воинов из шести различных родов войск: в подземной галерее; матрос- ; атакующие солдаты.

На обратной стороне памятника укреплена карта из бронзы, на которую нанесены укрепления Севастополя.На обратной стороне памятника укреплён с текстом, рассказывающем о награждении Тотлебена орденом Святого Георгия 3 степени:

В основании памятника надпись «Оборона Севастополя 1854-1855».

Высота памятника составляет 13,75 метра. Все скульптуры изготовлены из бронзы. Постамент изготовлен из серого гранита.

Во время взрывной волной у памятника оторвало голову. После занятия города немецкое командование приказало отреставрировать памятник именитому немцу-генералу. При этой реставрации к туловищу, по недосмотру, прикрепили голову в фуражке, и, таким образом, у Тотлебена оказалось две фуражки: одна на голове, другая в руке.

В памятник был восстановлен.

Памятник Пушкину

Бронзовый бюст поэта установлен на четырёхгранном гранитном постаменте. На нём надпись: «А. Пушкин». Общая высота памятника - 4,7 метра. Бронзовый бюст является авторской копией памятника, установленного в США.

Александр Пушкин побывал в Севастополе в 1820 году, посетил Георгиевский монастырь в 12 километрах от Севастополя. В одном из писем из Крыма поэт написал: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне самое сильное впечатление».

В 2011 году Севастополь посетил последний прямой потомок Александра Сергеевича Пушкина по мужской линии. Праправнук русского классика Александр Александрович Пушкин приехал в Севастополь со своей женой. Они почтили память своего предка, возложив цветы к подножию памятника.

Именем Пушкина в Севастополе названа улица между площадями Суворова и Ушакова. В конце XIX века до 1910 года она носила название Южной. Бюст располагается на ул.Пушкина в сквере им.Бузина.

Диорама

Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора» построено по проекту архитектора В.П. Петропавловского на направлении главного удара войск 4-го Украинского фронта, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль.

Заслуженный деятель искусств РСФСР П. Т. Мальцев создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с ним работали художники Г.И. Марченко и Н.С. Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан 1р. в отставке Г.В. Терновский.

В диораме "Штурм Сапун-горы" впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 кв. м.

На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя. Герои живописного полотна диорамы, изображенные на переднем плене, - реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. На предметном плане - оружие и предметы боевого снаряжения врага, обломки железобетонных оборонительных сооружений, собранные на местах боев за Севастополь.

5. Закрепление полученных знаний

С какими достопримечательностями познакомились сегодня на уроке?

На с.35 учебника среди силуэтов найди тот, который является символом города и обведи его красным карандашом. Силуэт первого памятника в Севастополе обведи зеленым карандашом. ( Слайд 24 )

Вспомни, где на территории Севастополя находятся эти памятники и архитектурные сооружения. Соедини название памятника и место его положения в городе. ( Слайд 25 )

6. Рефлексия учебной деятельности.

А теперь давайте вспомним, как нужно вести себя возле памятника.

Правила поведения у памятников должны диктоваться чувством собственного достоинства человека, уважением к сути памятника, воспитанием человека.

Правила поведения у памятников и археологических объектов:

Не нарушайте спокойствие местности шумными возгласами.

При посещении памятников, не совершайте какие-либо действия, приводящие к изменению их ландшафта (сбор камней или растений).

Соблюдайте форму одежды.

На плитах сидеть нельзя, это неуважение к памяти погибших.

Не оставляйте после себя надписи на памятниках, камнях и деревьях.

Оцени своё настроение на уроке (смайлики).

7. Подведение итогов урока.

Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?

Все ли задачи урока мы выполнили? Молодцы!

8. Домашнее задание.

Попробуйте рассказать о любимом памятнике. Ваш ответ постройте по плану:

1) Какой памятник тебе нравится?

2) Что ты знаешь о нем?

3)Чему посвящено воздвижение памятника?

4) Где стоит памятник?

5) Какие слова занесены на постамент?

Итог урока:

Подведем итоги совместной и индивидуальной деятельности.

Что вам запомнилось? Понравилось?

Спасибо за урок. Вы хорошо знаете свой город, вы были моими помощниками.