Михаил Михайлович Пришвин. Родился 4 февраля 1873 года в с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - умер 16 января 1954 года в Москве. Русский советский писатель, прозаик.

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении в селе Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии.

Дед Дмитрий Иванович Пришвин был преуспевавшим елецким купцом.

Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова).

Отец - Михаил Дмитриевич Пришвин (1837-1873). После семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Отец проигрался в карты и ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил.

В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю».

Братья Михаила учились успешно и получили образование: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей - врачами. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться.

Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме.

За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключен в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.

В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1907 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки».

В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ.

Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908).

Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и , а также с и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти).

В конечном итоге Пришвин принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине.

Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога».

В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его.

Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками.

В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца».

В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники» , которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество.

Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни.

Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

Михаил Пришвин - фотограф

Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата.

В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство».

В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica.

Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира".

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».

Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Михаил Пришвин (документальный фильм)

В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.

В честь писателя названы: пик Пришвина (43°46′ с. ш. 40°15′ в. д.HGЯO) высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро; мыс Пришвина на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде; улицы Пришвина в Донецке, Киеве, Липецке, Москве и Орле.

2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР имя М. М. Пришвина было присвоено Орловской областной детской библиотеке.

4 февраля 2015 года, в день рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник.

Личная жизнь Михаила Пришвина:

Дважды был женат.

Первая жена - смоленская крестьянка Ефросинья Павловна (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

Вторая жена - Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). Поженились в 1940 году. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

Библиография Михаила Пришвина:

"В краю непуганых птиц" (1907; сборник очерков);
"За волшебным колобком" (1908; сборник очерков);
"У стен града невидимого" (1909; сборник);
"Адам и Ева" (1910; очерк);
"Черный араб" (1910; очерк);
"Славны бубны" (1913);
"Башмаки" (1923);
"Родники Берендея" (1925-1926);
"Жень-шень" (первое название - "Корень жизни", 1933; повесть);
"Календарь природы" (1935; фенологические записки);
"Весна света" (1938; рассказ);
"Неодетая весна" (1940; повесть);
"Лесная капель" (1940; лирико-философская книга дневниковых записей);
"Фацелия" (1940; поэма в прозе);
"Мои тетрадки" (1940; рассказ);
"Дедушкин валенок" (первая публикация - 1941, в журнале "Октябрь"; цикл рассказов);
"Лесная капель" (1943; цикл миниатюр);
"Рассказы о ленинградских детях" (1943);
"Кладовая солнца" (1945; повесть, "сказка-быль");
"Повесть нашего времени" (1946);
"Неодетая весна" (повесть);
"Корабельная чаща" (1954; повесть-сказка);
"Осударева дорога" (публикация - 1957; роман-сказка);
"Кащеева цепь" (1923-1954, публикация - 1960; автобиографический роман).

Экранизации произведений Михаила Пришвина:

1935 - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
1978 - «Ветер странствий»



Когда думаешь об искусстве Михаила Пришвина , то сразу охватывает ощущение свежести. Его прозу как бы вдыхаешь, точно густой сосновый, настой. Его природа приближена к человеку и органически сливается с его плотным, земным, физически ощутимым, подлинно народным словом. Он спокоен и мудр и в больших эпических сказках-былях последних лет («Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Осударева дорога»), и в лирических циклах дневниково-афористичных, миниатюр («Календарь-природы», «Фацелия», «Лесная капель», «Глаза земли»), и в поэме о корне жизни «Женьшень», и в детских рассказах, и в очерках.

Он в лесу и полях как дома и создает свой «интимный пейзаж» как художник-пленерист, рисующий на открытом воздухе, отмечая мельчайшие изменения цвета, света и звука в окружающем его мире.

Все как будто знакомо и в то же время всегда ново в этом пейзаже, схваченном «первым глазом», полным детского удивления перед загадками бытия. И хотя основной, через все книги Пришвина проходящий материал - это родная природа, описание края, смена времен года, звери и птицы, творчество его невозможно замкнуть в узкие рамки описания и изучения природы. Природа для него - вся жизнь, Весь человек (Пришвин любил писать это с большой буквы и в одно слово).

Пришвин как, писатель - новатор - не потому, что он экспериментирует и сознательно ищет новых путей словесного изображения действительности, а потому, что ново его видение мира. Он соединяет в себе первозданную свежесть восприятия ребенка, для которого всё - чудо и тайна, четкость охотника с точным прицелом и аналитическую зоркость исследования. Но главная его новизна - в раскрытии творческого взаимодействия человека с природой.

В «Календаре природы» Пришвин пишет, что обычно лицо, являющееся героем повести, берется «из самого себя», из собственных мыслей и чувств автора. Он же «вместо того, чтобы отдавать свои мысли и чувства вымышленному лицу, отдает их тому краю, который его интересует, и так получается край, как живое существо».

Чувство родственной связи человека с миром природы - основа открытий Пришвина в искусстве.

«В человека вошли все элементы Природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его».

Для новаторского отношения Пришвина к природе очень важно, что он говорят не только о встрече со зверем, но о встречах с рекой, долиной, лесными оврагами. Он душевно вникает в сущность край. Он вступает в общение с деревьями и ручьями, открывая них всё новые и новые черты, и в то же время, не переставая открывать новое в самом себе, применяя свои открытия к жизни человека.

Так рождается совершенно свежий, неизвестный дотоле литературный жанр, в котором природа пронизана мыслью и переживаниям, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека. Пришвин называет этот крайне самобытный жанр «интимным пейзажем». Этот своеобразный психологизм - Пришвина родствен по своему характеру поэтическому восприятию и воссозданию мира. Пришвин часто называл себя «поэтом, распятым на кресте прозы».

Пришвин связан не только с классическими традициями нашей прозы о русской природе, не только с Аксаковым и «Записками охотника» Тургенева, но и с поэзией Лермонтова и Тютчева. Если в стихотворениях Лермонтова «Парус», «Утес», «Тучи» центральный образ соотнесен с душой самого поэта, с подразумеваемым «так и во мне», то в каждой лирической главке. Пришвина, особенно в циклах «Фацелия» или «Лесная капель», это соотношение образа из мира природы с душевным переживанием автора подчеркнуто почти всегда.

Вот хотя бы миниатюра «У ручья» из цикла «Фацелия»: «Березки теперь давно оделись и утопают в высокой траве, а когда я снимал их, то была первая весна, и в снегу под этой березкой, темнея на голубом, начинался первый ручеек. С тех пор, пока разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья, а сам ручей тот до того зарос в темно-зеленой густоте непроницаемей осокой, что не знаю, есть ли еще в нем теперь хоть сколько-нибудь воды. И так точно было со мной в это время: сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались, и по виду моему никому не узнать, что ручей души моей все еще жив».

Но особенно близок Пришвин Тютчеву с его полнотой растворения: мира в человеке и человека в мире. Строку «все во мне и я во всем» часто цитирует Пришвин. Она как бы становится эпиграфом ко многим его вещам - подразумеваемым лейтмотивом и повести «Женьшень», и «Неодетой весны», и «Лесной капели». Пришвин, называет это «понимать весь мир в себе самом». В своих записях Пришвин прямо признается, что долгое время эта тютчевская строка служила ему ключом поэтического восприятия мира. «Этим ключом я открывал соответствие того, что во мне, с тем, что во всем. Этим открытием я потом и жил».

Пришвин часто говорит о «чувстве цельности бытия и своего личного в нем соучастия». Из этого-то чувства кровной связи с природой и развилось у него «родственное внимание ко всей летающей, плавающей, бегающей твари», населяющей мир.
Каждое знакомство Пришвина с зверем, птицей, деревом глубоко лично, неповторимо. Это всегда открытие. Пришвин решительно требует индивидуализации и характера в каждом образе, взятом из мира природы. Ни одно дерево не похоже у него на другое, ни одна птица, ни один жуй.

В «Неодетой весне» Пришвин ставит перед собой любопытную задачу - проследить, как встретят животные весеннее половодье, как они будут спасаться каждый по-своему, как испытание бедствием раскроет индивидуальный характер каждой мыши, каждого зайца, каждой землеройки. Раскрытие неповторимой индивидуальности для Пришвина обязательно не только при изучении человека, но и в процессе познания всего живого.

В «Неодетой весне» Пришвин возмущается: «Так почему же нас с детства приучают к тому, что свойственно всем зайцам, а не тому, чтобы учиться понимать животных, как мы учимся понимать людей с первого момента нашего сознания. Нас приучают думать о животных, как мы думаем бесстрастно о людях на большой, переполненной улице. И вот бывает, в этой безликой толпе двое узнали друг друга и бросились навстречу друг к другу! Вот и мне хочется тоже так изучать природу: среди всех зайцев, всех дятлов, землероек находить своего зайца, своего дятле, свою землеройку. Этим путем родственного внимания Лев Толстой начинал создавать - и так удачно! - свою зоологию, свою ботанику для детей».

У каждого зверя Пришвин находит свой характер, свой ход мыслей, свои повадки. Вспомним великолепные портреты собак - Ярика, Верного, Кэт, Нерль, Ромки, Жульки в «Календаре природы» и «Глазах земли» или целую галерею котов, ежей, мышей, утят в детских рассказах Пришвина.

Из этого постоянного пристального внимания к мельчайшим личным проявлениям жизни природы вытекает очень важный для писателя творческий принцип. Именно потому, что ни одно существо не похоже на другое и ничто в мире не повторяется ни одно утро, ни один день ни один год, ни одна весна - Пришвин считает своим писательским долгом беспрестанно возвращаться к одному и тому же материалу, каждый раз освещая его по-новому.

Так, раздел «Времена года» мы встречаем в трех книгах Пришвина разных периодов его творчества. Впервые «Времена года» появляются в цикле «Календарь природы» (1025-1926), затем в «Лесной капели» (1940) и, наконец, в посмертно изданной дневниковой книге «Глаза земли». А любимому своему времени, года Пришвин посвящает еще и отдельную книгу «Неодетая весна» (1940).

Эти постоянные возвращения к одним и тем же темам вызваны у Пришвина его верой в неповторимость каждого явления жизни и природы. В одном из предисловий сборника «Весна света» Пришвин пишет: «Долго странствовал я пока не понял, что каждый новый день в природе - это день, какого никогда еще не бывало на, земле. И разве это не будет тоже открытием, если я во всем бывалом буду находить нечто новое и небывалое?»

Закрепляя свои постоянные открытия и наблюдения в природе, Пришвин одновременно пользуется как бы двумя принципами: изучая природу, устанавливая законы ее жизни, он узнает себя и свой внутренний мир, авто же время свои личные мысли, свое душевное состояние переносит на все попутные открытия в мире природы. Так рождается новое, насыщенное мыслью и реальным наблюдением видение природы, новое психологическое постижение творческой личности человека у Пришвина. «Календарь природы», превращенный в календарь души, лицо края, согретое родственным вниманием автора в превращенное в живого героя его книг, познание мира «по себе» и познание себя через открытие мира - вот новаторские принципы творчества Пришвина .

В поразительной по мастерству и поэтичности повести его «Женьшень», где речь идет о создании питомника оленей и поисках целительного корня женьшень, главная внутренняя тема Пришвина - празднично творческое овладение жизнью, когда взамен утраты возлюбленной весь мер стал герою как возлюбленная и силой этой всепроникающей любви рождается новая гармония радости бытия: «свою душу, себя в незнакомой природе отразил или, наоборот, незнакомую природу отразил в зеркале своей души, и это отражение природы в себе и себя в природе описал. Это было очень нелегко, и редко можно человеку найти и перенеси, в искусство соответствие души своей с природой».

Секрет этого искусства Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую он созерцает и описывает, природа - непрекращающийся, динамический процесс творчества, жизнетворящий процесс. Жизнетворящая природа и мыслетворящий человек в природе даны у Пришвина в их диалектическом взаимодействии. Для него естественно непрестанное сопоставление и противопоставление всех живых существ, творящих в природе свое жизненное дело.

В «Журавлиной родине» Пришвин говорит о том, что каждое живое существо в природе по-своему творят. Крестьянин на сенокосе тоже творит, «его материал - трава»; охотник, натаскивающий собаку, творит; собака, которая учится делать стойку, тоже в своем роде «творец» - «ее материал был бекас. А у того тоже свое творчество, свои червячки, итак без конца в глубину биосферы».

Но чаще всего Пришвин говорит о творчестве человека и природы не сопоставляя их, а объединяя в общем деле. Соучастие человека и художника в деле природы - любимая мысль Пришвина: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем, присоединяя к природе прирожденное нам чувство гармонии. Все это какое-то чистое и единственное человеческое чувство и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживляет, сам человек встает весь - происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
И в конкретных записях о поразивших его в природе прекрасных мгновениях Пришвин настаивает на личном соучастии человека в красоте открывающегося ему мира:

«Редко бывает совсем хорошо, все чего-то не хватает то слишком морозит, то моросит дождь, то ветер, как осенью, свистит по неодетым деревьям. Не приходит наконец, вечер, когда развернется ранняя ива, запахнет зеленой травой, покажутся примулы. Тогда оглянешься назад, вспомнишь, сколько зорь я прождал, сколько надо было пережить, чтобы сотворился прекраснейший вечер. Кажется тогда, будто участвовал в этом творчестве вместе с солнцем, ветром, тучами, и зато получаешь от них в этот вечер ответ: - не напрасно ты ждал!»

Не пассивное растворение в природе, но активное сотворение красоты, каждый раз заново открываемой человеком, находим мы у Пришвина. Для него соучастие - значит включение своей творческой мысля в происходящий на его глазах процесс жизни. Это мысль, на ходу, ассоциативно переходящая от явления, увиденного им к догадке о причинах явления и к думам о самом себе, о человеческих судьбах и путях. Пришвин воплощает не только процессы жизни, но и процесс ищущей мысли во всех ее звеньях.

Никто так глубоко и тонко не понимал себя и не говорил о характере своего таланта, как сам Пришвин. Особенно это заметно в его зрелую пору, когда он не только растет, но каждый раз уже подводит итоги. Творчество его автобиографично не в поверхностно-анкетном, а в самом глубоком смысле этого слова - в том, как вся его душевная жизнь развивается и отражается в цепи неистощимых открытий и находок.

Пришвин справедливо считал, что все его книги - это как бы единственная книга о Родине и своем жизненном пути. Каждая маленькая вещь, имеющая законченную самостоятельную ценность, попадая в цикл, становился как бы вехой единого творческого пути. Отдельные конкретные записи и зарисовки обогащаются глубоким философским и психологическим подтекстом.

Для Пришвина любая синтезирующая мысль о природе и действительности - это прежде всего осмысление себя, каждого звена своего творческого процесса, каждого периода своего душевного роста. Пришвин, обостренно чувствующий движение всей своей творческой жизни как единого пути, достигнув какой-то крайней точки, пытается проанализировать и осмыслить все пройденные этапы. Вот почему во многих своих сборниках Пришвин размещает материал в хронологическом порядке и становится своеобразным путеводителем по собственному творчеству.

Комментарии внутри книги образуют соединительную ткань между разными вещами и как прожектор освещают весь творческий путь Пришвина. Этот принцип Пришвин применяет в таких сборниках, как «Мой очерк», «Моя страна», «Весна света».

На принципе переосмысления и подведения итогов пройденного пути - и своего, и своей страны - построен такой очерк, как «Заполярный мед». Этот ретроспективный очерк, сравнивающий прошлое с настоящим и заглядывающий в будущее, очень типичен для зрелого и позднего Пришвина. Именно в поздних книгах он настойчиво говорит о «своем путике», по которому приходит в общую современную жизнь страны.

Очень бегло и схематично можно говорить о нескольких основных этапах пути Пришвина. Сначала это «поиски небывалого», это мальчишеские мечты о сказке и чуде, голубых бобрах и Марье Моревне, это бегство в какую-то неизвестную страну, блуждание «за волшебным колобком». Предреволюционное творчество Пришвин отразило его поиски небывало.

Затем идет углубленнее осмысление себя - автобиографический роман «Кащеева цепь», где с одной стороны дано сочное реалистическое изображение жизни Пришвина - ребенка, подростка, юноши с полнокровными семейными портретами и характерами всех встречающихся на его пути людей.

При всем своем своеобразии «Кащеева цепь» примыкает к классическим в русской литературе книгам о детстве и юности: «Детство Курымушки» у Пришвина по масштабу изображения стоит в одном ряду с «Детством», «Отрочеством», и «Юностью» Л. Толстого и трилогией М. Горького, Но автор ее ограничивается первым слоем большого семейного и социального полотна на фоне которого протекала жизнь его героя.

Самое значительное в романе Пришвина - его глубинный, лирический автобиографизм. Описание событий социальных неразрывно связано с проникновением в чувства и помыслы героя. Это внутреннее поэтическое воспроизведение действительности - тоже реальность, но реальность Психологическая, реальность эмоций и дум. Все переломные эпизоды внутренней жизни Курымушки-Алпатова, явно адекватного автору, все, даже, казалось бы, мимолетные впечатления, осмыслены в романе философски и символически, как внутренний путь от гнета к свободе, как постепенное освобождение от многих звеньев «Кащеевой цепи», опутавшей жизнь и сознание герой.

Подробное символическое раскрытие каждого эвена и освобождение от него - это последовательно отринутые пути исканий. И в то же время, помимо бытового и социального реализма воспроизведения жизни, помимо глубокого психологического анализа внутреннего мира «Курымушни» - Алпатова, явно адекватного автору, идет подробное символическое раскрытие каждого звена «Кащеевой цепи», опутавшей жизнь и сознание героя; освобождение от звеньев Кащеевой цепи - это последовательно отринутые пути исканий - путь карьерного «достижения»; путь любви, утраченной и неудавшейся; путь науки; путь политической борьбы. Роман не кончен. Он обрывается в тот момент, когда, спасаясь от политического преследований, герой оказывается един на един с природой на чужом полустанке в ночь весеннего таяния и язычески праздничного пробуждения жизни!

В этой «живой ночи» природа открывается Алпатову во всей своей жизненной полноте первозданности и диковатом буйстве извечно жизнетворящих сил. Именно в природе находит Пришвин для своего героя внутреннее освобождение от цепи гнета и зла, сковывающей жизнь людей хитрыми своими условностями.

Но, столкнув своего героя с природой, Пришвин подводит его к самому порогу творчества и здесь останавливается. Ощущение неудачности конца романа, его незавершенности не оставляло Пришвина.

Любопытно, что в написанной после «Кащеевой цепи» полудневниковой теоретической книге «Журавлиная родина» со знаменательным подзаголовком «Повесть о неудавшемся романе». Пришвин намечает и туг же на глазах у читателя зачеркивает несколько вариантов продолжения автобиографического романа об Алпатове.

А затем уже без помощи вымышленного героя Пришвин определяет свое место в творчестве жизни. Он понимает, что чудо бытия можно открыть и не уезжая за тридевять земель, что «небывалое рядом» в скромной и простой природе Средней России и что, в простейшем фенологическом построении, в смене времен года можно наблюдать бесконечные ежедневные, ежеминутные изменения мира, углубленно раскапывая все новые и новые пласты жизни. Этот принцип проникновенного наблюдения сказался в книгах зрелого Пришвина: «Календарь природы», «Неодетая весна», «Фацелия», «Лесная капель» и в ряде детских рассказов.

Война вносит в творчество Пришвина новую, открыто патриотическую тему. Любовь к родному краю, его природе, его языку, близкому к народному, раскрывается уже как борьба за землю, природу и жизнь своего народа. Природа населяется людьми. Эпос, сказка, фольклор окрашивают большие полотна последних лет - «Кладовая солнца», «Осударева дорога», «Корабельной чаща». Притча о своей стране, о ее героическом устремлении к мирному расцвету всех животворящих сил становится главной темой Пришвина.

Но как бы ни менялся Пришвин на протяжении всего своего творчества, неизменно и характерно основное для него - жизнеутверждающая, неиссякаемая радость бытия. Мера таланта для Пришвина - это способность передать красоту и радость жизни.
Это связано еще е одной очень существенной особенностью Пришвина-художника - активной обращенностью его творчества к людям. Все, написанное им, обращено к «неведомому другу» читателю, призванному разделить с ним радость постоянных открытий. «Жень-шень», «Неодетая весна», «Календарь природы» и особенно последние самые лирические его циклы - «Фацелия», «Лесная капель», «Глаза земли» - это настоящие гимны радости, призывающие людей к сотворчеству, к активному постижению красоты мира. Целый раздел «Фацелии» так и называется: «Радость» и в нем - ликующий призыв к «неведомому другу»?

«Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, - завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, - и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро - единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу радость, чтобы ты пришел, поднял её, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!»

Сотворение радости - вот цель, суть, пафос всей жизни Пришвина, всего созданного им. В дневниках последних лет он неустанно пишет о радости, как источнике искусства: «...надо нам так радостью жизни захлебнуться, чтобы хорошо написать. ...Вот эта труднейшая культура праздника всего мира и есть школа художника». Эту жизнеутверждающую и глубоко человеческую сущность Пришвина-художвика лучше всех понял и почувствовал великий знаток людей Максим Горький. Он писал Пришвину: «По Вашим книгам, Михаил Михайлович, очень хорошо видишь, что Вы человеку друг.

Не о многих художниках можно сказать это так легко и без оговорок, как говоришь о Вас. Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»... А главное, что восхищает меня - это то, что Вы умеете измерять и ценить человека не по дурному, а по хорошему в нем. Любоваться человеком, думать о нем я учился у многих, и мне кажется, что знакомство с Вами, художником, тоже научило меня думать о человеке - не умею сказать как именно, но лучше, чем я думал».

В этом письме Горький угадал самое главное в Пришвине. «Природа Пришвина - это та благодатная почва, на которой лучше, всего этому большому художнику удается раскрыть неисчерпаемые созидательные возможности человека и богатство его внутреннего мира, это та культура «творческого праздника жизни», которую Пришвин хочет привить всем.

Любопытно, что для Пришвина изображение природы - это своеобразное разрешение проблемы положительного героя, открытие «живых душ», того лучшего в Человеке, что так проницательно сочувствовал в его книгах Горький. «Почему я всё пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку. А пишу я о природе, потому что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. Но, видимо, талант мой невелик, потому что если о живых людях напишу хорошо, то говорят: «неправдоподобно!»...

И вот мое открытие: когда свое же человеческое, столь мне привычное добро найдешь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются. Итак, я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».

Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Не удивительно, что Пришвину так близок миф об Антее. Соприкосновение с природой, с Землей для него освобождение от всего узколичного, мелочного. Оно помогает подлинному раскрытию творческих сил для общего дела.

Вот почему возрождение душевных и творческих сил человека на целительной и цельной почве природы - главная - мысль и любимая тема всех книг Пришвина. Вот почему и реализм он понимает как раскрытие постоянного движения к лучшему. И как всегда, у Пришвина эта общая мысль конкретизируется в реальном, природном образе: «...движение чистых стволов вверх, к свету поднимает человека; и ему хочется туда, вверх, как дереву тянуться к солнцу».

И, говоря уже непосредственно о реализме как насущном методе искусств, Пришвин утверждает: «У нас понимают под реалистом обыкновенно художника, способного видеть одинаково и темные в светлые стороны жизни, но, по правде говоря, что это за реализм! Настоящий реалист, по-моему, это кто сам видит одинаково и темное и светлое, но дело свое ведет в светлую сторону и - только пройденный в эту светлую сторону путь считает реальностью».

Большой долгий творческий путь пройден Пришвиным в светлую сторону. Но, он не только сам так прошел; Он проложил этот путь и неведомым друзьям - любимым своим читателям и последователям - новым писательским поколениям. Всем своим творчеством Пришвин доказал, что природа - не узкая, а неисчерпаемая и всеобъемлющая тема, которую каждый талант решает по-новому. Подлинным и достойным продолжением завещанного Пришвиным дела и будет каждый раз неизведанное постижение и воплощение жизни человека в природе.

Недаром Пришвин говорил: «Красотой природы насыщаешься, как пищей; тебе дано столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить, то рано или поздно придет человек другой, и на твое прибавит свое, а после другого третий, дальше, дальше: человек в красоте ненасытим».

Чтобы скачать материал или !

Михаил Михайлович Пришвин — писатель, прозаик, описывающий в своем творчестве человека и природу в их взаимосвязи, вопросы судьбы человека, его бытия, смысла жизни, религии, сделавший огромный вклад в отечественную литературу.

Детство

Родился Пришвин 4-го февраля 1873 года в родительском имении Хрущево-Левшино, находящегося в составе Елецкого уезда, расположенного в Орловской губернии. Состояние семьи, некогда накопленное успешным купцом Дмитрием Пришвиным, дедом писателя полностью было истрачено отцом.

Михаил Дмитриевич, отец писателя, получивший хорошее наследство, однажды проигравшись за карточным столом, заложил свое имение, расстался с конезаводом, тем самым оставил свою семью без всяких средств к существованию. От пережитого нервного потрясения отец писателя умирает, а мать Мария Ивановна остается с пятью маленькими детьми и заложенным за долг имением. Ей понадобилось много сил, чтобы исправить положение, обеспечив своих детей достойным воспитанием и образованием.

Образование и профессиональная деятельность

Свое образование будущий известный писатель начал в 1882 году с обычной деревенской школы. Спустя непродолжительное время (1883 год) еще маленький Михаил переводится на учебу в Елецкую гимназию. Учеба там продолжается совсем не долго. Из-за отсутствия особых рвений к учебе, отличаясь этим от своих старших братьев, за шесть лет обучения он отучился всего до 4 класса. Низкая успеваемость и самое главное дерзость учителю явились причиной того, что мальчик несколько раз становился второгодником и был отчислен.

С 1893 года Михаил продолжает учебу в Александровском реальном училище, проживая у родного дядьки, крупного промышленника Игнатова. Учеба в Тюмени продолжалась шесть лет. Его дядя, не имеющий собственных детей, видел племянника как будущего преемника, наследника, но юный Михаил отказался от всего и поступил на химико экономическое отделение популярного в то время Рижского политехникума.

Активность будущего писателя привела к плачевным последствиям: за участие в марксистских кружках, организацию революционной деятельности он вскоре был исключен и осужден (1897). Мера наказания за политические побуждения составила 3 года. Именно отбывание наказания заставляет Пришвина больше никогда не заниматься политикой, поэтому этот период в его биографии можно считать переломным. Он снова возвращается в свой родной Елец, имея статус высланного.

После тюрьмы, ссылки находиться в крупном городе Пришвину было запрещено. Он попросил разрешения продолжить обучение за границей. К 1900 году такое разрешение выдается и будущий писатель перебирается в Германию “для того, чтобы учиться, быть полезным для своей Родины”. В 1902 году Пришвин заканчивает обучение на агрономическом отделении университета Лейпцига.

Он возвращается на Родину, проживает в Клине, работает земским агрономом. Был на службе также в Петровской сельхозакадемии под руководством профессора Прянишникова, выполнял обязанности секретаря крупного чиновника Петербурга. Будущий писатель опубликовал несколько статей на сельскохозяйственную тематику. Он старался внести передовые мысли в сельское хозяйство, агрономию.

Истоки творчества

Первый небольшой рассказ “Сашок” Пришвин напечатал в периодическом издании “Родник” (1906 год). Рассказ имел много положительных отзывов. После него Михаил немного забыл свою полученную профессию агронома, начал увлекаться народным фольклором и изучением этнографии. Стал много путешествовать по северным регионам. Посетил Карелию, Норвегию. Именно в этих поездках он наблюдал за дикой природой, бытом, речью коренных народов, записывал сказки, другие формы фольклора как путевые очерки. Выходят труды: “В краю непуганых птиц” , “За волшебным колобком”. Путешествуя по просторам Крыма и Казахстана, писатель пишет небольшие рассказы “Адам и Ева”, “Черный араб” . Он начинает ведение своих известных заметок, которое не прерывал всю свою жизнь, и общий объем их составил 25 томов.

Фото: Михаил Пришвин на прогулке

Теперь Пришвин полностью погрузился в литературную жизнь. Он общался с петербургскими декадентами Ремизовым и Мережковским. Их влияние очень хорошо прослеживается на последующих рассказах писателя “Крутоярский зверь”, “У стен града невидимого”. Опубликованию издательством “Знание” первого собрания трудов писатель обязан литературному деятелю эпохи Максиму Горькому.

Личная жизнь

По мнению Пришвина, личная жизнь должна сложиться у каждого человека. Женился на обычной крестьянке из под Смоленска когда ему было 25 лет. От брака у писателя было трое детей: все трое — сыновья, двое из них потом имели отношение к художественной литературе. Его жена никогда не мешала делам мужа и добровольно посвятила 30 лет своей жизни писателю.

Были другие моменты личной жизни. Еще на обучении за границей его возлюбленной стала молодая англичанка. Это была всего лишь студенческая любовь, необходимая для полета, а не для семейных отношений. Девушка была очень строгих манер и сразу отказала еще не очень известному писателю. От перенесенного отказа Пришвин занялся поэзией, потом вернулся на Родину. Михаил, страдая от неразделенной любви, соглашается на брак с полуграмотной крестьянкой Ефроксиньей Павловной, которая всегда напоминала ему англичанку из прошлого.


Фото: Михаил Пришвин с собакой

После кончины первой жены Пришвин вдруг женился вновь. В 1950 году он искал секретаря. К нему на работу устроилась некая Валерия Лиорко (Лебедева), давшая обещание, что ни одна страница его творений не пропадет. Он предложил женщине свою руку и сердце. Эта женщина действительно не подвела писателя: даже после его смерти она работала с архивами, писала книги о выдающемся человеке и много лет руководила музеем писателя.

Жизнь и творчество — “золотой период”

В годы Первой мировой Михаил Михайлович работал корреспондентом на фронте. Его статьи и очерки о военных событиях часто размещали в газетах “Русские ведомости”, “Речь”.

После Великой Октябрьской революции прозаик недолгое время вел преподавательскую деятельность, работал агрономом, ведя параллельно с основной деятельностью краеведческую работу. Примечательно, что преподавателем он работал именно в той гимназии города Елец, откуда его когда-то исключили. Трудился Дорогобужской школе, был инструктором образования. С сентября 1917 Пришвин печатался в газете “Воля народа”, подготавливая выход своего сборника. Он жил в Ельце, под Смоленском и Подмосковье.

Писатель страстно увлекся охотой, изучением своего родного края, что наложило отпечаток на произведения его творчества: охотничьи рассказы, детские произведения, записки “Родники Берендея” и “Календарь природы”. Своими творениями он призывает к родственному отношению к природе, ее разнообразию. Параллельно с этой тематикой прослеживается новая направленность произведений: появляются очерки, связанные одним героем, который скорее всего представлял собой самого писателя с его философскими взглядами и нравственными исканиями.

В 20-е годы прошлого века Пришвин начинает работу над романом “Кащеева цепь”, продолжая работать над ним почти до самой смерти. Его произведения появляются в изданиях “Новый мир”, “Красная новь”. Опять начинаются путешествия по регионам Дальнего Востока, Северу России, Кавказу.

Начинается пропаганда жанра очерк, а затем писатель снова отходит от привычного ему научного знания, фольклора к художественной классической прозе. Он создает новые поэтические рассказы, повести: “Дорогие звери”, “Жень-шень” . В последнем творении, считающемся одним из лучших произведений писателя, прослеживается линия поиска “творчества жизни”, страсти, боли утрат. Повесть “Неодетая весна” рассказывает о его путешествии по русским землям. Писатель создает новый жанр дневниковых записок — поэтических миниатюр. Первые из них появились в поэме “ Фацелия” (1940) и цикле произведений “Лесная капель” (1940).

В начале 30-х модное увлечение автомобилями не прошло мимо писателя. Он один из первых приобрел собственный автомобиль в Москве и обучался автомобильному делу на Горьковском автомобильном заводе. Свой “Москвич” не доверял никому. Он выезжал на нем в лес для поиска вдохновения со своими верными собаками.

Годы Великой Отечественной вся семья Пришвина проводит в небольшой и глухой деревушке у Переславля Залесского, находится там до самого окончания военных действий. 1943 год ознаменован награждением писателя Орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны создаются произведения на военную тематику “Рассказы о ленинградских детях” , “Повесть нашего времени” , а также писатель продолжает раскрывать красоту природы в трудах “Кладовая солнца”, “Корабельная чаща”.

В послевоенное время с 1946 по 1954 годы литературный деятель живет на своей загородной даче у Звенигорода, где сейчас создан музей М. Пришвина. Последние годы он как всегда отдавал огромное количество сил своему творчеству. Посмертная книга “Глаза змеи” была опубликована уже в 1957 году уже после гибели писателя.

К возрасту 80 лет врачи нашли у писателя онкологию — рак желудка. Через полгода 16-го января 1954 года Пришвин скончался. На момент смерти выдающемуся писателю был 81 год. Похоронен известный писатель на Введенском кладбище Москвы.

В творческой биографии этого выдающегося писателя прослеживалась высочайшее чувство морального долга, наблюдения художника, натуралиста, противоречия философских взглядов, питаемые соками народной культуры и русскими традициями. Именно это необычное сочетание сделало так, что этот выдающийся деятель литературы внес неоценимый вклад в развитие отечественной прозы.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Прозаик М. М. Пришвин родился 4 февраля 1873 года в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино близ Ельца (ныне Становлянский район), в свое время купленном его дедом, преуспевающим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было семеро детей. Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин умер рано. В 1882 году М. М. Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, а в 1888 году был отчислен из 4-го класса за дерзость учителю В. В. Розанову.

Уже зрелым писателем М. М. Пришвин так оценит два важнейших происшествия своих гимназических лет: «Большое значение в моей жизни имели два события в детстве и отрочестве: первое – это побег из Елецкой гимназии в какую-то прекрасную свободную страну Азию, второе – исключение меня из Елецкой гимназии. Первое событие впоследствии определило меня как путешественника, охотника, художника слова и сказителя, второе – как искателя добрых человеческих отношений или как гражданина. В этом столкновении свободы и необходимости началась моя сознательная жизнь».

Исключенный из гимназии Михаил Пришвин уехал в город Тюмень к брату матери И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, там окончил Тюменское реальное училище. В 1893-1897 годах он учился в Рижском политехникуме и увлекся идеями марксизма. В 1897 году был арестован за участие в марксистских кружках, провел год в тюрьме, а затем был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.

Два года провел он в доме матери, помогая ей вести хозяйство. Пригодились и его агрономические познания. Но мать настаивала, чтобы сын закончил образование, а так как в России М. М. Пришвину было запрещено учиться, в 1900 году он, получив разрешение выехать в Германию, поступил на агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета.

После окончания университета в 1902 году М. М. Пришвин вернулся Россию. Некоторое время он работал агрономом, но после путешествия на Север (по Карелии, на Соловецкие острова и в Скандинавию) в 1906–1907 годах всерьез обратился к литературе. В 1906 году был опубликован его первый рассказ – «Сашок», позже появились книги «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Этнографическая составляющая творчества М. М. Пришвина также была оценена по достоинству: в 1910 году он был удостоен серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного члена его. В 1912-1914 годах вышло в свет его первое собрание сочинений в трех томах.

В 1914 году, после смерти матери, писатель получил в наследство земельный надел в Хрущево и собирался строить там дом. Но началась Первая мировая война, и М. М. Пришвин отправился на фронт в качестве санитара и военного корреспондента.

После революции он вернулся с семьей в Хрущево, откуда в 1918 году они перебрались в Елец. Михаил Михайлович стал преподавать в бывшей Елецкой гимназии, из которой был исключен в детстве. Он работал инструктором народного образования Елецкого уезда, выступал с лекциями в народном университете г. Ельца, был организатором советского архивного дела в городе и уезде, заведовал библиотекой в с. Стегаловка. Это были очень трудные годы в жизни писателя: неустроенность, бесхлебье, голод, нашествие разорившего город Мамонтова.

В 1920 году М. М. Пришвин навсегда уехал из Ельца. Жил на родине жены на Смоленщине, затем – в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением.

В 1922 году он начал писать автобиографический роман «Кащеева цепь», где созданы неповторимые образы родной усадьбы, хрущёвского сада, Ельца. Среди дневниковых записей 1952 года встречается следующая: «И понял я, что «Кащеева цепь» есть песня мальчика о своей родине». Роман был издан в семитомном собрании сочинений писателя (1927-1930).

В 1930-е годы Михаил Михайлович много путешествовал: Дальний Восток, Хибины, Соловки, Беломорстрой, в результате чего была написана повесть «Жень-шень» (1933), родилась идея романа «Осударева дорога».

М. М. Пришвин создал своеобразные сборники миниатюрных новелл из жизни природы: «Родники Берендея», «Календарь природы», «Охотничьи были», «Лесная капель». В 1945 году появилась его сказка-быль «Кладовая солнца», получившая первую премию на конкурсе «Лучшая книга для детей», объявленном Министерством просвещения РСФСР, и ставшая хрестоматийным произведением. Свое последнее произведение – повесть-сказку «Корабельная чаща» – сюжетное продолжение «Кладовой солнца» он завершил за месяц до смерти.

Чувство родины не покидало писателя никогда: «Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось Хрущево. Там тоже был такой легкий для дыхания воздух. С тех пор я не дышал таким воздухом, я не жил в здоровой природе, и мало-помалу забыл, что она существует. Я жил в болотах, в комарах, принимая такую природу как девственную, самую лучшую… И вот почему, когда я вышел из болот и стал здесь на глубокую почву, где липы растут и нет комаров, мне кажется, будто я вернулся в Хрущево, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете». Михаил Михайлович любил смотреть на картину «Хрущево». Он писал в дневнике 21 апреля 1953 года: «Что же такое дорогое представить этой картинке?... да ничего, грязный пруд… два кирпичных столба от ворот, тощая акация, даль черноземная в полях и оврагах. И ничего, ничего для постороннего глаза… Для себя же неисчерпаемое богатство и каждую минуту все новое… И таких мгновений, оставленных в картине моего детства, нет конца».

Произведения автора

  • Собрание сочинений: в 8 т. / вступ. ст. В. Д. Пришвиной; коммент. Л. А. Кисилева; ил. Ф. В. Домогацкого. – М. : Худож. лит. – 1982-1986.
    • Т. 1. Произведения 1906-1914 годов. – 1982. – 830 с. : ил., 1 л. портр.
    • Т. 2. Кащеева цепь: [роман]; Мирская чаша: [повесть]; Произведения 1914-1923 годов / [коммент. В. Н. Чувакова]. – 1982. – 680 с. : ил.
    • Т. 3. Произведения 1924-1935 годов. – 1983. – 542 с. : ил.
    • Т. 4. Произведения 1932-1944 годов / [коммент. Р. Б. Вальбе, Т. Ю. Хмельницкой]. – 1983. – 734 с. : ил.
    • Т. 5. Лесная капель; Рассказы о ленинградских детях; Повесть нашего времени; Кладовая солнца; Произведения 1938-1953 годов / [коммент. В. В. Круглеевской, Л. П. Платоновой]. – 1983. – 486 с. : ил.
    • Т. 6. Осударева дорога; Корабельная чаща / [коммент. В. Д. Пришвиной и др.]. – 1984. – 439 с. : ил.
    • Т. 7. Натаска Ромки: [из дневника охоты 1926-1927]; Глаза земли / [подгот. текста и коммент. В. В. Круглеевской, А. А. Макарова]. – 1984. – 479 с. : ил.
    • Т. 8. Дневники, 1905-1954. – 1986. – 759 с.
  • [Сочинения] : в 2 т. / [сост., подгот. текстов, коммент. Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной]. – М. : Жизнь и мысль, 2001. – (Библиотека МГПУ).
    • Кн. 1: Мирская чаша. – 636 с. : ил., портр.
    • Кн. 2: Весна света. – 572 с. : ил., портр.
  • Избранное. – Москва: Гослитиздат, 1946. – 554 с.
  • Избранное / [сост., послесл. и примеч. И. Мотяшова]. – М. : Москов. рабочий, 1975. – 351 с. – (Школьная б-ка).
  • Избранное. – М. : Правда, 1977. – 463 с.
  • Избранные произведения / [сост., вступ. ст. и примеч. Б. С. Дыхановой]. – М. : Правда, 1988. – 462 с.
  • Дневники. 1920-1922 / [коммент. Я. З. Гришиной]. – М. : Москов. рабочий, 1995. – 332 с.
  • Дневники. – Санкт-Петербург: Росток. – 2007.
    • Ранний дневник. 1905-1913. – 2007. – 555 с.
    • 1914–1917 / [подгот. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной, В. Ю. Гришина]. – 2007. – 604 с.
    • 1918–1919 / [коммент. Я. З. Гришиной]. – 2008. – 555 с.
    • 1930–1931 / подгот. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – 2006. – 701 с. : портр.
    • 1923-1925. – 2009. – 559 с.
    • 1932–1935 / подгот. текста Я. З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной. – 2009. – 1008 с.
    • 1936-1937. – 2010. – 992 с.
    • 1938-1939. – 2011. – 607 с.
    • 1940-1941. – 2012. – 880 с.
    • 1942-1943. – 2012. – 811 с.

Литература о жизни и творчестве

  • Пришвина В. Д. Наш дом: [О М. М. Пришвине] / В. Д. Пришвина. – М. : Мол. гвардия, 1977. – 334 с.
  • Воспоминания о Михаиле Пришвине: сборник / [сост. Я. З. Гришина, Л. А. Рязанова]. – М. : Сов. писатель, 1991. – 366 с. : ил.
  • Елецкая быль: краевед. сб. – Елец: Ориус, 1998. – Вып. 6. Ч. 1. Михаил Пришвин из Ельца / ред. В. П. Горлов. – 55 с.
  • «Город показался сначала одним только собором» (Пришвинский Елец) / Г. П. Климова; Мотив «Тургеневской женщины» в романе М. М. Пришвина «Кащеева цепь» / Ю. Б. Егерман; «Уединенное», «Опавшие листья» В. Розанова и «Дневники» М. Пришвина / А. М. Стрельцов // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. – 2-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – 215-234.
  • Кондратьев Е. Литературная аллея села Становое: [бюст М. М. Пришвина открыт в с. Становое; автор – елец. скульптор Н. Кравченко] // Труд. ‒ 2001. – 9 авг. – С. 13.
  • Михаил Пришвин: актуальные вопросы изучения творческого наследия: материалы науч. конф., посвящ. 129-летию со дня рождения писателя. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. – Вып. 1. – 258 с.
  • Федюкина Т. Михаил Пришвин: возвращение: [об открытии памятника М. Пришвину в Ельце на Торговой улице 8 сент.; скульптор Н. Кравченко] // Липецкая газета. – 2002. – 10 сент.
  • Ширяев Ю. В. Песни Черноземья: сб. стихотворений: к 125-летию со дня рождения земляка Михаила Михайловича Пришвина / Ю. В. Ширяев. – Елец, 2002. – 56 с.
  • Варламов А. Н. Пришвин / А. Н. Варламов. – М. : Мол. гвардия, 2003. – 848 с. – (Жизнь замечательных людей; вып. 1048 (848)).
  • Михаил Пришвин: актуальные вопросы изучения творческого наследия: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 130-летию со дня рождения писателя. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. – Вып. 2. – 292 с.
  • Шманов Е. На родине Пришвина // Земля Липецкая. Историческое наследие. Культура и искусство / ред. А. М. Тарунов. ‒ Липецк: НИИЦентр, 2003. ‒ С. 172-173. ‒ (Наследие народов Российской Федерации).
  • Шахов В. В. «Война и мир» Михаила Пришвина: (дневники и публицистика М. М. Пришвина. 1941-1945 гг.) // Сочинение о Великой победе: липецкое эхо войны / В. В. Шахов. – Липецк: Инфол, 2004. – Ч. 1. – С. 10-13.
  • Борисова Н. В. Философия русского космизма в творческом наследии М. Пришвина // Русская литература и философия: постижение человека. – 2004. – Ч. 2. – С. 129-136.
  • Краснова С. В. Российская национальная гордость, взращенная елецкой педагогической нивой (И. А. Бунин, М. М. Пришвин, С. Н. Булгаков) // Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). – Елец, 2004. – С. 188-224.
  • Личное дело. Пришвин Михаил Михайлович: воспоминания современников / сост. Л. А. Рязанова, Я. З. Гришина. – СПб. : Росток, 2005. – 527 с.
  • Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире писателей русского Подстепья (И. А. Бунин, Е. И. Замятин, М. М. Пришвин) : научные докл., ст., очерки, заметки, тез., док. / отв. ред и сост. Н. Н. Комлик. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. – 489 с.
  • Беззубцева А. Гимназический период М. М. Пришвина в автобиографическом романе «Кащеева цепь», дневнике писателя, воспоминаниях и документах // Моя Родина – Липецкий край: сборник. – Липецк, 2008. – Вып. 4. – С. 108-127.
  • Михаил Пришвин: диалоги с эпохой: всерос. науч. конф., посвящ. 135-летию со дня рождения писателя. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 258 с.
  • Щукина Е. П. Побег в «Азию»: [о М. Пришвине – гимназисте Елец. гимназии] // Липецкий вестник архивиста: науч.-информ. бюл. – Липецк. – 2008. – Вып. 1 (3). – С. 101-103.
  • Кем стали потомки писателя? : [почет. гостьей конф., посвящ. 135-летию со дня рождения М. Пришвина, была внучка писателя Н. П. Белякова] / подгот. Т. Федюкина // Талисман. – 2008. – 22 марта (№ 6). – С. 6.
  • Воробьев Н. Дом пришвинских страстей: [елец. краевед В. Заусайлов обнаружил новые данные о проживании в Ельце М. Пришвина] // Газета МГ. – 2009. – 25 марта (№ 12). – С. 29.
  • Капустина Н. Любовь и ненависть Михаила Пришвина: [памятные места в Ельце, связанные с именем писателя] // Талисман. – 2009. – 20 июня (№ 12). – С. 7.
  • Кукрак С. Пришвин весь в детстве и в родине // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 23-25.
  • Подоксенов А. М. Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества: моногр. / А. М. Подоксенов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – 348 с.
  • Лавренова Е. Михаил Михайлович Пришвин // Елецкий вестник. – 2010. – 16 авг. (№ 32). – С. 14.
  • Подоксенов А. М. Михаил Пришвин и Василий Розанов: мировоззренческий контекст творческого диалога: моногр. / А. М. Подоксенов. – Елец: ЕГУ им. Е. А. Бунина; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова 2010. – 395 с.
  • Борисова Н. «Леший русского логоса»: жизнь и творческая судьба Михаила Пришвина // Петровский мост. – 2011. – № 1 (янв.-март). – С. 130-144.
  • Борисова Н. Учителя и ученики: из хроники елецкой гимназии // Липецкая газета. – 2011. – 12 мая. – С. 4.
  • Демин Р. Первая книга писателя: // Красное знамя [г. Елец]. – 2012. – 7 апр.
  • Ляпин Д. А. Неудачливый беглец // История Елецкого уезда в XVIII– начале XX веках / Д. А. Ляпин. – Саратов: Новый ветер, 2012. – С. 160-162.
  • Перевозкина И. Пришвин – писатель и агроном: [некоторые факты о жизни и творчестве М. М. Пришвина из исслед. работы ученицы шк. пос. Соколье Елец. р-на] // В краю родном [Елецкий район и г. Елец]. – 2012. – 25 окт.
  • Пискулин А. А. От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И. А. Бунина и М. М. Пришвина: моногр. / А. А. Пискулин. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. – 241 с.
  • Подоксенов А. М. Художественный мир Михаила Пришвина в контексте мировоззренческого дискурса русской культуры XX века: моногр. / А. М. Подоксенов. – Елец: ЕГУ им. Е. А. Бунина; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – 334 с.

Справочные материалы

  • Краткая литературная энциклопедия. – М., 1971. – Т. 6. – С. 23-24.
  • Большая советская энциклопедия. – М., 1975. – Т. 20. – С. 604.
  • Владимирская энциклопедия. – Владимир, 2002. – С. 353.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 110-111.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 73-75.
  • Русские советские писатели-прозаики: биобиблиогр. указ. – Л., 1964. – Т. 3. – С. 684-736.
  • Русские писатели, ХХ век: биобиблиогр. слов. – М., 1998. – Ч. 2. – С. 224-230.
  • Русские писатели 20 века: биогр. слов. – М., 2000. – С. 573-575.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. слов. – М., 2007. – Т. 5. – С. 142-151.
  • «… Михаил Пришвин из Ельца…» // Горлов Виктор Петрович: персональная страница сайта «Елец и ельчане». – Режим доступа:

И, как непревзойденный Айвазовский в написании морских пейзажей, он уникален по своему литературному мастерству в художественном описании природы. Школьники изучают его творчество уже с третьего класса и знают, кто такой Пришвин. Биография для детей может быть достаточно интересной, ведь он много путешествовал и видел в природе немало разных удивительных явлений. Все это он записывал в своих дневниках, чтобы потом черпать оттуда оригинальный материал для создания какого-нибудь очередного рассказа или повести. Отсюда такая живость и натуральность описываемых им образов. Ведь не зря Пришвина назвали певцом

Пришвин. Биография для детей

Родился будущий писатель Михаил Пришвин в 1873 году в купеческой семье в деревне Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его умер, когда ему было 7 лет, вместе с Мишей у матери осталось на руках еще шестеро детей. Сначала мальчик окончил сельскую школу, потом учился в Елецкой гимназии, но за неповиновение учителю его оттуда исключили.

Потом он поехал в Тюмень к своему дядьке Игнатову, который на то время был крупным промышленником в суровых сибирских местах. Там юный Пришвин окончил Тюменское реальное училище. В 1893 году он поступает в Рижский политехникум на химико-аграрное отделение. С 1896 года молодой Пришвин начинает увлекаться политическими кружками, в частности марксистскими, за что был арестован в 1897 году и отправлен на выселки в родной город Елец.

Путь к литературе

В 1900 году Пришвин Михаил отправляется на обучение в Германию в на философский факультет агрономического отделения. Через время он возвращается в Россию и работает агрономом в Тульской губернии и следом в Московской губернии города Луга в лаборатории профессора Д. Прянишникова, потом и в Петровской сельхозакадемии. А дальше он становится секретарем одного крупного Петербургского чиновника, которому помогает составлять сельскохозяйственную литературу. И вот уже перед самой революцией он становится корреспондентом таких отечественных изданий, как «Русские ведомости», «Утро России», «Речь», «День».

В Первую мировую Пришвина забирают на фронт санитаром и военным корреспондентом. После революции 1917 года он совмещает работу учителя в Елецкой гимназии (именно из нее его когда-то выгнали) и ведет краеведческую работу агронома. Пришвин даже становится участником организации музея усадебного быта в городе Дорогобуже, в бывшем имении Барышникова.

Творчество Пришвина (кратко)

Михаил Пришвин начинает свою литературную деятельность в 1906 году с рассказа «Сашок». Потом он отправляется в путешествие по русскому Северу (Карелия) и при этом серьезно увлекается местным фольклором и этнографией. А в 1907 году появляется и его под названием «В краю непуганых птиц». Она представляла собой путевые заметки, составленные писателем из своих многочисленных наблюдений за природой и диким бытом северных народов. Эта книга принесла ему большую известность. Писатель был удостоен медали Императорского географического общества и даже стал его почетным членом. Так начало приносить свои плоды творчество Пришвина. Кратко написать о нем уже так просто не получится.

Литературный талант

В его великолепных, мастерских рассказах всегда гармонично сочетались научая пытливость, поэзия природы и даже натурфилософия. Список произведений Пришвина в течение его жизни пополнялся великолепными произведениями, такими как «За волшебным колобком» (1908 г.), «Черный араб» (1910 г.) и др. Писатель Пришвин занял особую нишу в литературе и был вхож в круг знаменитых петербургских литераторов, таких как А. Блок, А. Ремизов, Д. Мережковский. С 1912 по 1914 год на свет появляется первое собрание сочинений М. М. Пришвина в трех томах. Сам Максим Горький способствовал изданию его книг.

Список произведений Пришвина и дальше растет, в 1920-1930 годы выходят его книги «Башмаки», «Родники Берендея», повесть «Жень-шень» и много других чудесных работ. Самое интересное заключается в том, что глубокое проникновение в жизнь природы сделало мифы и сказки как бы само собой разумеющимся ответвлением в творчестве писателя. Сказки Пришвина необыкновенно лиричны и красивы. Они раскрашивают художественную палитру его богатого писательского наследия. Детские рассказы и сказки Пришвина несут в себе вневременную мудрость, превращая некоторые образы в многозначные символы.

Детские рассказы и сказки

Много путешествует и постоянно работает над своими книгами М.М. Пришвин. Биография его больше напоминает жизнь какого-то биолога и географа-естествоиспытателя. Но именно в таких интересных и увлекательных исследованиях и рождались его красивые истории, многие из которых были даже не выдуманы, а просто мастерски описаны. И так мог это сделать только Пришвин. Биография для детей интересна именно тем, что множество своих рассказов и сказок он посвящает как раз-таки юному читателю, который в период своего умственного развития сможет почерпнуть какой-нибудь полезный опыт из книги, которую прочитает.

Михаил Михайлович имеет удивительное мировоззрение. В его творчестве ему помогает необыкновенная писательская зоркость. Множество детских рассказов он собирает в своих книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939). В 1945 году появилась «Кладовая солнца» - сказка о детях, из-за своих ссор и обид попавших в лапы жутких мшар (болот), которых спасла охотничья собака.

Дневники

Почему же имел такой успех писатель М.М. Пришвин? Биография его указывает на то, что самым лучшим его помощником стал дневник, который он вел всю жизнь. Каждый день он записывал туда все, что на тот момент волновало и воодушевляло писателя, все свои размышления о времени, о стране и об обществе.

Сначала он разделял идею революции и воспринимал ее как духовно-нравственное очищение. Но со временем он осознает всю гибельность этого пути, поскольку Михаил Михайлович видел, как большевизм был недалек от фашизма, что над каждым человеком новообразованного тоталитарного государства нависла угроза произвола и насилия.

Пришвину, как и многим другим советским писателям, приходилось идти на компромиссы, унижавшие и угнетавшие его моральный дух. Есть даже интересная запись в его дневнике, где он признается: «Я похоронил своего личного интеллигента и сделался тем, кто я теперь есть».

Рассуждения о культуре как о спасении всего человечества

Тогда он рассуждал в своем дневнике о том, что достойную жизнь можно поддерживать лишь тогда, когда она обеспечена культурой, что означало доверие к другому человеку. По его мнению, среди культурного общества можно жить и взрослому человеку как ребенку. Он также утверждает, что родственное сочувствие и понимание - это не просто этнические основы, а великие блага, которые дарованы человеку.

3 января 1920 года писатель Пришвин описывает свои ощущения голода и нищеты, до которых его довела власть Советов. Конечно, можно жить и духом, если самому быть добровольным инициатором этого, но другое дело, когда тебя делают несчастным вопреки твоей воле.

Певец русской природы

С 1935 года опять совершает свои путешествия по Русскому Северу писатель Пришвин. Биография для детей может быть очень познавательной. Она знакомит их с невероятными путешествиями, так как совершал их гениальный писатель и на пароходах, и на лошадях, и на лодках, и пешим ходом. В это время он много наблюдает и пишет. После такого путешествия свет увидела его новая книга «Берендеева чаща».

В годы Великой Отечественной писатель был эвакуирован в Ярославскую область. В 1943 году он возвращается в Москву и пишет рассказы «Лесная Капель» и «Фацелия». В 1946 году он покупает себе небольшой особнячок в Подмосковном Дунино, где живет в основном летом.

В середине зимы 1954 года Пришвин Михаил умирает от рака желудка. Его хоронят в Москве на Введенском кладбище.