Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века , особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.

В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова. Демон - необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил» , «не знал ни злобы, ни сомненья» , но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта» .

Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты» . Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха - отважного князя Синодала.

Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно. Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву» . Как только «презрел удалой жених обычай предков своих» , как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его. Может быть, это месть Демона?

Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной. Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.

Любовь к Тамаре для Демона - попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья» , он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.

Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон

... К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью... на нее смотрел.

В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным» . Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное -
Люби меня!...

Но цена такой свободы слишком высока - отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне. Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.

Смерть Тамары - победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша» , ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои...

Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона . Божественный мир могущественнее мира личности - такова позиция поэта.

Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, - вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».

Сакля - хижина, жилище кавказских горцев.

Анализ поэмы «Демон» - не единственное сочинение, связанное с Лермонтовым:

Проводя анализ («Демон» Лермонтова), следует прежде всего отметить, что это произведение поэта и поныне считается одним из самых противоречивых, загадочных и глубоких в творчестве Михаила Юрьевича. Вся сложность заключается в том, что анализировать поэму можно с разных ракурсов: космического, который представлен отношением Демона к Богу и Вселенной, психологического и даже философского. Лермонтов не был первым человеком, который в своих произведениях обращался к образу падшего ангела, объявившего Богу войну. До него данную тему по-разному трактовали и Гёте («Фауст»), и Байрон («Каин») и, конечно же, Мильтон («Потерянный рай»).

Образ Демона в поэме Лермонтова

Анализ: «Демон» Лермонтова примечателен, в первую очередь, тем, что автор необычно подошёл и к сюжету поэмы, и к изображению ключевого образа. Лермонтовский Демон - это удивительное сочетание огромной внутренней силы, стремления избавиться от гнетущего чувства одиночества, желания приобщиться к добру и трагического бессилия, связанного с невозможностью достичь желаемого. Читателю Демон представляется этаким мятежным протестантом, который противопоставил себя не только Богу, но также и всему миру, всем людям.

Главный герой - «царь познанья и свободы», который восстаёт против всего, сковывающего разум. Демон в поэме Лермонтова отвергает мир, в котором отсутствует истинное счастье, где люди равно боятся как любить, так и ненавидеть, постоянно пребывают во власти мирских страстей. Однако это глобальное отрицание демонстрирует не только силу Демона, а и его слабость. Ведь с высоты бесконечных просторов космоса он просто неспособен увидеть и оценить всю прелесть земной природы.

Надменное уединение тяготит Демона, он часто тоскует об общении с людьми и миром. «Жить для себя» ему опостылело, и выходом из темницы угрюмого одиночества ему видится любовь к простой девушке Тамаре. Однако для него остаются недостижимыми поиски красоты, гармонии, любви и добра.

Философские вопросы, поднимающиеся в произведении

Анализ («Демон» Лермонтова) проводить несколько сложно, ведь автор воздержался от выражения личной позиции, позволив произведению жить своей жизнью, быть многозначным. Намеченное в более ранних поэмах разоблачение индивидуалистического мышления присутствует и в «Демоне». Разрушительное начало Михаил Юрьевич трактует как антигуманистическое. Однако в то же время некоторые вопросы, поставленные в «Демоне», так и остаются неразрешёнными. К примеру, неясным остаётся, кого поэт видит в своём Демоне - носителя зла (пускай и страдающего) или же жертву несправедливости? Отчего была спасена душа Тамары - просто в угоду строгой цензуре того времени или же именно такая развязка была задумана с самого начала как неизбежный идейный ход? Примирительной или нет является концовка произведения и поражение Демона? Анализ («Демон» Лермонтова) сосредотачивается вокруг этих и многих других вопросов. Которые, к слову, являются убедительнейшим доказательством высокой философской нагрузки произведения. Диалектическое сочетание «добра» и «зла» в поэме, красочное изображение жажды идеала и его утраты, враждебность по отношению к миру и желание примириться с ним - все эти темы пронизывают поэму красной нитью, делая её поистине уникальным произведением.

в поэме «Демон»

Анализ поэмы «Демон» Лермонтова - это и обращение к её художественному своеобразию. Являясь колоритным образцом романтизма, произведение практически полностью строится на антитезах. Герои постоянно противопоставляются друг другу: Демона и Бога (земли и неба), Демона и Ангела (смерти и жизни), Тамары и Демона (реальности и идеала). Присутствуют в творении поэта и контрастирующие друг с другом этические и социальные категории. Утверждение и отрицание, гармония и борьба, добро и зло, ненависть и любовь, тирания и свобода - в «Демоне» эти противоречивые понятия буквально схлестнулись друг с другом.

Заключение

Чем так привлёк внимание читателей к поэме Лермонтов? «Демон», анализ которого мы проводим, - это произведение, в котором объединились мощная поэтическая фантазия, пафос сомнений и отрицания, неповторимый лиризм поэта, загадочность, простота и понятность изложения.

На фоне всего этого читателям и всему миру задаются важные философско-нравственные вопросы, на которые человечество ищет ответы тысячелетиями.

Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова.

«Демон» – поэма, над которой М.Ю.Лермонтов работал на протяжении всего своего творческого пути. Образ Демона владел
чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста. Он много раз переделывал начатую поэму. Но с каждой новой
переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме.
В основе поэмы «Демона» – древний миф о гордом ангеле, восставшем против Бога. Сюжет поэмы не сложен. Основное место в
поэме занимают монологи Демона, раскрывающие его мысли и чувства, описания природы, подробные изображения переживаний
героини – Тамары.
Демон, «печальный дух изгнанья», которому в жизни наскучило всё, видит смертную девушку, красавицу Тамару… Он очарован
ею. Охваченный чувством любви, он мечтает о возрождении. Ему кажется, что любовь Тамары приведёт его к добру, к правде.
Он проникает в монастырь, где после гибели жениха скрывается Тамара, и своими пламенными речами возбуждает к себе
жалость и сочувствие Тамары. Поцелуй Демона оказывается смертельным для Тамары. Демон пытается овладеть её душой, когда
светлый ангел уносит её в рай. «Она моя!» – восклицает Демон, но ангел отвергает его.

И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной,
Без упованья и любви!..

Нетрудно убедиться в том, что отец Тамары и её жених – фигуры второстепенные. Главными героями являются Демон и Тамара.
Лермонтов называет Демона «духом познанья и сомненья» и наделяет чувством неукротимой гордости. Демон отрицает
существование гармонии в мире, с презрением смотрит на несчастный род людской и находится в непрерывной и вечной борьбе
с божеством. Он горд и одинок, замкнут в своих переживаниях, и холод одиночество причиняет ему безграничное страдание.
Это – символ индивидуализма. Но если Демон является символом, то естественно видеть и в образе Тамары нечто
символическое. Иначе вся поэма обратится в сказку, лишенную смысла и значения. В Тамаре сильно подчёркнута одна черта –
необычайная красота.

…Ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Не омывал подобный стан,
Ещё ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела.

Итак, Тамара – символ красоты. Влечение Демона к Тамаре – это отчаянная попытка замкнутого в себе индивидуалиста выйти
из состояния отчуждённости и вынужденного бездействия, найти в красоте отраду и забвение. Но любовь гордого
индивидуалиста заканчивается печально.
В развязке выступает «Ангел» – символ противоположных Демону начал: любви и прощения. Появление Ангела подчёркивает всю
безысходность положения Демона: на пути, по которому он идёт, на пути индивидуализма, когда собственное «я» ставится в
центре всего существующего, нет ни счастья, ни живой деятельности.
Образ Демона является двойственным. С одной стороны в нём воплощено отрицание всего косного, отрицание человеческой
пошлости, ограниченности, устаревших авторитетов, преданности старым устоям и традициям. Демон произносит страстную
речь, в которой клеймит земную жизнь,

Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

В этих словах многие справедливо видели характеристику современного им дворянского общества.
Но взамен «жалкого света» , отрицаемого Демоном, он не обещает Тамаре безмятежного благополучия. Он зовёт её в тот мир,
где она будет жить полной, истинно человеческой жизнью, где ждёт «иное страдание», «иных восторгов глубина». Он обещает:

Пучину гордого страданья
Взамен открою я тебе…

И содержание речей Демона, и горячее чувство, которым они насыщены, привлекают нас к герою поэмы. И всё же Демон в
поэме осуждён.В нём осуждён его крайний индивидуализм. Он презирает людей. Мечтая о любви Тамары, которая должна спасти
его от страшной многовековой тоски, дать смысл его существованию, Демон думает только о себе. Его любовь к Тамаре
целиком эгоистична. Вот почему он не может дать счастья ни ей, ни ему, и после попытки овладеть ею он вновь обречён на
скитания.
В романтическом образе Демона отразились и различные черты некоторых людей лермонтовской эпохи: резко отрицательное
отношение их к отжившим устоям и авторитетам, сочетавшееся в них с гордой замкнутостью, с крайним индивидуализмом.
Но одновременно в Демоне остались черты неотразимо-привлекательные: протест против деспотизма, откуда бы он ни исходил,
порыв к свободе, неустрашимая мысль.
Современники Лермонтова воспринимали его поэму как призыв к освобождению и как осуждение существующих общественных
условий. Увлечение «Демоном» было велико: он в рукописях ходил в публике, как некогда ходило «Горе от ума».
По словам одного из известных критиков того времени, все увлеклись так «Демоном» потому, что пафос его есть с «небом
гордая вражда».

Задачи и тесты по теме "Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова."

  • Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

«Демон» (1829 - 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой. К легенде о падшем ангеле, воевавшем против Бога, обращались многие европейские поэты: достаточно вспомнить Сатану в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифера в «Каине» Байрона, Мефистофеля в «Фаусте» Гете. Лермонтов,разумеется, не мог не учитывать уже существующую традицию, но он был вполне оригинален и в сюжете своей поэмы, и в трактовке главного образа. В лермонтовском Демоне сочетаются огромные внутренние силы и трагическое бессилие, стремление преодолеть одиночество, приобщиться к добру и недостижимость этих стремлений. Это мятежный протестант, который противопоставил себя не только Богу, но и людям, всему миру. Бунтарские, протестующие идеи Лермонтова прямо проявляются в поэме. Демон - гордый враг небес, «царь познанья и свободы». Это воплощение мятежного восстания против всего, что сковывает разум. Он отвергает мир, * Где нет ни истинного счастья, * Ни долговечной красоты, * Где преступленья лишь да казни, * Где страсти мелкой только жить, * Где не умеют без боязни * Ни ненавидеть, ни любить. Однако такое всеобщее отрицание означает не только силу Демона, но и его слабость. Ему не дано с высоты беспредельных космических просторов увидеть земную красоту, он не в состоянии оценить и понять прелесть земной природы: * Но, кроме зависти холодной, * Природы блеск не возбудил * В груди изгнанника бесплодной * Ни новых чувств, ни новых сил; * И все, что пред собой он видел, * Он презирал иль ненавидел. Демон страдает в своем надменном уединении и тоскует о связях с миром и людьми. Ему наскучило «жить для себя, скучать собою». Любовь к земной девушке Тамаре должна была стать для него началом выхода из угрюмого одиночества к людям. Но и поиски гармонии, «любви, добра и красоты» фатально недостижимы для Демона: * И проклял Демон побежденный * Мечты безумные свои, * И вновь остался он, надменный, * Один, как прежде, во вселенной, * Без упованья и любви!.. То разоблачение индивидуалистического сознания, которое было намечено в предыдущих поэмах, присутствует и в «Демоне». «Демоническое», разрушительное начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Проблема эта, глубоко волновавшая Лермонтова, разрабатывалась им и в драматургии («Маскарад»), и в прозе («Герой нашего времени»). В поэме трудно выделить авторский «голос», прямую авторскую позицию, что предопределяет сложность анализа произведения, его многозначность. Не случайно ряд вопросов. Поставлены у Лермонтовым в «Демоне», не решен окончательно. Например: видит ли автор в своем Демоне безусловного (пусть и страдающего) носителя зла или только мятежную жертву «несправедливого приговора»? Была ли душа Тамары «спасена» в угоду цензуре или этот мотив являлся для Лермонтова идейно-художественной неизбежностью? Какой смысл имеет финал поэмы и поражение Демона - примирительный или не примирительный? Эти нерешенные вопросы свидетельствуют о сложности философской проблематики поэмы, о диалектическом сочетании в Демоне «добра» и «зла», жажды идеала и потери его, вражды к миру и попытки примириться с ним, что в конечном счете отражает в той или иной степени трагическое мироощущение передовых людей эпохи. Белинский, например, писал в 1842 г.: «Демон» сделался для меня фактом моей жизни, я твержу его другим, твержу себе, в нем для меня миры истин, чувств, красоты». * «Богатство философско-этического содержания поэмы определяет и ее художественное своеобразие. Ярчайший образец романтизма, поэма «Демон» вся построена на антитезах. Это противостоящие друг другу герои: Бог и Демон, Ангел и Демон, Демон и Тамара; «это полярные сферы: небо и земля, жизнь и смерть, идеал и действительность; это, наконец, контрастные социальные и этические категории: свобода и тирания, любовь и ненависть, борьба и гармония, добро и зло, утверждение и отрицание». Мощная поэтическая фантазия, глубокая нравственно-философская проблематика, пафос отрицания и сомнения, высокий лиризм, простота и пластичность эпических описаний, даже некоторая загадочность - все это сделало лермонтовского «Демона» одним из вершинных явлений в истории мировой романтической поэмы. Велико значение «Демона» не только в истории русской литературы, но и музыки (опера А. Г. Рубинштейна) и живописи (картины М. А. Врубеля).

Сочинение

«Демон» (1829 - 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой. К легенде о падшем ангеле, воевавшем против Бога, обращались многие европейские поэты: достаточно вспомнить Сатану в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифера в «Каине» Байрона, Мефистофеля в «Фаусте» Гете.

Лермонтов, разумеется, не мог не учитывать уже существующую традицию, но он был вполне оригинален и в сюжете своей поэмы, и в трактовке главного образа. В лермонтовском Демоне сочетаются огромные внутренние силы и трагическое бессилие, стремление преодолеть одиночество, приобщиться к добру и недостижимость этих стремлений. Это мятежный протестант, который противопоставил себя не только Богу, но и людям, всему миру.

Бунтарские, протестующие идеи Лермонтова прямо проявляются в поэме. Демон - гордый враг небес, «царь познанья и свободы». Это воплощение мятежного восстания против всего, что сковывает разум. Он отвергает мир,

* Где нет ни истинного счастья,
* Ни долговечной красоты,
* Где преступленья лишь да казни,
* Где страсти мелкой только жить,
* Где не умеют без боязни
* Ни ненавидеть, ни любить.

Однако такое всеобщее отрицание означает не только силу Демона, но и его слабость. Ему не дано с высоты беспредельных космических просторов увидеть земную красоту, он не в состоянии оценить и понять прелесть земной природы:

* Но, кроме зависти холодной,
* Природы блеск не возбудил
* В груди изгнанника бесплодной
* Ни новых чувств, ни новых сил;
* И все, что пред собой он видел,
* Он презирал иль ненавидел.

Демон страдает в своем надменном уединении и тоскует о связях с миром и людьми. Ему наскучило «жить для себя, скучать собою». Любовь к земной девушке Тамаре должна была стать для него началом выхода из угрюмого одиночества к людям. Но и поиски гармонии, «любви, добра и красоты» фатально недостижимы для Демона:

* И проклял Демон побежденный
* Мечты безумные свои,
* И вновь остался он, надменный,
* Один, как прежде, во вселенной,
* Без упованья и любви!..

То разоблачение индивидуалистического сознания, которое было намечено в предыдущих поэмах, присутствует и в «Демоне». «Демоническое», разрушительное начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Проблема эта, глубоко волновавшая Лермонтова, разрабатывалась им и в драматургии («Маскарад»), и в прозе («Герой нашего времени»). В поэме трудно выделить авторский «голос», прямую авторскую позицию, что предопределяет сложность анализа произведения, его многозначность. Не случайно ряд вопросов. Поставлены у Лермонтовым в «Демоне», не решен окончательно. Например: видит ли автор в своем Демоне безусловного (пусть и страдающего) носителя зла или только мятежную жертву «несправедливого приговора»? Была ли душа Тамары «спасена» в угоду цензуре или этот мотив являлся для Лермонтова идейно-художественной неизбежностью? Какой смысл имеет финал поэмы и поражение Демона - примирительный или не примирительный? Эти нерешенные вопросы свидетельствуют о сложности философской проблематики поэмы, о диалектическом сочетании в Демоне «добра» и «зла», жажды идеала и потери его, вражды к миру и попытки примириться с ним, что в конечном счете отражает в той или иной степени трагическое мироощущение передовых людей эпохи. Белинский, например, писал в 1842 г.: «Демон» сделался для меня фактом моей жизни, я твержу его другим, твержу себе, в нем для меня миры истин, чувств, красоты».

* «Богатство философско-этического содержания поэмы определяет и ее художественное своеобразие. Ярчайший образец романтизма, поэма «Демон» вся построена на антитезах. Это противостоящие друг другу герои: Бог и Демон, Ангел и Демон, Демон и Тамара; “это полярные сферы: небо и земля, жизнь и смерть, идеал и действительность; это, наконец, контрастные социальные и этические категории: свобода и тирания, любовь и ненависть, борьба и гармония, добро и зло, утверждение и отрицание».

Мощная поэтическая фантазия, глубокая нравственно-философская проблематика, пафос отрицания и сомнения, высокий лиризм, простота и пластичность эпических описаний, даже некоторая загадочность - все это сделало лермонтовского «Демона» одним из вершинных явлений в истории мировой романтической поэмы. Велико значение «Демона» не только в истории русской литературы, но и музыки (опера А. Г. Рубинштейна) и живописи (картины М. А. Врубеля).

Другие сочинения по этому произведению

Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова ("Демон"). Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Работа Лермонтова над поэмой «Демон»