/ / / «Княжна Мэри» - анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Княжна Мэри» является наибольшей по объему повестью в романе Лермонтова « ». Стоит отметить, что эта глава написана в форме дневника главного героя . В «Княжне Мэри» Лермонтов попытался максимально точно показать нам «светскую жизнь» 30-х годов 19 столетия. В своем дневнике Печорин не проводит анализ своих поступков, он не дает оценку окружающим, он просто пересказывает нам происходящие события.

Действия главы «Княжна Мэри» разворачиваются на лечебных водах Пятигорска. Здесь Печорин встречает своего давнего знакомого Грушницкого. Грушницкий был юнкером, получившим ранение в ногу. Он был карьеристом по натуре, чем очень раздражал главного героя. Но, не смотря на негативное отношение, Печорин и Грушницкий проводят много времени вместе. Именно Грушницкий обратил внимание Печорина на княгиню Лиговскую и ее дочь . Позже главный герой заметил, что между Грушницкой и Мэри были теплые чувства. После этого он, ради забавы, решает завоевать любовь молодой девушки и показать всю ничтожность Грушницкого.

16 мая в своем дневнике Печорин сообщает нам, что дела по реализации его задумки продвигаются. Но его беззаботная задумка закончилась трагически. Чтобы защитить честь Мэри, он вызвал Грушницкого на дуэль. Там Печорин получает ранение в колено, а погибает. После этих событий Мэри серьезно заболевает. Княгиня Лиговская думает, что молодые люди стрелялись из-за ее дочери. По приезду в дом Лиговских княгиня сообщает Печорину, что теперь он может жениться на ее дочери. Но главный герой не любит Мэри, он сознается ей, что делал все ради смеха, чем окончательно разбивает сердце девушке.

В этой сцене Лермонтов показывает нам Печорина, как неоднозначную личность. С одной стороны главный герой смеется над чувствами девушки, а с другой – ему жалко это милое существо. Печорин сознается в своей низости, лицемерии и эгоизме. Он струсил поменять свою свободу на женитьбу. Чувства любви Мэри вмиг сменяются на чувства ненависти. Девушка получила первый тяжкий жизненный урок.

Позже мы узнаем, что за участие в дуэли, Печорин был сослан в крепость, где познакомился с Максимом Максимычем.

Немаловажным моментом в раскрытии личности Печорина в главе «Княжна Мэри» являются взаимоотношения главного героя и Веры. Со слов доктора Вернера Печорин узнает, что тоже находится в Пятигорске. Она была любовницей главного героя и, возможно, единственной женщиной, которая по-настоящему любила Печорина со всеми его недостатками и достоинствами. Кульминацией отношений между этими людьми стало последнее письмо Веры Печорину. В нем женщина в очередной раз признается главному герою в любви. Она понимает, что никогда не будет с ним рядом, но продолжает любить. Единственное, о чем Вера просит Печорина – не жениться на Мэри.

Прочитав это письмо, главный герой понял, что именно Вера была той женщиной, которую он искал всю жизнь, но было уже поздно.


В центральной главе «Княжна Мери» заложен главный мотив романа: побуждение Печорина к активным действиям, любопытство, подталкивающее к новым экспериментам с участием людей, желание понять их психологию, безрассудность в поступках. Анализ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» покажет противопоставление Печорина «водяному» обществу. Его отношение к нему и обществу в целом.

«Княжна Мери» ежедневник Печорина, где в подробностях описан каждый прожитый день. Помимо сухих дат Григорий в малейших деталях дает полный анализ событий, происходящих с его участием и с участием других людей. Словно под микроскопом рассматривает Печорин каждый сделанный шаг, исследует души людей, пытаясь докопаться до мотивов их поступков, делиться с дневником личными переживаниями и эмоциями, испытанными лично им.

Доктор Вернер первый, сообщивший Григорию о приезде Веры на курорт. При встрече с ней Печорин понимает, что до сих пор испытывает к ней чувства, но можно ли назвать это любовью. Появлением в жизни Веры, он внес определенный хаос в ее семейную жизнь. Он мучит ее, между делом забавляясь с молоденькой княжной Мери, затеяв новую игру с новым персонажем.

Его целью стояло влюбить в себя девушку, развеяв серые будни очередной забавой. Соблазнение тем приятней, что он знал, как его ухаживания заденут Грушницкого. Парень явно влюблен в княжну, но Мери не воспринимала его всерьез, считая скучным и занудным. Распушив павлином хвост Печорин начал ухаживать за ней. Приглашал на прогулки, танцевал с ней на светских вечерах, засыпал комплиментами. Он не знал для чего ему это надо. Мери он не любил, и быть с ней не собирался. Исключительно из желания насолить другому человеку, отыгравшись на чувствах той, которая влюбилась в него по-настоящему. Впрочем, все как всегда. Печорин в своем репертуаре. Вторгшись без спроса в чужую жизнь, он в очередной раз заставил страдать тех, кто отнесся к нему по-человечески.

Комедия стала трагедией. Мери оклеветали. Печорин знал, чьих рук дело грязные слушки, распускаемые по округе. Он не хотел, чтобы имя девушки полоскали на каждом шагу. Выход был один пригласить Грушницкого на дуэль. Перед началом дуэли Печорин решил вновь поэкспериментировать над главным участником, из-за которого разыгралась драма. Свой пистолет Печорин не зарядил и стоял перед Грушницким совершенно безоружный. Таким образом, он пытался проверить насколько ненависть Грушницкого способна захлестнуть его, затмив всякий разум. Чудом Григорий остался жив, но вынужден был убить лжеца.

Кто же такой Печорин на самом деле, хороший человек или плохой. Однозначного ответа на этот вопрос не найдется. Он противоречив и неоднозначен. Положительные качества характера переплетаются с плохими качествами, вводя нас в заблуждение.

В этой главе четко отслеживается формирование личностных черт главного героя. Сам Печорин считал, что общество, подобное Грушницкому сделало из него морального инвалида. Он неизлечим. Болезнь поглотила Печорина целиком, не оставив шансов на выздоровление. Печорин погряз в безысходности, тоске и апатии. Он перестал видеть яркие краски, радовавшие его взор на Кавказе. Скука, одна скука и ничего более.

Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри» (краткое содержание). Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.

В главе повествуется о 40 днях пребывания Г. Печорина на целебных водах в городах Кисловодск и Пятигорск. Она размещена после «Тамани». Примечательно, но большая часть происшествий в «Тамани» протекали в ночное время, когда глава «Княжна Мэри» берет начало в 5 утра. Можно предположить, что вступление этой повести отожествляется с утром, вселяет веру во что-то новое, что хочет Печорин отыскать в любви, дружбе. В то время, как завершение повести скреплено с печалью, несбывшимися планами, не оправдавшимися ожиданиями, утратами. Автор считает, что виновен не один Печорин, но и его ошибки, которые допускают все живые люди.

Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, княжна Мери и Вера – вот пять основных героев в главе «Княжна Мэри». Добрые, теплые отношения завязались у Печорина с 2-мя персонажами: Верой и Вернером. Мэри – девушка, к которой у Григория вспыхнули чувства, а Грушницкий стал первостепенным соперником в борьбе за сердце девушки.

Получается, любовный конфликт есть конкуренция (Печорин - Мэри), повиновение (Вера - Печорин), ненависть, презрение, проблема дружбы (Печорин – Грушницкий), податливость (Печорин - Вернер).

Главный подвох главы заключается в попытках Григория Печорина произвести эффект на молоденькую княжну, завладеть ее расположением, очаровать собой, несмотря на то, что та считает его скучным и вовсе не интересуется мужчиной. Герой ведет себя эгоистично и безнравственно относительно Мэри, а его отношение к Вере – это бесстыдное злоупотребление ее любви к нему.

Печорин понимает, что Вера любит его так, как никогда не будет любить Мэри, он задумывается об истинной, подлинной любви.

Последние фразы, сказанные Печорину как от лица Мэри, так и лица Грушницкого очень похожи, они оба говорят, что ненавидят Григория. Кажется, будто цель Печорина была услышать в свой адрес слова-признания в лютой ненависти, в очередной раз хотел убедиться, что нет любящих его людей. И он ее достиг. Печорин убил Грушницкого на дуэли и тем самым направил на себя еще выше волну ненависти и презрения со стороны княжны.

Любовь и ненависть, а также презрение являются ведущими чувствами между героями главы.

Повесть «Княжна Мэри» создана Лермонтовым по драматическим канонам, то есть она могла бы быть поставленной на театральных подмостках. Записки, ведущееся Печориным приводят к мысли о явлениях, природа – театр, основные места, где происходят действия –жилище Печорина, горы, колодец) – все это словно бы сценические декорации. Жанры этих выступлений – мелодрама, комедия фарс. Текст создан как в виде дневника, так и воспоминаний. Заметки из дневника вбирают в себя все дни, проведенные Печориным на целебных водах, кроме трех последних дней, которые представлены как воспоминания. Эти воспоминания – катастрофа Печоринской жизни: он утратил и любовь, и дружбу.

Вариант 2

Глава повествует об отношении главного героя к жизни, смерти, женщинам, любви и чести.

Печорин, находясь на отдыхе, ради развлечения влюбляет в себя княжну Мери Лиговскую. Эта история, как и отношения с Верой не имели никакой ценности для «лишнего человека», лишь тешили его самолюбие и позволяли занять время.

Конфликт с Грушницким был более важен, так как был основан на взаимной неприязни двух людей с разными характерами, разными системами ценностей. Для Грушницкого было важно не столько получить любовь княжны Мери, а скорее превзойти человека, который сильнее его и превосходит по многим параметрам.

Подлый поступок, на который пошел соперник Печорина по совету офицера, оставшегося безымянным, просто продемонстрировал настоящие качества Грушницкого, его моральную готовность совершить низкий поступок, даже пожертвовав представлениями о дворянской чести.

Для главного героя этой главы дуэль стала также серьезным испытанием, заставившим его проявить свои личные качества. Печорин, даже имея возможность до выстрела Грушницкого разоблачить того, показав, что его пистолет не заряжен, не воспользовался таким способом отвести от себя смертельную опасность. Бежать от нее на дуэли было низким поступком, свидетельствовавшим о трусости. Далее он проявил великодушие, позволив своему врагу выбрать смерть или сохранением жизни с навсегда замаранной честью и репутацией.

В результате Грушницкий был убит, Вера и доктор Вернер покинули главного героя, а от княжны Мери он отказался сам, так как слишком ценил свободу, чтобы вступить даже в выгодный брак. Он сожалел о Вере, увезенной мужем, но это было лишь нежелание терять то, что отбирают насильно, пока оно не наскучило.

Печорин опять остался один. Этим автор подчеркнул необычность этого персонажа, его внутреннюю силу, которая оказалась значительно больше, чем у окружавших его людей. Лермонтов еще раз продемонстрировал, что Печорину очень сложно, если вообще возможно, найти свое место в мире, в котором он жил. Он продолжил оставаться скорее равнодушным наблюдателем, не желая привязываться ни к чему и ни к кому всерьез, не имея смысла жизни.

Анализ главы 3

Наверное, каждому известно популярное и знаменитое произведение под названием «Герой нашего времени». Среди других героев там есть одна очень красивая девушка по имени Мэри. Здесь показана жизнь людей, которые родились и жили в тридцатых годах.

Одним из главных героев является Печорин. Это добрый и веселый человек. Он никогда не сидит на месте и находится в постоянном движении. Печорин прекрасно знает о том, что у него имеется огромное количество разных недостатков, а также ему нравится обсуждать еще и недостатки других людей. У него даже не было смысла в жизни, а все, потому что он воспитан в советское время.

А вот в девушке по имени Мэри имеются все положительные качества, которые только имеются у человека. Многие считают ее прекрасной девушкой, которая всегда и во всем готова помочь любому человеку. Но если рассмотреть ее хорошенько, то она является горда и прежде, чем помочь она тщательно рассмотрит человека. В некоторых ситуациях она ведет себя гордо и независимо, а это может не каждому понравится.

Пока Печорин идет на дуэль с Грушницким, Мэри, узнав об этом, очень сильно заболела. Мать девушки считает, что он пошел на дуэль только потому, что испытывает к ней чувства.

Теперь Печорину нужно обязательно зайти к ней в комнату и узнать, что с ней случилось. Он прекрасно понимает, что чувств к девушке у него нет и никогда не было. Кроме этого он рассказывает Мэри про все свои недостатки. Больше всего на свете он ценит свободу и ни на что не собирается ее менять.

У него никогда не было друзей и везде и все он решает самостоятельно. Многие могут подумать о том, что он дружит с Грушницким, но на самом деле это не так. Вера старается сделать так, чтобы Печорин не только ее заметил, но и полюбил. Вот только этого так не произошло.

Произведение «Герой нашего времени» рассказывается про одного человека, который в этой жизни является одиноким. Вся его жизнь состоит из различных разочарований и неприятностей. Сколько бы он не старался подружиться то с одним, то с другим человеком, но итог один, его все бросают и опять он остается один. Печорин прекрасно понимает, что его здесь никто не понимает и вряд ли найдется человек, который его действительно поймет. Но, оказывается, есть человек, понимающий его, и этим человеком является Вера.

Раньше Печорин был добрым и ранимым человеком. Но общество все расставило по своим местам. И постепенно это накалило его, и он перестал чувствовать то, что чувствуют другие и если это нужно он готов идти по головам.

Несколько интересных сочинений

  • Может ли реальность порождать мечту? Итоговое сочинение

    Все зависит от перспективы. Это правда, что мечты - это не более чем желания, которые служат выдающемуся эго в каждом из нас и отвлекают нас от наших отношений с целым миром. Однако, с другой стороны, мечты могут вдохновить человека

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

  • Печорин и Базаров сравнительная характеристика сочинение

    Печорина и Базарова можно без тени сомнений назвать яркими героями русской литературы девятнадцатого века.

  • Анализ рассказа Старый гений Лескова 8 класс

    Каждый из нас понимаем, что прямых и простых путей в жизни не бывает. Нам приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, из которых нужно выходить с минимальными потерями.

  • Война в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Гражданская война... Сколько боли и суровых страданий принесла она вместе с собственным приходом... Разочарование и дикий ужас... Такой темный период в истории человечества не мог не запечатлеть великий писатель и поэт - Борис Леонидович Пастернак

Повесть «Княжна Мери» следует за «Таманью», в ней рассказывается о событиях сорокадневного пребывания Печорина на целебных водах в Пятигорске и Кисловодске. Интересно, что если основные события в «Тамани» происходили ночью, то повесть «Княжна Мери» начинается в пять часов утра (кстати, в пять часов утра герой возвращается домой и в конце повести, не догнав свою возлюбленную — Веру). Таким образом, начало повести «Княжна Мери» связано с утром и надеждой на обновление, которое Печорин ожидает найти в любви и дружбе, конец — с разочарованием и потерями, в которых, по мысли Лермонтова, повинен не только сам герой, но и ошибки, свойственные всем людям.

В произведении пять главных героев: Печорин, Грушницкий и доктор Вернер, княжна Мери и Вера. Отношения между ними распределены следующим образом: у Печорина с двумя героями сложились доверительные отношения, это «конфиденты» — Вера и доктор Вернер (именно они в конце повести покидают Печорина), двое других выступают как противники героя, «оппоненты» — княжна Мери, любви которой добивается Печорин, и Грушницкий, соперничающий с ним и способный на убийство (в финале Печорин оставляет княжну Мери и убивает Грушницкого на дуэли). Таким образом, сюжет повести формирует любовный конфликт как соперничество (Печорин — княжна), подчинённость (Печорин — Вера), конфликт вражды-дружбы как ненависть (Печорин — Грушницкий) и уступчивость (Печорин — доктор Вернер).

Центральная интрига повести «Княжна Мери» состоит в стремлении Печорина обольстить княжну Мери, влюбить её в себя. Поведение Печорина в отношении девушки традиционно считается эгоистическим и безнравственным, а отношение к Вере — использованием её любви к нему. На обычном, бытовом и отчасти психологическом уровне подхода к сюжету эта точка зрения оправданна. Однако поскольку Лермонтов через этот сюжет решает не только вопросы житейской морали, но и глубинные проблемы, связанные с пониманием сущности любви, то при осмыслении повести нужно не обвинять героя или оправдывать его, а постараться понять, какие именно проблемы поднимает автор и какую идею стремится выразить. Так, в записи Печорина от 3 июня мы читаем: «Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь», и это замечание героя говорит о его сомнениях относительно истинной любви.

Обращает на себя внимание сходство последних фраз Грушницкого и княжны Мери, обращённых к Печорину. Грушницкий говорит: «Я себя презираю, а вас ненавижу», а княжна Мери: «Я вас ненавижу». Складывается впечатление, что цель интриги Печорина в отношении бывшего юнкера и молоденькой княжны в том и состояла, чтобы услышать слова ненависти. Финал повести, безусловно, связан с фразами, произнесёнными Грушницким и Печориным в её начале. Грушницкий, приняв картинную позу, громко говорит по-французски, чтобы его услышала княжна: «Мой милый, я ненавижу людей для того, чтобы не презирать их, ибо иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом»; Печорин отвечает ему также по-французски похожей фразой: «Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить, ибо иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой». Из этих высказываний следует, что основные чувства, обозначающие в повести отношения между людьми, — это презрение, ненависть, любовь.

Повесть Лермонтова «Княжна Мери» написана по законам драмы, как если бы предназначалась для постановки на сцене. Дневниковые записи, которые ведёт герой, напоминают театральные явления, природный ландшафт — театр, ключевые места действия (колодец, квартира Печорина, горы) — декорации сцены. Названы также жанры разыгрываемых спектаклей: комедия, фарс, мелодрама. Текст повести выполнен в двух литературных формах: дневник и воспоминания. Дневниковые записи охватывают все дни повести, и только последние три дня приводятся в виде воспоминаний, представляющих события как трагедию жизни Печорина: он теряет всё, на что надеялся, — любовь и дружбу.

Традиционно Печорин ставится на голову выше всех этих "тупиц и фанфаронов, индюков надутых", к которым в первую очередь и причислялся юнкер, без пяти минут офицер, Грушницкий, кстати, боевой товарищ Печорина. Почему же Грушницкий, несколькими годами моложе Печорина, - фанфарон и индюк, а Печорин, - мыслитель и философ? Видимо, это происходит потому, что так угодно Печорину, ведь "Журнал Печорина" пишет он сам. А читатель этот журнал читает, и наша, читателей, задача - самолично выявлять истинных героев.
Завязка вспыхнувшей и разгоревшейся вражды между Печориным и Грушницким стара как мир: Мери уделила внимание раненому Грушницкому, а вот к Печорину была не столь благосклонна. "Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство - было зависть..." (Лермонтов. С.516). Вот и завязка конфликта, тем более что Печорин узнает о заблуждении княжны насчет Грушницкого, которого она считает разжалованным по какой-то романтической причине из офицеров в солдаты.
День за днем, час за часом отравляет Печорин сознание бедного Грушницкого самыми противоречивыми утверждениями и измышлениями; он манкирует чувствами Мери, сознательно внушая ей надежду на взаимность и в то же время зная, что это самый бессовестный обман; он разбивает сердце старухи Лиговской, недвусмысленно отрекаясь от чести стать обладателем руки ее дочери. В истории с княжной Мери Печорин противостоит обществу уже практически, как злая разрушительная сила, покусившаяся на его моральные нормы. Роман Печорина с Мери является своеобразным проявлением войны против общества со стороны этого незаурядного человека, которому тесно и скучно в косных пределах сложившихся отношений. Но как мизерна эта война, и как жалок ее результат. Ни потрясенных основ, ни ниспровергнутых оков, ни даже наказанных угнетателей: одна только неведомо зачем жестоко изломанная девичья судьба. Здесь же обнаруживается и вина Печорина - попирание прав другой человеческой личности. В его романе с Мери он нарушает не только условные нормы поведения, разделяемые светским дворянским кругом (недопустимость романов без намерения жениться и т.п.), но и "естественные" нормы уважения к личности другого (недопустимость превращения ее в простое орудие своей воли). Во всей истории взаимоотношений Мери и Печорина ярко выступает эгоцентризм Печорина. Он сам говорит о себе: "...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы" (Лермонтов. С.540). Внутренне отойдя от того социального коллектива, к которому он принадлежит по рождению и общественному положению, Печорин не нашел и другой, новой системы социальных взаимоотношений, с которою он слился бы. Его личность, противопоставившая себя старому обществу и не нашедшая опоры в каком-либо ином, новом социальном единстве, ни в чем не видит для себя закона, кроме самой себя. Собственная воля является единственной "нормой", которую признает над собой Печорин. Замыкание в пределах собственной личности, признание "законом" над своими действиями лишь ничем не ограниченной собственной воли превращает героя из протестанта в антиобщественную, а в конечном счете - в античеловеческую силу. Но как только он узнает о том, что его хотят наказать, Печорин делается буквально страшен. И самое страшное заключается в том, что он пытается объяснить свои поступки, развивая целую философскую теорию, согласно которой можно оправдать все эти злодейства. Печорин совершенно искренен, когда пишет в своем журнале следующие строки: "А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!.. я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающие мои душевные силы... первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?.. А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого..." (Лермонтов. С.539-540).
Печорин ставит заведомо невыполнимое условие гуманного отношения к другим для себя: он будет любить всех и делать добро только в том случае, если все будут любить его. Это не всегда реально даже в рамках очень ограниченного круга людей, не говоря уже о чем-то большем.
А рассуждения о том, что такое счастье и радость для него, личности неординарной и загадочной, показывают, что и Бэла, и Мери, и Вера, и многие другие, с кем сводила судьба героя, были заранее обречены на роль цветка, которому суждено в конце концов оказаться брошенным и растоптанным ("Я все это уж знаю наизусть - вот что скучно!"). И другой мотивировки поступков Печорина нет и быть не может. И страдания его из-за собственной жестокости настолько кратковременные и смехотворны, что называть это страданиями просто нелепо.
В отношении к Мери Печорин встает как носитель аморального "демонического" сознания, который не видит граней между "добром" и "злом", не признает никаких моральных ограничений и критериев для своих действий. Даже любовь, единственное "связующее" чувство, которое оставалось последней надеждой и точкой опоры для демонических героев Лермонтова в их попытках возрождения и воссоединения с людьми, - даже она попирается Печориным. Начатый со скуки, из желания подшутить над любовными планами Грушницкого, роман Печорина с Мери постепенно разворачивается как страшная картина упорной, бессердечной охоты паука, подстерегающего со своими сетями ничего не подозревающую жертву, чтобы высосать из нее лучшие соки жизни. Мери начинает понимать это сама, когда между героями происходит следующий разговор:
- Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.
- Разве я похож на убийцу?..
- Вы хуже... (Лермонтов. С.542).
В "Княжне Мери" с переходом Печорина в типическую и постоянную для него жизненную среду дворянского общества, аристократического в частности, Лермонтов еще более суживает возможности выхода энергии Печорина и показывает его обреченным на деятельность пустую, мелкую и жестокую.
Еще рельефнее вырисовывается характер Печорина в его любви к Вере. Свободная от кокетства женщина светского круга, Вера вызвала у Печорина наиболее сильное чувство. Но и по отношению к ней Печорин не свободен от проявления эгоцентризма. "С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий", - говорит Вера Печорину. Печорин не мог решиться связать свою жизнь даже с любимой женщиной. Он признается: "Как бы страстно я ни любил женщину, если она даст мне только почувствовать, что я должен на ней жениться, мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы своей не продам."
А в сцене погони на лошади за уехавшей после убийства на дуэли Грушницкого Верой Печорин, загнав до смерти коня, "упал на мокрую траву и как ребенок заплакал". Но затем он пишет: "Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок. Все к лучшему!.." (Лермонтов. С.576-577). Все очень логично и трезво с точки зрения эгоистической логики и разума. Слезы - лишь причина нервного расстройства и голода, а чувства можно приберечь и на потом. В этом и заключалась вся любовь. Первый же порыв свежего ветра развеял печаль Печорина по поводу вечной разлуки с женщиной, которая, по его словам, была ему так дорога.
Интересны чувства героя после встречи с Грушницким перед балом, побудившими его пригласить княжну на мазурку вопреки желанию Грушницкого танцевать с нею вечер. Печорин был в духе. Это следует из собственного его признания. Его ум был крайне активен. Он предчувствует интересное наблюдение над нравами, возможно, опасность; это заряжало его восторгом и энергией. Впрочем, идя на бал, герой испытывает противоречащую рассудку грусть, которая делает ему честь. "Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаянье! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя." (Лермонтов. С.546).
Лермонтов, нанизывая описания "подвигов" Печорина на композиционный стержень, постепенно подводит читателя к высшей, кульминационной точке, к самому страшному из дел главного героя: убийству на дуэли Грушницкого.
Да, Грушницкий поступает не лучшим образом, соглашаясь с драгунским капитаном и другими консультантами на бесчестный поступок, а именно: при подготовке оружия к дуэли пистолет Печорина остался незаряженным. Но Грушницкого можно понять: он молод, очень молод, безумно любит Мери и хочет отомстить своему недругу за поруганную любовь и бесчисленные гадости. А Печорин, зная, что убивать его не собираются, а хотят только проучить, все равно стремится подвести дуэль к роковому исходу. Грушницкий, в котором заговорила совесть, пусть даже и разбуженная разоблачением интриги Печориным, поступает "противу правил" и разрешает проверить и зарядить пистолет Печорина, который, в отличие от противника, сознательно легко ранившего его, прицеливается крайне тщательно и хладнокровно убивает Грушницкого (расстояние в шесть шагов и позиция на краю страшного обрыва предлагаются опять же Печориным). Трагическую, нелепую смерть молодого человека он сопровождает словами: "Finita la comedia!"
Нужно отметить, что Печорин уже с самой своей встречи с Грушницким в Пятигорске предвидел возможность этой дуэли и, может быть, стремился к ней: "...я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать." (Лермонтов. С.512).
В крупнейшей, центральной из повестей "Героя нашего времени", в "Княжне Мери" особенно проявляется критическое осмысление образа Печорина. Именно в "Княжне Мери" Лермонтов резко углубляет подлежащие осуждению стороны личности героя. Здесь он осуществляет со всей полнотой и четкостью тот суд над своим героем, элементы которого намечались и раньше, но который здесь впервые получил такое широкое, отчетливое воплощение.