Шерп. Что это за слово? Наверняка это существительное слышали многие, но его значение для большинства людей, не знакомых с этнографией, международными отношениями или альпинизмом, остается загадкой.
Действительно, у этого слова есть несколько толкований. Шерпы - что это или кто? В статье будет рассмотрено происхождение этого слова, приведены самые распространенные примеры его употребления, а также раскрыты интересные факты, имеющие к ним отношение.
Народность шерпов
Самое распространенное значение слова «шерп» - это азиатская народность, населяющая горы Непала: маленького государства, расположенного в Азии. Предки древних тибетцев, ранее населяющие этот регион, называют себя шерпами.
На востоке Непал граничат с Бутаном и Бангладешем. На севере - с Китаем, а на западе и юге - с Индией.
Откуда появилось название
С местного диалекта этноним «шер-па» (название народа, этноса) буквально переводится как «человек с востока». До недавнего времени об этих людях практически не было информации. Связано это с относительно недавней популяризацией альпинизма и восхождений на вершины выше восьми тысяч метров.
Шерпы и раи
У народа шерпов существует два этнонима - раи и шерпы. Что это за отличия могут быть у одного этноса? На самом деле все очень просто. Все отличия между шерпами и раями заканчивается в высоте проживания. Если шерпы - это люди, живущие на высоте выше трех с половиной тысяч метров над уровнем моря, то раи - те, кто живет ниже. Вот и все различия.
Внешний вид шерпов
Большинство представителей этого высокогорного народа низкорослы и коренасты, что является их явным преимуществом при передвижении по горам перед другими людьми. Секрет заключается в том, что, благодаря такому телосложению центр тяжести тела этих людей располагается ближе к земле. Следовательно, они крепче стоят на ногах.
Волосы у шерпов черные и прямые. Внешне они отличаются от туристов не только антропологическими характеристиками, но и одеждой. Крайне редко можно увидеть в дорогом современном снаряжении шерпа. Что это означает? Во-первых, шерпы не нуждаются в таковом. Во-вторых, далеко не все представители народности могут себе его позволить.
Из одежды они предпочитают обычные куртки, трико, шапки. Для того чтобы глаза не слепило горное солнце, ими были изобретены специальные «очки», повязка на глаза с двумя узкими дырочками для глаз.
Вся терморегуляция шерпа, в зависимости от погодных условий, заключается в застегнутой либо расстегнутой куртке. Вот и все.
Род занятий
Самое распространенное и прибыльное дело для высокогорного населения - помощь в восхождениях. Кого часто сопровождают шерпы? Коммерческие и некоммерческие экспедиции, которые задаются целью покорить Эверест или другую вершину в районе Гималаев. В этом деле невозможно найти лучших помощников, чем шерпы. Прекрасно чувствуя себя на высоте, они не только выступают в роли носильщиков (портеров), способных нести груз альпинистов весом до сорока килограмм, но и в роли организаторов перил. Так в альпинизме называют специальную веревку, протягиваемую из точки А в точку Б, прикрепленную к скале и позволяющую покорителям горных вершин двигаться строго по маршруту с максимальной скоростью и безопасностью. Также шерпы достаточно часто наводят переправы через пропасти с помощью специальных алюминиевых конструкций. Ценник на услуги шерпов при восхождении начинается от двадцати-тридцати долларов в день и может доходить до пятидесяти.
В целом восхождение на Эверест в составе коммерческой экспедиции обходится туристу в кругленькую сумму, измеряющуюся тысячами долларов.
Быт шерпов
Шерпы - очень общительный и веселый народ. Многие из них - талантливые художники и исполнители.
Живут шерпы в небольших домах в неприхотливых условиях. Все убранство жилища состоит из аскетической мебели и маленькой кухни. Собственный большой дом для шерпа - большая редкость. Обычно они живут в маленьких хижинах.
Наиболее состоятельные шерпы владеют своим бизнесом, связанным, как правило, с предоставлением услуг туристам. Стоит отметить, что Гималаи - заветная «Мекка» для каждого серьезного альпиниста, и поток туристов в этом месте вряд ли когда-нибудь иссякнет.
Этот народ можно отнести к быстро развивающимся. Еще несколько десятилетий назад у них практически не было письменности, а сейчас многие из них неплохо говорят по-английски.
Женщины шерпов почти так же выносливы, как и мужчины. Зачастую прекрасная половина этого народа также оказывает помощь в восхождении туристов на Эверест.
В качестве пищи шерпы могут использовать все, что является съедобным. Нет каких-либо ограничений. Нормально они относятся к алкоголю и даже варят свое местное пиво - чанг.
У шерпов развито земледелие на тех участках земли, которые для него пригодны. Выращиваются в основном ячмень и рис.
В традициях шерпов есть место многоженству. Мужчина вправе иметь одновременно несколько жен при условии, что он способен их содержать.
Имена этой народности очень забавны. Как правило, они состоят из имени, например Дон, с приставкой «-шерпа». Получается Дон-шерпа. Зачастую имя человека могло меняться в зависимости от его жизненного пути, условий обитания и статуса. С точки зрения учета населения это не очень удобно, но это давно укоренившаяся у них традиция.
Религия
Большинство шерпов - буддисты. Во время путешествий по Непалу часто встречаются буддистские храмы, убранные скромно, но в традициях мировой религии. Шерпов нельзя назвать фанатичными приверженцами религии. Нигде это публично не афишируется.
«Горный» ген
Отличительной особенностью этого народа является так называемый «горный» ген. Еще в начале двадцатого столетия европейцы, оккупировавшие Индию, заметили врожденную способность шерпов переносить все перегрузки, связанные с нахождением в горах. Причина тому - наследственность.
Смертность
При работах на склонах высочайшей вершины мира ежегодно случаются несчастные случаи, уносящие жизни шерп. Услуги, оказываемые ими частным экспедициям, оплачиваются более чем достойно. В то же время подобные работы связаны с огромным риском для жизни. Ежегодно под лавинами погибают десятки добровольцев.
Причиной гибели альпинистов прежде являются сложные метеорологические условия: сходы снежных масс, ледяные ветра, снежные бураны, резкий дефицит кислорода. Эверест не зря имеет славу одной из самых смертоносных вершин в мире.
Самый знаменитый шерпа
Настоящей легендой среди местного населения считают Тенцинга Норгей, или по-простому - Тенцинга-шерпу. Этот человек по праву заслужил титул самого знаменитого шерпы в мире. В столице Непала, городе Катманду, даже установлен в честь него памятник.
Так в чем же заключался подвиг Тенсинга-шерпы? В компании с британцем Эдмундом Хиллари этот человек впервые поднялся на высочайшую вершину мира - Эверест. Случилось это в 1953 году. Знаменитое восхождение было приурочено к коронации Елизаветы II. За столь выдающееся достижение мужчина получил высшую государственную награду Непала, ордена Британии и Индии.
Примечательно, что для участия в экспедиции Тенцинг Норгей был нанят в качестве бригадира носильщиков-портеров и его восхождение на высочайшую вершину первоначально не входило в планы британцев. Трудно сказать, что на самом деле повлияло на решение британской экспедиции послать Тенцинга на «Вершину мира». Возможно, сказались опасения, вызванные неудачей предыдущей экспедиции 1924 года, в которой погибли Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин. Возможно, у руководителей экспедиции были и другие причины. Факт остается фактом. Тенцинг-шерпа стал одним из первовосходителей на Эверест.
Распространение названия «шерпа» в других сферах жизни
Шерпы - это не только народ, населяющий горы Непала. Есть автомобиль повышенной проходимости с аналогичным названием. Также термин «шерпа» применяется в сфере внешней политики.
Вездеход «Шерп»
Суровость и природная выносливость шерпов вдохновили конструкторов техники на создание одного из самых востребованных и проходимых вездеходов за всю историю механики. Названием своим этот аппарат обязан бесстрашному горному народу.
Надо сказать, что и задачи у вездехода и у шерпов схожие. Транспортное средство с повышенной проходимостью также используют для заброски грузов на горные вершины. Кого сопровождают "Шерпы"? Коммерческие и исследовательские горные экспедиции. Впрочем, машина уверенно чувствует себя не только на горной тропе, но и на пересеченной местности.
Цена нового "Шерпа" может варьироваться от трех до пяти миллионов рублей. Дорогое удовольствие, однако.
Тот самый Герасим
Вездеход в России своей популярностью во многом обязан Герасиму Шерпу. Мужчина ведет увлекательный видеоблог, придумывая для своего «железного коня» всевозможные трудности и с блеском из них... выкатываясь. Блог будет интересен не только водителям-экстремалам, но и всем любителям охоты, рыбалки, кладоискательства и просто активного образа жизни.
Шерпы в сфере международной политики
На политической арене тоже есть свои шерпы. Разумеется, они не занимаются оказанием помощи в восхождениях и не таскают на себе груз, по крайней мере физический.
Шерпами называют помощника руководителя страны, входящей в Большую Семерку (Большую Восьмерку). На каждого из политика предусмотрен один шерп, в обязанности которого входит подготовка рабочих встреч лидера, составление повестки и прочая необходимая работа.
Первым российским (советским) шерпом стал Евгений Примаков в 1991 году.
Традиция распространилась и на G-20, и на страны-участницы БРИКС.
В заключение
Так что такое шерп? Идеальным синонимом для шерпа является слово «проводник». Как и в горах, так и в большой политике, эти люди помогают своим патронам добиваться поставленных целей, покорять географические и политические вершины мира.
«Когда молодой шерп смотрит вверх - он видит гору,
когда он смотрит вниз - то видит груз.
Он поднимает его и идет на гору.
В этом его жизнь - носить грузы вверх и вниз.
Он не видит в этом ничего необычного или неприятного.»
Норгей Тенцинг
Жизнерадостный народ - шерпы - живет в отдаленном уголке Непала, но жители других частей страны охотнее всего посещают именно этот уголок.
Вверх и вниз... Вот дорога идет вниз, - от перевала за Луклой она тянется в долину мутно-зеленой реки Дуд-Коси. Река питается ледниками Джомолунгмы. На пятьсот-шестьсот метров вниз в узкое ущелье спускается тропа шириной не более метра.
Ледовый великан на севере, скрытый выступившими вперед шеститысячниками, лишь изредка просматривается из-за зубцов хребта, протянувшегося между двумя вершинами - Кангтайга и Кариолунг. Русло реки зажато отвесными скалами. Скалистые утесы, омываемые бурлящим потоком, теснят тропу то к одному, то к другому берегу, направление пути определяют шаткие висячие мостки, перекинутые через реку обычно подле деревень.
Так когда-то выглядела тропа ведущая через южную часть страны шерпов - Соло - в район Кхумбу.
Сердце Кхумбу - Намче Базар. Это родина "тигров" К Намче Базару дорога серпантином поднимается вверх, а у селения становится широкой и ровной, почти как улица, пока наконец не разветвляется в сеть переулков.
Намче Базар - торговый центр и самый большой населенный пункт шерпов. Он расположен на высоте 3880 метров над уровнем моря.
Говорят, что у тех, кто здесь родился в груди трое легких. Еще детьми шерпы - как мальчики, так и девочки - в течение всего лета пасут коз и яков на высокогорных пастбищах вблизи ледниковых ручьев на высоте 5000 метров. Они ходят с родителями через перевалы, ходят в Тибет, через покрытый снегом Нангпа Ла, поднимающийся на 5500 метров, или в соседнюю долину Рольвалинг через ледовый перевал Теси Лапаче, который внушает ужас даже самым отважным из них: здесь люди и нагруженные животные карабкаются вверх до высоты в 6000 метров, и для яков приходится топором прорубать ступени во льду.
Так проходит их юность - и вся жизнь.
Шерсть - в горы, в Тибет, на родину предков. Соль - в Индию, в Катманду, в Непальскую долину. Но в долине и шерпам, и их вьючным животным слишком жарко. Крестьяне-горцы стремятся скорее вернуться домой, в долину Кхумбу, огражденную со всех сторон высочайшими в мире вершинами, защищенную от жестоких бурь, имеющую более мягкий и устойчивый климат, чем многие места, расположенные ниже.
Там, на высоте четырех с половиной тысяч метров, они собирают хороший урожай ячменя, выращивают картофель. В других горах на такой высоте можно встретить лишь метеорологов, уединившихся на своих яростно атакуемых ветрами метеостанциях.
А здесь, под крышами монастырей и раскрашенных молельных домиков развеваются пестрые ритуальные флажки, у ручьев тарахтят приводимые в движение водой молитвенные цилиндры. Крестьяне, смеясь и болтая, молотят ячмень. Здесь тесно соседствуют молитвы и веселье.
Шерпы хорошо знают всю свою страну, однако лучше всего чувствуют себя, когда вокруг них горы. Их не гложет тоска по родным местам, только если вершины гор у них перед глазами, но больше всего они любят смотреть на снега Джомолунгмы из окон своего дома.
Когда началась эпоха изучения Гималаев, альпинисты их разных стран стали приглашать шерпов с собой на вершины гор-великанов, на "троны богов". Многие шерпы не вернулись домой, остались навсегда во льдах, но наиболее мужественных это не остановило, и они вместе с лучшими альпинистами мира продолжают наступление на ледовые гребни и заснеженные вершины.
Пауль Гюсфельд, географ из Берлина, один из первопроходцев Альп и Анд сказал: "Заслуга освоения высочайших гор принадлежит в равной мере как восходителям, так и их проводникам. Первые не смогли бы ничего предпринять без помощи вторых, и в то же время жителя гор не смогли бы без помощи приезжих альпинистов пробудить в себе дремлющие таланты проводников и носильщиков".
Свыше двух тысяч шерпов стали "тиграми", неутомимыми носильщиками и верными спутниками знаменитых восходителей. Лучшие из "тигров" побывали и в горах и других стран: их приглашали в Швейцарию, Австрию, Францию, Японию. Не все политические деятели и коммерсанты Непала могут похвастать таким числом заграничных путешествий, как шерпы.
Шерпы открыли Непал остальному миру, и в то же время шерпы, по существу, не являются непальцами. Они пришельцы из Тибета: слово "шер-па" означает "человек с востока". Много столетий назад переселились они из юго-восточной части огромной гористой страны, расположенной к северу от Непала, перешли через перевалы и спустились к подножию Джомолунгмы в долину Кхумбу, которая стала их второй родиной.
Позже многие из них, привлеченные возможностью выгодной работы в городе, ушли через границу в Индию, в высокогорное курортное местечко британских колониальных чиновников и офицеров - Дарджилинг.
Но все шерпы рано или поздно, на время или навсегда возвращаются в родные места: в Кхумбу и Тхами, Порче и Кумъюнг, к монастырям Тьянгбоче и Дингбоче, к своим террасами раскинувшимся полям, к монастырям, к горным склонам, над которыми сияют вершины.
И все они рано или поздно снова приходят в большую деревню Намчебазар - сердце их родины.
Домики Намчебазара ступеньками приютились на горном кряже - там, где сливаются воды Тхами-Коси и Дуд-Коси. Отсюда долины тянутся вверх к перевалам - к хребту Рольвалинг-Гимал, в Тибет через Нангпа Ла, к огромной котловине Имджа-Кхола, расположенной под южной стеной Лхоцзе, к двадцатикилометровой ледяной реке Нгоюмба у подножия Чо Ойю и почти восьмитысячника Гиачунг-Канга и, наконец, к ледопаду Кхумбу, святая святых Джомолунгмы.
Ни одна экспедиция, направляясь к великанам Махалангур-Гимала, не может миновать Намче Базара. Так что это местечко знают гости со всех концов света.
Непальские дневники. Носильщики-шерпы. Часть 1
Для большинства людей (далеких от альпинизма, от Непала, от Гималаев) слова шерпы и горные носильщики означают одно и то же. На самом деле это не совсем так. Шерпы – это народность. Эти люди живут преимущественно в Гималаях, в частности в восточной части Непала, в районе Эвереста, в индийской части Гималаев. Шерпы традиционно работают носильщиками в альпинистских экспедициях. Вот почему слова шерпы и носильщики часто ошибочно воспринимаются, как синонимы.
|
|
Да, а кстати, от чего не отказываются - от чая или от чаю?.. Вопрос. Вот вам и повод поговорить о частичном родительном падеже.
И правда, мы говорим "налейте мне чаю ", но в другой ситуации скажем "прекращено производство чая ". "Дайте мне кусок сахару " - но "отгрузка сахара ". "Я выпила соку " - но "займусь приготовлением сока ". Казалось бы, падеж один и тот же, родительный, а окончания разные. Правило-то есть какое-нибудь или здесь действует одна лишь интуиция?
Слава богу, есть правило. Итак, внимание: существительные мужского рода, которые обозначают вещества - какой-нибудь там чай, сахар, снег, цемент, торф, сыр, употребляются в родительном падеже с окончанием -у(-ю), если речь идет о какой-то части этого самого вещества, о каком-то его количестве, а не вообще. Возьмите-ка, возьмите стакан чаю , он горячий. Вася сахару купил, молодец какой. Кваску бы кружечку...
Вот он, родительный частичный. Мы же не весь сахар в мире имеем в виду, не весь существующий в природе чай и уж тем более не весь кипяток. Мы хотим только маленькую частичку всего этого. Квасу холодного, чаю чашку, сахару кусочек - всего понемногу.
Но если эти же самые слова мы хотим произнести, не указывая на часть целого, а так, вообще - тут нам потребуется окончание -а. Доставка риса - бесплатно. Производство сахара налажено. А охлаждение сока у нас, извините, не производится.
Шерпы нас рассудят
Вот приедут шерпы , шерпы нас рассудят!.. Что-нибудь подобное хочется воскликнуть, когда я в очередной раз слышу это слово по телевизору или по радио. И пытаюсь представить себе, что думает в этот момент самый обычный, далекий от дипломатии и вообще от международной политики человек где-нибудь в маленьком российском городке... Получается, он, не знающий этого слова, может так и не понять, о чем шла речь в новостях!
В общем, нужно объяснять слова, особенно новые, ведь без этого все наши усилия теряют смысл. Ну, представьте, мы рассказываем зрителям или слушателям о том, что шерпы собираются на совещание, шерпы встречаются и обсуждают, шерпы наконец определяют дату следующей встречи... И все это при том что ключевое слово остается непонятным! Кстати, в единственном числе: он - шерп или шерпа ?
И вот тут явно обнаруживаются серьезные разногласия. Мало того что значение слова едва освоено, так еще и форма именительного падежа единственного числа не всем понятна. Например, кто-то говорит в интервью, что выполнение обязанностей шерпы стало невозможным. А кто-то - что господин Н. стал главным шерпом . Или шерпой. В общем, путаница!
Слово, конечно, для нас относительно новое, но в некоторых словарях найти его все-таки можно. Оно есть в энциклопедиях, а также в Толковом словаре Ожегова-Шведовой и в Толковом словаре иноязычных слов. Так вот, во-первых, что такое "шерпы". Это народ, населяющий высокогорные районы Восточного Непала, а также соседние с ними районы Индии. И славятся представители этого народа своим особым мастерством в преодолении горных маршрутов - вот почему шерпы часто служат проводниками у европейских альпинистов. Дипломаты позаимствовали это слово для того, чтобы обозначить специалиста, который готовит почву для переговоров. Этакий проводник, который идет немного впереди.
И этот проводник называется, если верить словарям, ШЕРП . Не шерпа, а именно ШЕРП . Как сообщает нам Словарь иноязычных слов Леонида Крысина, русский язык заимствовал это слово из языков Юго-Восточной Азии, но не напрямую, а через английский. Там, в английском, оно действительно выглядит как "sherpa". Но у нас это "ШЕРП". Он - шерп . Нет кого - шерпа . Пришел к кому - к шерпу . Значит, не могу выполнять обязанности кого - шерпа .
Умный пойдет в гору налегке. Его вещи понесет портер - так в Гималаях называют носильщиков. Портер будет рисковать жизнью и здоровьем не ради славы, а ради 15 долларов в день. Неделя такой работы - и семье в деревне месяц не придется голодать
Эверест
Непал, Китай
Хороший турист, желающий покорить гору, должен сам нести свои вещи. Разве нет?
Э, нет, это плохой турист. Таких путешественников-одиночек и группы, которые ходят без гидов и портеров, у нас в народе не приветствуют. Многие местные считают: если турист сам несет рюкзак, он лишает их единственной возможности заработать.
Герой
Дал Бахадур Гурунг
Родился в 1985 году в непальском районе Дхадинг, у горного массива Ганеш-Гимал, в маленькой деревне Чалиш.
В 17 лет уехал в Катманду, поступил в Университет имени Трибхувана. Через два года бросил обучение из-за недостатка средств на жизнь и устроился на работу в туристическое агентство.
Несколько лет проработал портером. За этот период успел побывать в экспедициях к Аннапурне, Манаслу и Эвересту.
В настоящее время старший гид в крупном туристическом агентстве Непала Alliance Treks&Expedition .
А на самом деле?
Это и вправду один из немногих заработков вне города, способ добыть настоящие живые деньги, пусть даже несколько долларов в день. В большинстве деревень люди живут натуральным хозяйством, расплачиваются между собой бартером, но на самые необходимые вещи все равно нужны деньги. В Непале очень высокий уровень безработицы. Обычные носильщики зарабатывают на хлеб, доставляя высоко в горы стройматериалы или припасы для отдаленных деревень и лагерей. Бывает, носят кирпичи и камни, стволы деревьев, мешки с цементом. Все это весит гораздо больше, чем официально допустимая норма для портера - 30 кг. Оплачивается такой тяжелый труд совсем плохо, но выбирать не приходится: ты должен браться за любую работу, если хочешь выжить. Поэтому устроиться портером - большая удача, ведь за неделю можно заработать сотню долларов: их хватит на то, чтобы семья месяц ни в чем не нуждалась. Конечно, этот доход не постоянный. Но даже за туристический сезон реально обеспечить семью питанием на весь год. Поэтому работать портерами идут все, кто только может.
Многим ли такое под силу? Ведь даже без груза на высоте находиться трудно, у человека начинается кислородное голодание…
У нас и женщины работают портерами. Есть целое агентство, Three Sisters , где все гиды и портеры, сопровождающие туристов, - женщины. Главное - хотя бы немного понимать английский язык и быть здоровым. Даже меня порой одолевают приступы головной боли и слабости, если за день приходится резко набирать большую высоту. Но мне не так трудно, как иностранцам. Мы, люди, живущие на склонах Гималаев, более или менее привычны к разреженному воздуху, у нас большой объем легких, и акклиматизация на серьезных высотах проходит намного легче, чем у других. Я сам из гурунгов, а мой народ всегда славился выносливостью и силой духа. Мы живем высоко в горах, и каждый день проходим по несколько километров то вверх, то вниз. Это для нас обычное дело. В моей деревне, например, не было школы, пришлось учиться в соседней, а это каждый день по десять километров в горах. Так что даже наши дети и старики справляются с горными тропами намного лучше здоровых и сильных жителей равнин. Тягаться с нами в этом ремесле могут только шерпы, живущие в районе Эвереста.
Своя ноша
Гурунги известны своими воинами - свирепыми гуркхами. Теперь они «воюют» с горами?
Большинство деревенских всю жизнь занимаются фермерством, «воюют» с природой, а не служат в спецвойсках. Денег они почти не видят. Едва сводят концы с концами. В горах недостаточно места под посевы, обрабатывать почву трудно. Мало кому удается собрать столько урожая, чтобы продать его излишек на рынке и хоть что-то заработать. Мой отец мечтал о том, чтобы я вступил в индийскую армию. Я поначалу боялся, что не выдержу жесткого отбора. А со временем понял: путь воина не для меня. Но становиться фермером не хотелось. Однажды, когда я еще учился в девятом классе, в нашу деревню пришли туристы - небывалое дело для такого отдаленного региона, как предгорья Ганеш-Гимал. Вместе с ними был горный гид, мой земляк. Раньше я даже не задумывался, что такая профессия существует. И в тот момент понял, что хочу стать горным гидом. Мечта сбылась, но сначала пришлось несколько лет поработать портером. Потаскать тюки.
Вы используете какие-нибудь приспособления или особые приемы, когда несете груз?
Обычно весь груз связывают в большой тюк или кладут в корзину, затем портер поднимает поклажу, удерживая ее при помощи налобной повязки . Это наш традиционный способ переноски тяжестей. Ваши высокотехнологичные рюкзаки с разгрузками не настолько удобны для нас. Иностранцы обычно очень удивляются такому способу переноски, пытаются его повторить, но у них ничего толком не получается. Это доставляет нам немало веселья.
Способ проверен веками. До нас так делали отцы и деды, а до них - далекие предки. Нас обучают подобным приемам с детства, и даже самые дряхлые старики в селениях способны переносить таким образом большие тяжести . Просто нужно быть аккуратным. Конечно, бывает, что повязка натирает и голова сильно болит, особенно если ты долго идешь без перерыва. Но на этот случай мы носим с собой специальную палку - уперев ее позади себя в землю, часть веса можно перенести на нее и отдохнуть.
Часто удается отдохнуть в течение дня?
Мы выходим ранним утром, когда дороги безопаснее - меньше вероятность схода лавин и обвалов, пока солнце не успело растопить лед на вершинах. Днем есть небольшие передышки, когда можно быстро перекусить или выпить чаю. А вечером стоит расслабиться, полюбоваться закатом в горах. Вечер все портеры и гиды коротают в гестхаусе, который выбрали для себя клиенты. Здесь мы можем жить бесплатно и питаться за символические деньги. Нередко бывает, что маршрут пролегает в родных местах, тогда останавливаемся у родственников: если не зайдешь к ним, это сочтут оскорблением. Обычно мы возвращаемся рано утром, когда туристы еще спят, и у них не бывает к нам претензий.
А если группа высоко в горах, где уже нет никакого жилья?
В таких случаях портеры разбивают лагерь и готовят ужин для туристов. В горах мы всегда питаемся дал-батом - традиционным непальским блюдом из риса, бобовых и овощей. Это наша основная еда, где бы мы ни находились. Дал-бат очень сытный.
Свои люди
Вы тесно общаетесь с туристами в походах?
Обычно портеры держатся обособленно, не в наших правилах первыми завязывать разговор. Но если человек идет на контакт, всегда интересно пообщаться с ним - для нас это часто единственный способ узнать что-то о чужой культуре и попрактиковать свой английский. У портеров есть одно маленькое негласное правило - каждый, надеясь на щедрые чаевые, обслуживает своего нанимателя на отдыхе: сервирует стол, приносит еду, наливает чай. Здесь и начинаются беседы. А после сытной трапезы портеры обычно играют в карты или просто болтают - и участию иностранцев только рады! Так я приобрел много хороших друзей по всему миру. Иногда даже грустно прощаться после долгой и трудной экспедиции.
Трудности обычно сближают, ведь всякое может случиться - начиная от подвернутой ноги и заканчивая сходом лавины…
Риск есть всегда, такая уж это стихия - горы. Каждый год случаются трагедии - как с иностранцами, так и с кем-то из наших. Мы верим, что горы заселены могущественными созданиями, хранителями этих мест. Они ценят людские добродетели - если хочешь вернуться домой, ты должен быть всегда собранным, рассудительным и готовым к трудностям. Должен оправдывать доверенную тебе ответственность за чужестранцев, которых привел в эти края.
Все портеры настолько ответственны?
К сожалению, нет. Я знавал многих молодых, которые несерьезно относились к своей работе, желали просто поскорее получить «легкие», как они считали, деньги. Они не уважали не только туристов, но и сами горы. Обычно для таких людей все заканчивается печально: в лучшем случае на следующий сезон их никто не берет к себе в команду, а в худшем - они остаются в горах навсегда. Наша работа действительно трудна и опасна. К примеру, в 2014 году на Эвересте погибло 16 высотных проводников-шерпов. Целую группу накрыло лавиной, когда они крепили веревки для иностранных альпинистов.
Экспедиция
Русское наследие
Исследование Гималаев всегда было одним из приоритетов Императорского Русского географического общества. В 2015 году стартовал проект Краснодарского регионального отделения РГО «Русское наследие Гималаев. Продолжение пути» . Основная его цель - актуализировать наследие отечественных путешественников, художников и исследователей Гималайской горной системы. В 2016 году инициатива была поддержана грантом РГО, и 5 сентября новая экспедиция отправилась в Непал. В течение 26 дней участники изучали территории Непала и Тибета: собрали геологический материал, познакомились с бытом и обычаями местных народов, совершили восхождения в базовые лагеря гор Эверест, Шиша-Пангма и Чо-Ойю, посетили ряд монастырей, священное озеро Ямджо-Юмцо - одно из трех наиболее почитаемых в Тибете - и бывшую резиденцию далай-ламы в Лхасе. В экспедиции художники Сергей Дудко и Людмила Александрова написали серию этюдов, на которых запечатлели величайшие восьмитысячники планеты.
Свое место
Ты водил людей на Эверест?
Сейчас я как гид довольно часто вожу туристов к базовому лагерю Эвереста на высоте 5364 метра. Здесь группы альпинистов со всего света ожидают подъема на вершину. Именно сюда портеры подтягивают оборудование, продукты и личные вещи иностранцев. Максимальная высота, на какую пока что я сам забирался, - 6000 метров. Однажды я покорю Эверест. Мне нравится наблюдать за людьми, которые впервые видят эту вершину - главную в их жизни. Они приходят в неописуемый восторг, едва она выступает перед ними из облаков во всей своей красе и мощи. И я вместе с ними испытаю этот восторг. Эверест и все остальные горы-восьмитысячники не стали для меня чем-то обыденным, хоть и превратились в работу, за которую мне платят. Каждый раз они открываются для меня с какой-то новой стороны. Но часто я вижу, что у людей нет любви и восторга по отношению к горам. Есть просто жажда преодоления трудностей и желание что-то кому-то доказать. Иностранные туристы с горящими глазами и пачками денежных банкнот требуют, чтобы их вели к вершине, и не понимают всех опасностей этой затеи. Вот порой и случаются трагедии.
Но ведь Эверест - не самая технически сложная для подъема гора…
Это так. Сейчас гораздо большую сложность на Эвересте представляет не сам подъем, а то, что ему мешает - «пробки» . Каждый год Эверест штурмует столько народу, что ближе к вершине образуются «пробки» из многочисленных групп альпинистов, я не раз их видел. Эверест уже страдает от наплыва желающих его покорить, в первую очередь из-за мусора, который они оставляют на склонах . Если из базового лагеря его еще можно вывезти, то с более высоких точек на протяжении пути к вершине - нет. Вот и растут на Сагарматхе горы мусора и использованных кислородных баллонов…
Сагарматха - что это?
Наше традиционное название Эвереста. Я всегда стараюсь употреблять именно его. По-непальски это буквально значит «лоб небес». Уже в одном названии Сагарматха уважение и почитание. Духов гор злить нельзя, иначе они жестоко отомстят тебе.
В 2015 году в Непале произошло крупное землетрясение. Как это повлияло на твою жизнь?
Тогда тысячи людей лишились крова. Поток туристов сильно спал, долгое время не было работы ни для портеров, ни для гидов. Некоторые уехали в соседнюю Индию - в Ладакх, водить туристов по западной части Гималаев. Мне же пришлось вернуться в родную деревню, чтобы помочь друзьям и родственникам восстановить разрушенные дома, хозяйство. Многие месяцы занимался волонтерской деятельностью и до сих пор участвую в благотворительных программах: помогаю восстанавливать дороги и деревни. Горы умеют не только давать, но и отнимать. Мне ли это не знать после стольких лет, проведенных рядом с ними.
Ориентировка на местности
Непал
Столица
: Катманду
Официальный язык
: непали
Площадь
: 147 181 км 2 (93-е место в мире)
Население
: 30 987 000 чел. (45-е место)
Плотность населения
: 211 чел/км 2
ВВП
: 21,356 млрд долл. (107-е место)
Достопримечательности
: гора Эверест, Национальный парк Читван, буддистские ступы Боднатх и Сваямбунатх в Катманду.
Традиционные блюда
: дал-бат - рис с овощами и супом из чечевицы или других бобовых; момо - паровые или жареные пельмени.
Традиционный напиток
: чханг - тибетское ячменное пиво.
Традиционные сувениры
: горный мед, молитвенные барабаны мани, поющие чаши, бронзовые статуэтки индуистских или буддистских божеств.
Расстояние
от Москвы до Катманду ~4900 км (от 9 часов 30 минут в полете без учета пересадок)
Время
опережает московское на 2 часа 45 минут
Виза
оформляется заранее в посольстве или по прилете в аэропорту
Валюта
непальская рупия (100 NPR ~ 0,94 USD)
Фото: HEMIS / Legion-media (x9)
Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном декабрьском номере журнала «Вокруг света».