След в истории искусства можно оставить по-разному. Кто-то создает немеркнущие шедевры, а кто-то бережно собирает и коллекционирует их, чтобы передать потомкам. В гении Ильи Остроухова счастливо объединились две эти способности. Он собирал живописные полотна и образцы древнерусской живописи, которые сам реставрировал. Другой страстью выдающегося коллекционера было творчество. В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает «Золотая осень» - известный пейзаж, созданный в 1887 году, прямо с передвижной выставки, где демонстрировали свои полотна звезды первой величины, попал в Третьяковскую галерею.

Описание картины «Золотая осень»

Остроухова не привлек традиционный путь в живописи: он начал свои опыты не с кропотливого рисования гипсовых бюстов и акварельных набросков, а сразу выполнил маслом копии пейзажей любимых мастеров - Каменева и Поленова. Затем мастер стал писать собственные пейзажи на пленэре и поразил современников утонченностью и легкостью колорита. Если начать описание картины «Золотая осень» Остроухова с замечания о том, что она вся пронизана воздухом и светом, то закончить придется словами о том, что в ней таится целая гамма чувств - от восхищения до тревоги.

Здесь художник отказывается от привычной для него манеры строить пейзаж на тонких переходах неярких тонов. Прелесть осеннего леса сразила его насыщенным колоритом листьев и ветвей.

Композиционное решение картины

Остроухов строит композицию в трех плоскостях: стройные кленовые стволы, просвечивающие сквозь фейерверк листьев, где есть все оттенки на переднем плане. Художник подробно передает выразительную красоту резных листьев клена, застилающих землю сверкающим ковром. Затем мастер углубляет пространство, показывая на среднем плане композиции тропинку, теряющуюся в лесу. И здесь описание картины «Золотая осень» Остроухова касается необычного для пейзажа явления - сюжета! А как еще назвать оживленный диалог двух сорок, вышагивающих по опустевшей тропинке? Белобокие птицы, склевывающие упавшие на дорожку семена, хлопотливо выискивающие заползших под траву и сучки жуков, превращают картину в рассказ о непрерывном круговороте жизни. Земля уже не впитывает неги солнца, но его тепло задержалось в лимонно-желтых и розовых листьях, которые медленно падают и смешиваются с побуревшей травой. Резкий цветовой контраст ослабляется в глубине изображения, на третьем плане картины. О нем напоминает лишь ясная голубизна неба, резко проглядывающего сквозь кроны деревьев. Причудливые изгибы черных стволов вдалеке композиционно замыкают живописное пространство.

Настроение полотна

Чудесная и торжественная пора - пышущая красками осень. Почему же заключает в себе столько тайны и скрытой тревоги картина «Золотая осень» Остроухова? Не потому ли, что это время года - изменчиво, непостоянно? Еще вчера ласкали взор нежнейшая лазурь небес и золотой блеск деревьев, а сегодня уже схватилась хрустящим инеем поблекшая трава, и беззащитно оголились тонкие стволы… Завершая описание картины «Золотая осень» Остроухова, нельзя не отметить, что произведение объединяет в себе непосредственную свежесть этюда, запечатлевшего настроение, и философски осмысленный образ природы.

К теме осени художник обращался еще не однажды, и всегда эти полотна таили в себе особое изящество, свежесть и глубину.

Картина «Золотая осень» - это гимн красоте осен­ней природы. У осени своё особое настроение, и это отличает её от всех других времён года. Осень мно­гогранна и многолика, у неё своей характер. Она приходит, украшенная всевозможными красками, ко­торые только может представить человек. Многие считают именно пору золотой осени самым красивым временем в году. Обычно золотая осень - это сентябрь. Всё вокруг радует глаз. Деревья уди­вительно красивы. Невозможно не восхищаться этой удивительно гармоничной красотой. Солнечные дни в сентябре не редкость. Но уже ощущается приближение холодов. Однако на картине изображён именно чудесный, яркий солнечный день. Картина дарит зрителям хорошее настроение. Осень не пугает дождями и ветрами, а радует чудесными красками. Небо чистое и ясное: Его можно разглядеть в кро­нах деревьев. На земле ковёр из жёлтых листьев, по которому так хотелось бы пройтись. Солнце освещает деревья, подчёркивает красо­ту золотых листьев. Они словно светятся, кажутся похожими на произведения искусства. Сам воздух на картине кажется совершенно особым - чистым, прозрачным. Вспоминается стихотворение Ф. И. Тютчева: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера … Поляна, изображённая на картине, выглядит ска­зочной. Здесь есть листья самых разных цветов и от­тенков, жёлтые, коричневые, оранжевые, красные. На полянке можно увидеть двух птиц. Они решили остановиться здесь, наверное, им очень понравилась эта чудесная опушка леса. Художник передаёт соб­ственное настроение от созерцания красоты осенней природы. И мы понимаем, насколько его восхища­ет красота окружающего мира. Картина выглядит одновременно реалистической и сказочной. Если долго смотреть на эту картину, кажется, будто ты оказался в осеннем лесу. Здесь совершен­но иначе воспринимаются строки А. С. Пушкина, воспевающего осень: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Прощальная краса осени связана с предстоящим наступлением холодов. Пусть сейчас день светел и ярок, так восхитителен в красоте золотых листьев. Но пройдёт совсем немного времени и яркие краски уступят место унылому однообразию. Поздняя осень выглядит совершенно иначе. Конечно, и в ней есть своя прелесть. Не случайно А. С. Пушкин писал: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт… Перед наступлением поздней осени ещё есть время, чтобы насладиться красотой природы. Для того нам и дана золотая осень, чтобы бы сполна ощутили всё великолепие жизни. Именно сейчас так хочется забыть обо всех проблемах и делах, насладиться яркостью, красотой, гармонией и великолепием.

Описание картины Остроухова «Золотая осень»

Русская земля очень богата красотами природы и ее любителями.
Многие художники никогда не упускали возможности изобразить на своих полотнах первую зелень, рассветы, закаты, солнечные и дождливые дни и времена года.
Самым любимым временем года многих художников есть осень.
И хотя многие считают ее напоминанием о том, что красота природы не долговечна, но все хотят как можно точнее передать этот период на полотне.
Не есть исключением и картина Остроухова Ильи Семеновича «Золотая осень».

Природа именно в этот период пытается показать всю свою красу, передать все цвета, какими только она может наряжаться и показать, что независимо от времени в ней всегда есть чем восхищаться.
На картине автор изобразил лесную тропинку, охраняемую по обе стороны деревьями.
На переднем плане они покрытии золотисто-желтыми еще не опавшими листьями.
Зеленая трава уже начинает приобретать желтый оттенок и покрывается первым листопадом.
С другой стороны тропинки мы видим большие, черные и уже совсем старые деревья.
Они выглядят очень мрачно, и, казалось бы, портят всю красу картины.
Но, возможно, с их помощью автор хочет подчеркнуть, что не всегда будет солнечно и золотисто, а придет время и для грусти и старения.

Очень красиво и забавно на тропинке изображены две сороки.
Они как старые подружки на прогулке идут себе медленно и разговаривают о своем.
Свежий воздух доносит к ним последние ароматы уходящего тепла, а темные деревья напоминаю о наступлении холодов.

Назвать картину яркой, будет не совсем правильно, так как использованные цвета немного не соответствуют, но когда присмотреться, то кажется, что от нее идет поток золотого осеннего блеска.
Даже в хмурые осенние дни этот золотой свет изучает красоту и привлекательность.
Картина просто великолепна.



Картина написана: 1886 г.
Холст, масло.
Размер: 48,2 × 66,3 см

Каждый житель города, который так привык к суете дней, непременно найдет в этом полотне умиротворение, желание быть поближе к природе и понять ее красоту. Это дано не каждому, ведь только тот человек, который обладает тонким и чутким восприятием действительности, способен увидеть красоту мира в деталях.

Частная коллекция И. Остроухова считается одной из самых богатых в России. О его иконах рассказывают многое, а от картин невозможно оторвать глаз. Он оставался пожизненным хранителем собрания картин даже после прихода советской власти. По образности собственных произведений Остроухова можно поставить в один ряд с Левитаном, ведь краски полотен художника-самоучки могут соперничать только с ним.

Описание картины «Золотая осень» И.Остроухова

Художник: Илья Семёнович Остроухов
Название картины: «Золотая осень»
Картина написана: 1886 г.
Холст, масло.
Размер: 48,2 × 66,3 см

Отношение к искусству, в частности, к живописи, разнообразно. Есть коллекционеры, которые собирают шедевры скульптуры и живописи, чтобы оставить их для своих потомков. Есть и те, кто создает их, оплетая окружающую действительность неповторимыми красками. Русский художник И. Остроухов объединил в себе зоркий глаз коллекционера и мастерство реставратора-художника – древнерусские полотна обретали под его кистью новую жизнь.

Кроме этого, он любил творить и по праву занимал почетное место среди отечественных живописцев. Выходец из богатой семьи (родители И. Остроухова были купцами), он не только получил прекрасное образование, но и в совершенстве владел тремя языками. В молодости его страстью были естественные науки, а образцы растительного и животного мира, собранные им, были известны не только в российских, а и в европейских кругах натуралистов.

Необходимость творить за мольбертом пришла к Остроухову еще в юности. Он начал писать картины в 21, поначалу самостоятельно, а потом учась у И. Репина и И. Шишкина. В конце 19 века юноша переехал в столичный Петербург и стал обучаться у профессора Чистякова.

Художник относился к передвижникам, которые часто устраивали выставки, но его не привлекали традиционные пути учебы. Коллекционер и меценат никогда не рисовал гипсовые бюсты и акварельные наброски, он начал с копий. Его любимые мастера – Каменев и Поленов, картины которых были заново написаны маслом, а собственные пейзажи создавались без акварельных этюдов и набросков, в них были только масло и холст.

Картина «Золотая осень» была создана в 1886 году и сразу после выставки оказалась в традиционном месте для шедевров – Третьяковской галерее. Сказать о том, что данное полотно поражает объединением воздуха и света – ничего не сказать. Говорить о том, что полотно вызывает различные чувства – от успокоения до тревоги – так же бессмысленно. Это живое произведение, оно дышит уже сотню лет. Здесь среди переходов оттенков, есть лишь золото, которое словно вылили на лес, листья и ветви изображены такими насыщенными красками, что кажется, будто к ним прикоснулся древнегреческий Мидас.

Считалось, что Остроухов затмит собой Левитана, но он предпочел мир реставрации икон, картин и создание музея, а также волонтерской деятельностью, став попечителем приюта для глухонемых.

«Золотую осень» не зря называют одой природной красоте, ведь у этого времени года свое настроение, она напоминает зрелую женщину, которая знает и чувствует, что она прекрасна.

Осень – многоликое время года, она может раскрыть свою неповторимость с самой неожиданной стороны, украсить нашу жизнь самыми необычными красками. Вот, наверное, почему многие поэты обращались к теме осени. Вы только вспомните творчество Пушкина, Тютчева и Фета, и убедитесь, что «очей очарованье» приходится как раз на сентябрь. Именно этот месяц изображен на картине.

Вы не найдете здесь ни одной неэстетичной детали, даже ветви и стволы деревьев изящны и утонченны. Вся природа настолько гармонично, что невозможно даже представить какой-то другой образ осени. Солнечный день ярок и неповторим, он несет приближение холода, но пока что слышны лишь его отголоски. Это не то время года, когда идут дожди – вы видите поразительно чистое небо, проглядывающее сквозь густые ветви. Ковер листьев на земле так и манит к себе, на него можно упасть, зарывшись лицом или хотя бы просто пройтись.

А еще – золото. Оно окружает весь мир осеннего леса, даже воздух кажется пронизан золотыми нитями. Благородный металл находится и на земле и, кажется, что отечественная «Золотая осень» по своим масштабам сравнима лишь с «золотой лихорадкой» в Калифорнии. Здесь только лес, на небо Остроухов намекает, пряча его где-то за листвой. Оно выступает в роли вспомогательного фона для растительного мира, оттеняя убранство деревьев и сосредотачивая все внимание исключительно на нем. Корявое дерево в левой части полотна словно обрело новые силы в золотом убранстве. Осталась лишь трава, которая еще зеленеет, но минет сентябрь, и она заиграет яркими золотыми огоньками.

Вся композиция полотна занимает три плоскости. Начинается все со стройных стволов кленов, которые представляют все желтые и золотые оттенки палитры. Остроухов тщательно прорисовывает каждый листочек, не давая усомниться в реальности природы средней полосы России. Он подробно рисует кленовый ковер, устилающий землю, так напоминающий искусство персидских ткачей. Потом идет тропинка, уходящая вглубь леса, на которой о чем-то толкуют две сороки. Птицы чинно вышагивают по земле, ища упавшие семена и являются символом жизни на картине. Вы можете увидеть землю, которая уже не принимает солнечную негу, отдавая ее лимонного цвета с розовыми вкраплениями листьям.

Все контрасты произведения видны на заднем плане композиции, которая углубляется вдаль леса. Появляется и голубой цвет неба, и таинственные линии стволов деревьев, и их темная крона.

«Золотая осень» - это картина движения, у нее свой особый язык. Листья сообщают о том, что кружение в воздухе доставляет им радость, от которой они вот-вот взмоют вверх. Парочка сорок обсуждает сплетни осеннего леса, а старый дуб словно рассказывает молодым деревьям о жизненных премудростях.

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема: Обучающее сочинение по картине

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

    учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;

    анализировать, делать выводы, сравнивать;

    воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация,карточки для учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности

Какое сейчас время года? (Осень)

Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)

Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать )

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III . Работа по теме урока

Упр. 47, с. 39

Прочитайте задание.

Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)

Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Почему художник так назвал картину?

Какой период осени он изобразил?

Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

План

    Что изображено на картине?

    Что изображено на переднем плане?

    Что изображено на заднем плане?

    Цветовое решение картины.

    Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Осень

Яркая, золотая, волшебная, праздничная

Лес

Сказочный, таинственный, загадочный

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется

Сороки

Белобокие, скачущие по траве

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

V . Чтение сочинений

VI . Подведение итогов урока

Трудно ли Вам было написать сочинение?

Где испытывали затруднения?

Что понравилось?

VII . Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».

Используемые источники:

Литература:

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

Интернет ресурсы:

Картина