Каразин, Николай Николаевич

Художник-этнограф и писатель; род. в 1842 г., внук В. Н. Каразина (см.). 20-ти лет поступил в войска Туркестанского военного округа, пробыл в Средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях. Принимал участие в ученой экспедиции на Амударью, давшую ему возможность собрать богатый этнографический и альбомный материалы. Выйдя в отставку (1871), посвятил себя литературной и художественной деятельности. К. автор многих романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь; многие из них сначала появились в журнале "Дело" 1880-х гг. Отдельно вышли: "В пороховом дыму" (СПб., 1871); "Двуногий волк" (1 изд. СПб., 1886; на нем. яз. "Der Zweibeinige Wolf", 1876); "В камышах" (2 изд., СПб., 1979) "Варвара Лепко и ее семья" (СПб., 1879); "На далеких окраинах" (СПб., 1875)" "Погоня за наживой" (СПб., 1876); "Тигрица" (2 изд. М., 1882; повесть из ненапеч. "Странствований и встреч" К.); "От Оренбурга до Ташкента" (с иллюстрациями, СПб., 1886); "Хивинский поход" (СПб., 1879, альбом хромолитографий); "С севера на юг" (1875); "В низовьях Аму" (1875); "Андрон Голован" (с иллюстрациями, СПб., 1882); "Ак Томак. Очерки нравов Центр. Азии" (пер. на нем. яз. И. Куртцем: "Deut. Rundschau", 1875). Под редакцией К. и с его иллюстрациями появились два изд. "Ченслера" Жюля Верна (1875 и 1876); он издал альбом "Из русской жизни". "Повести, рассказы и очерки" К. вышли в СПб. в 1874 г. В своих литературных произведениях К. больше стремится к эффектности и занимательности, чем к художественной и этнографической правде. Одновременно с появлением своим на литературном поприще он выступил перед публикой в качестве рисовальщика и виньетиста. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во "Всемирной иллюстрации" за 1871 г. С тех пор он не перестает снабжать иллюстрациями русские, а отчасти иностранные издания, изображая преимущественно баталические и этнографические сюжеты, смело трактуя также и темы всякого другого рода. Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции в ущерб правде и серьезности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно эффектен. То же самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти К. В последнее время (с 1887) он стал пробовать свои силы в живописи масляными красками, но в ней недостатки художника еще заметнее, чем в его прочих произведениях.

{Брокгауз}

Каразин, Николай Николаевич

Художник и писатель, известный своими батальн. картинами и в.-беллетр. произведениями, внук изв. обществ. деятеля, основателя Харьк. унив-та, Вас. Наз. Каразина. Род. в 1842 г. Воспитывался во 2-м Моск. корпусе, из которого в 1862 г. был выпущен в офицеры в Казан. драг. п. С полком К. участвовал в усмирении польск. мятежа 1863-1864 гг. и за отличие в делах близ м. Порицка и у Вольчьего поста был награжден орд. св. Анны 4 ст. с надп. "За храбрость". С детства чувствуя большое влечение к живописи, К. в 1865 г. вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств. где 2 г. работал под руководством изв. баталиста Виллевальде. В 1867 г. К. покинул академию, чтобы принять участие в походе в Бухару. Определенный вновь на службу поручиком в 5-й Туркест. лин. батальон, К. отправился в Туркестан и, командуя ротой, отличился в боях при с. Ухить и Хаять, при штурме Самарканд. высот, под Ургутом и при Кара-Тюбе. За эти дела К. получил орд. св. Владимира 4 ст. с бант., чин штабс-капитана и денеж. награду. Но особое мужество он проявил в бою на Зерабулакских высотах (2 июня), где во главе своего полуб-на, по приказу генерала Кауфмана, повел наступление и стремительн. атаками задержал гл. силы бухарцев. В этом упорн. и трудн. бою К. пришлось участвовать в рукопаш. схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда по окончании боя генерал Кауфман увидел у К. в руке только один эфес сабли, то сказал ему: "Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю вам другое". На след. день К. получил зол. оружие с надп. "За храбрость". В 1870 г. К. был переведен в 4-й Туркест. лин. батальон и в том же году вновь вышел в отставку с чином кап-на и мундиром. С этого времени начинается литерат. и худож. деятельность К., которой он и посвятил затем всю свою жизнь. Крайне впечатлит-ный и наблюдат-ный, К. с особ. интересом истин. художника присматривался к новой для него природе Сред. Азии, к типам и нравам туземцев. Воен. походы дали ему возм-сть близко изучить быт рус. солдата. В 1874 и 1879 гг. К. как знатоку края было предложено Рус. геогр. общ-вом принять участие в научн. экс-циях в Центр. Азии для исслед-ния бассейна Аму-Дарьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, К. были присуждены высшие награды на географич. выставках Парижа и Лондона. В серб. и рус.-тур. войны К. (1877 и 1877-1878) был воен. корресп-том-иллюстратором. Его наброски пером, карандашом и акварелью с натуры давали яркую картину поход. и боев. жизни наших войск на балкан. театре воен. действий. Эти иллюстрации печатались в лучш. загранич. изданиях и доставили К. широкую известность. В 80-х гг. прошл. столетия К., по Выс. повелению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода рус. войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание К. 7 больших батальн. картин: "Взятие Ташкента", "Взятие Самарканда", "Взятие Махрама", "Поход через пески в Хиву", "Первое появление рус. войск на Аму-Дарье", "Зерабулак" и "Взятие Геок-Тепе". Все эти картины находятся в галереях Зимн. дворца. Однако не батальн. полотнами завоевал себе громкое имя К. Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно деятельный, он не любил писать маслом больш. картины, которые требуют долгой и усидч. работы. Свою славу первого в России акварелиста и лучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бесчисл. работами акварелью, карандашом и пером. Обладая богатой творч. фантазией и огромн. художеств. вкусом, К. отличался необыкнов. быстротой и легкостью в работе. Трудоспособность и продуктивность его были изумительны. Мир произведений К. - пре-имущ-но наши вост. окраины. Природа сред. Азии и азиат. типы - любимый сюжет его художеств. произведений. В акварел. живописи К. создал свой особ. стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные светов. эффекты, яркие контрасты, особенный неск. мрачный колорит, великолепная композиция и бесконечная фантазия. С особым мастерством К. изображал лошадей, в чем с ним мог соперничать только Сверчков. Литер. произведения К. составляют 25 том. Больш-во его повестей и рассказов посвящено художеств. изображению жизни на нашей окраине ср.-азиат. востока. Лучшими и наиб. известными из повестей считаются: "На далеких окраинах", "Погоня за наживой", "Двуногий волк", "В камышах" и др. В них много места уделено и воен. событиям из эпохи завоевания туркест. края. Один из крупнейш. романов К. - "В порохов. дыму" - посвящен войне за освобождение Сербии. До конца жизни К. не порывал связи с воен. кругами, с особ. любовью вспоминал свою боев. и поход. жизнь и хотя не носил воен. мундира, но никогда не расставался с знаками своих боев. отличий. За неск. лет до смерти К. за свои заслуги в рус. живописи получил почетн. звание академика. Умер в 1908 г.

{Воен. энц.}

Каразин, Николай Николаевич

Беллетрист. Род. в дворянской семье. В период колонизаторской экспансии России в Средней Азии непосредственно участвовал в качестве офицера в военных действиях, принимал участие в ученой экспедиции на Аму-Дарью, доставившей ему богатейший этнографический материал.

С 1871 всецело посвятил себя лит-ой деятельности. Большинство его произведений было напечатано в 80-х гг. в журн. "Дело". Лучшие из них - "На далеких окраинах", "Погоня за наживой", "С севера на юг", "Двуногий волк", "В камышах". К. изображал купцов, предпринимателей, аферистов, которые бросились в Среднеазиатские владения в погоне за легкой наживой. Жестокая борьба этих рыцарей первоначального накопления друг с другом на почве конкуренции - обычная тема его произведений. К. менее всего интересуется угнетенными и бесправными "инородцами". Среди русских писателей прошлого он - один из немногих - является ярким представителем колониального романа. У К. заметно пристрастие к кричащим эффектам и мелодраматической фабуле.

Приключенческие романы К. охотно читались подростками. Специально для детей им написаны три книги, прекрасно изданные, с рисунками автора. Наиболее интересна не потерявшая своего значения и до сих пор повесть из жизни в сибирской тайге "Андрон Голован". В свое время была популярна большая повесть Каразина "С севера на юг" - яркое изображение природы по пути перелета журавлей от Осташковых болот до верховьев Нила.

Библиография: I. Полное собр. сочин., 20 кн. (12 тт.), изд. П. Сойкина, СПб., 1905 (прилож. к журн. "Природа и люди").

ІІ. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.

{Лит. энц.}


. 2009 .

Смотреть что такое "Каразин, Николай Николаевич" в других словарях:

    - (1842 1908) русский художник баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Внук общественного деятеля, основателя Харьковского университета, Василия Назаровича Каразина и известного русского историка, автора «Деяний Петра … Художественная энциклопедия

    Каразин (Николай Николаевич) художник этнограф и писатель, родился в 1842 г., внук В.Н. Каразина (см.). 20 лет поступил в войска туркестанского военного округа, пробыл в средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каразин. Николай Николаевич Каразин Николай Николаев … Википедия

    Каразин, Николай Николаевич - КАРАЗИНЪ, Николай Николаевичъ, художникъ и писатель, извѣстный своими батальн. картинами и в. беллетр. произведеніями, внукъ изв. обществ. дѣятеля, основателя Харьк. унив та, Вас. Наз. К. Род. въ 1842 г. Воспитывался во 2 Моск. к сѣ, изъ к раго… … Военная энциклопедия

    Художник этнограф и писатель, род. в 1842 г., внук В. Н. Каразина (см.). 20 лет поступил в войска Туркестанского военного округа, пробыл в Средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях. Принимал участие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (1842 1908) русский художник, академик живописи, и беллетрист, участник научной экспедиции на Аму Дарью. Представитель колониального романа … Словарь литературных типов

    Каразин, Николай Николаевич Николай Николаевич Каразин в 1863 1865 гг. Работы на Викискладе Николай Николаевич Каразин (1842 1908) русский художник баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Внук обществе … Википедия

    Николаевич Николай Николаевич Каразин в 1863 1865 гг. Работы на Викискладе Николай Николаевич Каразин (1842 1908) русский художник баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Внук обществе … Википедия

    Профессор Харьковского университета. Родился около 1774 г. в Нанси, умер в глубокой старости. Бывший аббат и доктор философии Парижского университета, он был выходцем из Франции и сам называл себя жертвой французской революции. Поступив на службу … Большая биографическая энциклопедия


120 лет назад в июле 1891г. Цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из путешествия по странам Востока, посетил Омск, центр Степного генерал-губернаторства и столицу Сибирского казачьего войска.
По решению офицеров, чиновников и Войскового Наказного Атамана в дар Наследнику был принесен альбом картин со сценами из трехвекового служения сибирских казаков Престолу и России, начиная с победы Ермака над ханом Кучумом в 1582г. Их автором был замечательный художник, «боевой баталист», этнограф и писатель Николай Николаевич Каразин.



Он оставил нам огромное наследие: тысячи картин и рисунков, 20-томное собрание сочинений (6 романов, повести, рассказы, военные корреспонденции). Он считался «первым в России акварелистом и лучшим рисовальщиком-иллюстратором».
Сибирский альбом, как отмечал , сопровождавший августейшего путешественника, являл собою «двадцать семь разложенных по особым горкам акварельных рисунков из истории службы Сибирского казачьего войска».

Наследие Н.Н.Каразина на сегодня недоступно для широкого зрителя и читателя. Славный род Каразиных, давший России немало талантливых людей, остается фактически забытым.

КАРАДЖИ-КАРАЗИНЫ
Предками Каразиных были греки, дворянская фамилия Караджи. Семейство Караджи переселилось в Россию при Петре I. Его родоначальник, Григорий Караджи, был архиепископом г.Софии, нынешней столицы Болгарии.
Сын Григория - Александр при вступлении на воинскую службу был назван в списках с окончанием -ин. Он умер капитаном русской гвардии.
Сын его, Назар Александрович Каразин, также служил на военной службе. В 1767г. перед началом турецкой войны он был представлен Екатерине II как опытный инженерный офицер и получил поручение отправиться секретно в Турцию для снятия планов крепостей. Исполняя это поручение, он был пойман в Адрианополе и едва избежал участи быть посаженным на кол, успев убежать из заключения.
В Россию он вернулся не только со сведениями, которые ему было поручено добыть, но еще с 3 тысячами арнаутов, оставивших Турцию. Сделанный их начальником, Назар Каразин пошел с ними во главе русской армии, выступившей против турок. В 1768г. напал на Бухарест, выгнал оттуда турецкое войско и пленил валахского господаря Григория Гику с братом, сыном и придворными.
В чине полковника он вышел в отставку, получив в награду от Екатерины II населенные имения в Харьковской и Московской губерниях. Поселился он в имении села Кручик (Украина, нынешняя Харьковская обл.) и там женился на дочери есаула Харьковского полка Я.Я.Ковалевского – Варваре Яковлевне, принадлежавшей к древнему казацкому аристократическому роду.



Их сын и дед нашего героя Василий Назарович (1773-1842) был одним из образованнейших людей своего времени, просветителем и исследователем.

Оставшись сиротою на 11-м году от рождения, Василий подал графу П.A.Румянцеву-Задунайскому при проезде его через Харьков прошение о зачислении и военную службу. Просьба его была исполнена: юноша был зачислен в Кирасирский орденский полк, шефом которого состоял фельдмаршал Румянцев. По окончании учения в пансионе Каразин продолжал свое образование в Горном кадетском корпусе, где предался любимым своим занятиям - теоретическому и практическому изучению человека и природы. Уже здесь он приобрел многие сведения в точных науках, а так как занимался постоянно и впоследствии, то нередко он удивлял специалистов разнообразием своих знаний.
В 1791г. он был зачислен сержантом в лейб-гвардии Семеновский полк. Но, на службе он только числился, а продолжал свои занятия в Горном корпусе. «Страсть моя к науке и род философской жизни, какую я вести начал почти с детства моего, наконец, самое здоровье отвлекли от мысли о продолжении службы навсегда», - писал он в 1798г.

По восшествии на престол Александра I 27-летний Каразин совершает сумасбродный поступок. Пользуясь суматохой во время одного из придворных церемониалов, он пробирается в кабинет Императора и там оставляет на столе письмо на имя Государя. Письмо рисовало пред Царем программу либерального царствования, говорило о надеждах, возлагаемых Россией на молодого Императора


Александр I прочитал письмо и пришел в восторг от его идей и его пылкого и задушевного тона.
Письмо было без подписи. Александр решил отыскать автора. Случайно он поручил это дело члену Государственного совета Д.П.Трощинскому, под начальством которого числился Каразин. Тому стоило взглянуть на почерк, чтобы узнать автора, и он на другой же день привез во дворец Каразина.
Александр спросил Каразина:
– Ты написал эту бумагу?
– Я, государь! – отвечал Каразин.
– Дай обнять тебя и благодарить за благие твои пожелания мне и чувства истинного сына отечества! Продолжай всегда так чувствовать и действовать сообразно с этими чувствами. Продолжай всегда говорить мне правду! Я желал бы иметь побольше таких подданных!

Встреча с Александром произвела глубокое впечатление на Каразина. С этой минуты его симпатии к молодому государю превратились в самую горячую привязанность, которая сохранилась у него до самой смерти. Несмотря на Шлиссельбургскую крепость, в которую Каразин в конце концов попал за высказывания правды «другу своей души», как называл он Александра I.
К числу основных заслуг В.Н.Каразина следует отнести создание первого в Европе Министерства народного просвещения (1802 г.) и основание Харьковского университета (1804 г.), который ныне носит его имя.
В 1907 г. в Харькове на народные пожертвования был установлен памятник В.Н.Каразину, сейчас он стоит у входа в университет.

А еще В.Н.Каразин первым получил кристаллы, похожие на алмаз, при сжигании угля: «Случилось мне добыть не только род антрацита, но и другое чрезвычайно твердое вещество, в кристаллах, которое профессор Сухомлинов почел подходящим еще ближе к алмазу… Это было в январе или феврале 1823г.». Изобрел паровой двигатель без рычагов и поршней. Собственно, это был реактивный двигатель. А также паровое отопление. Он устроил его в с.Кручик и предложил таким способом отапливать дома в городах.
У В.Н.Каразина было 7 детей: дочь Пелагея и сыновья Василий, Георгий, Филадельф, Александр, Николай, Валериан. Отец нашего героя, Николай Васильевич (1816-1874), в числе четверых из шести братьев, последовал по стопам Назара Александровича, сделав военную карьеру.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ
Николай Николаевич Каразин родился в Харькове в день смерти своего великого деда, 4 ноября 1842г. Его судьба – в каком-то смысле генетическая квинтэссенция своего рода.
До 10-летнего возраста Николай воспитывался в семье, в подмосковном имении Анашкино. Его бабушка Александра Васильевна была внучкой историка И.И.Голикова, автора 12-томного труда «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам». Вместе с имением она получила в приданое собранную дедом прекрасную библиотеку.
Десяти лет мальчика отдали во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862г. он был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. Участвовал в замирении польского восстания 1863г., получив первую боевую награду - орден Святой Анны IV степени.
Проявившаяся с детских лет тяга к рисованию привела Каразина в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, куда он поступил в 1865г., выйдя в отставку. Его наставником в батальной живописи стал проф. Б.П.Виллевальде, взрастивший не одно поколение известных художников (у него учились Л.Ф.Лагорио и А.И.Шарлемань, Н.К.Рерих и М.О.Микешин, автор проекта памятника «Тысячелетие России»).


Однако жажда деятельности и романтика дальних странствий вскоре взяли верх, и спустя два года Н.Н.Каразин, испросив назначение в Туркестан, получил должность поручика в одном из линейных стрелковых батальонов.
В походе против Бухары он командовал ротой, неоднократно отличался в боях. Получил орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, чин штабс-капитана и денежную награду.
В жестоком сражении на Зерабулакских высотах 2 июня 1868г. во главе своего полубатальона он бросился в наступление и стремительными атаками сковал главные силы эмира. В рукопашной битве ударом приклада была сломана его сабля.
После боя туркестанский генерал-губернатор К.П.Кауфман заметил Каразину, продолжавшему сжимать в руке эфес: «Вы испортили свое оружие», - и тут же пообещал: «Хорошо, я пришлю вам другое». И на следующий же день изумленный штабс-капитан получил наградное золотое оружие с надписью «За храбрость».

В Средней Азии Каразин познакомился с замечательными людьми. Здесь командовал 9-й сибирской казачьей сотней штаб-ротмистр М.Д.Скобелев, воевал В.В.Верещагин, автор знаменитого туркестанского цикла картин. Здесь же Каразин впервые встретился и с сибирскими казаками, прошедшими Туркестанские походы плечом к плечу с пехотой линейных батальонов.

В 1870г. после покорения Бухары капитан Каразин вновь выходит в отставку, теперь уже навсегда. Он начинает активно работать и как художник, и как писатель, сотрудничает в ведущих иллюстрированных журналах. Дважды, в 1874 и 1879гг. оставляет столичную жизнь и отправляется в качестве рисовальщика в составе среднеазиатских экспедиций Русского географического общества. Как военный корреспондент-иллюстратор участвует в русско-турецкой войне 1877-1878гг. Параллельно пишет романы, повести, очерки и рассказы, а также детские сказки, которые сам и иллюстрирует.

Приходят признание в России и за рубежом, экспозиции в лучших выставочных залах и престижнейшие награды. В 1880-х гг. по Высочайшему заказу Каразин создает цикл картин на темы Хивинского и Бухарского походов - их затем поместили в галереи Зимнего дворца.
Он же иллюстрирует изданный князем Э.Э.Ухтомским роскошный трехтомник «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича (1890-1891)».

Последние полтора года жизни Николай Николаевич провел в Гатчине, где жил на ул.Люцевской (Чкалова) в д. 37. Здесь он и скончался 6 декабря (ст.стиль) 1908г. в зените славы, имея звание академика Императорской Академии художеств.

СИБИРСКИЙ АЛЬБОМ
Предметы, привезенные Цесаревичем Николаем Александровичем из путешествия, в течение двух лет хранились в Аничковом и Зимнем дворцах, а зимой 1893/94г. экспонировались на благотворительной выставке в залах Эрмитажа. По свидетельству все того же кн.Э.Э.Ухтомского, в сибирском отделе выставки, были представлены и «сцены из векового служения казачьих войск Престолу и России».

Дальнейшая судьба оригиналов акварелей Каразина не вполне ясна. А.М.Белокрыс обнаружил часть из них в Музее книги РГБ в ящике темно-коричневого дерева с гравировкой на металлической табличке: «Августейшему Атаману. Картины из истории службы Сибирского казачьего войска. 1891 г.» .
Кажется, в рамках некого проекта «Встреча на границах», ряд акварелей альбома попал в Библиотеку Конгресса США. Привожу их изображения с сайта библиотеки . Достойно сожаления то, что фамилия художника там превратилась в «Казарин» и в таком виде перекочевала в некоторые отечественные посты.


Въезд плененного Кучумова семейства в Москву в 1599г. По приказу царя Бориса Годунова именитое семейство (8 жен, 8 дочерей, 5 сыновей и жен последних с детьми) Москва встречала в соответствии с прежним их высоким положением


XVII столетие. Казаки у проведывания новых землиц


Последний кучумовский разгром 1598г.


Пра-пра-бабушки сибирских казаков. Прибытие партии "женок"


Объясачение Средней киргиз-кайсацкой орды. Царский указ


Казаки при постройке линейных крепостей - оборонительных сооружений по Иртышу, возводимых в первой половине XVIIв.


Первая половина XVIIIв. Церемония встречи китайского амбаня смотрителем войсковой Бухтарминской рыбалки


Ямская и конвойная служба в степи


Военно-поселенческая служба. Встреча начальства.


Разведки сотника Волошенина в Семиречьи и Илийской долине в 1771г. Представление илийскому цзянь-цзюну


Пугачевщина в Сибири. Поражение скопищ самозванца под Троицком 21 мая 1774г.


Сибирские казаки в гвардии. Представление Императору Николаю Павловичу в Михаиловском дворце в 1833г.


Иноплеменные предки сибирских казаков. Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона в 1813г.

Родился Н.Н. Каразин в ноябре 1842 года в слободе Ново-Борисоглебской Богодуховского уезда Харьковской губернии. Род Каразиных богат неординарными людьми. Дед Н.Н. Каразина известен как основатель Харьковского университета - первого на Украине и второго в России. В 1802 году он стал учредителем Министерства народного просвещения России. Его знали как ученого и изобретателя, он дружил с А.Н. Радищевым и В.А. Жуковским.

До десяти лет Николай воспитывался в подмосковном имении своей бабки, племянницы известного русского историка И.И. Голикова, автора "Деяний Петра Великого". Затем учился в Московском кадетском корпусе, из которого в 1862 году был выпущен офицером в Казанский драгунский полк.

Но военная карьера не прельщала молодого офицера. Прослужив три года, чувствуя склонность к живописи, Н.Н. Каразин выходит в отставку и поступает вольнослушателем в Академию художеств, в классе баталиста Б.П.Виллевальде, был участником "Бунта четырнадцати". Позднее вновь возвращается на военную службу и принимает участие в бухарском походе. В Туркестане он познакомился с художником В.В. Верещагиным, генералами Черняевым, Скобелевым, Столетовым, с которыми встречался позже во время русско-турецкой войны.

Вместе с боевыми наградами (в том числе, и с золотым оружием с надписью "За храбрость") Каразин привез в столицу множество рисунков, записок, впечатлений - богатейший материал, послуживший основой его дальнейшей творческой деятельности.
В то время, главной темой его творчества стала Средняя Азия. По его рисункам, картинам и рассказам не одно поколение изучало загадочный Восток.

Николай Николаевич выступил как художник и писатель почти одновременно, затем всю жизнь удачно сочетая два эти дарования. Сотрудничая в лучших иллюстрированных журналах того времени, Н.Н. Каразин сумел быстро снискать себе славу хорошего рисовальщика. "В России едва ли найдется иллюстрированный журнал, который не пользовался бы когда-либо художественными услугами Николая Николаевича Каразина, - отмечали газеты, - Для него нет такой темы, которой не мог бы трактовать в рисунке".

В 1874 г. путешествовал с Амударьинской, в 1879 г. - с Самарской экспедициями. За рисунки, приложенные к отчетам экспедиций, был удостоен высоких наград на географических выставках в Париже и Лондоне. Позже сопровождал писателя В.И. Немировича-Данченко и художника В.В. Верещагина в путешествии по Туркестанскому краю. Н.Н.Каразин был участником завоевательных походов русской армии в Туркестанском крае. На материалах этих походов он выпустил несколько книг: "От Оренбурга до Ташкента" (1886), "Ак-Томак", "Очерк нравов Центральной Азии" (1875), "С севера на юг" (1899).

Он создал множество рисунков на казахскую тематику "В казахской степи", "Певец", "Скачка у казахов", "Караван в степи", "У степного колодца", "Почтовый пикет близ привала", "Движение по степи русских войск" и "Казахская степь". Изображение дикой природы, мало приспособленной для комфортной жизни, существование человека среди песков, слепящего зноя или пронизывающего холода, в тяжелых трудах отвоевывающего жизненное пространство является основной темой рисунков "На берегах Арала", "Почта в степи", "Курьер". Вместе с тем художник любуется своеобразием ландшафтов степного края, тщательно следит за эффектами освещения, наблюдает за неспешной, наполненной ежедневными трудами жизнью кочевников ("Аральское море", "Мангышлакские балки", "Пожилая казашка").

Каразин был одним из первых иллюстраторов Ф.М. Достоевского, иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Н.И. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, многих других писателей. Он создал первые художественные открытки, которые были выпущены Общиной Святой Екатерины.
Большое влияние на Н.Н. Каразина, оказали научные экспедиции, в которых он принимал активное участие: Аму-Дарьинская (1874) и Самарская (1879).

На основе своих азиатских впечатлений, Н.Н. Каразин написал несколько занимательных приключенческих повестей.
Еще большей известности Н.Н. Каразина, как художника и литератора, способствовало участие в освободительной русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Называя себя солдатом-художником, Н.Н. Каразин стремится создать такие картины, которые прославили бы русское оружие. В своих произведениях художник с особой любовью изображает природу - "Вечерняя заря", "Утренний туман", "Перед дождем", народные бытовые сцены - "Пахота", "Жатва", "Сенокос".

Н.Н. Каразин был одним из основателей и на протяжении многих лет активным участником Общества русских акварелистов, он оказался и одним из первых дизайнеров, занимаясь, как тогда говорили, "улучшением изящной промышленности".
В 1879 году Каразин избирается членом Русского географического общества, а в 1907 году - членом Академии художеств.
Значителен вклад художника и в иллюстрацию детской книги. Им были написаны и оформлены своими рисунками "Путевые воспоминания старого журавля", изданные в 1890 году.

С весны 1907 года по 19 декабря 1908 года Николай Николаевич проживал в Гатчине. Доктора посчитали, что более сухой воздух по сравнению с Лиговом, где была его дача, облегчит страдания от болезни сердца и легких. Жил он в доме №37 по Люцевской (ныне К. Маркса) улице.

Николай Николаевич умер в Гатчине 19 декабря 1908 года. Похоронили его с воинскими почестями на кладбище Александро-Невской лавры.
Объем того, что создал Н.Н. Каразин в изобразительном искусстве и литературе, поражает воображение: более 50 музеев и галерей нашей страны хранят его картины и рисунки, не говоря о частных собраниях в России и за рубежом. Им было написано множество газетных и журнальных статей, очерков и рассказов. Дважды издавалось 20-томное собрание его сочинений.

Он старался запечатлеть карандашом и красками всё,
что посылало ему Провидение, а когда возможности
иссякали, отыскивал новые сюжеты.

Редьярд Киплинг. Свет погас

Николай Николаевич Каразин (09.12.1842 - 19.12.1908) - русский писатель, автор шести романов, многочисленных повестей, рассказов и сказок. При этом - художник-иллюстратор, один из учредителей «Общества русских акварелистов», член Академии художеств. Одним из первых наших художников полностью посвятил себя иллюстрации, рисуя не отдельные картинки к литературным произведениям, но стараясь передать «строй», «стиль» книги. Кроме того, Каразин был первым русским художником, который, как Гюстав Доре, рисовал кистью непосредственно на деревянной доске, создавая тоновые гравюры на дереве.

И прекрасный художник, и замечательный писатель… Но как же непрост был жизненный путь этого талантливого и беспокойного человека! Первоначально Николай Каразин вовсе не собирался быть художником и писателем. Он окончил 2-й Московский кадетский корпус и некоторое время служил в одном из драгунских полков. Казалось бы, впереди его ждала успешная карьера военного… Однако уже в 1865 году молодой офицер вышел в отставку и поступил в Академию художеств в Петербурге. Два года он учился у художника-баталиста Б.П.Виллевальде. Понемногу начинала налаживаться новая жизнь - жизнь художника, творящего свои картины в тихой и уютной мастерской.

Но не тут-то было. Деятельному молодому военному сложно было оставаться только художником. Проучившись два года, он уходит из Академии и, получив чин поручика одного из туркестанских линейных батальонов, принимает участие в походе против Бухарского ханства. Однако это было не формальное участие. Известно, что 2 июня 1868 года в бою на Зерабуланских высотах Каразин проявил «исключительную отвагу», стремительной атакой своего полубатальона задержав главные силы бухарского эмира (1) . За это он получает орден, сражается дальше и… рисует. Рисует всё, что видит вокруг, - воюющих, раненых, умирающих солдат, места сражений…

Устав от войны, Николай Николаевич вторично выходит в отставку в 1870 году. На сей раз уже в чине капитана. Теперь всё свободное время он решает посвятить литературной и художественной деятельности. Он учится у французского гравёра Ф.Жилло. Начинает активно сотрудничать с журналом «Всемирная иллюстрация». Работает над оформлением книг Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева.

Однако этому удивительному деятельному человеку быстро наскучила тихая кабинетная жизнь писателя и иллюстратора. В 1874 и 1879 годах он принимает участие в научных экспедициях, организованных русским географическим обществом в Центральную Азию для изучения района Амударьи. В те годы фотография ещё не была так широко распространена, и экспедиция нуждалась в художнике, а кто мог подойти лучше бывшего военного и знатока Средней Азии?..

Каразин делает множество набросков карандашом, пером и акварелью. И это не простые зарисовки. Многие их них позднее получают высокие награды на географических выставках в Лондоне и Париже.

Но и между этими научными экспедициями Каразин умудряется вести отнюдь не спокойный домашний образ жизни. В 1877-1878 гг. он участвует в сербско-турецких и русско-турецких войнах. Правда, уже не в качестве военного, а как корреспондент-иллюстратор. «Наравне с рядовыми надрывались, работали в поте лица газетные корреспонденты…», - писал Редьярд Киплинг в своем романе «Свет погас» о таком же художнике (2) . Каразин запечатлевает всё вокруг. Чётко и точно его карандаш фиксирует все ужасы войны… И его фронтовые наброски с натуры воспроизводятся не только в русских, но и в зарубежных изданиях, принося автору мировую известность и как смелому корреспонденту, и как талантливому рисовальщику (3) .

Но все войны рано или поздно кончаются. С 1880-х годов Каразин начинает более активно работать как книжный художник и как писатель.

В 1881 году выходит книга В.О.Попова «Дети» с 90 рисунками Каразина, некоторые из которых были размером 1-2 сантиметра (4) . Затем Николай Николаевич работает над вторым томом книги «Родные отголоски», посвящённым Украине. Больше всего в этот период его занимает проблема взаимопроникновения текста и иллюстраций. Он рисует сложные буквицы, составленные из разных предметов, растений, людей, животных, порой чересчур увлекаясь и делая их неудобочитаемыми.

В 1883 году Каразин создаёт иллюстрации к повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», где экспериментирует уже с набором и рисунками. Так, на одном из разворотов книги через весь текст проходит изображение циркового бича, а на другом страницу пересекают канаты трапеции. Он пробует слить рисунок и текст в нечто цельное, «пусть даже ценою жертв с той и с другой стороны» (4) . И это весьма смело для того времени - подобные игры конструктивистов начались почти через тридцать лет после эксперимента Каразина.

В 1886-м он пишет и иллюстрирует книгу «От Оренбурга до Ташкента», погружаясь в мир воспоминаний о путешествиях по Средней Азии. Эта книга - своеобразный справочник о том, как надо путешествовать, своими советами напоминающий современные туристические путеводители. Здесь и указания на то, что тарантас «должен быть крепок, удобочиним во всякой беднейшей кузнице и даже среди дороги, лёгок, устойчив, накатист, много вместим при этом», и рекомендации, что и когда лучше покупать и где останавливаться.

Одной из лучших книг Николая Каразина является детская сказка-путешествие «С севера на юг», вышедшая в 1890 году (5) . Она написана в форме воспоминаний старого журавля о своём первом перелёте со стаей на зимовку из России в Африку. Это не только художественная сказка, но и книга по географии, знакомящая ребёнка с особенностями тех мест, через которые пролегает путь журавлиной стаи. Любопытно, что «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» Сельмы Лагерлёф написано через семнадцать лет после «С севера на юг» - в 1906-07 гг. (6) . И обидно, что путешествие Нильса известно во всём мире, тогда как путешествие журавлиной стаи Каразина забыто даже в нашей стране.

Возможно, причиной такого забвения послужил заметный оттенок религиозности, который появляется в первой же фразе сказочного повествования: «Бог наградил меня очень хорошей памятью. Я помню себя и всё, что меня окружало, почти с первого дня моего рождения».

Затем, в шторм, герои книги попадают на корабль богомольцев, плывущих в Яффу, и люди отпускают птиц обратно на волю со словами: «Бог их спас и сохранил, и мы не посягнём на волю Господнюю…». Подобное мировоззрение оказалось ненужным после революции, так же как многие гуманистические принципы и наставления, встречающиеся в сказке. Например, после охоты на птиц на Днепре молодой журавль радуется, что все «наши» уцелели, хотя его отец негодует по поводу этой радости:

«- Наши, - передразнил папа, рассердившись совершенно неожиданно, - что такое «наши»? Все «наши», все одинаково должны быть «нашими» - это люди только выдумали, будто есть чужие и наши… есть разные породы, это правда; есть и разные интересы у пород, сообразно их свойств и привычек, а когда дело касается жизни и смерти, - это для всех одинаково…» Такие рассуждения были однозначно лишними в стране, где все делились на своих и чужих (7) .

Иллюстрации Каразина в этой книге - изящная, мастерски отделанная графика, выполненная в лучших традициях XIX века: 6 хромолитографий, 5 фототипий и 99 рисунков в тексте. Художник предпринимает попытку решить книгу не отдельными листами, а разворотами. Возможно, не всегда одинаково удачно, но книга смотрится на редкость цельным, единым произведением. Есть в ней несколько неожиданных рисунков, когда оформитель изображает пейзаж или караван верблюдов с высоты птичьего полёта - ракурса очень необычного для детской иллюстрации того времени.

В 1895 году выходит ещё один детский сборник Н.Н.Каразина - «Мои сказки». Эта книга тоже богато иллюстрирована и содержит 8 литографий, 100 рисунков в тексте и портрет автора, гравированный на меди. Она посвящена внучке писателя Магде. В сборник входят разные по стилистике и сюжетам сказки: это и «картинки с натуры», которые представляют собой скорее рассказы, чем сказки («Волк», «Незнакомый след»); и религиозно-гуманистические сказки («Петька-зайчик», «Пожар»); и сказки о достижениях современного мира и техники («Пар богатырь»); и авторские пересказы старинных легенд, как, например, мистическая сказка «Колодец мира и жизни».

Безусловно, многое в рисунках и сказках Николая Николаевича сегодня может показаться нам, искушенным зрителям, простым и наивным. Мы больше знаем о художниках-иллюстраторах начала XX века. Однако именно книги Каразина стали одной из первых серьёзных удач в поисках русскими художниками своего стиля и места в мировой истории детской книги.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Садовень В.В. Русские художники баталисты XVIII-XIX вв. - М., 1955. - С. 301.

2. Киплинг Р. Свет погас // Киплинг Р. Стихотворения; Роман; Рассказы. - М., 1998. - С. 403.

3. Коровиченко П.А. Николай Николаевич Каразин // Военная энциклопедия: Т. XII. - СПб., 1913. - С. 375-376.

4. Сидоров А.А. История оформления русской книги. - М., 1964. - С. 316.

5. Интересно, что в полном собрании сочинений Каразина, состоящем из 25-ти томов (СПб., 1905), под заголовком «С севера на юг» выходит другой роман. А сказка о старом журавле получает название «С верховьев Волги на истоки Нила» и помещается в один том с другими сказками под общим заглавием «Сказки деда бородатого».

6. Брауде Л.Ю. Сельма Лагерлёф и мир её творчества // Лагерлёф С. Собр. соч.: В 4 т. - Л., 1991-1993. - Т. 1. - С. 5.

7. В 1993 году эта книга была переиздана в издательстве «Московский рабочий». Однако вышла она на скверной бумаге с очень плохо воспроизведёнными иллюстрациями, да и по внешнему виду (мягкая двухкрасочная обложка) не шла ни в какое сравнение с роскошным изданием XIX века (плотная бумага, тиснёный золотом переплёт с изображением пяти журавлей).

Завтра, 6 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги редких книг, рукописей, автографов, фотографий, исторических бумаг, открыток и плакатов
  • 05.03.2019 14 марта 2019 состоится 134-й аукцион «Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, каталоги выставок, редкие книги по искусству». Начало торгов в 19:00
  • 04.03.2019 Традиционные двадцать лотов - это одиннадцать живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики и одна работа в смешанной технике
  • 01.03.2019 Доля уходов - 60 %. Лоты разошлись в Москву, Питер, Сергиев Посад, Краснодар, Екатеринбург
  • 26.02.2019 28 февраля в аукционном доме «Литфонд» состоятся торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 284 лота, в том числе произведения, созданные самыми выдающимися мастерами отечественного искусства
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 16.11.2018 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября - Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября - Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова
    • 06.03.2019 24 февраля в Новом музее Аслана Чехоева (СПб) завершилась большая выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Бóльшую часть экспозиции теперь можно увидеть в Москве
    • 05.03.2019 Впервые в выставочном пространстве удалось собрать более 50 работ 1960–80-х годов из частной коллекции
    • 28.02.2019 В филиале ГРМ в испанской Малаге открылись три выставки: «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве», «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» и «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской»
    • 28.02.2019 Выставка в Государственном Историческом музее представляет 120 живописных портретов кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Серова и других