Редакция The Village заметила, что наших читателей интересует не только городская жизнь, мода, еда и планы на выходные. Нередко в нашем обсуждают сложные этические проблемы. Мы не оставили это без внимания: теперь The Village отвечает на подобные вопросы с помощью экспертов в области этики, психологии и социологии. В новом выпуске разбираемся, можно ли критиковать бывших партнёров.

Владимир Дашевский

врач-психотерапевт, кандидат психологических наук

Когда два человека расстаются, вне зависимости от того, по какой причине это произошло, оба партнёра переживают похожее состояние, которое психологи называют «работа горя». В этот момент наша психика пытается приспособиться к изменившимся условиям и примириться с потерей. Для психики уход близкого человека по степени тяжести сопоставим со смертью. Чтобы приспособиться к изменившимся условиям, необходимо время. У разных людей «работа горя» занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, за это время человек проходит через все стадии принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия и так далее. На всех этих стадиях у человека может возникнуть желание переложить ответственность за произошедшее на партнёра. Как раз тогда и появляются всевозможные обвинения: «Всё произошло из-за неё, она мне изменила», «Она неряха, с ней невозможно вести совместный быт», «Он глупый, с ним не о чем поговорить, у нас давно закончились общие темы», «Он не зарабатывает деньги» и т. д. Это называется рационализация, то есть наш мозг пытается объяснить то, что произошло. Это естественная реакция, попытка снять ответственность с себя.

Обсуждать вопрос системы ценностей с позиции этики очень сложно. Например, в мою систему ценностей подобное поведение не вписывается

Что касается этики или её отсутствия в этой ситуации, то ключевым моментом в обсуждаемом вопросе является, как это ни парадоксально, феномен любви. Если любовь есть и два человека относятся друг к другу именно с этим чувством, то в таком случае бывших партнёров не существует. Я знаю пары, которые практически сразу после разрыва очень тепло относятся друг к другу, несмотря на количество гадостей, сказанных в момент расставания. Если любишь человека, он буквально становится частью тебя: я, конечно, могу критиковать части своего тела, но на самом глубоком уровне осознаю, что это часть меня, которую я принимаю и люблю. Под таким углом это вопрос не про этику, а про наличие или отсутствие любви. Я искренне люблю всех своих бывших женщин, независимо от того, как они относятся ко мне. Когда отношения заканчиваются, любовь продолжается, просто она становится другой.

Обсуждать вопрос системы ценностей с позиции этики очень сложно. Например, в мою систему ценностей подобное поведение не вписывается: я не могу позволить себе публичную оценку моих любимых женщин, это противоречит моим личным представлениям о добре и зле, о хорошем и плохом. Подобная критика является проявлением невероятно низкой самооценки и высочайшего эгоизма: человеку сложно принять тот факт, что ему никто не принадлежит, что он не обладает властью над другим, что бывший партнёр может чувствовать, думать и действовать не так, как хотелось бы ему. Именно это чаще всего и является причиной критики. Такое поведение говорит о том, что человек в беде, сам нуждается в поддержке, помощи и даже жалости, это свидетельство очень нелёгкой личной ситуации.

Ольга Флёр

эксперт школы этикета Noblesse Oblige

В стрессовой ситуации необходимо прежде всего думать о своей репутации. Эмоции остынут, бывший партнёр окончательно исчезнет из вашей жизни и ваших мыслей, а нелестное мнение и некоторый осадок у окружающих останется. Так стоит ли портить будущие и существующие отношения несдержанными комментариями о прошлом? Такие черты, как тактичность, вежливость и умение контролировать свои эмоции, лучше всего демонстрируют в первую очередь уважение к себе.

Дарья Грацевич

сценарист сериала «Измены»

Сразу после расставания мало кто может воздержаться от негативных комментариев в адрес бывшего партнёра, особенно если это расставание было болезненным. Лично я не вижу ничего дурного в том, чтобы обсудить эту тему с близкими друзьями, поплакаться и немного сгустить краски. Негативные эмоции должны найти выход, тяжело держать их в себе. Желательно, конечно, в таких случаях говорить больше о себе, о своих чувствах, а не о партнёре - например, „мне не нравилось, что он...“, „мне бы хотелось, чтобы он вёл себя иначе“, а не „вот он, скотина такая“. Тем не менее у таких обсуждений должны быть рамки. Они не должны быть долгими: если человек циклится на том, чтобы на каждом углу поливать своего бывшего или бывшую, это уже клиника. Если негативные эмоции нашли свой выход, дверь за ними надо закрыть. Делиться такими чувствами стоит только с близкими друзьями, которые не разнесут славу о бывшем партнёре на весь свет.

иллюстрация: Оля Волк

Человечество стало настолько социальным, что теперь люди доверяют свои самые сокровенные мысли и мечты случайным знакомым. Мы не боимся больше распространяться о своей личной жизни, смело делимся планами. Иногда нами движет тщеславие, иногда мы просто хотим поддержать дружескую беседу. Люди сами не заметили, как сняли все запреты и табу в разговорах, казавшиеся еще сто лет назад несусветной дикостью. На публику теперь принято выносить все, вплоть до деталей семейных скандалов и ссор. Пока не поздно, нам нужно остановиться. Тайна личной жизни должна быть скрыта от посторонних глаз. Перед вами список из семи вещей, о которых не принято никому рассказывать.

Планы на будущее

Знающие мудрые люди никогда не делятся с окружением далеко идущими планами. Тем самым они боятся спугнуть удачу. К тому же среди слушателей может попасться лицо, заинтересованное в провале вашего дела. Зная о ваших планах, оно с легкостью может воспользоваться слабыми сторонами вашей идеи. Ну а если мы вас еще не убедили, приведем заключительный аргумент: рассказывая кому-то о своих планах, вы лишаете себя энергии для осуществления задуманного.

Благотворительность

Отчисления в социальные фонды - это благородное дело. Однако не стоит афишировать свою благотворительность во всеуслышание. Тем самым человек ведет себя так, словно ищет одобрения со стороны общественности. Только вот окружающие могут принять такие разговоры за самолюбование или гордыню.

Аскетичность

Возможно, в вашей жизни произошли какие-то изменения. Вы встали на путь очищения, духовного прозрения и избавления от разного рода зависимостей. Неужели уместно рассказывать о своем моральном перерождении? Пусть эти эмоции живут внутри вас, не делайте их достоянием общественности. И уж тем более не имейте привычку поучать других людей и пренебрежительно указывать им на недостатки.

Героизм

Человек, который распространяется о героических поступках, на деле часто преувеличивает свои заслуги. Он не знает другого способа заслужить доверие окружающих. Однако настоящий героизм молчалив. Так, к примеру, человек, спасший из горящего дома ребенка, предпочтет оставаться неизвестным.

Жизненный опыт

Просвещенность, жизненный опыт и духовная сила больше подходят для наставничества, а не для задушевных бесед в компании. Поэтому делиться своей духовностью стоит лишь тогда, когда вас об этом попросят другие люди.

Разговоры о ссорах в семье

Каждый донесенный до чужих ушей конфликт делает ваш брак менее крепким. Рассказывая о ссорах, вы сами себя загоняете в тупик. Вы думаете, что выплакались другу и облегчили свою душу, а на самом деле запрограммировали свою дальнейшую жизнь. Неужели у вас не найдется позитивных тем для разговора? А решить проблему можно, не вынося сор из избы.

Плохие истории

Знайте, что "мусорные" слова сродни негативу. Но "мусорными" могут быть и истории. Они лишь засоряют сознание человека. Не рассказывайте своим близким о плохом происшествии, свидетелем которого вы стали. Помните, что ваша семья достойна лучшего.

Содержимое:

Взаимоотношения героев в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» складывались совершенно по-разному. Множество пар образовалось лишь по прошествии долгого времени, когда герои были уже хорошо знакомы, либо повстречались впервые.
Отношения Элен Курагиной и Пьера Безухова стали неожиданными для меня, как для читателя и для остальных, я думаю, тоже. С самой первой встречи Пьер Безухов влюбился в красивую, статную, гордую Элен. Она же, в свою очередь, относилась к нему с презрением. Когда это случилось, Пьер еще не имел большого состояния и был совершенно неприметен среди всех мужчин этого общества.
Элен же с самого начала была расчетливой, хитрой и корыстной. Ее отец
Василий...
Курагин воспитал своих детей: Элен и Анатоля Курагиных так, чтобы они во всем искали выгоду.
В итоге, получилось так, что презирая и совершенно не уважая Пьера, Элен вышла за него замуж. Эти отношения изначально были обречены на провал. Ведь Элен нужно было только состояние, а счастливый Пьер был слеп от своей любви к девушке.
Мы видим, что этот брак «по расчету» не привел ни к чему хорошему. Отношения не сложились. Пьер понял, как к нему на самом деле относится Элен, чуть не умер на дуэли. Нам становится ясно, что истинные чувства подделать нельзя, их нельзя и купить. Настоящую любовь нельзя заменить ничем.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – огромное эпическое полотно, где судьбы отдельный персонажей переплетаются с историческим прошлым страны. Любой роман – это цепь эпизодов, которые следуют в определенной последовательности и каждый из них несет что-то новое для раскрытия характера героя.
Эпизод объяснения в любви Пьера и Элен – важный этап в судьбе этих персонажей. Для Элен – это выгодное замужество, богатая партия, а для Пьера – лишь одна из ошибок, совершенных им в жизни.
Обратимся к этому эпизоду. Важное в жизни Пьера событие происходит в день именин Элен: «… у князя Василия ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья». Здесь мы встречаем высший свет Петербурга: княгиня Курагина, Анна Павловна Шерер с мужем – старым генералом и других не менее известных личностей. Пьер и Элен – в центре внимания гостей. Но что же это за люди, которые нас окружают? Все те же сплетни, разговоры ни о чем, внешний лоск и внутреннее убожество, пустота – вот характеристика этого общества, «шутки их были не веселы, новости не интересны, оживление – очевидно поддельно». «Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу».
Обратим внимание на детали портрета молодых. Элен, как и всегда, божественно красива, «с сияющим лицом». Рядом с ней Пьер выглядит неказистым увальнем, робким и несмелым, однако и у него «счастливое и беспокойное лицо». Он счастлив оттого, что оказался рядом с самой блестящей красавицей Петербурга.
Но обратим внимание на внутреннее состояние Пьера, как он чувствует себя рядом с Элен: «Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его … Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал». Герой как будто во сне, кроме красавицы невесты, он никого и ничего вокруг не замечает. И все же мы видим, как тяжело ему дается признание в любви. Внутренние монологи Пьера полны сомнений, раздумий о правильности своего решения. В душе он понимает, что не пара для блистательной красавицы. «Ему не ловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других людей, что он один, со своим некрасивым лицом, какой-то Парис, обладающий Еленой». Но иногда он забывает об этом, чувствует себя настоящим красавцем, «поднимает голову и радуется своему счастью». Улыбки гостей вокруг него наиграны и неискренни. «Не для тебя это счастье», – говорил ему какой-то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». У Пьера есть доброта, искренность, душевное благородство, застенчивость, а эти человеческие качества не ценятся в высшем свете. Женившись на Элен, он должен стать одним из членов этого общества, уподобиться ему. Вот почему Пьеру так трудно сделать этот шаг, его постоянно одолевают сомнения: а нужна ли ему эта женитьба?
Более всего Пьера в Элен привлекает не внешность, не глаза, не улыбка, а ее обнаженные плечи и «прекрасная грудь». Он мечтает обладать этой шикарной женщиной, но желание – это еще не любовь, это лишь инстинкт, присущий всем живым существам. Настоящая любовь – это близость не только тел, но и душ, общие интересы, схожесть характеров.
Более всего этот барк необходим князю Василию, чтобы поправить хрупкое материальное положение семьи. Не случайно он так хлопочет вокруг молодой пары, опережая события: «Я любил твоего отца … и она будет тебе хорошая жена … бог да благословит вас!...» Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом». А ведь жених еще не вымолвил и слова! На глазах гостей, наблюдавших за этой сценой – наигранные слезы умиления.
Кульминация эпизода – сцена объяснения Пьера в любви Элен. В самый ответственный момент, по просьбе невесты, он снимает очки, и глаза его смотрят на Элен «испуганно - вопросительно». Он до конца не решил для себя, нужен ли ему этот брак. И тогда Элен «быстрым и грубым движением перехватила его губы и свела их со своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением». Обратим внимание на то, как меняется красавица: эпитеты «быстрым», «грубым», «неприятно-растерянным» подчеркивают вульгарность Элен, она сама предлагает себя жениху. Читатель понимает, что здесь нет и капли настоящей любви. Для Пьера такой поступок – неожиданность, и его благородное сердце решает: «Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее». Но как бедно прозвучало его признание в любви на фоне этого пышного маскарада. Даже не на родном языке, а по-французски. В этих словах не было искренности, не было настоящего чувства.
С помощью художественных деталей Толстой подчеркивает, что признание Пьера в любви Элен – лишь роковая ошибка. Кроме ее обнаженных плеч и великолепной груди, он будто ничего не замечает вокруг: пошлости, фарса этой помолвки. Пьер следует лишь инстинкту, влечению, не слыша своего внутреннего голоса, который подсказывает: «Не совершай ошибки! Ведь брак – это очень серьезно, на всю жизнь». И позже Пьер поймет, что женитьба на Элен – это несчастье, ошибка его молодости, трагедия.

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....

    «Учителем в жизни и в искусстве» называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество - это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих...