Из истории правоохраны. Эже́н Франсуа́ Видо́к June 6th, 2015

Предисловие : После написания мною ряда статей о "ворах в законе" и разбойниках, были письма, где меня обвинили в тенденциозном освещении вечного криминального противостояния "преступник-правоохранитель". Потому, признавая свою однобокость, начинаю также рассказывать и о самых известных борцах с криминалом. Сегодня пойдет речь о самом известном французском полицейском, который в свои времена навел порядок на улицах и в предместьях Парижа, а его опыт до сих пор преподается в полицейских академиях....

«Вора может поймать только вор» (из книги Clive Emsley "Crime, Police, and Penal Policy:European Experiences 1750-1940", OUP Oxford, 5 июля 2007 г.)

Эжен Франсуа Видок

"Сюртэ" ("Безопасность")- Главное управление национальной безопасности министерства внутренних дел Франции; основной контрразведывательный и полицейский орган страны. "Сюртэ"- старейшая, с самыми богатыми в мире традициями криминальная полиция. А знаете кем она создана?

В начале ХIХ века Францию захватила волна преступности. Волна- это мягко сказано. На улицы Парижа было страшно выходить. Убивали и грабили днем, при многолюдном стечении народа. Банды открыто ходили по городу, выслеживая себе жертв. Аристократия и буржуазия открыто признали, что они не в силах справиться и даже не знали, что предпринять....

В 1810 году Эже́н Франсуа́ Видо́к пришел в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: "Только преступник может побороть преступление". Бригада получила название "Сюрте" ("Безопасность"). Сам Видок неоднократно сидел в тюрьме, имел побеги, пиратствовал.. Уголовники Франции знали его как "Король риска". Эжен Франсуа Видок пробыл во главе "Сюрте" свыше 20 лет. Под его началом сначала работали 12 человек, которые вместе со своим неутомимым шефом достигли в короткий срок неслыханных успехов. Если верить цифрам, то только за первый год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни. Впервые за долгие годы преступники "ушли в подполье". Горожане были шокированы. Аристократия опять начала безумно веселиться. Видок прекрасно знал своих "подопечных", без всякой картотеки храня в памяти тысячи лиц и имен преступников. Хотя бывшие коллеги приговорили его к смерти, он без страха появлялся в самых глухих трущобах благодаря искусству изменения внешности. Приходя в злачные места, он втирался в доверие к их посетителям, и ему верили; ведь он виртуозно владел воровским жаргоном, известным только посвященным. Всего за 18 лет при его участии было арестовано 17 тысяч человек, из которых больше 400 отправили на гильотину.

Как водится, завистники из числа полицейских (не из его бригады) невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает только мелкую сошку, а преступных главарей освобождает за взятки. Когда ему злобно сказали, что его подчиненные сами занимаются воровством, то он одел свою бригаду в белые перчатки, в которых карманник работать не может (сотрудники французской "Сюртэ" до сих пор носят их в знак чистоты мундира). Видок со своими людьми навещал не только воровские "малины", но и дворцы аристократов. В Лувре им был задержан граф де Руссильон, набивший карманы ворованными драгоценностями.

Карманная кража. Иллюстрация из книги Э. Видока "Криминальный мир. История французских тюрем". Париж. 1845 год

Видок родился в Аррасе. Кстати, рядом с домом, где за 17 лет до этого начал жизнь другой великий француз- Максимильан Робеспьер. 23 июля 1775 года жена булочника Николя Жозефа Видока Генриетта произвела на свет пятого ребенка. В ту ночь над городом бушевала гроза, что, по приметам, обещало новорожденному бурную жизнь. С первых лет шустрый Эжен стал грозой окрестной ребятни. Уже тогда проявились главные черты характера Видока: полное бесстрашие, бешеное честолюбие и неимоверная хитрость в достижении своих целей.

В возрасте 14 лет он убил своего учителя (потом признавался, что нечаянно) по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на "гулящую" актрису. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий.

В ходе Французской революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины, но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась беременной. Узнав о её любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды налётчиков. Под фамилией Руссо он обосновался в захваченном французами Брюсселе. Там бравый кавалер промышлял шулерством, а потом вступил в знаменитую "Бродячую армию"- сообщество уголовников, одетых для отвода глаз в военную форму. Поднабрав денег, он опять мчится в Париж...

Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин лёгкого поведения и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной (в этот период он бродяжничал с цыганами). Однажды, застав её с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя, осуждённого на шесть лет за кражу хлеба. Впоследствии Себастьян был освобождён по поддельному прошению..
На следствии сокамерники дали показания, что это именно Видок организовал побег и его осудили на 8 лет исправительных работ. Но... Видок сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором.

В 1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключённого.

Арестант в тюрьме. Иллюстрация из книги Э. Видока «Криминальный мир. История французских тюрем». Париж. 1845 год

Его поймали и, наконец, он был приговорен к каторжным работам и закован в цепи. В тюрьмах Видок годами жил бок о бок с опаснейшими преступниками тех дней. Среди них были члены пресловутого французского клана убийц Корню, воспитывавшие из своих детей убийц, и, чтобы те быстрее привыкали к своему ремеслу, им для игры давали головы мертвецов.

В 1799 году Видок совершил свой третий, на этот раз удачный побег. Десять лет он жил в Париже, занимаясь торговлей одежды.

Но все эти годы бывшие соседи по тюрьмам шантажировали его и угрожали выдачей властям (он же беглец!). Тогда он отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил использовать его знание уголовного мира для борьбы с преступностью. И....

Шеф Первого отделения парижской полицейской префектуры Генри и префект парижской полиции барон Паскье в 1810 году приняли необычное решение..... поручив Видоку борьбу с преступностью в Париже. В целях конспирации он был вновь арестован, а последующее освобождение прошло под видом нового успешного побега. Свою резиденцию Видок расположил вблизи полицейской префектуры, в мрачном здании на улице Святой Анны. Сотрудники подбирались им по принципу: "Только преступник сможет побороть преступление". Сначала на Видока работали всего 4, затем 12, а позднее 20 бывших арестантов, которым он платил из особого тайного фонда и которые прошли у него железную выучку. За год Видок с 12 сотрудниками арестовал 812 убийц, воров, взломщиков, грабителей и мошенников, ликвидировал притоны, в которые до него не рискнул сунуться ни один мировой судья, ни один инспектор.

Спустя многие годы некоторые чиновники "Сюртэ" испытывали неловкость, когда речь заходила о Видоке и о возникновении криминальной полиции Франции. Это было связано с тем, что жизнь Видока до 1810 года противоречила всем представлениям (а верным ли?) об образе жизни полицейского служащего, не говоря уже о шефе криминальной полиции.

Видок повидал множество тюрем, досконально узнал тамошние порядки и завоевал немалый авторитет в уголовном мире. За дерзкие побеги его прозвали "Королем риска". Говорили, что он может проходить сквозь стены, не горит в огне и не тонет в воде...

Видок задерживает разбойников в лесу Сенар.

Именно "Сюртэ", несмотря на враждебное отношение к ней, явилась зародышем французской криминальной полиции. Тысячи мистификаций, тайное проникновение в районы, где проживают преступники, мнимые аресты, водворение сотрудников Сюртэ под видом заключенных в тюрьмы, их мнимые побеги или даже инсценированная смерть, после того как они выполнили свое задание, все это обеспечивало Видоку огромный поток информации.

Близкое знакомство с преступным миром, привычками и методами уголовников, терпение, интуиция, умение вживаться в образ, редкая зрительная память и архив, в котором были собраны сведения обо всех знакомых Видоку преступниках, обеспечивали успех его работы. Когда уже нельзя было больше скрывать свою роль шефа Сюртэ, Видок стал систематически появляться в тюрьмах, где осматривал заключенных, запоминая их лица и внешность.

Однако в 1827 он был вынужден уйти в отставку. Холоп сделал свое дело- холоп может уйти. Вновь был призван возглавить "Сюрте" во время революционных выступлений 1832 года (опять не справлялись полицейские от элиты), после подавления которых опять отставлен. Новый префект полиции Генри Гиске возражал против того, чтобы вся (!!) криминальная полиция состояла из бывших арестантов.

После окончательного ухода из полиции в 1833 году организовал "частную полицию"- собственное "Бюро расследований" (видимо, первое в мире). Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов. Бюро занималось не только поиском преступников, но и, так сказать, консалтингом: здесь за плату в 20 франков коммерсанты могли навести справки о своих деловых партнерах, чтобы выяснить степень их честности. За год число клиентов Видока дошло до 4 000, в деловых кругах стало хорошим тоном при совершении сделки предъявлять справку из Бюро.

Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А.Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III Видок отошел от больших дел.

Наследников у Короля риска не было, и немалое состояние, на которое тщетно претендовали двое или трое внебрачных сыновей, досталось его детищу- сыскному агентству. Перед смертью Видок с сожалением сказал: "Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли".

Да, кстати, после отставки Видока преступность опять взбодрилась и вылезла "из подполья"... Но полицейские уже применяли "методы Сюртэ". Происходила борьба не на жизнь,а на смерть. Но это уже другая история..

Видок. Портрет Мари-Габриэля Куане

Видоку 61 год. Портрет Ашиля Девериа

Источники:
- Видок Эжен-Франсуа. Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции. Том 1-4. Издательский дом: СП «Свенас», 1991

Ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности (фр. Sûreté Nationale ), а потом и одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном виде.

Биография

Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии , написанной «литературным негром » . Согласно ей, Видок родился 23 июля 1775 года во французском городе Аррасе . Его отцом был пекарь.

В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку , но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях , убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.

После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при создании сразу двух персонажей своих «Отверженных » - беглого каторжника Жана Вальжана и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом - рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком произошел описанный в романе случаи спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки. В 1860-е годы приключения Видока использовал для сюжетов своих книг о Лекоке - бывшем преступнике, ставшем сыщиком - Эмиль Габорио . Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана , его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона Темплара из романов Лесли Чартериса . Видок под собственным именем неоднократно встречается в качестве второстепенного персонажа в более поздних произведениях. В конце 1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год) эту роль сыграл Бернар Ноэль , во втором и третьем (снятом совместно с канадскими кинематографистами) его место занял Клод Брассёр . В 2001 году Видок стал заглавным героем одноименного французского кинофильма , где его роль исполнил Жерар Депардьё ; сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического Видока .

В России имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров. В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете » резкую рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные выпады в сторону Фаддея Булгарина - консервативного литератора и редактора «Северной пчелы » . Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма « », где тоже увязываются эти два человека:

Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества » 26 апреля в искажённом виде - упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло . В дальнейшем, однако, эта формулировка появилась ещё в нескольких пушкинских эпиграммах, а также в эпиграмме Вяземского « ». После этого имя «Видок» стало в России нарицательным, обозначая доносчика и шпиона, и в таком качестве, в частности, фигурирует в более поздних эпиграммах .

Эжен-Франсуа Видок

Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции

Предисловие

К изданию 1877 года .


Во все времена существовали натуры, одаренные богаче других, с большей энергией и большими задатками; эти люди, смотря по тому, в какую сферу занесет их судьба, делаются героями или злодеями, в том и другом случае оставляя глубокий след за собою. Но какова бы ни была их роль на свете, они далеки от обыденной пошлости и, как все выходящее из ряду, невольно привлекают всеобщее внимание, возбуждают любопытство и порабощают воображение масс.

К числу подобных исключительных закаленных личностей принадлежит герой этой истории; это, можно сказать, легендарный герой французскаго народа, столь живо и надолго увлекающегося качествами - телесной силой, храбростью и тонким, хитрым умом; это актер социальной комедии, воспоминание о котором свежо в народе, тогда как множество эфемерных знаменитостей предано забвению. Таков был Видок, начальник охранительной полиции.

Правда, известностью своей он частию обязан тому, что в ряду злоумышленников вел борьбу с обществом. Его необыкновенныя приключения, смелыя предприятия, хитрости и многочисленные побеги могли бы наполнить не один роман. Но если бы дело ограничилось этим, то известность его не превзошла бы известности Колле, Куаньяра и других подобных злодеев, имена которых, нераздельно связанныя с тюрьмой и острогом, запечатлены позором и служат только предметом вреднаго любопытства. Видок же несравненно выше этих героев уголовнаго суда, быстро кончавших свою блистательную эпопею виселицей, тем, что он захотел возстановить свое честное имя, вооружась против своих соучастников, и положил свои исключительныя способности, свою дорого приобретенную опытность и неустрашимую энергию на службу обществу.

Вследствие этого вторая половина жизни Видока еще более богата приключениями, еще интереснее первой. Это целая история погони за ворами. Охота на воров представляет весьма сложную науку, и трудно представить себе, какого умственнаго напряжения, каких замечательных способностей требует она. Что такое перед этой необыкновенной борьбой борьба таможеннаго чиновника и контрабандиста? А между тем таможенный досмотрщик должен заранее вообразить себе все, что может изобресть плодовитая хитрость его противника; должен предугадать его тайныя намерения, сообразить, что мог бы придумать он сам, если бы был на месте этого другаго , если бы сам был контрабандистом; должен противопоставить свое терпение, неустрашимость, всю свою проницательность постоянству, воле и сообразительности преследуемой им жертвы; словом, он поражает развившееся и законченное искусство контрабанды искусством более превосходным, ежедневно обогащающимся новыми наблюдениями и логикой событий.

Настоящий полицейский чиновник должен владеть этим высшим искусством в полнейшей степени, и кроме того, этот полицейский Протей должен усвоить себе ловкия и развязныя манеры гнуснаго обитателя грязных подвалов, его удивительные инстинкты, как бы заимствованные у кошки и змеи; проворство пальцев, ловкость руки, верность глаза, испытанная храбрость, осторожность, хладнокровие, плутовство и непроницаемая маска истиннаго злодея - вот качества, необходимыя искусстному агенту общественной безопасности. Для успешнаго хода дела ему нужно, наровне с преступником, набить руку в мошенничестве, выучиться искусству вырывать тайны у чувствительных людей, заставлять их плакать над воображаемыми несчастиями, неподражаемому искусству притворяться и менять наружность во всякий час дня и ночи; у него должен быть неистощимый запас средств, бойкий язык, непоколебимое безстрастие и терпение, изобретательная голова и рука, всегда готовая действовать.

Эти исключительныя качества, обыкновенно принадлежащие порознь различным личностям, Видок соединял в себе все и в высшей степени: ни один актер не мог сравниться с ним в искусстве гримироваться и разыграть какую угодно роль; для него было игрушкой мгновенно изменить возраст, физиономию, манеры, язык и произношение. Даже при дневном свете, переодетый, он безстрашно подвергался опытному глазу жандармов, полицейских коммиссаров, тюремных сторожей и даже прежних соучастников, людей, с которыми жил и от которых ничего не имел тайнаго. Несмотря на свой высокий рост и дородность, он умел переодеваться даже женщиной. Кроме того, этот странный человек при железном темпераменте имел в своем распоряжении весьма терпеливы желудок, который позволял ему переносить продолжительный голод и предаваться всевозможным излишествам; он мог после обильнаго обеда с притворной жадностью истреблять самые крепкие напитки и самые непереваримыя кушанья.

Что бы ни думали о Видоке, который, впрочем, никогда и не метил попасть в святые, но нельзя отрицать того, что в качестве главы охранной бригады он оказал громадныя услуги, очистивши Париж более чем от двадцати тысяч злодеев всевозможных категорий. Для достижения такого результата ему нужно было ежедневно в течении двадцати лет составлять комбинации утонченнее любаго дипломата, постоянно подвергать свою жизнь опасностям, во сто раз ужаснее опасностей битв, и притом подвергать хладнокровно, без энтузиазма сражающихся, без всякой надежды на ореол победителя. В своей беззаботности счастливые граждане не подозревают о тайной борьбе, непрерывно происходящей для доставления безопасности и благосостояния, которыми они наслаждаются.

Понятно, что жизнь столь знаменитаго в своем роде человека, как Видок, разсказанная им самим, не могла не быть приманкой, на которую бросилась толпа, жадная до ощущений; и действительно, «Записки Видока», изданные им в 1828 году, после его отставки, были расхвачены с беспримерной быстротой. Это было первое сочинение, поразительным образом раскрывшее изнанку цивилизации, мрачную тюремную жизнь и внутренность острогов, знакомящее с выразительным языком воров, который с тех пор так много искажали. Это был животрепещущий реализм, внезапно представший пред обществом, пресыщенным сентиментальными пустячками. Электрические листки читались наперерыв к потрясали люден с утонченными нервами. Только и было разговору о «Записках Видока».

Весьма естественно, что столь громадный, повсеместный успех не замедлил породить корыстолюбивых подражателей. Вскоре появились «Записки каторжника» или «Разоблаченный Видок», постыдная спекуляция, в которой два литератора не побрезгали соединиться с выходцем из грязи острога и мошеннических притонов. Эти четыре тома клеветы, лжи и оскорблений, высказанных, соответственно содержанию, самым плоским, неприличным слогом, мгновенно завладели доверием публики и вошли в славу. Но реакция не замедлила произойти, и общее презрение справедливо обрушилось на это пасквильное произведение, всеми теперь забытое и погребенное в заслуженной тине.

Эжен Франсуа Видо́к (23 июля 1775 — 11 мая 1857) — французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности, а потом и одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном виде.

Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии. Согласно ей, Видок родился 23 июля 1775 года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь.
В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.

В ходе Французской революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины, но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась беременной. Узнав о её любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды налётчиков.

Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин лёгкого поведения и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной. Однажды застав её с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя, осуждённого на шесть лет за кражу хлеба и тяжело переживавшего разлуку со своей большой семьёй. Впоследствии Себастьян был освобождён по поддельному прошению, составленному его сокамерниками Гербо и Груаром. Видок отрицал свою причастность к этому (по его словам, Гербо и Груар лишь пользовались его камерой, не посвящая его в суть дела); сокамерники же утверждали, что именно Франсуа был зачинщиком. Видока и Гербо осудили на 8 лет исправительных работ, но Франсуа с помощью раскаявшейся Франсины сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором.

В 1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключённого.

Перепробовав множество профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решёткой, за что был прозван «королём риска» и «оборотнем». В 1799 году Видок бежал из тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже.
Шантажируемый бывшими соседями по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление». Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»).

До Видока сыскной службы фактически не существовало, хотя было немало попыток ее создать (одну из них предпринял в Англии знаменитый писатель Генри Филдинг). Практически сразу за французской «Сюртэ» такие службы появились и в других странах.
Под руководством Видока работали 12 человек, которые вместе со своим неутомимым шефом достигли в короткий срок неслыханных успехов. Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни. Видок прекрасно знал своих «подопечных», без всякой картотеки храня в памяти тысячи лиц и имен преступников. Хотя бывшие коллеги приговорили его к смерти, он без страха появлялся в самых глухих трущобах благодаря искусству изменения внешности. Приходя в злачные места, он втирался в доверие к их посетителям, и ему верили — ведь он виртуозно владел воровским жаргоном, известным только посвященным. Много раз создатель сыскного агентства напрашивался на участие в преступлениях и даже сам организовывал их, чтобы потом выдать товарищей полиции. Всего за 18 лет по его наводке было арестовано 17 тысяч человек, из которых больше 400 отправили на гильотину.

Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше 20 лет. Однако в 1827 был вынужден уйти в отставку. Вновь был призван возглавить «Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых опять отставлен.
Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов. Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А.Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III отошел от дел.

Как водится, завистники из числа полицейских невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает только мелкую сошку, а преступных «генералов» освобождает за взятки. Говорили, что его подчиненные сами занимаются воровством — тогда он одел свою бригаду в белые перчатки, в которых карманник работать не может (сотрудники французской «Сюртэ» до сих пор носят их в знак чистоты мундира).

Бывший преступник стал знаменит, и сам король Людовик XVIII, пришедший к власти после падения Наполеона, помиловал его, торжественно отменив давний смертный приговор.
Вместе с этим Видоку предстояло преодолеть новые трудности, которые приуготовила судьба. А их было немало — политическая жизнь Франции по-прежнему бурлила, и усидеть на своем посту было нелегко. В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, сразу невзлюбивший Видока. На его бригаду обрушились бесконечные проверки и придирки, Короля обвиняли в том, что его подчиненные ведут себя аморально, например не посещают церковь. Расчет Делаво оправдался — взбешенный этой чушью, Видок подал в отставку.

Пенсии ему не назначили, и вскоре привыкшему жить на широкую ногу сыщику понадобились деньги. Улучив момент, издатель Тенон предложил ему написать мемуары и выплатил щедрый задаток — 34 тысячи франков. Уже через несколько месяцев вышел первый из четырех томов «Записок Видока», имевших шумный успех. Можно сказать, что эта книга, только во Франции изданная тиражом 30 тысяч, стала одним из первых международных бестселлеров — в ближайшие годы ее перевели на восемь языков, включая русский.
Впоследствии из-под его пера вышел еще добрый десяток книг. Среди них было и документальное исследование «Воры», и бесценный для исследователей «Словарь воровского арго», и роман «Настоящие тайны Парижа», написанный в пику нашумевшим «Парижским тайнам» Эжена Сю. Им создан и трактат «Несколько слов от автора», где писатель-агент предлагал свои методы борьбы с преступностью, включая «перевоспитание трудом» и гуманизацию условий содержания заключенных.Чтобы доказать свою правоту, Видок открыл в парижском пригороде Сен-Манде бумажную фабрику, где работали бывшие зэки.

Но в 1832 году этот полезный для общества труд пришлось прервать. В Париже вспыхнуло республиканское восстание, и Видока вновь призвали в шефы «Сюртэ» для борьбы с повстанцами. Он быстро создал «летучие отряды», проникавшие в тыл бунтовщикам по тайным ходам, известным только ему. Восстание было подавлено, и бывший каторжник удостоился личной благодарности короля Луи Филиппа, назвавшего его «спасителем трона». Но его враги не успокоились — уже в сентябре Видока отдали под суд, обвинив в том, что он спровоцировал воровскую шайку на совершение преступления. Сыщик был в недоумении — он всегда пользовался этим методом, за что же его судят? Так или иначе, вор должен сидеть в тюрьме, и почему бы не ускорить его отправку туда? В этот раз Видок ушел от правосудия, но скоро его все равно отправили в отставку.

В 1833 году неутомимый Эжен Франсуа открыл собственное Бюро расследований — первое во Франции, да, пожалуй, и во всей Европе, частное детективное агентство. Оно занималось не только поиском преступников, но и, так сказать, консалтингом: здесь за плату в 20 франков коммерсанты могли навести справки о своих деловых партнерах, чтобы выяснить степень их честности. За год число клиентов Видока дошло до 4 000, в деловых кругах стало хорошим тоном при совершении сделки предъявлять справку из Бюро. Но недруги из полиции не успокаивались, выдвигая против Видока — теперь уже сыщика — одно обвинение за другим.

Сначала они устроили в его конторе обыск, конфисковав несколько тысяч дел. Видок не опустил рук — со своей феноменальной памятью он хранил самые важные факты в голове. Потом его снова попытались отдать под суд, но тут власть в очередной раз сменилась — монархия на республику, потом на троне оказался император Наполеон III. Со всей этой чехардой полиция забыла про конкурента.
Клиентура Видока год от года росла, у Бюро появились отделения в провинции. Теперь помимо уголовной и экономической преступности оно занималось доказательством супружеских измен — у Эжена Франсуа и в этом вопросе был немалый опыт. Он трудился до самой смерти, которая настигла его 11 мая 1857 года, незадолго до 82-летия. Наследников у "Короля риска" не было, и немалое состояние, на которое тщетно претендовали двое или трое внебрачных сыновей, досталось его детищу — сыскному агентству.

Перед смертью Видок с сожалением сказал: «Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли».

Удивительная судьба Видока, отраженная в его мемуарах, не могла не впечатлить французских писателей, многие из которых были лично знакомы со знаменитым сыщиком, Видок послужил прототипом таких персонажей как:
- Жан Вальжан и инспектор Жавер в «Отверженных» Виктора Гюго;
- Вотрен в «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака;
- Огюст Дюпен в «Убийстве на улице Морг» Эдгара Аллана По и т.д.

Есть также фильм режиссёра Жана-Кристофа Кома́ра «Видо́к» (фр. Vidocq) , выпущенный в 2001 году, в котором знаменитый французский сыщик борется с колдуном по прозвищу Алхимик. Действие фантастического фильма происходит на фоне исторических событий — Июльской революции.

Французский преступник, детектив и писатель Эжен-Франсуа Видок оказал самое существенное влияние на появление детективного жанра и стал прообразом многих литературных героев.

Эжен Франсуа Видок (Eugène-François Vidocq ) родился в ночь с 23 на 24 июля 1775 года в Аррасе (Франция). Его отец был пекарем и очень практичным человеком, а потому быстро пристроил сына к работе, поручив ему доставку хлеба покупателям из города. Эжен был третьим ребенком в семье пекаря Николя Жозефа Франсуа Видока. Всего у Видока было четыре брата и две сестры. О детстве будущей знаменитости известно мало, разве что сохранилось прозвище Шпага , поскольку он много времени проводил на занятиях фехтованием. Но Видок рос неуправляемым ребенком, быстро начал воровать у родителей. Поначалу ворованные деньги спускал на обычные для молодежи того времени утехи, но позднее стал копить, рассчитывая собрать сумму необходимую для поездки в Новый Свет. По иронии судьбы, ворованные деньги ему счастья не принесли, его ограбили по дороге в порт и он после ряда злоключений был вынужден вернуться в родной дом. Когда деньги Видок поначалу боялся вернуться домой и был вынужден подрабатывать жонглером в бродячем цирке. Он также изображал людоеда из Карибского моря и есть на виду у зрителей сырое мясо. Не выдержав регулярных побоев, сбежал и присоединился к группе кукловодов, но и оттуда был изгнан поскольку заигрывал с женой хозяина. Подрабатывая уличным продавцом добрался до родного Арраса, попросил прощения у родителей и был принят с распростертыми объятиями, но от греха подальше отправили его в армию.

Служба прошла удачно, Видок участвовал в боях при Вальми и Жаммапесе и вернулся в родной город живой и невредимый. Здесь он в 1794 году женился на Мари-Энн-Луиз Шевалье, однако вскоре бросил, поскольку узнал о ее романе с другим мужчиной. Неудача на личном фронте стала причиной поездки в Бельгию, где Видок устроился офицером в действующую армию. Там он прослыл забиякой с вспыльчивым характером и грозным дуэлянтом. За шесть месяцев он дрался 15 раз, и при этом убил 2 человек. После очередной ссоры с сослуживцем был посажен в тюрьму.

С этого момента начинается период, состоящий из ряда заключений и побегов. Видок словно не находит себе места в мирной жизни. В 1796 году он был приговорен к восьми годам принудительных работ за подделку документа об освобождении чернорабочих. В 1798 году его перевели в Брест, откуда он удачно сбежал, а уже в следующем году был пойман и снова заключен в тюрьму. В следующем году был переведен в Тулон, после чего следовал ряд побегов и заключений. Видок приобрел репутацию удачливого беглеца среди криминальных элементов Парижа и вошел в их круг. Единственной точной датой в этого периода стал развод с первой женой в 1805 году.

Многочисленные преступления в виде подделок документов, побегов и краж привели к тому, что он был приговорен к смертной казни, но поскольку ему удалось в очередной раз бежать, был казнен его друг, чему Видок стал свидетелем. Эта казнь оказала на него сильнейшее влияние, и ловкий преступник решает сменить образ жизни.

В 1809 году Видок решил перейти на легальное положение и предложил свои услуги полиции. В своем письме на имя начальника Сюрте, он подробно рассуждал о небывалом распространенности преступности в Париже и намекал, что знает одного человека, который хорошо знаком с криминальным миром, поскольку сам был в прошлом преступником. Так Видок намекал на собственную пользу для уголовных расследований. Но руководство полиции полагало, что это всего лишь новая изощренная уловка очередного мошенника, и Видока определили для начала в качестве тайного агента Сюртэ.

Чтобы его сотрудничество не вызывало подозрений, в 1810 году, с одобрения нового префекта полиции Парижа, с которым позднее Видок подружился, ему был устроен очередной побег из тюрьмы. А в 1811 году Видок был наделен полицейскими полномочиями и назначен руководителем отдела детективов в Сюртэ. К 1817 году в отделе Видока работало 17 агентов, и под его руководством было произведено 772 ареста, что было абсолютным рекордом для тех лет. В 1824 году его отдел насчитывал 31 агента, в том числе 5 женщин.

В 1820 году Видок женился на Жанне-Виктуар Герин (Jeanne-Victoire Guerin ), которая умерла в 1824 году, после чего он женился на своей кузине Флюрайд Маньез (Fleuride Maniez ).

К 1827 году Видок столь популярной фигурой в Париже, что у него появилось немало завистников, который интригами вынудили его уйти в отставку. Видок купил фабрику по производству бумаги, и чтобы уменьшить стоимость расходов использовал в работе бывших осужденных. Бизнес был столь успешным, что Видок обратился к написанию мемуаров. Полные невероятных приключений и небывалых для того времени подробностей книги Видока разошлись огромными тиражами.

В момент политической нестабильности в 1831 году Видок вернулся в полицию и даже по слухам сыграл важную роль в сохранении трона для Луи-Филиппа. Но новый префект парижской полиции был одним из тайных завистников бывшего преступника, а потому открытой конфронтацией вынудил Видока уйти в очередной раз в отставку.

Видок был очень общительным человеком и с легкостью заводил дружеские отношения с выдающимися деятелями французской культуры и литературы. В 1832 году он познакомился с Оноре де Бальзаком, который был восхищен преступником-полицейским и описал Видока в Человеческой комедии . Также Видок был знаком с Виктором Гюго и целым рядом поэтов того времени. Он и сам писал криминальные романы, которые стали образцами, на которые позднее ориентировались многие создатели первых детективов.

Творчество Видока

Эжен-Франсуа Видок был первым официальным детективом западного мира. После того как он вел жизнь бродяги, актера, солдата, разбойника, карточного игрока и арестанта, в 1809 году он был назначен полицейским осведомителем. Спустя два года он из агента стал начальником детективного отдела в Сюртэ. Феноменальный успех его расследований был ярко описан в его мемуарах, а Видок стал легендой не только во Франции, но и в Англии и Германии. Его книги были напечатана даже в США и России.

Мемуары Видока сыграли важнейшую роль в появлении детективного жанра. Именно эти мемуары вдохновили Эдгара Аллана По на создание первых детективных рассказов. Но По считал Видока блестящим отгадывателем , Именно отталкивая от интуитивного раскрытия дел, американский писатель создал логику Дюпена. Герой Эдгара По - маска самого писателя, и полная противоположность Видока. Если французский детектив - это буржуа, мещанин и бюрократ, Огюст Дюпен - аристократ, поэт с математическим складом ума.

Успехи Видока в расследовании основаны не на логическом методе, или стройных рассуждениях. В их основе лежит хорошее знание криминального мира. Видок - мастер маскировки и переодевания, а поэтому массу информации он получает от ничего не подозревающих людей. В своих мемуарах французский детектив описывает методы, который больше подходят для преступников, чем для полицейских. Но талант и мастерство Видока были настолько сильными, что отразилось не только в рассказах Эдгара По, но также были запечатлены в романах Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Эжена Сю, Чарльза Диккенса, Уилки Коллинза, Эмиля Габорио, Мориса Леблана, Г. К. Честертона и Лесли Чартериса. Видок стал прототипом множества популярных героев-преступников - Арсена Люпена, Раффлса и Святого.

Избранная библиография

Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции (Mémoires de Vidocq, chef de la police de Sûreté, jusqu’en , 1828)
Воры (Les voleurs , 1836)
Размышления о тюрьмах, каторгах и смертной казни (Considerations sommaires sur les prisons, les bagnes et la peine de mort , 1844)
Настоящие тайны Парижа (Les vrais mysteres de Paris , 1844)
Кочегары севера (Les сhauffeurs du nord , 1845)