В Музей "Cеребряного века" ("Дом В. Я. Брюсова")

Всего 11 фото

На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн - известный московский мемориальный памятник - дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни - с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер. Дом Брюсова в стиле северный модерн стал резиденцией В.Я. Брюсова и поэзии Серебряного века.

Сам особняк до революции (тогдашний его адрес - 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже.

Дом был построен в 1830-х годах - тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба - дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям - сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.

02 Дом Брюсова. 1961-1965. Допожарный вид дома Брюсова

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов.

Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов.

Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях - журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых - романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы».

Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы - до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.

Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б))

В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.

Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.

В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, - библиотека и музей были из дома эвакуированы.

03 Проспект Мира, д.30. 1975-1980

" Пожар был зимой и доблестные пожарные налили столько воды, что она покрыла льдом проспект Мира слоем сантиметров в 20 и троллейбусы долго не могли по нему ходить из-за возникшей ледяной горки вокруг пепелища. На этой фотографии - останки этого красивейшего дома после пожара, окна первого этажа заколочены фанерой, третий этаж, перекрытия второго этажа - отсутствуют, дом накрыт временной крышей. ."

Сотрудники музея полностью воссоздали атмосферу Серебряного века. В кабинете Брюсова находятся книги из его уникальной библиотеки, подарки художников-современников, мебель, принадлежавшая ему. Учтено все до мелочей — книги на стеллажах расставлены так, как определил хозяин дома, полностью учтено расположение подаренных ему картин и шкафов для хранения рукописей.

09

10 Внутренний двор усадьбы

И в наше время, как и сто лет назад, двери дома на Проспекте Мира распахнуты для творческих людей. Они приходят сюда, чтобы прикоснуться к той атмосфере и лучше познакомиться с творчеством и историей самых ярких представителей Серебряного века.

11 Рабочий кабинет поэта

Дом-музей В.Я. Брюсова

Дом-музей В.Я. Брюсова больше известен, как музей «Серебряного века». Этот период в русской поэзии длился сравнительно недолго, с 1892 по 1922 год, но подарил миру столько великих поэтов и писателей, чье творчество до сих пор любят и чтят в России.

Этот уникальный музей разместился в доме, в котором прошли 14 лет жизни известного поэта, писателя и литературного деятеля Валерия Яковлевича Брюсова. Дом имеет интересную архитектуру, он построен в стиле модерн и сохранил свой исторический фасад до наших дней. Этот особняк помнит замечательных людей, творивших в 20-х годах прошлого века – Константина Бальмонта, Андрея Белого, Сергея Есенина, Игоря Северянина, Владимира Ходасевича, Владимира Маяковского и многих других.

Дом знавал очень трудные периоды истории. После смерти Брюсова, его жена пыталась сохранять в доме обстановку, в которой творил писатель и даже проводила экскурсии в его мемориальном кабинете. Но после этого дом дважды подвергался пожарам и был определен на снос. В 1987 году здание было передано в веденье Литературного музея. Дом Брюсова был отреставрирован, и в нем была организована экспозиция мемориального кабинета В.Я. Брюсова и экспозиция «Пушкин и Серебряный век русской литературы». Брюсов был известный пушкинист, поэтому в музее можно увидеть более 80 работ писателя, посвященных А.С. Пушкину. Дом-музей Брюсова известен также как культурный центр столицы.

Экспозиция дома-музея Брюсова «Серебряный век»

С момента, как посетитель заходит в музей, он окунается в особую эстетическую атмосферу знаменитого Серебряного века. В доме воссоздана гардеробная комната и холл перед кабинетом В.Я. Брюсова. Обстановка мемориального кабинета писателя была восстановлена по фотографиям и воспоминаниям современников. На стеллажах в кабинете установлены уникальные книги личной библиотеки Брюсова, расставленные в том порядке, который определил писатель. На стенах кабинета можно увидеть живописные полотна художников – современников писателя, подаренные ему авторами. Здесь располагаются работы Поленова, Коровина, Судейского, Бурлюка, Татлина.
В музее хранятся подлинные шкафы, в которых Валерий Яковлевич хранил свои рукописи и черновики. Находясь здесь, посетители понимают, какой незаурядной личностью являлся Брюсов, какой он обладал эрудицией и удивительной трудоспособностью.

На втором этаже дома-музея располагается экспозиция, посвященная периоду Серебряного века. Здесь можно увидеть витрины, посвященные творчеству наиболее известных поэтов и писателей начала 20 века. В них выставлены рукописи и прижизненные издания книг писателей с их автографами, а также журналы, сборники и альманахи, выпущенные в тот период. Серебряный век характеризовался взаимопроникновением разных видов искусства, поэтому экспозиционный зал украшают полотна художников той эпохи и театральные эскизы, принадлежащие кисти Малевича, Маяковского, Добужинского, Розановой. В экспозиции можно увидеть бюсты самых ярких представителей Серебряного века – Цветаевой, Пастернака, Есенина, дружеские шаржи и фотографии.

Научная работа дома-музея Брюсова в Москве

В музе Брюсова постоянно ведется научная работа по изучению литературного наследия Серебряного века и творчества представителей авангардных поэтических течений – символистов, акмеистов и других. Работники музея ведут широкую просветительскую работу среди школьников, студентов и всех любителей русской поэзии. В доме часто проводятся литературные вечера и чтения, благодаря чему он стал известным в Москве культурным центром.

Мероприятия дома-музея В.Я. Брюсова

Обзорные экскурсии;
- тематические экскурсии-лекции;
- циклы лекций о поэтах и художниках Серебряного века;
- интерактивные занятия для учащихся старших классов;
- музейные праздники.

Дом-музей В.Я. Брюсова в Москве – место, посвященное жизни и творчеству известного поэта и всей эпохе легендарного Серебряного века.

Музей Серебряного века иллюстрирует короткую, но бурную и многообразную эпоху развития русского искусства, прежде всего поэзии. Сменяющие друг друга или соперничающие одновременно литературные течения представлены здесь наряду с мемориальным жилищем одного из ярких деятелей того времени – Валерия Брюсова. Отдельный интерес представляет место размещения музея Серебряного века, это старинный купеческий особняк, перестроенный в начале прошлого столетия.

Нынешний облик дома, в котором долго проживал Валерий Брюсов, напоминает типичный коттедж наших дней, при этом строение достаточно оригинально. Архитектор Чагин построил его в манере модерна со скандинавским уклоном, без особых украшений, но разнообразным по формам.

Особенно выделяется выполненный в виде башенки входной комплекс с арочной нишей, где устроен собственно вход. На стене рядом с аркой укреплена мемориальная доска с барельефом Брюсова, датами его жизни и временем проживания в особняке.

Потомственный торговец обувью Иван Кузьмич Баев, по некоторым данным, состоял в литературно – художественном кружке, возглавляемом Брюсовым. В реконструированном отцовском доме его семейство заняло верхний этаж и мансарду, а помещения первого этажа сдали в аренду знаменитому поэту. После революции верхние помещения предоставили библиотеке района, внизу продолжал проживать Брюсов до своей смерти, затем его супруга до 1964 года.

Некоторое время на первом этаже работал музей Брюсова, но после сильного пожара дом пришел в запустение, состоял в списке сносимых зданий. В 1987 году особняк передали Литературному музею, и после длительного ремонта к 200-летию Пушкина был открыт музей Серебряного века.

Музей Серебряного века представляет посетителям свои экспонаты, начиная с вестибюля, оформленного в художественном стиле описываемого времени, который вмещает гардероб и кассы учреждения и одновременно является выставочным помещением. Здесь расположены стенды с экспонатами и афиши мероприятий начала прошлого века. Похожий на фамильный герб знатного рода экспонат на самом деле – афиша императорского бала начала прошлого века, оформленная в соответствии с веяниями того времени.

Между афишей и зеркалом в аналогичной рамке расположен стенд с изданиями об искусстве тех лет и его выдающихся представителях.

Кабинет В. Я. Брюсова

Брюсов с супругой занимали все комнаты первого этажа особняка, самым большим помещением был его рабочий кабинет. Спальни и комната прислуги выходили окнами во двор, кабинет – на улицу.

Проходная комната перед кабинетом Брюсова прежнего предназначения, естественно, не сохранила – она приспособлена под демонстрацию документов и материалов о жизни и творческом пути именитого арендатора.

Для размещения экспонатов здесь используется несколько застекленных стендов классического музейного типа, а также высокие подставки для самых важных из них. Дополняют интерьер развешанные по стенам гравюры с видами Москвы, выполненные современниками Брюсова.

Современники Брюсова описывали его рабочий кабинет прежде всего как место работы с несколькими столами, а также как хранилище его книжного собрания. Им было собрано более 5 тысяч томов, сейчас их в библиотеке примерно тысяча, что тоже немало.

Главное, чем отличается коллекция Валерия Яковлевича – ее исключительная системность и упорядоченность. Помимо стихотворных произведений и прозы. Брюсов занимался литературной критикой и теорией литературы, а также был прекрасным переводчиком с целого ряда языков.

Поэтому книги по разным отраслям деятельности у него были на разных полках, внутри разделов также стояли по порядку.

Однако мало того, что сочинения расставлены по темам и алфавиту, Брюсов имел и картотеку своего книжного собрания по всем правилам библиотечного дела. В самом углу кабинета можно видеть шкаф с ящиками серого цвета и белыми прямоугольниками ярлыков на них – это настоящий библиотечный классификатор, позволяющий легко найти необходимый материал по отрасли знания и алфавитному порядку.

В условиях соперничества разных направлений в искусстве, занимаясь формированием устоев символизма и критикой иных течений, Брюсов внимательно изучал множество произведений. Для важных выдержек из них служило специальное хранилище – похожий на классификатор шкаф с ящиками. На них никаких ярлыков нет, поскольку цитатами пользовался только хозяин кабинета, по одному ему известной системе располагая материалы.

Письменный стол и кресло Брюсова в кабинете расположены не совсем обычным способом, так, что сидел он спиной к входной двери. Такая расстановка свидетельствует о полном погружении в работу и отсутствии желания с кем-либо общаться в ходе творческого процесса.

Стол у Валерия Яковлевича был вполне стандартный, двумя тумбами и ящиками и обтянутой сукном столешницей и стеклом поверх ткани для удобства письма. Чернильный прибор и пресс-папье для промокания чернил, настольная лампа, книги, тетрадь для заметок и записки самому себе – все довольно обыденно.

Для создания эффекта присутствия хозяина на столе размещены записные книжки поэта рядом с антологией армянской поэзии, созданной совместно с ведущими мастерами перевода.

Необычны на столе Брюсова подобие памятной фотографии, но с женским силуэтом вместо изображения, и бюст на правом дальнем углу. Скорее всего, это моменты сугубо личные, известно только, что бюст изображает донну Лауру – героиню произведений и музу великого Франческо Петрарки.

Окна рабочего кабинета Брюсова в музее Серебряного века, как и при жизни литератора, плотно зашторены и сохраняют привычную для него обстановку. Хозяин помещения не любил солнечного света, шума и суеты прилегающей улицы. В одном из оконных простенков размещены старинные часы, прежде находившиеся в родительском доме будущего литератора.

Далее можно осмотреть непривычный ныне предмет меблировки – конторку для письма стоя, ранее довольно распространенную вещь. Есть в кабинете и несколько книжных этажерок, не слишком загруженных содержимым из-за утраты или передачи в иные хранилища части библиотечных фондов Брюсова.

На дальней стене рабочего кабинета Валерия Брюсова размещены подаренные Брюсову картины известных художников, его друзей и современников.

Возле этой стены ещё один рабочий стол и диван со стульями, в этом уголке можно было проводить обсуждения насущных вопросов литературы в узком кругу. Такие совещания обычно предваряли публичные выступления поэтов, в том числе дискуссии в приверженцами иных творческих воззрений и принципов.

Здесь же полностью закрытый шкаф для рукописей, сделанный таким для предотвращения выцветания чернил. Шкафы возле камина Брюсов отвел под книги по оккультизму, который имел немалое значение в формировании мировоззрения символизма.

Литературные экспозиции музея Серебряного века

Мраморная лестница ведет на второй этаж музея Серебряного века, где размещены экспозиции о главных направлениях в литературе и иных видах искусства этой эпохи. Рядом с началом подъема размещена бронзовая скульптура на постаменте, изображающая юношу с факелом.

Факел остроумно завершен группой светильников, дающих яркое освещение. Своеобразная композиция, образованная скульптурным изображением в сочетании с высокими и пышными комнатными растениями, не остается незамеченной посетителями. На всем пути следования размещены афиши поэтических вечеров и других публичных мероприятий.

Зал символистов

Первый осматриваемый зал второго этажа музея Серебряного века рассказывает о символизме и главных представителях этого направления в литературе России. Предшественниками этих поэтов были декаденты, уходящие от окружающей действительности во внутренний мир и собственные переживания. Причиной декадентства, в свою очередь, стала некая усталость от реализма, утвердившегося во всех видах искусства со времен античности.

Однако зависимость и связь индивидуумов с окружающей общественной средой существует объективно, и именно символисты искали закономерности связи мира и личности. Идеи символизма в искусстве проистекли из философских исканий того времени Шопенгауэра и Ницше.

Российский символизм имел ряд особенностей, связанных с кризисом идей либералов и народников. В витринах зала символизма можно многое узнать об этом течении и его ведущих представителях. В экспозиционных витринах литературного направления символизма в музее Серебряного века представлены произведения писателей и поэтов, их биографии и изображения.

Помимо весьма информативных витрин, личности отечественных символистов представлены на произведениях живописи, созданных их единомышленниками из смежного вида искусства. Возле входа в зал можно видеть портреты Брюсова кисти Малютина, в исполнении Бакста, Блока – кисти Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы. Отец великого поэта и писателя — Леонид Пастернак написал изображение Юргиса Балтрушайтиса, поэта и будущего известного дипломата, почти 20 лет представляющего Литву в СССР до ее вхождения в состав нашей страны. Художник Туржанский написал портрет Бунина, которого в симпатиях к воззрениям символистов никто не причислял – он всегда был реалистом, но он бывал на их вечерах, знал о взглядах и вступал в дискуссии. В будущем эмигрант и лауреат Нобелевской премии, Бунин не принял революцию в отличие от Брюллова, даже вступившего в правящую партию.

Витрины о символистах занимают все стены осматриваемого зала, а возле оконных проемов на приподнятом подиуме организована инсталляция редакционного интерьера основного печатного органа символизма – журнала Весы.

Здесь представлены стол редактора, этажерка с номерами журнала, кресло-качалка и информационный стенд. В подробностях можно рассмотреть и содержимое стола редактора, и элементы украшения из резьбы по дереву.

Посетители, рассматривающие экспонаты с близкого расстояния, замечают на раскрытом номере Весов название журнала на двух языках – русском и японском. Таким образом издатели отреагировали на начало войны с Японией, поражение в которой стало затем одной из причин российских революций.

Зал футуристов

Далеко не все символисты долго придерживались воззрений и манеры письма этой группировки. Например, Городецкий изменил воззрения довольно быстро, поддерживал затем новых крестьянских поэтов. Эти стихотворцы воспевали патриархальные ценности русской деревни, писали стихи народно–былинного склада.

Среди таких был и Есенин, создавший вместе с Клюевым группу «Краса», существовавшую совсем непродолжительное время. Талантливый карикатурист Топиков, будущий многолетний сотрудник журнала Крокодил, нарисовал шарж на это объединение, где изобразил Городецкого, Клюева, Ремизова и Есенина как сидящих на одной ветке птиц.

В начале прошлого века к отрицанию реализма активно подключились представители авангарда, которые в Италии и России стали именоваться футуристами. Итальянский поэт Маринетти написал и опубликовал Манифест футуризма, провозглашающий отрицание всей предыдущей культуры и создание совершенно новой, с собственным языком и приемами стихосложения.

Российским представителям футуризма посвящен отдельный зал музея Серебряного века. Неожиданно сумрачное помещение зала не имеет верхнего освещения, только свет в окна и вечерняя подсветка отдельных экспонатов.

Самым высоким и габаритным экспонатом в этом помещении является копия памятника Петру Великому, которая имеет свой смысл — это эмблема одного из поэтических объединений с названием «Медный всадник».

Наиболее авторитетным поэтическим сообществом футуристов был петербургский кружок «Гилея», созданный братьями Бурлюками, Маяковским и Велимиром Хлебниковым. Сборник стихотворений этих поэтов носил говорящее наименование – «Пощечина общественному вкусу», в нем все содержание призывало к полному отрицанию традиций и творчества всех великих предшественников.

Многие футуристы не только сочиняли стихи, но и неплохо рисовали, что нам известно на примере Маяковского. Было и объединение профессиональных художников, придерживающихся принципов футуризма, в первую очередь кружок «Бубновый валет» во главе с Петром Кончаловским.

Выставочные витрины зала футуристов в музее Серебряного века содержат произведения этих поэтов, афиши спектаклей по их пьесам и поэтических вечеров с их участием. Экспонаты иллюстрируют все грани творчества футуристов через живописные работы. Например, возле дальнего окна можно видеть анонс представления Мистерия Буфф по пьесе Маяковского, приуроченной к годовщине революции.

Футуристы призывали отринуть творчество великих, включая Пушкина, но не стеснялись признавать своими сторонниками приверженцев других литературных течений, имевших признание публики. Афиша о представлении поэмы Блока на революционную тему размещена в центре экспозиции дальней стены, среди объявлений самих авангардистов.

Многие футуристы ныне забыты либо известны только узкому кругу, а Блок и тем более Пушкин остались навсегда.

Зал акмеистов

Еще одно литературное течение, существовавшее параллельно с символизмом, — акмеизм, не принимавший излишний идеализм символистов. Эти литераторы декларировали ясность образов и точность их поэтического описания.

Городецкий и Кузмин, многие поэты в ранний период творчества причислялись к акмеистам, это Гумилев и Ахматова. Мандельштам и Волошин. Был среди них и Борис Пастернак, бюст которого работы Масленниковой размещен у окна в зале акмеизма музея Серебряного века.

Разнообразные по конфигурации витрины зала акмеизма в музее Серебряного века знакомят посетителей с работами и вещами поэтов и писателей этого литературного направления. На стенах портреты представителей направления, в том числе изображение Волошина кисти Кустодиева. У окна бюст Бориса Пастернака. Крупный портрет Максимилиана Волошина, написанный ярким живописцем Кустодиевым, красуется на дальней стене.

Эти же витрины видны на снимке с другого ракурса в этом же зале. Возле дальнего окна раскрашенный бюст Марины Цветаевой работы Крандиевской. Зеркало в противоположном углу отражает этот бюст, предстающий в нем как уменьшенная копия.

Среди центральных витрин выделяются выполненные в форме пирамид, в них хранятся прижизненные издания видных акмеистов. Пирамиды отражают значение, ставшее основой наименования течения – вершина, или пик.

Также в центральной витрине экспонируются архивные документы семьи Гумилевых – расстрелянного красногвардейцами Николая Гумилева и его жены Анны Горенко – Гумилевой, после гибели мужа взявшей псевдоним Ахматова.

Особый интерес посетителей музея Серебряного века вызывает левая стена в зале акмеизма, где размещены портреты его видных представителей и картины художников – современников. Портрет Анны Ахматовой, написанный Александром Осьмеркиным, расположен сразу после бюста Цветаевой. В отличие от известного портрета работы кубиста Натана Альтмана, где поэтесса предстает в вечернем шикарном платье, здесь она в повседневной одежде, женском платье простого русского фасона.

Многие останавливаются возле почти карикатурного изображения множества литераторов первой трети прошлого века. Это один из самых любопытных экспонатов музея Серебряного века – групповой шарж на многих деятелей эпохи. Масштабный шарж, нарисованный художником Поляковым в 1916 году, носит название Кафе Привал комедиантов. В иронической манере здесь изображено собрание представителей всех группировок литераторов и художников того времени, выражая преходящий характер их разногласий и сохранение в истории только истинно талантливых произведений.

Пушкинская экспозиция и центральный зал музея Серебряного века

Никакие самые яркие таланты, тем более отрицающие прошлые литературные достижения манифесты не могут умалить этих достижений. Не зря же и открытие музея Серебряного века было приурочено к юбилею Пушкина, и первая экспозиция нового музея рассказывала о влиянии нашего величайшего поэта на литературу Серебряного века.

В эркере на правой от фасада стене особняка сохранена пушкинская экспозиция, украшенная копией его самого удачного портрета кисти Ореста Кипренского. На фоне эркерного окна и крупных комнатных растений изображение смотрится великолепно.

Центральный зал второго этажа музея Серебряного века одновременно является и выставочным, и концертным. Экспозиция посвящена развитию русской литературы в хронологической последовательности. Здесь проходят вечера литературы, концерты и другие массовые мероприятия.

На стендах этого зала организована ретроспективная экспозиция истории российской литературы с прижизненными изданиями произведений и портретами Пушкина, Льва Толстого и Бунина.

В сценической нише развешены афиши различных представлений начала прошлого века, здесь же концертный рояль, подаренный Валерию Брюсову народным комиссаром просвещения Луначарским.

Брюсов принял революционные преобразования 1917 года, вступил в партию, занимался редакторской и преподавательской деятельностью. При поддержке наркома он в 1921 году основал Высший литературно – художественный институт, до самой смерти был его ректором и профессором.

Быть в Москве и не посетить музей Серебряного века в купеческом особняке было бы непростительным. Здесь и мемориальный кабинет Валерия Брюсова, и пушкинская экспозиция, и залы основных литературных течений начала прошлого века. Богатые впечатления и новые знания ждут в музее Серебряного века всех любознательных людей.

Музей Серебряного века - обязательный пункт в программе каждого туриста, который решил побывать в Москве или Санкт-Петербурге. Ведь музеи, посвященные этому периоду расцвета российской культуры, есть в каждой из двух столиц. При этом они уникальны и не похожи один на другой.

Московские достопримечательности

Давно стоило признать, что турист, приезжающий в Москву, не должен себя ограничивать посещением только Красной площади, ГУМа и Воробьевых гор. В столице есть уйма других мест, в которых просто необходимо побывать любому человеку, мало-мальски интересующемуся литературой и искусством. Музей Серебряного века - одно из них.

Появился он совсем недавно. Впервые свои двери для посетителей он открыл осенью 1999 года. Пристанищем экспонатов стало жилище одного из представителей русской поэтической школы того времени - Валерия Брюсова. В этом доме он жил с 1910 по 1924 год, до самой своей смерти.

Брюсов был известен не только как поэт и автор знаменитого одностишия про "бледные ноги", но и как глубокий исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому символичным было то, что первая выставка, на которую пригласил посетителей музей Серебряного века в Москве, - "Пушкин и русская литература Серебряного века".

До этого периода дом был в аварийном состоянии, отремонтировали его только накануне 1999 года, 200-летия со дня рождения Пушкина. Над созданием полноценной экспозиции трудились более 10 лет, часть экспонатов удалось добыть только из частных коллекций. Зато с ее открытием стало возможным в полной мере оценить влияние "солнца русской поэзии" на самых ярких представителей Серебряного века. Увидеть эту экспозицию можно и сегодня, если посетить музей Серебряного века (проспект Мира, 30) в Москве.

Как добраться?

Проще всего добраться до музея на метро. Попадаете на кольцевую линию и выходите на станции "Проспект Мира". Это неподалеку от самого центра столицы. Выйдя из улицу переходить не нужно, идете по четной стороне проспекта в направлении Садового кольца. Примерно в двух минутах ходьбы и находится музей Серебряного века - Мира, 30.

График работы музея весьма удобен. В неделе только один выходной, традиционно это понедельник. Важно еще на попасть на санитарный день - он проводится последнего числа каждого месяца.

Во вторник, среду, субботу и воскресенье музей открывает свои двери в 11 часов утра. Экспозиции можно осматривать до 6 часов вечера. По четвергам и пятницам музей как бы работает во вторую смену - с 14 до 21 часа. Стоит также помнить, что во все дни кассы закрываются за полчаса до окончания работы учреждения.

Особенности экспозиции

Дом, в котором расположен музей Серебряного века, был перестроен из деревянного особняка в 1910 году. Сделал это купец Баев, который занимался продажей обуви. Архитектором проекта стал известный в то время столичный мастер Чагин.

В том же 1910 году на первом этаже квартиру снял поэт Валерий Брюсов. Самому стихотворцу здание никогда не принадлежало, но в народе за ним закрепилось прозвище "домик Брюсова".

Музейные экспонаты частично переехали из собраний Тщательно обставлен рабочий кабинет Брюсова. В нем находятся многие личные вещи, принадлежавшие поэту. Например, дубовый стол, картины, мебельный гарнитур.

Экскурсии по музею

Если вы решили отправиться в музей Серебряного века (проспект Мира), то обязательно сходите на обзорную экскурсию. На ней вы сможете подробно изучить всю русскую культуру от конца XIX до начала XX столетия. Наиболее подробно представлена биография хозяина этого особняка - Валерия Брюсова. Экскурсии разработаны для разных возрастных групп и будут интересны как школьникам, так и их родителям.

На обзорной экскурсии вы сможете познакомиться с личным кабинетом Брюсова, а на втором этаже увидите уникальную экспозицию. Это единственное в России собрание сочинений, посвященное всем стилям, направлениям и течениям литературы России Серебряного века.

Лекции и тематические проекты

Для особо увлеченных, тем временем, есть специальные тематические экскурсии и лекции. Например, "Загадки Дома Брюсова". На ней вы сможете исследовать различные тайны этого здания. Узнать историю этой улицы и окружавших ее домов, о стиле в котором построен особняк.

Отдельная выставка "Дом Брюсова, его хозяева и гости" рассказывает не только о поэте, который здесь жил с 1910 года до самой смерти, но и о его друзьях и единомышленниках, которые бывали у него в гостях чаще всего. Это Маяковский, Ходасевич, Иванов, Белый и Блок.

На экскурсии "Салоны и кружки Серебряного века" посетителям рассказывают о том, как развивалась литература в России на рубеже XIX-XX веков. Где, у кого и как часто собирались начинающие и опытные литераторы, как общались и развлекались, как развивалось их творчество,представление о поэзии и окружающем мире.

Для особо любопытных посетителей музея подготовлены интерактивные занятия. Одно из самых популярных, которое может предложить музей Серебряного века - "Книжные и журнальные обложки Серебряного века".

Это интерактив для школьников, на котором ребята могут узнать о книгах и журналах, в которых печатались поэты, какой в то время была бумага, какими символами пользовались представители различных течений и направлений литературы того времени.

Также есть интерактивные занятия, посвященные художникам и поэтам Серебряного века. Школьникам также могут прочитать подробные наглядные лекции о русском символизме, творчестве и судьбе Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и такого направления, как акмеизм, Александре Блоке, Иване Бунине.

Серебряный век в городе на Неве

Еще одно учреждение, которое обязательно нужно посетить всем поклонникам отечественных поэтов того времени, находится в Санкт-Петербурге. Это музей Ахматовой "Серебряный век".

Он был основан в 1987 году. Долгое время оставался единственным музеем, в котором подробно можно было узнать о величайших поэтах начала двадцатого столетия - Анне Ахматовой и семье Гумилевых.

В хронологическом порядке здесь выстроены 9 экспозиционных залов - от юности Ахматовой в Царском селе, через период, проведенный в "Бродячей собаке", до ее главных произведений - "Реквием" и "Поэма без героя". Завершает экспозицию комната памяти поэта.

Где найти музей?

Для того чтобы попасть в музей "Серебряный век" в Петербурге, лучше всего воспользоваться метро. Необходимо доехать до станции "Автово". Музей находится по адресу: улица Автовская, дом 14.

Музей работает с единственным выходным - в воскресенье. Открывается ежедневно в 10 часов утра. С понедельника по четверг работает до 18 часов, в пятницу до 17, а в субботу до 16.30. Кассы закрываются за час до окончания работы.

Стоимость билетов весьма символическая. Вход для взрослых посетителей обойдется в 70 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам надо заплатить 40 рублей. Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно. В среднем оно обойдется в цену 120 рублей на человека.

Фонды музея

Музей может похвастаться богатыми фондами. Здесь представлены живопись, графика, прикладное искусство того периода. Богатая видеотека и фонотека с изображениями и записанными голосами символов той эпохи. Отдельный раздел "Нумизматика" познакомит вас с собраниями монет, которые отражали историю, культуру и общественные веяния того времени.

В музее есть научно-вспомогательный фонд, редкие книги, фотографии и документы Ахматовой и Гумилева, а также газеты и журналы, в которых они печатали свои первые произведения.

Среди уникальных и подлинных экспонатов музея - портрет Анны Андреевной Ахматовой кисти Давыдова, непревзойденная работа фарфориста Славиной "Портрет Ахматовой на фарфоровой плите", а также картины, графика других авторов.

Экскурсии

Работники музея могут предложить посетителям разнообразные экскурсии. Обязательно побывайте на обзорном знакомстве. Отдельно подробнее можно узнать о большом количестве домов и квартир, в которых пришлось жить Ахматовой, поэтому экскурсия и называется так иронично "Бедуинский образ жизни".

Представлен подробный рассказ о семье Гумилевых, с которой Ахматова связала свою судьбу. Особая экскурсия посвящена поэме "Реквием", а также самым близким друзьям - Цветаевой, Пастернаку и Мандельштаму.

Создание музея

Отдельно стоит рассказать историю, благодаря которой появился музей. Анна Ахматова, Серебряный век - предмет особой любви главного творца экспозиций, руководителя учреждения Валентины Андреевны Биличенко. Именно благодаря ей в России появился первый музей, посвященный Ахматовой.

Вначале это был народный музей при литературном объединении "Пушкиниана", затем стал муниципальным учреждением культуры. В 2001 году музей получил статус государственного учреждения и с этого времени располагается по нынешнему адресу.

Уникальные экспонаты

Среди уникальных экспонатов, которыми может похвастаться музей Анны Ахматовой, представлены часы, бой которых слушали поэты в самом начале XX века, раритетная мебель того периода, уникальный рояль.

Экскурсии и лекции, которые проводят сотрудники музея настолько интересны и необычны, что многие посетители называют его Храмом искусства и культуры.

Именно в стенах этого музея впервые в России было рассказано об "Анне Всея Руси", разработаны подробнейшие экспозиции, посвященные Мандельштаму, Пастернаку, Цветаевой, Николаю и Льву Гумилевым. Большое внимание уделено непосредственному окружению Анны Андреевны Ахматовой.

В числе подлинных уникальных экспонатов представлены редкие книги, собранные основательницей музея Валентиной Биличенко, а также произведения живописи и графики. Есть и личные вещи поэтов.

Большое внимание в музее уделяют культурно-просветительской функции. Помимо экскурсий и лекций, проходят литературно-музыкальные вечера и творческие встречи с поэтами современности. Стало традицией каждый год проводить научно-практическую конференцию на базе музея, посвященную судьбе

Музей литературы Серебряного века русской поэзии связан с именем Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) – филолога, поэта, писателя, критика-острослова. Он был представителем творческой интеллигенции, объединенной общей эпохой – концом XIX- начала XX веков. Именно в эти годы русская литература обогатилась такими явлениями, как символизм (одним из основоположников которого стал Брюсов), акмеизм и футуризм. Этот период характеризует расцвет в творчестве таких поэтов, как Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, И. Северянин, В. Маяковский и многих других.

Взяв истоки в Золотом веке, прославленном и его современниками, Валерий Брюсов и его собратья подарили России бриллианты своих стихов и прозы – контрастной, разноплановой и невероятно талантливой. Обойти вниманием эту сокровищницу, во многом неразделимую с Москвой, немыслимо – поэтому в доме по адресу Проспект Мира, 30 и создан Музей литературы Серебряного века, который москвичи с любовью называют «Домиком Брюсова».

История музея

Проспект Мира, одна из старейших магистралей Москвы, украшен не только современностью. Здесь сохранились доходные дома и особняки столицы, построенные во второй половине XIX века. В то время на улице, тогда называвшейся 1-ой Мещанской, шла активная жилищная застройка. Проектированием особняков и других зданий занимались ведущие архитекторы того времени – Р. Клейн, Ф. Шехтель, В. Загорский, В. Чагин и их коллеги. Валерий Брюсов снимал квартиру в особняке купца-обувщика И. Баева. В ней он провел последние четырнадцать лет своей жизни.

Это уютное двухэтажное здание бело-голубого цвета – прекрасный образец стиля «северный модерн»: оно появилось в 1910 году в результате перестройки зодчим В. Чагиным прежнего деревянного дома. В 1998 году сгоревший и поэтому пришедший в состояние «под снос» особняк был полностью реконструирован. В 1999-м, в год 200-летнего юбилея А.С. Пушкина, здесь вместе с экспозицией «А.С. Пушкин и русская литература Серебряного века» (помимо прочего, Брюсов углубленно занимался творчеством Пушкина) был открыт филиал Музея литературы, посвященный истории русского Серебряного века.

Экспозиции музея

Режим работы

Вт: 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Ср: 11:00–21:00 (касса до 20:30)
Чт: 11:00–21:00 (касса до 20:30)
Пт: 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Сб: 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Вс: 11:00–18:00 (касса до 17:30)

Выходные дни

Понедельник, Последний день месяца

Стоимость билетов

От 100 руб. до 400 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
Фотосъемка входит в стоимость билета.

Правила посещения

Стандартные.

Дополнительная информация

Возможно проведение экскурсии на иностранных языках.

Вам может понравиться

Галерея