Конюшевская Любовь Леонидовна

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

Почепинец Ольга Александровна

учитель изобразительного искусства,

черчения и МХК

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

“Бородинская битва” в творчестве Ф. А. Рубо

(музей – панорама «Бородинская битва»)

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

учитель изобразительного искусства,

Черчения и МХК

Пос. Искателей

2012

Введение …………………………………………………………...............................2

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва» ….…………………………..........3

  1. История создания музея………………………………………………………………………………….3

Глава 2. Гордость музея – панорама «Бородинская битва»……..………………..…3

2.1. Создание панорамы………………………………………………………………..3

2.2. Фрагменты панорамы……………………………………………………………...4

Заключение……….…………....….................................................................................6

Приложения……………………………………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ.

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

Актуальность : 1) Растущий интерес молодежи к боевым сражениям;

2) Столетие музея – панорамы «Бородинская битва»;

3) 200-летие Бородинского сражения.

Почему я выбрала эту тему: Я выбрала эту тему, так как меня вдохновил поход в музей – панорама «Бородинская битва». Благодаря этой экскурсии во мне возникло желание узнать как можно больше о музее.

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва». (Приложение 1)

  1. История создания музея

18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года, в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама "Бородинская битва", посвященный крупнейшему сражению этой войны. Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 13 сентября 1812 года в избе крестьянина А. Фролова на состоявшемся Военном совете под председательством Михаила Илларионовича Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. К настоящему времени, благодаря многолетней кропотливой работе по выявлению и приобретению памятников эпохи 1812 года нескольких поколений сотрудников Музея, благодаря активной помощи коллекционеров, а также потомков участников Отечественной войны 1812 года, фондовое собрание Музея-панорамы насчитывает около сорока тысяч единиц хранения. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года».

Глава 2. Гордость музея – панорама.

2.1. Создание панорамы.

Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской - 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение,ее автор - выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.)(Приложение 2). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Панорама - особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг.). Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Живописное полотно панорамы "Бородинская битва" имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту - 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Франц Александрович Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в это битве.

2.2. Фрагменты панорамы.

I. .(Приложение3).Бой за деревню Семеновская. У барабана - генерал Дохтуров. Он только что вступил в командование левым флангом русской армии, заменив тяжелораненого П. Багратиона.

II. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А.Рубо. (Приложение4).Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. У леса, по дороге, на рысях мчится дивизия русских кирасир.

III.

(Приложение5).Гренадеры сводно-гренадерской дивизии (в высоких киверах) и павловцы (в остроконечных шлемах) контратакуют французов. Атаку кирасир генерала Нансути отбивают русские гвардейские полки.Русская гвардейская артиллерия ведет огонь по неприятелю.

IV. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение6).Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.

V. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение7).У леса - захваченные французами знаменитые русские укрепления - Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона. Вдоль оврага - артиллерия генерала Сорбье поддерживает огнем наступление французской пехоты.

VI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение8).На опушке леса - корпуса французских маршалов Нея и Даву, захват их дорого обошелся французам - 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конногвардейская батарея. Готовится мощный обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.

VII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение9).Вдали, слева - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты - Наполеон. На вороном коне - командир кавалерийского корпуса генерал Латур-Мобур. У дороги за вводом в бой конницы наблюдает маршал Мюрат (на белом коне).

VIII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

(Приложение10).Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг. На опушке леса - Итальянская гвардия. За рекой Колочей - командир корпуса Евгений Богарне со свитой.

IX. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение11).“Бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. Здесь грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры. На втором плане - драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан. Вдали горит село Бородино, захваченное французами.

X. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение12).Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.Густым пороховым дымом объята Курганная высота. Славные защитники батареи Раевского ведут огневой бой с противником. На помощь подходят полки 4-й пехотной дивизии.

XI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение13).Грозно движутся в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин - второй. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба Михаил Илларионович Кутузов. На втором плане - выдвигаются из резерва второй и третий кавалерийские корпуса.

XII. Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Ф. А. Рубо. (Приложение 14).У берез – в резерве стоят Семеновский и Преображенский гвардейские полки. По дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, отправляют в тыл тяжелораненого генерала Багратиона.

Заключение.

Цель моей работы было определение для нынешнего поколения значение отечественной войны 1812 в истории нашей страны и народа. Для осуществления цели я постарались рассказать о важности создания великого по объему и значимости монумента памяти, о подвигах русских воинов в эти суровые военные годы. Музей панорама бородинская битва является единственным музеем, экспозиция которого полностью посвящена Отечественной войне 1812 года, а сама панорама блестящий образец военной исторической живописи начала 20 века.Для потомков музей является историческим подлинником, где вместе выступают добро и зло, мужество и слабость, свободолюбие, стойкость, великая любовь к родине и своему народу. Такие исторические памятники никогда не позволят остаться равнодушными к событиям военных лет, более того, напоминая нам о суровом прошлом, они предостерегают нас от ошибок.

Приложение.

Приложение 1.

Музей – панорама «Бородинская битва».

Приложение 2.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.) художник – баталист, академик.

Приложение 3.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 4.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 5.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 6.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 7.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 8.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 9.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 10.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 11.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 12.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 13.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 14

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Пояснительная записка (для педагога).

Почепинец Ольга Александровна

Должность

Учитель черчения, изобразительного искусства и МХК

Образовательное учреждение

МБОУ Заполярного района «СОШ п. Искателей»

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Цели, задачи материала

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин
  3. «Путеводитель по местам боев Бородинского сражения 1812» Воениздат
  4. «Очерки Бородинского сражения » Ф.Н.Глинка
  5. «Подлинные документы о Бородинском сражении 1812» В.А. Афанасьев

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин

    Подписи к слайдам:

    “Бородинская битва ” в творчестве Ф. А. Рубо (музей –панорама «Бородинская битва») Выполнила: ученица 10 “А” класса МБОУ Заполярног района «СОШ п.Искателей Конюшевская Любовь Леонидовна Научный руководитель: Почепинец Ольга Александровна Преподаватель: изобразительного искусства, черчения и МХК Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

    «… Ведь были ж сватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!... Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел …»

    Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года. Задачи: 1) Изучить литературу по теме; 2) Изучить историю создания музея; 3) Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

    Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг). 1)

    1) 2) 4) 3) 8) 7) 6) 5) 12) 11) 10) 9)

    «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»

    Спасибо за внимание!

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения - когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций - деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную , председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов и . Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», - жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Фото ИТАР-ТАСС
сайт oldmos.ru

Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника Ф.А.Рубо были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея – панорамным полотном “Бородинская битва”, написанным в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”.

Бородинская панорама. Общий вид

Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Бородинская панорама. Первая точка осмотра

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: “Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся”.

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного . Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.

Бородинская панорама. Семёновская

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.


Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

Бородинская панорама. Барабанщики

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.
Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши

Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche – стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Бородинская панорама. Французская артиллерия

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона

Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.

На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.


Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.

Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи»

На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю.

Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас , вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.

Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.

Бородинская панорама. М.И.Кутузов

Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского.

В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Бородинская панорама. Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»

Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки . Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки.

Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38
Дата основания 1962 год
Координаты: 55°44"19.9"N 37°31"23.6"E

Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года , пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы . В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.

Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии . К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Как создавался музей

Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене . Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.

Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей. Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом - в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов. Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах - имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Пушка XIX века

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

Создателем русской исторической панорамы по праву считается Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 г.г.). Сын небогатого французского коммерсанта, переселившегося в Одессу в середине XIX века, он большую часть жизни работал в Мюнхене после окончания Баварской академии художеств и никогда не имел русского подданства. «...Я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником...» - так определял баталист основную тематику всего своего творчества.

Приближался вековой юбилей Бородинского сражения, к подготовке которого были привлечены известные историки, военные и политические деятели, солдаты и офицеры российской армии, художники.

Решение исполнить панораму на эту тему возникло в 1910 году, когда с этим предложением обратились к Рубо полковник В.А.Афанасьев, один из основателей «Кружка ревнителей памяти Отечественной войны» при московском отделе Императорского русского военно-исторического общества, и генерал В.М. Колюбакин - военный историк, руководитель специальной юбилейной комиссии Санкт-Петербургского совета того же Общества.

Первый эскиз панорамы был создан художником в 1910 году, но одобрения не получил. Тогда было решено изобразить «полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы» - в это время основные боевые действия разворачивались в районе деревни Семёновское.

Рубо считал своей главной задачей создание русской панорамы, поэтому было важно, какой момент сражения будет изображен на холсте и предметном плане. Внимательно изучив многочисленные источники, он стремился показать битву, «где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно», так как полагал, что основой активной обороны русских войск в Бородинском сражении было успешное взаимодействие разных родов войск.

Воплощению подобной военно-исторической концепции способствовала панорамная форма, позволявшая изображать события, развивающиеся во времени. Это определяется одной из особенностей человеческого зрения, предполагающего последовательность взглядов, что заключает в себе время в очень сжатом виде. Таким образом, панорама дает возможность совместить разновременные эпизоды сражения, которые наиболее полно выражают главную мысль художника. Именно поэтому Рубо избрал сюжетной основой своего «Бородина» события на Бородинском поле после полудня, когда включались в сражение огромные массы кавалерии, что придавало батальной сцене излишнюю бравурность, так как полки гвардейской пехоты российской армии отодвигались на дальние планы, а других ярких эпизодов содружества разных родов войск в это время не происходило.

Выбирая для Бородинской панорамы те эпизоды битвы, в которых проявилось наивысшее напряжение эмоциональных и физических сил русских солдат и офицеров, благодаря чему, был достигнут военный успех, Рубо, как и Л.Н. Толстой, подчеркивает моральное превосходство российской армии над противником. Изображение всех родов войск давало художнику возможность показать многообразие движений огромных масс, скоординировать и уравновесить динамичные эпизоды со статичными. Через эти разнохарактерные действия виртуозный мастер батальной композиции передает особенности психологического состояния сражающихся войск.

Бытовые детали в пейзаже единичны, но все же их можно заметить. На первом плане, у батареи Раевского, Рубо написал небольшую распаханную полоску ржаного поля. Среди отвалов рыхлой почвы на краю пашни осталась брошенная соха - орудие мирного крестьянского труда. Война прервала занятие пахаря, плоды его усилий безжалостно уничтожаются в ходе сражения, а забытая им соха, усиливающая трагизм войны, стала символом мира и тишины.

Рубо был вынужден усиливать «картинность» в изображении действий пехоты у Семеновских высот, подчеркивать ее «лихость» в отражении дивизии Фриана. «Чтобы иметь чувство сражения, а не парада, должно быть действие французской артиллерии и отражение Фриана», - считал он. Баталист стремился не идти по пути создания зрительных эффектов и хотел выбрать такую точку зрения, которая давала бы возможность показать упорные бои войск Кутузова с противником: «...Я полагаю стать ближе к Лоржу и к кирасирам... потому что и к батарее Раевского и к Бородину и Горкам будет ближе, а это важнее, чем приблизиться к Понятовскому, к Утице, где все скрыто густым лесом».

Для этой цели Рубо вновь посетил Бородинское поле 26 августа 1911 года, когда, очевидно, изменил точку обзора, приблизив ее к оврагу и южной окраине деревни Семеновское. Отсюда хорошо просматривался русский левый фланг до Утицкого леса, а также высоты, куда устремились войска неприятеля. С этой точки баталист смог показать более отчетливо отражение русской гвардейской пехотой кавалерийских атак противника.

В конце мая 1912 года панорама «Бородинская битва» созданная в содружестве с баталистом К.Беккером, пейзажистами К. Фрошем, Цено-Димером и Мюллером была закончена.

К столетию Бородинского сражения в здании, сооруженном по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова, на Чистопрудном бульваре в Москве состоялось открытие этого монументального произведения, прославляющего подвиг народов России... Рубо создал «цельный и возвышенный образ героического воинского деяния»... Оно стало итогом творчества баталиста и его важным вкладом в мировое панорамное искусство.