Маркиза Паива - женщина-загадка, любимица парижского бомонда, хозяйка литературного салона и… пожалуй, одна из самых известных куртизанок XIX века. Еврейка по происхождению, она родилась в Москве, ее отец был простым портным, и, казалось, бесприданницу ожидало безрадостное будущее. Однако девушка быстро сообразила, что пропуском в счастливую жизнь станет успешный брак. И действительно: большую часть своей жизни она прожила в особняке на Елисейских полях, принимая у себя в гостях французскую богему.




Настоящее имя девушки – Эсфирь Лашманн. Ее родители были обедневшими евреями-беженцами из Силезии (польский регион, граничивший с Германией), укрывшимися в Москве. Когда девушке исполнилось 17 лет, ее выдали замуж за Франсуа Вийо, француза по происхождению. Парень был из бедной семьи, освоил швейное дело. В отделе регистрации браков Эсфирь дали новое имя – русское. Перед тем, как сменить фамилию на Вийо, она стала Эсфирью Борисовной Лахман. Кстати, фамилия мужа стала единственным бенефитом для новоиспеченной «француженки». Семейная жизнь недолго прельщала Эсфирь, вскоре после родов она сбежала от суженого, бросив его с грудным ребенком на произвол судьбы. Сама же – отправилась искать счастья в Париж. Для пущей верности назвала себя вдовой и сменила имя на Терезу.



В Париже она ютится в беднейшем квартале, но изо всех сил старается попасть на светские мероприятия. Всеми правдами и неправдами она знакомится с музыкантом Анри Герцем. Тереза искренне восхищается его игрой, и сердце пианиста тает. Несмотря на бушующие страсти, их союз оказывается мимолетным: пока Анри был в Америке во время очередных гастролей, его семья настояла на том, чтобы любовница немедленно покинула их дом. Видимо, слухи о ее истинном происхождении не укрылись от родственников известного музыканта. За время жизни с Анри Тереза успела познакомиться с лучшими композиторами эпохи – Листом и Вагнером, сблизилась она также с Теофилем Готье. И вдруг все ее надежды рухнули в один миг, приходилось срочно уезжать в Англию.





В Лондоне Тереза действовала по уже отработанной схеме: на этот раз она покорила сердце лорда Стенли, который трижды в истории Великобритании занимал кресло Премьер-министра. Роман был ярким, но вот лорд оказался женат, и разводиться не собирался. Тогда Тереза отправилась на отдых в Баден, где за игрой в казино познакомилась с маркизом Албино Пайва. Он был молод и холост, и, чтобы завладеть его вниманием с первой же минуты, Эсфирь-Тереза представляется под именем Полин Вийо. Она была почти на 7 лет старше своего нового избранника и быстро охмурила его, пообещав, что после свадьбы откроет ему все тайны любовных утех. Если верить молве, Пайва так и не насладился обещанной наградой сполна: в ночь после венчания новоиспеченная маркиза Пайва призналась в холодном расчете и вскоре рассталась со своим очередным мужем.





По-настоящему разбогатеть куртизанка смогла за годы своего последнего брака, на этот раз под венец она пошла с графом Доннесмарком из Германии. Именно этот мужчина воплотил в реальность мечту Эсфирь об особняке на Елисейских полях, он превратил ее жизнь в сказку. Семейному счастью помешали политические события: во время назревавшей Франко-Прусской войны чету обвинили в шпионаже, и они должны были покинуть Францию. Нервные переживания подкосили здоровье графини фон Доннерсмарк, и она умерла от сердечного приступа в 64 года. Если верить легендам, безутешный вдовец забальзамировал тело умершей жены и проводил подле него ночи напролет на протяжении еще нескольких лет.



В XIX веке куртизанки не только не стеснялись, но даже гордились своим положением в обществе. Например, Кора Перл вошла в историю как куртизанка, .


В то время, как о таких исторических личностях, как король Людовик XV, император Наполеон Бонапарт и король Карл II, известно многое, мало кто знает, что за спинами этих знаменитых мужчин стояли их любовницы, которые зачастую были их советниками и матерями их детей.

Эти женщины навсегда вписали свои имена в анналы истории, хотя по сути продавали свою любовь за деньги и богатства. Несмотря на это, знаменитые любовницы в свое время были образованными женщинами, художницами, актрисами и исследователями. Их жизни были полны тайн и интриг, а мужчины готовы были ради них на все.

Фрина


Фрина - одна из немногих куртизанок, чьей красотой можно и по сей день восхищаться в музеях изобразительных искусств. Древнегреческая красавица позировала для именитого живописца Апеллеса и скульптора Праксителя, который впервые решился изобразить богиню любви Афродиту обнаженной. Фрина была настолько обеспеченной женщиной, что хотела отстроить разрушенные Александром Македонским стены Фив за свой счет. Но как и многих женщин легкого поведения того времени, Фрину не любили и осуждали. Однажды она даже предстала перед судом и доказала свою правоту, практически полностью обнажившись и продемонстрировав свою красоту. Фрина была оправдана, так как греки верили, что женщина с таким прекрасным телом не может лгать.

Вероника Франко


Вероника Франко была одной из самых знаменитых венецианских женщин эпохи Возрождения. Помимо того что Вероника была куртизанкой, она была образованной женщиной и поэтессой, чьи работы опубликовали еще при ее жизни. Она создала фонд помощи куртизанкам и их детям. Среди ее возлюбленных был король Франции Генрих III. Вероника входила в самые престижные литературные круги Венеции, поддерживала дружбу с философами и писателями. После вспышки чумы предстала перед судом по обвинению в ереси и колдовстве. Но так красноречиво и страстно защищалась на заседаниях, что ее оправдали.

Мадам Дюбарри


Мадам Дюбарри была известна французскому двору как официальная фаворитка короля Людовика XV. Мари Дюбарри, или Мари Беку, начинала в Париже в качестве куртизанки, где добилась внимания многих аристократов. Именно там ее и приметил подавленный и мрачный король Франции Людовик по прозвищу Возлюбленный. Мари была тут же выдана замуж за дворянина, чтобы иметь беспрепятственный доступ ко двору. После смерти Людовика XV была отправлена в монастырь, позже казнена на гильотине во время революции в Париже.

Салли Сэлисбери


Салли Сэлисбери была дерзкой и очень популярной проституткой Лондона в XVIII веке. В 14 лет уже работала в привилегированном борделе для аристократов. Была знаменита своей красотой, юмором и вспыльчивостью. За что и поплатилась - ударила ножом одного из клиентов борделя из-за пары билетов в оперу и была посажена в тюрьму. Там и умерла из-за осложнений от сифилиса.

Нелл Гвин


Нелл Гвин была известной фавориткой короля Англии Карла II, которому родила двух сыновей. В юности Нелл продавала апельсины в театре и впоследствии влюбилась в театральное искусство. Стала знаменитой и всеми любимой актрисой, особенно ей удавались комедийные роли.

Кора Перл


Эмма Элизабет Крауч родилась в Лондоне в XIX веке, училась в пансионе во Франции, была воспитанна и образованна. После того как ее изнасиловал неизвестный мужчина в Лондоне и оставил ей за это деньги, Эмма не вернулась в отчий дом, а стала куртизанкой и взяла себе имя Кора Перл. Стала настоящей знаменитостью в Париже, ее покровителями были исключительно аристократы и знаменитые мужчины того времени.

Кэтрин Уотерс


В XIX веке весь Лондон был у ног красавицы, куртизанки и иконы стиля Кэтрин Уотерс. Она была популярна, хорошо образованна и имела богатых покровителей. Кэтрин носила плотно облегающую одежду, и весь Гайд-парк сбегался посмотреть на нее во время прогулки на лошадях. Среди ее возлюбленных были король Эдвард VII и Наполеон III, и, в отличие от других куртизанок того времени, ее жизнь не окончилась трагически. Она спокойно умерла в достатке в возрасте 80 лет.

Лулу Уайт


Истории об улице красных фонарей в Новом Орлеане Сторивилл в начале XX века не были бы полными без упоминания имени хозяйки борделя Лулу Уайт. Ее заведение было излюбленным местом для поклонников джаза, где джентльмены могли провести ночь с женщиной в одной из 15 отдельных комнат. Лулу Уайт даже упомянута в песне Луи Армстронга Mahogany Hall Stomp.

Бедовая Джейн


Марта Джейн Канари Берк, или Бедовая Джейн, была американской жительницей фронтира на Диком Западе, скаутом, воевала против индейцев и участвовала в шоу Буффало Билла. Но мало кто знает, что она некоторое время работала проституткой в Форт-Бриджере, штате Вайоминг. Ее современники описывали Бедовую Джейн как красивую женщину с черными глазами. В конце концов Джейн выбрала другой путь и стала одеваться больше как мужчина, потому что ей так было удобней.

Сада Абэ


Сада Абэ с детства мечтала стать гейшей и училась этому искусству в школе гейш Иокогамы. Однако впоследствии сначала стала квазигейшей, в чьи обязанности входили лишь сексуальные услуги, а потом уже проституткой. Очевидно, Сада Абэ была психически нездорова, она обладала невероятным сексуальным аппетитом и была маниакально ревнива. О ней узнала вся Япония, когда женщину арестовали за убийство любовника - она задушила его во время любовных игр, а затем отрезала гениталии и взяла их с собой. Ее история со временем обросла множеством мистических слухов, вдохновила художников, философов, писателей и кинематографистов.

June 18th, 2015 , 10:03 pm

Доброго времени суток.

Сегодня после небольшого перерыва предлагаю снова окунуться в историю сексуальных отношений.

В дошедшем до нас письме XVIII века французский путешественник с изумлением сообщает приятелю, что «итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки ». Показательно, что этот предмет туалета обнаруживается именно у куртизанок - панталоны долгое время считались крайне неприличными, так как означали узурпацию мужского предмета туалета.

Кто же они? Многое мы знаем по фильмам и книгам, вот немного еще про "честных" и "нечестных" куртизанок и их быте и одежде.

В XV столетии в Италии была распространена эстетическая проституция , которая, по свидетельству Графа, представляла собою возрождение . Проститутки этого класса, в отличие от обыкновенных, назывались "Meretrices honestae ". Они отличались в общем высоким образованием и вращались в высших сферах общества: среди артистов, сановников, принцев и т. п.

У Графа мы находим следующее описание некоторых из них: знаменитая Imperia изучила искусство сочинять стихи у Nicolo Compono , прозванного "Lo Strascino ", и владела латинским языком. Лукреция , прозванная "Madrema non vuote ", могла служить образцом корректного и изящного языка, и Аретино говорит о ней устами известного прожигателя жизни Ludovico в одном из своих Ragionamenti следующее: "Ее можно было бы назвать Цицероном: она знает на память всего Петрарку и Боккаччо и массу стихов из Вергилия, Горация, Овидия и многих других авторов ". Лукрецию Squarcia , родом венецианку, о которой говорится в известной Таriffa , можно было часто видеть на гуляньях с сочинениями Петрарки , Вергилия и Гомера в руках.

Имена Туллии д"Арагона и Вероники Франко известны в истории литературы, а Камилла Пизана написала книгу, которую редактировал Франциск дель Неро . Дошедшие до нас письма ее отличаются немного вычурным слогом, но не лишены изящества; в них встречается множество латинизмов и даже целые латинские выражения. Говоря о знаменитой Изабелле де Луна , испанке, которая объездила полсвета, Банделло замечает, что она считалась самой умной и ловкой женщиной в Риме . Аристократы и писатели не только не скрывали своих связей с наиболее известными куртизанками, но даже хвастали ими, и каждый стремился добиться у них большего внимания, чем его соперники. Знаменитый полководец Джовани Медичи приказал увести насильно Лукрецию ("Madrema non voule") от Giovanni del Stufa , который давал в честь ее праздник в Recanati. В 1531 году шесть рыцарей вызывали во Флоренции на поединок всякого, кто не хотел бы признать Туллию д"Арагона самой почтенной и достойной удивления женщиной в свете.


«Куртизанка» — изображение Туллии д’Арагона кисти Алессандро Моретто (1498−1554)

Куртизанки делились на две основные категории. К первой относились так называемые "честные " куртизанки - cortigiane "oneste" . Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. "Честная" куртизанка имела свою определённую независимость, и обладали свободой передвижения. Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.

Помимо культурного общения, они выполняли свои прямые обязанности проститутки и получили привилегированный социальный статус Cortegiana, hoc est meretrix honesta (cortigiana, ovvero prostituta onesta) или "честная" куртизанка. Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры .

Представители знати открыто содержали красивых куртизанок, подобно тому, как они содержали редких, драгоценных зверей. Они нанимают им дома или отдают в их распоряжение свой дом, окружают их прислугой, лошадьми, колясками, покупают им роскошные платья, драгоценности и т. д., превращают их дом в блестящий предмет роскоши. Здесь они бывают совершенно открыто, приводят сюда своих друзей, устраивают общие празднества. Связи с куртизанкой, безумная на нее трата денег являются даже одним из способов демонстративного выставления напоказ своих богатств. Такие содержанки знати, кардиналов и прелатов назывались в Италии — в отличие от обыкновенных meretrices — courtisanae honestae .


ДЖОРДЖОНЕ. «Портрет молодой женщины (Лора)». 1506 г. Картина маслом, 41x34 см. Музей Kunsthistorisches, Вена

Особенно богатые содержали целые гаремы с одной, двумя и тремя куртизанками. Мы знаем это главным образом о богатой аристократии Италии и отчасти Франции. В Италии знаменитые, знатные куртизанки жили преимущественно во Флоренции, Венеции и Риме - в тех трех центрах, куда со всех сторон Италии стекались волны золота. Во Флоренции царила наибольшая пышность, в Венеции — наибольшее богатство, в Риме предавались исключительно сладострастию и наслаждению.


ТИЦИАНО Вечелльо. «Виоланте (Ла Белла Гатта)». 1514 г. Картина маслом, 65x51 см. Музей Kunsthistorisches, Вена

Порой несколько друзей сообща покрывали расходы по содержанию куртизанок. Когда один из кавалеров пресыщался своей дамой, то он просто передавал ее приятелю.

Рядом с такими куртизанками, содержавшимися одним человеком или целым кружком, возникла в эпоху Ренессанса, как некогда в античном мире, аналогичная историко-экономическая ситуация. Она привела, естественно, к аналогичным последствиям, — тип первоклассной кокотки, la grande Cocotte, la grande Puttana , тип гетеры, зарабатывавшей своей красотой и изысканностью столько, что могла освободиться от экономической зависимости, превращавшейся из рабыни в госпожу, за которой ухаживали самые богатые и могущественные люди.


КАРПАЧЧО Витторе. «Две венецианских леди». 1510 г. Нефть на древесине, 94x64 см. Museo Correr, Венеция

Венецианские куртизанки

В одной Венеции насчитывалось, по словам Монтеня , полтораста первоклассных куртизанок, соперничавших в смысле блеска и роскоши с принцессами. Опытная в любви куртизанка насчитывала среди своих клиентов высшую родовитую и умственную аристократию второй половины XVI в. Ее спальня была своего рода первоклассной гостиницей на самом бойком перекрестке Европы, связывавшем Рим с Востоком. В ней останавливались пестрой вереницей князья и короли, платившие порой огромное состояние за одну ночь любви. Характерной их представительницей, и притом наиболее знаменитой, была венецианка Вероника Франко .


Вероника Франко, известная венецианская поэтесса и куртизанка. Портрет Паоло Веронезе.

Вероника была долгое время подругой великого Тинторетто и принимала в своем салоне знаменитейших писателей и художников Италии, а также тех французских и немецких, которые путешествовали в Италию. О ней не без основания говорили: «Если эта новая Аспазия меняла местожительство, то ее переезд напоминал переезд королевы, причем посланники распространяли весть о ее отъезде и приезде» .
Ради славы содержать знаменитую и дорогую куртизанку разорился не один аристократ. Ради обладания такой знаменитой куртизанкой люди рисковали не только состоянием, но и жизнью.

Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи.

Так как видная куртизанка была провозглашена эпохой самым драгоценным предметом роскоши, самым желанным предметом наслаждения, то она по необходимости должна была щеголять всеми теми ценностями, которые повышали тогда значение человека. А этими ценностями прежде всего были искусства и науки.

В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных деятелей, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.

Проститутки получали оплату с проезжих иностранцев, вкладывали затем капиталы в местные банки (куртизанки являлись излюбленными клиентами банков), тем самым, поощряя местную экономику.

Одежда "честных" куртизанок была настолько схожа с нарядами дам высшего общества, что трудно было определить, кто есть кто. Поэтому во Флоренции был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки, закон распространялся также на евреев и прокажённых. В 1546 году Cosimo I приказывает проституткам покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде (на видном месте) жёлтый бант, шириной в палец. В 1562 году вуаль заменяется беретом.

Туалеты куртизанок были роскошными - они ни в чем не уступали благородным дамам. В свою очередь по степени открытости декольте благородные дамы не отставали от куртизанок, даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, декольте заканчивалось под ней, а соски "стыдливо" прикрывали прозрачной тканью или сеткой:


ВЕРОНЕЗЕ Паоло. «Семья Дэриуса перед Александром» (фрагмент). 1565-1570 гг. Картина маслом. Национальная галерея, Лондон

Один английский путешественник, проездом в Венеции, описывает замужних женщин, увиденных в городе. Он пишет, что платья дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы венецианок уложены толстыми косами поверх головы в виде своеобразных рогов, без какой-либо поддержки, сзади, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, т. к. носят обувь на очень высокой платформе (50 см), поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным.

Куртизанки в Риме или «нечестные» куртизанки

После того, как Medici в 1494 году были высланы из Флоренции, благодаря меценатству Папы Alessandro VI Borgia и его последователям Папы Giulio II (1503 - 1513) и Папы Leone X (1513 - 1521), Рим становится самым блистательным центром итальянского периода эпохи Возрождения.

В Вечный город стремятся не только художники и скульпторы того времени, такие как Michelangelo , Raffaello и на некоторое время Leonardo da Vinci , но и многочисленные персонажи со всего полуострова, в погоне за блеском римской жизни. Среди них интеллектуалы со всей Европы, аристократы и мещане из провинции, жаждущие славы, развлечений и зрелищ.

Каждый кардинал, и особенно, каждый Папа, сразу же после своего избрания, приводил следом целую толпу родственников и прислужников, живших исключительно за счёт своего господина. Папа Leone X, по свидетельствам того времени, побил все рекорды, он окружил себя "семейством", состоящим из 700 человек.

В связи с этим в Риме мужское население намного превосходит женское и составляет около 60% от общего количества горожан. В Риме проживает много неженатых мужчин, среди которых, представители аристократии, дорогой ценой купившие важные посты в папской канцелярии. Здесь находятся коммерсанты и банкиры, связанные с той же канцелярией, поставщики для папской армии, которые, если и были женаты, то держали своих жён на очень далёком расстоянии. Если добавить, художников, артистов, военных, всевозможных посланников и послов, то картина становится ещё более полной.

Естественно, что всё это способствовало быстрому распространению проституции. Уже в 1490 году в Риме промышляло около 6800 куртизанок, не считая сожительниц и проституток из подпольных публичных домов. Согласно переписи населения, проведённой в 1526 году в Вечном городе на 55035 жителей насчитывалось 4900 куртизанок. Опираясь на эти данные, можно предположить, что 10% населения города занималось этим ремеслом.


Римская куртизанка

Таким образом, Рим в период эпохи Возрождения являлся не только столицей христианского мира, но и столицей проституции. Перепись населения города в 1490 году была произведена в связи с распущенным образом жизни священников и служащих папской канцелярии, поскольку, редко кто из них не имел в своём доме куртизанку или сожительницу.

С середины XVI века религиозные власти решили возобновить доброе имя города и вернуть ему звание столицы христианства. Поэтому, в 1549 году выходит закон, запрещающий проституткам проживать в определённых кварталах, в 1556 году новое постановление, запрещающее римским куртизанкам посещение церкви в присутствии честных горожанок. Проститутки не могут больше подъезжать к церкви в коляске и слушать молебен в мужском обществе. Нередко куртизанки, благодаря связям в высших церковных кругах, с лёгкостью обходили все эти запреты.

С приходом Папы Pio V законы становятся ещё строже, ежедневно из города высылаются всё новые и новые куртизанки. Горожане начинают протестовать, тогда, идя навстречу населению, Папа разрешает, оставшимся проституткам расположиться на окраине города, вдали от богатых кварталов.

В любом случае гонения на куртизанок на этом не заканчиваются, новый Папа Sisto V продолжает дело своего предшественника. Он приказывает римским проституткам перебраться в специально отведённый для них квартал, но поскольку число куртизанок насчитывает около 15000, то для всех не хватает места. В 1566 году многие кредиторы проституток терпят банкротство, цены на жильё подскакивают вверх. В декабре 1585 года банк Gostardi-Ceuli объявляет свою несостоятельность. Gostardi-Ceuli администрировал деньги многих римских куртизанок, вынужденные покинуть город, они изъяли свои вложения, нанеся тем самым непоправимый удар банку.

Несмотря на то, что куртизанки были изолированы в гетто, несмотря на все указы и запреты, проституция в Риме продолжала процветать, хотя и в более скрытой форме. Во время Великого Юбилея 1600 года папские законы выполняются с большей строгостью и рвением, но затем всё опять встаёт на свои места.

Венерические болезни

Одной из самых опасных венерических болезней того времени был сифилис, который всего за несколько лет распространился по всей Европе, не разбирая между низшими и высшими сословиями. Проституция ещё больше содействовала данному явлению. В Италии это заболевание называли французской болезнью - mal francese , а в Испании и Франции, неаполитанской болезнью - mal napoletano .

Первые очаги сифилиса появляются в Неаполе в 1495 году, после прибытия туда французской армии. Симптомы неизвестной тогда болезни напоминают чуму, это способствует ещё большей неразберихе, с конца XV века по начало XVI века сифилис уносит с собой бесчисленные жертвы.

Первыми жертвами сифилиса становятся куртизанки, они же главные распространители опасной болезни. В отличие от больных из состоятельных уважаемых семей, имеющих возможность прибегнуть к лечению знаменитых врачей или просто оставить высший свет, скрывшись от посторонних глаз в своих шикарных дворцах, проститутки приговорены к тяжёлым физическим и моральным страданиям. Заболевшие куртизанки полностью исключены из общественной жизни, они обречены на потерю всех клиентов и полное разорение.

В связи с широкими масштабами заболевания, благодаря пожертвованиям и милосердию городских властей и богатых членов общества, открываются первые приюты для больных сифилисом. Так, в 1522 году в Венеции, под началом двух дам из высшего общества и поддержке Доже открывается Госпиталь для неизлечимо больных - l"Ospedale degli Incurabili , на 80 мест. Это, конечно, капля в море, поэтому огромное количество больных можно увидеть по всему городу, на обочинах дорог, на ступенях церквей.

Прежде чем опуститься до такого состояния, куртизанки пытаются всячески замаскировать свою болезнь, чтобы продолжать прибыльное ремесло. Не имея возможности обратиться к врачам, нередко эти женщины прибегают к помощи всевозможных шарлатанов, предлагающих "чудодейственные" средства против болезни. В первую очередь это дорогие ароматические эссенции, смягчающие запах болезни (нарывы, гной и т. д.), но не имеющие никакого отношения к лечению сифилиса.

Большой популярностью среди куртизанок пользуются моющие средства на основе ртути. Но поскольку дозировка ртути подобрана на глаз, без медицинского контроля, то подобные шампуни приносили больше вреда, чем пользы, не говоря уже об их дороговизне. В связи с бесконтрольным применением ртути, устранявшей первичные признаки болезни, нередко появлялись нежелательные побочные явления, такие, как выпадение волос и зубов.

Некоторым куртизанкам, употребляющим дорогостоящее лекарство, привезённое из Америки в 1515 - 1520 гг., удаётся избежать подобной участи. Это отвар так называемого святого дерева, крестики из этой древесины продают, как чудодейственные. В 1530 году болезнь начинает идти на спад, хотя куртизанки долго ещё будут мучиться в страданиях, по-прежнему обманутые шарлатанами и импровизированными врачами.


«Портрет молодой женщины». 1540-е гг., Венеция

Куртизанки и религия

Куртизанкам не дозволялось находиться в церкви вместе с дамами из приличных семей, для проституток были отведены отдельные места, а, начиная с XVI века, устраивались отдельные богослужения.

В начале XVI века открывается монастырь Santa Caterina di Cordai , куда отправляли, иногда насильно, дочерей куртизанок в возрасте от восьми до двенадцати лет, там им в течение семи лет преподавалось христианское учение. Затем девушки могли выйти замуж или стать монахинями, необходимо отметить, что приданное для тех, кто решал посвятить себя церкви, было в два раза больше, чем для желающих выйти замуж.

Не забыты и сами куртизанки, чтобы обратить их в христианство был также открыт монастырь, но поскольку проституток, желающих не так уж и много, то монастырь начинает принимать, новобрачных жён, которым разрешено по какой-либо причине оставить своих мужей. В 1563 году Папа Pio IV открывает другой монастырь, для тех же куртизанок, обратившихся в католическую веру. Они могли находиться там, до тех пор, пока не выходили замуж или принимали обет монахинь.

В 1556 году среди куртизанок зарегистрировано 82 обращения в католичество, правда, многие женщины совершенно не собирались становиться монахинями, они предпочитали выйти поскорей замуж, часто это был только предлог, чтобы продолжить своё прежнее ремесло. Кто же женился на бывших куртизанках? Обычно это были бедняки, позарившиеся на приданное или заключённые, которые по древнему обычаю, получали полную свободу, женившись на куртизанке.

Нередко, родители отправляли дочерей в монастырь, чтобы сохранить наследство для сына или собрать богатое приданое для старшей дочери. Такие девушки входили туда без желания и были очень далеки от Бога. И если добавить куртизанок, ставших монахинями, но не забывших свою предыдущую деятельность, то можно только представить, что иногда творилось в этих святых местах.

Но, как все знают, рыба тухнет с головы, так что церковная иерархия, сама была не без греха и зачастую подавала отрицательные примеры, о чём свидетельствуют события в Венеции, а точнее в монастыре delle Convertite , описание которых дошло до наших дней в письме от 1551 года.

В письме говориться, что духовник монастыря, в течение 19 лет удовлетворял свои сексуальные потребности с монахинями, число которых составляло 400, почти все они были красивыми и молодыми девушками. Узнав на исповеди тайные желания, мысли и греховные побуждения, он наказывал и подчинял своей воле всех находящихся там монахинь. Если какая-либо девушка беременела, он лично заботился о том, чтобы был сделан аборт и уничтожен фрукт греховной любви. Летом священник заставлял самых красивых монахинь раздеваться до гола и мыться в его присутствии. Помимо этого, он присваивал все церковные деньги. После доносов, сбежавших монахинь, духовник был разоблачён и приговорён к сметной казни. Ему отрубили голову, а труп сожгли.

Куртизанки. Секреты красоты.

Куртизанка («придворная дама» в переводе с французского courtisane и с итальянского cortigiana ) - от Ренессанса до начала XX века так называли содержанок, работающих в элитных слоях общества.

С глубокой древности время от времени появлялись женщины, которые благодаря своей красоте, уму, образованию и искусству любовного обольщения, получали власть над влиятельными мужчинами .

В спальнях самых известных куртизанок короли и аристократы оставляли за ночь любви целое состояние . Ради обладания знаменитой куртизанкой и славы содержать ее рисковали не только богатством, но и жизнью .

Античные гетеры («спутницы» в переводе с греческого), гейши («люди искусства» в переводе с японского) индийские девадаси, римские и венецианские куртизанки XV-XVI веков, королевские фаворитки - эти яркие женщины, поэтессы, артистки, певицы, дамы полусвета оказали сильное влияние на историю своего времени.

Куртизанки не имели ничего общего с «порнай» - проститутками самого низшего класса. При жизни им воздавались почести, после смерти им присваивались почетные достоинства (могильные надгробия).

С эпохи Возрождения в зависимости от положения в обществе и на профессиональной лестнице признавали две категории куртизанок, а в Венеции даже был составлен официальный реестр......

История знает множество примеров, когда женщинам, не имевшим государственной власти, покорялись страны и трон , за умение использовать свой ум, таланты, красоту и мужские слабости. Ценой всего одной ночи убедила графиня де Кастильоне поддержать объединение Италии не кого-нибудь, а императора Наполеона. Судебный процесс, вошедший в историю как чудесное избавление от смертной казни - греческая гетера Фрина была признана невиновной благодаря совершенству своего тела.

Куртизанки, оставившие память в истории разных эпох:

Века до нашей эры и начало новой эры:

Клеопатра

Эпоха Ренессанса (начало XIV - начало XVII вв):

Агнесса Сорель

Маркиза де Помпадур

Роксолана

XVII—XVIII века:

Клодин Герен Де Тенсин

XIX - XX века:

Мата Хари.

В то время как большинство женщин были домашними затворницами, могли лишь вести хозяйство, ходить в церковь, рожать и воспитывать детей, куртизанки были интересными собеседницами, прекрасно разбирающимися в искусстве, музыке, философии, литературе, танцах, зачастую практикующими магию и мистические ритуалы.

В отличие от скучных и необразованных добродетельных жен , куртизанки излучали сладострастие и жизнелюбие, с ними мужчины получали наслаждение, недозволенное на супружеском ложе, а зачастую и мудрый совет, и душевную поддержку. Куртизанки редко вступали в брак, предпочитая иметь связи с несколькими мужчинами (в случае, когда куртизанка была замужем, ее супруг занимал более низкое социальное положение, чем клиенты жены.)

Куртизанки выбирали себе покровителей, принимали подарки, устраивали приемы, выманивали деньги, заводили интриги, заставляя трепетать мужские сердца, сгорать от страсти и совершать деяния ради ее внимания и благосклонности. В их домах собирались важные государственные мужи, политические деятели, люди искусства - музыканты, поэты, художники и скульпторы.

Нередко из-за связи с куртизанкой мужчины лишались доброго имени, службы, семьи, состояния, положения в обществе, душевного здоровья, становились изгоями, а порой и расставались с жизнью на дуэлях, совершали убийство или самоубийство. Но это лишь разжигало страсти и популярность куртизанок среди мужчин. Имена некоторых куртизанок остались в веках как вдохновительниц великих мужчин , которых они подвигали на поиски и победы, развитие культуры мира.

Как и почему девушки становились куртизанками?

Почти каждая выбравшая путь любви за материальные блага подвергалась насилию в детстве. Некоторые женщины не хотели жить в бедности и безвестности, приезжали в крупные города, где учились искусству любви, а не просто «секс за деньги», большинство из них были актрисами и певицами, играя в жизни как на сцене. Многие из них страдали и умирали от болезни тех времен - сифилиса.

Современное законодательство неоднозначно относится к сексу за деньги или материальные блага. Многие из них страдали и умирали от болезни того времени - сифилиса.

  • В Африке проституция запрещена, но при этом широко распространена, являясь причиной болезней СПИД, ВИЧ, сифилис, гепатит.
  • В Азии имеет место двойной стандарт: официальный запрет на проституцию и популярность услуг «жриц любви» (признанный мировой центр секс-туризма -Тайланд). Мужчинам позволено иметь секс за деньги, но самих проституток принято всячески осуждать и презирать, как вступивших в интимную связь до брака.
  • В большинстве стран Евросоюза незаконна пропаганда и агитация секса, притоны, сутенерство. Несмотря на это, в Бельгии проституция и сутенерство весьма популярны.
  • В Швеции, Исландии и Норвегии плата за секс объявлена преступлением как форма эксплуатации женщины наравне с работорговлей, виновным признается клиент, а не проститутка.

Вячеслав Шпаковский Анастасия Стежка, 18.08.2013 в 14:00

Первая древнейшая профессия - это падение нравов или социальный заказ? В последние годы активность проституции связывают с проникновением западной масс-культуры и приоритетами гедонизма на культе денег. Но не стоит забывать, что еще на рубеже XIX - XX веков в России складывалась система, отрицающая христианскую трактовку отношений мужчины и женщины.

Спрос и предложение по науке

В эпоху всеобщей капитализации, наемного труда и рыночных отношений все стороны общественной жизни начинает регулировать механизм спроса и предложения. Система действует в данном случае прямо: спрос со стороны мужчин, предложение - со стороны женщин. К феномену "рынка любви" в литературе существует два подхода. Первый из них говорит о том, что женщина изначально склонна к оказанию соответствующих услуг и настаивали на существование женщин, генетически обреченных на проституцию. Марксисты и феминисты же напротив, считали, что в основе проституции лежат именно товарно-денежные отношения и указывали на вездесущий рыночный обмен - обмен без разбора. В целом же ученые сходятся в одном, видя корень зла в противоречии между относительно равномерно растущими потребностями членов общества и неравными возможностями их удовлетворения.

На рубеже XIX-XX вв. на фоне перенаселения российской деревни и ухудшившегося материального положения крестьянских семей стало набирать темпы женское отходничество. Причем, чем больше проявлялась пролетаризация деревни в той или иной местности, тем больше "жертв разврата" она поставляла в центр. Проститутками становились тысячи крестьянок, боровшихся в городе за выживание. Естественно, женщина не начинала торговать собой с вокзала, по некоторым данным в сети разветвленной агентуры публичных домов попадали лишь чуть больше одного процента жриц любви. Как правило, основная часть ступала на скользкую тропу в условиях местного рынка труда: в качестве швей, домашней прислуги, будучи занятыми в сфере обслуживания.

Скудность заработка, постоянные искушения городской цивилизации были главными причинами того, что вчерашняя крестьянка, попадая в город в поисках счастья, делалась билетной девицей, бланковой девицей (проституткой-одиночкой) или начинала заниматься проституцией время от времени, пополняя свой бюджет.

Проститутки из-за лени

По данным официальной статистики, в Российской империи в 1889 году более 85 процентов надзорных проституток Санкт-Петербурга были выходцами из бедных семей, из зажиточных - 8, из богатых - только один процент. В общероссийском масштабе: 70 процентов, 13,7 и 0,7 соответственно.

Статистика авторитетно фиксирует и прямую зависимость проституции от экономических факторов: проституция падала с сокращением безработицы, увеличением нормы заработной платы и удешевлением предметов первой необходимости. Наблюдалась и ситуация, когда крестьянки, во время отходов на ярмарки в город, подрабатывали себе и детям на обновки. Таким образом, к проституции стали обращаться, так же как и к промыслу, гарантирующему периодический, но стабильный доход.

Интересно в данном отношении наблюдение П. Е. Обозненко (член Российского Теософического общества,1908). В конце XIX века в проститутки из-за нужды шли около 40 процентов девиц, официально промышлявших развратом, 18 - сознательно, "по желанию", 8 процентов - из-за "лени", 7 - следовали примеру своих подруг. Анкетные опросы, проведенные в 1910 г. среди представительниц древнейшей из профессий, попавших в Санкт-Петербургский Дом милосердия дали следующие результаты: проститутками из-за лени стали 40 процентов опрошенных, 19 - посчитали это занятие более легким, чем любой другой труд, еще 20 ответили, что такая жизнь им просто нравится и лишь 10 процентов пришли в профессию по нужде.

Интересны и данные канцелярии Пензенского дома губернатора, которые пестрят прошениями несчастных сельских обывателей о содействии в возвращении блудных жен, которые с первого же года замужества начинали изменять своим мужьям, а потом и вовсе уходили жить в публичные дома, хотя у их супругов имелось достаточно денег для достойного содержания семьи. Таким образом, второй корень зла заключается в личности самой женщины.

Проституция вследствие войн и революций

Традиционная модель семейно-брачных отношений в России к началу ХХ века сильно трансформировалась в сторону уменьшения уровня брачности, особенно среди городского населения. В конце ХХ века вне брака оставались 11 процентов мужчин и 12 процентов женщин, живших в городах. В столице этот показатель соответственно был ещё выше: 13-15 и 19-20 процентов.

Ученые отметили и еще один любопытный факт: во время великих исторических поворотов и социальных бедствий уровень проституции резко возрастает. Показательны в этом отношении годы Русско-японской, Первой мировой войны и революции 1905-1907 гг. В эти годы царствовала тайная проституция - бесконтрольная и нерегистрируемая. Однако факт есть факт: мобилизация и концентрация огромного числа мужчин, вырванных из дома, атмосфера всеобщей истерии и разнузданности делали свое дело.

Вместе с ростом "черного рынка" любви росло и число венерических больных. Страшную статистику приводит М. Шиперович: в 1910 г. среди 666 (даже число дьявольское!) поднадзорных проституток столицы 33,7 процентов были больны сифилисом, а в 1914 году этот показатель составил уже 50 процентов.

Свободный и тайный "рынок любви"

В царской России существовали две формы проституции: официально признанная (легальная, поднадзорная) и тайная, т. е. безнадзорная или "гражданская". Первая находилась под контролем государства и подлежала учету, вторая носила творческий и самодеятельный характер. Однако "рынок черной любви" закрывал своими масштабами все легальные "дома любви". По уровню дохода и статуса в обществе также как и во всем соблюдалась иерархия: высшая (аристократическая), средняя (мещанская) и низшая (панельная). Сами же проститутки делились на "билетных" (пребывающие в домах терпимости, отбирая паспорт, и выдавали свидетельство "желтый билет") и "бланковых" или одиночек - бродячие, квартирные, в общем строившие свой бизнес самостоятельно.

Начало государственному признанию и регламентации деятельности публичных домов было положено в 1843 г. министром внутренних дел графом Перовским, который хотел со временем сосредоточить всех проституток в борделях. К этому административный аппарат стремился вплоть до 1917 года. А в 1844 году были изданы даже "Правила для содержания борделей", регламентировавшие вплоть до мельчайших деталей порядок организации и правила работы последних, поведение их обитательниц в общественных местах и т. д.

В частности, было в 1861 году было регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

Из "Правил содержательницам борделей", утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Цена платы "за любовь"

В конце XIX - начале XX вв. существовало три типа публичных домов: дорогие бордели с модной мебелью, паркетными полами, зеркальными стенами и потолками (интерьеру соответствовали и женщины, рассчитанные на состоятельных клиентов), многочисленные и вариабельные по убранству и цене дома для потребителей среднего класса (мелкие чиновники, студенты, купечество средней руки, кадеты и младшие офицеры) и убогие, дешевые дома для бедного люда (солдаты, бродяги, рабочие и проч.).

Плата за сексуслуги в подобных легальных притонах разврата существенно разнилась в зависимости от ранга заведения. К примеру, в фешенебельных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга с посетителя взимались 3-5 рублей за сеанс, 5-15 руб. за ночь и 10-25 руб. за обслуживание клиента на дому, тогда как в провинции соответствующие показатели равнялись 1-3 руб., 1-5 руб., 3-10 руб.

Гораздо скромнее была плата в "средних" домах терпимости: от 1-2 руб. "за время" до 3-7 руб. за выезд на дом, в провинции: от 0,5 руб. до 5 руб. В дешевых публичных домах мегаполисов и периферии за разовое посещение проститутки брали от 20 до 50 коп. Здесь заработок шел уже не от качества, а от количества: проституткам приходилось обслуживать за ночь до 50 человек, причем в предпраздничные и праздничные дни наплыв клиентов требовал "двойного удара". Инфляции на перечисленные услуги не было, начиная с 70-х гг. ХIХ вв.

Дорогая услуга или нет?

Любые услуги - будь то секс или покупка курицы оплачиваются деньгами и, соответственно, зная цены, мы можем сказать, что было дорого, а что нет. После введения золотого курса рубля в 1897 году фунт (400 г) ржаного хлеба стоил 3 коп., белого - 10 коп.; пуд соли - 10 руб.; фунт мяса - 13 коп.; 100 яиц - 2,8 руб.; пуд коровьего масла - 11,6 руб.; фунт чая - 2,8 руб.; пуд осетрины - 13 руб.

Однако как всегда где-то было дороже, где-то - дешевле. Например, в Приазовье в 1905 году за 50 копеек можно было купить двух цыплят, пяток яиц и две круглые булочки-франзольки из пшеничной муки! Соответственно оклады конца ХIХ века составляли: у младших офицеров - 35 рублей, у учителей - 25, у фельдшера - 40, у фабрично-заводского рабочего (в среднем) - 16 рублей.

Офицеры и "продажная любовь"

А вот обмундирование офицера императорской армии, кстати говоря, приобретавшееся им за свои деньги, стоило весьма дорого. Причем, государство бесплатно снабжало его обмундированием только один раз - при производстве! Между тем мундир в конце 90-х годов стоит 65 рублей (в коннице дороже): сюртук - 32 руб., китель - 25 руб., сапоги - 20 руб., фуражка - 7 руб., погоны - 3 руб. Кроме того, приходилось много денег тратить на всякого рода званые обеды, которые обременяли офицерские семьи.